Библейские пророки – это фигуры, которые играли важную роль в истории древнего Израиля. Их предсказания, обличения и наставления запечатлены в текстах Ветхого Завета и оказали значительное влияние на развитие религиозной мысли и культуры. В данной статье мы рассмотрим имена первых пророков, их русские и библейские названия, а также их роль в истории народа Израиля.
Глас Божий среди людей
Пророки: Аарон, Гедеон и Иезекииль.
Пророческие книги, или Пророки, занимают особое место среди всех библейских текстов. Ветхий Завет по словам апостола
Павла
является
детоводителемко
Христу и в этом смысле пророчества древних избранников Божиих являются потрясающим свидетельством Божией любви к людям, Его постоянного
з
вания народа к спасению:
«Се, стою у двери и стучу»(Откр.3:20).
Отеческая забота Вседержителя о людях явлена в откровениях, сообщенных на понятном человеческом языке
, через людей, хоть и не совсем обычных —
через пророков,
но говоривших с народом на их родном наречье —
«
имеяй
ушы
слышати
да слышит
» (Мф.11:15).
Как любящий и заботливый
Отец
открывающий сыну свои мысли о жизни, свой опыт, свои желания, свою волю,
но не отнима
ющий
у него
свободы
– поступай, как выберешь, — так и Господь всегда предоставляет человеку
выбор:
«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло»(Втор.30:15)
…«Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему
»(
Втор. 30:19-20
)
.
Божественные
мысли о жизни человечества
и будущем Небесном Царстве
люди слышали всегда из уст пророков
, которые были настоящим голосом Божиим, Его устами и
«глаголом жгли сердца людей»
.
Мнение эксперта:
Библейские пророки – ключевые фигуры в иудейско-христианской традиции, чьи предсказания и наставления имеют важное значение для верующих. Эксперты отмечают, что пророки выступали не только как предвестники будущих событий, но и как носители божественной истины, призывающие к исправлению нравственных и духовных аспектов жизни. Их послания обращены к народу, церкви и правителям, напоминая о необходимости соблюдения божественных заповедей и нравственных принципов. Библейские пророки считаются важным звеном в истории религии, оставляя после себя наставления, которые до сих пор вдохновляют и направляют верующих по пути духовного развития.
Слово пророк («нави») и его значение
Русское «пророк» — от прорек — соответствует еврейскому слову – «нави» или «наби», которое может быть переведено как «глашатай», т.е. «несущий весть» или «призванный вещать».
В слове «нави» или «наби» выделяют смысловой корень, означающий во всех языках – арабском, ассирийском, эфиопском – «нават» — говорящий (произносящий). Что означает особенное выделение из всех умеющих говорить. Некоторые авторы также указывают на особый корень «набю», означающий «звать», что говорит о призвании к вещанию, а именно — внявший зову.
При переводе еврейское «наби» было заменено на греческое «профетос» или профетис», означающее сразу и говорить публично, и выступать от чьего-то лица, и предсказывать будущее. В Библии греческий термин «профетис» в применении к пророкам используется в значении «говорить от имени», т.е. нести весть от Бога, говорить Его словами, возвещать Его волю.
Таким образом, пророк – есть выразитель воли Божией, несущий весть от Него и Им призванный к пророчеству.
Пророчество всегда есть дар, а не умение и не самовольный выбор человека. Призыв пророка или «нави» на служение не зависит от произволения человека, это Бог призывает его и передает ему Свою волю и Свои речения. При этом Божественный призыв укрепляет избранника, Божие вдохновение заставляет его нести Слово, забывая себя, даже до изнеможения, преодолевая всяческие преграды, не взирать на лица и должности, говорить Божию правду в глаза, не жалеть жизни исполняя Божию волю.
Чего-чего, а деньги за нагаданное счастье, типа — «позолоти ручку», здесь совсем не причем. Пророчество – служение, а не бизнес.
