Святитель Ефрем Аризонский, один из выдающихся духовных наставников православной церкви, оставил после себя множество пророчеств и мудрых наставлений, которые и по сей день являются источником вдохновения и утешения для многих верующих. В его словах звучит призыв к отрешению от суеты и поиску истины, предостережение от легкомысленности и стремление к духовному совершенству. Эта статья погружает читателя в мир духовного наследия старца Ефрема Аризонского, раскрывая его уникальные учения и призывы к духовной жизни.
Мнение эксперта:Старец Ефрем Аризонский призывает избегать слов “быстро” и “удобно” как беса. Эти слова, по его мнению, могут отвлечь нас от важных ценностей и принципов. Старец подчеркивает, что истинное счастье и удовлетворение не приходят мгновенно и не всегда удобны, но именно в постоянном стремлении к совершенству и самоотверженности заключается истинная ценность жизни. Его слова напоминают нам о важности терпения, самодисциплины и глубокого понимания целей, которые мы преследуем.https://www.youtube.com/embed/kodKj_IPcoEЖитие старца Ефрема Аризонского
В миру о. Ефрема звали Иоа́ннисом Мораи́тисом. Он появился на свет 24 июня 1928 г.в Греции. Сам праведник свидетельствовал, что к иноческому житию пришел он еще в ранние свои годы под влиянием наставлений боголюбивой его матери – будущей инокини Феофании.
В годы оккупации Греции немцами, юному подвижнику пришлось оставить учение и искать какой-либо заработок: жило его семейство тогда за счет продажи различных вещей на местном базаре. Молодому человеку суждено было познать и арест, и видеть погибшими от рук оккупантов друзей детских своих игр.
Но Господь хранил избранника Своего. Однажды в одном из приходов местных встретил он незнакомого афонского инока, который стал окормлять духовно Иоанниса и во многом помог молодому человеку. Монах тот стал его наставником и много способствовал духовному возрастанию юноши.
«Я избрал его своим духовным отцом и, благодаря его беседам и советам
, — пояснял впоследствии праведник, —
вскоре начал чувствовать, как сердце мое удаляется от мира и устремляется к Святой Горе».
Наставник тот поведал молодому Иоаннису об удивительном афонском насельнике Иосифе, узнав о котором, в сердце юноши возгорелось желание увидеть старца того воочию и послушать со вниманием наставления благочестивого этого человека.
На Афон прибыл он утром 26 сентября 1947 г.и в скором времени сделался одним из ближайших учеников великого старца, являвшегося мудрым наставителем многих насельников святогорских. Об этом праведном старце о. Ефрем впоследствии вспоминал следующее:
«Я познал его как истинного богоносца. Превосходный духовный стратег, опытнейший в брани против страстей и бесов. Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться. Только бы он был ему послушен».
Главнейшим деланием всякого инока старец Иосиф полагал творение молитвы умной, приближающей человека к его Создателю и просветляющую сознание и разум. Монашеская братия свидетельствовала, что у самого старца после постоянного этого делания лик часто озаряем был светом, подобным нетварному.
Со св. Иосифом подвижник провел 12 лет, впитывая все его наставления. Он служил ему до последнего дня жития старца. О. Ефрем много трудился, а ночи часто проводил в бдениях молитвенных. Знакомы ему были и холод, и питание скудное – такими испытаниями взращивал наставник в чадах своих духовных праведность и смирение. Некоторый период подвизался он также в молчании. Спал он на полу, у двери о. Иосифа.
В дальнейшем избран был о. Ефрем настоятелем обители Филофей, в которой разумно и благолепно все устроил. Ученики его восстановили впоследствии общины монашеские и в других обителях святогорских: в Каракале, Ксиропотаме, Костаманите и в скиту ап. Андрея Первозванного.
Через некоторый период, по особому указанию Господню, праведник покинул Афон и переселился в США. Это случилось в 70-е гг. прошедшего столетия: о. Ефрем приехал в Нью-Йорк, чтобы на ноге больной сделать операцию.
Когда православные американцы узнали, что в город прибыл старец со Святой Горы, к нему потянулись за наставлением и исповедью целые потоки богомольцев. Впоследствии старца просили посетить с проповедническими беседами отдаленные американские города. Именно тогда и понял подвижник, насколько велика потребность американцев в руководстве духовном. Найти же подобное руководство было им негде.
