Гефсиманский сад – одно из священных мест в истории христианства, где, по преданию, Иисус Христос молился перед предстоящей распятием. Расположенный на склоне горы Масличной в Иерусалиме, этот уголок природы пронизан духовной энергией и историческими событиями, которые оставили след в сердцах верующих. В данной статье мы рассмотрим историю и значение Гефсиманского сада, а также произведения искусства, вдохновленные этим местом.
Где находится Гефсиманский сад
Сейчас существуют:
- не одно, а два места с таким названием;
- кроме того, два иноческих скита, также именуемых «Гефсиманскими».
Иерусалим
Местность к востоку от Святого Города, у подножия Елеонской горы, в древности именовалась Гефсиманией вся, так как здесь росло множество олив, из плодов которых делалось масло.
Общий вид на Гефсиманию, Елеонскую гору, долину Кедрон (она на переднем плане) и церкви (древние оливы видны на фото слева от церкви Всех Наций)
Однако, Евангелисты, говоря о собственно месте, где молился
Господь
, трактуют его различно:
- св. Матфей говорит о «месте, называемом Гефсимания» (Мф.26:30);
- св. Марк – о «селении», то есть некоем особом земельном владении (Мк.14:32);
- и лишь св. Иоанн Богослов говорит, что после Тайной Вечери, «Иисус вышел с учениками своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его» (Ин.18:1); толкователи полагают, что слово «вошел» значит, что сад был огорожен, а дальнейшее повествование Евангелиста о том, что «знал… это место
и Иуда, предатель
Его», говорит о том, что место, где любили молиться Учитель с Апостолами, было вполне определенной «точкой» довольно большой Гефсимании.; кроме того, обращают внимание, что «сад» был достаточно велик, чтобы Господь мог уединиться, отойдя от избранных Апостолов «на вержение камня» (Лк.22:41).
Таким образом, собственно сад – место строго определенное. Его хорошо знали первые христиане Иерусалима, именно здесь проводившие богослужения четвертого дня
Страстной Седмицы
. Об этом упоминают:
- Евсевий Кесарийский,церковный историк IV в.;
- Паломница из Галлии (нынешняя Франция), Эгерия, побывавшая на особой ночной службе на месте молитвы Иисуса, с четверга на пятницу Страстной Недели:
«Епископ со всем народом вошел в прекрасную церковь, которая там построена, и сотворили приличествующую месту и дню молитву с подобающим пением. Затем читалось Евангелие, где Он говорит ученикам: «Следите, дабы не впасть вам во искушение», а по окончании чтения снова молились».
Читайте также:Искушение Христа в пустыне
Однако, позже церковь была разрушена, ее расположение стало забываться. В разное время считалось, что место последней молитвы Господа находится:
- там, где стоит сейчас католическая церковь, сооруженная на средства верующих 16 стран (поэтому она именуется «церковью всех наций»); так как здесь позднейшими раскопками открыт фундамент храма IVв., вероятность, что Господь молился здесь, считается самой высокой; здесь показывают камень, на котором Он обращался к Отцу;
- близ места погребения Богородицы, севернее «церкви всех наций»;
- восточнее храма – это место признают греки;
- наконец, на территории русского Гефсиманского монастыря св. Марии Магдалины.
Русская православная церковь Святой Марии Магдалины
К настоящему времени сад:
- сравнительно небольшой участок размером около 2000 кв.м.;
- здесь, среди множества более молодых, находится 8 оливковых деревьев, которые экскурсоводы часто называют современными Христу, однако, их возраст на 1000 лет «младше» евангельских событий; это понятно – после захвата Иерусалима (70 г.) римские воины вырубили Гефсиманский сад полностью.
Камень, на котором молился Христос, и алтарь церкви Всех Наций
Сад сейчас – собственность католического монашеского ордена францисканцев. Здесь сейчас:
- храм Моления о Чаше («церковь всех наций»);
- Успенская церковь над гробницей Богородицы; она принадлежит Иерусалимской Патриархии и Армянской Церкви;
- «пещера учеников», где они ждали Господа во время Его молитвы и заснули (католики также именуют ее «пещерой предательства»); около IV в. здесь был христианский храм, ранее же находился пресс для отжима масла.
