В истории Русской православной церкви существует множество интересных и значимых событий, одним из которых является спор между двумя нашими святыми. В данной статье мы рассмотрим этот спор, проанализируем его причины и последствия, а также попытаемся понять, какие уроки можно извлечь из этого противостояния для современности.
Дух или тончайшее тело?
Владыка Феофан подвергся очень сильному влиянию философии Декарта. Декарт резко делил человека на тело и душу. Более того, говорил даже, что они абсолютно не связаны между собой. Ему возражали: «А как же то, что человек захотел — и поднял руку?». Он отвечал: «Все очень просто, Бог предусмотрел, что человек захочет это сделать, и поэтому тело двинулось таким образом». В общем, доходило до крайностей.
Игнатий (Брянчанинов) говорит, что из утверждения «Бог есть дух» следует один вывод: все прочее, все творение уже не дух, но может иметь различную степень материальной плотности. И вот Ангелы и душа имеют тончайшее тело.
Нужно сказать, что святитель Игнатий приводит множество свидетельств святых отцов, которые видели душу, переживали общение с Ангелами. Все они говорят о тончайшей вещественности и души, и Ангелов.
Владыка Феофан следовал учению Филона Александрийского, который говорил о резком разделении души и тела, которые никакого общения между собой не имеют. Он учил, что души и духи никаких тел не имели и не могли иметь, потому что любая телесность, связь с материей, есть некая греховность, грязь. Идея Филона, так же как и еврейского историка Иосифа Флавия, является иудейским учением о полной противоположности Ангелов и душ материальным телам.
В конце своей жизни святитель Феофан признался:
«Я написал писавшему мне и руководясь его же мыслями предложил ему вместо мнений принять одно из вышесказанных отцами мнений, именно, что ангелы и души имеют по творению тонкую оболочку или тела, посредством которых состоят в общении с телесным вещественным миром. Он согласился охотно и делу конец. Как бы все споры так решались, куда было бы хорошо!».
Мнение эксперта:
Известные исследователи и историки с разных стран высказывают различные точки зрения относительно спора о двух наших святых. Некоторые утверждают, что этот спор имеет историческое и религиозное значение, отражая различия в толковании их наследия. Другие считают, что подобные дискуссии важны для понимания исторического контекста и развития веры. Однако, большинство экспертов сходятся во мнении, что важно сохранять уважительное отношение к мнениям и убеждениям других людей, даже если они расходятся с нашими собственными. В конечном итоге, споры и дискуссии могут способствовать более глубокому пониманию истории и культуры, а также укреплению духовной связи между людьми.
Школьник и профессор
В связи с этим хочу напомнить о характеристиках святителей Феофана и Игнатия.
Ни о ком из писателей XIX века не говорили так, как об Игнатии (Брянчанинове).
Макарий Оптинский:
«Это великий ум!».
Варсонофий Оптинский:
«Это ангельский ум! Когда его хоронили, Ангелы пели “дориносима чинми”».
Никон Оптинский:
«Его творения — это азбука духовной жизни, которая должна являться настольной книгой для всех монашествующих».
Игумения Арсения:
«Я читаю его сочинения как сочинения древних святых отцов».
Иоанн Валаамский:
«О, как высоки творения епископа Игнатия!».
Игумен Никон (Воробьев):
«Лучшего учителя для нашего времени нет».
Иоанн (Крестьянкин):
«Читайте Игнатия (Брянчанинова), он вас научит всему!».
В то же время о святителе Феофане, который бесспорно свят, тот же схиигумен Валаамский Иоанн писал:
«После чтения святоотеческих книг, конечно, покажутся сухими книги епископа Феофана. Можно сравнить так: святоотеческие книги – сметана, а епископа Феофана – снятое молоко, разбавленное водой».
Игумен Никон (Воробьев) писал:
«Сочинения святителя Феофана, да простит меня владыка, это сочинения школьника по сравнению с сочинениями профессора святителя Игнатия».
Это еще один аргумент того, что точка зрения Игнатия (Брянчанинова) верна. Действительно, Бог есть дух и все прочее не может Им быть. Считая иначе, мы бы превратились в пантеистов.
У святителя Феофана даже есть специальная работа «Душа и Ангел — не тело, а дух», В своих письмах он говорил, что те страницы в книгах Игнатия, где тот пишет о тончайшей вещественности души и Ангелов, надо буквально вырвать. Видите, какие были отношения даже между святыми.
Интересные факты
- В “Вопросе о споре двух наших святых” наполнено схоластическими реминисценциями и риторическими оборотами, напоминающими древние образцы церковных поучений.
