В современном мире, где ценится скорость и результат, понятие смирения кажется утратившим свою актуальность. Однако истинный труд, который приносит не только материальное благополучие, но и душевное удовлетворение, невозможен без этого важного качества. В данной статье мы рассмотрим, почему смирение играет ключевую роль в достижении успеха и какие преимущества оно приносит как в профессиональной, так и в личной сфере.
Наш ветхий человек работать не хочет
Первая проблема — это убеждение, что до грехопадения человек вообще-то труда и не имел. Вот было благо-то! Это тот идеал, к которому стремятся все выпускники средних школ.
Когда в советское время высокая комиссия Министерства образования пришла в одну из лучших московских школ, они зашли в старший класс (тогда 10-й) и замминистра спросил: «Кем бы, ребята, вы хотели быть?». Весь класс дружно закричал: «Пенсионерами!». Все! Директор был уволен, классные наставники сменены. Потому что это была такая политическая незрелость, что и представить себе невозможно. Они хотели быть не космонавтами, не летчиками, не трактористами, а пенсионерами. Подумайте только!
Оказывается, уже тогда в психологию молодых людей были заложены апатия, искание доходного места, неважно честного или бесчестного. Уже ушли от атмосферы некого героизма, патриотизма, желания работать ради того, чтобы принести благо обществу, людям. Быть пенсионерами! То есть ничего не делать, но получать хорошо. Ничего не делать, но иметь все.
Не это ли является одним из самых основных стремлений ветхого человека? Ветхий человек именно это и хочет. Помните авву Дорофея? Сластолюбие, сребролюбие, славолюбие. К чему все сводится в конце концов? Получать плоды, нисколько не думая о том, как они могут быть приобретены. Вынуть рыбку из пруда без всякого труда. Вот та ветхость, которая сидит в природе человека.
И все зависит от того, в какой степени общественная атмосфера, идеология государства, может быть религия, способствуют развитию этой идеи или, напротив, препятствуют ей. Но сама по себе идея без труда получить все глубоко присутствует в обществе, и большинство людей считают, что эта идея ненормальна.
Большинство христиан называют эту идею бесовской. Обратите внимание, в Евангелии говорится:
«Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают ег» (Мф. 11:12).
То есть даже Царствие Божие приобретается трудом, и только те, кто предпринимают усилия, обретают его. Даже это чисто духовное явление приобретается трудом.
Мнение эксперта:
Истинный труд всегда сопровождается смирением, считают эксперты. Смирение позволяет человеку открыться новым знаниям, быть готовым к самосовершенствованию и принимать критику. Благодаря смирению человек становится более терпимым и уважительным к окружающим, что способствует гармоничным отношениям как в личной жизни, так и на работе. Эксперты утверждают, что именно скромность и умение учиться на своих ошибках делают труд истинно ценным и результативным.
Как сделать, чтобы труд приносил благой плод?
Труд может иметь разные формы. Я сказал про духовный труд, для многих совершенно непонятный. Есть естественный труд, относящийся с нашей телесной деятельности. Обычно, когда говорят про труд, подразумевают только телесную деятельность, плотской труд, совершаемый нашим телом и душой. Интеллектуальный труд относится сюда же.
На самом деле, когда мы, христиане, говорим о труде, мы не имеем никакого права (и это было бы глубочайшей ошибкой) сводить труд только к телесному подвигу. Из аскетической литературы известно, что есть два вида подвига: подвиг телесный и подвиг душевный или духовный. Святые отцы довольно часто употребляют слова «душевный» и «духовный» как взаимозаменяемые понятия. Они говорят, что телесный подвиг, труд, может иметь свое положительное значение и приносить бесспорную пользу человеку только при условии сопряжения с трудом духовным.
Это одна из самых главных идей о труде, которую нужно усвоить. Сам по себе труд только телесный, только внешний, оказывается бесполезен, если он не сопряжен с трудом духовным.
Что такое труд духовный? Под духовным трудом разумеется труд, направленный на исполнение заповедей Христовых. Это делание имеет две стороны. Первая – понуждение к исполнению заповедей, внимание к себе в этом направлении, постоянное сопоставление своей жизни с заповедями Божиими. Как говорил Феофан Затворник, «постоянное хождение перед лицом Бога, Который видит меня». Видит каждое деяние, каждое движение. И вторая сторона – покаяние в нарушениях, понуждение себя к этому покаянию.
