Блаженный Андрей юродивый Христа ради: житие, пророчества, молитвы святому и его духовное наследие

Блаженный Андрей Юродивый – один из самых почитаемых святых в православной церкви, чье житие и пророчества вдохновляют многих верующих. Эта статья расскажет о его жизни, духовном пути и молитвах, позволяя читателям погрузиться в мир духовной мудрости и благодати этого святого.

Мнение эксперта:Блаженный Андрей Юродивый, известный своими благотворительными делами и пророчествами, оставил неизгладимый след в истории православия. Эксперты отмечают, что его житие является ярким примером истинной веры и самоотверженности. Святой прославился также своими молитвами, которые считаются особенно могущественными перед Престолом Божиим. Многие верующие обращаются к нему с мольбами о помощи и заступничестве перед Господом. Блаженный Андрей Юродивый остается одним из наиболее почитаемых святых в православной церкви, вдохновляя верующих на подвиги и духовное совершенствование.https://www.youtube.com/embed/Qu24rbTD2x4Житие св. Андрея Юродивого

Его жизнеописание известно по крайней мере по 110 рукописям, почитание повсеместно, но… многие факты его жизни до сих пор остаются предметом дискуссий.

Когда жил Андрей Юродивый?

Об этом нет единого мнения:

  • сам автор жития (им считается Никифор, как говорит он сам, «милостью Вседержителя Бога находящийся в числе священников той великой церкви в Царице городов, которая названа Мудростью Божьей») указывает, что Андрей подвизался во времена «христолюбивого царя Льва Великого», то есть около V в.;
  • исследователи, однако, замечают, что, хотя житие содержит упоминания о святых V в. (например, прп. Данииле Столпнике), но само оно во много схоже с жизнеописаниями юродивых более позднего времени – например, св. Симеона и других; на этом основании некоторые исследователи датируют время жизни святого X в., а под царем Львом Великим предлагают понимать правителя этого времени, Льва Мудрого;
  • наконец, есть церковные историки, считающие, что в X в. появилось именно жизнеописание Андрея, возможно, созданное на основе не дошедшего до нас раннего, может быть, VI в., жития.

Был ли Андрей славянином?

Такое мнение возникло ввиду перевода жития на Руси: здесь святой прямо называется «словенином». Но греческий оригинал именует его «скифом», то есть представителем народа, который жил в Северном Причерноморье. Впрочем, тем же словом греки часто называли вообще всех представителей народов, живших на северных границах империи, так что Андрей вполне мог быть славянином – а переводчик жития знать какое-либо не дошедшее до нас устное предание по этому поводу.

Начало подвига

Собственно, с этого и начинается жизнеописание святого. Был он из славян или нет, но в Константинополе Андрей оказался, видимо, не по своей воле, будучи, скорее всего, взят в плен во время одного из военных походов византийцев. Известно, что его еще ребенком продали, как раба, жителю столицы, Феогносту. Судя по всему, христианское воспитание Андрей получил именно в этом доме: в греков тогда было принято так называемое «патриархальное» рабство, когда невольник скорее понимался, как младший член семьи, чем как собственность хозяина. Вот и Андрею дали основы христианской веры, научили грамоте, по времени – отдали в школу. Житие святого говорит, что юноша любил Писание, много молился. А однажды видел чудное видение, когда ему было дано силой Божией победить страшного великана. А затем прозвучало прямое Божие повеление:

«Стань безумным ради Меня, и многих благ вкусишь в царствии Моем».

Андрей Юродивый с житием. Начало XVI в.

Андрей Юродивый с житием

Священник Никифор свидетельствует: когда Андрей пришел к нему поведать о случившемся, «благоухание от него исходило невидимо, словно от мира драгоценнейшего», свидетельствуя, что все, виденное святым, было не простым сном. Тогда Андрей решил «сойти с ума»: сел ввиду всех, начал резать свою одежду, говорил «неподобные» слова. Феогност, любивший Андрея, опечалился – показывал врачам, водил его ко храму вмч. Анастасии (здесь, как позже расскажет сам Андрей, он еще раз удостоился видения самой великомученицы и
св. Иоанна Богослова
, которые подтвердили Божие благословение ему – юродствовать). Через 4 месяца Феогност отчаялся и освободил ставшего теперь бесполезного ему раба. Так Андрей стал странником.

