Арианство — ересь, осуждённая на Втором Вселенском соборе: история, значение

Арианство — одно из наиболее значимых явлений в истории христианства, вызвавшее серьезные расколы и дискуссии в ранней церкви. Осужденное на Втором Вселенском соборе, это учение о природе Христа имело огромное влияние на формирование христианской догматики. В данной статье мы рассмотрим историю возникновения арианства, его основные учения и последствия для церкви.

Мнение эксперта:На Втором Вселенском соборе, который прошел в 381 году, было осуждено арианство как ересь. Эксперты сходятся во мнении, что данное учение, отрицающее божественное происхождение Иисуса Христа, противоречит основам христианской веры. Решение Второго Вселенского собора официально закрепило тезис о равенстве Отца, Сына и Святого Духа в Троице, что стало важным шагом в формировании православной догматики. Арианство продолжает оставаться объектом изучения и дискуссий среди историков и богословов, но его осуждение на Втором Вселенском соборе остается важным моментом в истории христианства.https://www.youtube.com/embed/RCaxkk-KnUsЛичность Ария

Она связана с именем пресвитера Александрийской Церкви Ария. Он был человек с замашками на внешнее, лицемерное, фарисейское благочестие. Наружно показывая себя строгим аскетом, но при этом таившим в своей душе яд лжеучения, происходящий от его высокоумия.

Будучи не очень умным человеком, Арий, однако, решил, что он умнее всех членов Церкви, включая апостолов, мучеников и прочих святых. Потому что своим жалким умишком этот болван составил следующею простенькую псевдобогословскую схемку, явно противоречащую учению всех сих святых, противоречащую всему церковному учению!

https://www.youtube.com/embed/Dudms6atK6MИстория появления арианства

Эта примитивная схемка такая: мол,

«если Сын Божий рождается от Отца, то, следовательно, было время, когда Его, т.е. Сына не было»
, — рассуждал Арий.

«А раз так, то это значит, что Сын Божий не Бог, а творение Божие, т.е. тварь».

Разумеется, Церковь с самого начала своего бытия учила совершенно иначе, утверждая, что Сын Божий, Слово Божие – это Бог. Как, к примеру, о сем в самом начале своего Евангелия богословствует святой
апостол Иоанн Богослов
:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1: 1). Так учили и все апостолы, мученики и прочие святые. Но Арий на основе своих жалких умозаключений решил, что он умнее всех, в том числа и апостолов.

https://www.youtube.com/embed/CfzbYEISEOMСуть и заблуждения арианской ереси

Богословская ошибка Ария состояла в том, что он проецировал временные ограничения на неограниченное Божество. Или, говоря другими словами, вводил в несотворенную присносущную Троицу время, которое ведь является одним из творений Божиих, и никоим образом не может быть введено в нетварное Божество! Поэтому Бог, сотворивший время, никак не может быть им ограничен. Посему, согласно православному вероучению, Сын Божий рождается от Отца не во времени, но превечно.

Арий (греч. Αρειος) (256 — 336), Александрийский пресвитер, еретик, его имя дало названию арианскому лжеучению

арий

Однако Арий, несмотря на обличения собственного священноначалия, начал распространять свои хульные глупости среди верующих. За что и был отлучен от Церкви сначала священномучеником Петром, Архиепископом Александрийским.

Когда же последний находился в заключении от язычников, Арий пришел к нему с ложным покаянием. Но был отвергнут святым архипастырем, которому перед этим явился Сам Господь. Явился в виде прекрасного двенадцатилетнего Отрока, но в разорванном сверху донизу хитоне, который Он придерживал Своими пречистыми руками, прикрывая наготу.

В ответ на вопрос священномученика, кто разорвал этот хитон?! Господь назвал преступного Ария и запретил принимать этого волка в стало Христово. И действительно, хула этого еретика на Христа — очевидна. Ведь мы же обижаемся, когда кого-то из нас людей назовут, например, собакой. А почему? Потому что собака гораздо ниже человека; и назвать его ею будет для любого из нас унижением.

Но насколько же больше разница между Богом и тварью, чем разница между человеком и собакой? Первая неизмеримо больше второй; поэтому назвать Бога тварью – это унижение или, точнее, хула неизмеримо большая, чем то, чтобы человека назвать собакой. И вот эти-то свои хульные идеи Арий распространял в массах!