Потому и остался о. Ефрем на континенте Американском. Здесь, в Аризоне, в пустынной местности, где росли лишь кактусы выше роста человеческого, а по ночам выли койоты, основал он обитель в память
св. Антония Великого
– первого пустынножителя-монаха в христианской истории. Всего же его попечением в Канаде и Америке устроено почти два десятка женских и мужских обителей.
Особенно много было среди паствы его американцев греческого происхождения, традиционно исповедующих Православие. Именно эти люди, вероисповедание которых в ту пору начало уже ассимилироваться с католичеством и протестантизмом, собрали деньги на устроение первой обители православной в Аризоне.
Интересный факт
Обитель св. Антония Великого – вторая по посещаемости достопримечательность штата Аризоны после Большого Каньона. По Преданию, когда старец Ефрем осматривал участки земельные для возведения монастыря, в этом месте пустынном он и его помощник услышали неизвестно откуда издаваемый звон колоколов.
Интересный факт
В главном соборе обители находится сегодня глава св. Иосифа Исихаста, привезенная старцем Ефремом со Святой Горы. Это – главнейшая из монастырских реликвий.
У о. Ефрема для каждого входящего в Антониеву обитель заведено было единое правило, соблюдаемое и поныне: всем, кто входит в монастырь предписывается совершить сотню поклонов, 900 раз произнести молитву Иисусову и 300 раз прочесть моление Богородичное. Данное правило благословляется абсолютно всем: и инокам, и церковнослужителям, и мирянам – для всех правило это едино. Паломники свидетельствуют, что каждый исполняющий данное послушание непременно имеет результат и ощущает присутствие на себе Благодати Божественной. Те же, кто, приступая к нему рьяно, оставляют его – утрачивают духовное это сокровище.
Изначально на выжженной земле аризонской пустыни поселилось шестеро насельников. Было у них тогда всего 4 сборных домика и небольшая церковь. Все остальные строения возвели уже много позже. Летом температура достигает в местности этой 50 градусов, однако стараниями о. Ефрема и братии кактусовая пустыня превратилась в благолепнейший сад с плодоносными деревцами и цветами благоухающими. Со временем здесь вырастили целую цитрусовую плантацию и плантацию деревьев оливковых. Есть здесь и виноградник, неподалеку от которого устроили небольших размеров винодельню.
По Уставу монастырскому насельники ночь проводят в пустыне в многочасовой молитве – по примеру афонской братии. Эти ночные моления – весьма важная часть жизни иноческой, хотя в пустыне подстерегают их всякие неожиданности и опасности в виде скорпионов и змей гремучих.
Интересный факт
О. Ефрем в период возведения обители указал место, где находится подземный источник и настоял на бурении скважины именно в том месте вопреки уверениям специалистов, настаивающих на бурении в совершенно ином земельном секторе. Старец просил бурить под его ответственность, и, в итоге, рабочие наткнулись на полноводную подземную реку, благодаря чему в наши дни аризонская обитель св. Антония не испытывает нужды в ресурсах водных.
Обитель со временем расширялась, в нее отовсюду съезжались американцы, исповедующие Православие. Через какое-то время стало понятно, что одного монастыря для такого числа богомольцев весьма мало. Тогда усердием о. Ефрема основан был еще ряд обителей: в Нью-Йорке, Флориде, Техасе, Пенсильвании, Каролине Южной, Мичигане, Калифорнии, Торонто и некоторых иных штатах. Наставниками этих общин иноческих поставил старец премудрый учеников своих. Благодаря этому человеку обители православные возникли во всех частях Америки. Келейник подвижника, инок Ефрем, пояснил по этому поводу следующее:
«Эта страна голодала духовно, и тогда Бог дал ей старца Ефрема, чтобы дать людям надежду и объединить их для молитвы и созерцания».
Старец до окончания жития его жил в основанной им обители св. Антония Великого, куда съезжались к нему со всех краев земли богомольцы. Подвижника почитали как угодника Божиего уже во время его жития. Молва о необычайном его молитвенном даре достигла всех континентов. Многие из паломников свидетельствовали и о его целительском даре: его молитвы скоро поднимали больных, даже находившихся в реанимации. Он провидел недуги прихожан, не видя их анализов и не ведая о поставленных им врачами диагнозах. Открыты ему были и мысли приходящих к нему посетителей. Келарь старца заверял, что неоднократно был свидетелем прозорливости о. Ефрема. Сам подвижник утверждал, что он всегда чувствует, когда кто-то из чад духовных за него возносит Вседержителю моления: в такие минуты он начинал молиться сердечно вместе с ними.