«Иди, юрод!»

Так кричали ему многие – кто опасаясь непредсказуемого поведения, или просто боясь «странного» человека в лохмотьях, кто – обличаемый им за нечестие. Над ним смеялись, его били, выгоняли из города. Во все дни жизни Андрей не имел своего дома, скитался, спал на улице – но при этом получаемую милостыню, одежду, тут же раздавал другим нищим, сам продолжая подвиг добровольной нищеты и великого смирения. Именно оно сделало его избранным сосудом Божией благодати. Андрей не раз обличал чужие грехи – когда с гневом, когда с болью и любовью к согрешающему:

  • однажды он видел беса сребролюбия, который научал монаха, по внешнему виду благочестивого, копить подаваемые ему, как милостыню, деньги; скорбя о погибели брата, он вразумил его, рассказав о видении – и инок переменил свою жизнь;
  • в другой раз обличил скупого, который не хотел подать ему монеты – хотя имел деньги, но собирался их пропить в кабаке;
  • были также случаи, когда святой, говоря притчами, прикровенно говорил людям об их согрешениях, приводя к покаянию.

Впрочем, многие жители Константинополя считали Андрея одержимым, приписывая его прозорливость бесам, которые якобы помогали ему. О том, каков на самом деле тот, кто ночевал на навозных кучах, говорил «странные» речи, знали единицы. Так, однажды Андрея застал молящимся в храме ночью некий мальчик. С ужасом и благоговением смотрел он, как юродивый молился, поднявшись на воздух, как сполохи небесного света окружали его, чувствовал великое благоухание. Позже, заметив, что его святость открыта, Андрей Именем Божиим запретил мальчику рассказывать об увиденном, впрочем, прибавил он, «охраняющий тебя Ангел не даст тебе говорить». Так впоследствии и случилось: зная о том, кто на самом деле Андрей, ребенок так и не смог никому рассказать об этом до самой кончины праведника.

Рай

Об этом святой рассказал своему другу, иерею Никифору. Однажды во время суровой зимы подвижник остался совсем без крова, пищи, и даже бездомные псы, с которыми он в таких случаях ложился рядом, чтобы согреться, ушли от него. Праведник понял, что сейчас замерзнет, уже начал постепенно засыпать, теряя сознание. Но тут он вдруг ощутил тепло и увидел Ангела с прекрасной благоухающей ветвью. Прозвучало Божие повеление:

«Отведите его для отдыха, пока не минет две недели, и затем он опять вернется: ведь Я хочу, чтобы он еще поборолся»
. Так Андрей оказался в Раю. Сам он так говорил после об этом:

«То, что здесь, – тьма в сравнении с тем, что там»
. Ему были показаны прекрасные сады с цветущими деревьями, чистые воды жизни, он видел святых в великой славе. Наконец, Андрей удостоился видеть Самого Христа, более того – услышать Его благословение себе. О том, что сказал Господь, блаженный умолчал, лишь поведал, что

«промолвил Он мне три слова, и я вник, и узнал, и возрадовался душой, как никогда. Затем, через некоторое время, Он рек другие три слова, и исполнилось божественной радости сердце у меня, воспринявшего их»
. Затем Андрей был возвращен на землю.

Бла­жен­ный Ан­дрей, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый

Бла­жен­ный Ан­дрей, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый

Андрей Юродивый и его ученик Епифаний

Юноша из богатой семьи, как и Никифор, и не названный по имени отрок, также был одним из немногих, кто знал о святости Андрея. Святой не раз духовно поддерживал Епифания, то давая мудрые советы, то отвращая от грехов и ошибок. О судьбе самого Епифания сохранилось очень мало сведений: согласно одним, он также стал подвизаться подвигом юродства. По другим – перед кончиной св. Андрей предсказал ученику, что он станет Патриархом Константинопольским. В VI в. действительно известен такой святитель, но был ли именно он учеником блаж. Андрея – остается неясным.

