Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме – это место, где сохранилась история и духовное наследие рода Романовых. Важно изучать и понимать значение этого монастыря, который играет значимую роль в истории России и православия. В данной статье мы рассмотрим историю монастыря, его архитектуру, и значимость для православной общины.
Мнение эксперта:Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме является значимым историческим объектом, связанным с именем царской династии Романовых. Эксперты отмечают, что монастырь не только является местом паломничества для многих верующих, но и представляет собой важный культурный памятник. Святыня, хранящая частицу мощей святой царевны Анастасии, привлекает внимание как историков, так и паломников, увлеченных историей России и судьбой царской семьи. Богоявленско-Анастасиин монастырь олицетворяет духовное наследие Романовых и продолжает привлекать к себе внимание как символ веры и исторической памяти.https://www.youtube.com/embed/hxS14OhPYBYО преподобном Никите
В разные десятилетия в Костромской губернии было открыто около 60 монашеских общин. И всё это благодаря сподвижникам и духовным воспитанникам Сергия Радонежского.
Основоположник Богоявленской обители — старец Никита, чьи годы жизни пришлись на период правления Василия Тёмного (с 1425 по 1462 год). Принято считать, что старец и прп. Никита Костромской — одно и то же лицо.
Согласно преданию он появился на свет в 1360-е годы в Ростове, и родители нарекли мальчика Иоанном. Отроком он отправился в Троице-Сергиеву лавру, где, скорее всего, пёк хлеб для братьев. Историки предполагают, что он был не только учеником, но родственником
Сергия Радонежского
.
С 1395 года на протяжении 12 лет преподобный оставался настоятелем Высоцкого Серпуховского монастыря. В 1414 году ему доверили другую обитель.
Когда у него развилось заболевание глаз, он уехал в Кострому, чтобы построить там Богоявленскую монашескую общину. Земную юдоль он покинул, вероятно, в 1450 году. Похоронили его в храме воздвигнутого им монастыря, где сейчас хранятся его мощи.
Св. Никиту чтят как духовного отца областного иночества.
Интересные факты
-
Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме был основан в 1270 году князем Василием Ярославичем, братом святого князя Александра Невского. Первоначально монастырь назывался Анастасииным, в честь святой Анастасии, покровительницы рода Ярославичей. В XVII веке к монастырю был пристроен Богоявленский собор, и монастырь стал называться Богоявленско-Анастасииным.
-
В Богоявленско-Анастасиином монастыре хранится уникальная святыня – икона “Святое семейство”, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой. Икона была подарена монастырю в 1613 году царем Михаилом Федоровичем Романовым. Царь Михаил Федорович был первым царем из рода Романовых, и икона “Святое семейство” стала почитаться как святыня рода Романовых.
-
В Богоявленско-Анастасиином монастыре неоднократно бывали члены царской семьи Романовых. В 1613 году в монастыре останавливался царь Михаил Федорович Романов, направляясь из Костромы в Москву на царствование. В 1649 году в монастыре была заключена под стражу княгиня Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича. А в 1672 году в монастыре останавливался царь Алексей Михайлович Романов.
История монастыря
Он существует уже почти шесть столетий, однако сведений о конкретной дате и обстоятельствах его создания нет. До нашего времени не дошли грамоты, где говорилось об этом, пишет историк Церкви И. В. Баженов.
В ряду исторических памятников, в небольшом количестве сохраняющихся в г. Костроме, Богоявленский-Анастасиин девичий монастырь занимает довольно видное место как по своей глубокой древности, так и по высокому религиозному значению для всех городских обывателей.
И. В. Баженов
В 60-х годах шестнадцатого века по образцу
Успенского собора
(Москва) игумен Исаия построил из камня Богоявленский собор (первый и по-прежнему главный), а ростовский архиепископ Никандр его освятил.
Значительную роль в истории этого места сыграл царь Иван Грозный. Он сделал пожертвование и направил сюда рукописный сборник, чтобы служители монастыря сделали 4 января памятным днём для тех, кто пали жертвами его гнева.
