Икона Воскресения Христова является одной из наиболее почитаемых и значимых в православной иконографии. Представляя собой изображение воскресшего Христа, она символизирует победу над смертью и спасение человечества. В данной статье мы рассмотрим различные аспекты и значения этой иконы, включая ее историю, символику и значение для христианской традиции.
Мнение эксперта:Эксперты высоко оценивают икону Воскресения Христова как одно из величайших произведений искусства православной традиции. Символизм этой иконы несет в себе глубокий духовный смысл, отражая тему победы над смертью и воскрешения. Изображение Христа, восстающего из гроба, окруженного светом и ангелами, внушает надежду и веру в вечную жизнь. Мастерство и тонкая символика, воплощенные в этой иконе, делают ее объектом восхищения и изучения как для ценителей искусства, так и для верующих.https://www.youtube.com/embed/wHAF0KvbZ0QИконография Воскресения Христова
Евангелия совершенно умалчивают о том, как именно оно случилось, как выглядел Воскресший Спаситель. По словам монахини Иулиании (Соколовой),
«все это остается сокровенной тайной, и молчание о том евангелистов свидетельствует лишь об их безупречной искренности и величии события, не поддающегося никакому описанию».Как же появились иконы Воскресения?
Читайте также:В чем
суть Пасхи
Категория | Подкатегория | Содержание |
---|---|---|
Название иконы | Икона Воскресения Христова | Икона, изображающая воскрешение Иисуса Христа из мертвых |
История иконы | Происхождение иконы | Икона была написана в VI веке в Византии |
Иконография | Композиция иконы | Икона изображает Иисуса Христа, восстающего из гроба, с ангелами, держащими над ним победные венки |
Символизм и значение | Символика иконографии | Икона символизирует победу Иисуса Христа над смертью и грехом |
Культурное значение | Использование иконы в культуре | Икона является одной из самых известных и любимых икон в христианстве |
Религиозное значение | Значение иконы в религии | Икона является важным объектом поклонения для христиан |
История иконографии
Хотя событие «не поддается никакому описанию», изображения его знали уже христиане первых веков. Однако, тогда было принято изображать не внешнее событие, но его духовную суть.
Поэтому чаще всего использовались символы, притом первыми среди них были те, о которых говорил Сам Господь:
- так, Он упоминает о «знамении Ионы пророка», когда, подобно его трехдневному пребыванию внутри кита, «Сын Человеческий будет во чреве земли три дня и три ночи» (Мф.12:40); именно такие изображения находят в римских катакомбах;
- второй по времени возникновения иконографический тип – «Сошествие во ад»; он известен примерно с IX в; как на образах прор. Ионы, здесь о Воскресении рассказывается также языком символов: теперь основание для иконографии – осмысление события, прежде всего, Апостолом Петром, обращаясь к христианам, говорит, что Господь «.. быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал благую весть о спасении» (1Пет.3:18–19); кроме того, о сошествии Господа во ад, к ветхозаветным праведникам, говорит поздний апокрифический источник, так называемое Евангелие Никодима, в этой части, как полагают, воспроизводящее предание, восходящее к веку Апостолов;
- наконец, иконы, которые появляются со 2 пол. XVII в., изображают собственно Воскресение; сейчас известны подобные образы, как созданные по традиционным иконописным канонам, так и написанные манерой классической академической живописи.
Описания иконы «Воскресение Христово»
Часть их известна с древности, иногда сюжеты использовали позднейшие иконописцы.
Иона – образ Воскресения
Обычно пророк пишется выброшенным из чрева морского зверя. Впоследствии такие изображения встречаются как у живописцев, так – в храмах. Например, известна икона XVIII в. из храма Воскресения сибирского Тобольска: на ней пророка выбрасывает на землю морское чудовище.
Иные поздние изображения вообще показывают Иону, молящегося у моря на камне, благодарящего за избавление, а за ним, в небесах – фигуру Христа Воскресшего, облеченного белыми одеждами.
Читайте также:Что делают на Пасху
Сошествие Христа во ад
Одна из первых икон такого рода, известная церковным историкам – миниатюра из Псалтири IX в. Здесь ад изображен как большой, страшный, но поверженный Христом человек. Стоя на его упавшем теле, Господь подает руки первым людям, Адаму и Еве, чтобы привести их к потерянному ими Раю. Иногда ад также писался как старик, также лежащий под ногами Христовыми.
Впоследствии аллегорические изображения уходят, так что возникает привычный нам образ «Сошествия во ад», где Господь Воскресший представлен выводящим за руки из преисподней Адама и Еву, за которыми следуют другие люди, тысячелетия томившиеся, будучи удалены от Бога.
