«Бдительная бессонница» — всё о Всенощном Бдении в православной церкви и его значение

Всенощное бдение, или Всенощная служба, является одним из важнейших богослужений в православной церкви. Это особый вид молитвенного собрания, который проводится вечером перед важными церковными праздниками. В данной статье мы рассмотрим суть и значение Всенощного бдения, объясним его особенности простыми словами, узнаем, сколько времени длится это богослужение и каково его толкование в православной традиции.

Что это за служба? Определение

Название службы показывает, что происходить она должна, очевидно, ночью. А термин «всенощная» говорит о продолжительности молитв – до рассвета. Греческое название службы «ἀγρυπνία» («агрипиния»), означающее одновременно «бессонницу» и «бдительность» говорит о том же самом.

Ночные моления в раннехристианской церкви

Действительно, традиция особенно усердно молиться во время ночи известна еще у первых христиан. Она восходит к Самому Господу. Евангелия повествуют о Его ночных молениях:

  • перед избранием на служение 12 учеников (Лк. 6:12);
  • накануне Преображения (Лк.9:28);
  • перед преданием иудеям в Гефсиманском саду (Мф.25:36).

Полезные материалы

Нередко молились по ночам
Апостолы
. Св. Лука рассказывает о том, как свв. Павел и Сила ночью в тюрьме «молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Лк.16:25). Традиция ночных продолжительных молитв постепенно утвердилась среди верующих.

Правда, бдение от захождения солнца до рассвета совершалось первыми христианами только при особых случаях, например, накануне Пасхи Христовой. По большей же части моления заканчивались около полуночи.

Монашеская традиция

С утверждением христианства в Византии продолжительные молитвенные стояния стали уделом иноков, но не везде.

Известны 2 наиболее распространенных с VI-VIII вв. богослужебных устава
монахов
– Константинопольского монастыря прп. Феодора (обитель также называлась Студийской, по имени некогда основавшего ее сенатора) и обители св. Саввы Освященного близ Иерусалима.

По местам происхождения эти уставы назывались Студийским и Иерусалимским, и отношение к ночным молениям было у них разным:

  • монастырь прп. Феодора был общежительным, монахи жили под управлением настоятеля; продолжительные богослужения совершались ежедневно, дополнительное ночное бдение не требовалось; но, подобно первым христианам, студийцы могли совершать подобные богослужения накануне больших праздников;
  • прп. Савва был духовным руководителем иноков-отшельников, которые всю седмицу молились по кельям, только накануне воскресенья приходя к общему храму; отцы, проведшие неделю без Божественной службы, нуждались в духовном подкреплении особенно усиленной молитвой; естественным образом в Иерусалимском Уставе появляется поэтому длительное бдение накануне праздников и воскресений.

В России

Русскими литургистами еще начала XX в. установлено, что на Руси последовательно сменили друг друга три богослужебных Устава:

  • введенный, по-видимому, при князе Владимире Святом (X в.) Типикон церкви св. Софии Константинопольской, приходского храма, где бдение не было предусмотрено;
  • Студийский, принесенный на Русь при прп. Феодосии Печерском (XI в.); благодаря высокому авторитету святого он распространился и по приходским церквям;
  • Иерусалимский, появившийся на русских храмах с XIV в., когда он распространяется в Византии; этот иноческий Устав богослужения также распространялся на приходские церкви: особого устава именно для мирских храмов на Руси не было и не существует до сих пор.

Мнение эксперта:

Всенощное бдение, известное также как «Бдительная бессонница», является одним из важнейших богослужений в православной церкви. Эксперты отмечают, что это особенное богослужение проводится в ночь с субботы на воскресенье или перед праздниками и состоит из чтения молитв, пения церковных песнопений и чтения Святого Писания. Всенощное бдение призвано подготовить верующих к принятию Святой Евхаристии и укрепить их духовную связь с Богом. Это время покаяния, молитвы и внимания к слову Божьему, которое помогает верующим обрести внутренний покой и сосредоточиться на духовных ценностях.

Диагноз бессонница. Какие анализы сдать при бессонницеДиагноз бессонница. Какие анализы сдать при бессоннице

Сколько длится такое служение по времени?

Таким образом, появление всенощной в России относится к XIV в. Со временем оказалось, что русская служба – намного длиннее той, что совершалась греческими монахами.

По Уставу, бдение начинается с заходом солнца и оканчивается с рассветом. Но в русских широтах продолжительность ночи существенно больше, особенно зимой.

