Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»: история и значение

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» – одно из самых почитаемых святынь православной церкви. Ее история, чудеса и значение для верующих вызывают глубокий интерес и требуют особого внимания. В данной статье мы рассмотрим краткую историю этой иконы, узнаем, где она находится в настоящее время, а также рассмотрим молитвы и акафист Богородице перед Её чудотворным образом.

История

Явление образа Богородицы

XIII век. По Руси прокатилось страшное татарское нашествие. Страна лежала в руинах. Вот и там, где стоял когда-то город Курск, давно было пепелище. В эти места теперь заходили только жители соседнего Рыльска – обычно поохотиться.

Интересный факт
8 сентября 1295 г., один из горожан шел по берегу речки Тускари «в поисках прибытка», как говорит современник. Но вместо этого вдруг обнаружил «ниц лежащую» икону.
Откуда? Как? Удивленный, охотник поднял образ – и внезапно там, где была икона, пробился родник. Потрясенный «благочестивый муж» (имя которого история не сохранила) не посмел взять образ с собой, но поставил на дереве, после чего рассказал обо всем товарищам. Тут же, не откладывая, срубили деревянную часовню. Через несколько часов о чуде знал весь город.

Курская Коренная икона Божией Матери "Знамение" без оклада

Вид иконы без оклада

Свойство Описание
Название Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»
Тип Икона
Время создания 1295 год
Размеры 128 x 88 см
Материал Липовая доска
Техника Темпера
Автор Неизвестен
Место хранения Знаменский собор в Курске
Значение Одна из самых почитаемых икон в России
Празднование 8 сентября
Чудеса Исцеления от болезней, помощь в родах, защита от врагов

Прославление

Уже на следующий день часовня наполнилась паломниками, жаждущими утешения, поддержки, исцеления. Не все, впрочем, уверовали, видя явное чудесное явление – разве возможно оно, когда Русская земля совсем, кажется, Богом оставлена?

Полезные материалы

Возможно, так мыслил Рыльский князь Василий: хотя и разрешил, по горячему желанию верующих, принести образ в город, но сам навстречу не вышел. Вразумление, согласно преданию, последовало сразу.

Интересный факт
Едва образ внесли в Рыльск, князь Василий неожиданно потерял зрение. Лишь поняв причину своей болезни и раскаявшись, он был исцелен. Умиленный князь тут же велел строить храм во имя Рождества Богородицы. Ведь явление образа как раз пришлось на этот праздник, 8 сентября.

Встречается, однако, другая версия событий. Согласно этой трактовке, князь Василий был наказан не столько за неверие, сколько за своеволие. Амбициозный правитель вовсе не отказывался почитать святыню. Скорее, наоборот: упорно стремился перенести образ в Рыльск для славы города, за что и был ослеплен.

Чудесное указание о месте поставления святыни

Так или иначе, из города святыня скоро удалилась. Через некоторое время огорченные горожане обнаружили ее исчезновение, а нашли образ – на месте обретения на берегу реки. Несколько раз рыльчане уносили икону. Но она всегда возвращалась туда, где Богородице было благоугодно пребывать: на берег речки Тускарь. Сюда многие годы стекались паломники, здесь служились
молебны
. С тех пор икона, названная Коренной (так как найдена у корней дерева) источала многие чудеса и исцеления более 200 лет.

Посещение столицы

Начало общероссийского почитания образа – 1597 г. Тогда икона была привезена в столицу.
Патриарх Иов и царь Феодор лично встречали святыню. Лучшими иконописцами был обновлен скромный и простой оклад: на нем изобразили Господа и ветхозаветных пророков. А царица Ирина подарила ризы и вышитую ею пелену. Затем образ вернулся на место своего пребывания. Вскоре вместо старой деревянной часовенки появился монастырь – Коренная пустынь с главным храмом Рождества Богородицы.Между тем, близилось время, когда России потребовалось особое небесное заступничество.

Смутное время

После кончины Феодора Иоанновича на рубеже XVI-XVII в. наступает безвременье. Прерывается династия, идет борьба за трон и власть. Суд Божий, кажется, совершается над Россией. Кроме политических неурядиц, на страну обрушивается сразу несколько подряд неурожайных лет, начинается голод. Затем в пределы России вступают захватчики – поляки, шведы. Тогда у русских людей, прогневавших Бога своими грехами, оставалась лишь надежда на заступничество Пресвятой Девы. Не случайно к XVII столетию относится множество копий Курского Коренного чудотворного образа.

