Как выглядел Иисус Христос на самом деле в истории

Многие христиане всегда задавались вопросом о том, как выглядел Иисус Христос на самом деле. Существует множество теорий и предположений, но исторически достоверных данных об его внешности крайне мало. В данной статье мы попытаемся взглянуть на этот вопрос с разных сторон и рассмотреть различные источники, которые могут помочь нам приблизиться к представлению о внешности Спасителя.

Внешность Христа: описание

Она, кажется, хорошо известна по иконописным образам, которые каждый христианин имеет дома, видит во храме. Сама же иконография восходит к первым изображениям Господа, которые ныне находят археологи в катакомбах Рима, где скрывались от гонений Его последователи.

Что говорит Библия о реальной внешности

Если иметь ввиду рост, черты лица, цвет глаз, волос – можно сказать, что библейские тексты не упоминают об этом ни слова. Христианские авторы первых веков, рассуждая о внешности Господа, пытались опереться на пророческие тексты, посвященные Мессии, прежде всего, прор. Исайи. Он писал, что «несть вида Ему, ниже славы: и видехом его, и не имяше вида, ни доброты, но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих» (Ис.53:2-3).

Как выглядел Иисус Христос на самом деле

Христос в темнице. Тотемское музейное объединение, XVII век

Кроме того, Апостол Павел указывает на Иисуса как принявшего на себя «зрак раба», то есть выглядевшего, как обычный раб, человек из низов общества. Отсюда некоторые святые отцы, особенно первых веков Церкви, делали вывод, что Господь имел внешность невзрачную, даже был некрасив:

  • св. Иустин Мученик, живший во II в. пишет, что
    Иисус Христос
    «был принимаем за плотника», так как имел самую обычную внешность;
  • свт. Ириней Лионский, современник св. Иустина, можно сказать, «духовный внук» св. Иоанна Богослова так как учился у его ученика, св. Поликарпа, говорит, что Господь был внешне неблагообразен, презираем людьми;
  • свт. Климент Александрийский (III в.) пишет так: «Если плоть есть нечто рабское, как свидетельствует о сем св. Павел, то кто станет украшать рабыню подобно продавцу невольников? А что сам Господь имел вид вовсе не прекрасный, говорит о том Дух Св. устами прор. Исаии».

Однако, существовали также другие толкования библейских текстов – например, свт. Иоанн Златоуст обращал внимание на текст псалма 44, где говорится о Мессии как «красном добротою паче сынов человеческих». Святитель указывает, что
слова Исайи
относятся к Иисусу страдающему, переносящему мучения, Распятие.

Тогда как псалом св. Давида показывает, что

«не только тогда, когда творил чудеса, Он был достоин удивления,но и когда только видели Его, Он был исполнен великой благодати…»

Итак, слова Писания о внешности Спасителя – противоречивы. Это понятно: по иудейской традиции, они вообще не могли быть совершенно точными. Как известно, со времен прор. Моисея у иудеев были категорически запрещены любые изображения человека, соответственно, не было исключений для словесных описаний его внешности. Вот почему даже глубоко любившие Учителя Евангелисты о Его внешности не упоминают ни словом.

Все иконы Иисуса Христа

Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в

А делать выводы о ней на основании пророческих текстов, написанных за столетия до Рождества Христова, вовсе не приходится: как у Исайи, так у Давида идет речь не о внешности, а о внутренних качествах Мессии. Даже Исайя говорит о Нем как не имеющем «ни вида, ни доброты» лишь для того, чтобы показать смирение Распинаемого Господа, а не ради описания Его вида.

Читайте также:

  • Все иконы Иисуса Христа с названиями и фото

Откуда ещё информация

Конечно, от «самовидцев и служителей Слова», видевших Спасителя лично. Это не только Апостолы, но также – тысячи людей, слышавших Его проповеди, следовавших за Ним по Палестине. Сохранившиеся изображения Господа первых веков христианства восходят именно к памяти людей. О том, что христиане по крайней мере начала I в. хранили у себя изображения Господа, свидетельствует, например, тот же свт. Ириней Лионский.

Кроме того, с давних лет были известны по крайней мере три нерукотворных изображения Лика Господа, из который до наших дней дошло только одно.

Убрус

Предание о нем было широко известно. На него опирались отцы VII Вселенского Собора, утверждая догмат почитания икон, говоря об изобразимости Бога. Согласно известной христианам истории, царь города Эдессы, по имени Авгарь, услышав о Проповеднике из Галилеи, послал художника, дабы запечатлеть Его Лик: правитель тяжело болел проказой, но, веровал, что даже взгляд на изображение Иисуса принесет ему облегчение.

Спас нерукотворный Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)

Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)

Живописец, однако, никак не мог выполнить требуемое – одни говорят, что не видел Христа из-за народа, другие – что Лик Спасителя чудесно менялся, так что его невозможно было запечатлеть. Но, духом прозрев намерение художника, Иисус велел позвать его к Себе. Была принесена вода. Умыв Лик, Христос отер его платом, на котором чудесно проступило Его изображение.

