Что такое мощи святых: их значение и история

Мощи святых – одно из важнейших понятий в православной традиции, олицетворяющее связь верующих с духовным миром и помощь святых в их жизни. В данной статье мы рассмотрим сущность святых мощей, их почитание, обретение и перенесение, ритуал омовения, способы прикладывания, выражение по мощам и елей, местонахождение, значение этого понятия, а также внешний облик святых мощей. Эта статья позволит читателям более глубоко понять духовное наследие православной церкви и значимость святых мощей в жизни верующих.

Традиция почитания в православии

Апостол Павел говорил:




«Разве не знаете, что тела ваши суть
храм
Святого Духа
?
»
(1 Кор.
3:16).
Православное вероучение
утверждает
, что человек должен быть свят
не только помыслами и делами, но и телом
.
Святые отцы
называют
главной причиной почитания
мощ
ей

Боговоплощение
. Сын Божий,
приняв
человеческую природу, показал тем самым ее важность и достоинство.

Р
евнители
христианс
тва
е
щё с первых веков
чтили
останки подвижников.
Рискуя
жизн
ью
,
они
благоговейно
подбирали, прятали
и хранили
мощ
и.
Ц
ерк
о
в
ные
Богослужения
у
же в древне
м
христианс
тве
проводились
на
могилах
мучеников
.
Н
ад
мощ
ами
возводились
храм
ы, часовни и монастыри
. Их
называли в честь
того
святого, на чьих
мощ
а
х
они
воздвигнуты
.
На
С
едьмо
м
Вселенско
м
Собор
е
в
787
г
.
постановили
,
что
без
мощ
ей
освящать
храм
запрещено.

Мнение эксперта:

Мощи святых – это священные останки или предметы, связанные с жизнью и деятельностью святых. В христианской традиции мощи считаются особым источником благодати и помощи верующим. Эксперты отмечают, что почитание мощей святых имеет глубокие исторические корни и является важным аспектом духовной практики для многих христиан. Верующие обращаются к мощам святых с молитвами и прошениями, веря в их святое заступничество перед Богом. Мощи святых считаются священным связующим звеном между верующими и небесным миром, приносящим утешение, исцеление и духовное наполнение.

Зачем почитаете мощи? Где в Библии об этом написано? Ответ протестантке. Священник Валерий СосковецЗачем почитаете мощи? Где в Библии об этом написано? Ответ протестантке. Священник Валерий Сосковец

Значение слова

М
ощ
и
в переводе с греческого – «оставляю»,
с латинского — «реликвия»,
это останки
человека, а
святы
е
мощ
и – это любые останки праведников
,
которых
Бог прославил
либо при
жизни
,
либо
после
смерти
.
С
лово «
мощ
ь
»
означает могущество, крепость
,
физическую силу.
В старину о силе человека судили по его костям, скелету, а не по плоти.
Святые же
приобрели
исключительную
Божественную Силу –
Благодать
,
благодаря
праведной
жизни
.

Интересные факты

  • Мощи святых – это останки усопших людей, которые были причислены к лику святых. Они почитаются верующими как источник благодати и помощи.
  • Мощи святых могут быть разных видов: части тела, одежда, предметы, которые принадлежали святому при жизни, или даже его могила.
  • Мощи святых часто хранятся в специальных ковчегах или реликвариях, которые устанавливаются в церквях и монастырях.
Е. Понасенков про мощи святыхЕ. Понасенков про мощи святых

Как выглядят останки угодников Божиих и где хранятся

Останки
угодников Божиих после кончины могут
выглядеть
по-разному.
И
ногда тело сохраняется полностью, вместе с кожными покровами,
но
чаще

это
скелет
без плоти
.
Но набожные люди
также
трепетно
чтят
сохранивши
е
ся
кост
и
святых
или пеп
ел
– ведь многие мученики были
преданы огню
, распилены
или
отданы
на
съедение
хищникам.
От
Игнати
я
Богонос
ц
а
остались только самые
прочные
кости, остальное досталось диким
з
верям,
священномученик
Поликарп
был
казнен
мечом и сожжен
.
И
х
немногочисленные
останки
были для верующих
ценнее
золота.