Признание арианства ересью

Это произошло на Первом Вселенском соборе в 325 году. Арий и несколько его единомышленников попытались отстоять свои богословские заблуждения. Но многократно и многообразно были посрамлены святыми отцами сего собора.

Вселенские Соборы. Правила и ереси

В богословском отношении здесь наиболее потрудился архидиакон (а впоследствии Архиепископ Александрийской Церкви) Афанасий. Так он привел вышеуказанную аргументацию о неосновательности введения тварных временных понятий в нетварное Божество. Еще одним таким богословским аргументом было то, что если, как считал Арий, «было время, когда Сына Божий не было», то, следовательно, выходит, что «тогда не было и Отца, ведь Он Отец потому, что есть Отец Сына».

В тоже время на соборе святыми отцами были явлены чудеса, наглядно показывающие заблуждения Ария. Одно из них, наиболее поразительное, сотворил святитель
Спиридон Тримифунтский
. Показывая образ единства Пресвятой Троицы, он взял в руку кирпич, сжал его — вверх пошел огонь, вниз вода, а в руке у святителя осталась глина.

Первый Никейский собор 325

Первый Никейский собор 325

Ведь, собственно, так и делают кирпичи: обжигая глину огнем, из-за чего испаряется в ней вода, и получается кирпич – три в одном. Как видим, даже такой низкий предмет, как кирпич, по действию премудрости Святого Духа может быть во образ триединства Троицы.

Архипастырское мужество явил и святитель Николай, нанесший пощечину Арию. Отцы собора сначала хотели наказать святителя за это, лишив его сана. Но после явления им Господа и Божией Матери, вернувшими святому Николаю знаки его архипастырского достоинства, отказались от сего намерения. Поняв, что Богу угоден дерзновенный поступок святителя.

Не понял это только нечестивый Арий, что и привело его сначала в изгнание. А затем, когда он лицемерно «покаялся» перед царем Константином, намереваясь затем занять престол Константинопольской Церкви, его постигла позорная смерть.

В общественной уборной у него, как у Иуды, расселось чрево, и его сообщники нашли его мертвым. Как не без иронии говорили о сем православные, вместо константинопольского престола, он воссел на другом «престоле», гораздо более его достойном!

Однако несмотря на все это, и несмотря на то, что Первый Вселенский собор утвердил православное вероучение, определив, что Сын Божий единосущен Отцу, арианство активно продолжало распространятся и после смерти Ария. Причем принимало самые разные толки.

В этом нет ничего удивительного, это ведь только истина всегда одна и та же. Что же касается лжи, то она может быть разной. К примеру, пятью пять всегда двадцать пять – это математическая истина, и она всегда одна и та же. Но вот ложь на сей счет может быть различной: можно сказать, что это — 26; или 27; или 28 или 25… миллионов, и т.д. Так и с
ересями
. Которые все являются лжеучениями, поэтому, как правило, дробятся на самые различные толки.

Так, к примеру, появились полуариане (ересь Македония), которые признавали Сына Божия Богом, но отрицали божество Святого Духа. Другие ариане считали Сына подобосущным Отцу, а, к примеру, евномиане отрицали и это подобосущие. Так что разных толков арианской ереси было множество.

Ересь в истории христианства

Но окончательно она, во всех своих проявлениях, была опровергнута на Втором Вселенском соборе в 381 году. Хотя арианство еще достаточно долго сохранялось в Империи и даже за ее пределами (до шестого-седьмого века), но уже прежней силы и влияния оно не имело.

Арианство на Руси

Его следы отчетливо видны в основных древних ересях, которые были у русских – к примеру, в ереси жидовствующих и ее последующих проявлениях, например, в ереси стригольников. Везде в этих лжеучениях отрицалось православное учение о Троице, а также о Божестве Сына Божия и Духа Святого. Что, конечно, является явным проявлением арианства.

Последователи арианства

Тут стоит сказать, почему же арианство так долго держалось в Империи?! Да потому, что как раз в это время (после Миланского эдикта 313 года) очень многие язычники принимали христианство. И для людей, долго пребывавших в язычестве, привыкших к силлогизмам языческой философии гораздо ближе были жалкие, но вполне рационалистические выкладки Ария, чем возвышенное церковное учение о Троице.

