Боголюбский монастырь, расположенный в Боголюбово, является одним из древнейших и значимых монастырей на Руси.
Мнение эксперта:Боголюбский монастырь, основанный в XII веке, вызывает интерес у многих исследователей и историков. Эксперты отмечают, что этот монастырь является одним из древнейших на Руси и имеет огромное историческое значение. Своим уникальным архитектурным стилем и богатой историей он привлекает не только паломников, но и туристов со всего мира. Эксперты подчеркивают, что Боголюбский монастырь является важным объектом культурного наследия и символом духовности России, сохраняя свою значимость на протяжении веков.https://www.youtube.com/embed/q5xICOUhDScСвято-Боголюбский женский монастырь. История
Памятью о чуде стал написанный по указанию князя особый образ Богородицы. На нем Пречистая представлена молящейся Христу, благословляющему Ее с небес. Впоследствии на списках иконы иногда писался также коленопреклоненный князь Андрей. Образ стал главной святыней его семьи. А вот об основании монастыря, речь тогда, похоже, еще не шла.
Характеристика | Значение | Дополнительная информация |
---|---|---|
Дата основания | 1158 год | Приблизительная дата |
Местоположение | Владимирская область, город Боголюбово | На берегу реки Нерль |
Основатель | Андрей Боголюбский | Князь Владимирский |
Архитектурный стиль | Владимирско-Суздальская школа | Характеризуется использованием белого камня и резного декора |
Главный храм | Успенский собор | Построен в 1158 году |
Другие постройки | Церковь Покрова на Нерли, Спасо-Преображенский собор, Трапезная палата, Монастырские стены и башни | |
Современное состояние | Монастырь является действующим | Входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника |
Статус | Объект культурного наследия федерального значения | Включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО |
Туризм | Популярное место для туристов и паломников | Проводятся экскурсии и богослужения |
Боголюбово
Первоначально князь Андрей выстроил просто церковь
Рождества Богородицы
, богато украшенную. Известно, что только над иконостасом работали 20 лучших иконописцев.
Первоначально Боголюбово (название, по наиболее распространенному мнению, дал сам князь, имея ввиду, что это место возлюблено Богородицей) задумывалось как княжеская резиденция. Здесь, кроме храма, возвели также, по словам летописца, «град камен»:
- двухэтажный белокаменный дворец, крепкие стены (установлено, что их периметр достигал 800 м, высота – 6, а ширина у основания – до 20);
- близ дворца находилась резная каменная сень по подобию шатра – киворий; она отмечала место, где св. Андрею явилась Пречистая Дева; современники упоминают о каменной чаше здесь, имевшей на дне образ креста: по одной версии, здесь освящали воду во время молебнов, согласно другой – из нее князь раздавал деньги строителям церкви;
- от времени князя известны также еще два храма – надвратный, его небесного покровителя ап. Андрея Первозванного, а также мч. Леонтия (деревянная, до наших дней не сохранилась – впоследствии на ее месте возвели каменную, но с посвящением Благовещению Богородицы).
Интересный факт До 1950-х считалось, что замок разрушен, вероятно, сXIIIв., во времена монгольского нашествия. Однако под колокольней храма Рождества Богородицы историкам удалось обнаружить остатки лестницы замка – по-видимому, ранее здесь было одно из помещений дворца, откуда можно было попасть прямо в храм. Сейчас считается, что эти остатки прежнего строения – единственные фрагменты здания гражданского назначения, дошедшие до нас от Руси домонгольского времени. К тому же полагают, что именно под этой лестницей князь Андрей мог быть убит заговорщиками 29 июня 1174 г.
«Царский» монастырь
Что до обители, устроить которую повелела Богородица, то при князе Андрее о ней ничего не было известно. Историки полагают, что она могла быть основана, может быть, с XIII в., когда княжеством руководили наследники блгв. Андрея. Не исключено, что само появление мужской обители связано с их желанием как-то искупить грех убийства правителя, которое вызвало очень болезненную реакцию населения княжества.
Последовавшее нашествие монголов опустошило Владимирскую землю, так что данных о жизни иноков тех лет практически не осталось. Известно, впрочем, что место несколько раз разоряли татары (XIII и XIV вв.).
Более или менее регулярно она начинает упоминаться документами с XVII в., после того, как получает особый статус домовой Патриаршей «домовой» (1687 г.):
- с XVIII в. Боголюбский становится Синодальным, то есть подчиняется непосредственно Синоду – тогда высшему органу управления Церковью;
- наконец, с 1882 г. им начинают управлять Владимирские епископы.
