В Священном Писании и на иконах Господь Саваоф предстает перед верующими величественным и всемогущим. Эта статья погружает нас в изучение образования и значения этого титула, раскрывая его значение в богослужебной практике и духовной жизни христиан.
Мнение эксперта:Господь Саваоф, как представленный в Священном Писании и на иконах, является одним из важнейших образов в христианской традиции. Эксперты отмечают, что термин “Саваоф” переводится как “воинствующий” или “воинствующий Господь”, что подчеркивает его могущество и силу. В Библии Господь Саваоф часто ассоциируется с воинственным аспектом Божественной сущности, защитой верующих и победой над злом. На иконах Господь Саваоф изображается как величественный и могучий воин, готовый защищать своих последователей. Этот образ вдохновляет верующих на веру, мужество и надежду в справедливость Божью.https://www.youtube.com/embed/uzzj5WcYsboПроисхождение и значение этого имени Господа
Точно звучание слова на иврите – «Цеваот», от «цава», что означает «войско». Существуют несколько распространенных версии значения этого Божия именования:
- «Бог войска Израиля», покровитель иудеев; например, в 1 Книге Царств
Давид, идущий против Голиафа
, говорит, что он выходит на сражение «во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских» (1 Цар.17:45); - есть также мнение толкователей Писания, что слово означало не только Господа, как помогающего свыше Своему избранному народу, но также – Его непосредственное присутствие на поле брани, так как нередко словосочетание употребляется, когда речь идет о Ковчеге Завета, прибывающем в воинский стан евреев; например, в 4 главе 1 Книги Царств говорится, что «послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах… И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог тот пришел к ним в стан» (1 Цар. 4:4, 7);
- позже имя начинает употребляться еще в ином значении: «Бог воинств небесных».
Интересные факты
- В Священном Писании упоминания о Господе Саваофе часто встречаются в Ветхом Завете, где Он изображается как всемогущий правитель и защитник Израиля. В Новом Завете имя Саваоф встречается лишь несколько раз, чаще всего в Откровении Иоанна Богослова, где оно используется в качестве одного из имен Христа.
- На иконах Господь Саваоф обычно изображается в виде старика с белой бородой, восседающего на троне. Вокруг Его головы часто изображается нимб, а в руках Он держит книгу или скипетр. В некоторых случаях Господь Саваоф также изображается со сложенными в жесте благословения руками.
- Имя Саваоф происходит от еврейского слова «сабаот», которое означает «воинства». Данное имя указывает на то, что Бог владеет всеми небесными воинствами и контролирует все силы природы. Господь Саваоф также известен как Бог, покровительствующий воинам и дарующий им победу в сражениях.
Упоминания в Писании
Всего же Библия говорит о Саваофе более 200 раз. При этом:
- о «Боге воинств Израиля» больше повествуют книги, посвященные истории народа, его исхода из Египта, военным победам над язычниками; это Книги Царств, Паралипоменон, посвященные становлению государства евреев, битвам «воинства Господня» с врагами;
- о Господине мира, «Вседержителе», вершащем его судьбы, больше всего пишут пророки.
Интересный фактНапример, у св. Исайи имя встречается 62 раза, у Захарии – 53, больше всего – у прор. Иеремии, 82, При этом речь идет о Боге не как о помощнике евреев на поле брани (как известно, после разрушения храма вавилонянами они вообще утратили государственность, а о военных победах и говорить нечего). Саваоф, как Его видят пророки– именно Владыка земли и неба со всеми Ангельскими силами. Именно Его действием, волей, к людям, понимающим невозможность спастись своими силами, придет Мессия: «Так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень» (Зах.6:12)
Ну а Новозаветные тексты говорят о Боге как Саваофе… лишь два раза; это послания ап. Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимских христиан, и великого Павла; при этом св. Иаков употребляет это слово применительно к Богу, как карающему богатых, не желающих оплачивать труд работников, за жадность, когда «вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5:4); а
св. Павел
цитирует прор. Исайю: «Как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» (Рим.9:29)
Имя Господь Саваоф в богослужениях
Современные библеисты обращают внимание на то, что имя:
- отсутствует в первых 5 книгах Библии, а также Книгах
Иисуса Навина
, Судей, появляясь только с 1 Книги Царств; - отсутствует в текстах, которые созданы по время Вавилонского плена (к примеру, его совсем не употребляет прор. Иезикииль);
- появляется вновь тогда, когда иудеям удается воссоздать храм, возобновить богослужения.