Арианский баптистерий, воздвигнутый остготским королем Теодориком Великим в Равенне, Италия, около 500 г.

Арианский баптистерий, воздвигнутый остготским королем Теодориком Великим в Равенне, Италия, около 500 г.

Позднее последователями арианства по сходным причинам религиозного провала римско-католической церкви был, например, известный ученый Исаак Ньютон. Вероятно, по этой же причине у него были предшественники и последователи.

Существует ли учение сегодня?

Наиболее ярко оно проявляется в секте свидетелей Иеговы. Которые отрицают учение о Троице, о Божестве Сына Божия и Духа Святого. Причем, отрицают совершенно неосновательно. Когда начинаешь беседовать с ними, спрашиваешь: так кто же тогда Иисус Христос?! Они отвечают: Он Сын Божий.

Тогда задаешь им другой вопрос: голубь рождает голубя; человек рождает человека; царь – царя, а кого же рождает Бог, подразумевая, что Он, естественно, рождает Бога, — то они отвечают: Он рождает Сына Божия?!

Более того, известное место Священного Писания, где прямо говорится, что
Слово Божие – это Бог (Ин.1: 1),

они посмели снабдить своим комментарием, что здесь речь идет не о существе Божием, которым обладает Сын Божий, а лишь о титуле. Но ведь точно также рассуждали и ариане, когда говорили, что Христос называется Богом не по существу, а лишь по наименованию.

Так что эту секту свидетелей Иеговы вполне можно квалифицировать как одно из современных проявлений и ответвлений арианства. Которое давным-давно соборно (на Вселенских соборах) осуждено Православной Церковью и анафематствовано ею. Под эти соборные анафемы подпадают и нынешние ариане – последователи секты свидетелей Иеговы!

Как видим, древняя ересь арианства не исчезла полностью, но находится в обиходе некоторых нынешних сект. Поэтому православным христианам полезно знать истоки и ложь лжеучения этой ереси, а также те богословские и прочие аргументы, которые применяли святые отцы в борьбе с ней. Что с помощью Божией, посильно, и было показано в данной публикации.

Частые вопросы

Чему учил Арий?

Объясняя известное место из книги Притч: «Господь создал меня в начале путей Своих»4, Арий начал развивать свое учение о тварной природе Христа (Бога-Сына) и о том, что «было, когда Сына не было», ставшее впоследствии камнем преткновения в церковной среде.

В чем суть арианства?

Ариане — приверженцы течения, основанного в начале IV века александрийским пресвитером Арием. Согласно учению Ария, Сын (второе лицо Троицы) не равен Отцу, не совечен ему и не един с ним сущностно, но представляет собой всего лишь творение.

В чем заключалась ересь Ария?

Ариа́нство — антитринитарное течение в христианстве (IV—VI века), названное по имени александрийского пресвитера Ария. Согласно учению Ария, Сын Божий — это не Бог, а Божие творение, не единосущное и не подобное Богу.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю Второго Вселенского собора, чтобы понимать контекст осуждения арианства и его последствия.

СОВЕТ №2

Обратитесь к первоисточникам и прочитайте труды отцов церкви, чтобы получить более глубокое понимание проблемы ереси.

СОВЕТ №3

Обсудите тему с учеными и исследователями, чтобы услышать различные точки зрения и подходы к арианству как к ереси.

Основные принципы арианства

Арианство — это христианское учение, возникшее в IV веке и названное по имени священника Ария. Согласно этому учению, Сын (Иисус Христос) не равен Отцу по сути своей природы, а был создан Богом Отцом. Таким образом, арианство отвергает учение о Святой Троице, считая его ложным и еретическим.

Сторонники арианства утверждали, что Сын не был вечным и несотворенным, а был создан Богом Отцом перед началом времен. Они также отвергали идею о божественности Сына, считая его существование подчиненным и зависимым от Отца. Такое учение вызвало ожесточенные дискуссии и разногласия в христианском мире IV века.

Основные принципы арианства подробно изложены в трудах самого Ария и его последователей. Они стремились доказать свою точку зрения на основе богословских аргументов и библейских текстов. Однако на Втором Вселенском соборе, который состоялся в Константинополе в 381 году, учение арианства было осуждено как ересь, и было принято учение о равенстве лиц Святой Троицы.

Оцените статью
Добавить комментарий