Интересный фактПеред святыней благоговели не только цари, но и самозванец Лжедмитрий I, который велел доставить образ в Москву. В царском дворце образ находился до конца Смуты, пережив падение Самозванца, распри бояр, воцарение новой династии. После Смуты, в 1615 г., новый царь Михаил Романов вернул икону в Курск. До 1618 г. каждый мог поклониться святыне в соборном храме.После освящения церкви Рождества Богородицы в Коренной пустыни образ стали приносить туда на 9 пятницу после Пасхи. Крестный ход с иконой стал местной традицией. Так продолжалось до революции 1917 г.

Расставание с Россией

В 1918 г. икона и ее список были похищены из Знаменского монастыря неизвестными, но позже случайно обнаружены в мешке рядом с колодцем. Похитителями были скорее всего, чекисты. После прихода белой армии генерала Кутепова в здании Дворянского собрания, где была резиденция большевистской власти, нашли ризы от украденных икон. Хотя возвращение иконы и ее списка стало праздником для верующих, вскоре стало очевидно, что белое движение обречено, и Курск будет оставлен. Генерал Кутепов прямо предложил еп. Феофану и монахам покинуть город вместе с чтимой святыней. В 1919 г. икона была вывезена из города и вскоре покинула Россию.

Епископ Феофан (Гаврилов), уехавший из России со святыней, и монахи, тоже не пожелавшие с ней расстаться, через территорию Турции и Греции довезли образ до Сербии. Однако вскоре барон Врангель попросил владыку Феофана привезти святыню в Крым, последний оплот белого движения. Возможно, он надеялся на чудесную помощь. Но судьба армии уже была решена.
Осенью 1920 г. Курская Коренная окончательно покидает страну.

Символ русского зарубежья

Вся дальнейшая история святыни связана с Зарубежной
Церковью
. На некоторое время икону принял сербский монастырь Язак на Фрушковой горе, спустя несколько лет – Белград, где шло формирование самостоятельной церковной организации. Курская икона объединяла верующих, оставшихся без родины, становясь общей памятью и надеждой. С 1944 г. образ был в Германии, куда переехал Синод РПЦЗ. Затем Курская Коренная почти постоянно путешествовала не только по Европе и Америке, посещала храмовые приходы и лагеря беженцев. Хранителями «Одигитрии русского зарубежья», как ее называли, в разные годы были уважаемые пастыри, иерархи Зарубежной Церкви: владыка Феофан (Гаврилов), известный богослов архимандрит Аверкий (Таушев) и другие. В 1951 г. святой образ привезли в Нью-Йорк. Отсюда его не раз возили для поклонения по разным городам США.

Интересный факт
Известно, что свт. Иоанн (Шанхайский) в 1966 г. лично доставлял святыню в Сиэтл. Согласно сохранившимся воспоминаниям, на
молитве
перед иконой он и скончался.
Сложилось так, что Америка стала местом постоянного пребывания Курской Коренной.

Возвращение

Долгое время в Россию святыню не привозили. Причиной этого был раскол между Русской Церковью Московского Патриархата и Русской Зарубежной церковью. Только преодоление многолетнего разделения позволило вернуть образ домой в 2009 г.

Где сейчас находится образ

В настоящее время икона постоянно пребывает в США. Святыню принял освященный в ее честь Знаменский собор в Нью-Йорке., на родину она приезжает каждый год, посещая Курскую Богородичную Коренную пустынь. Монашеская жизнь здесь стала возрождаться с 1989 г. Возродилась и традиция крестных ходов с участием все большего числа верующих.

Мнение эксперта:

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» вызывает восхищение у многих экспертов и исследователей искусства. Ее уникальная иконостасная композиция, изображающая Пресвятую Богородицу с Чудотворным образом, привлекает внимание своей тонкой проработкой деталей и выразительностью лиц. Эксперты отмечают высокое мастерство иконописцев, передающих величие и благодатность иконы через использование ярких красок и символических элементов. Курская икона «Знамение» несет в себе духовное послание и вдохновляет поклонников искусства к глубокому внутреннему переживанию.

Фильм "Источник чудес". Курская- Коренная икона Божией Матери "Знамение".Фильм “Источник чудес”. Курская- Коренная икона Божией Матери “Знамение”.