В 1608 году обитель осадили польские военные под руководством Лисовского. Это случилось в Смутное время, когда к Костроме подошли люди Лжедмитрия II, представлявшегося сыном Ивана Грозного. Монахи и местные крестьяне оборонялись, но безуспешно. Захватчики убили 11 иноков, а ценные вещи забрали.
Расцвет
В XVII веке материальное положение монастыря значительно улучшилось, он начал активно отстраиваться. Архитектурный ансамбль пополнился Никольской церковью и храмом, который посвятили Иоанну Богослову.
Вместо деревянных стен возвели каменные с 6-ю квадратными башнями, и обитель превратилась в неприступную крепость. Появлялись кельи для игуменов, храмовые сооружения и корпуса для послушников. Стены Богоявленского собора и своды усыпальницы разукрасили с помощью альфреско — техники настенной росписи по влажной поверхности.
Интересный факт
Усыпальница сохранилась лишь на полотне российского живописца В. В. Верещагина. Он изобразил захоронения Салтыковых.
Деньги на всё это появились благодаря Патриарху Иосифу и боярам Петру и Михаилу Салтыковым. Также под их руководством создавались ризницы, оклады и иконы.
До середины XVIII века доход обители составлял 22 000 рублей, ей принадлежало свыше 4980 крепостных. Однако в 1764 году по велению сверху их у неё отобрали.
13 мая 1779 года в городе случился ужасный пожар, который уничтожил большинство домов, а также серьёзно повредил здание религиозной общины.
Уклад монахов осложнили нововведения: после пожара по 1808 год в каждом строении размещались правительственные учреждения. Прежний статус сохранили лишь кельи. С тех пор средства на ремонт ветшающих храмов практически не выделялись.
В 1814 году здесь открылась духовная семинария. Работа этого учебного центра оставила глубокий след в жизни нашей страны. Одним из ректоров семинарии был архимандрит Макарий (Глухарев), известный своей ревностью в миссионерском и переводческом деле. Он переводил Слово Божье и труды святых отцов. За ревностную проповедь Евангелия среди тюркских народностей его называли апостолом Алтая.
Этот выдающийся человек, несмотря на многочисленные лишения, исследовал алтайские наречия, разрабатывал систему письменности и букварь для обучения грамоте местных жителей. Впоследствии Макария канонизировали.
Женский монастырь
До 1847 года это был мужской монастырь — до того, как его упразднили после пожара, случившегося в Костроме в ночь с 5 на 6 сентября. Историк Алексей Новиков сообщает, что катастрофа случилась из-за поджогов. Он считает, пожар понадобился для сокрытия коррупции и воровства среди местных чиновников.
На тот момент в городе проживали 15 000 человек. 188 домов были уничтожены и разграблены. Огонь добрался и до обители, после этого её упразднили. То, что не исчезло в пламени, разрушалось и похищалось.
От окончательного разорения обитель спасла игуменья Мария (Давыдова) — настоятельница Анастасиина монастыря. Она предложила присоединить к нему упразднённую мужскую обитель. Святейший Синод благословил восстановительные работы, и 12 мая 1864 года произошло освящение закладки нового храма. Затем артель строителей и художников приступила к реставрации прежнего строения, однако по окончании работ оно стало выглядеть иначе. Так образовался женский Богоявленско-Анастасиин монастырь.
Интересный факт
В 70-х годах девятнадцатого столетия воспитанниц монастырского училища учили ухаживать за больными. Также девушки получали педагогическое образование.
В 1913 году — в честь трёхсотлетия дома Романовых — купола Богоявленского храма покрыли позолотой.
Святые и святыни Богоявленско-Анасииного монастыря
Одни из наиболее значимых реликвий обители:
- мощи преподобных Никиты и Тимона Надеевского (он построил в Надеевской пустыни Костромской епархии каменный Успенский храм и освятил собственноручно выкопанный поблизости источник в честь святителя Николая);
- мощевик в виде распятия с почти 280 частичками святых;
- складень с фрагментами Риз Христа и Пречистой Девы Марии.