С бл
агоговейн
ым
почитанием относятся
н
е только к телу святого, но и
ко всему
, что соприкасалось с
ним
при жизни или после смерти
.
Ещ
ё
в первые
века христиан
е
использовали
для
лечения
и изгнания бесов
пояса
и платки
апостола Павла
.
Пояс Пресвятой Богородицы
вызывает у всех
верующих особое
благоговени
е
и трепет
.

В зависимости от размера

,
честные останки
святых
хранятся
в ларцах, раках,
мощ
евиках
. Тело или его части помещают в специальный металлический или деревянный гроб, называемый
ракой
. Его часто
отделыва
ют
резьбой,
декорируют
драгоценными камнями. В памят
ные дни
раку могут вынос
ить в
храм
, чтобы верующие смогли приложиться к святыне
.

Рака с мощами преподобного Иова Почаевского

Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского Свято-Успенской Почаевской ла́вры

Сам
ы
м распространенным вместилищем
мощ
ей является
изготовленный из драгоценных металлов
к
овчежец
. В него
могут
вмещаться
частицы
мощ
ей
сразу
нескольких святых. Кроме
мощ
ей в него часто кладут другие святыни — частицы
облачения
или
гроб
ницы
, орудия смерти
.
По особым праздникам с ним совершается крестный ход.

Также
мощ
и помещают в
мощ
евики
, они
бывают
разной формы.
Ч
асто
их
можно увидеть
в икон
ах
святых
, в наперсных крестах
.
Одним из самых известных
мощевиков
является
Кийский
Крест, в котором помещено более 100 частиц
мощ
ей святых. Поклониться ему можно в
храм
е Сергия Радонежского в Москве.

М
ощ
и, которые никогда не открывались, хранятся в запечатанных раках, т.е.
«под спудом».
Среди них
мощ
и
Антония Печерского, Никона Радонежского, Иосифа Волоколамского и многих других
.

Как правильно прикладываться к святыне

Прикладываться
к
мощ
ам святого нужно, как и к любой святыне
,
в первую очередь, осознанно и благоговейно
, с молитвой и верой
.
Если о поклонении известно заранее,
можно особенно подготовиться —
прочитать житие
, акафист, выучить молитву
,
чтобы
получить большую
благодат
ь
от
мощ
ей
и
в очереди
не согрешить осуждением и нетерпением
.

Подходя к святыне, нужно перекреститься и поклониться два раза, поцеловав

мощ

евик

, ещё раз перекреститься и поклониться. Девушкам следует помнить, что помады на губах быть не должно.

Отойдя от святыни, стараться как можно дольше не растерять

полученную благодать

. Не требовать чуда сию же минуту, а

заслужить его своими подвигами

.

Нам дается по

вере

нашей, именно поэтому

прикладываются многие, а получают

просимое

единицы

.

Омовение

Ранее в России
бытовал
обряд
омовения
мощ
ей.
Чин омовения
мог совершаться в любое время
.
М
ощ
и выставляли в центр
храм
а и поливали
освященной водой. После
чего
, вод
ой
, как
важн
ой
святын
ей
,
окропляли всех присутствующих
на омовении, а
остатки разбирали верующие.

В
1681 г
.
цар
ь
Фёдор Алексеевич
предложил
омывать
мощ
и в Великую пятницу.
Делалось это

«ради почести их, ради благолепия, для содержания святыни в чистоте, а также для получения священной воды, стекшей со святых нетленных останков»
.
На Руси этот чин существовал до 17 века, и в синодальный период
потерял свою значимость
.

Детектив. Подделка Мощей и Реликвий. Фабрика "Святых".Детектив. Подделка Мощей и Реликвий. Фабрика “Святых”.

Нетление

Нередко
останки святых пребывают нетленными
, т.е.
полн
остью
или частичн
о
сохранившимися
по
сле
смерти.
К
таким святым относя
тся Александр Свирский,
Спиридон
Тримифунтский
, Сергий Радонежский, многие
иноки
Киево-Печерской лавры
.
П
ятка
Матроны
Московской
остается
не
тленн
ой
:

«Держитесь за мою пяточку, и я

приведу вас в царствие небесное», говорила она.
Сохранившимися
были обретены
мощ
и святител
ей
Тихона Задонского
и
Тихона, Патриарха Московского.

