Псалом 77 является одним из самых вдохновенных текстов Библии, в котором описывается могущество и милость Божьи к человеку. В этой статье мы рассмотрим, какие благословения и защиту Бог обещает нам через этот псалом, и как его чтение может принести утешение и надежду в нашу жизнь.
Коротко об Асафе и его псалмах
Большинство псалмов
, а именно 78, были записаны
царём Давидом
. Он был вторым царём Израиля, великим воином, победившим Голиафа. и одним из самых преданных Богу евреев за всю историю Израиля.
Джованни Франческо Гверчино.Царь Давид. 1651
Давид возвеличил прославление Бога. Завоевав Иерусалим, он сделал его столицей Израиля и перенёс туда священный шатёр (скинию), где евреи поклонялись Богу.
Также царь назначил профессиональных музыкантов и певцов, которые исполняли в скинии священные песни (псалмы). Одним из них был Асаф. Писание говорит о нём также как о прозорливце, то есть человеке, наделённом божественным даром предвидеть события будущего (2 Паралипоменон 29:30). Он стал автором 12 псалмов.
И принесли ковчег Божий, и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид, и вознесли Богу всесожжения и мирные жертвы.
Когда Давид
окончи
л всесожжения ип
риношение мирных жертв, то благословил народ именем Господа
и
роздал всем Израильтянам, и мужчинам и женщинам, по одному хлебу и по куску мяса и по кружке вина,
и поставил на службу пред ковчегом Господним некоторых из левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа Бога Израилева:
Асафа главным, вторым по нем Захарию, Иеиела, Шемирамофа, Иехиила, Маттафию, Елиава, и Ванею, Овед-Едома и Иеиела с псалтирями и цитрами, и Асафа для игры на кимвалах,
а Ванею и Озиила, священников, чтобы постоянно трубили пред ковчегом завета Божия.
Мнение эксперта:
В 77 псалме содержится мудрость о том, что Бог всегда рядом с нами, поддерживая и защищая нас в трудные моменты. Эксперты отмечают, что этот псалом напоминает о важности веры и доверия во все времена. Бог слышит наши молитвы и отвечает на них, даруя нам мир и утешение. Он проводит нас через испытания и помогает преодолевать трудности, давая надежду на светлое будущее. Псалом 77 напоминает нам о том, что Бог всегда заботится о нас и дарует нам свою благодать и милость.
История написания 77 псалма
Во времена Асафа произошли серьёзные изменения в политической и духовной жизни страны. Сменился царь, избранный из не самого влиятельного колена — Иуды. Поменялась столица. Несколько столетий — в эпоху судей — ею был город Силом. Скиния была перенесена из Силома, принадлежавшего колену Ефрема, в Иерусалим, которым владело колено Иуды.
Чему посвящен
Псалом рассказывает историю создания народа Израиль, его духовного рождения, многочисленных падений и исполнения Божьего замысла через его служителей.
Основная тема
Асаф сожалеет о тяжёлой судьбе своего народа, избранного Творцом для исполнения Своих замыслов. Евреи много страдали за своё упрямое непослушание. Однако Господь проявлял щедрость и милость, несмотря на то, что они этого не заслуживали.
Особенности
Автор псалма старался найти факты из истории своего народа, которые бы помогли объяснить происходящие на его глазах события: лишение колена Ефрема преобладающего значения в Израиле и неделение им колена Иуды. Также Асаф искал руководство для будущего.
Интересные факты
-
В 77 псалме описаны различные способы, которыми Бог помогает и защищает Свой народ. Это включает избавление от бед, исцеление больных, обеспечение пропитанием и водой и защиту от врагов. В псалме также упоминаются чудеса, которые совершил Бог, чтобы спасти Свой народ, такие как разделение Красного моря и дарование манны небесной.
-
Псалом 77 также подчеркивает важность веры и доверия Богу. Автор псалма выражает свою уверенность в том, что Бог всегда будет рядом с ним, независимо от обстоятельств. Он также признает, что иногда его вера подвергается испытаниям, но он всегда возвращается к Богу, потому что знает, что только Он может дать ему истинный мир и покой.