Пещера учеников
Истра
На этой реке находится уникальный монастырь, основанный во 2 пол. XVIIв. Патриархом Никоном. Создатель обители задумал полную копию Святой Земли в России: именно поэтому главный храм монастыря, Воскресенский, архитектурно повторяет церковь Воскресения Иерусалима, а места близ обители получили названия, соответствующие топографии Святой Земли. Так, ручей, который находится близ холма, на котором находится обитель, Патриарх повелел называть Кедроном, рощу же, находящуюся здесь – Гефсиманским садом.
Скит Патриарха Никона, в Гефсиманском саду. Истра
Внешне этот, по сути, лес, не имеет ничего общего с Иерусалимским. А местные путеводители отмечают, что «это место отдыха стало любимым для многих туристов. В Гефсиманском саду по выходным организовано катание на лошадях», ведь здесь… не что иное, как архитектурно-этнографический музей.
Кроме того, на территории сада – скит Патриарха Никона, часовня, а также источник, называемый «Силоамской купелью», подобной Иерусалимской.
Мнение эксперта:
Гефсиманский сад, упомянутый в Библии как место, где Иисус Христос молился перед своим арестом, находится на восточных склонах горы Масличной в Иерусалиме. Эксперты уверены, что исторический Гефсиманский сад расположен в том же районе, где он находился в древности. Сад привлекает паломников и туристов со всего мира, желающих прочувствовать духовную обстановку этого священного места. Важно отметить, что существует несколько версий о точном местоположении Гефсиманского сада, однако большинство специалистов сходятся во мнении, что исторический сад находится именно на склонах горы Масличной.
Упоминание в Библии
Собственно о саде говорят только Евангелисты, рассказывая о последних часах пред арестом Господа. Однако само это место издавна считалось иудеями особым:
- прежде всего, Кедрон (с еврейского – «черный» или «темный»), большой ручей, за которым находился сад, был священным сам по себе: когда во время богослужений в Иерусалимском храме приносились жертвы – многочисленные животные (тельцы, овны, козлы), то, как замечает П.А. Флоренский, «в поток Кедронский спускалась жертвенная кровь, – и осадком крови удобрялась вся Палестина»;
- долина, по которой протекал Кедрон, именовалась Иосафатовой, по имени благочестивого иудейского государя, царствовавшего чуть менее, чем за 900 лет до Рождества Христова; здесь он одержал важную военную победу над племенами моавитян, кроме того, здесь была также его могила;
- наконец, долина Кедрона также именовалась «долиной Суда», то есть последнего судилища Бога над миром; об этом говорит прор. Иоиль:
«Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» (Иоил.3: 12)
; поэтому то, что именно это место Господь избрал, часто бывая здесь с Апостолами, разумеется, не случайно.
Иисус Христос в Гефсиманском саду
Завершилась Тайная Вечеря – по сути, первая в истории человечества литургия. Предающий Господа Иуда уже покинул сотоварищей, поспешив к иудейским старейшинам – сообщить, где будет
Иисус Христос
с учениками. Другие же Апостолы с Господом отправились туда, где Он любил уединяться для молитвы. Вот и сейчас, взяв с собой трех избранных, Господь отошел от них «на вержение камня», то есть на расстояние брошенного камня, попросив Апостолов «бодрствовать» с Ним, духовно поддержать.
Икона Моление о чаше
Евангелисты говорят, что ученики с этим не справились. Измученные трудами дня, неопределенностью, страхом за Учителя – на Тайной Вечере Он открыто предсказал Свою смерть! – они… заснули. Хотя, кажется, пытались исполнить просьбу Равви. Именно поэтому до нас дошли слова последней молитвы Христа – не все, но те, что смогли расслышать Апостолы, отягощенные сном, да еще на расстоянии… Многие толкователи предполагают, что это – всего лишь начало моления, которое ученики полностью не услышали, уснув.
