Прп. Паисий Святогорец – выдающийся духовный наставник, чьи «Слова» являются источником мудрости и духовного наставления для многих людей. В данной статье мы погрузимся в его учения о семейной жизни, воспитании детей, пророчествах, цитатах о России, поучениях о смирении, помыслах и испытаниях последних времен. Эта статья позволит нам обрести новые познания и вдохновение в духовном развитии.
«Слова»
Беседы и высказывания записывались в основном духовными детьми, почитателями старца. В 1998-2001 гг. в Греции изданы 4 тома сочинений прп. Паисия. В 2009 г. трудами афонского иером. Доримедонта (Сухинина) появился их русский перевод. С тех пор слова и беседы не раз издавались в России, выходили в аудиоформате. Печатное издание «Слов» насчитывает 6 томов.
Полезные материалы
С болью и любовью о современном человеке
Так называется 1 том творений преподобного. Старец дает картину страданий современного человека – причем речь идет, прежде всего, о страданиях души и поисках смысла.
Старец рассказывает:
«Как-то зимой ко мне в каливу пришло восемьдесят человек – люди разные, от студентов до театральных режиссеров. Со слезами эти люди спрашивали меня, могут ли они… учиться богословию! Состояние мира безумно. Все чего-то ищут, но большинство не знают чего».
О грехе и диаволе
Старец, почти ровесник XX века, своими глазами мог проследить нарастание духовного падения. Родившийся в православной семье, он застал времена, когда пьяница, блудник, были обличаемы всеми, что сдерживало страсти. Ныне все изменилось
«Кто грешит, не чувствуют за собой вины. Уважения к другим у них тоже нет. Всё сравняли с землей. Если человек не живет по-мирски, то грешники делают из него посмешище».
Пытаясь заглушить совесть, человек ищет утешения в наркотиках, винопитии. Всё это дает диавольским силам возможность играть людьми. Впрочем,
«если человек предоставил страсти бороть его, то потом для этого не нужен и диавол».
О современной культуре
Современная культура – сочетание множества материальных удобств и духовного оскудения. Техника, создавая комфорт, «превращает человека в бездельника». Но эта комфортная жизнь – «адская мука», гонка за стандартами потребления. Человек все время спешит, нет времени даже задуматься о духовном. Когда же такое происходит, оказывается, что то же желание комфорта проникает и в духовное делание: «мы хотим освятиться без труда».
О духе Божием и духе мира сего
Неужели все в мире – душевредно и бездуховно? Может быть, просто бежать из него? А если нет – как жить в миру?
- Как быть со светским знанием, полезно ли оно?
О. Паисий говорит, что рационалистическое знание само по себе не возводит к Богу. Но если человек изучает «рай земной», природу, веруя в ее Творца – такое изучение полезно. Тогда и светская наука возводит к небу.
- Какова роль житейского «здравого смысла» в духовной жизни?
Старец категоричен:
«Здравый смысл не занимает в жизни духовной никакого места».
Но есть и дар рассуждения, который дается Господом и позволяет отличить хорошее от дурного.
Вообще, надо держаться правила:
«Сделать то, что возможно по-человечески, а то, что по-человечески сделать невозможно – оставить на Бога».
О Церкви в нашу эпоху
В беседах затрагивается вопрос о
Церкви
, ее священнослужителях и монахах, роли Церкви в жизни людей. Старец отвергает мысль о якобы необходимом «обновлении» Церкви. Более того, Церковь хранит традиции, проверенные веками. И каким бы ни были веяния духа мира сего, «люди опять вернутся к старому». Старец вспоминает годы, когда византийское искусство не принималось обществом, «люди теслом сбивали со стен старые фрески». А в наши дни в Греции «петь по-византийски выучились даже малые дети».
Духовное пробуждение
Как пробудиться духовно? Уйти ли в пустыню для собеседования с Господом в уединении? А может, заняться работой на пользу общества? Путь духовной борьбы и проще, и сложнее: начать с себя.