Очень часто старец выезжал в ближайшие селения, где раздавал нуждающимся продукты.
Интересный факт
Существуют свидетельства очевидцев о том, что старец Ефрем дивным образом, плотью оставаясь в монастыре, являлся видимо к изголовью одра некоторых тяжело страждущих христиан, где возносил Творцу моления об их здравии.
Старец несколько раз возносим был при житии в селения небесные, о чем рассказывал неоднократно затем духовным чадам. Открыты ему были и некоторые из грядущих событий как в целом в мире, так и в родной его Греции.
Преставился старец 7 декабря 2019 г. в 91-летнем возрасте.
Архимандрит Симеон (Гагатель), возглавляющий Ахтырскую Свято-Троицкую обитель, вспоминал о встрече с подвижником этим следующее:
«Когда я зашёл в его комнату… было ощущение, что я общаюсь с ангелом – но не величественным и страшным, а очень простым и добрым. Однако святость и свет, которые излучал старец, были именно ангельскими».
Покушение на о. Ефрема
Как-то посещения старца добивалась упорно одна женщина. Она была весьма благочестиво одета и выглядела как христианка настоящая. Однако была она иудейкой на самом деле, и притом фанатичной. В мыслях ее было покушение на прозорливого праведника, а под широким одеянием ее спрятан был нож.
Несколько дней добивалась она приема у праведника, но Господь не допускал ее к старцу. Однако была она настойчива и приезжала в обитель каждодневно. Наконец, добилась она приема. Готовясь исполнить злоумышление, достала она нож и переступила порог старческой кельи…
Но, как только вошла она к праведнику, так сразу от неожиданности и остолбенела: старец возвышался над нею, стоя на воздухе, и с лучистой улыбкой благословлял ее… Крик вырвался из груди иудейки. Она стояла, не имея возможности двинуться до той поры, пока на крик ее не прибежали иноки и, поняв в чем дело, не разоружили иудейку.
Впоследствии фанатичная эта женщина, поразившись Силе Господней, принесла покаяние и крестилась, уверовавши после случившегося с нею в Сына Божия.
Интересные факты
1). Старец Ефрем Аризонский был православным монахом и духовным наставником, известным своей мудростью и пророчествами. Он часто призывал людей избегать двух слов – “быстро” и “удобно”, подчеркивая важность терпения, смирения и труда в достижении духовного и физического благополучия.
2). Жизнь старца Ефрема была исполнена трудностей и лишений. Он пережил Первую мировую войну, был вынужден покинуть родную Грецию и скитаться по Европе в поисках духовного руководства. В конце концов, он поселился в Аризоне, где основал монастырь и привлек множество учеников.
3). Учения старца Ефрема оказали значительное влияние на православную мысль XX века. Его духовные наставления, проповеди и молитвы вдохновили многих людей на путь духовного совершенствования и помогли им преодолеть трудности и испытания жизни.
Наставления старца Ефрема Аризонского
К дивному старцу за назиданиями духовными богомольцы ехали со всех уголков мира. И для каждого из притекающих находилось у него слово утешительное и наставление нужное. Людские души о. Ефрем сравнивал с благолепными цветами, за каждым из которых необходим особенный, специальный уход.
Многие из бесед праведника были записаны его паствою и собраны в дальнейшем в духовные сборники, переведенные на языки разных народов и издаваемые в наши дни тысячными тиражами. Вот некоторые из его наставлений:
Истинное богословие
«Истинное богословие приобретается не в университетах, а только в презрении мира, вдали от шума и мирской суматохи, в месте безмолвном и спокойном, посредством определенного порядка молитвы и подвига, когда человек, очистив ум и освободившись от взыграний плоти, получит свет истинного богословия – ведение самого себя».
Не оскорбляйте Божию Матерь
«Посмотрите, как женщины оскорбляют Божию Матерь своим вызывающим внешним видом в летнее время. С одной стороны, поклоняются иконе скромной Девы, а с другой – искушают и толкают окружающих на грех своим вызывающим видом. Это даже не считается у них за грех, который нужно исповедовать».