- Двойная структура “Вопроса…” обнаруживает приближающийся раскол в мировосприятии Кирилла и Иосифа: “Вопросу…” предшествует иконическая концепция иерархизации, в то время как его конец намечает некоторое вытеснение иконы.
- В тексте “Вопроса…” мы находим свидетельство о применении переводного словаря в древнерусской агиографии – славянского перевода греческо-латинского словаря Joannis de Janua, что ставит новые вопросы о литературных источниках древнерусской переводной литературы на рубеже XII и XIII вв.
О прозрениях на духовном пути
Но скажу вам, чем очень интересен святитель Феофан: процессом своей духовной жизни. В его ранних сочинениях мы находим такие вещи, которые он позже отверг сам. Он писал даже о мировой душе, понятие о которой осудил V Вселенский Собор. Сначала одной даме он благословлял переводить католического автора, а потом сам с критикой обрушился на католичество. Он благословил издание «Откровенных рассказов странника», но прошло 10 лет – и запретил не только издавать, но даже читать это, предупреждая, что можно впасть в прелесть. Это есть в его письмах.
Кстати, любопытно, что никто не хочет этого даже слушать. Помню, один монах мне писал: «Как Вы смеете так говорить об “Откровенных рассказах странника”? Их святитель Феофан благословил и издал!». Я взял и привел ему из писем святителя две-три выдержки, после этого он мне больше не писал. Несмотря на это, книгу продолжают издавать. Диву просто даюсь! Мы уже по своему разумению и пониманию начинаем действовать.
У святителя Феофана шел процесс духовного развития. Человек трудился над своей духовной жизнью — и к нему приходило прозрение. Его последующие письма из затвора уже совершенно другого духа. Но возьмите «Начертание христианского нравоучения» — и я не знаю, кто из вас осилит это прочитать. Епископ Феофан был воспитанником и ректором Петербургской академии, в которой западное влияние всегда было очень ощутимым. Поэтому здесь он излагал материал очень схоластическим образом.
Частые вопросы
Чем аргументирует Феофан Затворник необходимость причащения детей?
Феофан Затворник указывает на ряд причин, по которым считает необходимым причащение детей:
- Причащение детей – это способ приобщить их к церкви и дать им возможность участвовать в таинствах.
- Причащение детей помогает им усвоить христианское учение и сформировать духовную жизнь.
- Причащение детей укрепляет их веру и дает им силу противостоять жизненным трудностям.
Как возражает на это Иоанн Кронштадтский?
Иоанн Кронштадтский считает, что причащать детей нужно только тогда, когда они достигают сознательного возраста и могут понять значение таинства. Он указывает, что в противном случае причащение детей не будет иметь никакого смысла и даже может быть вредным.
Существуют ли аргументы в пользу того, что причащать детей нужно в сознательном возрасте?
Да, существуют такие аргументы. Один из них заключается в том, что дети в сознательном возрасте лучше понимают значение таинства и могут более осознанно участвовать в нем. Другой аргумент заключается в том, что причащение детей в сознательном возрасте помогает им формировать более прочную духовную жизнь.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении спора двух наших святых, обратите внимание на контекст и исторические обстоятельства того времени. Это поможет вам лучше понять причины возникновения спора и позиции сторон.
СОВЕТ №2
Исследуйте различные точки зрения ученых и историков на этот спор. Это поможет вам получить более полное представление о сложности и многогранности данной проблемы.
СОВЕТ №3
Не забывайте о толерантности и уважении к мнению других людей, даже если оно отличается от вашего. Диалог и обмен мнениями могут привести к более глубокому пониманию истины.
История жизни и деятельности святых
Святые, о которых идет речь в данной статье, имеют долгую и сложную историю жизни и деятельности, которая оказывает значительное влияние на верующих и исследователей до сегодняшнего дня. Первый из них, святой Александр Невский, жил в XIII веке и был князем Владимирским, Новгородским и Псковским. Он проявил себя как выдающийся полководец и дипломат, защищая Русскую землю от нападения шведов и немцев.
Второй святой, Феодосий Печерский, жил в XI-XII веках и был основателем Киево-Печерской Лавры. Он прославился своими подвигами в монашеской жизни, а также своими духовными сочинениями, которые оказали значительное влияние на православную церковь.
Их жизни и деятельность переплетаются с историей Руси и православной церкви, их подвиги и молитвенная заступничество считаются важными для верующих. И хотя существует спор о том, кто из них является более значимым для православия, их обоих почитают и чтят как святых заступников и защитников Русской земли.