Автокефалия Русской Православной Церкви: история и значение

В 1448 году Русская Православная Церковь получила статус автокефалии, что означало ее независимость от других православных церквей и возможность самостоятельно управлять своими делами. Эта статья расскажет о значимости и последствиях этого исторического события для Русской Церкви и ее отношений с другими православными церквями.

Мнение эксперта:Эксперты отмечают, что вопрос автокефалии Русской Православной Церкви является одним из ключевых в современной религиозной сфере. Поддерживая идею независимости церковной структуры от внешних влияний, они указывают на историческое и культурное значение автокефалии для православной общины. Однако, существуют и альтернативные точки зрения, которые подчеркивают возможные негативные последствия такого шага, включая разделение и конфликты внутри церкви. В целом, мнение экспертов разделилось, и обсуждение данной темы остается актуальным и спорным в религиозной общественности.https://www.youtube.com/embed/NIRlz6ftkiIЧто означает автокефалия?

Дословно с греческого – «самовозглавление», ведь «авто» означает «сам», а «кефалос» – глава. Это самоуправление Церкви, ее право самостоятельно выбирать Предстоятеля. Признание такого права той или иной общины:

  • не препятствует молитвенному, евхаристическому общению;
  • никак не нарушает единства вероучения.

Автокефальность – по сути, базовый «административный» принцип Вселенского православия: здесь нет ни своего «Ватикана» как единого центра, ни «Папы Римского». Церкви связаны союзом молитвы, веры, любви, а не административными узами.

Интересные факты

  1. Русская Православная Церковь получила автокефалию в 1448 году после падения Византийской империи, что сделало ее независимой от Константинопольского Патриархата. Это событие стало важным шагом в истории церкви, так как оно позволило ей обрести самостоятельность и автономию в управлении.

  2. Автокефалия Русской Православной Церкви была признана Константинопольским Патриархатом в 1589 году, что формально закрепило ее независимость. Этот акт имел большое значение для укрепления авторитета и влияния церкви в России и стал важным этапом в истории ее развития.

  3. В результате революции 1917 года Русская Православная Церковь была отделена от государства, что привело к серьезным гонениям на верующих и духовенство. Многие храмы были закрыты или разрушены, а священники подвергались репрессиям. Несмотря на это, церковь сохранила свою духовную силу и продолжала существовать в подполье, что стало свидетельством ее стойкости и верности своим принципам.

Автокефалия Русской церкви в XV векеАвтокефалия Русской церкви в XV веке

Основания для автокефалии

По сути, для объявления автокефалии их три:

  • договоренность с «Церковью-матерью» (или «кириархальной»); как правило, к ней приходят ввиду невозможности, например, осуществлять управление из-за большого расстояния, политических обстоятельств, или ради «иныя благословныя вины», то есть причины;
  • решение Вселенского Собора;
  • без договоренности двух Церквей автокефалия может быть заявлена, по сути, по единственной причине: ввиду отхода кириархальной Церкви от православного учения или впадения в раскол.

Вот как говорит об этом 15 правило
Константинопольского Собора
861 г.: «Отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда… он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые, аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде соборного разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».

История Русской Церкви.  Провозглашение автокефалии Русской Православной ЦерквиИстория Русской Церкви. Провозглашение автокефалии Русской Православной Церкви

Установление автокефалии РПЦ. Предпосылки и причины

С момента Крещения Руси Церковь не имела самостоятельности несколько столетий: митрополиты назначались Константинополем, притом, что путь ставленника, который должен был отправляться туда для рукоположения, занимал туда и обратно едва ли не год. Однако, русское священноначалие шло на эти неудобства сознательно: то, что митрополита назначал Константинополь, давало ему независимость от княжеской власти, а вот контроль греков, ввиду удаленности Руси, был скорее формальным.

Ферраро-Флорентийский собор (1438–1439 гг.)

Ферраро-Флорентийский собор (1438–1439 гг.)

Предатели православия

Поэтому здесь даже не помышляли о самостоятельности – пока к тому не вынудило одно-единственное событие. Им стала Ферраро-Флорентийская уния 1439 г.

К этому времени прежде величайшая держава мира – Византия – и «кириархальная» Церковь Руси, видя экспансию мусульман, ища помощи у «собратьев» на Западе, начали, по сути, торговать единственным сокровищем, которое оставалось – православием. Так начались переговоры о присоединении Патриархата к Римской Церкви на началах унии – полного принятия всех ее догматов, включая еретическое прибавление к Символу Веры, многое другое.

Втянуть во все это попытались Россию, назначив сюда сторонника унии – митрополита Исидора. Именно он от имени Русской Церкви подписал ее во Флоренции 5 июля 1439 г. После этого митрополит был низложен собором русских епископов, а светской властью – арестован. Таким образом, встал вопрос о заявлении автокефалии ввиду уклонения кириархальной Церкви от православия. Вместе с тем, русские иерархи отчасти – ожидали покаяния от Константинополя, отчасти – до последнего не стремились обрести самостоятельность, так как это означало бы возможность усиления влияния светской власти.

Роль и позиция митрополита Ионы

Так было принято своего рода «Соломоново решение»:

  • автокефалия не была заявлена прямо, общение с Константинополем не было прервано;
  • но собор архиереев утвердил первого митрополита, избранного без санкции Константинополя – свт. Иону Рязанского; было это в 1448 г.