Традиционно сам ад пишется черным цветом.
Интересный фактИнтересны обломки под ногами Господа: сложенные крестообразно, они действительно – точная «иллюстрация» к пасхальному песнопению: «Врата адова сокрушил еси, Господи, и Твоею смертию смертное царство разрушил еси». Это действительно обломки врат: теперь путь к Раю свободен.
Такие образы были самыми распространенными на Руси до середины XVII в., да и сейчас часто встречаются в храмах.
Нередки подобные изображения были также на христианском Западе. Здешние иконописцы были склонны к проработке разного рода деталей: так, можно увидеть, например, бесов, мучающихся грешников, горячие котлы. Христос же выступает, как воин, Крестом поражающий темные силы.
Воскресение Христово
Одна из первых таких икон относится примерно к 400 г. от Рождества Христва, а вырезана из слоновой кости. Здесь осмысливаются одновременно
Воскресение
и Вознесение Христа. Его нижняя часть изображает опустевший Гроб Господень, воинов, вверху – поднимающийся на гору Христос. Совсем немного, и облако скроет Возносящегося Господа. Эта икона, очевидно, западного происхождения, а у мастеров Византии долгие века единственно возможным оставалось изображение Ангела, который стоит у пустого Гроба, рядом с лежащей Плащаницей. Пред ним – женщины-мироносицы, которые первыми услышали радостную весть. Самого же Господа здесь нет.
Иного рода образы распространяются с секуляризацией культуры, когда пытливый человеческий разум доискивается ответов там, где средневековому человеку было «удобее молчание», например, никто не доискивался, как выглядел Воскресший, как случилось само событие.
Одна из первых подобных икон принадлежит придворному мастеру русского царя Алексея Михайловича (2 пол. XVII в.), Симону Ушакову. Здесь Господь написан… дважды:
- Воскресшим, исходящим из гроба; как ознаменование победы над смертью, он держит знамя; Спасителю предстоит сонм Ангелов;
- ниже этого сюжета – сошествие Христа во ад; навстречу Ему выходят души, заточенные там; первый из выводимых из преисподней – Адам.
Позже появляются другие сюжеты, среди которых – Распятие, положение Христа во грод, история жен-мироносиц, встречающих Ангела. Бывают также образы, где представлены явление Воскресшего Христа мироносицам, Апостолам на Тивериадском озере, Его же встреча с
ап. Фомой
, и даже Вознесение. Некоторые из них приобретают самостоятельное значение, например, у западных христиан известна икона, изображающая у ног Господа Марию Магдалину. Она называется «Noli Mi tangere» («Не прикасайся ко Мне!»). Это слова, с которыми Воскресший действительно обратился к Своей ученице.
Постепенно изображение собственно Воскресения также становится самостоятельным сюжетом. Так формируется еще один иконографический тип. Чаще всего здесь можно увидеть:
- фигуру Господа, облеченную белой одеждой; на знамени, которое держит Христос, начертан Крест – символ победы над «последним врагом» (1 Кор.15:26), смертью;
- изображение Гроба Господня, действительно похожее на сам гроб, ныне известный в храме Воскресения Иерусалима;
- предстоящих Христу Ангелов;
- на образах, которые созданы уже по канонам светской живописи, можно заметить также воспроизведение других обстоятельств события, например, рассветное небо, предвещающее наступление зари: как известно, Христос воскрес, по словам св. Марка, «рано», то есть ранним утром (Мк.16:9).
Стоит сказать, что такой образ – заимствование с католического Запада, где Воскресший Господь чаще всего изображается именно в белых одеяниях, со знаменем победителя.
Интересные факты
-
Икона Воскресения Христова — одна из самых распространённых и узнаваемых икон в христианстве. Она изображает воскрешение Иисуса Христа из мёртвых на третий день после распятия.
-
На Руси икона Воскресения Христова была особенно почитаема. Она занимала центральное место в иконостасе и часто использовалась в качестве главного образа в храмах. Икону также брали с собой в военные походы и на важные государственные мероприятия.
-
Икона Воскресения Христова имеет множество различных вариантов изображения. На одних иконах Христос изображён стоящим на гробнице, на других — выходящим из гроба, на третьих — парящим над гробом. Также могут изображаться ангелы, апостолы и другие святые.
Значение иконы Воскресения Господня
Оно различно – так, образ св. Ионы является возвещением о древнем пророчестве, что Мессия будет «во чреве земли», а затем воскреснет. Глубокий богословский смысл, который начали раскрывать еще Апостолы имеет «Сошествие во ад»: всякая душа, доверившая себя Христу, будет спасена, как во время земной жизни, так – в будущем всеобщем воскресении.