Поэтому, как указывает современный литургист А.М. Пентковский, чтобы продлить время богослужения, к нему добавили Повечерие, Полунощницу, каноны. Так сформировалась уставное богослужение длительностью до 8-10 ч.

Именно так его совершали в храмах России до середины XVII в., когда патриарх Никон провел богослужебную реформу. С этого времени, хотя Устав об этой службе не изменился, возникла практика сокращения ее до нескольких часов.

Всенощное бдение

Всенощное бдение

Интересные факты

  1. Всенощное бдение, также известное как бдительная бессонница, представляет собой особое богослужение в православной церкви, которое начинается вечером и длится всю ночь, захватывая раннее утро. Это одно из самых продолжительных и торжественных богослужений в христианском мире, которое включает в себя пение, чтение и молитвы.

  2. Всенощное бдение символизирует постоянную молитву и бдительность христиан, стремящихся к единению с Богом. Это богослужение обычно проводится в канун воскресных и праздничных дней, а также в дни особых церковных событий. Во время всенощного бдения верующие могут причаститься, а также получить благословение от священника.

  3. Всенощное бдение включает в себя несколько частей, среди которых великая вечерня, утреня и первый час. В каждой части богослужения читаются молитвы, поются псалмы и тропари, а священнослужители совершают определенные обряды. Всенощное бдение является важной и неотъемлемой частью православной литургической практики, которая объединяет верующих в совместной молитве и богослужении.

Психиатры и бессонницаПсихиатры и бессонница

«Исторические всенощные»

В начале XX в. русские литургисты, профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабалланович и В.Ф.Певницкий силами духовенства и студентов организовали Всенощное будение в полном соответствии с Уставом. Эта уникальная служба началась с 6 часов вечера и окончилась около 2 часов ночи. М.Н.Скабалланович свидетельствует:

«Трудно передать словами, что чувствовали слушатели этой службы, названной кем-то «исторической всенощной», и особенно ближайшие участники ее… Большинство исполнителей службы решило на следующий день, что они в течение всенощной были как бы пьяные. Ни о какой усталости не могло быть и речи. Один певец заявил, что он мог бы, не сходя с клироса, спеть еще такую всенощную для Бога. Один студент, любитель поспать, несколько раз уходил из церкви, раздевался, укладывался в постель, но, не будучи в состоянии заснуть от мысли, что в нескольких шагах идет такой оригинальный, неслыханный концерт, возвращался в церковь… Те знакомые руководителей, коим не было послано уведомления о предстоящей всенощной, едва не рассорились из-за этого с ними и взяли слово, что при повторении чего-либо подобного их известят. А повторение возможно…»

Однако, повторить этот опыт не удалось никому долгие годы. Сегодня полная всенощная постоянно служится только на старообрядческих и единоверческих приходах.

Идут по пути полного выполнения Устава и некоторые приходские храмы. Наиболее последовательно это реализуется в храме Новомучеников и исповедников Российский в Строгино (г. Москва). Здесь с начала 2000-х гг. по инициативе настоятеля, протоиерея Георгия Крылова, создан кружок знаменного пения, прихожане много лет изучали древние богослужебные традиции.

17

Июнь

2011 года

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил настоятеля храма, прот. Георгия, совершать всенощное бдение старым чином (существовавшим до реформы патриарха Никона) каждую неделю, по субботам.

Простыми словами о сложном

Значение слова в православии, чем отличается от вечернего богослужения?

В большинстве православных приходов современной России всенощная – это идущие друг за другом службы:

  • Великой Вечерни (накануне больших праздников – Повечерия);
  • Утрени;
  • Первого часа.

Такое богослужение совершается накануне воскресной службы, а также перед великими праздниками, днями памяти особо чтимых святых, престольных праздников той или иной церкви.

Кроме того, по желанию настоятеля, или по местной традиции, оно может быть совершено накануне любого другого церковного торжества, памяти особо почитаемого святого.

Отличие всенощной от вечернего богослужения по будним дням состоит в большей торжественности и продолжительности, так как во время его:

  • как правило, читаются по книге особые паремии (отрывки из Ветхого Завета) на память праздника или воспоминаемого великого святого;
  • может служиться лития и происходить освящение хлебов;
  • как правило, читается несколько канонов;
  • происходит помазание верующих елеем.

