«Господи и Владыко живота моего»: Ефрем Сирин и его знаменитая молитва о…

Ефрем Сирин, древний христианский святой, оставил после себя множество духовных произведений, среди которых особое место занимает его знаменитая молитва «Господи и Владыко живота моего». Эта статья посвящена разбору текста этой молитвы, ее толкованию и значению, особенно актуальному во время Великого поста.

Текст молитвы Ефрема Сирина

Мнение эксперта:

Ефрем Сирин, известный также как святитель Ефрем Сиринский, оставил после себя не только богатое наследие духовных трудов, но и знаменитую молитву, начинающуюся словами «Господи и Владыко живота моего». Эта молитва стала неотъемлемой частью православной духовной практики и находит отклик в сердцах верующих по всему миру. Эксперты отмечают, что молитва Ефрема Сиринского обладает особым внутренним звучанием и силой, способной утешить и вдохновить каждого, кто обращается к ней с искренним сердцем. В ней звучит искреннее стремление к очищению души и обращению к Богу, что делает ее универсальной и актуальной для всех времен.

Господи и Владыко живота моего. Молитва прп Ефрема Сирина. Архиепископ Амвросий (Ермаков)Господи и Владыко живота моего. Молитва прп Ефрема Сирина. Архиепископ Амвросий (Ермаков)

Молитва

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

(крестное знамение и земной поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

(крестное знамение и земной поклон)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

(крестное знамение и земной поклон)

Боже, очисти мя, грешнаго/грешную.

(

12 раз с крестным знамением и поясными поклонами
)

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Читайте также:
Как правильно креститься

Перевод на русский язык

Господь и Владыка моей жизни! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию.

Чистоту души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему.

О Царь и Господь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать моего брата; потому что Ты благословен во веки веков. Аминь.

Интересные факты

  1. Молитва «Господи и Владыко живота моего» была написана преподобным Ефремом Сирином в IV веке. Она является одной из самых известных и любимых православных молитв и входит в состав ежедневного утреннего молитвенного правила.
  2. Молитва была написана Ефремом Сирином в период его жизни в пустыне. Преподобный искал уединения и спасения своей души, и именно в пустыне он обрел то состояние духовного покоя и смирения, которое позволило ему написать эту молитву.
  3. Молитва «Господи и Владыко живота моего» обращена непосредственно к Богу. В ней Ефрем Сирин просит Господа о прощении грехов, о даровании ему духовной чистоты и спасения души. Молитва отличается своей искренностью и покаянным настроением, и именно это делает ее такой любимой и популярной среди православных верующих.
МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА ВЕЛИКИЙ ПОСТМОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Кто такой Ефрем Сирин

Этого Божьего угодника за его способности поэтически излагать духовные проповедиименовали в древности «сирийским пророком», «соловьем пустыни» и «церковной ласточкой».  Создатель исполнил его духовной мудростью и способностью доступно пояснять божественные истины всем, кто трудится над спасением собственной души.

День памяти святого

Подвижническое житие прп. Ефрема Сиринаправославные вспоминают 10 февраля.

Краткое житие

Доподлинных сведений о том, кем были родственники этого праведника, нет. Церковные исследователи склоняются к источникам, повествующим, что отдаленные его предки причислялись к беднейшим слоям населения и жили за счет подаяний. Однако родители и деды преподобного занимались земледелием и жили уже достаточно обеспеченно, отличаясь при этом благочестивой жизнью. Жили они близ Нисибина (или, по некотором трудам, Низибии) – небольшого города в Междуречье, в северо-восточной его области.

Ефрем Сирин

Прп. Ефрем Сирин. Миниатюра из «Слово Ефрема Сирина». XIII в. (Ath. Pantokr. 86. Fol.4)

Отцу его при рождении младенца было видение, как из уст его маленького сына вырастает плодоносная виноградная лоза, на ветвях которой зреет множество ягод. И к сладкими тем плодами отовсюду слетаются птицы, и их становится все больше и больше. Это видение образно пророчествовало о том, что пришел в мир великий проповедник, который приведет к Господу через свои рукописные труды и проповеди множество человеческих душ.

Интересный факт

Некоторые древние источники утверждают, что это дивное видение было ниспослано не отцу преподобного, а самому подвижнику в отроческие годы.