-
Псалом 77 заканчивается словами: «Ты — Бог, совершающий чудеса; Ты явил силу Свою среди народов». Это напоминание о том, что Бог — всемогущ и что Он всегда готов использовать Свою силу, чтобы помочь Своему народу. Этот псалом служит источником утешения и вдохновения для верующих во все времена, напоминает им о том, что Бог всегда рядом с ними и что Он всегда готов помочь им в трудную минуту.
Толкование
Стихи 1-7 — Асаф обращается к современникам и будущим поколениям, чтобы напомнить: Израиль был создан как нация, посвящённая Богу. Для этого евреи заключили Завет с Богом на горе Синай и получили Его святой Закон, данный через Моисея. То есть Господь освободил их из египетского рабства не только для того, чтобы они были свободны в юридическом отношении. Главная цель великих дел Бога заключалась в том, чтобы Израиль распространял веру в истинного Бога по Земле.
Моисей получает законы Монастырь cв. Екатерины, Синай Ок. 565–566 гг.
Стихи 8-10 — здесь автор выступает с обличением колена Ефрема, проявившему неблагодарностью по отношению к Своему освободителю, а также нарушившему Его святые заповеди. В результате данное колено, бывшее когда-то сильнейшим в Израиле, утратило из-за своих грехов привилегированное положение. Теперь Бог благоволил колену Иуды.
В 9 стихе сказано, что ефремляне отступили с поля боя, хотя были вооружены. Очевидно, здесь имеется в виду эпизод, описанный в книге Судей (11 и 12 главы). Судья Иеффай сразился с аммонитянами, пришедшими к границам Израиля с войной. С Божьей помощью он победил. Но колено Ефрема, имея в наличии значительные вооруженные силы, не присоединилось к битве, хотя Иеффай звал его с собой. Затем же, после его победы, лидеры колена Ефрема обвинили его в том, что якобы он не обратился к ним за помощью.
Очевидно, им стало стыдно за своё малодушие. Ради спасения своей репутации они возложили ответственность на Иеффая. Более того, они пообещали сжечь его дом вместе с ним. В результате произошла битва между жителями Галаада (территория колен Дана и Манассии) и жителями колена Ефрема. Иеффай победил и здесь. Этот эпизод ярко демонстрирует бездуховное состояние ефремлян. Они были высокомерны, жестоки, неблагодарны, властолюбивы и эгоистичны.
- Стихи 11-12 — племя Ефрема забыло, что было обязано всем не своим великим достоинствам, а Богу, совершившему множество чудес ради избавления всего израильского народа.
- Стихи 13-33 — псалмопевец напоминает, как Господь раздвинул воды Красного моря, а также уничтожил армию фараона. Если бы не Бог, то еврейский народ, скорее всего, попросту ассимилировался в Египте. Также Бог заботился о потребностях евреев в пустыне, давая им воду, мясо и манну. Но они не проявили признательности, постоянно роптали и мечтали вернуться в Египет, чтобы вновь стать рабами ради вкусной еды. Они так и не поняли, для какой великой цели их освободили из Египта. Поэтому Богу пришлось их наказывать, чтобы отвратить от зла.
Интересный факт
В 17 главе книги Судей рассказывается про некоего Миху из колена Ефрема. Он был небеден и имел много серебра. Миха создал идола и нашёл для служения ему левита — религиозного служителя. Это говорит о глубоком духовном падении общества.
- Стихи 34-38 — Бог проявлял милосердие к евреям, несмотря на их грехи. Он прощал их грехи и продолжал обучать.
- Стихи 40-53 — Асаф напоминает, что упрямство иудеев не имело оправдания. Для их спасения Господь совершил 10 казней египетских. Но даже после демонстрации Его могущества, убеждающей в ничтожности языческих богов, и перехода через Красное море евреи поклонялись идолам и занимались блудом. Они хотели, чтобы Бог был их слугой, а не наставником и учителем.