Недавно вышел 15 том дневников Иоанна Кронштадтского, и кто его держал в руках, был просто поражен тем, как Иоанн Кронштадтский относился к себе, ко всей своей церковной деятельности. Он постоянно ловил себя на согрешения, причем прямо их указывал в дневнике. И он пишет:
«Вот опять я здесь потщеславился, а здесь оскорбил того-то, здесь я разгневался».
Как наблюдал за собой человек и указывал на следствие этого. И самое главное – вся книга наполнена покаянием. Он тут же каялся и писал, как милостивый Господь вновь давал пространство в его душе. Понять, что это за пространство, человек может только после истинного покаяния и снятия грязи со своей души. Видите, какой духовный труд? Этот дневник — очень хорошая иллюстрация духовного труда, искреннего понуждения себя к жизни по Христу и искреннейшего покаяния в нарушениях.
Это должно быть № 1, направляющей линией в жизни человека. Только в свете мысли о том, что наша жизнь имеет смысл только в жизни по Христу, только в такой атмосфере наш внешний, телесный труд будет иметь духовный плод, который не исчезает, которого ни моль, ни ржа, ни воры не смогут уничтожить.
Вот что для нас самое важное. Что бы мы ни делали, нельзя этого забывать. Надо помнить об этом, тогда наша деятельность будет благоуспешна, причем успешна в подлинном смысле этого слова, и даже когда по чисто внешним параметрам кажется, что все не получилось. Эта внешняя кажущаяся неудача, провал, является положительным плодом, полезным для нас в это время. Я знаю, что мой провал — это милость Божия. Значит, это для меня очень полезно, потому что немножко остужает мой пыл, приводит меня в нормальное состояние.
Когда мы с этой точки зрения относимся к своему труду, к любой работе, тогда наш труд может приносить действительный благой плод. В противном случае можно горы свернуть, и это будет бессмыслицей. Это будет здание, построенное на песке, а не на камне. Малейшее колебание – здание рушится, и оно обязательно рухнет. Смерть – вот критерий полезности или ложности всего твоего труда.
Это важнейшая идея, которая должна присутствовать в нашем сознании, с которой мы должны жить. Не дай Бог христианину забыть об этом, тогда обессмыслится вся его деятельность.
Смирение | Условия | Результат |
---|---|---|
Осознание своих ограничений | Открытость к учебе и принятие критики | Постоянное развитие и совершенствование |
Умение слушать и учиться у других | Готовность признавать свои ошибки и исправлять их | Объективная оценка своих возможностей и способностей |
Отсутствие гордыни и самодовольства | Стремление к скромности и умеренности | Уважение и признание со стороны окружающих |
Интересные факты
-
Фраза «Истинный труд не может быть без смирения» – цитата из письма преподобного Амвросия Оптинского, русского старца и духовного наставника.
-
Смирение в понимании православного христианства – это не самоуничижение, а объективное и трезвое отношение к себе, признание своих недостатков и прегрешений, способность видеть свои ошибки и не ставить себя выше других. Смирение позволяет человеку сосредоточиться на выполнении своего долга и не отвлекаться на гордость, зависть и тщеславие.
-
Смирение является важным условием для настоящего трудолюбия, так как оно помогает человеку преодолевать трудности, не падать духом в моменты неудач и продолжать работать, даже когда не видно видимых результатов.
Каждый христианин призван служить Богу
Часто мы допускаем громадную ошибку, думая, что занимаемся церковными делами. Многие говорят: «Я иду служить Церкви». Это значит, что они идут в храм работать сторожами, или священниками, или выше. А обычный инженер, оказывается, Церкви не служит. Ничего не понимаю!
Церкви служит тот, кто служит Богу. А Богу служит тот, кто живет по Богу, кто осуществляет свой труд в атмосфере того, о чем мы с вами сказали, смотрит на этот свой труд с точки зрения божественных заповедей, с точки зрения Христа, а не какой-нибудь другой. Можно быть кем угодно, работать и служить Богу вне храма, а можно быть в церковной структуре и совсем забыть о Боге, заниматься только болтологией, в которой будут употребляться слова «Бог», «Церковь», «благодать» и так далее.
