Андреевский монастырь в Москве — крепость христианского духа и истории

Андреевский монастырь на Воробьевых горах в Москве — это не только историческое здание, но и символ русской православной веры, место, где сохранилась духовная традиция и культурное наследие. В данной статье мы рассмотрим историю и значение этого уникального монастыря как крепости христианского духа.

Мнение эксперта:Андреевский монастырь в Москве давно привлекает внимание как историков, так и паломников. Эксперты отмечают, что этот древний монастырь не только является памятником архитектуры и истории, но и символизирует крепость христианского духа. Строгость его стен и величие куполов напоминают о вечности и непоколебимости веры. Эксперты подчеркивают, что посещение Андреевского монастыря способствует внутреннему очищению и восстановлению душевного равновесия. Это место несет в себе духовное наследие веков, вдохновляя всех, кто ступает на его святую землю.https://www.youtube.com/embed/y326mZcgqYcИстория Андреевского монастыря

В 1591 г., в правление среднего сына Иоанна Грозного, Феодора, к стенам царственного града подошли бесчисленные рати властителя Крыма – хана Кызы-Гирея, которые за некоторое время до этого собрались в расположенном неподалеку селе Коломенском. Навстречу им выступили воины русские, предводительствовал которыми зять государя – будущий самодержец Борис Годунов.

Предание повествует, что благоверному государю Феодору открыто было о Милости Божией к москвичам, и потому он не скорбел весьма о погибели города. Воины выдвинулись за московские укрепления и расположились станом напротив неприятеля, который, по свидетельству историков, разбил лагерь в с. Воробьево.

И, вот, 1 сентября (19 августа) 1591 г., в день св. Андрея Стратилата, крымчаки неведомым образом, без явных для того причин, оставили внезапно свои обозы и поспешно покинули лагерь: слышен был лишь нарастающий шум в их стане да крики паники. Через несколько часов ничто не напоминало уже москвичам о стоявших под городом ордах иноплеменников.

Игумен Даниил (Залетов) о том периоде истории поясняет следующее:

«Русские люди всегда надеялись на помощь Божию и Его святых угодников. 1 сентября 1591 года хан Кызы-Гирей неожиданно отступил, и в этом усматривалась не только русская доблесть, но и великая помощь Божия, которая всегда оказывалась Русской земле».

После такого чудесного избавления горожан от грозных полчищ Кызы-Гирея в обители на Воробьевых кручах возвели надвратную церковь, освятив ее в память святого Стратилата Андрея – последователя Учения Мессии, искусного военачальника, разгромившего персов и принявшего страдальческую кончину от рук идолопоклонников в 302 г.

Изначально была церковь эта выстроена из дерева, но в 1675 г. ее заменили каменной. С той поры и весь монастырь стали именовать Андреевским.

По Преданию, находится данная обитель на местности, расположенной, как раз, посреди стоявших друг против друга ратных лагерей. Первоначально она была известна под именем Преображенской Пустыни, представляя собою деревянную церковную постройку небольшого размера с окружавшими ее деревянными кельями.

Интересный факт

После чудесного избавления жителей от полчищ крымского хана была возведена также и известнейшая далеко за пределами Руси Донская обитель столицы. Между нею и Андреевским монастырем всегда существовало теснейшее духовное единение, поскольку они связаны с одним и тем же дивным событием, показавшим русскому люду величайшее о них попечение Господне и безграничную Его Милость. Донская обитель возведена на месте, где находился русский воинский стан, и где стояла в ту пору походная церковь прп. Сергия Радонежского. Первое время Донская братия находилась даже под духовным окормлением подвижников Андреевской обители.

Н.А. Мартынов.Андреевский монастырь в Москве, 1840. Бумага, литография

Н.А. Мартынов.Андреевский монастырь в Москве, 1840. Бумага, литография

Облик, близкий к сегодняшнему, монастырь приобрел в XVII-м столетии благодаря усердиям друга и помощника государя Алексея Михайловича – Ф. М. Ртищева, откликнувшегося на прошение украинского митрополита Петра разместить в Москве киевских ученых монахов, направляемых для создания просветительского училища, и занявшегося обустройством для этих просвещенных мужей данного места. Именно на средства этого государева деятеля, с благословения патриарха, выстроена была в обители в 1648 г. Преображенская церковь, по наименованию которой монастырь называли в старину Преображенской Пустынью. В житии Федора Ртищева о том периоде рассказывается так:

«Поискав, обрете место близ царствующего града Москвы, отстоящее двума поприщами на брезе реки Москвы в горах, иде же бе церковь святаго великомученика Андрея Стратилата, житию иноческаго собрания потребне».

