Арианство — одно из наиболее значимых явлений в истории христианства, вызвавшее серьезные расколы и дискуссии в ранней церкви. Осужденное на Втором Вселенском соборе, это учение о природе Христа имело огромное влияние на формирование христианской догматики. В данной статье мы рассмотрим историю возникновения арианства, его основные учения и последствия для церкви.
Мнение эксперта:На Втором Вселенском соборе, который прошел в 381 году, было осуждено арианство как ересь. Эксперты сходятся во мнении, что данное учение, отрицающее божественное происхождение Иисуса Христа, противоречит основам христианской веры. Решение Второго Вселенского собора официально закрепило тезис о равенстве Отца, Сына и Святого Духа в Троице, что стало важным шагом в формировании православной догматики. Арианство продолжает оставаться объектом изучения и дискуссий среди историков и богословов, но его осуждение на Втором Вселенском соборе остается важным моментом в истории христианства.https://www.youtube.com/embed/RCaxkk-KnUsЛичность Ария
Она связана с именем пресвитера Александрийской Церкви Ария. Он был человек с замашками на внешнее, лицемерное, фарисейское благочестие. Наружно показывая себя строгим аскетом, но при этом таившим в своей душе яд лжеучения, происходящий от его высокоумия.
Будучи не очень умным человеком, Арий, однако, решил, что он умнее всех членов Церкви, включая апостолов, мучеников и прочих святых. Потому что своим жалким умишком этот болван составил следующею простенькую псевдобогословскую схемку, явно противоречащую учению всех сих святых, противоречащую всему церковному учению!
https://www.youtube.com/embed/Dudms6atK6MИстория появления арианства
Эта примитивная схемка такая: мол,
«если Сын Божий рождается от Отца, то, следовательно, было время, когда Его, т.е. Сына не было», — рассуждал Арий.
«А раз так, то это значит, что Сын Божий не Бог, а творение Божие, т.е. тварь».
Разумеется, Церковь с самого начала своего бытия учила совершенно иначе, утверждая, что Сын Божий, Слово Божие – это Бог. Как, к примеру, о сем в самом начале своего Евангелия богословствует святой
апостол Иоанн Богослов
:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1: 1). Так учили и все апостолы, мученики и прочие святые. Но Арий на основе своих жалких умозаключений решил, что он умнее всех, в том числа и апостолов.
https://www.youtube.com/embed/CfzbYEISEOMСуть и заблуждения арианской ереси
Богословская ошибка Ария состояла в том, что он проецировал временные ограничения на неограниченное Божество. Или, говоря другими словами, вводил в несотворенную присносущную Троицу время, которое ведь является одним из творений Божиих, и никоим образом не может быть введено в нетварное Божество! Поэтому Бог, сотворивший время, никак не может быть им ограничен. Посему, согласно православному вероучению, Сын Божий рождается от Отца не во времени, но превечно.
Однако Арий, несмотря на обличения собственного священноначалия, начал распространять свои хульные глупости среди верующих. За что и был отлучен от Церкви сначала священномучеником Петром, Архиепископом Александрийским.
Когда же последний находился в заключении от язычников, Арий пришел к нему с ложным покаянием. Но был отвергнут святым архипастырем, которому перед этим явился Сам Господь. Явился в виде прекрасного двенадцатилетнего Отрока, но в разорванном сверху донизу хитоне, который Он придерживал Своими пречистыми руками, прикрывая наготу.
В ответ на вопрос священномученика, кто разорвал этот хитон?! Господь назвал преступного Ария и запретил принимать этого волка в стало Христово. И действительно, хула этого еретика на Христа — очевидна. Ведь мы же обижаемся, когда кого-то из нас людей назовут, например, собакой. А почему? Потому что собака гораздо ниже человека; и назвать его ею будет для любого из нас унижением.
Но насколько же больше разница между Богом и тварью, чем разница между человеком и собакой? Первая неизмеримо больше второй; поэтому назвать Бога тварью – это унижение или, точнее, хула неизмеримо большая, чем то, чтобы человека назвать собакой. И вот эти-то свои хульные идеи Арий распространял в массах!