О нелепости претензий феминизма
Для Бога нет мужчин и нет женщин, есть только грешники и кающиеся, нечестивые и благочестивые.
«В наши дни много говорится о равенстве полов, мужчин и женщин. Но борьба за женское равенство и так называемое феминистическое движение опоздали. Христианство уже 20 веков как решило эту проблему. Как? Уничтожило различия! Оно воздало женщине равную с мужчиной честь. И более того – воздало одной Женщине такую честь, которой не имел, не имеет и не будет иметь ни один мужчина. Женщина эта есть Пресвятая Богородица.
В христианстве, в Церкви, людей оценивают, исходя не из пола, социального положения, уровня образования, финансового достатка, одарённости и т.д. Людей различают и оценивают по одному единственному признаку – признаку святости. Для Бога нет мужчин и нет женщин, есть только грешники и кающиеся, нечестивые и благочестивые, святые и святейшие».
Плачь, но не убивайся
«Не скорби так сильно, чадо мое. Во всем нужна мера, потому что от большого плача тебе станет хуже, ибо нервы не выдерживают большой скорби и тесноты».
Необходимо подчинить свою жизнь определённому чину
«Чтобы обрести спасение, необходимо подчинить свою жизнь определённому чину. Ведь где порядок – там мир, а где мир – там и Бог; но где беспорядок – там путаница, а где путаница – там диавол.
Для того, чтобы в жизни был порядок, необходимо следовать наставлениям духовного отца.
Так же как врач обследует больного, ставит диагноз и на основании этого диагноза назначает лечение, как и больной, чтобы получить исцеление, должен аккуратно принимать все лекарства и в точности выполнять рекомендации врача, и как самое малое отклонение от схемы лечения ставит под угрозу всё выздоровление, – так и, когда духовный врач назначает духовную терапию, верующий обязан следовать его советам и исполнять данные ему правила».
Как правильно организовать свой день
Старец давал практические советы по организации своего дня:
«Сон – это образ смерти. Мы спим и не знаем, где в это время находимся, не ощущаем времени, и вновь восстаем, возвращаемся к осознанной жизни. Поблагодарив Бога от всего сердца за то, что Он удостоил нас вновь увидеть дневной свет, станем просить Его об оставлении наших грехов».
«Благодатью Божией мы поднимаемся утром, кто раньше, кто позже. Первое, что нам надлежит сделать, по нашему христианскому долгу и обязанности, по душевной необходимости, ради спасения – это встать на колени, поднять руки к Богу и помолиться. Проснувшись и припав ко благости Христовой, нужно, во-первых, поблагодарить Его за благополучно прошедшую ночь».
«Помолимся с утра, сделаем поклоны (сколько определил духовник), а если позволяет здоровье, то прибавим к ним и ещё. Что такое поклон? Это поклонение Богу. Даже один дополнительный поклон – это уже труд подвижничества, за который будет своё воздаяние от Бога. Те немногие поклоны, что мы творим, копятся потихоньку у Бога на Небе, и когда мы отправимся в Горняя, обретём их там в большом количестве. И это поможет нам дать добрый ответ в страшный час Суда».
«Пусть жёны молятся за мужей своих и за детей, а мужья – за жён и детей, дети же – за родителей. Так, взаимно помогая друг другу молитвами, мы будем идти к духовному возрастанию».
«Итак, мы молимся утром, потому что молитва подаёт нам свет, и свет этот светит в течение всего дня, а дальше мы отправляемся каждый по своим делам: кто на работу, кто в школу, кто в путешествие. Но и потом нужно нам не оставлять памяти Божией, ведь за утренней молитвой мы получаем от Бога благодать, силу, благословение; одесную нас становится ангел, и мы принимаемся за работу. И где бы мы ни оказались, не будем оставлять памятования о Боге».
«И вечером, перед сном, вновь будем преклонять колена и приносить наши молитвы Богу. А среди дня или вечером откроем Новый Завет и прочитаем оттуда хотя бы одну главу».
На работе будем внимательны
«На работе будем внимательны: рядом работает много людей, и говорят всякое. Говорят слова подчас очень скверные, так как пребывают в страстном состоянии и ни о чём не помышляют, только о временном, суетном, о земных наслаждениях. Если молящийся человек внимателен, то не последует им; он жалеет таких людей и молится, чтобы Бог просветил их, чтобы они освободились от такого удушливого духовного состояния, вышли на чистый и вольный воздух».