Сюда не раз приезжали российские монархи:
- Федор Алексеевич, приезжавший сюда в 1690 г.; он пожертвовал крест для украшения иконы Богородицы;
- был здесь также Петр I; позже он подарил братии часы-куранты работы мастера из Голландии;
- в 1789 г. здесь побывал Павел I, а также его сыновья-цесаревичи;
- наконец, здесь долго вспоминали посещение последнего царя – Николая II: не ввиду его щедрых пожертвований, а потому, что он особенно долго задержался близ лестницы, где был убит князь Андрей – возможно как бы предчувствуя собственную судьбу…
Благоволение царствующих особ не спасало храмы от обветшания. Много помогало зачастую людское неразумие: например, когда в конце XVII в. появилась возможность устроить в соборной церкви застекленные окна, тогдашний игумен решил еще «растесать», то есть расширить их узкие проемы. Полагают, что это нарушило конструкцию церкви – а к 1720-м она просто рухнула, так что храм пришлось восстанавливать. Свой нынешний вид он приобрел с 1751 г. – его сильно перестроили стилем модного тогда барокко.
Кроме того:
- с 1842 г. место надвратной церкви ап. Андрея заняла огромная, 58-метровая колокольня с церковью Успения Богородицы;
- последним по времени храмом дореволюционной постройки стал собор Боголюбской иконы, освящение которого произошло в 1866 г.; автор проекта – зодчий храма Христа Спасителя К.А.Тон, а средства пожертвовали московские купцы Алексеевы.
К 1917 г. обитель была одной из самых богатых (согласно «монастырским штатам» относилась к 1 классу, то есть получала максимальное финансирование из казны). Здесь действовала школа, был странноприимный дом.
Главной святыней оставалась Боголюбская икона: каждый год, 21 мая, с ней совершался крестный ход во Владимир – как память об избавлении от эпидемии, которое последовало (1771 г.).
Разорение и возрождение
Известно, что последним настоятелем здесь был викарий Владимирской епархии, епископ
Афанасий (Сахаров)
. Владыка, уроженец Владимирской земли, был известен бескомпромиссной позицией по вопросам веры. Например, когда в 1919 г. в Успенском храме города большевики попытались провести кощунственное «вскрытие мощей», о. Афанасий, тогда иеромонах, возглавил молебен угодникам Божиим. Так кощунство было стало поклонением святыням – люди благоговейно молились пред ними, а не глумились. Именно такого пастыря священноначалие назначило возглавить сразу две обители – Боголюбскую и Рождества Богородицы. Настоятельство его продлилось недолго: 30 марта 1922 г. владыку арестовали. А к 1923 г. последовало закрытие Боголюбского. Ввиду исторической ценности зданий, их передали музею. Впоследствии на территории были школа интернат, колония, склады, даже – стрелковый тир.
Началом возрождения здесь иноческой жизни стал 1991 г., когда Церкви удалось добиться возвращения некоторых зданий. Первыми пришлю сюда братия, настоятельствовал над которыми схиигумен Никодим. Спустя еще 6 лет монастырь преобразовали в женский: здесь стали жить сразу 60 инокинь, переселенные из Преображенской обители Задонска.
Интересные факты
-
Боголюбский монастырь был основан в 1158 году князем Андреем Боголюбским, одним из самых могущественных и влиятельных правителей Древней Руси. Монастырь был задуман как символ объединения русских земель, а также как место для упокоения останков князя.
-
Боголюбский монастырь сыграл важную роль в истории Руси. В нем были приняты важные политические решения, заключались договоры и велись переговоры. Монастырь был также важным центром культуры и просвещения. Здесь была создана первая русская летопись, известная как «Повесть временных лет».
-
Боголюбский монастырь был разрушен в 1238 году монголо-татарами. Восстановление началось в XVI веке, но полностью монастырь был восстановлен только в XIX веке. В настоящее время Боголюбский монастырь является памятником архитектуры и истории, а также действующим монастырем.
Храмы и постройки монастыря
Достойно внимания, что многие сестры, поселившиеся здесь, поступили по подобию первых христиан, продававших имения, отдавая вырученные средства Церкви. Инокини, имевшие недвижимость, продали квартиры, вложив отдав средства на восстановление. Именно поэтому удалось быстро восстановить собор, отлить новые колокола.
Сейчас это восстановленные храмы:
- два собора, Боголюбский, Рождественский;
- знаменитая колокольня над Святыми Вратами;
- церковь Благовещения.
Кроме того, паломникам доступны сохранившиеся помещения бывшего княжеского дворца.
Святыни и святые покровители монастыря
Престольный праздник здесь –
Рождество Пресвятой Богородицы
. Она чтится, как покровительница монашеской общины. Сейчас возрожден также крестный ход с Ее Боголюбским образом во Владимир: он совершается 1 июля, на день памяти святыни. Вместе с тем, с 2009 г. она XII в. отправилась на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Кроме этого, здесь, конечно, особо почитают блгв. кн. Андрея.
Еще одна святыня здесь – чудотворный источник близ подворья при впадении р. Судогды в Клязьму. Здесь устроены две купели – для иноков и мирян.
