Иконоборчество – одно из значимых явлений в истории христианской церкви, вызвавшее серьезные разногласия и конфликты. Эта статья расскажет о происхождении и развитии иконоборчества в различных регионах, его влиянии на религиозную и политическую жизнь, а также принципах этого религиозно-политического движения.
Мнение эксперта:Иконоборчество, как религиозно-политическое движение, вызывало и продолжает вызывать много споров среди историков и исследователей. Эксперты отмечают, что иконоборчество имело место в различные исторические периоды и связано с попытками уничтожения икон и изображений святых в христианской церкви. Принципы этого движения основывались на убеждении о недопустимости поклонения изображениям и связывались с идеей идолопоклонства. Для некоторых иконоборцев это был способ борьбы с язычеством и сохранение чистоты веры, в то время как другие видели в этом угрозу для культурного наследия и христианской традиции. Важно отметить, что иконоборчество оказало значительное влияние на развитие христианства и искусства, а его последствия до сих пор занимают умы исследователей.https://www.youtube.com/embed/tbe1VSyO3L0Что такое иконоборчество?
Обычно под ним понимают:
- категорическое неприятие возможности изобразить священное, божественное, силами человека;
- борьбу с почитанием подобных священных изображений вплоть до их уничтожения, а также гонений на почитателей таких образов –это основная суть действий иконоборцев, цель которых – «очистить» почитание Бога от, как они полагают, суеверий.
Интересные факты
-
Иконоборчество зародилось в Византийской империи в 8 веке. Император Лев III Исавр издал указ, запрещающий поклонение иконам, считая их идолами. Одной из причин иконоборчества было стремление императоров укрепить свою власть и подчинить церковь государству.
-
Иконоборчество привело к длительным спорам и конфликтам в Византийской империи. Сторонники иконопочитания (поклонения иконам) подвергались гонениям и преследованиям со стороны государства, многие иконы были уничтожены. В 843 году состоялся Константинопольский собор, на котором иконопочитание было восстановлено.
-
Иконоборчество не ограничивалось Византийской империей, оно распространилось и на другие христианские страны, в том числе на Франкское королевство и Папскую область. Однако, в отличие от Византии в других странах иконоборчество не носило столь радикального характера и не привело к массовому уничтожению икон.
История иконоборчества
Чаще всего под ним понимают движение в Византии VIII-IX вв., начатое императорами, впоследствии осужденное VII Вселенским Собором. Однако неприятие священных изображений вообще имеет куда более длительную историю: оно было до известных событий истории Византии, существовало после, более того, подобный взгляд на священные изображения распространен до наших дней.
Предпосылки и возникновение
Хотя христиане издавна понимали под иконой священное изображение (Бога, святого), изначальное значение термина шире: греческое «εἰκών» означает любое изображение вообще, совсем не обязательно священное. Поэтому виды иконоборчества исторически различны, как неоднозначны его причины:
- с точки зрения религиозной, отрицание священных образов во всем времена основывалось на том, что реалии духовного мира вообще не изобразимы человеческими силами, недоступны пониманию художника;
- кроме того, существует так называемое «damnatio memoriae» (буквально с латинского – «проклятие памяти», своего рода посмертное наказание); это попытка уничтожить историческую память о каком-либо человеке, как правило, имеющая политические, а не религиозные основания.
Впрочем, политический момент весьма часто примешивается к религиозному отвержению священных образов.
Иконоборчество в античности
В это время оно существовало и как религиозное, и как политическое:
- несмотря на то, что были широко распространены скульптурные изображения богов, существовала также критика подобной практики; например, подобные образы еще за 500 лет до Рождества Христова порицали философы-греки Гераклит и Ксенофан, как безуспешную попытку изобразить то, что показать невозможно – к тому же идея по подобии богов смертным людям казалась им примитивной;
- известно было также «проклятие памяти»: известно разрушение статуй тиранов, узурпаторов, осквернение могил поддержавших их воинов, практиковавшееся, например, у римлян: археологи находят сотни могильных камней со стертыми надписями, явное проявление желания изгладить из памяти потомков имена неугодных людей, скорее всего, политических или личных противников.
Иконоборчество в иудаизме
Жесткие запреты на материальные изображения Бога существовали у иудеев со времен прор. Моисея. Заповедь Божия гласит: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20.4-5)».Среди десяти установлений, данных Богом Своему народу, это – второе (после запрета на поклонение иным богам), что говорит о важности заповеди. По сути, она запрещает:
- пытаться изобразить «то, что на небе наверху», то есть Божество, Того, Кто выше всего видимого мира; с этой частью заповеди, безусловно, согласились бы Гераклит с Ксенофаном;
- поклоняться творению, а не его Создателю, как это делали язычники, среди которых жили иудеи; идолопоклонники действительно обожествляли природные явления, деревья, камни, а также создавали антропоморфные, то есть внешние подобные человеку, статуи божеств.