Старец говорит:
«Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а не других. Если ты исправишь самого себя, то сразу же исправится частичка Церкви».
Как же исправиться?
все совершать ради Господа. Даже из помощи ближнему надо удалить человекоугодие:
«В истинном благоугождении ближнему всегда заключается и благоугождение Христу»
Лишь просвещение Божие даст мир и духовное преуспеяние: «Божественное просвещение – это всё».
Старец говорит:
«Все зло в мире происходит от того, что нет божественного просвещения. Когда божественного просвещения нет, человек находится во мраке. Тогда один говорит: «Пойдем сюда», другой говорит: «Нет, я хорошо знаю, лучше сюда пойдем», третий: «Туда», четвертый: «Сюда». Каждый думает, что правильно идти туда, куда считает он. Иными словами, все хотят добра, но находятся в помутнении и не могут прийти ко взаимопониманию».
Духовная борьба
Тонкости и перипетии борьбы верующего, решившегося на духовное делание – тема бесед 3 тома творений прп. Паисия.
Св. прп. Паисий Святогорец
Грех начинается с помысла
Геронда излагает учение о помыслах добрых, «равных по силе многочасовому всенощному бдению» и злых, приходящих «слева». При греховном внутреннем устроении подвижничество не принесет пользы. Что поможет победить помыслы?
- внешнее делание –
молитва
и бдение; - внутренняя работа – возделывание добрых помыслов и отвержение злых.
Старец, однако, подчеркивает: борьба с помыслами своими силами смысла не имеет. Но борющийся получит помощь свыше.
Как бороться с грехом?
Прежде всего – покаянием и исследованием себя.
«Покаяние – это крещение слезами. Каясь, человек проходит через новое крещение, возрождается».
Покаяние
смиряет и привлекает Благодать Божию.
Немалое значение имеет духовный руководитель. Хороший духовник не только знает душу, но и болеет сердцем:
«Если у духовника нет решимости пойти ради любви к своим духовным чадам даже в адскую муку, то это не духовник».
Семейная жизнь
Монах и аскет, преподобный, однако, немало беседовал о семье и ее устроении. Беседы составили 4 том «Слов». Геронда говорил, что в равной степени благословлены Богом
монашество
и путь спасения в миру, в семье. Самое важное – понять волю Божию о себе.
Как создать крепкую семью?
Старец говорит, что в ее основе
- любовь и уважение друг к другу;
- терпение недостатков и слабостей друг друга.
Как воспитывать детей?
Много бесед посвящены подвигу родителей и воспитанию детей. Что необходимо для христианского воспитания?
- Вверять детей Богу.
- Работать над своей духовной жизнью, подавая добрый пример.
- Любить ребенка и деятельно являть эту любовь.
- «Возделывать любовь между своими детьми», братьями и сестрами.
Но что же делать, если ребенок отбился от рук, связался с дурной кампанией? Ответ старца – молиться за него, продолжать любить. И не отчаиваться – дух века сего силен, но «все равно победит Христос».
Много говорит о. Паисий и о безрассудной любви родителей, о контроле и нежелании отпускать в жизнь уже выросшего ребенка. Такую любовь
«необходимо «тормозить» рассуждением. Настоящая любовь несвоекорыстна. Она не имеет в себе эгоистичного пристрастия и отличается благоразумием. Благоразумие необходимо многой женской любви, для того чтобы женщина не тратила свою любовь попусту. Однажды ко мне в каливу пришел парень, обозлённый на родителей. Его несчастные родители были расположены по-доброму, однако они не знали, как ему помочь. И вот он стал говорить мне, что родители на него давят, что они его не любят и так далее. «Слушай-ка, – сказал я ему, – когда ты был маленький и твоя мать закутывала тебя в несколько слоев одежды, для чего она это делала? Для того чтобы ты не простудился или для того чтобы довести тебя до теплового удара? Эти действия твоей матери имели в себе много любви. Наконец – поняв, как много его любили родители, – юноша стал плакать. У его матери было много любви, несмотря на то что она не смогла помочь своему сыну, потому что вела себя с ним так, что вызывала его сопротивление».