Признание арианства ересью
Это произошло на Первом Вселенском соборе в 325 году. Арий и несколько его единомышленников попытались отстоять свои богословские заблуждения. Но многократно и многообразно были посрамлены святыми отцами сего собора.
В богословском отношении здесь наиболее потрудился архидиакон (а впоследствии Архиепископ Александрийской Церкви) Афанасий. Так он привел вышеуказанную аргументацию о неосновательности введения тварных временных понятий в нетварное Божество. Еще одним таким богословским аргументом было то, что если, как считал Арий, «было время, когда Сына Божий не было», то, следовательно, выходит, что «тогда не было и Отца, ведь Он Отец потому, что есть Отец Сына».
В тоже время на соборе святыми отцами были явлены чудеса, наглядно показывающие заблуждения Ария. Одно из них, наиболее поразительное, сотворил святитель
Спиридон Тримифунтский
. Показывая образ единства Пресвятой Троицы, он взял в руку кирпич, сжал его — вверх пошел огонь, вниз вода, а в руке у святителя осталась глина.
Ведь, собственно, так и делают кирпичи: обжигая глину огнем, из-за чего испаряется в ней вода, и получается кирпич – три в одном. Как видим, даже такой низкий предмет, как кирпич, по действию премудрости Святого Духа может быть во образ триединства Троицы.
Архипастырское мужество явил и святитель Николай, нанесший пощечину Арию. Отцы собора сначала хотели наказать святителя за это, лишив его сана. Но после явления им Господа и Божией Матери, вернувшими святому Николаю знаки его архипастырского достоинства, отказались от сего намерения. Поняв, что Богу угоден дерзновенный поступок святителя.
Не понял это только нечестивый Арий, что и привело его сначала в изгнание. А затем, когда он лицемерно «покаялся» перед царем Константином, намереваясь затем занять престол Константинопольской Церкви, его постигла позорная смерть.
В общественной уборной у него, как у Иуды, расселось чрево, и его сообщники нашли его мертвым. Как не без иронии говорили о сем православные, вместо константинопольского престола, он воссел на другом «престоле», гораздо более его достойном!
Однако несмотря на все это, и несмотря на то, что Первый Вселенский собор утвердил православное вероучение, определив, что Сын Божий единосущен Отцу, арианство активно продолжало распространятся и после смерти Ария. Причем принимало самые разные толки.
В этом нет ничего удивительного, это ведь только истина всегда одна и та же. Что же касается лжи, то она может быть разной. К примеру, пятью пять всегда двадцать пять – это математическая истина, и она всегда одна и та же. Но вот ложь на сей счет может быть различной: можно сказать, что это — 26; или 27; или 28 или 25… миллионов, и т.д. Так и с
ересями
. Которые все являются лжеучениями, поэтому, как правило, дробятся на самые различные толки.
Так, к примеру, появились полуариане (ересь Македония), которые признавали Сына Божия Богом, но отрицали божество Святого Духа. Другие ариане считали Сына подобосущным Отцу, а, к примеру, евномиане отрицали и это подобосущие. Так что разных толков арианской ереси было множество.
Но окончательно она, во всех своих проявлениях, была опровергнута на Втором Вселенском соборе в 381 году. Хотя арианство еще достаточно долго сохранялось в Империи и даже за ее пределами (до шестого-седьмого века), но уже прежней силы и влияния оно не имело.
Арианство на Руси
Его следы отчетливо видны в основных древних ересях, которые были у русских – к примеру, в ереси жидовствующих и ее последующих проявлениях, например, в ереси стригольников. Везде в этих лжеучениях отрицалось православное учение о Троице, а также о Божестве Сына Божия и Духа Святого. Что, конечно, является явным проявлением арианства.
Последователи арианства
Тут стоит сказать, почему же арианство так долго держалось в Империи?! Да потому, что как раз в это время (после Миланского эдикта 313 года) очень многие язычники принимали христианство. И для людей, долго пребывавших в язычестве, привыкших к силлогизмам языческой философии гораздо ближе были жалкие, но вполне рационалистические выкладки Ария, чем возвышенное церковное учение о Троице.