Александро-Свирский монастырь

Мощи прп. Александра Свирского

Однако
н
етление
или вообще наличие
мощ
ей не
говорит о святости умершего
, важн
ым условием для канонизации являются праведная жизнь и
чудотворения
, которые происход
или
от святого во время жизни
или
от
его
мощ
ей
.
В православной церкви
много подвижников
,
которые
при жизни являли верующим свою благодатную по
мощ
ь
, но
мощ
и
которых до сих пор не открыты и об их нетлении ничего не известно
.
В то же время, ц
еркви известны случаи нетления
мощ
ей
, но
их
не
признали
святыми, т.к. никаких чудес от них засвидетельствовано не было.

Интересный факт

На Афоне

, к примеру,

умер

ш

его монаха отмаливают до тех пор, пока его тело не истлеет, т.к. нетление считается там признаком того, что человек не удостоился Царствия Божия.

Мироточение

Часто на
мощ
ах святых освещают масло, которое в домашних условиях православные используют для исцеления. Но иногда
Господь являет нам ещё одно своё чудо —
от самих
мощ
ей
происходит благоухание и
мироточение
.

Мироточ
е
ние

особо
е
сверхъестественное
явлени
е
в христианстве, связанное с
появлением
на иконах и
мощ
ах святых
влаги
– мира
. Она
может быть
прозрачн
ой
, густ
ой
или жидк
ой
, иногда удивительно благоухае
т
.
Существует
специальн
ая
комисси
я для
процедур
ы
освидетельствования
этого явления
, т.к. были случаи естественного (рукотворного) происхождения мира.

Мироточение
известно
ещё с первых веков христианства.
Ежегодно и
з
рак
и
Иоа
нна Богослова
исходило
тонкое благовонное миро
в день
его
почитания
.
Особенно
известен
этим чудом
мученик
Димитрий
Солунский
, которого
так и
называют

Мироточивый
.
Ми
роточение
было столь обильным, что
народ
набирал
миро
в
стеклянные
сосуды
.
Мусульмане также считали
его
лекарством от всех болезней.

Гроб Николая Чудотворца был
заполнен
мир
ом
, когда его переносили в Итальянский
г
.
Бари
в 1087
г.
И сейчас
священнослужители ежегодно
извлекают
миро
из небольшого отверстия в гробнице.
Его добавляют в святую воду и разливают в специальные бутылки.

Нетленн
ы
е
мощи
Александр
а
Свирско
го
мироточил
и
и при первом и
при
втором
их
обретении.
После перенесения
мощ
ей
в
храм
, наблюдал
а
сь разная интенсивность
мироточения
.
Однажды на это благоухание слетелись пчелы, которые роились вокруг раки святого.
Это необычное явлен
ие зафиксировали операторы теле
канала
НТВ
.

В
пещерах
Киево-Печерской лавр
ы
находятся мироточивые главы. Периодически из них выделяется жидкость, которая обладает стойким приятным ароматом. Эти главы принадлежат неизвестным мученикам, кроме одной —
священномученика
Климента
, Папы Римского
.

Как пользоваться миром и освященным маслом

Миро, это такая же святыня, как просфора или освященная вода, поэтому и относит
ь
ся к нему нужно с особым благоговением.
Конечно, его употребляют для
врачевания физических и душевных травм
. Миро
можно
капать на просфору или хлеб и принимать
внутрь,
прочитав перед этим молитву на принятие «дара святого».
И
ли наружно, помазывая больные места.

Наносить масло нужно крестообразно, рису
я
кре
ст спр
ава
налево,
непосредственно на больное место или на любой другой участок тела.
Но всегда нужно помнить, что без веры никакого исцеления не будет, это напрасный расход Божией благодати.