Здесь есть два чудотворных образа Богородицы. Смоленскую икону-фреску не сумело повредить бушующее пламя в мае 1779 г., хотя оно объяло ту часть стены, где находился лик. Не сгорел и киот. Спустя четверть века костромской купец Ф. М. Обрядчиков выделил средства на возведение одноглавой церкви в честь святого лика.
П. И. Фурсов хотел воспеть красоту нового храма архитектурным языком неоклассицизма — стилем, который отталкивается от идей античности. Однако после разгула огненной стихии в 1887 году строители отдали предпочтение русско-византийскому направлению. В нём сплетены декор древнерусского зодчества архитектуры и приёмы русского классицизма.
А Фео́доровская икона считается священной реликвией царской династии Романовых. Изначально она хранилась в древнем городе Городец, пока в 1238 году его не разрушил хан Батый.
Есть несколько версий, как лик Богородицы оказался в Костроме. По одной из них, с ним через весь город прошёл некий воин, в котором впоследствии узнали
св. Феодора Стратилата
— великомученика, погибшего в 319 году н. э. И вскоре икону нашли на дереве.
Архитектура монастыря
Обитель построена в форме трапеции. Помимо 3-х храмов и колокольни здесь расположены:
- духовная семинария;
- корпус, где живёт настоятельница;
- корпуса для сестёр;
- южные ворота и др.
Там, где ранее стояла Никольская церковь середины XVII века (костромчане называли её Салтыковской), теперь возвышается памятный крест.
Богоявленский собор изначально имел 5 глав и трехчастную алтарную апсиду. Сейчас у него есть 4 престола. В 1672 году в храме появились настенные росписи (до наших дней они не дошли). Их авторство приписывают мастерам Гурию Никитину и Силе Савину. .
До наших дней сохранился 3-хэтажный Трапезный корпус с прекрасными оконными наличниками на окнах, построенный в XVII веке. Сейчас здание занимает духовная семинария.
Советский период
На следующий год после революции православную общину распустили, строения превратили в обычное жильё. Несколько церквей и часовен снесли — в том числе Никольские. Не стало также большей части ограды и башен.
Главный собор оставался местным религиозным центром до 1924 года. Потом большевики стали хранить там различные документы. В начале 80-х до этого места снова добрался огонь, обративший в прах архив и настенные росписи XVII века. Погребальный комплекс с захоронениями представителей многих дворянских семей стёрли с лица земли.
Сразу после закрытия монастыря в храме 4 года служил священномученик Василий Разумов. В 1937 году его приговорили к расстрелу.
Возрождение
Решение о воссоздании монастыря Русская Православная Церковь приняла в июле 1990 года. Насельницами заново отстроенной общины стали эстонские монахини из Пюхтинского монастыря. По окончании реставрационных работ здесь открылись:
- богословское учебное заведение;
- управление епархией;
- приют для осиротевших девочек;
- центр оказания помощи нуждающимся.
Первой настоятельницей обновлённого монастыря стала игуменья Иннокентия. По преданию этот духовный сан ей предсказал старец Иоанн (Крестьянкин), когда в 1972 году она посетила Псково-Печерский монастырь.
Информация для паломников
Обитель хотят посмотреть многие гости города, ведь это достопримечательность Золотого кольца — одного из самых знаменитых маршрутов в рамках внутреннего туризма. Но монастырские здания отгорожены от остального мира стеной.
Туристам запрещено здесь фотографировать. Их допускают только в Богоявленский собор и часовни. Также внутри монастырских стен нет отеля для посетителей.
Он расположен по адресу:
156000, Кострома, ул. Симановского, 26.
Работает монастырь по следующему графику: все дни, кроме субботы: с 8 утра до 5 вечера. В субботу часы посещения продлены до 8 вечера.
Добраться до него можно от станции возле метро «Щелковская» автобусом (№ 1 и 2) и троллейбусом (№ 2 и 7).
Отзывы паломников
Многие посетители отмечают особую атмосферу этого места.
Евгений Артёмов написал, что обитель оказывает особое духовное воздействие. Он посещает монастырь всегда, когда приезжает в Кострому. Евгения особенно впечатляет, что здесь происходили те события, что были знаковыми для российской истории. Также ему понравилось дружелюбие местных монахинь.