Чудеса

Исцеления от болезней, помощь в житейских скорбях, другие чудесные события, связанные с образом, стали записываться с XIV в. Вот некоторые из них.

Неопалимая купина

В конце XIV в. стало широко известно чудо, совершившееся во время татарского набега 1383 г. Тогда при часовне на месте явления образа жил священник. По своему чрезвычайному благочестию, от народа он имел прозвище Боголюб. Судя по сохранившимся преданиям, иерей стяжал особое благоволение Богородицы. Когда случился татарский набег, захватчики пытались поджечь деревянную часовню, но она не загоралась, хотя они тщательно обложили ее хворостом. Разозлившись, татары разрубили икону на две части и выбросили. Самого священника татары захватили, но скоро заступничеством Пречистой, освободили. Вернувшись, Боголюб первым делом устремился к часовне. Ему удалось найти икону. Части ее, приложенные друг к другу, чудесным образом срослись.

Покров Богоматери

Записан и такой случай XIV столетия. Некий человек по имени Мамота, спасаясь от татар, забрался на дерево близ часовни. Враги были близко, несчастный взмолился к Царице Небесной. Вдруг Мамоту накрыла какая-то тень, как бы человеческая, и подошедшие враги не увидели никого.

Спасение Курска

Во время Смуты начала XVII в. к Курску подошли польские отряды гетмана Жолкевского. Город оказался не готов к осаде, укрепления – ненадежны, поэтому куряне надеялись только на свою Заступницу. Их надежды не были посрамлены. Сразу несколько человек из защитников города рассказали о бывших им видениях Царицы Небесной – Пресвятая молилась за горожан, советовала, как лучше обороняться. Поляки попытались штурмовать Курск, но вынуждены были уйти. Позже рассказывали, что польское войско видело пресветлую Жену, грозившую врагам, отчего пришло в страх. Видимо, после подобных случаев к иконе часто стали обращаться с молитвой о помощи в защите от врагов.

Помощница воинов

Образ не раз выезжал из монастыря в расположение русских войск, ожидавших духовной поддержки. В 1676 г. отправлялся к донским казакам, в 1687 г. участвовал в Крымском походе князя Василия Голицына. В 1812 году список иконы побывал в действующей армии, сражающейся с Наполеоном.

Целительница

Из многих чудес над болящими, видимо, самое известное – помощь Прохору Мошнину, жителю Курска, в 1767 г. Отрок Прохор был опасно болен, почти при смерти. Мать, Агафия, уже почти отчаялась видеть сына живым, но постоянно просила за него Матерь Божию. Молитва была услышана, и во сне мальчику явилась Богородица. Она пообещала исцелить отрока.

Житийная икона прп. Серафима Саровского

Житийная икона
прп. Серафима Саровского
с сюжетом исцеления отрока Прохора Пресвятой Богородицей

Через несколько дней начался традиционный крестный ход с иконой. Маршрут его движения проходил рядом с домом. Внезапно начался дождь. Крестоходцы, для сокращения пути, свернули и двинулись прямо через двор Мошниных.

Интересный факт
Обрадованная Агафия с сыном на руках выбежала навстречу святыне, и Прохор смог приложиться к ней. Совсем скоро он совершенно поправился. Позже этот мальчик стал известен всей России как
преподобный Серафим Саровский
.

И снова Неопалимая купина

В 1898 г. группа революционно настроенных студентов и учеников ремесленного училища устроила взрыв в соборе Знаменского монастыря, стремясь уничтожить икону. Взрыв был большой силы: случился пожар, сильно пострадали ступени и сень над образом. Но сам образ остался совершенно невредим. Происшедшее, однако, стало грозным предзнаменованием грядущих событий, когда вновь, как и века назад, России понадобится сугубая молитва: оставалось менее 20 лет до революции.

Интересные факты

  1. Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» – одна из самых почитаемых святынь Русской православной церкви. Она была обретена в 1295 году в лесу под Курском и с тех пор стала символом защиты и покровительства для жителей города и всего региона.

  2. Икона «Знамение» была написана в византийском стиле и отличается строгим иконографическим каноном. Богородица изображена в полный рост с поднятыми руками и свитком в руках. Икона отличается необычайной красотой и выразительностью ликов, а также тонкой прорисовкой деталей.