- Стихи 54-60 — непослушание не закончилось и в обетованной земле, которую Бог даровал евреям, изгнав из неё нечестивые ханаанские народы. После смерти Иисуса Навина, приведшего евреев в Палестину и завоевавшего Ханаан, а также после кончины старейшин того времени народ, обретший свою страну, погрузился в грубый материализм и поклонение языческим богам. Оно сопровождалось мерзкими безнравственными и жестокими обрядами. Среди них были храмовая проституция, гомосексуализм, скотоложство и принесение в жертву своих детей.
- Стихи 60-64 — Бог отверг Силом, где сотни лет хранилась скиния. Во времена священника Илия, последнего судьи Израиля, духовное состояние некоторых священников было весьма плачевным. Офни и Финеес, сыновья Илия, занимались блудом и нарушали долг священников. Похоже, их дурному примеру последовали другие евреи. В результате во время войны с филистимлянами Офни и Финеес погибли, а ковчег завета был захвачен врагом. Скорее всего, поэтому Асаф и сказал, что вдовы священников не оплакивали их. Израиль оказался захвачен филистимлянами.
- Стихи 65-67 — Господь вернул ковчег обратно и победил филистимлян через Давида. Но колено Ефрема навсегда утратило свои преимущества.
Интересный факт
Племя Ефрема происходило от праведного Иосифа, одного из любимых сыновей Иакова. Иосиф был продан своими братьями в рабство. Оказавшись в Египте, он, по воле Бога, стал премьер-министром и спас весь средиземноморский мир от голодной смерти.
- Стихи 68-72 — место Ефрема заняло колено Иуды, в котором родился праведный Давид, основавший благословенную Богом династию израильских царей.
В каких случаях читают
Псалом 77 полезно читать в тех случаях, когда в нашей жизни или в окружающем мире происходят серьёзные и неожиданные изменения. Это могут быть потери, печальные и ужасающие события, личные ошибки, а также благословения. Асаф показывает связь между духовным состоянием людей и последствиями состояния их разума и сердца.
Размышления Асафа помогают ощутить благодарность к Богу за всё хорошее, что у нас есть. Также псалом напоминает о важности смирения. Тот, кто имеет большой стаж в служении Богу, глубокие духовные знания или высокий авторитет, но проявляет высокомерие, может потерять дружбу с Богом.
Как правильно читать Псалтирь
Книгу псалмов нужно читать в тихом месте, чтобы её слова глубоко проникали в сердце. Лучше всего это делать вслух и обязательно после молитвы. Также полезно поразмышлять об обстоятельствах, в которых писался псалом, чтобы лучше понять, как его слова касаются нашей жизни.
Каждый псалом учит нас важной истине. Псалом 77 напоминает, насколько для Бога важны преданность, благодарность и смирение с нашей стороны.
Псалом 77: текст на церковнославянском языке
Молитва
Ра́зума Аса́фу.
Внемли́те, лю́д
i
е мои́, зако́ну моему́, приклони́те у́хо ва́ше во глаго́лы у́стъ мои́хъ.
Отве́рзу въ при́тчахъ уста́ моя́, провѣща́ю гана́н
i
я испе́рва.
Ели́ка слы́шахомъ и позна́хомъ я́, и отцы́ на́ши повѣ́даша на́мъ:
не утаи́шася от ча́дъ и́хъ въ ро́дъ и́нъ, возвѣща́юще хвалы́ Госпо́дни, и си́лы Его́ и чудеса́ Его́, я́же сотвори́.
И воздви́же свидѣ́н
i
е во Иа́ковѣ, и зако́нъ положи́ во Изра́или, ели́ка заповѣ́да отце́мъ на́шымъ сказа́ти я́ сыново́мъ свои́мъ,
я́ко да позна́етъ ро́дъ и́нъ, сы́нове родя́щ
i
ися, и воста́нутъ и повѣ́дятъ я́ сыново́мъ свои́мъ:
да положа́тъ на Бо́га упова́н
i
е свое́, и не забу́дутъ дѣ́лъ Бо́ж
i
ихъ, и за́повѣди Его́ взы́щутъ:
да не бу́дутъ я́коже отцы́ и́хъ, ро́дъ стропти́въ и преогорчева́яй, ро́дъ и́же не испра́ви се́рдца своего́ и не увѣ́ри съ Бо́гомъ ду́ха своего́.