Видение Покрова

Это случилось во время одного из множества нападений на Константинополь. Нет ясности, кто именно были враги, окружившие город – по одним данным, то были «сарацины», то есть арабы-мусульмане, по другим – авары, возможно, в союзе со славянами. Тогда в храме Богородицы местности Влахерна собрались сотни людей, чтобы в последней надежде обратиться к Ней – Заступнице христиан. Пришел и Андрей, а также Епифаний вместе с несколькими слугами. Богослужение продолжалось всю ночь. И вот незадолго до рассвета Андрей и Епифаний вдруг увидели
Саму Богородицу
, по воздуху вошедшую во храм. Её окружал сонм святых и Ангелов. Со слезами молилась Она перед престолом, а потом сняла с главы плат и распростерла его над молящимися.

Автор жития св. Андрея пишет об этом Покрове: «И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там…»

Утром же враги отступили от города, гонимые Божией силой.

https://www.youtube.com/embed/7Ry3MI62hnMКончина и почитание Андрея Юродивого

Известно, что последние дни угодник Божий провел в доме друга, Епифания. Чувствуя приближение смерти, он вышел оттуда и, после молитвы, предал свой дух Богу в некоем месте вдали от людей. Мощи святого в настоящее время не известны: по преданию, тело его исчезло, осталось лишь благоухание. Был ли Андрей восхищен в Рай, где уже побывал душой? Знает об этом лишь Господь.

Почитание угодника Божия, судя по сохранившимся византийским богослужебным текстам, начинается с XI-XII вв. Тогда же о житии святого узнают на Руси: появляются переводы его жизнеописания. Выдержки из самого древнего содержатся в «Изборнике» князя Святослава (сын блгв. Ярослава Мудрого), 1073 г. Этот, древнейший перевод жития, известен более чем по 100 различным рукописям, однако, как установили историки, он неполон. Новый, более пространный перевод был сделан сербскими православными в XIV в., и затем получил распространение на Руси. Однако, не такое широкое, и ныне этот перевод известен только по нескольким спискам.

Видение св. Андреем и Епифанием Покрова Пресвятой Богородицы

Видение св. Андреем и Епифанием Покрова Пресвятой Богородицы

Общеизвестно также, что именно на Руси при блгв. Андрее Боголюбском появляется особый праздник
Покрова Богородицы
, в основе которого – воспоминание о видения св. Андрея во Влахерне. Считается, что именно с Руси празднование заимствовали славянские страны, а позже – греки.

Церковные службы в честь святого стали составляться с началом его почитания, однако сейчас самые древние из них, сохранившиеся в рукописях, относятся к XVI в. Это:

  • служба из монастыря Иверон на Афоне; в ее рукописи прославляется подвиг блаженного, но не упоминается о видении Покрова;
  • новгородский вариант службы св. Андрею конца XVI в., который создан по образцу богослужений подвижникам-юродивым, причем именно в России, а не в Греции – таким образом, русские службы св. Андрею были не переводными, как многие богослужебные тексты, а появились самостоятельно, что говорит об особом почитании святого.

Русская Церковь совершает его память на другой день после празднования Покрова, 15 октября.

https://www.youtube.com/embed/VLKYPEoHUbEПророчества св. Андрея Юродивого

В греческом тексте жизнеописания блаженного содержатся его рассуждения о судьбах мира, или так называемый «Апокалипсис св. Андрея». Они вполне соответствуют православному преданию, в частности, соотносятся с Евангелием, Откровением св. Иоанна Богослова. Св. Андрей говорит:

  • о множестве нападений на Константинополь;
  • о войнах, которые охватят человечество;
  • об Антихристе, который восстанет и будет править три с половиной года.

«Тогда тот, кто не впадет в заблуждение, окажется большим и могущественным другом Христа, ибо блаженны все святые, но более, безусловно, те, которые засвидетельствовали святость свою во времена Антихриста, они блаженны и трижды блаженны, ибо величайшая слава примет их на бесконечные века»

Святой говорит также о гибели многих людей от «нечестивых народов» в последние времена, а завершается пророчество ссылкой на слова ап. Павла:

«Живущие, как сказал Павел, оставшиеся до пришествия Господня, изменившись в мгновение ока от тления к нетленности, вместе с ними будут восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе»
.