Пустые емкости и в
с
ё
,
что соприкасалось со святыней, выбрасывать нельзя, нужно либо самим сжечь в безопасном месте, либо отнести в
храм
и попросить кого-то из служащих сделать это.

Обретение и перенесение: что это и как происходит

Обретение
мощ
ей — э
то обнаружение останков праведника
.

М
ощ
и
могли
быть обнаружены
по-разному:

  • с
    лучайно
    , при раскопках или строительстве;
  • п
    о указ
    анию
    самих святых, которые являлись
    людям
    в в
    и
    дениях
    ;
  • мог
    ли
    быть обретены
    по
    в
    торно
    , как например Глав
    а Иоа
    нна Предтечи и
    мощ
    и евангелиста Марка.

Особо важным для почитания
мощ
ей было развитие обычая
их
перенесения. Когда христианство было признано государственной религией,
мощ
и святых угодников начали открывать и переносить с местных кладбищ или захоронений
в
храм
ы.
Усиление
этого
обычая было
очень осторожным
, т.к.
в
ыкапывание
останков
могло восприниматься неоднозначно
. Однако
с
о второй половин
ы
V века
оно
утверждается
и
разрешается
с
согласия епископа.

П
еренесение или открытие всегда было торжественным

в честь этих событий устанавливались церковные празднества.
Эт
а
церемония
приравнивал
а
с
ь
к таким
значимым
событиям, как
освящение
церкв
и или
приезд
высоких
государственных
персон
.
Эпизоды этого обряда
изображал
и
сь на иконах или
храм
овых росписях.

Частицы в храмах

Для
того
,
чтобы как можно больше христиан могли прикоснуться
к святыне,
и для возможности проводить Литургии, святые мощи
делят на
частицы
.
Любая, даже самая маленькая частица, является источником
благодат
ной силы
.
По словам
Иоанн
а
Златоуст
а,
мощ
и святых бесценное богатство, и при разделении
,
они,
наоборот
,
приумножаются и дают больше благодати, в отличие
от богатств земных.

Ещё в
V
в. начали отделять частицы
от
мощ
ей. Это было
необходимо для совершения на них литургии
в новых
храм
ах
. Сейчас в любо
й
церкви
есть частицы
нескольких святых.
Их помещают в иконы или специальные ларцы. Выставляют на видное место, чтобы каждый верующий смог приложиться.

Ч
асти святых
мощ
ей
являются
необходим
ым
атрибутом

антиминсов

(
«
вместо престола
»
)
, без
которых
сейчас не
служится
Божественная
Литургия
.
Традиционно
частицы
вынимаются
из
ветхих
антиминсов
и помещаются
в
новые
.

Вскрытие в советский период

В 1918

1919 г
г. советская власть
начал
а свою анти
религиозн
ую политику
.
Была развернута кампания по
«р
азоблачени
ю
православных чудес»
и
изоблич
ению


священников
.
Ведущую роль
в
подобн
ых
мероприяти
ях
зан
и
мали
вскрытия
мощ
ей в церквах и монастырях.
Ж
елая продемонстрировать верующим, что их обманывают
и
вызвать в народе недоверие
к церкви, устраивали
сь
показательные
вскрытия
гробниц
со святыми
мощ
ами.

Ленин интересовался:

«Снимают ли киноленты, когда вскрывают

мощ

и различных святых?». Снимали и выходили на экраны, например, «Вскрытие

мощ

ей Сергия Радонежского» или «Вскрытие

мощ

ей Тихона Задонского».

М
ощ
и
представлялись
в XVIII-XIX вв
.
как нетленные тела святых
и
э
тим
воспользовались представители безбожной власти.
Люди, вместо нетленных тел, видели только кости, и это могло способствовать
отвращению их от веры. Иногда, введенные в заблуждение
тем, что
мощ
и – это нетленное
целое
тело
, сами священнослужители для реалистичности приделывали недостающие части тела из ваты или воска.