Сы́нове Ефре́мли наляца́юще и стрѣля́юще лу́ки возврати́шася въ де́нь бра́ни:
не сохрани́ша завѣ́та Бо́ж
i
я, и въ зако́нѣ Его́ не восхотѣ́ша ходи́ти.
И забы́ша благодѣя́н
i
я Его́ и чудеса́ Его́, я́же показа́ и́мъ
предъ отцы́ и́хъ, я́же сотвори́ чудеса́ въ земли́ Еги́петстѣй, на по́ли Танео́сѣ:
разве́рзе мо́ре и проведе́ и́хъ: предста́ви во́ды я́ко мѣ́хъ,
и наста́ви я́ о́блакомъ во дни́ и всю́ но́щь просвѣще́н
i
емъ огня́.
Разве́рзе ка́мень въ пусты́ни и напои́ я́ я́ко въ бе́зднѣ мно́зѣ:
и изведе́ во́ду изъ ка́мене и низведе́ я́ко рѣ́ки во́ды.
И приложи́ша еще́ согрѣша́ти Ему́, преогорчи́ша Вы́шняго въ безво́днѣй:
и искуси́ша Бо́га въ сердца́хъ свои́хъ, воспроси́ти бра́шна душа́мъ свои́мъ.
И клевета́ша на Бо́га и рѣ́ша: еда́ возмо́жетъ Бо́гъ угото́вати трапе́зу въ пусты́ни?
Поне́же порази́ ка́мень, и потеко́ша во́ды, и пото́цы наводни́шася: еда́ и хлѣ́бъ мо́жетъ да́ти? Или́ угото́вати трапе́зу лю́демъ Свои́мъ?
Сего́ ра́ди слы́ша Госпо́дь и презрѣ́, и о́гнь возгорѣ́ся во Иа́ковѣ, и гнѣ́въ взы́де на Изра́иля:
я́ко не вѣ́роваша Богови, ниже́ упова́ша на спасе́н
i
е Его́.
И заповѣ́да облако́мъ свы́ше, и две́ри небесе́ отве́рзе:
и одожди́ и́мъ ма́нну я́сти, и хлѣ́бъ небе́сный даде́ и́мъ.
Хлѣ́бъ а́нгелск
i
й яде́ человѣ́къ: бра́шно посла́ и́мъ до сы́тости.
Воздви́же ю́гъ съ небесе́, и наведе́ си́лою
Свое́ю ли́ва:
и одожди́ на ня́ я́ко пра́хъ пло́ти, и я́ко песо́къ морскі́й пти́цы перна́ты.
И нападо́ша посредѣ́ ста́на и́хъ, о́крестъ жили́щъ и́хъ.
И ядо́ша и насы́тишася зѣло́, и жела́н
i
е и́хъ принесе́ и́мъ.
Не лиши́шася от жела́н
i
я своего́: еще́ бра́шну су́щу во устѣ́хъ и́хъ,
и гнѣ́въ Бо́ж
i
й взы́де на ня́, и уби́ мно́жайшая и́хъ, и избра́ннымъ Изра́илевымъ запя́тъ.
Во всѣ́хъ си́хъ согрѣши́ша еще́ и не вѣ́роваша чудесе́мъ Его́:
и изчезо́ша въ суетѣ́ дні́е и́хъ, и лѣ́та и́хъ со тща́н
i
емъ.
Егда́ убива́ше я́, тогда́ взыска́ху Его́ и обраща́хуся и у́треневаху къ Бо́гу:
и помяну́ша, я́ко Бо́гъ помо́щникъ и́мъ е́сть, и Бо́гъ Вы́шн
i
й изба́витель и́мъ е́сть:
и возлюби́ша Его́ усты́ свои́ми, и язы́комъ свои́мъ солга́ша Ему́:
се́рдце же и́хъ не бѣ́ пра́во съ Ни́мъ, ниже́ увѣ́ришася въ завѣ́тѣ Его́.