Продолжительность в субботу и другие дни

В большинстве церквей служба продолжается около 2 часов, в монастырях ее длительность может увеличиваться до 3 часов. Начало богослужения обычно с 17 или 18 часов, практика моления в течение всей ночи сейчас применяется очень редко.

Положена ли исповедь?

По установившейся практике, исповедь обычно проводится во время вечернего богослужения. Не исключение и всенощная.

Вместе с тем, на небольших приходах, где священнослужителей не хватает, таинство может быть перенесено на время после службы, либо утро перед началом литургии. Поэтому время исповеди лучше узнавать в конкретном храме.

Закон Божий.  Всенощное бдение. Вечерня.Закон Божий. Всенощное бдение. Вечерня.

Составные части с пояснениями

Части службы символически изображают путь человечества, пройденную им историю от создания мира до Воплощения Христа.

Вечерня

Первый возглас священника, открывающий ее – «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…». Это прославление Бога за создание мира. Затем иерей обходит церковь с кадилом, тогда как хор поет псалом 103, посвященный красоте мира, который Бог «премудростию сотворил еси». Так верующие призываются вспомнить о Рае, где Сам находился в общении с Адамом. Недаром при каждении открыты врата в алтарь, символизируя единение Творца и Его создания.

По окончании каждения врата закрываются. Прошения, которые произносит диакон перед ними – это вопль к Богу согрешившего человека, лишенного Рая.

Поются и покаянные ветхозаветные стихи, а затем песнопения воскресные, либо празднуемого события. Последнее из них всегда посвящено Богоматери, благодаря Которой Рай снова стал возможен для людей.

После этого пения царские врата открываются и происходит вечерний вход священника и диакона при песнопении «Свете Тихий святыя славы…», посвященного Христу.

Важный момент службы – читаемые по большим праздникам паремии – отрывки из пророческих и других ветхозаветных писаний, пророчески предрекающие празднуемое событие.

Лития

Эта служба происходит по большим праздникам. Священнослужители обычно исходят из алтаря на середину храма или ближе к входу, и совершают особые моления о верующих, Церкви.

В первые века христианства принято было выходить на литию в притвор, где стояли кающиеся, не допущенные к таинствам, чтобы они могли поучаствовать в общем богослужении.

По литии священник благословляет 5 хлебов, елей, вино, пшеницу. Ныне это понимается как воспоминание о насыщении Господом 5000 человек в пустыне пятью хлебами.

Интересный факт

В древности чин имел еще и практическое значение: после литии хлеб раздавался паломникам и другим богомольцам, пришедшим издалека.

Заканчивается Вечерня чтением молитвы св. Симеона Богоприимца, произнесенной им при Сретении Господа («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…») и молитвой «Богородице Дево, радуйся…», что знаменует Воплощение Христа.

Утреня

Эта служба вся посвящена Христу. Она начинается со слов Ангельского приветствия, возвестившего в свое время пастухам о Рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие

Затем гасятся светильники, все свечи. Выйдя на середину церкви, пономарь начинает 6 псалмов, которые образуют
Шестопсалмие
и изображают бедствие человека, ожидание помощи Божией.

Прп. Пасисий Святогорец говорит:
«Шестопсалмие символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия на ум идет час Страшного Суда. После первой статии (первых трех псалмов) мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия».

После Шестопсалмия диакон произносит ектению (молитвенные прошения), читается кафизма из Псалтири.

Читайте также:Шестопсалмие — текст

Полиелей

Затем приходит самый торжественный момент Утрени – после каждения храма читается Евангелие, а потом начинается полиелей: верующие, при чтении канона праздника или святого, помазываются елеем, освященным на литии.

Завершается служба пением «хвалитных» псалмов и стихир, прославляющих Бога. Кульминацией становится Великое Славословие, начинающееся возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет!». В древности, когда моление совершалось всю ночь, к этому времени всходило солнце, все верующие славили наступление нового дня.

Первый час

По окончании Утрени совершается последование 1 часа, во время которого испрашивается благословение Божие на новый день. В состав этой краткой службы входят:

  • псалмы 5, 89, 100;
  • молитвы, посвященные Богородице и тропари празднуемому событию;
  • заключительные молитвы.

Особенности на Сретение Господне

Сретение – двунадесятый праздник, который может совпадать с временем подготовки к Великому Посту, так как отмечается в феврале. Устав содержит различные богослужебные указания об особенностях всенощной на этот праздник при таком случае.