Искушений в жизни угодника было немало. Он сам признавался в письменных творениях, что были в его жизни и периоды духовных колебаний, и приступы раздражительности, апорой и плотские помыслы одолевали его. Изменилась жизнь угодника после того, как однажды, будучи невинно осужденным и томясь в заключении, он увидел в видении некоего светозарного мужа, поведавшего, что не бывает в человеческой жизни несправедливого наказания и что за каждым из людей наблюдает Всевидящее Око Божие.

Ефрем Сирин

Прп. Ефрем Сирин. Мозаика кафоликона монастыря Неа Мони, середина XI века

Сей светлый муж объяснил Ефрему, что если тот припомнит свои прошедшие проступки, то поймет, что и наказание послано ему по заслугам. С этого то времени в душе подвижника и произошел коренной переворот: он уверовал в то, что есть во Вселенной Всевидящий и Всеведущий Небесный Владыка, зорко наблюдающий за каждым живущим на земле.

Подвижник посвятил себя монашеству. Он сделался учеником с

вт. Иакова Нисибинского

–епископа его родных мест и прославленного учителя Церкви.По молитвам святителя Иакова и его ученика Господь спас город от разорения персами.

Впоследствии прп. Ефрем Сирин длительное время подвизался близ Эдессы – города, в церкви которого хранился запечатленный на плащанице Нерукотворный Образ Искупителя. Здесь он проповедовал, вразумлял заблудших, трудился над толкованием Священного Писания и над созданием богослужебных песнопений. В сирийской церкви тексты, созданные этим подвижником, поют на службах Рождества и Крещения Спасителя, Страсной Седмицы, Светлого Воскресения и другихпраздненств. Его сочинения настолько просты и понятны, что каждый обращающийся к нимизвлекает для души пользу.

Житие рассказывает, что преподобный предпринял путешествие в египетскую пустыню, где поучался у прп. Паисия Великого.Встречался он также с Василием Великими беседовал с ним о библейских понятиях, о Шестодневе.

Угодник утверждал:

« Тело оживляется духом, а дух верою!»

Это изречение означает, что без веры душа человека безжизненна, поскольку лишена живой мысли и цели, — а это неминуемо приведет к ее к катастрофе. Поэтому душа человека во всякий час должна быть исполнена покаяния, то есть духа исправления, и тогда она твердо будет стоять на спасительном пути.

Успение прп. Ефрема Сирина. Икона. Ок. 1457 г.

Преставился подвижник в июне 373 г. Разные источники указывают различную дату: в некоторых упоминается 9 июня, в некоторых 15, 18 или 19 число.

Когда начинается чтение молитвы Ефрема Сирина

Слова данной покаянной молитвы начинают звучать на богослужениях еще до наступления великопостного периода. Молитва читается в приходахуже в среду и пятницу Сырной Седмицы.

Почему читают в Великий пост

Протоиерей Артемий Владимировпоясняет:

«Что касается этой замечательной молитвы, которую мы часто произносим во дни печальные Великого поста, она имеет своей целью осуществить то, ради чего мы постимся: очистить сердце от празднословия, от любоначалия (властности, амбициозности), от нецеломудренных помыслов, гордостного самоутверждения, и, напротив, обручить душу начаткам Христовых добродетелей: смирению, братолюбию, кротости, благодарению, — вот потому-то эта молитва достаточно часто повторяется во время великопостных богослужений с земными и поясными поклонами.

Повторение – мать учения. И когда мы, взяв корзину с илом или землей, начинаем постоянно промывать ее водой, мало по малу, через ее отверстия уходят прах и нечистота, и перед нами появляется чистая тара. Таково и наше сердце: если мы постоянно «промываем» душу словами этой молитвы, Бог Своей благодатью очищает его и человеку становитсялегко».

До какого дня читается молитва Ефрема Сирина?

В Великую Среду, в завершающей части
Божественной литургии
, слова этого молитвенного прошения звучат в последний раз. В дальнейшем на службах звучат уже особые тексты С трастной седмицы.