То́й же е́сть ще́дръ, и очи́ститъ грѣхи́ и́хъ, и не растли́тъ: и умно́житъ отврати́ти я́рость Свою́, и не разжже́тъ всего́ гнѣ́ва Своего́.
И помяну́, я́ко пло́ть су́ть, ду́хъ ходя́й и не обраща́яйся:
колькра́ты преогорчи́ша Его́ въ пусты́ни, прогнѣ́ваша Его́ въ земли́ безво́днѣй?
И обрати́шася, и искуси́ша Бо́га, и свята́го Изра́илева раздражи́ша:
и не помяну́ша руки́ Его́ въ де́нь, въ о́ньже изба́ви я́ изъ руки́ оскорбля́ющаго:
я́коже положи́ во Еги́птѣ зна́мен
i
я Своя́, и чудеса́ Своя́ на по́ли Танео́сѣ:
и преложи́ въ кро́вь рѣ́ки и́хъ и исто́чники и́хъ, я́ко да не п
i
ю́тъ.
Посла́ на ня́ пе́с
i
я му́хи, и поядо́ша я́, и жа́бы, и растли́ я́:
и даде́ ржѣ́ плоды́ и́хъ, и труды́ и́хъ пруго́мъ.
Уби́ гра́домъ виногра́ды и́хъ и черни́ч
i
е и́хъ сла́ною:
и предаде́ гра́ду скоты́ и́хъ, и имѣ́н
i
е и́хъ огню́.
Посла́ на ня́ гнѣ́въ я́рости Своея́, я́рость и гнѣ́въ и ско́рбь, посла́н
i
е а́ггелы лю́тыми.
Путесотвори́ стезю́ гнѣ́ву Своему́, и не пощадѣ́ от сме́рти ду́шъ и́хъ, и скоты́ и́хъ въ сме́рти заключи́:
и порази́ вся́кое перворо́дное въ земли́ Еги́петстѣй, нача́токъ вся́каго труда́ и́хъ въ селе́н
i
ихъ Ха́мовыхъ.
И воздви́же я́ко о́вцы лю́ди Своя́, и возведе́ я́ я́ко ста́до въ пусты́ни:
и наста́ви я́ на упова́н
i
е, и не убоя́шася: и враги́ и́хъ покры́ мо́ре.
И введе́ я́ въ го́ру святы́ни Своея́, го́ру с
i
ю́, ю́же стяжа́ десни́ца Его́.
И изгна́ от лица́ и́хъ язы́ки, и по жре́б
i
ю даде́ и́мъ [зе́млю] у́жемъ жребодая́н
i
я, и всели́ въ селе́н
i
ихъ и́хъ колѣ́на Изра́илева.
И искуси́ша и преогорчи́ша Бо́га Вы́шняго, и свидѣ́н
i
й Его́ не сохрани́ша:
и отврати́шася и отверго́шася, я́коже и отцы́ и́хъ: преврати́шася въ лу́къ развраще́нъ:
и прогнѣ́ваша Его́ въ хо́лмѣхъ свои́хъ, и во истука́нныхъ свои́хъ раздражи́ша Его́.
Слы́ша Бо́гъ и презрѣ́, и уничижи́ зѣло́ Изра́иля:
и отри́ну ски́н
i
ю Сило́мскую, селе́н
i
е е́же {селе́н
i
е свое́, идѣ́же} всели́ся въ человѣ́цѣхъ:
и предаде́ въ плѣ́нъ крѣ́пость и́хъ, и добро́ту и́хъ въ ру́ки враго́въ:
и затвори́ во ору́ж
i
и лю́ди Своя́ и достоя́н
i
е Свое́ презрѣ́.
Ю́ношы и́хъ пояде́ о́гнь, и дѣ́вы и́хъ не осѣ́тованы бы́ша:
свяще́нницы и́хъ мече́мъ падо́ша, и вдови́цы и́хъ не опла́каны бу́дутъ.
