Херувимы – один из самых загадочных и величественных ангельских чинов, о которых упоминается в религиозных текстах. Их образ и значение вызывают интерес и восхищение у многих верующих. В данной статье мы рассмотрим особенности херувимов, их отличие от серафимов, их облик, а также роль херувимской песни и молитвы в христианской традиции.
Кто такие Херувимы в православии
Херувимы рассматриваются православными как одни из самых могущественных Ангелов. Возможно,что они занимают место второго чина после Серафимов. Хотя некоторые считают, что Херувимы обладают большей властью. Их главным предназначением является духовное просвещение людей.
Мнение эксперта:
«Иже Херувимы» – это произведение, которое вызывает много споров и разногласий среди музыкальных критиков и экспертов. Некоторые считают его одним из величайших творений в истории музыки, восхваляя его глубокий смысл и музыкальное великолепие. Другие же утверждают, что это произведение переоценено и не заслуживает такого внимания. Однако, нельзя отрицать влияние «Иже Херувимы» на развитие музыкальной культуры и его способность трогать сердца слушателей на протяжении многих поколений.
Значение слова
Происхождение слова «херувим» точно не определено. Этимологи предлагают ряд теорий:
- От семитского «пахать». Слово описывает вола, возделывающего почву. Применительно к Ангелам оно характеризует очень сильное существо.
- От арабского «внушать страх».
- От еврейского «херуб»— «быть близким». Это возможное указание на то, что Херувимы — наиболее близкие к Создателю ангелы.
- От семитского и индоевропейского «брать», что связано с хищными птицами — грифами, считавшимися защитниками золотых гор.
- От еврейского «знать», «понимать». Эти ангельские силы обладают очень богатыми познаниями о Божьей личности, Его замыслах и творениях.
- От арамейского «вырезать», «изображать». Это может означать, что любое земное изображение Херувимов является лишь плодом человеческой фантазии, но не связано с их реальным обликом.
- От аккадского «карабу» — «благословлять», «молиться». Это возможный намёк на их молитвенное посредничество между человеком и Владыкой всех миров.
В переводе с еврейского Херувим — пламенеющий, горящий, огненный. Пламенная любвь, которую имеют к своему Творцу эти небесные силы — считается общепринятой версией происхождения имени.
Большинство этих теорий содержат лишь частичную правду о втором ангельском чине. Гораздо больше мы узнаём о них из сообщений Священного Писания.
Интересные факты
- Впервые появилось в греческо-византийской традиции в IX веке. Оно было использовано в литургической практике Русской православной церкви с XI века.
- Текст этого песнопения, которое переводится как «Мы, которые Херувимы символизируем» или «Мы, подобные Херувимам», представляет собой молитву, в которой верующие просят Бога принять их как чистые и непорочные существа, как Херувимы, и позволить им присоединиться к ангельским чинам в поклонении и прославлении Творца.
- Это песнопение является важной частью литургии, исполняемой во время Евхаристии или Святого Причастия. Оно символизирует переход от земного мира к небесному, духовное возвышение и единение верующих с Богом.
Имеют ли Херувимы имена?
Писание мало рассказывает об Ангелах. Из глубины веков до нас дошли лишь несколько имён небесных сыновей. Хотя среди нет имён Херувимов, очевидно, что у всех Ангелов они есть, ведь у
пророка Исайи
сказано, что Бог каждую звезду знает по имени.
Как они выглядят на самом деле
Фото изображений
Истинный облик Ангелов любого чина не знает никто из людей. Все их изображения, представленные в Священном Писании и на картинах, созданы для того, чтобы описать их понятным нам языком. У Херувимов нет настоящих крыльев, как у птиц. Они не гибриды людей и животных, но носители высшей формы жизни, недоступной нашему воображению.
Читайте также:
Полное собрание заблуждений о наших Ангелах Хранителях
Что известно о них из Библии
Из Библии мы знаем, что Херувимы находятся в присутствии Божьем. Они носители Его священного престола. Похоже, что они являются его личным почётным кортежем. В отличие от полиции, охраняющей президента или других высокопоставленных лиц, Ангелы не защищают Бога от внешних угроз. Всемогущему Творцу не нужна ничья защита.
Но Херувимы служат не просто как украшение Божьего окружения, вроде прекрасных цветов в изящных вазах. Они исполнители Его воли.
Библейские упоминания
Рассмотрим несколько библейских упоминаний этих ангельских существ:
- Бытие 3:22 — Бог поставил Херувима охранять Эдемский сад, после того как
Адам и Ева
были из него изгнаны. - Исход 25:18–20 — херувимы были сделаны из золота и помещены на крышке ковчега Завета, стоящего в Святом Святых скинии, а позднее — храма.