Жизнь любого человека – книга
«Жизнь любого человека – книга, а каждый день жизни – одна её страница. У каждой книги есть конец, конец есть и у человеческой жизни. На страницах этой книги есть и плохое, и хорошее, записаны и светлые, и тёмные дела человека. А когда окончится жизнь, тогда откроется пред Богом эта книга, и на основании того, что в ней написано, человек даст ответ».
Усердие ко спасению
«Нам обязательно нужно усердие ко спасению: нельзя нерадеть, ведь мы не знаем, будем ли живы завтра. Мы не имеем власти даже над самой малой секундой времени. Все неустойчиво, непостоянно: наша жизнь, жизнь наших родителей, детей, родственников, здоровье, финансы – всё, что у нас есть, это всё ненадёжно, и всего в любой момент можно лишиться».
Нельзя нерадеть, ведь мы не знаем, будем ли живы завтра
«Кто избегает травм? Тот, кто бодрствует, трезвится, кто внимателен, кто следит за собой и за дорогой, потому он реже падает. Кто получает травмы? Тот, кто невнимателен в пути, и потому легко падает. И часто причиной этого является нерадение. Нерадение при исполнении нами своих обязанностей ведёт к опасным последствиям».
Что означает осуждение?
«Что означает осуждение? Осуждение означает, что мы считаем себя безгрешными.
Согрешил человек? Не суди его; лучше сказать: не осуждай. Плачь о его падении; отнесись к нему, как к своему собственному падению.
Когда я анализирую дела человека не с намерением его осудить или унизить, не по гордости, но с любовью – например, говорю, что человеку было бы полезней того-то и того-то не делать, говорю с состраданием и молясь за него, – тогда это не осуждение. Но, если называю его эгоистом и унижаю в глазах других людей – то это грех осуждения».
Нужно очень внимательно следить за своими словами
«Нужно следить за своим языком: когда и что говорить, – ведь мы люди малодуховные и потому постоянно ошибаемся. Говорят, что лучше упасть на острые камни, чем пострадать от острого языка… Через язык совершаются страшные вещи: одним-единственным словом можно довести человека даже до самоубийства! Осуждая и унижая человека, можно довести его до отчаяния, а можно словом одним и подвигнуть на путь греха. А потом мы оправдываемся: ‟Я ведь просто сказал”. Посмотрите-ка, каковы последствия!»
О преодолении жизненных трудностей
«Вся моя жизнь была «труд и болезнь»: нищета, война с немцами, голод в оккупации, соблазны и скорби в монастырях. Сильнейшая духовная брань. Мне удалось устоять только благодаря молитве ко Господу нашему Иисусу Христу и Матери Божией. Тот, кто не произносит имя Христа и Богородицы ежедневно, не является христианином.
Когда мы читаем Акафист Пресвятой Богородице, то получаем радость и просвещение от Матери Божией. Богородица очень мне помогает и выводит меня из многих, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Однажды я увидел Христа, сидящего на Престоле, а рядом с Ним – Богородицу и чины ангелов и святых. Они ждали, что Христос подаст им знак, кивнет головой, чтобы они поспешили на помощь людям в новой трудной ситуации. Когда мы постоянно наполняем наши сердца Христом, наша вера с каждым днём становится крепче, и мы можем противостоять всем искушениям. Богородица непрестанно молится о нас Богу и просит Его о том, чтобы у нас была сила и умение радоваться при любых обстоятельствах.
Если человек переживает ад в этой жизни и относится к этой ситуации духовно, с благодарностью к Богу, то по смерти он благополучно минует все мытарства и попадёт прямо в объятия Христа. Но если он вместо этого начнёт обвинять и хулить Господа, то он будет мучиться и в этой жизни, и в будущей».
О дате отшествия ко Господу
«Когда кто-то умирает, и душа его наследует спасение, тот святой, чью память празднует Церковь в день его смерти, встречает этого человека в раю, потому что это его день, его праздник».
О награде за кротость
«Христос очень близок к тем душам, которых обижают несправедливо.
Каким людям подается дар Божий? Этих людей или сильно обижали, или на них клеветали, или же им пришлось претерпеть много несправедливостей, вот они и получили дар Божий».