Важно понять, что мы служим Богу совсем не тогда, когда наша деятельность сопряжена с храмом, церковными структурами , отделами и так далее. Это распространенная ошибка. Сплошь и рядом приходится слышать: «он хочет служить Богу» или «он служит Богу, находясь в храме». Можно тысячи жизней быть в храме и нн одного мгновения не послужить Богу, неужели это непонятно? Кто предал Христа и распял? Служители храма. А Он назвал их змеями и порождениями ехидны, гробами окрашенными, которые снаружи все в блеске, а внутри трупная мерзость. Это надо понимать.
Даже само понятие «богослужение» содержит в себе вещи, которые для многих совсем непонятны. Многие считают богослужением то, что совершается в храме: батюшка с кадилом, хор и так далее. На самом же деле богослужение совершается только тогда, когда человек в душе своей молится, кается, благодарит Бога. Служение Богу совершается в сердце человеческом. Внешняя сторона богослужебная является только наилучшими условиями, при которых человек может совершить служение Богу в душе своей. Это очень важно понять. Богослужение совершает каждый человек. Теперь вы понимаете, почему апостолом сказаны слова, что «вы — род избранный, царственное священство» (1 Пет. 2:9)? Вот причина. Воистину каждый христианин — это царственный священник. Он может в своем сердце, обращенном к Богу с искренней молитвой и покаянием, действительно принести служение Богу.
Многие же удовлетворяются внешним служениям, совершением молитвословий, вычитыванием правил, не молитвой, а внешней стороной. Об этом пишут и Игнатий (Брянчанинов), и Феофан Затворник. Совершил Божественную литургию – и носится как курица с яйцом, только забыл помолиться во время этой литургии.
У Игнатия Брянчанинова есть очень серьезное высказывание, что одним из видов прелести, которая делает человека непотребным Богу, является деятельность в соответствии с мнением, что внешнее исполнение всех богослужебных норм, правил и послушаний будто бы является служением Богу. Святые отцы решительно говорят: нет! Это все может быть полезным и правильным только при одном условии: внутреннем, сердечном жертвоприношении Богу. Это есть самое главное, все прочее уже второстепенно. Мы с вами должны понять и усвоить на всю жизнь, при каком условии наш труд, каким бы он ни был, будет полезен.
Смирение – качество истинного труда
У Варсонофия и Иоанна в вопросах и ответах мы находим очень интересную мысль, которая как раз подтверждает эту идею:
«Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и вменяется ни во что».
Здорово? Это ответ 274, если кто-то хочет прочитать весь контекст.
Смирение и является средоточием духовного делания человека. Вернее, правильное духовное делание всегда приводит человека к смирению. И истинный труд не может быть без смирения.
Хорошо, это понятно. А дальше? «Сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что» — что за этим стоит? Этим самым христианство противопоставляет себя языческому восприятию труда, когда труд рассматривается как самоценный. Оказывается, нет. Там, где нет смирения (а смирение оказывается основой подлинной любви), нет и любви, а значит, не может быть пользы от этого труда.
Почему пали великие цивилизации? Какие столицы пали! Вы только посмотрите историю, она действительно наша лучшая учительница. Какие великолепия в один миг уничтожались! Почему? Потому что сам по себе труд суетен и вменяется ни во что. Строительство на песке, на желании наживы, славы, наслаждения и так далее, — все это приводило к разрушению цветущих, всемирных империй.
В «Основах социальной концепции РПЦ» верно сказано:
«С христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке» (VI.4).
Несмотря на замысловатость и высокопарность, здесь изложена верная идея о том, что мы должны совершать труд по воле Божией. А замысел Бога о мире и человеке известен, это святость. Где нет святости, там нет и Бога.
Здесь еще написано, что
«Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся» (VI.4).
Эти две вещи являются причиной труда, это понятно.
О чем предупреждают примеры иосифлян и нестяжателей?