Вместе с тем, святые отцы издавна заметили, что абсолютного запрета на любые изображения у древних иудеев все-таки не было. Например:
- описание
Ковчега завета
, главной святыни народа Божия, включает изображенных на его крышке Херувимов; - статуи Ангелов были также в Иерусалимском храме, построенном царем Соломоном по прямому Божию благословению.
Таким образом, запрет касался больше изображений ложных богов, поклонения им – и, конечно, немощных попыток уравнять с ними Создателя Вселенной, Бога Единого – и изобразить Его.
Ранние христиане – иконоборцы?
Об этом иногда говорят историки, указывая на многочисленные факты разрушения языческих святилищ, уничтожения статуй богов, описанные, например, «актами мученическими» (это протоколы допросов верующих), житиях святых первых веков Церкви. Вместе с тем, в катакомбах Рима, где христиане совершали тайные богослужения, находят сотни изображений Христа, Богородицы, Ангелов, Апостолов. Поэтому говорить, что первые верующие были совершенными противниками изображений, конечно, невозможно: речь шла лишь о неприемлемости для них языческих божеств.
Впрочем, заметим также другое: римские христиане, создавшие первые образы, были, по терминологии тех лет, «из язычников», то есть не евреями, как первые ученики Христа. А вот о том, что иерусалимские христиане («иудеохристиане», как именуют их историки) имели у себя какие-либо изображения, данных нет. Зато имеется множество свидетельств, что они, веруя во Христа, также сполна соблюдали Закон Моисеев – недаром сами иудеи, хотя противники христианства, признавали первого епископа Иерусалимской Церкви, ап. Иакова, сродника Христа по плоти, «праведным», что означало точнейшее соблюдение всех заповедей Моисея – включая запрет на изображения.
Таким образом, отношение к священным образам у христиан первых веков можно назвать неоднозначным. К VIII в. от Церкви потребовалось раз навсегда определиться с вопросом изобразимости Бога.
Иконоборческое движение в Византии
Историкам хорошо известны основные факты, связанные с зарождением движения: его инициатором стали не церковные деятели, а императорская власть: именно царь Лев III Исавр впервые запретил почитание икон. Однако, о причинах этой акции, а также последующей политики царей, существуют разные мнения:
- согласно мнению современных тем событиям церковных историков, на имп. Льва оказали влияние иудеи, мусульмане; эта версия отражена материалами осудившего ересь VII Вселенского Собора; на его заседаниях была зачитана «Повесть против иконоборцев» свт. Иоанна Иерусалимского, где говорится о влиянии некоего иудейского мага на Сирийского халифа Йазида: тот рекомендовал ему уничтожить все изображения, что гарантировало бы успешное правление; характерно, что Исаврия (юг полуострова Малая Азия), откуда родом был царь Лев, находится поблизости от мест проживания мусульман и иудеев – возможно, он действительно мог подпасть под их влияние;
- современные исследователи считают версию о «внешнем» происхождении ереси малоосновательной: ислам, ныне категорически отрицающий изображения, был тогда очень молодой религией, где такая позиция только складывалась (отсюда сама история об иудее, который убеждает мусульманина-правителя отказаться от изображений – выходит, они еще приняты у мусульман); намного убедительнее выглядят внутрицерковные причины – прежде всего, распространение среди христиан массы суеверий, связанных с изображениями.
Среди подобных суеверий наиболее вопиющими были:
- практика «приглашения» изображения святого, как восприемника (крестного!) при Крещении;
- подмешивание краски со священных изображений к Крови Христовой – некоторые христиане даже не принимали Причастия без такого «добавления».
Наконец, движение имело отчетливые политические причины, среди которых – желание царя утвердить свою власть над Церковью, его противостояние монашеству (по мнению правителя, монастыри отвлекали средства, людские ресурсы от более важных направлений деятельности империи, например, войн, расширения территории).
Начало гонений
Первой акцией Льва Исавра стало распоряжение поднять священные изображения, находившиеся по храмам, на такую высоту, чтобы «суеверным» невозможно было к ним приложиться. Затем в 726, 730 гг. последовали два закона, запретившие:
- поклонение святым образам;
- нахождение их по храмам, а также дома у верующих.