Таким образом, вполне резонно предположить, что имя Саваофа, Которого пророки осмыслили как Господа неба и земли, звучало, прежде всего за богослужениями храма. Церковные историки обращают внимание еще на такие факты:
- прор. Исайя именует Саваофа «живущим на горе Сион» (Ис.8:18), где находился храм;
- тот же пророк также называет Его «сидящим на херувимах» (Ис.37:16); при этом в храме Соломона, как известно из 3 Книги Царств были литые изображения именно этих Ангелов, между которыми помещался Ковчег Завета, место присутствия Божия (3 Цар 6. 23-28).
Но так как с 70 г., когда иудейский Иерусалимский храм был разрушен, богослужения такими, какими их знали иудеи времен Ветхого Завета, больше не совершаются, остается только догадываться, в каких именно гимнах употреблялось слово.
Больше ясности с христианским богослужением: песнь, которую на Востоке называют «Серафимской», а на Западе «Sanctus» звучит за литургией во время так называемой «анафоры», самой важной части службы, когда хлеб, вино «прелагаются» в Тело и Кровь Христовы .
После молитвы благодарения Господу, которую читает священник, хор поет: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних. Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних»
.
Первая часть этого славословия взята из книги прор. Исайи, которому это песнопение открылось в видении. Пророк пишет:
«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:1-3).
Именно поэтому песнь именуется Серафимской. Вторая же ее часть – восклицание, которым встречали Христа во время Его Входа во Иерусалим за несколько дней до Распятия. Соединение Ангельского пения и человеческих слов говорит о том, что Христос, Телом и Кровью Которого причащаются верующие:
- «одно», по Его же слову (Ин.10:30), с Отцом, то есть Он – истинный Владыка неба и земли, Бог, Создатель Вселенной;
- Сын Человеческий, собрат людей по плоти.
Иконография Господа Саваофа
Если иудеи понимали Бога как Единого и Единственного, то христианами Он открылся как Триединая Троица, при единой Сущности имеющая три Ипостаси: Отец, Сын, Святой Дух. Поэтому разные христианские тексты уже с первых веков относили именование Саваофа:
- ко всей Святой Троице, Триединому Богу;
- ко Второй Ипостаси Божества, Христу;
- наконец, к Первой Ипостаси, Богу Отцу.
При этом никакой особой иконографии Бога как Саваофа более 1500 лет не существовало. Надписание этого имени на иконах, фресках, начинает встречаться только с XVI в. Основой подобных икон стал особый извод икон Христа, Который представлен, как «Ветхий денми», с белыми власами. Такое изображение основано на Книге прор. Даниила и «Откровении» св. Иоанна Богослова, где говорится о последнем Суде и воссевшем на престоле «Ветхом денми» (Дан.7:9, Откр.1:14). Под Ним однозначно понимали Христа, и Его изображения как Старца встречаются уже с VII в.
Свт. Андрей Критский
пишет об этом:
«Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее – Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы».
Однако, постепенно этот образ начинает все больше пониматься как Бог Отец. По-человечески это понятно: уже во времена земной проповеди Христа Его слова о Своем единстве с Отцом не были поняты иудеями, говорившими: «Жестоко есть слово сие, и кто может его послушати» (Ин.6:60). Вот и многим христианам оказалось проще ассоциировать изображенного старца с Первой Ипостасью Троицы, Отцом (слово по-человечески очень понятное), нежели осмысливать Христа как «древнего» и «вечного».