Страсти и добродетели
Глубоким вопросам работы над собой посвящены беседы 5 тома «Слов». Борьба с греховными склонностями и взращивание добродетелей – основное делание христианина.
– Геронда, каждый день я говорю: «С завтрашнего дня начну молиться и исправляться», но всё остаётся по-прежнему.
– Поставляй впереди Бога, говори так: «Силой Божией я буду стараться исправиться», тогда Бог поможет.
Но все же нужно понять – с чем же мы боремся? Какие греховные наклонности первичны, какие – производны от других?
Корень страстей
Прп. Паисий категоричен: все нестроения духовной жизни происходят от себялюбия.
«Себялюбие – это исполнение прихотей своего ветхого человека, то есть любовь к своему ветхому человеку. И объедение, и эгоизм, и упрямство, и зависть своим происхождением обязаны себялюбию».
Худшее последствие себялюбия – оно отвергает Божию благодать, поставляя на ее место произволение человека. Себялюбец пытается бороться со страстями своими силами, и, конечно, терпит одно поражение за другим.
Как бороться с себялюбием? Старец предлагает
- перестать во всем искать комфорта;
- думать о других.
Отвержение себя привлечет Божию благодать, нужную для духовного делания.
Основа добродетелей
Подобно тому, как корень страстей – один, одна и основа добродетелей – смирение. Даже единственный смиренный помысел привлекает благодать. О себе старец рассказывал:
«Как-то ко мне в келью приблудился котёнок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, извиваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни… Жалко было на него смотреть, а что сделаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! «Посмотри на себя, – сказал я тогда сам себе, – уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котёнку помочь не можешь!» Только я себя обвинил, котёнок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришёл в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать… Вот какая сила у смирения!»
Смирение истинное и ложное
Смирения достигают через видение своего бессилия и осознание падений. Для смирения недостаточно укорять себя. Если человек склонен с самоукорению, хорошая проверка – укоры от других. Многие из называющих себя грешными не терпят обличений от людей.
Старец рассказывал:
«Когда я жил на Синае, там был мирянин по имени Стратис. Если ты ему кричал: «Господин Стратис», он отвечал: «Какой господин? Грешный, грешный Стратис зови». Все говорили: «Какой смиренный человек!» Однажды он проспал утром и не встал вовремя на службу. Кто-то пошёл его будить. «Стратис, ты всё спишь? Уже Шестопсалмие прочитали. Ты что, не пойдёшь на службу?» Он как стал кричать: «Да у меня благочестия больше, чем у тебя, и ты будешь мне говорить, чтобы я шёл в церковь?» Кричал как сумасшедший… Даже схватил ключ от двери – такой большой, как от амбарного замка, – и замахнулся на человека, потому что задели его самолюбие. Люди, которые слышали, как он кричал, потеряли дар речи, ведь все считали его очень смиренным и брали с него пример. Опозорился Стратис. Видишь, что делается? Сам себя называл грешным, но едва задели его самолюбие, просто озверел!»
Молитва
Много бесед посвятил старец молитве. Эти беседы составили 6 том его «Слов». Старец говорил, что мы, с одной стороны, можем завидовать современникам земной жизни Христа, ведь они видели Его и говорили с Ним.
«Но думаю, — говорил старец, — что мы находимся в лучшем по сравнению с ними положении, потому что они не могли часто беспокоить Его своими нуждами, а мы можем в молитве постоянно общаться со Христом».
«Думай, с Кем говоришь!»
Так ответил о. Паисий на вопрос монахини, жаловавшейся на нежелание молиться. Действительно, странно, что, любя разговоры с людьми, большей частью пустые, мы не любим и не умеем говорить с Царем Небесным.