Иконография

Самым древним изображение св. Андрея считается фреска из обители св. Неофита на Кипре. Она относится к 1183 г. и доносит до нам облик святого (хотя нижняя часть фрески не сохранилась): он представлен седовласым старцем с всклокоченными волосами, небольшой бородой. На Андрее – бедное одеяние, перехваченное вервием.

Бла­жен­ный Ан­дрей, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый

Бла­жен­ный Ан­дрей, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый

Своеобразная иконография блаженного сложилась на Руси ввиду особой связи святого с празднованием Покрова Богородицы. Иконы его бывают двух типов:

  • на образах праздника – изображение угодника Божия (вполне соответствующее древним, византийским) можно увидеть внизу иконы; вместе с ним пишется ученик, Епифаний; святой указывает ему рукой на Богородицу, стоящую на воздухе над молящимися;
  • отдельно; эти иконы встречаются намного реже; из древнейших такого рода к настоящему времени сохранилась только одна, написанная неизвестным мастером XVI в.; на ней святой представлен «в житии»: по центру – ростовое изображение св. Андрея с рукой, воздетой для принятия Благодати, в коротком, до колен, одеянии, оставляющим обнаженными руки, грудь; на полях образа – «клейма», малые иконы, представляющие эпизоды из жития святого.

О чем ему молятся?

Традиционно обращаются:

  • во время бедствий, помня о том, что он – молитвенник к Богородице и Христу о людях;
  • во время искушений на грех – при жизни св. Андрей спас от такой беды немало христиан;
  • при гонениях от враждующих – ведь сам святой на себе знал, как это бедственно.

Его земной подвиг был труден, кажется, вовсе непереносим для большинства людей. Но и милости Божии к Своему угоднику были также велики – многие духовные утешения, видения и откровения, благодатные дары, а по кончине – Рай. Отсюда святой сейчас взирает на каждого молящегося, готовый прийти на помощь тем, кто идет по пути спасения.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь блаженному Андрею Константинопольскому, Христа ради юродивому, глас 1

Глас апо́стола Твоего́ Па́вла услы́шав, глаго́лющ:/ мы юро́ди Христа́ ра́ди,/ раб Твой, Андре́й, юро́д бысть на земли́/ Тебе́ ра́ди, Христе́ Бо́же./ Те́мже ны́не па́мять его́ почита́юще,// Тебе́ мо́лимся, Го́споди, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак блаженному Андрею Константинопольскому, Христа ради юродивому, глас 4

Во юро́дство претвори́вся во́лею,/ ми́ра сего́ красоты́ отню́д возненави́дел еси́,/ плотска́я мудрова́ния увяди́л еси́ посто́м и жа́ждею, и зно́ем,/ и сту́дению мра́за,/ от дождя́ и сне́га, и от про́чия возду́шныя тя́готы никогда́же уклони́вся,/ очи́стил еси́ себе́, я́ко зла́то в горни́ле,// Андре́е блаже́нне.

Молитва

Молитва блаженному Андрею Константинопольскому, Христа ради юродивому

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, блаже́нне Андре́е! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтем святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йнии есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Канон

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся, све́тло торжеству́я, и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.

Отве́рзи мои́ устне́, подви́гни мо́й язы́к и испра́ви мо́й смы́сл, вся́ умудря́яй, Бо́же, да похвалю́ уго́дника Твоего́ Андре́я, юро́да бы́вшаго на земли́ Тебе́ ра́ди.

Андре́е блаже́нне, ты́ измла́да Христа́ возлюби́л еси́ и к Нему́ единоду́шно возжеле́л еси́: ка́ко же тя́ по достоя́нию похва́лим, на диа́вола вооружи́вшася и сего́ ко́зни победи́вша си́лою Христо́вою.