Как правильно читать

Литургия Преждеосвященных Даров

Произнося текст молитвы Ефрема Сирина, после каждого прошения полагается совершать земные поклоны, поскольку тело человека неотъемлемо от его души и также должно участвовать в деле спасения цельной человеческой личности. До Никоновских реформ земные поклоны полагались и при 12-кратном повторении воззвания:

«Боже, очистямя грешного!»,
однако в настоящее время принято в этой части моления совершать поклоны поясные.

Великопостная молитва святого Ефрема СиринаВеликопостная молитва святого Ефрема Сирина

Толкование молитвы преподобного Ефрема Сирина

Молитва Ефрема Сирина состоит из обращения к Господу – Владыке живота (жизни) каждого человека, и нескольких прошений.

Прошения содержат просьбу об избавлении молящихся от духа всяческих страстей, о наделении их духом добродетелей испособности удержатьданные добродетели в человеческой душе.

Что такое праздность

Данное понятие означает бездействие, близкое к лени и объясняемое душевной пустотой. Подобная пустота, если не заполнять ее постоянно мирской суетою, заставляет человека испытывать невыносимую скуку и тоску.

"Семь смертных грехов и четыре последние вещи" картина нидерландского художника Иеронима Босха

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» картина нидерландского художника Иеронима Босха

Неслучайно в данном тексте рядом с праздностью стоит дух уныния, ведь, с точки зрения святых учителей, праздность, лень и уныние – понятия близкие,образно выражаясь, это «сообщающиеся сосуды», в которых один порок вытекает из другого. Молитва же и труд – главнейшие условия спасения, в то время как пребывание без дела в христианстве всегда считалось грехом. Подобно тому, как невозделываемая почва зарастает сорняками, душа, над преображением которой не трудятся, заполняется скверными помыслами и желаниями, и быстро растлевается.

Интересный факт

Здесь уместно вспомнить житие прп. Антония Великого, которого посланный с Небес Ангел, наставляя правильно вести благочестивую жизнь, учил сочетать земные труды с духовным деланием, говоря:

«Поступай так и спасешься!»

Что плохого в унынии

Учителя Церкви считают данный порок «родным братом» праздности, поскольку душа человека, не получая духовной пищи, не может не унывать. Душа всегда стремится к Миру Горнему, подсознательно чувствуя, что не может удовлетвориться одними только земными чувствами и благами, не способными ее насытить. Но от лености у нее нет сил добыть это необходимое ей питание, и тогда человек начинает унывать, духовно ослабевать и опускать руки, — наступает «духовная безжизненность».

Жан Дюве. Самоубийство Иуды. 1530-1540. 250х165мм. Резцовая гравюра на меди. Вена. Собрание графики Альбертина

Происходит это оттого, что нет у человека общности с Господом, как с Источником Жизни. И если не побороть вовремя этот чуждый человеческому естеству дух, может наступить крайняя его стадия – отчаяние, при котором разум человека помрачается настолько, что действия его могут привести к катастрофе или же греху самоубийства.

Любоначалие

Это отравляющая страсть, выражающаяся в желании властвовать над другими. Часто бывает скрытой. Первым в любоначалие впал Денница, и потому, подверженные этому пороку люди уподобляются сатане.

Патриарх Кириллпояснил суть данного порока так:

«В дни Великого поста мы многократно повторяем молитву святого Ефрема Сирина, слова которой хорошо знаем. В этой молитве перечисляются пороки, губительные для человеческой души. В этом перечислении занимает место порок ЛЮБОНАЧАЛИЕ, или (по-другому) ВЛАСТОЛЮБИЕ. Если власть понимается как источник удовольствия и наслаждения от того, что твоей воле подчиняются другие, то тогда власть становится соблазном, искушением и гибелью для человека. Вот именного от такого восприятия и переживания власти молитвой святого Ефрема Сирина мы просим Бога нас оградить».

Празднословие

К пороку праздности близок грех празднословия – то есть пустых отвлекающих разговоров и рассуждений о том, о чем христианину не должно рассуждать. Свт. Тихон Задонскийнаставлял:

«Истинный постник тот, кто наложил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия»

А свт. Феофан Затворникписал:

^sss^«Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души. Если их открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие и просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту — язык, которому дается воля говорить, что он хочет».^sss^

Святые учителя утверждают, что за каждое праздное слово человеку придется держать ответ перед Господом, поскольку дар слова дан людям ради великой цели, и не должно с легкомыслием разбрасываться им без всякой нужды.