Книги о. Ефрема Аризонского
«Моя жизнь со старцем Иосифом»
Это произведение, вышедшее впервые в Греции в 2008 г., рассказывает о боговдохновенной личности святогорского праведника св. Иосифа Исихаста. В данном труде приведены многие наставления этого угодника Божиего, записанные его верным последователем. Рассказывается здесь и об особенностях иноческой жизни. Данная работа дает ответы на многие вопросы христиан, связанные с приоритетами духовными и смыслом жизни человеческой.
«Искусство спасения»
Книга являет собою сборник бесед подвижника с его паствой. В этих беседах запечатлен духовный опыт подвижника, шесть десятилетий посвятившего жизни монашеской. Беседы эти различны. Они о совершенствовании людей, о цели их жития. Цель данного собрания – удовлетворить жажду верующих в душеспасительном и живительном слове.
Наставления подвижника, почерпнутые из собственного его опыта, несут утешение и надежду многим страждущим. Они являются подлинным «питанием духовным», подающим облегчение и помогающим душе христианской не сбиться со спасительного пути.
«Отеческие советы»
Это еще один сборник проповедей и назиданий дивного старца, составленных им на основании его богатейшего жизненного и духовного опыта. Это не плод его размышлений и мудрования – о. Ефрем не оканчивал университетов: до войны ему удалось обучиться всего лишь в двух гимназических классах. Все его советы вдохновлены Духом Господним, одарившим подвижника дарами прозорливости и целительства.
Данная книга не только передает знания праведника, но также и просвещает разум и сердце всякого обращающегося к опыту о. Ефрема. Сборник этот подвигает читателя к молению непрестанному, подающему благодать, совершенную радость в Боге и избавление от страстей.
Пророчества старца Ефрема Аризонского
Пророчества старца о грядущем соответствуют предсказанному ап. Иоанном. Так, старец неоднократно повторял:
«Мы имеем ясное ощущение, что произойдут катастрофические события, и они будут происходить в будущем буквально каждый день. Именно по этой причине необходимо прибегать за молитвенной помощью в монастыри и в храмы».
Некоторые пророчества его поясняют сущность антихриста. Об этой личности богопротивной старец предрекал следующее:
«Антихристу надлежит прийти тогда, когда человечество будет находиться в крайне бедственном положении. Если бы он явился прямо сейчас, то нынешнее состояние человечества не расположило бы к его принятию всех людей, потому что люди, живущие на земле, имеют всевозможные блага. Кроме того, ещё не исполнились все пророчества святых».
Переживший ужасы лихолетья военного праведник, с грустью предрекал, что войны еще не окончены на планете, непременно развязана будет еще одна – Третья мировая:
«Грядет множество зол. Св. Косма Этолийский, богопросвещеннейший человек, сосуд Духа Святаго, говорил, что начнется Третья мировая война. Он предсказал множество событий, которые уже произошли на самом деле. Сбудется и остальное.
Так вот, св. Косма Этолийский сказал, что будет Третья мировая война и количество людей на земле значительно сократится. Человеку придется идти целый день, чтобы встретить другого человека, близкого ему по духу, которого он мог бы назвать своим братом».
С особым чувством пророчествует он о судьбе греков, особенно тех, которые после захвата Константинополя Православного, остались под властью завоевателей и в дальнейшем, ассимилировавшись с захватчиками, приняли ислам. Служитель Божий предрекает грекам следующее:
«В Константинополе прольется очень много крови — столько, что трехлетняя телица будет плавать в крови. Кровь достигнет бездны, т. е. дна морского.
Св. Косма говорит, что треть турок будет убита, треть убежит вглубь Азии, а треть станут православными христианами, поскольку они ведут свое происхождение от греков. Из истории мы знаем, что когда-то турки отбирали детей у православных. Они забирали у греков маленьких детей и делали их янычарами, которые составляли самое отважное, лучшее войско, сражавшееся против греков. Конечно, они не знали, что их родители — греки, православные христиане. Итак, около трети турок от греческого семени станут христианами
Если бы вы знали, что нам придётся пережить! Великие трудности.