  3. С Курской Коренной иконой «Знамение» связано множество чудес и исцелений. Люди, которые молились перед иконой, часто получали помощь в исцелении от болезней, разрешении семейных проблем и защите от врагов.

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Святые лики

Курская Коренная относится к типу «Знамение» (другое название – «Богоматерь Воплощение»). Смысл слова – откровение и знание о Спасителе. Первой известной иконой такого типа на Руси стала Новгородская Богоматерь Знамение 1170-го года.

Описание

Курская Коренная икона «Знамение», обретенная в XIII в., очень невелика: ее длина и ширина составляет 16х16,5 сантиметров.
После того, как икону дополнили образами Господа и Пророков, размеры ее несколько больше. Образ имел богатые ризы (дар царицы Ирины Феодоровны конца XVI в.), но они были утрачены во время гражданской войны. Миру образ известен сейчас в ризах более скромных. Прежде они были запасными для иконы.

Богословский смысл

Такие образы, одни из древнейших, с IV в. встречаются в римских катакомбах, с V-VI вв. получают распространение в Византии. Богородица представлена имеющей на лоне Своем Сына – Иисуса, воплотившегося для спасения мира.

Этот богословский смысл особенно подчеркнут в Курской Коренной иконе: на окладе образа в XVI в. были сделаны изображения Бога Отца с исходящим от Него Св. Духом, и ветхозаветных пророков. В их руках – свитки со словами о пришествии Мессии и пророчествами о Матери Божией. Это подчеркивает полноту соединения Ветхого и Нового Закона, Божества и Человечества во Христе, осуществленное через Богородицу.

Миру Ходатаица

Руки Богородицы подняты к небу. Это молитвенный жест, связанный с преданием себя на волю Господа, открытостью небу. С воздетыми руками совершали моления древние христиане. Сейчас поднятые руки – священнический жест в самые важные моменты богослужения, когда необходима усиленная молитва. Не случайно именно образ «Знамение» явился во времена, требующие особого молитвенного предстательства за Русь.

Крестной ход с Курской Коренной иконой

Крестный ход с иконой в Курске

Вспоминая о возрожденном крестном ходе со святыней на её Р
одине, секретарь Курской Епархии отметил подъем всей духовной жизни Курска.
– Каким образом это событие повлияло на духовную жизнь людей? – Стало больше людей в храмах. У многих в душе произошло переосмысление ценностей. Об этом многие говорят. Архиепископ Курский и Рыльский Герман заметил, что проповедь самого искусного современного проповедника, будь он хоть профессором духовной академии, не приведет к вере столько людей и не сделает столько, сколько сделала Пресвятая Богородица, придя к нам в Своем чудотворном образе.

Курская Коренная, маленькая икона в скромном окладе – свидетель жизни России, взлетов и падений, засилья безбожия и религиозного возрождения. Чудеса, творимые образом до сего дня, продолжают давать людям надежду на то, что в самых тяжелых обстоятельствах есть Богородица, Которая пребывает с христианами, прося Господа об их нуждах.

Дни празднования

  • 8 (21) марта (день спасения иконы из рук большевиков)
  • 8 (21) сентября (обретение образа)
  • 27 ноября (10 декабря) (празднование иконе «Знамение»)
  • 9-я пятница по Пасхе (освящение храма Рождества Богородицы в Курской Коренной пустыни)

Автор: Наталья Сазонова

Сотворившая чудо / Курская Коренная икона Божией МатериСотворившая чудо / Курская Коренная икона Божией Матери

Молитва

Молитва первая

О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь.

Акафист

Акафист Пресвятой Богородице в честь Её иконы «

Знамение

» Курской-Коренной

Кондак 1

Избранной Воеводе и благой Одигитрии, путеводящей нас к Небесному Граду, приидите, припадем вси, града зде пребывающего не имущии, Тоя всесильнаго заступления просяще, чудеса же, от лет древних даже доныне от иконы Ея бываемыя, поминающе, велегласно возопиим:

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Икос 1

Ангели удивишася, зряще Тя, Владычице, иконою Твоею, яко столпом огненным, нам предходящую в великом исходе нашем из земли, беззаконники порабощенныя. Не Моисея бо, но Самую Тя имамы Путеводительницу в скорбном странствовании нашем, темже Ти благодарне зовем:

Радуйся, благословенная Одигитрие; радуйся, истиннаго Пути Мати.