Церковь резко воспротивилась повелениям царя:
- в 730 г. вынужден оставить кафедру свт. Герман Константинопольский, не принявший вмешательства государства в религиозные вопросы; уже тогда многие потребовали созвать Вселенский Собор;
- в 754 г. наследник имп. Льва, Константин V, попытался провести свои решения через Собор 388 архиереев, который был объявлен Вселенским; полнота Церкви не приняла его, начались гонения на иконопочитателей, прежде всего, монахов, твердо стоявших на этой позиции; многие приняли мученическую кончину, другие – пережили заключение, пытки, иные же уехали; по некоторым данным, чисто таких эмигрантов доходило до 50000 человек.
Полемика
Несмотря на тяжелое положение, почитатели икон не просто не изменили позиции, но смогли дать ей логичное, развернутое обоснование. Многие из таких полемических трудов создавались за пределами Византии, где за высказывание подобных мнений ждали тюрьма, пытки, смерть. Среди таких сочинений выделяются труды
Иоанна Дамаскина
, чиновника при Сирийском халифе. Согласно ему:
- основанием для изобразимости Бога служит Его Воплощение как Совершенного Человека; именно поэтому Бог Отец – не изобразим, но Иисус, Второе Лицо Троицы, явлен людям;
- христиане чтут не доски или краски, но «первообраз», Бога, святого, который изображен; именно, а не предмету, воздается поклонение; таким образом, отвергаются имевшие место суеверные обычаи;
- сами образы – знак присутствия Бога, святых, нашего с ними общения; они помогают собрать внимание молящегося, свидетельствуют Истину, но не словами, а красками.
Таким образом:
«Если изображения делаются для славы Божией и Его святых и для соревнования добродетели и – избежания порока и спасения душ, то должно принимать их с радостию и почитать, как образы и подражания, и подобия, и книги для неграмотных, и поклоняться, и целовать, и приветствовать глазами и устами, и сердцем, как подобие воплотившагося Бога или Его Матери, или святых, соучастников страданий и славы Христа и победителей, и истребителей диавола и демонов, и заблуждения их».
Осуждение на Вселенском соборе
Преследования чтителей икон продолжались. С 775 г. императором становится сын Константина V, Лев IV, несколько ослабивший репрессии. По его кончине (780 г.) вдова, царица Ирина (регентша при малолетнем императоре Константине VI), убежденная сторонница почитания священных образов, решает созвать Собор. Сделать это удалось только к 787 г.: движение за практически 60 лет пустило глубокие корни. Собор потребовал нескольких лет подготовительной работы, а первая попытка провести его заседания (786 г.) была сорвана взбунтовавшимися иконоборчески настроенными войсками.
Созвать
Собор
удалось только 24 сентября 787 г.в Никее, местности близ столицы империи. Собравшиеся отцы:
- опровергли определение прежнего собора 754 г.;
- установили почитание священных изображений для всей Церкви, объявив иконоборчество ересью.
Впрочем, осуждение не означало еще окончательного ее низложения: впоследствии гонения продолжились при императорах ЛьвеVАрмянине и Феофиле. При последнем, ужеIXв., пострадали братья Феодор и Феофан Начертанные – на их лицах были железом выжжены слова, «обличающие» их как чтителей икон, врагов царя. Иконопочитание окончательно утверждено только с 843 г.
В Риме
Отношение западных христиан к происходившим на Востоке событиям можно назвать сложным:
- с одной стороны, Папа Римский категорически отвергал ересь, принимал приезжавших из Византии эмигрантов; Рим хранил привезенные ими честные образы;
- в то же время, уже возникла империя франков, руководимая Карлом Великим, именуемая «Священной Римской»; таким образом, государство претендовало на роль правопреемника «первого Рима», что не могло не беспокоить Византию: отношения Карла Великого с ней становились все хуже; но не менее напряженными были политические противоречия Карла с Папой Римским.
Иконоборчество, как политическое движение
Именно соображениями политики объяснялись колебания Рима – от осуждения ереси до такого же осуждения почитания икон. Например,
- в 769 г., когда на Востоке шли гонения, Папа Стефан инициирует осуждение ереси на Соборе в Риме; сделано это ради предотвращения сближения Карла Великого (претендовавшего на итальянские владения Святого Престола) с Византией;
- в 825 г. еще один Собор отвергает догмат VII Вселенского Собора, но осуждает также еретиков, утвердив: святые образы нужны не для почитания, а ради формирования у молящегося благочестивого настроя – но и отвергать их не следует;
- а вот на Константинопольском Соборе 869 г. присутствуют легаты Папы, которые полностью поддерживают догмат иконопочитания.