Что мешает молитве
Чтобы Бог слышал человека, ему необходимо если не избавиться от страстей, то хотя бы показать доброе произволение в борьбе с ними. Господь не слушает молитву корыстного, гордого, себялюбивого и нетерпеливого. Бывают и внешние препоны, исходящие от врага нашего спасения или от собственной лености и нерадения.
Что может помочь молитве?
Иногда это совсем простые вещи.
- Святые образы.
В одной из бесед старец приводит чудо, случившееся с ним самим 26 марта 1984 года:
«Однажды, 26 марта, когда мы празднуем Собор
архангела
Гавриила, я стоя молился перед
иконами
Христа и Пресвятой Богородицы. Вдруг увидел, что Господь и Божия Матерь свободно двигаются, как двигаются живые! «Господи, – сказал я, – благослови. Матерь Божия, благослови». И, когда упал на колени перед иконами, сильное благоухание наполнило келью. Меня охватило безумие! Даже коврик, который лежал на полу и был весь в грязи, даже тот благоухал. Я стоял на коленях и целовал этот коврик. Такое благоухание!»
- Четки. Старец говорил, что это наследие монахам, оставленное свв. отцами.
- Духовное чтение, обязательное перед молитвой.
- Особенно полезно, кроме обычных молитв, петь или читать псалмы. «Псалмопение умиротворяет душу» — говорил о. Паисий.
- Очень полезны и поклоны.
Одна из монахинь как-то спросила старца:
– Геронда, у меня часто болят ноги и поясница.
– Если станешь делать понемногу поклоны, то это тебе поможет.
– А если больно, геронда?
– Ты сама найдёшь, что тебе полезно, пробуя по чуть-чуть. Я, когда у меня болит спина, не определяю для себя количества поклонов, но делаю пока не… загорится красный свет. Тогда останавливаюсь, а потом опять продолжаю, пока опять не вспыхнет красный. Помню отец Тихон, когда стал старым и не мог подниматься на ноги, когда делал земные поклоны, привязывал к потолку толстую верёвку и поднимался, хватаясь за неё. Так он продолжал делать земные поклоны и поклоняться Богу со благочестием практически до самых последних дней своей жизни. «Подвизающийся, – говорит авва Исаак, – изобретает способ».
Мнение эксперта:
Прп. Паисий Святогорец – выдающийся духовный наставник, чьи «Слова» вдохновляют многих искателей истины. Эксперты отмечают, что его учения о духовной жизни, покаянии и милосердии оказывают глубокое воздействие на читателей. Слова прп. Паисия наполнены мудростью и любовью к ближнему, что делает их актуальными и в наше время. Его труды становятся источником вдохновения и утешения для многих, помогая им находить путь к духовному совершенству.
Изречения о духовной жизни, поучения для мирян
О наставлениях святых отцов
Старец напоминал о необходимости доверять опыту Церкви:
«Многие Святые Мученики, не зная догматов веры, говорили: «Я верую в то, что установили Святые Отцы». Говоря так, человек свидетельствовал о Христе, становился мучеником. То есть христианин не мог привести доказательств истинности христианской веры, чтобы убедить в ней гонителей, но он имел доверие Святым Отцам. «Как же я могу не доверять Святым Отцам? — думал он. — Ведь они были и более опытны, и более добродетельны, чем я, они были святы. Как я могу согласиться с бессмыслицей и стерпеть хулу на Святых Отцов?» Мы должны доверять Преданию».
13
Январь
2015 года
Священный Синод Константинопольского Патриархата, рассмотрев множество доказательств его святости, единогласно постановил причислить Паисия Святогорца к лику святых.