Радуйся, сквозе пустыню мира сего нас провождающая; радуйся, Амалика мысленнаго преславно побеждающая.

Радуйся, источники благодати от иконы Твоея источающая; радуйся, закон Сына Твоего, Христа Бога нашего, на скрижалех сердец наших написующая.

Радуйся, зноем страстей палимых благодатное окропление; радуйся, изнемогающих всемощное укрепление.

Радуйся, сердец смятенных тишайшая усладо; радуйся, странных и сирых Божественная отрадо.

Радуйся, землю обетованную нам приуготовляющая; радуйся, небеснаго Иерусалима врата нам отверзающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 2

Видехом, видехом выну чудеса и знамения Твоя, Владычице, исповедуем милость, не таим благодеяний Твоих, обаче велегласно вопием: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божий кто постиже и тайну судеб Его кто повесть? Возводит бо и низводит, смиряет и возносит, поражает и исцеляет, и кто бысть советник Ему? Темже и нас, грех наших ради, смири и царство наше низложи, сыны наша по всему лицу земли разсеяв. К кому убо прибегнем в скорби нашей, к кому руце прострем, аще не к Тебе, Всеблагая. Обаче сердцем сокрушенным вопием Ти таковая:

Радуйся, Сына Твоего за нас умоляющая; радуйся, праведный гнев Божий утоляющая.

Радуйся, беззаконий наших очищение; радуйся, грешным Ходатаице прощения.

Радуйся, светильник упования немеркнущий нам возжегшая; радуйся, во исходе и странствовании нашем иконою Твоею нам предтекшая.

Радуйся, вся разсеянныя воедино собирающая; радуйся, омофором Твоим светообразным вся покрывающая.

Радуйся, раздоры и нестроения умиряющая; радуйся, советы нечестивых разоряющая.

Радуйся, плавающих в житейском море окормляющая; радуйся, попечением Твоим ни единаго же оставляющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 3

Силы Тобою деются и благодать от честныя иконы Твоея неоскудно изливается, Преблагословенная Дево, вся подвизая о Тебе вопити: Аллилуиа.

Икос З

Имущи милосердие неизреченное, тамо благодать Твою возсияваеши, Всеблагая, идеже тьма огустевает и скорби преумножаются, темже не оставила еси нас сирых, обаче во иконе Твоей к нам убогим пришла еси, славящим Твое снисхождение и вопиющим сице:

Радуйся, чудес море; радуйся, милости пучино.

Радуйся, благодати приснотекущий источниче; радуйся, исцелений кладезю неисчерпаемый.

Радуйся, естества уставы победшая; радуйся, законы естественныя пременившая.

Радуйся, скорби наша на радость прелагающая; радуйся, плач и стенание в веселие духовное претворяющая.

Радуйся, озлобления и беды на пользу нам обращающая; радуйся, враги наша преславно смиряющая.

Радуйся, чаяния врагов посрамляющая; радуйся, поющия Тя возвеселяющая.

Радуйся Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 4

Бури искушений, на нас находящия, скорбям же и болезням, нас посещающим, егда терпению в нас оскудевати и духу нашему смущатися, притецем ко образу Пречистая Девы и слезы точаще Той, от сердца возопиим: Богоноснеи руце Твои нам простирающи, из глубины зол возведи ны, яко да благодарными усты зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаху древле людие российстии слух явления святаго Твоего образа в дубраве Курстей и текше к нему со тщанием, умильно взываху: «Откуду нам сие, да прииде к нам Мати Господа нашего», узрев же икону Твою, Владычице, при корене древеснем лежащую, и приемше ю, яко сокровище великое, возопиша Тебе, Первообразней:

Радуйся, раю светлейший, древо Жизни израстивший; радуйся, вертограде Божественный, древо Церкви прозябший.

Радуйся, Цвете благовонный, мир весь облагоухаяй; радуйся, крине непорочный, вселенную украшаяй.

Радуйся, лозо благоплодная, вином умиления всех напоившая; радуйся, розго освященная, плоды сладостными род человеческий напитавшая.

Радуйся, кореню домостроительства Божия; радуйся, спасения нашего верх и главизно.

Радуйся, злыя наши страсти из корене посекающая; радуйся, добродетелей сад насаждающая.