При совпадении Сретения с днями, когда поется Постная Триодь, на праздничном бдении можно услышать покаянные песнопения, готовящие верующих к посту. А вот если Сретение попадает на 1 день Великого Поста, то служба переносится на предыдущее воскресенье, соответственно, бдение приходится на субботу накануне.

Отличия при архиерейской службе

Если богослужение совершает епископ:

  • при встрече владыки не читаются входные молитвы и не происходит облачение, как это бывает на литургии;
  • все время вечерни епископ молится в алтаре;
  • исходит епископ только во время литии;
  • Евангелие также читается архиереем;
  • на полиеелее он совершает помазание сначала священнослужителей и клириков, затем всех верующих.

Толкование и объяснение

С древности ночные моления связывались с будущим Вторым Пришествием и исполнением слов Христа: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (Мф. 26: 41). Действительно, продолжительная служба учит сосредоточенности, вниманию к себе.

Прп. Симеон Новый Богослов писал: «Совершаем бдения и поем псалмы — для того, чтоб не распложались злые помыслы и ум наш не блуждал туда и сюда».

Еще один смысл службы связан с благоговением перед творением Божиим, его красотой. По слову свт. Василия Великого, «отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но в тот час, как он наступал, приносили благодарение».

Наконец, бдение, отрешая от земной суеты, готовит верующих к празднику, сердцем и основой которого всегда является Божественная Литургия.

Один из современных проповедников утверждает, что если Литургия – дар, который Господь дает нам, то всенощная – наше приношение и жертва Ему, когда мы, пусть немощные, показываем свое стремление к Богу. Мир души, который ощущают многие из усердно молившихся за бдением – и есть награда за понесенные труды.

Наталья Сазонова

Частые вопросы

Что значит всенощное бдение в храме?

Всенощное бдение – богослужение, которое совершается вечером накануне Литургии особо чтимых праздничных дней. Всенощным оно называется потому, что в древности начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Что такое бдение в православии?

vigilia) — праздничное торжественное чинопоследование богослужения Православной церкви, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета (примерно с 18 часов до 6 часов — в зимнее время удлиняться, а в летнее — сокращаться).

Сколько по времени длится всенощное бдение?

Сама всенощная длилась около восьми часов, в том числе чтение канона – более двух часов.

Зачем ходить на всенощное бдение?

Всенощное бдение совершается по вечерам накануне воскресных и праздничных дней. Оно не только освобождает нашу душу от суетности и мрака грехов земных, но и помогает постижению духовного смысла грядущего праздника.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Подготовьтесь заранее к Всенощному Бдению, чтобы не торопиться и не испытывать стресс. Постарайтесь прийти в церковь заранее, чтобы успеть прочитать молитвы и настроиться на богослужение.

СОВЕТ №2

Погрузитесь в атмосферу Всенощного Бдения полностью, отключив все внешние отвлекающие факторы, такие как мобильные устройства. Сосредоточьтесь на молитве и общении с Богом.

СОВЕТ №3

Постарайтесь понять смысл и значение каждой части Всенощного Бдения, следите за изменениями в богослужебных текстах и песнопениях. Это поможет вам глубже погрузиться в церковное богослужение.

Роль и значение Всенощного Бдения в духовной жизни прихожан

Всенощное бдение, или Всенощная служба, является одним из важнейших богослужебных событий в православной церкви. Это особый вид богослужения, который проводится вечером или ночью и включает в себя чтение множества молитв, псалмов, апостолов и евангелий.

Всенощное бдение призвано подготовить верующих к принятию Святой Евхаристии в следующий день. Во время службы прихожане имеют возможность исповедаться, причаститься Святых Таин, просить о прощении грехов и благословения. Это время покаяния, молитвы и общения с Богом, которое позволяет прихожанам очистить свои души и умы перед встречей с Святой Тайной.

Всенощное бдение также является временем укрепления веры и духовного роста. Во время службы прихожане вместе с духовенством погружаются в молитву, пение и чтение Священного Писания. Это позволяет им укрепить свою веру, обрести внутренний покой и вдохновение для духовного развития.

Кроме того, Всенощное бдение способствует общению верующих между собой и созданию единства церковного общества. Во время службы прихожане собираются вместе, чтобы вместе молиться, петь и прославлять имя Господа. Это укрепляет духовное единство церкви и помогает прихожанам почувствовать себя частью большой семьи верующих.

Оцените статью
Добавить комментарий