Женщина с ником FatOk рассказала, как посещала обитель осенью 2022 года с другими туристами. Её также поразила атмосфера, царившая в соборе. Женщина не смогла сдержать слёз, когда стояла возле Феодоровской иконы.
Ирина Калинкина назвала Богоявленский собор красивейшим храмом. Служба, на которой она побывала, отличалась теплотой и душевностью. Во время праздников прихожане и гости получают угощение.
Михаилу Ковалёву понравилось, что в храме не ведутся праздные разговоры. Здесь можно насладиться тишиной.
Алексей Самсонов пишет, храм ему нравится тем, что здесь нет суеты. Также его здания помогают изучить архитектуру средневекового периода истории России.
Жанна Синегубова отметила царственное великолепие этого места, от которого она испытывает восторг.
Богоявленский собор этого монастыря… произвёл очень сильное и ошеломляющее впечатление,и даже не своей красотой и строгой и,одновременно, изящной возвышенностью. Я был поражён насыщенной энергетикой этого храма… Было полное ощущение, погружение и представление о том, что ты находишься в старом дореволюционном храме, в том времени, когда вера являлась если не самым главным в жизни русского человека, но составляла еёнеотъемлемую и значительную часть.
Кристина С. считает, что Богоявленский монастырь полезно посетить не только тем, кто хочет приобщиться к истории и культурному наследию России, но и верующим людям. Особенно тем, у кого вера проявляется только в ношении нательного крестика. Здесь они могут увидеть веру в действии. Насельницы монастыря проявляют силу своей веры и любовь к служению Богу на деле.
Андрей Щербанин порадовался тому, что смог потрудиться на пользу обители, за что одна из монахинь подарила ему книгу о монастыре.
Богоявленский монастырь в Костроме — одно из тех мест, которые создают культурное и духовное богатство нашей страны. Обитель претерпела множество несчастий. Но в её истории были и светлые моменты. Возобновлённая работа обители доказывает, что духовное стремление россиян живо. Ни огонь, ни смуты и мятежи, ни тотальная пропаганда атеизма не смогли уничтожить в народе жажду слышания слов Господних.
Частые вопросы
Кто основал Богоявленско-Анастасиин монастырь и когда?
Основал монастырь Михаил Романов в 1617 году, а его поручение исполнил боярин Роман Иванович Шереметьев.
Какая главная святыня хранится в монастыре?
Главной святыней является чудотворная икона Божией Матери Феодоровская, считающаяся заступницей рода Романовых.
Какие храмы и сооружения находятся на территории монастыря?
На территории монастыря находятся пять храмов, колокольня, богадельня, настоятельский корпус с трапезной, братские корпуса, святые врата с надвратным храмом.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Посетите Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме лично, чтобы почувствовать всю его духовную энергию и историческое значение.
СОВЕТ №2
Изучите историю монастыря и рода Романовых, чтобы глубже понимать и ценить связь этих двух важных аспектов российской истории.
СОВЕТ №3
Поддерживайте монастырь и его деятельность, участвуя в благотворительных мероприятиях или пожертвованиях на его нужды.
Связь монастыря с родом Романовых
Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме тесно связан с историей рода Романовых, царской династии, правившей Россией с 1613 по 1917 год. Монастырь стал местом, где находили убежище и поддержку члены царской семьи, а также местом погребения для некоторых из них.
Особенно тесная связь монастыря с Романовыми проявилась в период Смуты, когда монастырь стал убежищем для царевича Дмитрия, сына Иоанна IV. Также в монастыре на протяжении многих лет пребывала царица Наталья Нарышкина, мать Петра I, который впоследствии стал первым императором Российской империи.
Одним из наиболее значимых событий, связанных с монастырем и родом Романовых, является погребение в монастырском соборе святой царицы Анастасии Романовой, жены Ивана IV Грозного. Её мощи были перенесены в монастырь в 1613 году, что сделало его еще более почитаемым среди верующих.
Таким образом, Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме не только является духовным центром и местом паломничества, но и важным историческим объектом, связанным с историей и культурой рода Романовых.