Собственно сам народ израильский был призван быть «нави» — нести «свет во откровение языков». Но из-за уклонения большинства народа от этого призвания, потребовалось выделить из их среды особенных людей – пророков, которые были способны услышать Божественную волю и донести ее людям.
Имя пророка | Особенности и достижения | Значение в Библии |
---|---|---|
Авраам | Первый патриарх израильского народа — прямой потомок Ноя. | Основатель и праотец еврейского народа, призванный Богом из города Ура, что в Месопотамии. |
Моисей | Пророк, законотворец, судья и вождь израильского народа. | Вывел евреев из египетского рабства и получил от Бога Десять заповедей. |
Давид | Второй царь Израиля. | Поэт и псалмопевец, завоевавший Иерусалим и сделавший его столицей Израиля. |
Соломон | Третий царь Израиля, сын Давида. | Мудрейший из библейских царей, построивший Первый Иерусалимский храм. |
Исайя | Один из великих пророков Ветхого Завета. | Проповедовал в Иерусалиме и Иудее, предупреждая о неминуемом наказании за грехи. |
Иеремия | Пророк-плакальщик. | Проповедовал в Иерусалиме и Иудее, предсказывая разрушение города и храма. |
Иезекииль | Один из великих пророков Ветхого Завета. | Проповедовал в вавилонском плену, призывая к покаянию и возвращению к Богу. |
Даниил | Пророк, толкователь снов. | Служил в вавилонском царском дворе и истолковал сон царя Навуходоносора. |
Осия | Пророк, живший в Израильском царстве. | Проповедовал о неверности Израиля Богу и о грядущем наказании. |
Амос | Пророк, живший в Израильском царстве. | Проповедовал о социальной справедливости и о грядущем суде над Израилем. |
Интересные факты
-
Пророк Иона провел три дня и три ночи в чреве кита. Он был проглочен китом после того, как пытался убежать от Бога, но в конце концов он был доставлен на берег и спасен.
-
Пророк Илия разделил воды реки Иордан своей мантией. Он ударил реку своей мантией, и воды расступились по обе стороны, чтобы он мог пройти по дну реки.
-
Пророк Моисей получил десять заповедей от Бога на горе Синай. Десять заповедей представляют собой свод нравственных и религиозных принципов, которые являются основой иудаизма и христианства.
Кого называют пророками в православии
В православной традиции пророками считаются совсем не прорицатели будущего, не предсказатели и не гадалки.
Истинный пророк – есть Божий избранник, направленный к людям Божией волей, чтобы учить и наставлять в вере и Заповедях, нелицеприятно указывать на грех и нарушение Божественного Закона, обличать всякую ложь, исправлять народную жизнь, призывать к покаянию и утешать, возвещая будущее спасение.
Первым пророком был назван в Библии Авраам (Быт.20:7). Пророком называет Авраама Сам Бог, устанавливая с ним особенные отношения избрания и взаимного общения. Далее в Библии пророки или избранники Божии называются:
- «человек Божий» (Втор.33:1) и (1Цар.9:6); «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»(2Пет.1:21);
- или «прозорливец» – так называют Самуила (2 Цар. 24:11) и других пророков (Ам.7:12);
- или «провидец» (Ам.7:12), т.е. тот, кому открыты суды Божии (судьбы);
- или «страж дома Божия» (Иез. 3:17) — потому что пророк был призван охранять и защищать Израиль от духовных врагов;
- а также «Ангел Господний» — т.е. вестник воли Божией (2Цар.14:17), (Дан.13:55), (Суд.2:1–4).
Эти имена свидетельствуют о том, что пророк является представителем Бога на земле и его цель — быть голосом, пробуждающим совесть народа. Эти уста Правды имели многие избранники и в широком смысле пророками можно считать всех патриархов, начиная с Адама – и Еноха, и Ноя, и Авраама, и Исаака с Иаковом, и Моисея с Аароном, и дальше. Ведь они имели опыт богопознания и были родоначальниками – праотцами, и далее передавали своим потомкам этот опыт, становясь проводниками между людьми и Богом.