- Исход 37:7–9 — их изображения сделал мастер Веселиил. Крылья этих существ были направлены вверх, а лица — друг к другу.
- По распоряжению
Соломона
в Святая Святых стояли статуи Херувимов высотой примерно в 5 метров. Они были сделаны из дерева и покрыты злотом. В храме были и другие изображения этих ангельских существ. - В Послании Евреям 9:5 сказано, что Херувимы на крышке ковчега осеняли Святое Святых Божьей славой.
- В 4 книге Царств царь Езекия молится Создателю, восседающему на Херувимах.
- В Откровении 4:6-9 упомянуты 4 живых существа, похожих по описанию на Херувимов из книги Иезекииля. У каждого из них было множество глаз спереди и сзади. Это явное указание на то, что от Херувимов невозможно скрыть что-либо во Вселенной.
Из Книги пророка Иезекииля
В первой главе Книги Иезекииля содержится одна из самых фантастических картин во всей Библии. Некоторые даже пришли к выводу, что пророк видел летающую тарелку инопланетян и самих пришельцев. На самом деле эта удивительная картина описывает надмирную деятельность и личные качества херувимов через чисто физические явления, понятные нам.
Видение Пророка Иезекииля. Маттеус Мериан (1593—1650)
Перед тем как показать видение, Бог поднял на реке Хорив бурю. Сам воздух вместе со всей природой задрожал. Далее взору пророка предстали Херувимы. Кого именно он видел, Иезекииль узнал позже:
«Это были те же животные, которых видел я в подножии Бога Израилева при реке Ховаре. И я узнал, что это Херувимы».
Словесное описание
Херувимы в видении Иезекииля предстали в виде 4 необычных существ, напоминающих и животных, и человека.
«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,
а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека;
и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;
а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие).
И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;
и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего».
При этом они имели крылья, по виду напоминающие горящие угли. Между Херувимами ходил огонь, из которого исходила молния. Сами Ангелы передвигались со скоростью света.
Кроме этого, Иезекииль увидел колесницу Бога. Четыре её колеса одновременно двигались в разные стороны.
Средневековое изображение по «Видению пророка Иезекииля»
Каков смысл этого видения? Херувимы появляются в Писании крайне редко. Это происходит в ключевые моменты Божественной истории. Иезекииль видел видение, после того как Израиль, подобно Адаму, нарушил свои обязанности по завету с Творцом.
Богу пришлось ограничить излияние благословений для Своего любимого народа. Во дни Навуходоносора человек в лице потомков Авраама был вновь изгнан из рая — Обетованной земли.
После возвращения евреев из Вавилонского пленения земля Израиля уже не была прежней. Она утратила изобилие и плодородие, чем ранее славилась на весь мир. Бог лишил Свой народ и прежних близких отношений. В храме уже не было Ковчега Завета и Шехины (облака Божественной славы).
Подобие лиц их
Иезекииль так описывает лица поразивших его существ:
«Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех».
Правая половина лика каждого Херувима сочетала в себе черты человека и льва. Левая — тельца и орла.
Еврейское слово «демут» означает вовсе не тождество, а лишь отдалённую похожесть. По этой причине невозможно сказать, насколько похожими на упомянутых животных были лица Херувимов. Скорее, пророк видел силуэты животных.
Фрагмент фрески в Метеорах, Греция. 16 век
Число 4, которое упоминается здесь несколько раз, является символическим. Оно указывает на пространственную полноту, законченность, наполненность и исчерпанность. Возможно, это отсылка к их сверхъестественным способностям, не ограниченным нашими законами.
Лица этих существ также используются символическим способом
. Херувимы обозревают одновременно все четыре стороны света. Они обладают особой глубиной познания, близкого к Божьему всеведению.
Каждое из лиц может указывать на личные качества небесных служителей Бога:
- Лицо льва — мужество, бесстрашие, могущество.
- Бык — сила, кротость.
- Орёл — дальновидность, проницательность, мудрость.
- Человек — богоподобие, любовь, справедливость.
Прямые ноги этих созданий, не имеющие гнущихся частей, говорят о том, что они обладают совершенной духовной стойкостью и мощью. Эти Ангелы несут невообразимую тяжесть — славу Владыки Вселенной. Но, в отличие от сатаны, великое преимущество не делает Херувимов высокомерными.