О смирении
Смирение старец считал не просто качеством духовного человека – эта добродетель поистине Божественна:
«Я хочу открыть, дорогие мои братья, мои уста и сказать что-то на тему смиренномудрия, но я боюсь, как боится человек, который собирается говорить о Боге посредством человеческих рассуждений. Смиренномудрие – это одеяние Божества. Сын и Слово Божие, наш Иисус Христос, это одеяние носил, когда пришел и жил здесь, на земле, и общался с людьми. Он носил одеяние смиренномудрия, таким было Его одеяние. Вся Его жизнь была смирением. Смирением Он покрыл Свою Божественность, смирением Он покрыл Свою славу»
О семье
Брак
Геронда говорил, что в крепкой семье является важна не только взаимная любовь, но и духовное руководство:
«Чтобы супружеская чета шла вперед, ей нужно иметь общего духовника, ибо тот подобен плотнику, желающему подогнать две доски: срубив наросты, он строгает доски, выравнивает их и потом соединяет между собой».
Муж и жена
Много спорят о том, должна ли жена совершенно подчиняться мужу. Старец подчеркивает основу такого почтения жены – любовь:
«Муж должен любить жену. Но сегодня люди истолковывают Евангелие шиворот-навыворот и поэтому уравнивают все, а после распадаются семьи. «Жена должна быть послушной», — говорит муж. Но если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку…»
Воспитание детей
Старец говорил, что родители должны как можно больше времени уделять детям,
«даже в ущерб своим занятиям и своей работе. А женщинам следует вести простую жизнь, чтобы они могли больше заниматься своими детьми, когда дети в этом нуждаются».
Помыслы добрые и злые
Все помыслы говорят о духовном состоянии человека:
«Добрый помысл обладает великой силой – он духовно изменяет человека. И напротив – помысл злой человека мучает. Когда человек изгоняет злые и возделывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нем живет Божественная Благодать».
Пост
Основа поста – духовная:
«Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку – своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды – потихоньку вся она утечёт».
О любви
Многие знавшие старца говорили, что его обличения никогда не вызывали уныния и легко принимались, ведь он обличал с любовью. Сам о. Паисий говорил так:
«Если мы обличаем кого-то от любви, с болью, то независимо от того, понимает он нашу любовь или нет, в его сердце происходит изменение, потому что нами двигает чистая любовь. А обличение без любви, с пристрастием делает обличаемого зверем, потому что наша злоба, ударяя в его эгоизм, высекает искры, как сталь в зажигалке высекает искры из кремня».
Панагуда, келья старца Паисия на святой горе Афон
Интересные факты
- Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) – современный старец, прославившийся своими духовными наставлениями и пророчествами. Его книга “Слова” является собранием его бесед с духовными чадами, в которых он делится своим пониманием христианской жизни, духовного совершенствования и молитвы.
- Книга преподобного Паисия Святогорца “Слова” переведена на многие языки и пользуется большой популярностью среди православных христиан всего мира. Она считается важным источником духовного руководства и поддержки для тех, кто стремится к христианскому совершенству.
- Преподобный Паисий Святогорец был также известен как исихаст – православный монах, практикующий древняя форму созерцательной молитвы, известную как молитва сердца. В своих трудах он часто подчеркивал важность молитвы и ее роль в духовной жизни христианина.
Известные цитаты и пророчества
Старец Паисий оставил немало пророчеств о будущем. Но всеобщее почитание старца приводило к тому, что его слова по-разному интерпретировались, перетолковывались. В этой связи греческие церковные авторы подчеркивают: достоверные известия о пророчествах старца содержатся только:
- в его словах и беседах, издаваемых монастырем Суроти;
- письмах старца и других его творениях, также издаваемых на Афоне;
- житии старца, написанном его учеником и сподвижником иером. Исааком. Над этим житием трудились также другие ученики старца;
О третьей мировой войне
Старец говорил о грядущей войне, уделяя внимание своей родине – Греции, и Турции, захватившей в свое время сердце Византийской империи – Константинополь. О. Паисий свидетельствовал, что центральным в этой войне может оказаться конфликт России и Турции.