Первое
надругательство
над м
ощами
случилось
уже в январе 1918 г.
Это была рака
преподобного
Александ
р
а Свирского
. Также были
осквернены
мощ
и
Иоасафа
Белгородского,
Иоанна
Крон
шт
ад
т
ского
, благоверного княз
я
Александра Невского.
Всего за этот период было вскрыто 63-65 рак с
мощ
ами
, останки святых передавали
сь
в местные музеи.
Около 10 из них смогли восстановить и вернуть в
храм
ы.

История выражения «По мощам и елей»

Когда деревянный мавзолей Ленина, возведённый
сразу после его смерти — в январе 1924 года, залило канализационными водами,
Патриарх Тихон
выразился по этому поводу: «По
мощ
ам и елей», что означало – каков праведник, таково и «благоухание».

Особо почитаемые мощи

Николай Чудотворец
самый
любимы
й
и почитаемы
й
,
после Пресвятой Богородицы,
на Руси святой
.

21

Май

2017 года

В

первые за 930 лет его

мощ

и покинули г.

Бари

, где они находятся с 1087 г. и были принесены в Россию. Им смогли

поклони

ться около 2,5

млн

человек.

Наряду с Николаем
Угодником
, на Руси особо
прославляют
Спиридона
Тримифунтского
. Каждый год
ему надевают новые башмачки,
а
старые,
«изн
ошенные
»
отдают в
православны
е
церкви
.
В
Свято-Дани
лов
ом
храм
е Покровского монастыря
имеется
один такой башмачок, ещё один есть в
Саввино-Сторожевском
монастыре в Московской обл. в Звенигороде.
И
кон
а
святителя с частицей
мощ
ей
пребывает
в
храм
е
Воскресения
Словущего
на Успенском
Вражке
.

Башмачок Спиридона Тримифунтского

Башмачок свт. Спиридона Тримифунтского

Покровитель всех воинов также широко почитается на Руси. Георгий Победоносец, убивающий змея, изображен на гербе Москвы.
В 2015 г. его
мощ
ам, которые были привезены из афонского монастыря к 70-летнему юбилею Великой Победы, поклонились миллионы Россиян.
Иконы с его
мощ
ами есть во многих Российских
храм
ах
.

Перечень святынь в России

На
нашей земле много мест, где мож
но приложиться к
мощ
ам святых.

  • Самая известная
    Московская
    святыня —
    мощ
    и Матушки Матроны.
    Припасть к ним
    можно в
    Покровском монастыре
    .
  • В
    Богоявленск
    ом
    патриаршем соборе в Москве
    упокоились
    нетленные
    мощ
    и святителя Алексия Митрополита Московского.
  • М
    ощ
    и
    Патри
    а
    рх
    а Ти
    хон
    а почивают
    в Московском
    Донском
    с
    тавропигиальн
    ом
    мужско
    м монастыре
    .
  • В
    Московской
    обл
    .
    в Сергиевом Посаде
    нашли вечный покой
    нетленные благоухающие
    мощ
    и основателя Троице-Сергиевой лавры
    Сергия Радонежского
    .
  • М
    ощ
    и любимого
    последователя
    Сергия Радонежского — Саввы
    Стороже
    в
    ского
    , покоятся также в Московской обл. в Звенигороде в
    Саввино-Ст
    о
    рожевском
    монастыре.
  • В
    Муроме
    в единой гробнице похоронены супруги