Первым настоятелем этого места стал игумен Досифей –
«муж, украшенный многими добродетельми»,

как отзывались о нем соотечественники, а келарем был Пафнутий Еропкин – инок, переведенный сюда из обители Новоспасской.

Окольничему Ртищеву помогали в благом деле обустройства обители и сам государь Алексей Михайлович, и царский духовник Стефан Вонифатьев, и будущий
патриарх Никон
, в те годы несущий труды подвижнические в Новоспасской обители. Среди устроителей данного места был также боярин Борис Иоаннович Морозов – крупнейший землевладелец, долгое время бывший государевым воспитателем.

Интересный факт

Одним из жертвователей средств на возведение главного церковного строения монастырского комплекса был патриарх Иоаким.

Проект обители создавался совместно с находящимся в ту пору в столице греческим архимандритом Венедиктом. Строили комплекс под руководством зодчего Григория Копылы, незадолго до того возведшего основательно-монументальный Преображенский собор в Новоспасской обители.

Тот период был для монастыря порой его расцвета. Общине дарованы были угодья на берегу Москвы-реки. К ней приписаны были Донская обитель и Марчуговская Зосимо-Савватиева Пустынь. Однако в 1682 г., в правление Софьи Алексеевны, обитель уже сама была приписана к Заиконоспасскому монастырю, в который перешла на жительство часть ее братии после создания там Славяно-греко-латинской академии.

Помимо иноков из России, селилась в этом месте также и монашествующая братия из земель малороссийских, и иноки из Княжества Литовского. Число насельников не превышало 60-ти душ.

При Петре I в Андреевской обители организовали приют для детишек, от которых отказались родные, либо рождены которые были вне брака.

При Екатерине Алексеевне монастырь упразднили, поскольку содержание его царской казне было не по силам, а собственными усилиями иноки поддерживать жизнедеятельность общины не могли. В древних стенах его организовали на некоторый период приют для умалишенных, а впоследствии здесь был устроен женский работный дом, в котором на каждую девицу выделялось по три копейки в сутки. Им поручали, в основном, прядильное ремесло. Еще через некоторое время здесь организовали жилье для солдатских жен, оставшихся без кормильцев.

Надвратный храм Андрея Стратилата в Андреевском монастыре

Надвратный храм Андрея Стратилата в Андреевском монастыре

В начале XIX-го столетия здесь, с разрешения государя Александра I, была произведена перестройка обветшавших корпусов и устроена богадельня на 1000 лиц обоего пола на средства столичного Купеческого общества. Упразднили данное учреждение в 1918 г., создав на его месте общежитие фабрики Гознака.

В 1923 г. церковь св. Андрея Стратилата закрыли, а построенную на месте Преображенского храма церковь Воскресения Словущего отдали под клуб. В 30-е гг. закрыли также храм ап. Иоанна Богослова, располагавшийся в монастырской звоннице. Одновременно уничтожили и монастырский некрополь, где, помимо гробниц московских священнослужителей и старцев, находились гробницы именитых отечественных царедворцев: князей Шереметевых, Щербатовых и Плещеевых.

В 1964 г. на территории бывшей обители располагался НИИ стандартов и измерительный приборов, благодаря чему основные строения этого священного места остались нетронутыми и даже были впоследствии отреставрированы. Передали помещения эти верующим вполне сохраненными. Это произошло в 1991 г., а 16 июля 2013 г. Синодом принято было решение возродить в данном месте Андреевскую обитель.

Интересные факты

  1. Андреевский монастырь – древнейший монастырь в Москве. Его основание относят к 1357 году, когда на берегу Москвы-реки поселился инок Андрей Серпуховской. В то время Москва-река подступала почти вплотную к теперешнему Архангельскому собору в Кремле, поэтому монастырь в народе называли “Андрониковым”, по фамилии Андрея.

  2. Название монастыря закрепилось за ним только в 1420 году, после того, как в Москву прибыли греческие иконы с мощами апостола Андрея Первозванного.

  3. Андреевский монастырь стал первой в Москве крепостью, которую удалось возвести из камня вместо дерева. Это случилось в 1485 году по повелению великого князя Ивана III. Крепостные стены и башни монастыря охраняли Москву от набегов крымских татар и литовцев.

Андреевский монастырь и окрестностиАндреевский монастырь и окрестности

Архитектура и храмы Андреевского монастыря

Нынешние церкви обители возведены были в XVII и XVIII вв.

Храм св. Андрея Стратилата

Фасады данного однокупольного каменного строения украшены старинными многоцветными изразцами, выполненными по эскизам известнейшего белорусского мастера Степана Полубеса. После возвращения помещения верующим здесь были восстановлены два придела — св. Феодора Стратилата и ап. Андрея Первозванного.

