Статья “«Душа видит Бога по силе жития»” рассматривает важность и значимость внутреннего духовного развития для достижения глубокого понимания и связи с высшими силами. В ней будет рассмотрено, как через силу жизненного опыта и духовных усилий человек может обрести близость к Богу и раскрыть в себе духовное видение.
О разнице душевного и духовного
Дух — это высшая часть души. Апостол Павел писал о духе как о чем-то особом:
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).
Трехчастность человека, трихотомия, говорит о многом. Со смертью умирают растительная и животная части души, а дух человека остается. Дух, в котором есть личность, разум, сердце, способное ощущать и переживать Бога. Ибо сердцем мы переживаем Бога, а умом познаем. Это все коренится в человеческом духе.
В связи с этим хочу указать на очень важный момент. Ведь чувства-то в душе есть не только в духе. В Священном Писании мы находим слово «психикос», когда говорится об отношении к животному миру, о душевности в противоположность духовности. Одно дело «психе», другое «нус». Так вот, чувства могут носить душевный характер: радость, скорбь, страдание, веселье, любовь и ненависть. Они присущи и высшим животным. А могут быть чувства духовные. Это совсем другое.
Оказывается, любовь душевная и любовь духовная – совсем разные чувства. И смешение этих вещей приводит к тяжелейшей духовной катастрофе человека и Церкви, если она этого не понимает.
Мнение эксперта:
Взгляд экспертов на утверждение «Душа видит Бога по силе жития» разнообразен. Одни считают, что это выражение отражает внутреннюю силу человека и его способность к духовному восприятию. Другие утверждают, что такая формулировка подчеркивает важность жизненного опыта и его влияние на восприятие высших сил. В целом, мнение экспертов сводится к тому, что восприятие Бога зависит от глубины жизненного опыта и духовной открытости человека.
О подмене любви в католичестве
В католицизме уже душевную любовь рассматривают как духовную. Их святые охвачены романтизмом. Душевность у них полностью закрыла духовность. Но духовная любовь совсем другая.
Исаак Сирин писал, что любовь духовная или любовь божественная возможна только тогда, когда человек освободится от страстей, и она пробивается в человек только по мере освобождения от страстей. А когда «меня не тронь, а то пойдет вонь», и я начинаю говорить о любви, то это любовь знаете какая? Та, которую Тертуллиан назвал «переодетым эгоизмом».
Я люблю, пока меня любят, но если мне что-то такое сделают – я ненавижу. Ой, какой я любвеобильный! И сразу показываю, что во мне сидит животное начало. Кошечку гладишь так – мурлыкает, попробуй наоборот – хватит вас зубами и когтями.
Да избавит Бог смешивать эти вещи! Бедные католические святые, они в прелести, потому что перемешали самое главное, душевность приняли за духовность. И это страшная беда.
Интересные факты
- Фраза «Душа видит Бога по силе жития» принадлежит преподобному Серафиму Саровскому, русскому святому, который жил в XVIII-XIX веках. Он был известен своим подвижничеством и даром прозорливости.
- По словам Серафима Саровского, существует прямая связь между духовным состоянием человека и его способностью видеть Бога. Чем сильнее человек по силе жития, то есть чем больше он работает над собой, тем яснее он видит Бога. Это происходит потому, что духовное зрение очищается от грехов и страстей.
- Серафим Саровский учил, что для того, чтобы увидеть Бога, нужно не только очистить свое сердце, но и стяжать любовь к Нему. Любовь к Богу открывает духовные очи и позволяет человеку увидеть Божественную красоту и совершенство во всех творениях.
Духовность есть обожение
Мы видим людей душевных и духовных. Душевные сентиментальны, могут плакать, рыдать, ездить по святым местам, проливать слезы. Благо, если человек при этом понимает, что он грешен, и хоть использует эти моменты воздействия какой-то святыни, чтобы покаяться, а не подумать, что у него возникло уже что-то сверхвысоко. Это все еще душевное.
Когда находишься в Иерусалиме, например, у Гроба Господня, невольно возникает чувство благоговения. Конечно, здесь Сам Господь лежал. Это душевное чувство надо использовать, чтобы направить этот поток в духовную сторону, для искренней молитвы, покаяния, но не думать о том, что это мне уже благодать. Какая благодать, когда меня не тронь?
Не смешивайте душевность и духовность. Подлинная духовность возможна только по мере очищения от страстей: от эгоизма, самолюбия, тщеславия, гордыни и так далее. Почему апостол Иаков и писал, что «это не есть мудрость, исходяшая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:15). Даже так, слышите? Бесовская. Все ставит в одну строку.
Никита Стифат, ученик Симеона Нового Богослова, даже говорит так:
«Душевные — это как бы полуумные».
Они и слезы прольют, все что угодно, и в то же время их не тронь. А кажется, какая благодать! Ну, попробуйте тронуть эту благодать, да.