Сколько у них крыльев
В видении Иезекииля Херувимы имели по 4 крыла. Их крылья постоянно двигались, что, возможно, говорит о том, что эти создания постоянно заняты каким-либо служением, не чувствуя никакой усталости.
Крыльями эти существа закрывали свои тела. По мнению блаженного Иеронима, это говорит об их скромности и нежелании отвлекать внимание от Бога. Библеист Лопухин же считает, что это указание на невозможность постичь существо небесных созданий ограниченным человеческим разумом.
Ростовое изображение Архангела Селафиила. В верхней части изображение Херувима. Из расписного «неба» часовни Сошествия Святого Духа Кенозерского прихода деревни Глазово. Конец XIX – начало XX века. Иконописная школа или художественный центр:
Олонецкая губерния. Дерево, левкас, масло. Размеры иконы: высота 216 см, ширина 69 см. Национальный парк ‘Кенозерский’
В Откровении
Иоанна Богослова
приводится иное количество крыльев приближённых Бога: 6. Конечно, у Херувимов нет буквальных крыльев, как у птиц. Это указание на их высокую скорость передвижения и, возможно, ту расторопность, с которой они выполняют Божьи поручения.
«Четверичное число крыльев у херувимов своим несоответствием обычному числу крыльев у земных существ, имеющих их, указывало на особую возвышенность сферы их обитания. Неожиданным такое количество крыльев являлось и по сравнению с образом прежнего представления херувимов и серафимов: херувимы скинии и храма имели по 2 крыла, а серафимы Исаии по 6.
По общепринятому объяснению у херувимов нет другой пары крыльев, так как они имеют единственным назначением осенение Ковчега, а не передвижение Славы Божией, как у Иезекииля; с другой стороны херувимы пророка Иезекииля, находясь под престолом Божиим в качестве носителей его, не имели нужды в 3-ей паре крыльев для закрывания лиц; в Апокалипсисе херувимы, находясь не под престолом Божиим, а кругом его, имеют уже по 6 крыльев».
Иконы
На иконах Херувимы представлены зрителю примерно такими же, как Серафимы. Это создания с шестью крыльями и человеческой головой. По традиции Серафимы изображаются с крыльями алого цвета, а у Херувимов отливают синевой.
Тихвинская икона Божией Матери. XIX в. Материал: Литье, эмаль, медь. Размеры иконы: высота 6,5 см, ширина 5 см. Старообрядческая меднолитная пластика КП 4476/018 ©Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Однако не все иконописцы следовали этому правилу. На некоторых древних образах изображены Серафимы, в то время как в подписи сказано, что это Херувимы. Встречается и обратная ошибка. Чаще всего Херувимы изображаются рядом с иными святыми.
Другие изображения
На стенах Владимирского собора в Киеве Виктор Васнецов изобразил Херувимов в «разобранном виде». Каждое лицо Ангела предстаёт как отдельное существо.
На фасаде с южной стороны столичного храма, построенного в честь Зосимы и Савватия Соловецких, изображён Святой Херувим.
Удивительно красивой росписью с Серафимами и Херувимами можно полюбоваться, если посетить церковь Троицы Живоначальной в Шатурском районе (Московская область).
Существует множество других изображений небесных сыновей Бога в православных сооружениях.
Херувим и Макарий Великий. Икона
Иерархия: Девять ангельских чинов
На границе V — VI вв. была создана книга «О небесной иерархии». Её автором долгое время считали Дионисия Ареопагита, епископа Афин. Там сказано. что Ангелы имеют 9 чинов. Те, в свою очередь, делятся на триады или сферы.
К первой сфере относятся:
- Серафимы.
- Херувимы.
- Престолы.
Во вторую сферу входят:
- Господства.
- Силы.
- Власти.
Третья сфера состоит из:
- Начала.
- Архангелы.
- Ангелы.
Херувимы, Серафимы и Престолы: в чем отличие
Серафимы служат Богу, всё время восхваляя его и помогая земным созданиям. Это наиболее приближённые к Творцу Ангелы и первые из всех его небесных сыновей.
Феофан Грек. Серафим (1378)
Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек пишет Серафимов по византийской схеме: два их крыла скрещены вверху, два — внизу, а другие два разведены в стороны. Объем крыльев он лепит с помощью широких притонок (затенений по краю изображения) и редких вспышек пробелов, сто позволяет не нарушить цельность восприятия их образов. Стройный силуэт, композиционно тяготеющий к вертикали, подчеркивает впечатление монументальности и величия. Лики Серафимов со всех сторон слегка прикрыты крыльями, отчего выглядит ромбовидно.