Перспективы пророчеств: прошлое, настоящее, будущее и вечность
Истинный пророк не прорицатель отдельной человеческой судьбы, ему открывается вся картина бытия и пути Божиего спасения. Он видит сразу все пространство и время, не разделяя на прошлое и будущее, в его словах и будущее и прошлое входят в настоящее.
«У всех пророков есть обычай говорить о небывшем еще как о сбывшемся уже», — говорит Иоанн Златоуст(+407).
Главная задача истинного пророка – возвестить людям путь спасения, и тем, кто живет вместе с ним, и будущим поколениям. Пророк устремлен в будущий век, все сегодняшние события он видит с точки зрения вечности. Основные составляющие ветхозаветной проповеди – мессианские ожидания и эсхатологические пророчества о судьбах мира, о конце времен и о вечном Небесном Царстве.
В Православной Церкви почитание ветхозаветных пророков как святых возникает еще в древности. В годичном богослужебном круге установлены особые дни их воспоминания. Всех ветхозаветных пророков Церковь вспоминает перед
Рождеством Христовым
в Неделю праотец и Неделю святых отец. Кроме того, пророки чествуются и по отдельности — Самуил, Илия, Елисей, шестнадцать пророков-авторов ветхозаветных книг.
По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (+386 г.), уже в древности на службе вовремя
Литургии
в молитве после совершения Евхаристии среди прочих христианских святых назывались и ветхозаветные пророки, как собственно и сейчас. В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из «девятичинной» просфоры — в честь «Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков».
Интересный факт
В иконостасе православного храма есть особые ряды икон — праотеческого и пророческого чинов.
Фрагмент пророческого ряда иконостаса из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
В чем заключается пророческое служение
Пророческое служение заключается в осуществлении связи между Богом и человеком, в донесении людям Божественных посланий.
Эту двустороннюю связь человек не смог бы осуществить сам, без Божиего произволения, поэтому на первый план в пророческом служении выходит понятие избранничества.
Ничто – ни происхождение, ни возраст, ни пол, ни благосостояние и социальное положение, ни образование, ни умение красиво говорить, ничто не давало преимущества в исполнении пророческого служения, но только Божественное избрание.
Пророками были и знатные высокородные и самые простые, даже малообразованные люди. Из царского рода происходили, например, Исайя и Даниил, Иеремия и Иезекииль по роду были священниками, а Амос — из простых пастухов. Давид был талантливым поэтом, прекрасным музыкантом и исполнителем, его пением услаждался весь царский двор, а речь Моисея совсем была не понятна людям, потому что он был косноязычен и заикался. Но это не помешало ему стать величайшим пророком, потому что его избрал Господь, а его слова переводил людям брат Аарон.
До призвания пророк был обыкновенным человеком, Слово Господне открывалось ему однажды, и жизнь его менялась раз и навсегда. Так говорится в Библии, например, о призыве Самуила – в одно утро его пробудил голос, звавший его по имени(1Цар.3:7).
Далеко не всегда человек с радостью принимал Божественный вызов. Ведь это не простое и даже опасное для жизни дело – говорить людям правду о них. Пророк Иона, посланный в Ниневию – столицу враждебного государства, пытался сбежать от Божиего призыва. И чуть не погиб в пучине, и в китовьем чреве пробыл три дня, но все же был спасен, потому что ему надо было выполнить Божие повеление о призыве язычников к покаянию – дело, по сути, более фантастическое, чем пребывание внутри кита.
Так же колебались и порой проявляли человеческую слабину и некоторые другие пророки. Многократно призывал и увещевал Бог Моисея (Исх.3:11–4:17) и Иеремию (Иер.1:6–9), применяя для убеждения чудеса (Исх.4:2–9,17). Никто из них сам не стремился встать на путь пророческого служения. По человеческой немощи Иона убегал, Иезекииль уклонялся, Иеремия отрицался. Господь не принуждал их и не переламывал волю человека, но советовал, убеждал, а иногда и угрожал, но не помрачал рассудка, а просвещал, ожидая человеческого согласия на выполнение воли Божией.