Собор Воскресения Словущего

Возведен в 1689 г., однако освятили его только спустя 13 лет. По конструкции данное строение являет собою одноглавый четверик.

В подклети собора когда-то находился придел
св. Феодора Стратилата
, где по Преданию был погребен государев окольничий Федор Ртищев – меценат, участник ратных походов и известнейший благотворитель, устроивший на собственные средства первую в стольном граде общественную лечебницу. С именем этого политического деятеля связано начало духовного образования в России.

Данный храм был повторно освящен в 1992 г. Когда-то, к северу от него, возвышалась построенная ок. 1701 г. церковь Покрова Божией Матери.

Церковь ап. Иоанна Богослова

В 1748 г. в Андреевской обители на средства графа С.П. Шереметева возведена была звонница с церковью, посвященной Архангелу Михаилу. Спустя столетие, в 1848 г., на пожертвования купца Сеткина звонницу перестроили, а церковь переосвятили в память св. Иоанна Богослова – любимого ученика Мессии. Изначально к ней с трех сторон были пристроены портики, сохранившиеся к нынешнему времени лишь с одной стороны.

Церковь апостола Иоанна Богослова

Церковь ап. Иоанна БогословаПогребение в сидячем положении  архиепископа ХризостомаПогребение в сидячем положении архиепископа Хризостома

Святые и святыни Андреевского монастыря

В этой благочестивой обители трудились многие именитые старцы той поры.

Среди них иеромонахи Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий – переводчики и философы XVII-го столетия, составители знаменитого «Славяно-латинского Лексикона».

В 1655 г. Ф. Ртищев привез в монастырь из Литвы польского старца Варлаама, ставшего наставником подростков, обучавшихся в здешнем училище польскому и латинскому языкам.

Насельником обители долгое время был мужественный старец Авраамий, объединивший вокруг своей личности молодых подьячих. Именно он является автором знаменитых «Тетрадей» — челобитных, в которых подвижник открыто увещевал молодого государя Петра Алексеевича, тяготеющего к увеселениям и светскости Немецкой Слободы, прекратить разгульные забавы и обуздать проявляющуюся жестокость, призывая правителя к благочестивой, достойной царя жизни, с почитанием обычаев Русского Отечества. Он предлагал государю ограничить личные расходы и назначать в судейство людей неименитых – не потакающих знатным родственникам. После подачи этих челобитных государю началось следствие, итогом которого стало лишение старца книг, бумаги и чернил, и заточение его в удаленную глухую обитель, где через некоторый период потерялись всякие его следы.

Главными монастырскими реликвиями являются сохранившиеся, несмотря на протяженный богоборческий период, старинное скульптурное Распятие и образ Казанской Божией Матери, обретенный одним из насельников в 1812 г. во время Московского пожарища.

Научный центр

С XVII-го в. в стенах Андреевской обители находилось просветительское училище, в котором преподавались латынь и греческий язык, а также языки народов славянских. Здесь преподавали грамматику, риторику, философию и некоторые иные дисциплины. Это заведение было предшественником Славяно-греко-латинской академии, образованной в дальнейшем в Заиконоспасской обители, в которую переселились некоторые из Андреевской братии, и потому его считают первым в Отечестве высшим образовательным гуманитарным учреждением.

В наши дни в обители тоже действуют просветительские центры. Здесь находятся Синодальная библиотека им. патриарха Алексия II, Учебный Комитет РПЦ, Синодальный отдел информационного служения. Функционируют также Воскресная школа и школа общего образования, направленные на воссоздание духовных традиций детского воспитания и образования, в основу которых поставлены Православные Вера и Культура.

При монастыре действуют учреждения дополнительного образования и студии прикладного творчества. Здесь есть музыкальная студия и монастырский хор «Андреевские звоны». Есть студия тележурналистики, компьютерный клуб, спортивные секции и иные учебные организации.

Интересный факт

С обителью соседствует Российская Академия Наук, построенная на землях бывших монастырских угодий.

Монастырь сегодня

В наши дни насельники, помимо трудов молитвенных, подвизаются также на поприще социального служения. Помогают заключенным, Петровскому детскому дому и детскому центру реабилитации РДКБ.

Андреевский мужской монастырь

Андреевский монастырь

На территории обители проводятся благотворительные ярмарки, выставки и массовые празднования в честь двунадесятых торжеств и памятных церковных дат. Здесь организовываются просветительские лекции и семинары, а также духовные чтения.