Также «Основах социальной концепции РПЦ» рассматривается целый ряд святых в качестве примеров труда. Приводятся имена преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и других русских подвижников. Это примеры исключительно духовной деятельности, то есть того труда, который совершается в аспекте христианского понимания труда. При этом рядом указаны Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, а ведь именно с ними связано два направления, которые согласовать непросто.
С именем Иосифа Волоцкого связана внешняя церковная деятельность, которая привела к тому, что монастыри стали украшаться, превратились в великолепные игрушечки, на которые можно любоваться, куда с восторгом едут туристы. Нил Сорский был решительно против этого ризного украшения, против внешнего благолепия и всякого монастырского богатства, против всякого стяжания, которое могли иметь монастыри. Эти два направления столкнулись между собой уже в конце уже XV века, а в начале XVI проявились со всей силой.
В конце XV века треть государственных земель принадлежала монастырям. Сколько крестьян им принадлежало! Троице-Сергиевому монастырю принадлежало порядка 200 сел и селец. Монастырь был помещиком, подумайте только!
Это внешне, а что происходило внутри? Когда монахи кричали мужикам: «Вы чего в монастырский пруд тут залезли рыбу ловить?! Вы что в монастырский лес зашли лес рубить?!». Монахи ругались с крестьянами. Крестьяне, нахмурившись, уходили. Началась революция — и двинулся народ против Церкви.
Действительно, эти стяжания принесли огромный вред Церкви, Думаю, и приносят. А если пойдем по тому же пути, и принесут. Монастырские стяжания не вызывают ничего, кроме раздражения, негодования, ненависти и злобы. Сколько неприязни приходится выслушивать! Сейчас сверху, видимо, дано указание не сметь критиковать Церковь, но только сними эту руку — что начнется! Что на нас польется! Конечно, много будет и несправедливого, как всегда, это ясно. Но будут и слова, имеющие под собой основание.
Когда мы бросаемся только на внешнюю сторону церковной жизни, забывая о внутренней, тогда происходит беда. Нил Сорский был представителем того направления, которое можно назвать монашеским. Потому что монашество есть отречение от всего, что связано с мирской деятельностью, с мирскими приобретениями, и так далее. А иосифлянство при том, что преподобный Иосиф был настоящим монахом, взяло его имя и пошло по пути внешнего торжества православия. Поэтому, когда мы ставим рядом их имена, нам есть о чем подумать.
Монастыри не должны заниматься социальным служением!
Церковная благотворительность, акции социального служения — это внешняя деятельность, направленная на внешний мир, выходящая за границы Церкви. Она только тогда принесет свой плод, когда будет сопряжена с деятельностью духовной.
Можно делать что-то внешнее и иметь плачевный результат. Пример – западные церкви. Посмотрите, как там была церковная мощь! Папа римский держало под своей рукой весь западный мир! Потрясающе активно велась внешняя деятельность. И что происходит там сейчас? Храмы пустеют, превращаются в музеи, в игорные заведения. Я помню, в Шотландии один пастор мне показывает и говорит: «Это был наш храм. Посмотрите, что сейчас здесь творится». Мы зашли внутрь, а там играют, изо всей мочи лупят мячом по стене.
Католическая церковь вообще очень активна в плане социальной деятельности. И западные протестантские церкви тоже. К чему это приводит? Они забыли о главном. Поэтому одно внешнее миссионерство, одна внешняя проповедь, внешнее привлечение людей к церкви очень скоро приводит к разочарованию. Не понимая христианства, не понимая, что такое духовный труд, люди в конце концов остаются теми же, мирскими, и саму церковь изменяют на мирской лад. Церковь начинает обмирщаться.
Как-то я прочитал, что в одном храме у нас устраивают вечера знакомств для молодежи. Ну, что ж, хорошая идея. Но когда я узнал, кто устраивает, я возвел глаза свои к небу: «О, Боже!». Монах. Молодой. Устраивает вечера знакомств. И мы радуемся: «Смотрите, какой молодец! Занимается социальной активной деятельностью!». Не думаем, а что от этой деятельности? Не женится ли он, не познакомится ли он сам на этом вечере? Это нас нисколько не беспокоит. Хотя сколько уже таких случаев, Боже мой!