В Афинах есть много сокровенных святых, а Святая Гора Афон и святой Димитрий Солунский поддерживают Северную Грецию. Я имею особую любовь ко святому Димитрию. Каждый вечер перед сном помазываюсь его миром. Греция отвернулась от Христа. Поэтому она будет много страдать. Дети в Греции сегодня либо очень просвещённые, либо очень помрачённые. Дети из благочестивых семей – это закваска Христова и будущее Эллады».
Людям, твердо держащимся Православия, в будущем предрекает подвижник власть над ними царя подлинно христианского:
«А ещё есть усопший полководец по имени Иоанн… Архангел Михаил скажет христианам: «Вот кто будет сейчас царем», и его призовут стать царем греческого православного народа. Это сбудется…
Святой царь Иоанн будет царствовать 33 года. Жизнь на земле в эти годы будет благополучной, и с точки зрения благ, и с точки зрения веры. И тогда исполнится слово Евангелия, что будет едино стадо и един пастырь. В царствование этого святого царя люди будут жить хорошо».
Однако не долог будет тот «золотой век». Благополучие и комфорт развратят население, и люди, возлюбившие всяческие блага мирские, от Творца отдалятся:
«После смерти этого святого царя, которая произойдет естественным образом, последует упадок благополучия людей — как духовного, так и материального. Поскольку людей будет немного, а благ будет много, люди будут купаться в роскоши. По причине множества благ люди будут безудержно предаваться наслаждениям и потеряют страх Божий, произойдет великое отступление от Бога, начнется упадок нравственности, в результате чего люди станут «плотью», как и при Ное. После успения святого царя жизнь станет безнравственной, произойдет духовное падение людей, они лишатся страха Божия. Это приведет к отступничеству от веры, которое лишит людей благодати Божией, а затем последует и лишение вещественных благ, как продолжение и ответ на оставление Бога.
И тогда, в этом состоянии полного отсутствия страха Божия и веры, явится антихрист, который начнет проповедовать веру в самого себя, говоря, что он есть Мессия и что он — единственный, кто поможет и спасет род человеческий от погибели и от бед».
Немного останется в период тот преданных Вседержителю людей. Немного будет и пастырей, сохраняющих чистую веру. Из-за расправ и гонений придется верным этим служителям Божиим скрываться вместе с их паствою:
«В то время малочисленные священники, боящиеся Бога, с немногими верными христианами убегут в горы и пещеры, взяв с собой немного соли. Скрываясь в горах, они смогут избежать печати зверя. А те, кто исповедают веру во Христа, претерпят жесточайшие мучения».
Упоминает праведник и о пророках Апокалипсиса:
«Тогда восстанут и великие святые, которые не пережили физической смерти, — Енох и Илия. Они засвидетельствуют о Христе, будут убиты антихристом и сподобятся мученичества, и последуют за учениками Христа, принявшими мученическую смерть. Вслед за этим наступит конец света и Великий Суд над человеческим родом. Человеческий род будет судим».
У старца этого есть и весьма печальное пророчество о «разрушении» Горы Афонской. Разрушение то будет не физическим, а произойдет изнутри, под влиянием все того же развращающего стремления к комфорту. В последнее его посещение обителей святогорских, о. Ефрем предупредил насельников:
«Отцы! Я хочу сказать вам о 2-х вещах, которые со временем разрушат Святую Гору в духовном смысле. А если Афон не устоит, то что будет с миром? Если зелёное дерево засохнет, то что будет с сухим? От этих 2-х вещей далее произойдёт всякое зло. Хорошо запомните эти два слова. Как только вы начнёте всё чаще слышать на Святой Горе эти слова, значит время пришло. Это всего два слова: «быстро и удобно». Отцы, знайте, что слова «быстро и удобно» — это не человеческие слова, это — слова диавола, который ими разрушит нашу Гору. Но вы знайте это. Как только услышите слова «быстро и удобно», бегите от этих «улучшителей жизни» как от самого беса».
Данное пророчество размещено на официальном портале насельников святогорских.
Праведник призывал паству свою быть готовыми к грядущим событиям:
«Ожидая эти великие грядущие бедствия, мы должны уготовать к ним душу свою. Не будем слушать обманчивые помыслы, что этого якобы не будет: все это написано, решено, предречено и очевидно из того, что мы переживаем сейчас».