Уже с XI в. в Византии известны иконы Св. Троицы, именуемые «Отечество». Это изображения Ветхого денми как старца, с Христом-отроком на коленях и голубем, как образом Святого Духа. Именно эти иконы начали в России XVI в. надписываться словами «Господь Саваоф», таким образом, относясь ко всей Св. Троице. Такие образы даже начинают писать под куполами храмов. Среди церквей с подобными росписями:
- Архангельский собор в Кремле Москвы (фреска относится ко 2 пол. XVI в.);
- Успенский собор Свияжска – русской крепости, возведенной как духовный форпост России в Поволжье незадолго до взятия Казани войсками Ивана IV (1552 г.);
- Смоленский – Новодевичьей обители столицы (1598 г.)
Есть также изображения одного только Ветхого денми с надписью «Господь Саваоф»:
- в соборном храме Преображенского монастыря Ярославля (1560-е гг.);
- в одном из приделом Благовещенского собора Московского Кремля.
При этом нельзя с уверенностью сказать, показан ли на подобной иконе Христос как Судия времени Второго Пришествия (по восходящей к Византии древней традиции) или Бог Отец. Однако, независимо от того, что хотел сказать иконописец, уже к середине XVI в. среди верующих утверждается мнение, что «Ветхий денми» представляет именно Первую Ипостась, а имя «Саваоф» стали относить к Отцу. Именно последнее в наибольшей степени тревожило церковное священноначалие.
Почему была запрещена икона Господа Саваофа?
Впервые об изображении Троицы, его канонах, заговорили на
Стоглавом Соборе
(1551 г.), когда собравшиеся отцы установили, что образцом для иконописцев должна служить известная икона прп. Андрея Рублева. Однако, прямого запрета на такие образы как «Отечество» и «Господь Саваоф», изображавшие старца в белых одеяниях, еще не было.
Спустя чуть более, чем 100 лет Поместный Собор 1666-1667 г. уже более определенно называет иконы Господа Саваофа в том виде, как они распространились по многим известным храмам, монастырям России, попыткой изобразить Бога Отца, которая фактически граничила с ересью: ведь Первое Лицо Троицы никогда не являло Себя людям под каким-либо чувственно воспринимаемым образом, да и иконописцы Византии в свое время под видом Ветхого денми писали Христа Судию, но никак не Отца, как русские иконописцы. Именно из-за попытки изобразить неизобразимое образ и был запрещен, как неканонический.
Почему запрет «не сработал»?
Однако, это не значит, что такие иконы исчезли из храмов. И после Собора по многим храмам можно было увидеть иконы и фрески:
- «Отечество»;
- «Сопрестолие», где на двух престолах восседают Христос и старец, который может пониматься как Бог Отец, а над между ними – голубь, символизирующий Духа.
Среди церквей, где соборный запрет не выполнялся – самые известные храмы страны, например, Кремлевский Успенский собор, храм того же посвящения в Троице-Сергиевом монастыре. Сотни подобных росписей или икон можно было увидеть по всей стране – получается, что церковный народ, по сути, проигнорировал соборное решение, причем иконы такого рода очень часто встречаются даже до наших дней. В чем же причина? Историки, рассуждая об этом, отнюдь не спешат обвинять в еретическом уклонении от веры сотни священников и прихожан, отмечая, что:
- строго говоря, никто и нигде не утверждал, что Ветхий денми – именно Бог Отец; ни на одной подобной иконе такого надписания попросту нет, лишь слова «Святая Троица» или «Господь Саваоф»;
- таким образом получается, что изображенный старец – символ Первой Ипостаси Троицы, подобно тому, как у прп. Андрея Рублева неизобразимое Божество символизируют Ангелы, следовательно, чего-либо откровенно еретического здесь нет.
Что же тогда? Немощь человека, которому обязательно нужны символы, чтобы воспринимать Бога, Имя которого даже не дерзнули переводить на иные, кроме еврейского, языки. Вспомним иудеев, которые не смогли взойти на Синай, где присутствовал Сам Господь, и «просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово» (Евр.12:19). Апостол Павел убеждал верующих, говоря, что со времени Воплощения Христа все больше не так:
«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22-24).