Моление о чаше
Пещеру, где избранные Апостолы, предположительно, находились, западные христиане недаром издавна именуют «пещерой предательства», пусть совершенного по немощи человеческой, неразумию, непониманию слов Господа:
Ведь речь шла о скорби ввиду грядущей смерти, которую испытывает каждый человек. Большая часть переживаний Спасителя осталась сокрытой от нас – вот лишь немногие услышанные учениками слова.
Василий Петрович Верещагин. «Моление о чаше». Художник написал шесть полотен, представляющих единый цикл: «Моление о чаше», «Се человек», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб». Для Храма Христа Спасителя он подготовил не только картины с изображениями Христа
Текст молитвы
«Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22. 42).
С небольшими вариациями те же слова передают свв. Матфей, Марк (Мф 26. 39; Мк 14. 36).
Свт. Лев, Папа Римский, толкует эти слова так:
«Господь, наставив учеников Своих в том, чтобы против постоянного искушения бодрствовали в молитве, и Сам молится: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. Первое прошение происходит от слабости, второе – из крепости: Он первого хотел, основываясь на нашей природе, второго – на Своей собственной»
, то есть Божественной.
Так, истинный Человек, Христос подчинил Свою человеческую волю – Отцу, соглашаясь на смерть ради людей.
Моление о чаше (фрагмент), Эль Греко
Было ли это просто? Нет. Трижды подходит Он к спящим ученикам, особенно – к Петру. Еще несколько часов назад клялся он умереть за Учителя – а теперь не может понести самого простого: быть рядом во время скорби. Что уж говорить об остальных.
Ночной арест в Гефсиманском саду
Свою скорбную чашу Иисус встретил один. Третий раз подойдя к Апостолам, он уже ничего не просит:
«Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня»
Частые вопросы
В каком городе находится Гефсиманский сад?
Гефсиманский сад, достопримечательность, Иерусалим, Аль-Мансурия — Яндекс Карты
В каком саду молился Иисус?
По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа, и является местом христианского паломничества. Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической Церкви всех наций, построенной в 1919—1924 годах.
Кому принадлежал Гефсиманский сад?
Есть предание, что Гефсимания принадлежала священникам и левитам, и что в ней паслись стада жертвенных животных. Отсюда же взяли и повели на заклание и Агнца Божия, И. Христа, вземлющаго грехи мира (Воскр. Чт.
Что такое Гефсимания в Библии?
Γεθσημανί, от ивр. גת שמנים, гат шманим, арам. ܓܬ ܫܡܢܐ, гат шамна — букв. «масличный пресс») — местность (или село) у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме), в Израиле.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Исследуйте историю Гефсиманского сада, чтобы понять его религиозное и историческое значение.
СОВЕТ №2
Планируйте посещение Гефсиманского сада заранее, чтобы избежать толп и оценить его красоту в уединении.
СОВЕТ №3
Подготовьтесь к посещению сада эмоционально, чтобы в полной мере ощутить духовную атмосферу этого места.
История Гефсиманского сада
Гефсиманский сад – это священное место для христианства, расположенное на склоне горы Масличной на восточной окраине Иерусалима. Название “Гефсиман” происходит от арамейского слова, которое можно перевести как “масличный пресс”. Это место стало известным благодаря событиям, описанным в Библии, связанным с последними днями Иисуса Христа.
По преданию, Гефсиманский сад был местом, куда Иисус пришел помолиться накануне своего ареста и распятия. В этом саду, окруженном старинными оливковыми деревьями, Иисус был предан и арестован римскими властями. Это событие имеет огромное значение для христианской религии и считается одним из ключевых моментов в истории спасения.
С тех пор Гефсиманский сад стал паломническим местом для христиан со всего мира. Здесь можно увидеть древние оливковые деревья, которые, по легенде, могли быть свидетелями молитв Иисуса. Многие паломники приходят сюда, чтобы помолиться, задуматься и почувствовать связь с историческими событиями, произошедшими в этом месте.
История Гефсиманского сада тесно связана с историей христианства и является одним из символов веры и преданности. Это место напоминает о том, что даже в трудные моменты вера и молитва могут дать силы и утешение.