Радуйся, добрые обычаи в нас вкореняющая; радуйся, причастники райския жизни быти нас сподобляющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 5

Боготочней звезде подобящеся, икона Твоя честная, Госпоже, землю Русскую и грады ея обтекаше, царие сей благоговейно поклоняхуся, царицы любовию ту благоукрашаху, архиереи страхом сретаху, верных же множества, духовно торжествующе, вопияху: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще безбожников безумный совет икону Твою, Пречистая, разорити, от Тебе, Дево, посрамленный, и обретше образ Твой святый, от всякаго действа сокрушительна невредим, монаси и мирстии страхом и любовию возопиша Ти сицевая:

Радуйся, крепосте несокрушимая; радуйся, стено нерушимая.

Радуйся, лютых безбожников совет посрамившая; радуйся, чаяния врагов осуетившая.

Радуйся, хулителей уста заградившая; радуйся, икону Твою святую невредимо сохраншая.

Радуйся, от руки злодейской сия соблюдшая; радуйся, очи Твои от скверных дел человеческих обращающая.

Радуйся, лица Твоего Пречистаго от нас, убогих, не отвращающая; радуйся, из руки диаволи грешныя исхищающая.

Радуйся, прощение кающимся возсиявающая; радуйся, двери милосердия Божия ходатайством Твоим отверзающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 6

Проповедует мир весь милости, от иконы Твоея изливаемыя, Всецарице! Отнелиже бо изшла еси тою из земли Русския, несть град, ниже весь, в нихже не бе являема сила Твоя. Темже от всех язык спасеннии и Тобою вопиют благодарно Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияй нам паки свет упования, Богородице Пречистая, зарю спасения миру возвестившая во Твоем рождестве. Не предаждь нас до конца в руце врагов наших и советы нечестивых и лютых отступников скоро разори. Да будет и страна наша Российская, якоже древле дом Твой, да процветет в ней благочестие, святыя обители и храмы да благоукрасятся, людие же, от лютых безбожников избавльшеся, да торжествуют с веселием, славяще Твое заступление и зовуще Ти таковая:

Радуйся, любовию Твоею всему миру возсиявшая; радуйся, из уст Божественных Сына Твоего всыновление рода человеческаго приявшая.

Радуйся, Мати Божия и Мати христианом; радуйся, недугов отъятие и Целительнице раном.

Радуйся, в темницах сущих незаходимый Свете; радуйся, узников отрадо и пространство клетей.

Радуйся, за правду гонимых дерзновение; радуйся, за веру страждущих тернение.

Радуйся, мучеников венчание; радуйся, мучителей грозное воздаяние.

Радуйся, связнем узы разрешающая; радуйся, телом и душою плененных свобождающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 7

Хотящу праведному Судии и Богу человеки, Того забывающия, вразумити, попусти бранем велиим на земли воздвигнутися. Языцы бо смятошася и царства поколебашася. Смерть и ужас по лицу земли проидоша, плач и стенание воздух огласи. Тогда убо вси, иже на Тя упование возложиша, Богородице, ко образу Твоему усердно притекаху и, от Тебе единыя спасения чающе, Богу, давшему Тя людем Заступницу, вопияху: Аллилуиа.

Икос 7

Новые знамения и чудеса велия явила еси от иконы Твоея честныя, Богомати, егда услышахом глас брани. Градом бо горящим и земли трясущейся, чертогом разрушаемым и пругом, воздух исполняющим, соблюла еси церковь, в нейже образ Твой, Всецарице, пребываше, невредиму: вси же в ней молящиися, чудо видяще, едиными усты возопиша Ти таковая:

Радуйся, Державная Воеводо; радуйся, на Нюже уповают вси народи.

Радуйся, Церкве Столп и Утверждение; радуйся, всякия святыни защито и ограждение.

Радуйся, победо, мир побеждающая; радуйся, и неимущия упования спасающая.

Радуйся, благая Послушательнице молений прилежных; радуйся, безпомощных помоще и надеждо ненадежных.

Радуйся, сатану под нозе наша сокрушающая; радуйся, огню и стихиям повелевающая.