Подобная противоречивая позиция впоследствии привела к тому, что с началом Реформации у католиков появились собственные иконоборцы – протестанты.
Иконоборчество в современном мире
Отношение к священным изображениям сейчас различно. Однако до радикальной «борьбы на уничтожение» доходят немногие религиозные движения.
Последователи иконоборчества
Сейчас к числу отвергающих священные изображения принадлежат, прежде всего, различные протестантские деноминации. При этом радикальное иконоборчество с уничтожением священных изображений для большинства из них нехарактерно: речь просто идет о том, что изображения Бога, святых, не являются почитаемыми.
Священные образы, равно как вообще изображения человека, отвергаются также иудеями (по этой причине существует запрет на посещение ими христианских храмов), мусульманами. Однако собственно «борьба с изображениями» характерна скорее для радикального ислама. Самая известная акция такого рода – уничтожение уникальных статуй Будды движением Талибан в Афганистане 26 февраля 2001 г.
Ну а православные христиане со времен VII Вселенского Собора первым воскресным днем Великого Поста отмечают Торжество Православия – восстановления почитания икон, которые доныне продолжают украшать храмы – и, по вере многих, прославляться чудотворениями.
Частые вопросы
Что такое иконоборчество и как оно возникло?
Иконоборчество – это религиозно-политическое движение, направленное против использования и почитания икон в христианском богослужении и искусстве.
Движение возникло в Византийской империи в VIII веке и стало причиной ожесточенных споров и конфликтов.
Последователи иконоборчества считали, что использование икон противоречит библейскому запрету на создание изображений Бога и что иконы ведут к идолопоклонству.
Противники иконоборчества утверждали, что иконы являются важным средством религиозного выражения и что они помогают верующим лучше понять и воспринять христианскую веру.
Каковы основные принципы иконоборчества?
Иконоборческое движение основывалось на ряде принципов, которые были сформулированы в различных византийских документах и сочинениях.
Одним из основных принципов иконоборчества было убеждение, что Бог не может быть изображен в человеческом образе, поскольку Он является духовным и нематериальным существом.
Другим важным принципом было утверждение, что иконы являются идолами, которым люди поклоняются вместо истинного Бога.
Иконоборцы также считали, что использование икон в церкви отвлекает внимание верующих от молитвы и созерцания Бога и приводит к суеверию и偶像崇拜.
Какие были последствия иконоборчества?
Иконоборческое движение оказало значительное влияние на историю Византийской империи и христианства в целом. Основными последствиями иконоборчества стали разрушение многих икон и фресок, запрет на их создание и использование в богослужении, а также преследование иконопочитателей.
В результате иконоборчества произошел резкий упадок византийского искусства, а также углубление раскола между Восточной и Западной церквами.
Кроме того, иконоборческое движение привело к возникновению иконоборческой иконографии, которая отражает представления иконоборцев о том, как следует изображать религиозные сюжеты.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении иконоборчества обратите внимание на исторический контекст и причины, приведшие к возникновению этого движения. Это поможет лучше понять его цели и последствия.
СОВЕТ №2
Изучите основные принципы иконоборчества, такие как отрицание почитания икон, а также аргументы сторонников и противников этого движения. Это поможет получить более полное представление о нем.
СОВЕТ №3
При чтении статей и исследований об иконоборчестве обращайте внимание на различные точки зрения и интерпретации исторических событий. Это поможет сформировать собственное мнение на основе разносторонней информации.
Иконоборчество в искусстве
Иконоборчество в искусстве имело значительное влияние на развитие христианского искусства в разные исторические периоды. Само понятие иконоборчества происходит от греческого слова “иконо” – значит “изображение” и “борьба”. Это движение возникло в Византии в VIII веке и было направлено против культового почитания икон, которое считалось ересью.
Иконоборчество в искусстве привело к тому, что византийские мастера стали создавать иконы, не изображающие лица святых, а символизирующие их присутствие через атрибуты и символы. Это привело к развитию новых стилей и техник в иконописи, таких как символическая иконопись и стилизованные изображения святых.
Иконоборчество также повлияло на развитие иконографии и художественных традиций в христианском мире. Многие иконы, созданные в период иконоборчества, отличаются строгостью форм, отсутствием лицевых черт и более абстрактным изображением святых.
С развитием иконоборчества в искусстве связано множество интересных историй и легенд, а также значительные изменения в художественном выражении христианства. Иконоборчество оказало огромное влияние на формирование христианской иконографии и искусства в целом.