Серафимы имеют горячую как пламя любовь к Богу, непрестанно прославляют его святость и помогают людям развивать её, очищаясь от грехов и злых поступков. Также они передают волю Бога всем другим Ангелам.
Херувимы прославляют Божьи качества и замыслы в среде его творений. Они распространители Божественного знания. Они также участвуют в Божьих судах, ведя образные записи о тех, кто достоин спасения.
Престолы наделены преимуществом служить правосудию Владыки Вселенной. Он совершает свои справедливые приговоры через этих Ангелов. Престолы изливают Божье могущество на земных правителей и судей, побуждая их к принятию справедливых законов и заботе о людях.
В каком ангельском чине состоял Люцифер до падения?
В 28 главе книги Иезекииля содержится строгое обличение, направленное против царя финикийского города Тир:
«…сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.
Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор».
Некоторые толкователи видят здесь метафорическое описание самого дьявола. Вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что в соседних главах Тир упоминается как вполне реальный город, подвергшийся Божьему осуждению из-за своего нечестия.
В других главах Книги Иезекииля пророк направляет грозную весть против аммонитян, египтян, жителей Ливии, Лидии, Эфиопии и других стран. Тем не менее вряд ли пророк мог назвать главу нееврейского государства помазанным Херувимом. Скорее, он сравнивал царя Тира с реальным Ангелом, потерявшим своё совершенство.
Речь, конечно же, идёт о сатане, первом возгордившемся творении Бога, когда-то очень мудром и величественном. Высокомерие дьявола настолько велико, что он возомнил себя равным самому Богу своими мыслительными способностями.
Был ли сатана Ангелом, поставленным Богом для заботы о саде Эдемском? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Дело в том, что под садом Эдемским в Библии нередко подразумевается процветающая область.
Интересное наблюдение
Если дьявол был тем Ангелом, что охранял Эдем после грехопадения людей, то, возможно, на его место новый Херувим был поставлен неслучайно. Так Бог мог показать, что по-прежнему доверяет своим преданным небесным сыновьям.
Молитвословия
«И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, А́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа».
На русском языке:
(Мы), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех (разумных существ), невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.
Частые вопросы
Что такое Иже херувимы?
«Иже»- местоимение в переводе с церковнославянского равнозначно слову «который». С «херувимом» все элементарно. Окей, google: таким словом обозначается божественное существо, иными словами ангел.
Когда поют Иже херувимы?
Это песнопение исполняется на Литургии Иоанна Златоуста во время Великого входа, то есть при перенесении Святых Даров с жертвенника на алтарь, которое предваряет самую важную часть литургии – анафору, когда происходит преложение Святых Даров.
В чем смысл Херувимской песни?
Иначе говоря, общий смысл Херувимской песни состоит в том, что Господь, Царь, уже среди верующих, и нужно избавиться от всех житейских забот, чтобы Его принять в себя в Таинстве Причастия, в единой Церкви, в широком смысле слова, объединяющей живых и усопших, ангельские силы, патриархов, царей, святителей и преподобных …
Как надо молиться во время Херувимской?
На литургии нужно креститься каждый раз, когда хор поет: “Аминь”. Священнослужители говорят, что вести себя во время херувимской песни так, как будто вы находитесь перед Господом Богом. Стоять спокойно, голову преклонить. Мысленно повторяйте про себя псалом 50.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При чтении статьи “«Иже Херувимы»” обратите внимание на исторический контекст и значение данного произведения для литературы.
СОВЕТ №2
Изучите структуру и основные темы произведения “«Иже Херувимы»”, чтобы глубже понять его смысл и послание.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на художественные приемы, использованные автором в произведении “«Иже Херувимы»”, такие как символика, метафоры, образы.
Символическое значение Херувимов в православной традиции
Херувимы – это ангельские существа, упоминаемые в Библии и имеющие особое значение в православной традиции. В иконографии Херувимы изображаются как ангелы с четырьмя крыльями, символизирующими божественное присутствие и святость. Они считаются ближайшими к Богу и исполняют Его волю, охраняя святые места и ведомства.
В православной церкви Херувимы играют важную роль в богослужении. Их упоминают в молитвах и песнопениях, призывая их помощь и заступничество перед Богом. Символическое значение Херувимов заключается в их связи с небесными силами и духовным миром, что напоминает верующим о величии и святости Божьей.
Херувимы также ассоциируются с мудростью и знанием, поэтому верующие обращаются к ним за помощью в постижении духовных истин и руководстве на пути к Богу. Их присутствие в храме или на иконе напоминает о духовном мире, который окружает нас и влияет на нашу жизнь.