Начало войны
Признаком начала войны станет греко-турецкий конфликт из-за морского шельфа, о чем также говорил еще прп. Косма Этолийский. Один из почитателей старца пишет:
«Однажды я встретил старца Паисия, который был несколько смущенным и расстроенным. Он угостил меня и сам начал разговор: «Пришли сюда некие и начали мне говорить, что начнется война, турки войдут в Грецию и нас прогонят за шесть миль до Коринфа (таким образом они своим испорченным помыслом истолковали пророчество Космы Этолийского). Хотя и не люблю говорить на тему пророчеств, но они вынудили меня объяснить им значение шестимилия, о котором говорит святой Косма, а это не что иное, как шесть миль морского шельфа. Это та тема, из-за которой мы в последние годы грыземся с Турцией и из-за которой мы в конце концов «схватимся». Однако они не войдут в Элладу: они продвинутся только на эти шесть миль, и тогда на них найдет великое бедствие с севера, как говорят писания, и все их замыслы рухнут».
О судьбе Турции
Турция
«распадётся, и государства, играющие решающую роль в мировой политике, отдадут Константинополь нам. Они сделают это не потому, что они нас любят, но потому, что Бог устроит всё так, что им будет выгодно, чтобы Константинополь был греческим. Подействуют духовные законы. Туркам придётся расплачиваться за то, что они натворили, они погибнут, потому что заняли эту землю без благословения Божия».
Война и Константинополь
«Константинополь возьмем назад, но не мы сами. Из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, мы не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам».
Это пророчество совпадает с предсказаниями других греческих святых, Арсения Каппадокийского и Космы Этолийского.
Пророчества греческих святых много вспоминали в Греции во время обострения напряженности между Россией и Турцией в ноябре 2015 г. Однако, пока они не осуществились. Необходимо сказать и о том, что целью пророчеств является не просто сообщение людям воли Божией, но побуждение к покаянию. Еще из Книги прор. Ионы известна история Ниневии, суд над которой был отменен по причине глубокого покаяния жителей. Поэтому изменение устроения людей, их обращение к Богу, могут прелагать суд Божий на милость.
Предсказания об испытаниях последних времен и печати антихриста
Почти все сочинения о. Паисия говорят о наступлении последнего времени и всеобщем ослаблении веры. В мире царит дух грядущего антихриста.
Испытания последних времен
Об этом спрашивали о. Паисия паломники.
— Геронда, скажите нам что-нибудь об антихристе.
— Давайте сейчас поговорим о Христе… Будем как можно ближе ко Христу. А если мы со Христом, то отчего же нам антихриста бояться? Или, может быть, сейчас нет антихристова духа? Так или иначе, зло творит антихристов дух. И если чудовище-антихрист родится и наделает разных безумных дел, то в конце он [все равно] окажется посмешищем».
Нынешнее время – время тяжелых испытаний:
«Годы, которые мы переживаем – это трудные годы. Разразится гроза. И пока она будет продолжаться, нам надо будет помучиться, а может быть – и пойти на мученичество. Пережить это время можно будет, только живя духовно. Отчаиваться не надо. Эти трудные годы – благословение, потому что они вынудят нас жить ближе ко Христу. Эти годы – благоприятная возможность для большего подвига. Нынешняя брань не будет войной с помощью оружия. Это будет духовная брань, война с антихристом».
О печати антихриста
Иером. Исаак пишет, что разговор о печати антихриста, числе «666» из Апокалипсиса был труден ввиду возможной реакции властей и опасности впасть в прелесть.
Интересный факт
О. Паисий в 1987 г. написал письмо, изданное под названием «Знамения времен – число 666», в котором предупредил об опасности введения электронных удостоверений личности и других форм контроля над жизнью человека.