Моли́твами Бо́гу моля́ся и диа́волу досажда́я, и мно́гаго его́ толца́ния в две́ри хи́жины твоея́ а́ще вма́ле и устраши́вся, но неподви́жен умо́м пребы́л еси́, си́лою Христо́вою укрепля́емый.

Богоро́дичен: О, Пресвята́я Госпоже́ Де́во Богоро́дице, покры́й ны́ чу́дным Твои́м омофо́ром и сохраня́й гра́д Тво́й от бе́д и скорбе́й, я́коже Тя́ преблаже́нный ви́де Андре́й, во Влахе́рнстей це́ркви моля́щуюся.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный Исто́чниче, ли́к Себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́, в боже́ственней Твое́й сла́ве, венце́в сла́вы сподо́би.

Со ефио́пом бра́вся, победи́л еси́ того́, от Христа́ дерзнове́ние прии́м, мно́гу печа́ль де́моном сотвори́л еси́, святы́м же а́нгелом весе́лие и ра́дость, с ни́миже ны́не водворя́ешися.

Во сне́ Христа́ пре́жде ви́дел еси́, на де́моны тя́ укрепля́юща и вене́ц тебе́ подаю́ща, и со ефио́пом бра́тися поуча́юща: ны́не же не сновиде́нием, но в неизрече́ннем све́те сла́вы Его́ ви́дя, за ны́ моли́ся.

Христа́ послу́шал еси́, повеле́вшаго тебе́ юро́ду бы́ти и Ца́рство небе́сное обеща́вша: Тому́ после́довав, неизрече́нная блага́я Его́ восприя́л еси́, Андре́е досточу́дне.

Богоро́дичен: Прииди́ ны́не во сла́ве в це́рковь Твою́, Богоро́дице, с собо́ры святы́х, я́коже Тя́ ви́де святы́й Андре́й на возду́се све́тле, за христиа́ны моля́щуюся, и пода́ждь на́м, Госпоже́, ве́лию ми́лость.

Седа́лен, гла́с 8:

У́зы и желе́зы свя́зан, в це́ркви седя́, Андре́е, мно́ги стра́хи от де́монов подъя́л еси́ и помо́щника себе́ обре́л еси́ апо́стола Христо́ва, возлю́бленнаго Иоа́нна, и́же повеле́ тебе́ терпе́ти Христа́ ра́ди. С ни́мже ны́не водворя́ешися, за ны́ моли́ся, чту́щия па́мять твою́.

Богоро́дичен: В напа́сти многоплете́нныя впа́д от вра́г ви́димых и неви́димых, бу́рею одержи́мь безчи́сленных согреше́ний мои́х, и я́ко к те́плому заступле́нию и покро́ву моему́, Чи́стая, ко приста́нищу притека́ю Твоея́ бла́гости. Те́мже, Пречи́стая, из Тебе́ Воплоще́нному безсе́менно моли́ся приле́жно о все́х рабе́х Твои́х, непреста́нно моля́щихтися, Богоро́дице Пречи́стая, моля́щи Его́ при́сно согреше́ний оставле́ние дарова́ти, воспева́ющим досто́йно сла́ву Твою́.

Крестобогоро́дичен: А́гнца, и Па́стыря, и Изба́вителя А́гница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мляй Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости. Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние ве́рою пою́щим Боже́ственныя Стра́сти Твоя́.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́ во о́блаце ле́гце, прии́де Иису́с Пребоже́ственный, Нетле́нною Дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

Седя́ща на престо́ле Христа́ Царя́ ви́дел еси́, го́рькия сея́ жи́зни о́браз разсмотри́л еси́, горча́йшь пелы́ни су́щий, пото́м же нетле́нныя сла́дости вку́с прия́л еси́.

Тогда́ во сне́ и в восто́рзе Христа́ ви́дел еси́, ны́не же, со безпло́тными си́лами водворя́яся, сла́ву Бо́жию ви́диши непостижи́мую и неизглаго́ланную: помина́й на́с, Андре́е, чту́щих па́мять твою́.