Радуйся, иконою Твоею нас остеняющая; радуйся, Покровом Твоим нас осеняющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 8

Странное и страшное знамение явила еси, Всесвятая, егда домом разрушаемым, храмину малую, юже освятила еси прежде иконы Твоея пребыванием, сохранила еси невредиму, старицу же и сына ея, в той крыющихся, целых представила еси. Тем же вси, зрящия и слышащия сия, ужасахуся ужасом, страхом вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир любовию Твоею Богоподобною объемлеши, Приснодево, ближняя и дальняя посещающи и всю поднебесную во иконе Твоей приснопоклоняемей обтекающи. Тем же от восток даже до запад шествие Твое бысть, да вси невозбранно к той припадают, Тебе же Первообразней припевают сицевая:

Радуйся, всех радостей Радосте; радуйся, Чаше неупиваемая сладости.

Радуйся, нынешняго века скорбнаго утешение; радуйся, будущия жизни наслаждение.

Радуйся, веселящихся на небеси нас ради оставляющая; радуйся, к земли многоскорбней и многобедствующей приникающая.

Радуйся, со иконою Твоею благодатными стопы невидимо в домы наша входящая; радуйся, благословение и радование тем приносящая.

Радуйся, келии монашеския образом Твоим честным освящающая; радуйся, клети убогия паче палат царских тем украшающая.

Радуйся, храмы Божии Ликом Твоим Пресвятым облистающая; радуйся, в жилищах чтущих Тя незримо пребывающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 9

Всяк возраст и всяк чин притекает к Тебе, Богоневесто Владычице, всем бо простерты суть Богоноснеи Твои руце, всем вся подаеши независтно, вся светлиши и утешаеши, Всецарице. Темже, о Тебе веселящеся, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя увядоша и ритори благоглаголивии изнемогоша, по долгу Тя прославити хотящии, Марие Богородице, недоумеет бо всяк ум благохвалити Тя по достоянию, обаче аще мы умолкнем — камение возопиют. Темже, аще и недостойнии суще, бренными усты дерзаем взывати Ти таковая:

Радуйся, пророков огнедохновенный глаголе; радуйся, апостолов проповеде неумолкаемая.

Радуйся, преподобных сердечное пение; радуйся, исповедников крепосте и дерзновение.

Радуйся, молчальников тайнолепная беседо; радуйся, риторов и Богопроповедников златыя уста.

Радуйся, на страсти подвизающихся превознесенная наградо; радуйся, всех праведников Божественная отрадо.

Радуйся, матерей славо и девства похвало; радуйся, старцев покое и юных Водительнице.

Радуйся, Адама смертнаго Дщи, Богу же Родительнице; радуйся, славою неизреченною близ Бога сияющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 10

Спастися миру тепле помолися, Богородице, помощи бо Твоея требует, сетям лукаваго, по всему лицу земли распростертым, языком же шатающимся и бурям напастей, на Церковь Божию воздвигаемым; темже, якоже в Кане Галилейстей иногда, рцы слово к Сыну Твоему и Богу, да воду искушений же и скорбей в вино умиления и веселия Божественнаго претворит, да поем Ему выну: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необорима нам буди, Всенепорочная, сопротив ополчений видимых и невидимых враг, державно по нас поборающи, любовию вопиющих Ти таковая:

Радуйся, Богоноснеи руце Твои о нас к Богу присно воздвигающая; радуйся, духов злобы под нозе наша покоряющая.

Радуйся, князя тьмы хитросплетенные советы посрамляющая; радуйся, тучи помыслов Духом Божиим развевающая.

Радуйся, уныние от нас отгоняющая; радуйся, треволнения житейския смиряющая.

Радуйся, бурем напастей повелевающая; радуйся, обуреваемых благодатно окормляющая.

Радуйся, из глубины зол извлачающая; радуйся, погибающим длани милостивно простирающая.

Радуйся, нози наша на пути спасения наставляющая; радуйся, руце наша во бранех укрепляющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 11

Пения наша, якоже Сын Твой вдовичу лепту, приими, Всесвятая, и подаждъ нам всегда Тебе сия приносити, живот наш в мире управляющи и грехом прощение дарующи, яко да в небесныя обители вшедше, воскликнем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светообразный омофор Твой, Всеблагая, над землею нашею невидимо простри, нечестия безлунную ночь прогоняющи, зарю же пакибытия возсиявающи, да в радости немолчно зовем:

Радуйся, воистину в Солнце облеченная; радуйся, венцем от звезд увязенная.

Радуйся, рясны златыми преиспещренная; радуйся, красото неизреченная.

Радуйся, Светлосте, денницы светлейшая; радуйся, теплото, солнца любезнейшая.