Наконец, иконы «Воскресение Христово» по большей части – своего рода «комментарий в красках» к Евангельскому тексту, свидетельство о Воскресшем Спасителе, победившем смерть.
О чём молятся у иконы воскресшего Христа?
В пасхальные дни перед ними душа чаще всего просит Акафиста Воскресению Христову. Его слова – не столько просьбы о помощи ко Господу, сколько чистая радость о Воскресшем, предвкушение будущего века, Царства Божия.
И, конечно, к Спасителю обращаются со всеми теми нуждами, к которыми притекают к другим Его образам.
Воскресение Христово в живописи
Светские художники многократно обращались к теме. Ее популярность объясняется не только значимостью события для верующего человека. Отсутствие ясных описаний события как у Евангелистов, так – вообще в церковном предании, давало широчайший простор для фантазии художников. Особенно много подобных работ у западно-европейских живописцев:
- итальянец Тициан (XVI в.) изображает Воскресшего парящим в воздухе, со знаменем победы над смертью; поклонник телесности, как все художники Ренессанса, он написал Христа обнаженным, что радикально расходится с церковной традицией;
- современник Тициана, художник Северного Возрождения Маттиас Грюневальд представляет Христа, окруженного золотистым сиянием, как бы возносящимся над землей; нижней части картины – павшие на землю римские воины, испуганные происходящим.
Русские художники XIX-XX вв., хотя находятся под влиянием западной живописи, стараются опираться также на византийскую и русскую иконописные традиции:
- сохранился эскиз В.М.Васнецова, сделанный для храма г. Гусь-Хрустального: здесь событие, хотя изображено по канонам живописи, а не иконописи, однако же, представлено как сошествие Христа во ад: эскиз полностью повторяет композицию древних икон – Христос, выходящие Ему навстречу грешники;
- а вот фреска из Казанского собора Петербурга работы А.Л.Шустова представляет Христа во всем подобно тому, как это делают западные художники – осиянным светом, поднимающимся над землей;
- похожи на европейские картины изображения у М.В.Нестерова; Господь изображен выходящим из Гроба, облеченный белым одеянием, Он держит Крест.
Сошествие Христа во ад кисти Дионисия
Сошествие во ад
Мастерская Дионисия
1502 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Фреска Сошествие во ад в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, Дионисии (1502 г.)
***
Изображений самого главного – но при этом таинственного – события человеческой истории множество. Но «сокровенная тайна» не поддается немощному человеческому слову, даже кисть художника изображает ее прикровенно, сколько возможно человеку.
Частые вопросы
Что означает икона Воскресения Христова?
Икона «Воскресение Христово» – это визуальное описание событий, легших в основу этого великого праздника. Ее можно считать застывшим в образах фрагментом Евангелия, который описывает воскрешение и вознесение Христа, а порой – и все двунадесятые праздники сразу.
Какая икона должна быть на Пасху?
В качестве подарка на пасху Икона Воскресение Христово и икона Спасителя — самые уместные и подходящие.
В чем помогает икона Иисуса Христа?
В чем помогает икона Спасителя Иисуса Христа Дает здоровье детям. Приносит мир и благодать в семью. Дарует силы в трудных ситуациях в быту и на работе. Помогает справиться с любой бедой.
Кто воскресил Христа?
Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в воскресение Иисуса Христа.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю и символику иконы Воскресения Христова, чтобы понять ее глубокий духовный смысл.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на детали иконы, такие как ангелы, святые, крест и другие элементы, чтобы расширить свое понимание и восхищение перед произведением искусства.
СОВЕТ №3
Попробуйте самостоятельно нарисовать или нарисовать копию иконы Воскресения Христова, чтобы лучше вжиться в технику и труд художника.
Символика иконы Воскресения Христова
Икона Воскресения Христова является одной из наиболее почитаемых и значимых икон в православной церкви. Она символизирует победу Христа над смертью и воскрешение, что является центральным событием в христианской вере.
На иконе Воскресения Христова изображается Христос, стоящий на разрушенных вратарях адского царства, держащий в руках Адама и Еву. Это символизирует освобождение человечества от греха и смерти благодаря жертве и воскресению Христа.
Также на иконе часто изображаются апостолы, свидетельствующие о воскресении Христа, а также ангелы, воспевающие победу Христа. Икона Воскресения Христова напоминает верующим о надежде на вечную жизнь и спасение через веру в Христа.
Символика иконы Воскресения Христова также включает в себя изображение победного креста, символизирующего победу Христа над смертью и грехом. Этот крест является знаком победы и надежды для всех верующих.