Позднее последователями арианства по сходным причинам религиозного провала римско-католической церкви был, например, известный ученый Исаак Ньютон. Вероятно, по этой же причине у него были предшественники и последователи.
Существует ли учение сегодня?
Наиболее ярко оно проявляется в секте свидетелей Иеговы. Которые отрицают учение о Троице, о Божестве Сына Божия и Духа Святого. Причем, отрицают совершенно неосновательно. Когда начинаешь беседовать с ними, спрашиваешь: так кто же тогда Иисус Христос?! Они отвечают: Он Сын Божий.
Тогда задаешь им другой вопрос: голубь рождает голубя; человек рождает человека; царь – царя, а кого же рождает Бог, подразумевая, что Он, естественно, рождает Бога, — то они отвечают: Он рождает Сына Божия?!
Более того, известное место Священного Писания, где прямо говорится, что
Слово Божие – это Бог (Ин.1: 1),
они посмели снабдить своим комментарием, что здесь речь идет не о существе Божием, которым обладает Сын Божий, а лишь о титуле. Но ведь точно также рассуждали и ариане, когда говорили, что Христос называется Богом не по существу, а лишь по наименованию.
Так что эту секту свидетелей Иеговы вполне можно квалифицировать как одно из современных проявлений и ответвлений арианства. Которое давным-давно соборно (на Вселенских соборах) осуждено Православной Церковью и анафематствовано ею. Под эти соборные анафемы подпадают и нынешние ариане – последователи секты свидетелей Иеговы!
Как видим, древняя ересь арианства не исчезла полностью, но находится в обиходе некоторых нынешних сект. Поэтому православным христианам полезно знать истоки и ложь лжеучения этой ереси, а также те богословские и прочие аргументы, которые применяли святые отцы в борьбе с ней. Что с помощью Божией, посильно, и было показано в данной публикации.
Частые вопросы
Чему учил Арий?
Объясняя известное место из книги Притч: «Господь создал меня в начале путей Своих»4, Арий начал развивать свое учение о тварной природе Христа (Бога-Сына) и о том, что «было, когда Сына не было», ставшее впоследствии камнем преткновения в церковной среде.
В чем суть арианства?
Ариане — приверженцы течения, основанного в начале IV века александрийским пресвитером Арием. Согласно учению Ария, Сын (второе лицо Троицы) не равен Отцу, не совечен ему и не един с ним сущностно, но представляет собой всего лишь творение.
В чем заключалась ересь Ария?
Ариа́нство — антитринитарное течение в христианстве (IV—VI века), названное по имени александрийского пресвитера Ария. Согласно учению Ария, Сын Божий — это не Бог, а Божие творение, не единосущное и не подобное Богу.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю Второго Вселенского собора, чтобы понимать контекст осуждения арианства и его последствия.
СОВЕТ №2
Обратитесь к первоисточникам и прочитайте труды отцов церкви, чтобы получить более глубокое понимание проблемы ереси.
СОВЕТ №3
Обсудите тему с учеными и исследователями, чтобы услышать различные точки зрения и подходы к арианству как к ереси.
Основные принципы арианства
Арианство — это христианское учение, возникшее в IV веке и названное по имени священника Ария. Согласно этому учению, Сын (Иисус Христос) не равен Отцу по сути своей природы, а был создан Богом Отцом. Таким образом, арианство отвергает учение о Святой Троице, считая его ложным и еретическим.
Сторонники арианства утверждали, что Сын не был вечным и несотворенным, а был создан Богом Отцом перед началом времен. Они также отвергали идею о божественности Сына, считая его существование подчиненным и зависимым от Отца. Такое учение вызвало ожесточенные дискуссии и разногласия в христианском мире IV века.
Основные принципы арианства подробно изложены в трудах самого Ария и его последователей. Они стремились доказать свою точку зрения на основе богословских аргументов и библейских текстов. Однако на Втором Вселенском соборе, который состоялся в Константинополе в 381 году, учение арианства было осуждено как ересь, и было принято учение о равенстве лиц Святой Троицы.