Исполнить Божие повеление простому человеку было бы не под силу, если бы Сам Бог не укреплял его Своею силою:
«И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей.
Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя.
(Иер.1:18–19)».
Пророчество осуществляется через Божественный призыв человека на пророческое служение, через соединение воли человеческой с Божиим произволением, через укрепление человеческих сил Божественным Духом и через восприятие Божественных откровений посредством сновидений, посредством слова, посредством видений.
Сам Господь указал на три способа получения пророками откровений — в виде картин, или на слух, иногда во снах:
«Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но ни как с рабом Моим Моисеем… устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит…»(Числ.12:6-8).
Здесь видно, что истинный пророк получает откровение не в трансе, не в наркотическом дурмане, а в ясном уме – уста к устам беседует с Богом.
«Вообще же пророчество есть такое восхищение ума, которым пророчественная благодать, внезапно объемля пророков и отлучая их от всего человеческого, соделывала их способными стать орудиями для изглаголания пророческих слов», — говорит блаженный Феодорит (+458).
Пророческое служение имело религиозные, нравственные и политические цели:
Через пророческую проповедь в народе поддерживалась вера в Единого Бога. Пророки не давали людям забыть о будущем приходе Мессии – Спасителя. Они заботились том, чтобы внешний обряд и осуществление религиозных действий не заменяли искренней сердечной веры человека, ограждали еврейский народ от язычества.
Пророки сами, как личности, были примерами искренней веры, любви к Богу и жизни по Его Заповедям. Они наставляли людей в Божией Правде, обличая грех, ложь и лицемерие. Пророческое служение не позволяло замутиться нравственной народной жизни, очищая ее и смягчая грубость нравов.
Пророки принимали непосредственное участие не только в религиозно-культовой, но и в общественно-политической жизни богоизбранного народа, помазывая на царство царей, определяя характер отношений с соседними государствами и племенами, и призывали всегда действовать по велению Божию. Часто они шли со своей проповедью даже к соседям-язычникам, обличая грех и неверие, и останавливая вражду к народу Божию.
Имена больших и малых пророков Ветхого Завета
Значительная часть священных книг Ветхого Завета именуется книгами пророческими, в них приоткрывается и сам ход человеческой истории, и внутренний духовный смысл этих событий. Пророческие книги в Библии это книги авторские, написанные самими пророками, каждая из них особенная и содержит личностные характеристики автора. Несмотря на особенность и непохожесть друг на друга, все пророки согласно говорят о Спасителе, о спасении, о
покаянии
, об исполнении воли Божией:
«И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии» (Деян.3:24), — свидетельствует апостол.
Среди пророков-авторов книг Ветхого Завета выделяются четверо так называемых больших пророков — это Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, и двенадцать малых — Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софоний, Аггей, Захария и Малахия.
Кроме указанных пророков-писателей в Библии названы и другие, такие, как пророки первого поколения: Самуил, Нафан, Ахия, Илия, Елисей, не оставившие книг. Но по свидетельству блаженного Феодорита (+458) «пророки соблюдали обычай записывать по ряду то, что совершалось в их время, и что дальнейшие пророки соединили их последовательные повествования в одну священную летопись, образовавшую четыре книги Царств», т.е. кто-то из них, возможно Самуил, также были авторами библейских текстов. Кроме того, есть и другие писания — Псалтирь царя Давида, книга Иисуса Навина и др., которые также имеют в своем содержании пророчества. Таким образом, всю Библию собственно можно называть пророческим письменным текстом.
Основные темы пророчеств
Главная тема всех пророчеств — предвозвещение Христа и начало Нового Завета. Пророки, каждый в свое время удерживали народ от греха, указывая верный путь и возвещая будущие события.
Все пророческие откровения можно разделить на:
- обличительные;
- утешительные;
- предвозвещающие.
Божественное откровение пророки несли людям через:
- слово (устное или письменное);
- либо через действие.