Радуйся, зарнице будущаго века; радуйся, Свете невечерний ангелов и человеков.

Радуйся, темныя демонския полки далече отгоняющая; радуйся, неверия тьму просвещающая.

Радуйся, во оружия света нас облекающая; радуйся, Святыне, цветы всех добродетелей благоухающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 12

Благодать возблагодать от иконы Твоея прияхом, Богородице Пречистая. Никтоже бо, притекаяй к той с верою, тощь отходит, но кийждо по потребе своей дар Божественный приемлет и радостию венчается, вопия к Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, величаем Тя, поклоняем Ти ся, Госпоже Пречистая, сытости похвал Твоих отнюдь не знающе, и припадающи пред честным Твоим образом, умильно взываем Ти сице:

Радуйся, душ наших сладчайшая весно; радуйся, сердец наших светлейшее утро.

Радуйся, высото недомышляемая; радуйся, славо неувядаемая.

Радуйся, блаженство нескончаемое; радуйся, благосте неизсякаемая.

Радуйся, веселие неизреченное; радуйся, воистину едина Преблагословенная.

Радуйся, превыше всей твари Превознесенная; радуйся, в житии сем нас заступающая.

Радуйся, в час смертный верныя сретающая; радуйся, яко и на Страшнем Судищи спасаеши на Тя уповающия.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати и Мати всем христианом, Сына Твоего и Бога любовию подражающи, вопиеши к нам милостивно: не бойся, малое стадо, Аз есмь с вами и никтоже на вы! Темже Ти любовию припадающе и со слезами благодаряще, велегласно зовем: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангели удивишася …» и кондак 1-й «Избранной Воеводе …»

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой честный, имже показала еси преславное знамение.

Видеофильм

Документальный фильм о святыне «Лик Царицы Небесной». Снят по благословению патриархаМосковского и всея Руси Алексия II.

Частые вопросы

В чем помогает икона Божией Матери Знамение?

Чудотворная икона Богоматери Знамение помогает, прежде всего, при защите от врагов, как явных, так и тайных. В широком смысле этого слова, защита трактуется и как борьба с внутренними врагами каждого из нас: жадностью, злобностью, склонностью к прелюбодеяниям, вредными привычками и прочим грехами.

Кто изображен на иконе Курская Коренная?

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение», именуемая Курской-Коренной, относится к иконографическому типу «Оранта» и представляет собой образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками с Младенцем Христом — Еммануилом в круглом медальоне на Ее груди.

Когда крестный ход в Курске 2023?

25 сентября 2023 года, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, по многовековой традиции состоится крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной из Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни до д.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю Курска и значимость Курская Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Это поможет вам лучше понять значение иконы и ее связь с историей города.

СОВЕТ №2

Посетите храмы, в которых находятся копии Курская Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Это позволит вам увидеть и почувствовать святое изображение и погрузиться в атмосферу поклонения.

Паломничество к Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение»

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» считается одной из самых почитаемых и уважаемых икон в православной церкви. Ее история и связанные с ней чудеса привлекают множество паломников со всего мира. Паломничество к этой иконе имеет особое значение для верующих и является духовным опытом, способствующим укреплению веры и обретению духовного утешения.

Икона «Знамение» находится в Курске, в Курской Рождественской обители. Каждый год сюда приезжают сотни тысяч паломников, чтобы поклониться святыне и просить о помощи и заступничестве перед Богом. Паломничество к Курской иконе Божией Матери стало древней традицией, которая передается из поколения в поколение.

Паломничество к иконе «Знамение» сопровождается молитвами, исповедями, участием в богослужениях и приобщением к святым таинствам. Верующие приносят перед иконой свои молитвы и прошения, выражая свою преданность и любовь к Богородице. Многие паломники свидетельствуют о чудесах и исцелениях, произошедших благодаря молитвенному общению с иконой.

Паломничество к Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение» является не только духовным опытом, но и возможностью для внутреннего очищения, покаяния и обретения духовного обновления. Многие верующие приезжают сюда с надеждой на исцеление души и тела, на обретение мира и утешения в трудные моменты жизни.

Таким образом, паломничество к Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение» является важным элементом духовной жизни православных христиан и способом укрепления веры, надежды и любви к Богу и Богородице.

Оцените статью
Добавить комментарий