Подлинность этих высказываний не подвергается сомнению, однако они вызывают неоднозначные, а иногда и резкие оценки. Например, игум. Петр (Мещеринов) пишет:
«Преподобный Серафим Саровский говорил, что когда он говорил «от себя», были ошибки, а старец Силуан, приводя эту фразу, пишет, что ошибки могут быть маленькие, а могут быть и большие. Также нужно учесть, что действие Духа не всегда распространяется на всё, что духовный человек говорит. Напр., греческий старец Паисий, с легкой руки которого (вернее, с тенденциозных публикаций) заварилась вся наша каша с ИНН, штрих-кодами и проч. Когда он говорит собственно о духовной жизни – всё прекрасно: да, благодатное слово, подлинно духовный опыт. Но вот старец начинает «за политику» – и что Россия завоюет Стамбул, и отдаст его Греции, и проч., и проч. – тут уже явно не от Духа, а от себя, от своих непонятно каких и уж совершенно не духовных – политических представлений и пожеланий».
Это высказывание игум. Петра приводится в русском издании «Жития» старца иером. Исаака.
Впрочем, в Церкви сохраняется в целом сложное отношение к попыткам создания глобальных баз данных о гражданах. Не будучи злом сами по себе, эти инструменты действительно могут быть использованы для навязывания антихристианской идеологии, контроля за личной жизнью.
Слова и поучения старца Паисия, переведенные на русский язык совсем недавно, стали настольной книгой многих христиан. Бесценен опыт подвижника, но больше всего привлекает любовь во Христе, которыми жил о. Паисий. Эта любовь столь велика, что и сейчас изливается на каждого из его слов. И это – пожалуй, главный их урок.
Автор: Наталья Сазонова.
Видео
Шестисерийный русскоязычный фильм о старце Паисии Святогорце.
Частые вопросы
Что написано на могиле Паисия Святогорца?
Надпись на могиле Паисия Святогорца гласит: «Я, монах Паисий, рассмотрев свою жизнь, увидел, что я преступил все заповеди Господа, что я совершил все грехи.
Сколько томов у Паисия Святогорца?
Собрание в 6-ти томах. Твердый переплет.
В каком монастыре жил Паисий Святогорец?
В период, пока он не выздоровел и не вернулся на гору Афон, он оставался в монастыре Иоанна Богослова в Суроти.
Где находится могила святого Паисия?
Женский монастырь, в котором находится могила старца Паисия, находится примерно в 10 километрах от Салоник близ местечка Суроти – на востоке от Салоник. Монастырь стоит на горе. К поездке я предварительно готовился, изучал в Интернете расписание монастыря и вот – собрались на машине из Салоник и поехали.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При чтении «Слов» прп. Паисия Святогорца рекомендуется создать спокойную обстановку без посторонних шумов, чтобы сосредоточиться на тексте и глубже воспринять его содержание.
СОВЕТ №2
Для лучшего понимания и усвоения мыслей преподобного Паисия Святогорца, стоит делать паузы между прочитанными абзацами, размышляя над прочитанным.
СОВЕТ №3
Не спешите с чтением «Слов» прп. Паисия Святогорца, дайте себе время на внимательное восприятие каждой мысли и на ее осмысление.
О духовном наставничестве
Преподобный Паисий Святогорец, известный православный старец и духовник, оставил после себя множество ценных наставлений и слов мудрости, собранных в книге под названием «Слова». Одним из основных аспектов его учения является духовное наставничество.
Преподобный Паисий призывал людей искать духовного наставника, который мог бы помочь им на пути к спасению души. Он подчеркивал важность духовного руководства и напоминал, что каждому человеку необходимо иметь духовного наставника, который будет направлять его на пути к Богу.
Духовное наставничество, по мнению преподобного Паисия, является неотъемлемой частью христианской жизни. Он утверждал, что через духовное руководство человек может обрести духовное совершенство и преодолеть все духовные трудности и соблазны.
Преподобный Паисий призывал к смирению перед духовным наставником и к последовательному исполнению его наставлений. Он учил, что именно через подчинение и веру в духовного наставника человек может достичь духовного просвещения и спасения.