Древнейший способ пророческого благовестия – живое слово и пламенная речь, быстро доходящие до сердец слушателей. Так зажигал сердца своих современников человек огненной веры – пророк Илия. Он же являл проповедь действием, побив жрецов Ваала.
Проповедь действием не менее убедительна, чем само слово. Авраам, возносящий в жертву Богу своего единственного сына, предвозвещал этим действием будущую Великую Жертву – Христа. Пророки часто совершали символические действия, иногда вели себя на грани юродства, привлекая вызывающим поведением внимание людей к своим пророчествам.
Иезекииль бреет голову и бороду, разделяет волосы на три части, одну сжигает огнем, другую рубит ножом, третью развеивает по ветру, тем показывая, что скоро будет с жителями Иеруслима – с одними, другими и третьими. Запирает свой дом и разрушает стену, делая в ней дыру, через которую вытаскивает вещи – показывая осаду и падение стен Иерусалима.
Иконография: Иеремия, пророк Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-еПроисхождение: Из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря.Материал: дерево, темпера. Материал оклада: серебро. Размеры иконы: высота 77,8 см, ширина 61,2 см Поясное изображение пророка Иеремии со свитком в руке. НГОМЗ 2762. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Использовали символические действия в проповеди и другие пророки, например, Иеремия возложил себе на шею ярмо и разослал такие же упряжи в другие царства, которые также как и Иерусалим, попали скоро в плен, став рабами царя Навуходоносора (Иер.27).
Письменные пророчества, вошедшие в состав Библии, исполнены в самых разных литературных формах. Это и простое повествование, и лирические отрывки, и притчи, и прямое обличение — сатира. В книгах есть и стихи (псалмы) и песни любви, и элегии (плачевные песни).
Слова пророков, их видения и даже угрозы обращались не только на соотечественников, но и на языческие народы. Суд Божий, возвещенный в предсказаниях пророков касался всего мира, и в первую очередь – своих, т.е. богоизбранного народа: «и начните от святилища Моего» (Иез.9:6), «Ибо время начаться суду с дома Божия» (1Пет.4:17).
Ожидание Спасителя
Весь текст Ветхого Завета насыщен пророчествами о Христе, он пропитан идеей ожидания Спасителя. Пророки предсказали чудесное Рождение Христа: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14); указывается на место Его рождения в Вифлееме у пророка Михея: «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).
Даже срок прихода Его указан вполне отчетливо – через 490 лет после окончания пленения и восстановления Иерусалима – у Даниила (Дан.9:25). Указано также, что Спаситель придет из рода Давидова: «и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь» и «произойдёт отрасль от корня Иессеева» (Ис.11:1), (Ис.11:10), (Иер.23:5). Пророки говорили о Христе, что Он заключит новый Завет с народом и не только с иудеями, но и с язычниками (Иер.31:31-32), Он придет, въехав в Иерусалим на осле (Зах.9:9).
Сказано и о чудесах, совершенных Христом и о том, что Он будет предан за тридцать серебряников (Зах.11:13). Что Его избиют, оплюют (Ис.53:5), (Зах.13:6), (Мих.5:1), распнут вместе с разбойниками и убьют: «…за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был…»(Ис.53:12), и Он Воскреснет (Пс.15:10), (Пс.29:4), (Пс.40:11), (Пс.117:17), (Ос.6:1-2).
Иконография: Исайя, пророк Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-еПроисхождение: Из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря.Материал: дерево, темпера. Материал оклада: серебро. Размеры иконы: высота 77,8 см, ширина 55,6 см Поясное изображение пророка Исайи со свитком в руках. НГОМЗ 2929. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Все пророки возвещали о Христе, но особенно Исайя, за что и прозван ветхозаветным евангелистом.
Интересный факт
Всего в библейских текстах Ветхого Завета специалисты насчитывают более трехсот указаний на Христа, на Евангельские события, описаний Его служения и природы Мессии.
Пророчицы
Помимо пророков известны в Библии и пророчицы (Исх.15:20); (4 Цар.22:14); (2 Пар.34:22); (Неем.6:14); (Суд.4:4), апостол позже подтвердил, что для Бога «нет мужеского пола, ни женского»(Гал.3:28), однако, женщины-пророчицы скорее все же исключение.