Но понимали ли это верующие последующих столетий? Понимаем ли мы? Приходится признать – нам далеко до первых христиан. А потому – под куполами храмов встречают нас образы Саваофа, обращающие мысль, чувство к неизобразимой тайне Троицы. Настолько, насколько нам возможно вместить.
Тропарь, кондак, величание
Кондак 1
Взбранный Воевода небесных и Огненных Сил, Господи Боже Саваофе, яко созданный Тобою аз, раб Твой, духовныя пения восписую Тебе, сый неисчерпаемый источник благости, от всяких бед свободи мя, зовуще:
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Икос 1
Архангелов и Ангелов начало, Властей, Престолов, Господствий, Сил Небесных, Херувимов и Серафимов и всего мира Творче, Судия и Господи отверзи ми, яко же Моисею недоуменный ум и язык на славословие чудного Твоего имени, да вопию Ти таковая:
Господи Боже,Адонай Елой Великий и Чудный.
Господи Боже,Альфа Всесовершенный.
Господи Боже,Омега при сущый.
Господи Боже,Боже духов.
Господи Боже,святый Творче миров.
Господи Боже,крепкий Царю Царей.
Господи Боже,Безсмертный, победителю ада и смерти.
Господи Боже,Силою Всеобладающий.
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Кондак 2
Видя, Господи Боже Отче, триипостасное Божество Твое в Сыне рождаемое, в Животворящем Духе, от Тебя исходящем с верою, надеждою и любовию Тебе, Отцу и Сыну и Святому Духу пою: Аллилуиа.
Наш сайт просит помощи!
Икос 2
Разум, дарованный ми Тобою, Господи, на похвалу Пречистого имени Твоего посвящаю и во умилении сердца вопию: Господи, да святится имя Твое! Господи, да приидет Царствие Твое. Господи, да будет воля Твоя во мне грешном. Господи, хлеб наш насущный даждь мне днесь. Господи, остави ми долги моя вся. Господи, избави мя от лукавого. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя. Господи, сохрани мя от телесного ада. Господи, сподоби мя пресветлого рая. Господи, научи мя творити волю Твою.
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Кондак 3
Силою свыше Моисея и Аарона облекий, Господи, не посрамление гордого фараона, облецы и мя во всеоружие Твоя сопротивления козням диавольским, поправ злохитрое их коварство, с благодарным сердцем и умиленною душею вопию Тебе во веки: Аллилуиа.
Икос 3
Имея, Господи, богатство благости неизследимое, Адама призвал еси в рай из небытия, Аавраама в Ханааю, Моисея из купины, призови убо и меня к созерцанию Существа Твоего. Да, видя Тя разумно, воспою Ти тако:
Господи Боже,Чудный в существе.
Господи Боже,Дивный в совете.
Господи Боже,Таинственный в промысле.
Господи Боже,Всесильный во создании.
Господи Боже,Премудрый во управлении.
Господи Боже,Праведный в суде.
Господи Боже,Всещедрый во мзде.
Господи Боже,Животворящий во славе.
Господи Боже,Всевидящий душе.
Господи Боже,одухотворяй ангелов.
Господи Боже,одушевляй человеков.
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Кондак 4
Бурю сатанинской войны на погибель ему устрояй, низвержен бо бысть с небеси и из ангелов света стал темным бесом. Аз есмь земля, сый и пепел, малым, сый удаленный от Ангелов дерзаю воспевати Тебе, Творцу моему: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаша и видеша Ангельский чин победу Твою над диаволом на небеси, воспеша песнь: Аллилуиа. Яко воцарися Господь Вседержитель, азмь же на земли долу вопию Ти тако: Господи, да слышны будут чудеса Твоя во всем. Господи, побори всех врагов борящих на ны. Господи, победи все стрелы лукавого. Господи, победи мысленного диавола. Господи, покори гордого Аммана. Господи, порази Малика лукавого. Господи, потопи древнего фараона. Господи, спаси мя, яко же Моисея и Аарона.