Этим должны заниматься приходы, какие-то церковные отделы, но ни в коем случае не должны монастыри и монахи. Кто-то же должен заниматься молитвой! Неужели мы не понимаем, что вот эта вся деятельность развлекает ум? Возникает масса проблем, встреч, дел. А мы знаем, что такое, когда у нас проблемы: стал на молитву, а на самом деле неизвестно, где. Кто же будет молиться? Или мы не верим в молитву? Тогда ладно, пусть монашество занимается школами, медициной, спортом, молодежью, культурой, Что останется от монастырей? Одна фишка. Должны же все таки быть у нас люди, на которых мы должны ориентироваться! Это те, кто действительно уединяется, отрешен от этого мира, хоть немножко занимается своей душой, приобретает какой-то опыт. Будет, к кому обратиться. А здесь что? Беда нашего времени. Видя, к чему пришло западное христианство, мы повторяем этот путь, выводим монастыри из ограды.
А вы помните, что говорят отцы? Монах, вышедший из кельи, не вернется в нее таким же, растеряет сокровища своей души. Нельзя монашество превращать в одну внешнюю форму. Монашество надо всячески ограждать. Это оранжерея, где можно воспитать действительно замечательных людей, молитвенников. И вдруг мы их бросаем во все стороны: они ездят, поют, они в больнице, они идут к инвалидам, они в школах, всюду! Для этого у нас есть белое духовенство и миряне. Вот кого надо активизировать, кто должен этим заниматься. Но не монашество.
Частые вопросы
Что такое истинное смирение?
Истинное смирение — это признание себя таким, какой ты есть, со всеми своими сильными и слабыми сторонами. Это значит понимать, что ты не выше и не ниже других, и что у каждого человека есть своя роль в жизни. Смирение не означает, что нужно унижаться или принижать себя, а значит, нужно быть честным с собой и с другими, и принимать себя таким, какой есть.
Почему истинный труд невозможен без смирения?
Истинный труд требует большой самоотдачи и жертвенности. Чтобы по-настоящему усердно работать, нужно быть смиренным и понимать, что успех не приходит к тем, кто считает себя выше других. Смирение помогает человеку оставаться скромным и не хвалиться своими достижениями, а также принимать неудачи и учиться на своих ошибках.
Как смирение помогает в достижении успеха?
Смирение помогает человеку правильно оценивать свои силы и возможности. Оно не позволяет ему браться за заведомо непосильные задачи, а также помогает сохранять спокойствие и не впадать в отчаяние при неудачах. Смирение помогает человеку быть более открытым к новым знаниям и опыту, а также более терпимым к критике. Все эти качества способствуют достижению успеха.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Помните, что смирение не означает слабость или подчинение. Это скорее признак силы духа и умения контролировать свои эмоции.
СОВЕТ №2
Практикуйте саморефлексию и самоконтроль. Осознавайте свои ошибки, извлекайте уроки из неудач и стремитесь к лучшему, сохраняя при этом смирение.
СОВЕТ №3
Уважайте мнение и чувства других людей. Покажите истинное трудолюбие, проявив уважение к окружающим и готовность помогать им.
Примеры святых, которые достигли успеха благодаря смирению
Смирение играет важную роль в жизни каждого человека, особенно тех, кто стремится к успеху и духовному развитию. Мудрые учителя и святые всегда подчеркивали важность этой духовной черты. Примеры святых, которые достигли успеха благодаря смирению, вдохновляют нас и показывают, каким образом эта качественная черта способствует достижению высоких целей.
Один из таких примеров – святой Франциск Ассизский. Он отказался от богатства и роскоши, чтобы принять бедность и скромность как свой образ жизни. Его смирение и преданность привлекли к себе множество последователей, и он стал одним из самых почитаемых святых в истории христианства.
Еще одним ярким примером является святая Тереза из Калькутты. Она посвятила свою жизнь служению нуждающимся и больным, проявляя великое смирение и сострадание к каждому человеку. Ее пример показывает, что истинное благородство проявляется через смирение и любовь к ближнему.
Таким образом, примеры святых, которые достигли успеха благодаря смирению, убеждают нас в том, что истинный труд и духовное развитие невозможны без этой важной духовной черты. Смирение открывает перед нами новые горизонты возможностей и помогает найти истинное счастье в служении другим и самопожертвовании.