Наместник Андреевского монастыря

Первым наместником возрожденной обители был епископ Дмитровский Феофилакт. Сегодня монашескую общину возглавляет игумен Дионисий (Шлёнов) – профессор МДА, автор свыше сотни работ по богословию.

Информация для паломников

Богослужения совершаются в обители ежедневно. Утренняя служба начинается в 7.30, вечерняя – в 16.45.

Работает Паломническая служба, возглавляемая дьяконом Николаем (Сухаревым). Есть трапезная.

Находится обитель на Андреевской набережной, на одинаковом расстоянии от станций м. «Воробьевы горы» и «Ленинский проспект», путь от которых к этому благодатному месту займет не более 20 минут. Можно доехать от указанных станций на автобусных маршрутах 111, 196, м16, е12, е10, сойдя на остановке «Площадь Гагарина», и пройти до обители.

О монастыре

В монастыре находится Институт перевода Библии, основанный в 1973 г. Бориславом Араповичем. Священное Писание переводят здесь на многие наречия народов, живущих на Российской территории.

Посещающих это место паломников восхищает архитектура комплекса, а также неподражаемая атмосфера умиротворенности данного места. Прихожане часто заказывают экскурсии, желая поглубже изучить события истории, связанные с обителью. Продолжительность экскурсии, программа которой составлена совместно с проектом правительства столицы «Выход в город», занимает около часа.

Отзывы об обители некоторых из ее прихожан:

Алексей М.:

«Великолепное и благоуханное местечко на Воробьевых горах. Это очень спокойное и хорошее место, чистая церковь, умиротворенная перспектива на величественную реку. Рекомендую прихожанам и прохожим посетить сие место, вам понравится».

АnnаZ:

«Монастырь восстанавливают по крупицам. Очень редкие древние святыни. Действительно ощущение, будто делаешь шаг в далёкое, почти забытое прошлое. К счастью, это прошлое рядом с нами, и мы имеем уникальную возможность к нему прикоснуться».

Дмитрий М.:

«Тишина и умиротворение в сердце мегаполиса. Чувствуется святость места!»

Александр Т.:

«Классное место фактически в центре Москвы на самой реке. Очень красиво и живописно. Монастырь со своей давней и глубокой историей».

Александр Т.:

«Рядом с мавзолеем науки расположена крепость. Крепость христианского духа. Андреевский монастырь — скрытая благодать!»

иерей Андрей Лысевич:

«Это маленькое, но сильное зернышко нового ученого монашества в России!»

Частые вопросы

Как добраться до Андреевского монастыря?

Чтобы добраться до причала “Андреевский”, рекомендуем выбирать станцию метро “Воробьёвы горы”. Ближе всего к причалу расположен выход №1. Далее необходимо повернуть направо к набережной и идти вдоль неё до здания Андреевского монастыря, обратите внимание на карту, здесь мы изобразили короткий маршрут.

Кто из приближенных царя Алексея Михайловича выступал за необходимость развития школьного образования и открыл в Андреевском монастыре училище?

Фёдор Миха́йлович Рти́щев («Большой») ( 6 [16] апреля 1626 — 21 июня [1 июля] 1673) — друг и фаворит царя Алексея Михайловича, окольничий, глава разных приказов, просветитель, меценат, основавший Андреевский монастырь, Ртищевскую школу, ряд больниц, школ и богаделен.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Посетите экскурсию по Андреевскому монастырю с гидом, чтобы узнать больше об истории и значимости этого места.

СОВЕТ №2

Не забудьте посетить Андреевский собор в монастыре, чтобы насладиться его архитектурой и уникальной атмосферой.

СОВЕТ №3

При посещении монастыря оденьтесь скромно и уважительно, учитывая его религиозное значение для православных.

Духовная значимость Андреевского монастыря

Андреевский монастырь в Москве, также известный как Андреевский женский монастырь, является одним из древнейших монастырей столицы России. Основан в XIII веке великим князем Андреем Боголюбским, монастырь с течением времени стал символом православной веры и духовности.

Духовная значимость Андреевского монастыря проявляется во всех его аспектах. Строения монастыря, включая церковь Святителя Андрея Столпника и другие храмы, наполнены молитвенной энергией и благодатным духом. Монастырь служит местом паломничества для многих верующих, которые ищут духовное обновление и утешение.

Святые иконы, хранящиеся в монастыре, считаются чудотворными и привлекают к себе множество паломников. Великое значение имеет также мощи святых, которые привлекают верующих и придают особую силу молитвам и прошениям.

Андреевский монастырь является не только историческим памятником, но и духовным центром, где каждый прихожанин может найти утешение и поддержку в своих духовных поисках.

Оцените статью
Добавить комментарий