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Кондак 5
Боготечною рекою благости, излияна в струях Божественной крови Единородного Сына Твоего, обновивый мир, обнови и во утробе моей дух правый, сердце чисто созижди во мне, и мысль благую подаждь ми. Да со духи и души праведными пою Богу моему: Аллилуиа.
Икос 5
Яко видя пророк Исая на Престоле превознесенно Тя Бога, азмъ окаянный имамы к Тебе вопити таковая:
Господи Боже,Всевышний, услыши мой вопль.
Господи Боже,Всеблагий, очисти сердце мое.
Господи Боже,Всемогущий, просвети мысль мою.
Господи Боже,Превечный, от века в вечность призови мя.
Господи Боже,Пресовершенный, усоверши мя.
Господи Боже,Самодержавный, управи мя.
Господи Боже,Благославенный, благослови мы.
Господи Боже,Праведнейший, оправдай мя.
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Кондак 6
Пророков речение предвозвездеших нам, Господи, тайну Воплощения Единородного Сына Твоего и излияние Святого Духа на верных, сбытие зряще удивляются и благовейно почитая непостежимое смотрение Твое, вопием: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия, Господи, свет благословления Твоего во тьме неверия идолослужений и озарив сердца неверующих лучем Евангельского Благовестия, того ради праведных от тьмы к свету, от идолослужения к Богопознанию вопию Ти тако:
Господи Боже,творяй Ангелы Своя духом.
Господи Боже,Архангелом даяй крепость.
Господи Боже,умудряяй Херувимов.
Господи Боже,воспламеняяй Серафимов.
Господи Боже,научай пророков.
Господи Боже,освящаяй Апостолов.
Господи Боже,Судия Властей.
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Кондак 7
Хотяй спастися и в разум истино прийти, дал еси доброго пастыря Единородного Сына Твоего Иисуса Христа иже положи душу Свою за овцы, тем же спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое. Да вкупе еси, едиными усты и единым сердцем поем Тебе: Аллилуиа.
Икос 7
Дивны суть дела твоя, Господи, и непреступен свет лица Твоего нам грешным, обаче напоследок веков благоволил еси явити нам преблаженный зрак лица Твоего в подобие Богочеловека. Сего ради со страхом зову Ти тако:
Господи Боже,пошли нам свет Твой для веры.
Господи Боже,открой нам истину для надежды.
Господи Боже,подай нам огонь Твой для любви.
Господи Боже,вдохни дух Твой для проречения.
Господи Боже,даруй премудрость для Благовестия.
Господи Боже,умножи крепость на одоление невидимых врагов.
Господи Боже,сотри их, яко прах пред лицем ветра.
Господи Боже,освяти видения добра и зла.
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Кондак 8
Страшно есть впасть в руце гнева Твоего, Господи, сего ради яко пророк Давид припадаю к Тебе, Источнику света и жизни Подателю, и умиленно вопию Ти: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и сопричти мя избранному Твоему стаду, да водвори в селения Твоих обителей; ныне вопию Тебе, Спасу мира: Аллилуиа.
Икос 8
Весь еси желание, весь еси сладость, живот и блаженство наше, Господи. Сего ради недостойный азъ погружаюсь в бездне Твоея благости и вопию Ти из глубины души:
Господи Боже,не лиши меня небесных благ Твоих.
Господи Боже,избави мя от вечныя муки.
Господи Боже,сохрани мя от козней диавольских.
Господи Боже,отврати от меня беды и напасти.
Господи Боже,спаси мя от сетей вражиих.
Господи Боже,избави мя от скорбей и болезней.
Господи Боже,укрепи мя в нужде и печали.
Господи Боже,не допусти мя до отчаяния.
Господи Боже,избави мя от ожесточения.
Господи Боже,покрый мя от всякого зла.
Господи Боже,подаждь ми конец благий.
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Кондак 9
Вся небесная Ангельская Воинства непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея; подражая оным, яко же и мы бренными усты на земли немолчными песнями вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 9
Явиши древле в Вавилоне отроцы ввержены в пещь. По указанию нечестивого царя Навуходоносора брошены бо в пещи быша, воспеши Богу песнь глаголаши: Благословен еси, Господи, с ними же и мы купно, многогрешные, вопием Ти:
Господи Боже,благословен Ты, яко усыновил мя еси.