И воста́ я́ко спя́ Госпо́дь, я́ко си́ленъ и шу́менъ от вина́:
и порази́ враги́ своя́ вспя́ть, поноше́н
i
е вѣ́чное даде́ и́мъ:
и отри́ну селе́н
i
е Ио́сифово, и колѣ́но Ефре́мово не избра́:
и избра́ колѣ́но Иу́дово, го́ру С
i
о́ню, ю́же возлюби́:
и созда́ я́ко единоро́га святи́лище Свое́: на земли́ основа́ и́ въ вѣ́къ.
И избра́ Дави́да раба́ Своего́, и воспр
i
я́тъ его́ от ста́дъ о́вчихъ:
от дои́лицъ поя́тъ его́, пасти́ Иа́кова раба́ Своего́, и Изра́иля достоя́н
i
е Свое́.
И упасе́ я́ въ незло́б
i
и се́рдца своего́, и въ ра́зумѣхъ руку́ свое́ю наста́вилъ я́ е́сть.
Частые вопросы
Для чего читается псалом 77?
Псалом этот воспевает Асаф, увещевая народ новый внимать закону евангельскому, и народ древний иудейский обвиняя в том, что, после многих благодеяний, ничего не сохранил в памяти, лучше же сказать, вместо благодарности воздал Благодетелю неблагодарностью. Пс. 77:1. Внемлите, людие Мои, закону Моему.
В чем помогает Псалом 37?
Несмотря на глубину страданий выпавших на долю Давида, на сложные тяжелые проблемы свалившиеся на его голову, он верит, что Господь спасет его и поможет. Получается Псалом помогает в самых тяжелых жизненных ситуациях, падениях и когда человек потерял все.
Для чего читается 39 псалом?
Псалом 39 содержит благодарение Бога, молитву об избавлении от бед и вместе с тем – пророчество. Господь извлёк Давида “из страшного рва” – это всего лишь поэтическая фигура, или предзнаменование будущего? Давид ублажает надеющихся на Господа и прославляет чудеса.
Для чего читается псалом 34?
И сегодня мы не обойдем вниманием 34 Псалом, который читают когда нужна защита Божья и помощь. В особенности, когда нужно защититься от злых людей и врагов. Данный Псалом поистине обладает чудотворной силой, как впрочем и другие Псалмы. Главное наполнять каждую строчку верой своей и любовью.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Погрузитесь в чтение 77 псалма с открытым сердцем и внимательным умом, чтобы понять, какие блага и милости Бог приготовил для нас.
СОВЕТ №2
После прочтения псалма обдумайте, какие из описанных в нем черт Божьего характера вы можете отразить в своей жизни, чтобы стать лучше.
СОВЕТ №3
Обсудите прочитанное с другими людьми, чтобы услышать их толкование и вдохновиться новыми идеями о том, как Бог действует в нашей жизни.
Символика и метафоры в 77 псалме
В 77 псалме символика и метафоры играют важную роль в передаче глубокого смысла и значимости текста. Этот псалом наполнен образами и символами, которые помогают читателю погрузиться в мир духовной реальности и обрести вдохновение.
Одним из ключевых символов в 77 псалме является образ Бога как пастыря. Пастырь заботится о своем стаде, защищает его от опасностей, ищет потерявшихся овец. Этот образ символизирует заботу и любовь Бога к своему народу, его готовность прийти на помощь в трудные моменты и вести по пути истины.
Еще одной важной метафорой в 77 псалме является образ моря и волн. Море часто ассоциируется с неспокойством, бурей и опасностью. Однако в псалме это море становится символом могущества Божьего, его способности укрощать стихии и преодолевать любые препятствия. Волны моря могут быть интерпретированы как испытания и трудности, которые Бог помогает преодолеть своему народу.
Важно понимать, что символика и метафоры в 77 псалме несут глубокий духовный смысл и помогают читателям обрести новое понимание своей веры и отношения к Богу. Изучение этих символов позволяет углубить свою духовную жизнь и обогатить душевный мир новыми откровениями.