Социальная и миссионерская жизнь обители
Сейчас Боголюбский – самый большой во Владимирской епархии: здесь живут, трудятся 170 сестер. Духовником их до 2020 г. являлся архим. Петр (Кучер) (умер 5 июня 2020 г.).
Так как Боголюбский имеет богатое историческое прошлое, будучи памятником истории, он – часть туристического маршрута «Золотое кольцо России». Ежегодно здесь бывают тысячи паломников или просто экскурсантов. Именно поэтому позиция монахинь, их духовника по важным для верующих современным вопросам с 2000-х гг. часто привлекала всеобщее внимание. Так, неоднозначное отношение верующих, а также священноначалия вызывали выступления о Петра по поводу введения новых паспортов, ИНН, наступления «антихристовых времен». Из уст многих церковных деятелей звучали даже такие определения, как «секта». Из-за указанных вопросов не раз возникали также внутренние конфликты.
Вместе с тем, большинство отзывов приезжающих сюда – сугубо положительные:
«Очень здесь понравилось. Доброжелательность и милосердие присутствуют здесь. Можно приобрести местную молочную продукцию. Есть трапезная» (Любовь).
«Атмосфера в монастыре непередаваемая, очень красиво поют, такого, нигде не слышала. Позади монастыря есть купель и целебный источник. Эмоции колоссальные, описанию не поддаются. Обязательно посетите!» (Александра)
«Боголюбовский женский монастырь это конечно очень красиво и величаво, проехать мимо просто не возможно. Внутри все очень здорово и монументально! Просто великолепно!» (Михаил)
Как добраться до монастыря?
Боголюбово сейчас – не только обитель, но также поселок Владимирской области. Это около 200 км от столицы. Из Москвы до него ходят:
- поезда (с Курского вокзала);
- автобусы – примерно каждые полчаса с 6 до 20 ч.
Для паломников здесь работает гостиница.
Сюда приезжают к образу Богородицы, святому источнику. Другие – хотят видеть дворец кн. Андрея, часть ушедшей от нас Древней Руси. Иногда с прикосновения к истории тоже начинается путь к Богу, в Которого истово верили наши предки.
Частые вопросы
В каком городе располагается Боголюбский монастырь?
Боголюбский монастырь расположен в городе Боголюбово во Владимирской области России.
Какова история возникновения Боголюбского монастыря?
Боголюбский монастырь был основан в 1152 году князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого. Место для основания монастыря было выбрано князем по совету его духовника, старца Феодора, который указал на то, что в этом месте в XI веке была чудесная явлена икона Богоматери. Андрей Боголюбский построил здесь каменный храм и основал монастырь, который стал одним из крупнейших и богатейших в Древней Руси.
Какие памятники архитектуры сохранились на территории Боголюбского монастыря?
На территории Боголюбского монастыря сохранились памятники архитектуры XII-XVII веков. К ним относятся: Успенский собор, построенный в 1158-1165 годах; надвратная церковь Рождества Богородицы (1165);трапезная палата с церковью Покрова (1660); колокольня (1798); церковь Александра Невского (1866); часовня над источником (1896); Святые ворота (1682).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Планируя посещение Боголюбского монастыря, уделите время изучению истории и архитектуры монастыря заранее. Это поможет вам лучше понять его значение и ценность.
СОВЕТ №2
Не забудьте посетить основные храмы и музеи монастыря, такие как Свято-Троицкий собор и музей истории монастыря. В них хранятся удивительные артефакты и иконы.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на окружающую природу монастыря. Прогулка по территории монастыря и его окрестностям позволит вам насладиться красотой природы и умиротворенной атмосферой.
Архитектурные особенности монастыря
Боголюбский монастырь, основанный в XII веке, представляет собой уникальный образец древнерусской архитектуры. Он сочетает в себе элементы различных архитектурных стилей, таких как древнерусская, барочная и классицизм.
Основным зданием монастыря является Свято-Троицкий собор, построенный в стиле древнерусской архитектуры. Собор имеет пятиглавую главную часть, украшенную резьбой и росписями, что придает ему особую красоту и изящество. Внутреннее убранство собора поражает своим богатством и роскошью: иконы, фрески, древние резные иконостасы – все это создает неповторимую атмосферу духовности и мистики.
Помимо Свято-Троицкого собора, в монастыре также можно увидеть здания, построенные в стиле барокко и классицизм. Эти сооружения отличаются изяществом форм, богатой декоративной отделкой и утонченными деталями. Они являются прекрасным примером архитектурного мастерства и технического совершенства того времени.
Архитектурные особенности Боголюбского монастыря привлекают внимание как историков искусства, так и обычных туристов. Это место, где можно окунуться в атмосферу древности и почувствовать дух истории, окутанный величественной красотой архитектурных шедевров.