Празднословию родственны сквернословие, кощунственные высказывания и прочее осквернение уст. Принято считать, что человек, невластвующий над собственной речью, не в состоянии контролировать и все свое существо. В обыденной жизни это называется распущенностью.

Целомудрие

Это драгоценнейшая христианская добродетель, противоположная греху блуда. Иногда, лишь прожив большую часть жизни, люди начинают осознавать то страшное опустошение, которое произвело в них нехранениеданной добродетели. Ищущий Бога человек не может состояться как христианин, если он нецеломудренен.

Смиренномудрие

Эта добродетель – одна из граней смирения, когда оно рождается не под влиянием окружающих обстоятельств, а в разуме человека. Часто призираемое в миру, смирение -величайшаядобродетель пред Лицом Божиим. Из-за утратысмирения дьявол восстал на своего Творца и был низвергнут с Высоты Небесной, не оставив, однако, при этом гордости.

Смирение

Поскольку мир земной находится во власти лукавого, все в нем исполнено самоутверждения: сила, власть и материальные блага имеют в нем высочайшее значение. Подобное умонастроение мерзостно Создателю и неминуемо бывает наказано. Учителя Церкви предостерегают, что, как только дух гордости коснется самого усердного подвижника, вся его жизнь и все положенные им труды делаются никчемными, все прошедшие подвиги обесцениваются пред Очами Божиими. Тот, кто хочет снискать Божию Благодать, долженвоспитать в себе смирение.

Терпение и любовь

Священнослужители образно сравнивают терпение с «раствором, все скрепляющим в духовной жизни». Верующие нуждаются в терпении. Без него не получится подвизаться ни в молитве, ни в изучении Божьего Слова, ни в воздержании, ни в каких-либо других делах. Даже скорби и болезни нужно уметь сносить безропотно, не смущаясь тем, что не видно быстрых результатов духовных трудов.

Любовь – царица добродетелей, без которой все остальные подвижнические делания совершенно обесцениваются. Без нее невозможны крепкие связи между людьми. Сам Искупитель указал на эту добродетель как на отличительную черту Его учеников. Однако любовь должна быть пронизана разумностью и духом евангельских заповедей.

В чем помогает молитва

В тексте молитвы присутствует прошение о даровании таких добродетелей какнеосуждение ближнего и способности зреть собственные прегрешения.

От страсти гнева и злости

Из-за этих наполняющих душу скверной пороков кажется скверной и вся окружающая жизнь. Внимательно же рассмотрев свои согрешения и раскаявшись в них, одновременно испрашивая у Господа смирения, человек делается гораздо менее вспыльчивым и перестает злиться на окружающих, поскольку усматривает уже духовным зрением, что и сам он поступает ничуть не лучше.

В унынии

Уныние, согласно святоотеческому наставлению, есть «расслабление на все доброе», происходящее от внутренней духовной незаполненности. Противоположная ему добродетель – трезвение, то есть бдительное наблюдение за состоянием своего ума и сердца. Слова данного молитвенного обращения взывают к Всемогущему Создателюо помощив отсечении греховных помыслов и настроений, наполнении сердец верующих благодатью и не допущенияих зависимости от духа уныния.

О ненавидящих и обидящих

Между людьми иной раз пролегает враждебная тень. Молитвой же за притесняющих и оскорбляющих один другого людей можно остановить в их душах движение пагубной страсти. Прп. Лев Оптинскийнаставлял:

«Первейшее и самое нужнейшее средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молитва о них по заповеди Христовой».

Держащего внутри себя зло человека победить можно лишь противоположными добродетелями: любовью и незлобием. Так учил Искупитель и таковы святоотеческие завещания. Поэтому данная молитва, заключающая просьбу об исполнении внутреннего естества этими благодатными качествами души, помогает воссоздать между конфликтующими людьми добрые отношения. Кроме того, прося Господа указать вопрошающему собственные недостатки, люди следуют премудрому совету игумена Никона Воробьева:

«Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны сначала изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце».

О возвращении мирных времен

Христианам заповедано не только избегать всякого рода конфликтов, не впуская в себя дух ненависти, но и способствовать умиротворению духа ближних, враждующих друг с другом.