Господи Боже,благословен Ты, яко врата райские отверзл еси.
Господи Боже,благословен Ты еси, светом Евангельским озарил мя еси.
Господи Боже,благословен Ты еси, яко на путь спасения наставил мя еси.
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Кондак 10
Спасти хотяй заблудившегося человека, послал еси Боже Отче Единородного Сына Твоего, восприяше на себе плоть человеческую и крестную смерть, загладише проклятие, произнесенное Тобою на род человеческий: того ради поклоняющиеся Тебе вкупе со Единородным Твоим Сыном и Животворящим Духом поют: Аллилуиа.
Икос 10
Царю небесный, Боже Отче Саваофе, вся словом и Духом Твоим исполняя, Сокровище благих и жизни Подателю, призри с небеси от Святого жилища Твоего оком милосердия на чада Твоя, приносящие Тебе хвалы таковая:
Господи Боже,Ты еси Зиждитель Премудрейший.
Господи Боже,Ты еси Повелитель Самодержавнейший.
Господи Боже,Ты еси Спаситель Сладчайший.
Господи Боже,Ты еси утешитель Желаннейший.
Господи Боже,Ты еси Царь царей Правосуднейший.
Господи Боже,Ты еси Судия судей Страшнейший.
Господи Боже,Ты еси Отец отцов Всемилостивейший.
Господи Боже,Ты еси Духа Святого Ниспослателю.
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Кондак 11
Пение наше не довлеет Ти, Господи Творче всяких! Яко вся ничтоже суть перед Тобою! Тем же, яко создание Твое, Боголюбную песнь воспеваем: Аллилуиа.
Икос 11
Света Подателю и веков Творче, Господи, от высоты Твоего Боговеления наставил еси, да яко же многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, предстоящие Великолепному Престолу Твоему, непрестанно славословив, восхваляют Тя и азъ, недостойный, благодарные пения приношу Ти таковая:
Господи Боже,дивный источниче Духа.
Господи Боже,Всещедрый подателю жизни.
Господи Боже,Всеблагий подателю благодати.
Господи Боже,непостижимый по Божеству.
Господи Боже,слышащий по Духу.
Господи Боже,вся освещаяй Духом.
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Кондак 12
Боже духов и всякия плоти, Тебе поклоняется и перед Тобою трепещет всякое колено небесных, земных и преисподних! И всяк язык исповедует, яко Ты еси Бог Богов и Господь Господей; того ради поклоняющиеся Тебе со страхом и трепетом, яко Богу и Творцу моему, пою Ти: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твое бытие, величие, честь и славу, видя Апостол, восхищенный до третьего Небеси, рече во удивлении: О, глубино богатства, премудрости и разума Божия! С великой преданностью перед Тобою благоговею, падши долу молю Тя:
Господи Боже,Отче мой, усынови мя Возлюбленным Сыном Твоим.
Господи Боже,Отче мой, усоверши мя Животворящим Духом Твоим.
Господи Боже,Отче мой, огради мя Пресветлыми Ангелами Твоими.
Господи Боже,Отче мой, защити мя молитвами святых Твоих угодников.
Господи Боже,Отче мой, сотвори со мною по милости Твоей, ниже со беззаконием моим.
Господи Боже,Отче мой, азъ же, яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр и долготерпелив, помилуй мя, видя немощь души моея.
Господи Боже,Отче Саваофе, помилуй мя.