    святые благоверные Петр и
    Феврония
    .
    Помолиться
    и попросить по
    мощ
    и в супружестве можно в соборном
    храм
    е Свято-Троицкого
    женского
    монастыря
    .
  • В
    Ч
    етвертом Уделе Божией Матери в Дивеево Нижегородск
    ой
    обл
    .
    почивают
    мощ
    и преподобного Серафима
    Саровского
    .
  • Санкт-Петербург
    и Ленинградская область
    слав
    я
    тся своими святынями.
  • Самая почитаемая не только петербуржцами, но и всеми россиянами является Ксения Петербургская.
    На Смоленском кладбище в часовне находится могила блаженной.
  • В Александро-Невской Лавре хранятся
    мощ
    и великого князя Святого Александра Невского.
  • В
    Александро-Свирско
    м
    монастыре
    можно приложиться к нетленным и
    мироточащим
    мощ
    ам Александра Свирского.
  • М
    ощ
    и праведног
    о Иоа
    нна
    Кронштад
    т
    ского
    также
    пребывают
    в Санкт-Петербурге
    ,
    в женском
    Иоанновском
    монастыре.
  • В
    Верхотурском Николаевском монастыре в
    Крестовоздвиженском
    соборе
    покоятся
    мощ
    и
    Покровител
    я
    Урала —
    чудотвор
    ц
    а
    Симеон
    а
    Верхотурск
    ого
    .
  • К н
    етленным
    мощ
    ам
    Святител
    я
    Тихон
    а
    Воронежск
    ого
    (Задонск
    ого
    )
    можно
    приложиться
    в
    Богородицком монастыре Задонска
    Л
    ипецкой
    обл., а в Ахтырском соборе
    г.
    Орла
    хранится
    десница (правая рука) чудотворца.
  • В
    Симферопольском
    Свято-Троицком женском монастыре
    у
    поко
    ились
    нетленные
    мощ
    и Архиепископа
    Симферопольского и К
    рымск
    ого Луки.
  • В Таганроге Ростовской обл. можно поклониться чудотворным
    мощ
    ам Павла Таганрогского.

Они достигли совершенства в служении Богу

Святые
мощ
и
имеют
особенное благотворное
воздействие
на
душу
челове
ка
, напомина
я, что все святые
были простыми людьми
, как мы, и они достигли совершенства в
служении Богу
. К
чему и
всем
нам
нужно стремиться
,
и верить
,
что и у нас получится, с Божией по
мощ
ью и по
мощ
ью предстателей.

Автор: Ольга Тимашова

Частые вопросы

Что такое мощи святых из чего они состоят?

Уточним, что мощи включают в себя не только целостное и сохранившееся после смерти тело человека (или святого), но также и любые телесные компоненты, представленные в виде костей, праха, пепла, то есть все, что осталось от тела после смерти15. Часть 1 ст.

Для чего хранят мощи святых?

Учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе. Согласно этому учению, мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями.

Как помогают мощи святых?

Мощи преподобных, святителей и праведных мужей и жен, достигших, благодаря добродетельной жизни, обожения ‒ соединения Бога с человеком ‒ укрепляют нас в подвигах, указывают путь к праведной жизни. Рядом с мощами святых мы ощущаем чувство близости к ним, а через них ‒ и к Богу.

Что дают мощи?

Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите биографии святых, чтобы понять их жизненный путь, добродетели и подвиги. Это поможет вам лучше понять их мощи и связать с ними свою молитву.

СОВЕТ №2

Посещайте храмы и места, где хранятся мощи святых. Пребывание в таких местах поможет вам почувствовать особую святость и получить духовное вдохновение.

СОВЕТ №3

Помните, что мощи святых несут в себе особое благодатное влияние. Обращайтесь к ним с верой и уважением, просите помощи и заступничества в своих нуждах.

Святые мощи как источник чудес и исцелений

Святые мощи являются одним из наиболее почитаемых аспектов православной веры. Верующие считают, что святые мощи обладают особыми сверхъестественными свойствами, способными проявляться через чудеса и исцеления. Мощи святых рассматриваются как святыня, через которую Бог являет свою милость и благословение верующим.

В христианской традиции святые мощи считаются связующим звеном между небесным и земным миром. Вера в чудеса, совершаемые через святые мощи, укрепляет духовную связь верующих с Богом и святыми. Люди приходят к святым мощам с мольбами о помощи, их прославляют за исцеления и чудеса, происходящие через мощи святых.

Многие христианские храмы и монастыри хранят святые мощи, считая их особым источником благодати и духовной силы. Паломничества к святым мощам проводятся с целью попросить о помощи в различных жизненных ситуациях, обрести исцеление от болезней или утешение в скорби.

Святые мощи считаются святым остатком тела святых людей или их предметов, которые после смерти остаются нетленными и обладают особыми свойствами. Верующие прикасаются к святым мощам с верой в их целительную силу и молятся о помощи в своих нуждах.

Оцените статью
Добавить комментарий