У святых отцов очень много говорится о духовности. Они называют это обожением, которое происходит при очищении души.
Душа видит Бога по силе жития
Стоит обратить внимание на важный момент, который очень ярко выражен в словах святого Исаака Сирин, что «душа видит истину Божию по силе жития», а не по вспотению ума.
Как много мы говорим о познании, видении, проникновении. И вот, оказывается, где происходит истинное познание!
Ум философа или богослова по природе своей может быть очень сильным. Но если душа грязная, она не видит сути вещей, и будет богословствовать, напишет целые трактаты и талмуды бездушные.
Почему так трудно читать наши учебники догматического богословия? Духа нет никакого. Даются знания, которые можно заложить в компьютер, и он будет выплевывать их вам как книжка. И почему когда человек читает святых отцов с верою и благоговением, он чувствует благодать Божию, исходящую оттуда, которая питает, буквально насыщает душу, и дает много тех мыслей, которые крайне необходимы для человека?
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Оказывается. душа видит Бога не просто так, а по силе жития, то есть по силе очищения сердца, очищения своей души от всяких гадостей. И самая главная гадость, которая в человеке есть, это самомнение: «Слава Тебе, Господи, я не такой, как прочие люди! Я и в церковь хожу, и свечки ставлю, исповедуюсь, и причащаюсь!». Забыли, что первым вошел в рай разбойник, а не те первосвященники, архиереи, священники, книжники-богословы, которые распяли Христа. И как часто мы любуемся своей внешней церковностью!
Мерой смирения, видением своего недостоинства, измеряется степень близости к Богу. Мерой того, насколько я виду, что нищ и наг от всякого добра. Мерой смирения измеряется степень благодати Божией.
Есть такой термин — церковность. В чем он состоит? Я знаю, где и чего, какую записку куда и как подавать. А к этой церковности часто не прикоснись! Самомнение, гордыня есть самое страшное. Макарий Великий говорит, что это есть «медная стена» между Богом и человеком.
Вон, читается Евангелие о мытаре и фарисее:
«Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:11).
И все святые отцы говорят, что мытарь вышел оправданным, а фарисей осужденным. Воцерковленный фарисей.
Частые вопросы
Что понимается под фразой «Душа видит Бога по силе жития»?
Фраза «Душа видит Бога по силе жития» означает, что духовное состояние человека зависит от образа его жизни. Больше осознанности и ответственности за свою жизнь будет развито в человеке, тем отчетливее он воспринимает Божественную благодать.
Какова связь между образом жизни человека и его духовным состоянием?
Человек, стремящийся к святости, очищает свое сердце и ум от грехов и страстей. Это позволяет ему все отчетливее воспринимать Божественную благодать и присутствие Бога в своей жизни. Наоборот, человек, предающийся греховным страстям, отдаляется от Бога и притупляет свое духовное зрение.
Как можно достичь духовного просветления и обрести видение Бога?
Для того, чтобы достичь духовного просветления и обрести видение Бога, необходимо очистить свое сердце и ум от грехов и страстей, развивать добродетели, молиться, поститься, заниматься духовными практиками. Это позволит человеку приблизиться к Богу и увидеть Его духовными очами.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Практикуйте благодарность. Найдите время каждый день для благодарности за все хорошее в вашей жизни. Это поможет вам увидеть связь между вашими житейскими событиями и духовным ростом.
СОВЕТ №2
Проводите время наедине с собой. Найдите время для медитации, чтения духовной литературы или просто для размышлений. Это поможет вам услышать голос своей души и укрепить свою связь с Богом.
Сила молитвы и её влияние на душевное состояние
Молитва является одним из важнейших аспектов духовной практики во многих религиозных учениях. Она позволяет человеку общаться с высшими силами, выражать свои мысли, чувства и просьбы, находить внутреннюю гармонию и покой. Сила молитвы несомненно влияет на душевное состояние человека, способствуя его духовному росту и развитию.
Многие верующие люди утверждают, что молитва помогает им находить внутреннюю силу и уверенность в себе, преодолевать трудности и испытания, находить ответы на важные вопросы и принимать верные решения. Постоянное общение с Богом через молитву наполняет человека позитивной энергией, укрепляет его веру и надежду, помогает преодолевать страхи и сомнения.
Согласно многим духовным учениям, молитва имеет не только психологическое, но и энергетическое воздействие на человека. Под воздействием молитвенных слов и мыслей происходит гармонизация энергетических центров человека, что способствует его духовному очищению и исцелению. Молитва направлена на установление связи с высшими силами и привлечение духовной поддержки и защиты.
Таким образом, сила молитвы оказывает глубокое влияние на душевное состояние человека, помогая ему находить внутренний покой, гармонию и духовное совершенство. Регулярная молитва способствует развитию духовных качеств, укреплению веры и надежды, обогащению внутреннего мира человека и его отношений с окружающим миром.