Новая Ладога. Внутренний двор Невской церкви, стена с отверстиями от пуль. Фото из исследовательского проекта учащегося объединения «Тайны Новой Ладоги» Дмитрия Перова

В основе любого конфликта, будь то раздор между людьми или вражда между государствами, всегда лежит стремление поставить собственныеинтересы выше интересов оппонентов. Молитва же Ефрема Сирина содержит прошение о ниспослании духа любви, неосуждения ближних, терпения и смирения, при принятии которых умонастроение людей меняется, ипоявляется благочестивое произволение снять остроту и напряженность враждебной обстановки.

В чем смысл и значение великопостной молитвы

Данная молитва – обращение к Господу с тем, чтобы Он дал человеку способность видеть совершаемые им проступки. Не только тяжкие, но и повседневные, ежечасно совершаемые каждым из людей, потому что христиане должны предъявлять к своей жизни высшие мерки и требования. В словах этого текста заключено также прошение о том, чтобы Всемилостивейший Создатель помог верующим в Него отрешится от всякого зла и стяжать дух добра, избавляющий от тлетворного воздействия страстей Его последователей.

Молитва Ефрема Сирина – символ
Великого поста
. Однако не существует никакого запрета на ее чтение и в прочее время, если она близка сердцу человека.

Стихи Пушкина

Моитва Ефрема Сирина была любима не только великими учителями Церкви и непорочными женами, но и великим отечественным поэтом, творчески переложившим творение преподобного на поэтический лад. В конце июля 1836 г. в его душе родились следующие строки:

По знаменательному стечению обстоятельств великий поэт скончался 10 февраля — в день памяти прп. Ефрема Сирина.

Частые вопросы

Когда начинать читать молитву Ефрему сирину?

Молитву Ефрема Сирина начинают читать во вторник и четверг (вечера) Сырной седмицы – подготовительной недели перед Великим постом. Пост уже частично начался, мы не едим мяса, а в среду и пятницу не служат Литургию. Далее молитва читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений.

Как читать Господи и Владыко живота моего?

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

Как правильно читать молитву святого Ефрема Сирина?

При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон.

Можно ли читать молитву Ефрема Сирина каждый день?

Но молитва Ефремов Сирина звучит намного чаще всех остальных. Необходимо читать эту молитву два раза в течение одного дня, это является обязательным условием. Но молитва звучит не каждый день, по субботам и воскресеньям ее читать не нужно.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Погрузитесь в биографию и творчество Ефрема Сиринского, чтобы лучше понять контекст его знаменитой молитвы. Это поможет вам по-настоящему ощутить глубину его духовного наследия.

СОВЕТ №2

Изучите значение каждой фразы молитвы «Господи и Владыко живота моего» и попробуйте применить ее в своей повседневной жизни. Постепенно внедряйте эти слова в свою молитвенную практику.

История возникновения молитвы Ефрема Сирина

Молитва “Господи и Владыко живота моего” является одной из самых известных и популярных молитв в православной традиции. Ее автором считается святой Ефрем Сирин, который жил в IV веке. Ефрем был известным аскетом, проповедником и поэтом, его творчество оказало значительное влияние на развитие православной церкви.

История возникновения этой молитвы связана с жизнью и духовным опытом святого Ефрема. По преданию, Ефрем испытывал сильное внутреннее смятение и страдал от своих грехов. Однажды, в поисках прощения и очищения, он отправился на пустыню, где провел долгие дни в молитве и покаянии.

Во время своего уединения, Ефрем обратился к Богу с молитвой, которая стала известной как “Господи и Владыко живота моего”. В этой молитве святой просил Господа помочь ему преодолеть свои слабости, обрести духовное совершенство и исцелить его душу. Молитва была написана проникнута глубоким чувством покаяния и смирения перед Всевышним.

С течением времени молитва Ефрема Сирина стала широко распространена среди православных христиан и считается одной из основных молитв покаяния и очищения. Ее текст был переведен на множество языков, и она исполняется верующими во время Великого поста и других церковных праздников.

Таким образом, история возникновения молитвы Ефрема Сирина свидетельствует о глубокой духовной связи святого с Богом и его стремлении к очищению и преображению души через молитву и покаяние.

Оцените статью
Добавить комментарий