От виде́ния ра́зумов уве́рившагося Андре́я похва́лим, ве́рнии, на земли́ бы́вша юро́да Христа́ ра́ди, на небесе́х же ны́не прему́дра духо́вною благода́тию, со а́нгелы предстоя́ща все́х Бо́гу.

Богоро́дичен: Кто́ изглаго́лати мо́жет Твоего́ Рождества́ та́инство? Или́ кто́ испове́сть Твоея́ моли́твы си́лу? А́ще не бы́ Сама́ Ты́ показа́ла еси́ Андре́ю юро́дивому в це́ркви Влахе́рнстей честны́й Тво́й Покро́в.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Ужасо́шася вся́ческая о Боже́ственней сла́ве Твое́й: Ты́ бо, неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га, и родила́ еси́ Безле́тнаго Сы́на, все́м, воспева́ющим Тя́, ми́р подава́ющая.

Удивле́ние бы́сть все́м ви́дящим Андре́ево житие́: на сме́тьищи лега́ние и посреде́ гра́да обнаже́ние, и колесни́чное попра́ние, но сия́ вся́ бы́сть ему́ пути́ правле́ние в небе́сное Ца́рствие.

Удиви́шася вси́, ви́дящии терпе́ние твое́: му́ченицы бо во еди́но вре́мя стра́сть претерпе́ша, ты́ же вся́ дни́ живота́ твоего́ злы́я му́ки терпе́л еси́, в небе́сное Ца́рство жела́я всели́тися, е́же получи́в ны́не, ра́дуешися безконе́чною ра́достию.

Сокрове́нная бы́ша тебе́ открове́на и вся́ безпло́тныя, а́ки плотски́я, ви́дел еси́: ничто́же бо земны́х возлюби́л еси́. Те́мже и небе́сная врата́ отверзо́шася тебе́, в неизглаго́ланную ра́дость Го́спода твоего́, блаже́нне, вше́л еси́.

Богоро́дичен: Пою́т Тя́ чи́ни а́нгельстии и сла́вят Тя́ земны́х ро́ди: Ты́ бо, небе́сная Цари́це, Андре́ю яви́лася еси́, покрыва́ющи лю́ди в це́ркви нетле́нным Твои́м Покро́вом, за вся́ пою́щия Тя́ непреста́нно моля́щися.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Боже́ственное сие́ и всечестно́е соверша́юще пра́зднество, богому́дрии, Богома́тере, прииди́те, рука́ми воспле́щим, от Нея́ ро́ждшагося Бо́га сла́вим.

Апо́стола Па́вла испо́лнися гла́с на тебе́, о́тче: сло́во кре́стное погиба́ющим у́бо юро́дство вмени́ся, тебе́ же, спаса́ющемуся, си́ла Бо́жия бы́сть, Андре́е всехва́льне.

Христо́в гла́с испо́лнися на тебе́, рече́нный: блаже́ни ни́щии ду́хом, я́ко те́х е́сть Ца́рство небе́сное. Ты́ бо обнища́л еси́ ду́хом и Ца́рство небе́сное восприя́л еси́.

Епифа́ния иногда́, ю́ношу су́ща, на пу́ть пра́вый наста́вил еси́, ему́же и проре́кл еси́ архиере́ю бы́ти и лю́ди учи́ти: вся́ бо бу́дущая, я́ко пред очесы́ су́щая, ви́дел еси́.

Богоро́дичен: Припа́даем Тебе́, Богоро́дице, мы́, гре́шнии, да и на на́с ны́не простре́ши неви́димый Покро́в Тво́й, к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему да принесе́ши моли́твы Твоя́ за ны́, я́коже Тя́ дре́вле Андре́й ви́де.

Конда́к, гла́с 4.

Во юро́дство претвори́вся во́лею, ми́ра сего́ красоты́ отню́д возненави́дел еси́, плотска́я мудрова́ния увяди́л еси́ посто́м и жа́ждею, и зно́ем, и сту́дению мра́за, от дождя́ и сне́га, и от про́чия возду́шныя тяготы́ никогда́же уклони́вся, очи́стил еси́ себе́, я́ко зла́то в горни́ле, Андре́е блаже́нне.