В Ветхом Завете выделяются три имени Мариам сестра Моисея (Исх.15:20), Девора – единственная женщина из числа судей, была так крепка духом, что возглавила освобождение своего народа от ханаанских племен(Суд.4:4) и Олдама, предсказавшая гнев Божий за то, что «кадили богам другим», а иудейскому царю Иосии за смирение обещала, что Господь примет его к отцам его и он будет положен в гробницу с миром и глаза его не увидят бедствий его страны(4Цар.22:14-20); (2Пар.34:22,28).
К числу избранных женщин относят и Сарру – жену Авраама, праматерь богоизбранного народа, и Анну – мать пророка Самуила с ее удивительной благодарственной песней-молитвой к Богу(1Цар.2:1-10) и другую Анну-пророчицу, дочь Фануилову, от колена Асирова, упомянутую в Евангелии(Лк.2:36-38), а также Авихаиль жену Ровоама, племянницу Давида(2Пар.11:18), еще Гадассу, она же Есфирь (Эсф.2:7), есть и другие — пророчицей называл Исайя и свою жену (Ис.8:3).
Посланником Бога по Библии мог быть только выходец из еврейского народа, потому что Бог избирал себе пророков из среды своих:
«народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор. 18:14-15).
Заклинатели
Влияние пророков Иеговы распространялось и на другие народы, и другим племенам несли они Божие слово. Бог говорит Иеремии, что Он поставил его пророком не для народа, а для народов (Иер.1:5). Однако в тексте Библии называются имена и чужих пророков из иных народов(3Цар.18:25,29,40,19:1;4Цар.10:19), но при этом термин «нави» к ним не прилагается, зато к ним применен особенный термин, обозначающий языческих пророков – «каземим» (Втор.18:10,14; 1Цар. 6:2 и др.) от глагола kasam – заклинать.
Особняком стоит фигура Валаама, сына Веорова из Месопотамии. Он, будучи прорицателем и возлюбив «мзду неправедную»(2Пет 2.15), пошел за деньги послужить моавитскому царю Валаку, который приказал ему проклясть Израиля (Чис.22:5). Но, вместо намеченного людьми, вышло противоположное. Даже ослица, на которой ехал Валаам, заговорила человеческим голосом, потому что не хотела его везти, видя грозного Ангела, преграждавшего путь. Так что, хоть Валаам и не был «нави», а только «каземим», но послужил Божией воле и Его замыслу, и, услышав Божие повеление, благословил народ Израиля, произнеся с благословением и истинное пророчество о звезде Иакова и жезле Израиля (Чис 24.17-19).
Истинные и ложные нави
Как отличить истинного пророка от ложного? На этот вопрос давно даны ответы. Апостол Ерм (I-II в.в.) в своей книге «Пастырь» сравнивает ложных пророков с пустыми сосудами, не имеющими Божественного Духа и так предлагает отличать истинного пророка от ложного:
«Выслушай об обоих пророках; и по тому, что я скажу тебе, отличишь пророка Божия от ложного пророка. По делам узнавай человека, который имеет Дух Божий. Во-первых, он спокоен, кроток и смирен, удаляется от всякого зла и суетного желания этого века, ставит себя ниже всех людей и никому не отвечает на вопросы, не говорит наедине; Дух Божий говорит не тогда, когда человек того желает, но когда угодно Богу. Поэтому когда человек, имеющий Дух Божий, придет в церковь праведных, имеющих веру, там совершается молитва к Господу; тогда ангел пророческого духа, приставленный к нему, исполняет этого человека Духом Святым, и он говорит к собранию, как угодно Богу. Так проявляется Дух Божественный и Сила его.