Кондак 13
О, Всеблагий Всещедрый Боже Отче Саваофе, приими наше малое моление, яко приял еси смиренную жертву Авелеву, и сопричти мя в Сыне благодати и наследника Царствия Твоего Небесного соделай да со святыми Твоими вкупе и со Святым Духом вопию Ти: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва
О, Всемогущий Державный Царю! Воссидяй на облацех, почивая в Вышних, иже есть Благословен на тверди небесной. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в Вышних! Исполни, Боже Вседержителю, сие наше смиренное моление и прошение раб твоих ( имя рек ), да будут ушеса Твоя внемлюще гласу молений наших, святый Господи! Милостиво призри и услыши нас, рабов Твоих ( имя рек) от земли на небо вопиющих Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избави от всяких бед и напастей и всякого зла, защити Духом Святым во дни и нощи и на всякий час подаждь ми победы и всем, Тебе молящимся, силу Твою Божественную, Благодать чудодейственную, силу и крепость исполненную. Силою Честного и Животворящаго Креста Господня победи всех врагов наших видимых же и невидимых, сотвори их, яко овцы, и развей их, яко прах пред лицем ветра, да познают имя Твое, Господи да постыдятся во веки, яко Ты еси Вышний по всей земли и несть студа уповающим на Тя во веки веков. Аминь.
Частые вопросы
Кто Господь Саваоф?
«Саваоф» — греко-славянское произношение еврейского понятия «Цеваот». Цеваот в прямом переводе значит- «Господин сил». Древние евреи вели войны с языческими народами. А потому воспринимали Бога как своего полководца.
Почему запретили Саваофа?
Икона Бога Саваофа считается очень древней и уникальной Запрет на любые изображения Бога-отца поставил Московский Собор, мотивируя это тем, что Бог – это дух, которого никто не видел, нежели Иисуса Христа. Но, несмотря на запрет, изображения Бога Саваофа продолжали создаваться, хотя считаются достаточно редкими.
Что означает Господь Саваоф?
-евр. צבאות) — один из титулов Бога в иудейской и христианской традициях, упоминаемый в Танахе и Ветхом Завете с Первой книги Царств (1:3), а также в Новом Завете в Послании Иакова (5:4) и в Послании к Римлянам (9:29). Это имя означает «Бог воинств». В Книге пророка Захарии 52 раза употребляется «Господь Саваоф».
Можно ли изображать Бога Отца?
По причине того, что Бог Отец не являлся людям в видимом образе, Стоглавый собор в 1551 году запретил особые изображения Бога Отца: Сопрестолие, Отечество (икона), Ветхий денми, Распятие в лоне Отчем, Саваоф, Шестоднев, Всевидящее Око, Отче наш, Премудрость Божия и другие.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении Господа Саваофа в Священном Писании обратите внимание на контекст и символику, чтобы лучше понять его роль и значение в библейских текстах.
СОВЕТ №2
Изучая изображения Господа Саваофа на иконах, обратите внимание на детали его одежды, атрибуты и позу, которые могут нести определенные символические значения.
СОВЕТ №3
Сравнивайте представления о Господе Саваофе в различных культурах и религиях, чтобы получить более полное представление о его образе и роли в мировой религиозной традиции.
Символика и значение атрибутов Господа Саваофа на иконах
На иконах, изображающих Господа Саваофа, присутствуют различные атрибуты и символы, которые имеют глубокое духовное значение. Один из основных атрибутов, связанных с Господом Саваофом, это венец или корона, который символизирует Его власть и величие как Вседержителя и Царя вселенной. Венец также указывает на Его божественное происхождение и высокий статус.
Еще одним распространенным атрибутом на иконах Господа Саваофа является меч, который символизирует божественное правосудие и защиту верующих от зла. Меч также ассоциируется с борьбой добра со злом и победой истины над ложью.
На иконах Господа Саваофа также часто изображается скипетр, который является символом власти и правления. Этот атрибут указывает на то, что Господь Саваоф обладает абсолютной властью над миром и всеми его созданиями.
Кроме того, на иконах Господа Саваофа можно увидеть ангельские крылья, которые символизируют Его сверхъестественную природу и божественную сущность. Крылья также указывают на Его способность защищать и носить верующих на своих крыльях, подобно заботливому отцу.
В целом, атрибуты и символы, используемые на иконах Господа Саваофа, помогают верующим погрузиться в мистический мир духовных истин и укрепить свою веру во Всемогущего и Всевышнего Бога.