И́кос:

Прииди́те, христолю́бцы, прииди́те, нищелю́бцы, восхва́лим блаже́ннаго страда́льца, прему́драго Андре́я, бы́вша юро́да Христа́ ра́ди, во́лею ми́р и я́же в не́м уме́ты вмени́вша, по апо́столу, и во сле́д Христа́ усе́рдно поте́кша, пло́ть же свою́ посто́м и жа́ждею, и зно́ем, и дожде́м и сне́гом, возду́шною тя́гостию смири́вша, ду́шу же от страсте́й свобо́дну соблю́дша и све́тлу доброде́тельми соде́лавша, и небе́сное житие́ со все́ми святы́ми ве́чно насле́довавша, и моля́щася Христу́ Бо́гу о чту́щих Его́ ве́рою и любо́вию. К нему́же возопии́м: ра́дуйся, уго́дниче Христо́в, Андре́е блаже́нне.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Не послужи́ша тва́ри богому́дрии, па́че Созда́вшаго, но, о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся, пою́ще: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.

Ничто́же изво́лив люби́ти на земли́ па́че Зижди́теля, но посреде́ храмо́в скита́яся, блаже́нне Андре́е, ра́довался еси́, поя́: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.

Не пощаде́ пло́ти своея́, но предаде́ ю́ на по́двиги и труды́, и ну́ждное пребыва́ние. Те́м ко́зни де́монския му́жески попра́ блаже́нный Андре́й, поя́: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.

Ничто́же земны́я сла́вы восхоте́л еси́, Христа́ же па́че возлюби́л еси́, блаже́нне Андре́е, и к Нему́ восте́кл еси́, ра́дуяся, боле́зней твои́х прие́мля воздая́ние и поя́ при́сно: благослове́н Бо́г отце́в на́ших.

Богоро́дичен: Блаже́нне Андре́е, моли́ся и ны́не Цари́це Богоро́дице, Ю́же ви́дел еси́ за ми́р моля́щуюся, да на́с покры́ет непобеди́мою Свое́ю ми́лостию: Тоя́ бо Покро́вом вси́ ве́рнии сохраня́емся.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: О́троки благочести́выя в пещи́ Рождество́ Богоро́дичо спасло́ е́сть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое, вселе́нную всю́ воздвиза́ет пе́ти Тебе́: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.

Бога́таго уме́рша иногда́ ви́дел еси́, с ви́димою че́стию провожда́ема, неви́димо же зле́ своди́ма во глубину́ а́дову, блаже́нне Андре́е, и о не́м пла́чася и моля́ся Го́споду.

Безпло́тнаго а́нгела, печа́лующаго о поги́бели души́ бога́таго, в житии́ се́м не пока́явшася, от печа́ли премени́л еси́, Андре́е блаже́нне, с ни́мже пое́ши: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.

Сребролю́бца мона́ха ви́дел еси́, от зла́го зми́я стужа́ема, Андре́е блаже́нне, и того́, от сребролю́бнаго неду́га изба́вив, вразуми́л еси́ пе́ти и превозноси́ти Го́спода во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: От Андре́ева виде́ния Покро́в Тво́й уве́девше, Цари́це Богоро́дице, мо́лимся Тебе́ приле́жно: покры́й ны́ ми́лостию Твое́ю пою́щия Сы́на Твоего́ и превознося́щия Его́ во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Вся́к земноро́дный да взыгра́ется, Ду́хом просвеща́емь, да торжеству́ет же безпло́тных умо́в естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопие́т: ра́дуйся, Всеблаже́нная Богоро́дице, Чи́стая Присноде́во.

По Христо́ву словеси́ за бию́щия тя́ моли́лся еси́, свя́те: те́мже небе́сная врата́ отве́рзста и ду́ши пра́ведных во о́бразе ла́стовиц лета́ющия ви́дел еси́, с ни́миже ны́не водворя́ешися, Андре́е блаже́нне.

Христа́ Бо́га и́стинно возлюби́в, тебе́ сама́го отве́рглся еси́ и Тому́ после́довал еси́, я́коже О́н рече́: любя́й ду́шу свою́ спасти́, погуби́т ю́. Те́мже ду́шу твою́ в жи́знь ве́чную соблю́л еси́, достохва́льне свя́те Андре́е.