Слушай теперь и о духе земном, суетном, неразумном и не имеющем силы. Прежде всего человек, кажущийся исполненным духа, возвышает себя, стремится к власти, нагл и многословен, живет среди роскоши и многих удовольствий, берет мзду за свое прорицание, без вознаграждения не пророчествует. Может ли Дух Божий брать мзду и пророчествовать? Это не свойственно пророку Божию, и в поступающих таким образом обитает дух земной. Далее, он не входит в собрание мужей праведных, но избегает их и, наоборот, общается с людьми двоедушными и пустыми, пророчествует в местах потаенных и обманывает речами, которые хотят услышать, и говорит суетное людям суетным» (из книги «Пастырь» апостола Ерма).
Истинный пророк:
- говорит о спасении и проповедует Христа;
- отвращает от греха и со всей прямотой, не взирая на лица, обличает неправду;
- никогда не говорит угодное человеку, но только Божию Правду;
- не шепчет в уши, не говорит потаенно, но во всеуслышание всем открыто возвещает Истину;
- не берет мзду.
Будем помнить, чему учит Евангелие, и не будем наивно доверять всяческим предсказаниям, а слушать, что говорит
апостол Петр
:
«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2Пет.2:1-3).
Апостол Павел подтверждает:
«…Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням»(2Тим.4:3-4).
Апостол Иоанн добавляет:
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Ин.4:1-3).
Пророчество в христианские времена
Божие дело на земле совершалось и свершается через людей. Так и сказано, что:
«Он поставил одних
Апостолами
, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Эф.4:11-13).
Благодать Божественного призвания пребывала на многих святых, которые несли в Церкви подвиг пастырства, апостольского служения, учительства, старчества и т.д.
Пророками были для новой
Церкви
апостолы Христовы, оставившие нам свои наставления и указавшие на будущие судьбы мира. Не только авторы новозаветных книг, но и другие служители Слова назывались пророками уже в новом времени. Так, в книге Деяний сказано, что «Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их»(Деян.15:32).
Русские пророки
В новом времени задача «пророка», как Божиего вестника, преподавать наставление и утверждать в вере, собственно это задача всех пастырей.
Среди пастырей русской православной Церкви нового времени выделяются такие светильники веры, как святой праведный
Иоанн Кронштадтский
(+1909г.), преподобный
Серафим Вырицкий
(+1949г.) – святые XX века. По их святой жизни они удостоились такой близости к Богу, что Господь открывал им будущие судьбы России.
Предвидя будущую революцию, разруху и войны, попущенные Господом России за упадок веры, прав. Иоанн Кронштадтский предупреждал:
«Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной — поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, — достойное возмездие за свою гордость, — за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. — Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи. Россию можно назвать царством Господним. Это, впрочем, только с одной стороны. С другой же — по причине безбожия и нечестия многих русских, так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат, — русское царство есть не Господне царство, а широкое и раздольное царство сатаны…».
Увы, но сказанное праведным Иоанном тогда, актуально и сейчас. Видим, как расцветает грех сейчас, хотя уже давно и не называется грехом, это уже норма и обычай. А ведь святой указывал и на это. Читая слова святого, сказанные в прошлом веке, и видя, что ничего не меняется, тут уж не надо быть пророком, чтобы понять, что может быть за такое равнодушие к вере и к Богу.
«Грешили наши предки, но грех грехом и называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, будто бы он законное дело. Возьмите вы грехи похоти плотской — все это, по их учению, не только простые слабости человеческой природы, но и законы природы, ее требования».
Иоанн Кронштадтский говорил:
«Правители-пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь овец Своих от рук Ваших!.. Господь преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою… Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина».
Заставляет трепетать и предсказание о нас другого провидца – прп. Серафима Вырицкого, который, обращаясь к своим чадам говорил:
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла».
Вся история показывает, что пророки во все времена говорили людям нелицеприятные вещи, но отмахиваться от их слов было всегда себе дороже.