Много разъяснений оставил он и по поводу последующей жизни в селениях небесных:
«Человеческий ум не может вместить, как прекрасен Рай. Всё наполнено светом! Все благоухает! Радость неизреченная. Блаженство. Старости уже не будет. Христос хочет, чтобы в Его Небесных Чертогах все были молоды. Никаких недостатков и изъянов. Всё будет совершенным. Моя мать умерла в возрасте 95 лет, а я видел её в Раю тридцатилетней.
У нас по соседству жило двое бедных ребятишек, они были умственно отсталыми. Мы давно уже играли в разные игры, а они с трудом учились ходить, хотя мы были одного возраста. Они умерли ещё в детстве во время немецкой оккупации. Я увидел их в Раю и спросил: «Чем вы здесь занимаетесь? Как проводите время?». А они отвечают: «Ефрем, нам здесь не до разговоров. Здесь мы учимся, познаём устроение мира Божия». Там на земле они не способны были даже написать свое имя, а в Раю они учились. Это ещё раз свидетельствует нам о совершенстве Небесного Царства».
Ефрем Аризонский о России
Отдельно о России старец этот не высказывал известных значимых пророчеств. Большей частью прозревал он судьбы родной ему Греции. Однако о грядущих событиях государства Русского можно многое почерпнуть из его высказываний о будущем мирового сообщества.
Особенно же призывал старец людей православных, указывая на грядущие каждодневные катастрофы и катаклизмы, не оставлять трудов подвижнических и как можно чаще посещать святыни православные в церквях и монастырях.
Частые вопросы
Кто такой старец Ефрем Аризонский?
Старец Ефрем Аризонский был православным старцем, монахом и духовником, жившим в Аризоне в двадцатом веке. Он был известен своим глубоким смирением, духовной мудростью и способностью совершать чудеса. Старец Ефрем был духовным отцом многих людей, в том числе многих священников и епископов.
Почему старец Ефрем Аризонский советовал избегать слов «быстро и удобно»?
Старец Ефрем Аризонский считал, что слова «быстро и удобно» могут привести к духовной лени и небрежности. Он учил, что в духовной жизни необходимо трудиться и терпеть, и что нет никаких коротких путей к спасению. Старец Ефрем призывал своих духовных чад избегать суеты и торопливости, и стремиться к духовной глубине и сосредоточенности.
В чем актуальность учения старца Ефрема Аризонского для современного человека?
Учение старца Ефрема Аризонского актуально для современного человека, потому что оно предлагает путь к обретению внутреннего мира и гармонии в мире, который часто бывает суетливым и хаотичным. Старец Ефрем учил, что человек должен искать Бога и свою истинную природу, а не гнаться за внешними удовольствиями и достижениями. Его учение помогает людям найти смысл и цель в жизни, и обрести духовную свободу.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Не спешите в своих делах и решениях. Позвольте себе время для вдумчивого обдумывания и принятия взвешенных решений.
СОВЕТ №2
Откажитесь от иллюзии поиска удобства во всем. Иногда именно через преодоление трудностей и усилий мы достигаем настоящего успеха и развития.
СОВЕТ №3
Практикуйте терпение и настойчивость. Успех приходит к тем, кто умеет работать долго и упорно, несмотря на временные трудности.
Влияние наставлений старца Ефрема на современное общество
Старец Ефрем Аризонский, прославленный православный старец и духовник, оставил после себя множество наставлений и мудрых слов, которые оказывают глубокое влияние на современное общество. Его слова о том, что нужно избегать слов “быстро” и “удобно” как беса, звучат особенно актуально в наше время, когда стремительный ритм жизни и стремление к комфорту могут отвлечь нас от духовных ценностей.
В современном обществе принято ценить скорость и удобство во всем. Мы стремимся сделать все быстро, чтобы успеть больше, и выбираем пути, которые кажутся нам наиболее удобными. Однако, наставления старца Ефрема напоминают нам о важности терпения, внимательности и глубокого понимания происходящего.
Избегая стремительности и поверхностности, мы можем обрести внутренний покой и гармонию. Слова старца Ефрема призывают нас задуматься о том, что истинное счастье и удовлетворение не всегда приходят быстро и легко, а требуют терпения, усилий и самопожертвования.
Таким образом, влияние наставлений старца Ефрема на современное общество проявляется в напоминании о важности внутреннего развития, духовного роста и глубокого понимания ценностей, которые не всегда могут быть достигнуты быстро и удобно, но приносят истинное благополучие и счастье.