Вели́кая и пресла́вная ны́не сбы́шася тебе́ в небе́снем Ца́рствии, а́ще и юро́д бы́л еси́ ми́ру, но Христу́ му́др яви́лся еси́, достохва́льне: призира́й с небе́снаго кру́га на ны́, почита́ющия па́мять твою́.

Богоро́дичен: Вся́к земноро́дный покрыва́ется Покро́вом Твои́м, пресла́вная Засту́пнице Богоро́дице, я́коже блаже́нный Андре́й Тя́ ви́де, за ми́р моля́щуюся Несозда́нному Существу́, в созда́нное естество́ от Тебе́ обле́кшемуся.

Частые вопросы

Почему Андрей юродивый считается святым?

Андрей юродивый считается святым, потому что он вел праведную жизнь, отказавшись от мирских благ и посвятив себя служению Богу. Он был известен своим даром пророчества и своей способностью творить чудеса. После смерти Андрея юродивого произошло множество чудес, которые привели к его канонизации.

В чем заключался подвиг Андрея юродивого?

Подвиг Андрея юродивого заключался в том, что он отказался от мирских благ и посвятил себя служению Богу. Он жил в юродстве, то есть в безумии ради Христа, и терпел насмешки и унижения от людей. Андрей юродивый также совершал чудеса и пророчествовал. Его подвиг заключается в том, что он показал нам пример смирения, терпения и любви к Богу.

Какие молитвы можно читать Андрею юродивому Христа ради?

Андрею юродивому Христа ради можно читать следующие молитвы:

Молитва первая:

Святой Андрей, юродивый Христа ради, моли Бога о мне, грешном (грешной). Помоги мне жить в смирении и терпении, как ты жил. Научи меня любить Бога и ближних моих, как ты любил. Защити меня от зла и напастей, как ты защищал других. Аминь.

Молитва вторая:

О, святой Андрей, юродивый Христа ради, защити меня от злых людей и от всякого зла. Помоги мне найти работу и обеспечить себя и свою семью. Помоги мне быть счастливым и здоровым. Моли Бога о мне, грешном (грешной). Аминь.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При чтении жития Блаженного Андрея юродивого, обратите внимание на его непоколебимую веру и преданность Христу. Постарайтесь почерпнуть вдохновение из его примера и применить это в своей повседневной жизни.

СОВЕТ №2

Изучите пророчества, оставленные святым Андреем. Попробуйте их толковать с точки зрения современности и посмотреть, как они могут быть актуальны для нашего времени. Возможно, вы найдете в них мудрость и напутствие для своего духовного роста.

СОВЕТ №3

Посвятите время молитве святому Андрею юродивому. Попросите его о помощи, мудрости и благословении на свой жизненный путь. Верьте, что святой услышит ваши молитвы и поможет вам в нужный момент.

Чудеса и чудотворная икона св. Андрея Юродивого

Блаженный Андрей Юродивый, живший в XII веке, был известен своими молитвенными подвигами и чудесами, которые совершались через его милость и благословение. Он был избранным слугой Божьим, способным пророчествовать и исцелять людей от различных болезней.

Одним из наиболее известных чудес св. Андрея Юродивого было исцеление от немощи и болезней. Многие люди обращались к нему с просьбой о помощи, и он, молившись за них, умолял Господа о исцелении. Многие из них получали исцеление и благодарили святого за его милость.

Также св. Андрей Юродивый был известен чудотворной иконой, которая находилась у него в монастыре. Многие приходили к этой иконе с верою и молитвой, и им совершались чудеса и исцеления. Икона стала символом надежды и веры для многих людей, их утешением в трудные моменты и источником благословения.

Св. Андрей Юродивый оставил после себя множество свидетельств о своей святости и благодати, которая проявлялась через него. Его чудеса и молитвы до сегодняшнего дня вдохновляют людей на веру и надежду, на милосердие и сострадание к ближнему.

Оцените статью
Добавить комментарий