Современные «прорицатели»
Современными прорицателями являются у нас средства массовой информации, в которых то там, то сям появляются сообщения о приближающемся конце света. Разные «мудрецы» и «предсказатели» на основании якобы научных данных дают расчеты «точных» дат, когда это свершится. А другие современные «прорицатели» дают прогнозы и рекомендации, в какой банк или в какую валюту вложиться, чтобы сохранить деньги, вероятно, на банкет по случаю конца света. И все эти лжепророки продают свои предсказания, потому что их главная цель – получить мзду неправедную.
Православная Церковь учит, что с приходом Спасителя исполнились древние обетования, совершилось обещанное через пророков, впереди завершение человеческой истории, также возвещенное в богодухновенных текстах Священного Писания, и далее — торжество Божиего Царства. Все нам возвещено, ибо тако глаголет Господь:
«Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю»(Ис. 46:10), «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут»(Мф. 24:35).
В Евангелии не названо точных времен окончания человеческой истории, потому что не наше дело знать «времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1: 7), и потому что не это для нас спасительно, а вера в Господа Иисуса Христа.
Теперь нужды в новых «пророках», а тем более в новых заветах нет. «Закон и пророки» исполнились во Христе, с Его приходом пророчество как институт завершилось, передав свою функцию новозаветной Церкви. Так что, незачем слушать липовые предсказания, лучше читать Священное Писание, Евангелие, чаще приступать к Святым Христовым Таинам, со Христом ничего не страшно.
А потому не ищите новых «пророков», не слушайте никого, кроме Христа и Его апостолов. А вернейшие пророчества надо искать не в желтой прессе, а в Библии — в Ветхом и Новом Завете:
«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (1Пет.1:19).
Ирина Нечаева
Частые вопросы
Сколько всего библейских пророков?
Традиционно по объёму наследия книги библейских пророков делят на две части: 4 Великих пророка: Исаия, Иеремия, Даниил (последний — только в христианстве, в иудаизме его книгу относят к Писаниям) и Иезекииль, 12 Малых пророков: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия.
Кто такие библейские пророки?
В Библии пророки рассматривались как посредники в передачи Божьей вести людям. Это были не люди, обладающие сверхъестественными способностями, а простые люди разного происхождения, которые были избраны Богом для пророческого служения.
Сколько всего было пророков?
Имена 25 пророков упомянуты непосредственно в Коране. Ещё шесть пророков (Шис, Хидр, Юша, Шамун, Ханзала и Ишмаил) дошли из сборников хадисов.
Кто самый старый пророк?
Иона — древнейший из еврейских пророков, писание которого дошло до нашего времени. И он же был единственным ветхозаветным пророком, который «попытался убежать от Бога».
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении библейских пророков обратите внимание на их исторический контекст и культурные особенности того времени. Это поможет лучше понять послания пророков и их значение для того времени.
СОВЕТ №2
Исследуйте различия между пророчествами разных пророков, их стилем и тематикой. Это поможет вам увидеть уникальность каждого пророка и его вклад в библейскую историю.
СОВЕТ №3
Не забывайте обращаться к текстам самой Библии, чтобы проверить информацию о пророках и их посланиях. Это поможет вам избежать недоразумений и ложной интерпретации.
Символика пророческих знамений и чудес
Библейские пророки часто использовали символику в своих пророчествах и знамениях, чтобы передать свои послания и предсказания. Символы и знамения, описанные в Библии, имеют глубокий духовный смысл и могут быть ключом к пониманию будущих событий.
Пророки часто использовали различные предметы, животных или явления природы как символы. Например, огонь может символизировать Божественное присутствие, а вода – очищение и возрождение. Пророческие знамения могут быть как непосредственно связаны с будущими событиями, так и иметь символическое значение, требующее толкования.
Чудеса, совершаемые пророками, также несут в себе глубокий символический смысл. Они могут быть знаками Божьего милосердия, предостережениями о грядущих бедах или символизировать духовное возрождение. Например, чудо с исцелением слепого может символизировать духовное прозрение и понимание истины.
Изучение символики пророческих знамений и чудес позволяет глубже понять послания пророков и их значение для верующих. Эти символы помогают расшифровать скрытые смыслы и предсказания, заключенные в текстах Священного Писания.