Фактически именно его правление становится началом самостоятельности Церкви. Истинный монах, поборник веры, он, когда значительная часть христианского мира или приняла унию, или промолчала – вместе с епископами поднял голос против унии. А ведь русских владык было только… шесть – против сотен иерархов, собравшихся во Флоренции. Но православие устояло, а «Вселенский собор» униатов так и не был признан таковым.

Автокефалия РПЦ, дата, этапы

Таким образом, 1448 г.можно признать датой начала утверждения автокефалии. Впоследствии Константинопольская Патриархия не раз отходила от унии, возвращалась к ней, Русская же Церковь фактически начала самостоятельную жизнь.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси

Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси

К концу XVI в. православные Патриархии, теснимые турками, находились в плачевном материальном положении, а их предстоятели часто посещали Москву для получения пожертвований, от которых часто зависели абсолютно. Приездом Константинопольского Патриарха Иеремии 1588-89 гг. воспользовался тогдашний царь Феодор Иоаннович, а также руководитель правительства, Борис Годунов, предложившие ему благословить митрополита Иова стать Патриархом. Историки усматривают здесь немало неоднозначных моментов, связанных с откровенным давлением на иерарха. Впрочем, статус России как державы, ее Церкви – как оплота православия, сам по себе наводил на мысли о, по сути, признании автокефалии со стороны Константинополя.

23 января 1589 г. митрополит Иов был возведен на Патриаршество, в чем участвовал Константинопольский Предстоятель.

Таким образом, начав процесс утверждения самостоятельности на основании уклонения кириархальной Церкви от веры, Русская Церковь, прямо не порывая с ней общения, смогла впоследствии добиться полного признания самостоятельности.

Значение автокефалии для Русской Православной Церкви

Оно, прежде всего, соответствовало реальному значению Русской Церкви в православном мире. Ныне ее Предстоятель считается пятым «по чести» среди других предстоятелей – таким образом, его поминают за богослужением сразу после Патриархов исторически основанных Апостолами Церквей (Иерусалимская, Александрийский, Антиохийская), а также Патриарха Константинопольского. Сейчас Русская Церковь – уже не 6 архиереев, как было в XV в. Это самая большая по численности верующих, значимости Церковь православного мира.

Празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви

Празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви

Какие ещё Церкви признаны автокефальными?

Сейчас духовную семью Вселенского православия образуют 15 Церквей. Кроме трех, основанных Апостолами, Русской и Константинопольской, это Поместные Церкви, которые со временем выделились из пяти Патриархатов на основании достигнутых договоренностей. Сейчас это Церкви Грузии, Сербии, Болгарии, Румынии, Польши, Кипра, Греции, США, а также «Чешских земель и Словакии».

Хотя предоставление независимости той или иной Церкви часто сопряжено с разного рода политическими факторами, даже – интригами, однако до наших дней Вселенское православие, его Церкви, сохраняют главное: «единство духа в союзе мира» (Еф.4:3), независимо от политических перипетий.

Частые вопросы

Когда была автокефалия Русской православной церкви?

В 1448 г. Собор русских архиереев независимо от Константинополя возвёл на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону, положив тем самым начало автокефалии Русской православной церкви. В 1586 г.

Чем отличается автокефальная церковь от православной?

Автокефальная церковь имеет более широкие права, чем автономная церковь, и не является ни иерархически, ни административно частью другой православной церкви. Например, автономию имеет Украинская православная церковь Московского патриархата, которая является частью Русской православной церкви.

Кто может дать автокефалию?

Автокефа́лия (греч. αὐτοκεφαλία «самовозглавление» от αὐτός «сам» + κεφαλή «голова») — статус поместной церкви, предполагающий её административную независимость от других поместных церквей. Автокефальная церковь возглавляется епископом, который может иметь титул (сан) патриарха, архиепископа или митрополита.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю автокефалии Русской Православной Церкви, чтобы понимать ее значение и последствия для церковной жизни.

СОВЕТ №2

Сравнивайте информацию из разных источников, чтобы получить более объективное представление о событиях, связанных с автокефалией.

СОВЕТ №3

Обсуждайте тему автокефалии с представителями церкви и другими экспертами, чтобы услышать разные точки зрения и сформировать собственное мнение.

Исторические примеры конфликтов из-за автокефалии

В истории Русской Православной Церкви существует несколько примеров конфликтов, связанных с вопросами автокефалии. Один из самых известных случаев – раскол Русской Церкви в XVII веке. В 1666 году патриарх Никон провел церковную реформу, направленную на унификацию богослужебных книг и обрядов с целью приближения их к греческим образцам. Однако значительная часть духовенства и прихожан не приняла эти изменения, что привело к расколу церкви на никониан и рaskolniki (старообрядцы).

Еще одним примером конфликта из-за автокефалии является событие 1927 года, когда Советский правительство приняло закон о разделении Церкви и государства. В результате этого действия многие приходы отказались признавать новый порядок и продолжили действовать вне официальной церковной структуры. Это привело к возникновению подпольных церковных общин и усилению репрессий со стороны властей.

Таким образом, история Русской Православной Церкви насыщена примерами конфликтов, вызванных вопросами автокефалии, которые оказывали значительное влияние на развитие церковной жизни и общества в целом.

Оцените статью
Добавить комментарий