Керамион

Впоследствии известен был еще один нерукотворный образ – отпечаток убруса на черепице, которой святыню прикрыли жители Эдессы, опасаясь поругания ее врагами. В отличие от плата («Мандилиона») отпечаток на черепице получил именование «Керамиона». Впоследствии обе реликвии c IV в. оказались в Константинополе, откуда во время одного из Крестовых походов их похитили крестоносцы. Однако, к европейцам нерукотворные святыни не попали. Считается, что везший их корабль потерпел крушение, образы ныне утрачены. А периодически появляющиеся слухи о нахождении одного из них в одном из монастырей Европы не имеют подтверждений.

Читайте также:

  • Секрет реликвии: где находится первая в мире икона — Спас Нерукотворный

Туринская плащаница

К настоящему времени она – единственное нерукотворное изображение Спасителя, находящееся в Турине (Италия), при соборе св. Иоанна Крестителя. Христиане верят, что это – та самая ткань, которой было обернуто Тело умершего на кресте Господа. На ней можно увидеть анатомически точное, отражающее детали казни изображение человеческого тела в полный рост. Лицо умершего человека до деталей совпадает с иконографией Христа, известной с первых веков Церкви.

Туринская плащаница

В настоящее время плащаница хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.

Скептически настроенные исследователи десятилетия пытались доказать что святыня, во-первых, имеет позднее происхождение, во-вторых – является творением некоего художника. Подтвердить эти догадки, однако, на сегодняшний день не удалось:

  • примененный для датировки радиоуглеродный метод оказался неподходящим для артефакта, к которому около 2000 лет прикасались тысячи людей;
  • понять, каким образом появился отпечаток тела на ткани, до сих пор не удалось.

Ввиду же того, что изображение на ней совпадает с известными иконами Христа, на сегодняшний день ничего не остается, как думать, что… это и есть Его изображение!

Что говорят учёные

На сегодняшний день есть разные мнения. Первое из них основано на данных, которые получены при изучении Туринской плащаницы. Вот как, по словам профессора Джулио Фанти в интервью 21 марта 2018 г., выглядел Господь, исходя из этих данных:

«Иисус был человеком необычайной красоты: высокий, но очень сильный. Ростом был почти 180 сантиметров, на 15 сантиметров выше среднего. У Его лица было царственное, величественное выражение».

Другое предположение выдвигает американский исследователь Ричард Нив,попытавшийся реконструировать облик «среднестатистического» жителя Палестины времени Христа, и, стало быть, возможный облик Спасителя, Который ничем не выделялся из остальных. По его реконструкции получается человек невысокого (около 165 см) роста, коренастый, темноволосый, темноглазый, с короткими волосами, бородой. Разумеется, это описание никак не совпадает с церковным преданием, донесенным до нас через века – впрочем, оно принадлежит протестанту, это предание, как известно, отвергающему.

Мнение эксперта:

Исследования и мнения экспертов на тему внешнего облика Иисуса Христа различаются. Некоторые ученые предполагают, что Иисус имел средиземноморскую внешность, с черными вьющимися волосами и карими глазами. Другие утверждают, что его внешность была более близка к средневосточному типу, с прямыми черными волосами и темными глазами. Существует также гипотеза о том, что Иисус мог иметь семитскую внешность, с кудрявыми волосами и темной кожей. Несмотря на разнообразие мнений, точного описания внешности Иисуса Христа нет, ибо важность его учений и духовное влияние превалируют над физическим обликом.

Как выглядел Иисус Христос на самом деле?Как выглядел Иисус Христос на самом деле?

Иконы

Во все времена они были основаны на «нерукотворной иконографии» Убруса, Керамиона, Плащаницы. Самые древние из них относятся к IV-VI в. На них узнаваемый, привычный нам образ высокого мужчины с удлиненным лицом, характерным носом, власами, разделенными на прямой пробор.

Иисусова молитва

Кроме того, существуют образы Иисуса как Отрока или Младенца – увидеть их можно на иконах Богородицы.

Отец и Мать Иисуса Христа

О внешности прав. Иосифа, мнимого отца Христа, данных не сохранилось, но по традиции он изображается старцем. Что до Отца настоящего, собственно Первого Лица Св. Троицы, то еще Стоглавый Собор (1551 г.) признал любые попытки изобразить его как «Ветхого Денми», седовласого старца, неканоническими. Облик Отца людям не открыт. Тем не менее, подобные иконы иногда можно увидеть в храмах.

Богоматерь Одигитрия

Иконография: Смоленская икона Божией Матери Датировки: XVI в. Около 1564 г.Происхождение: Из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Материал: Ковчег, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 138 см, ширина 95 см Нимбы Богоматери и Христа орнаментированы под басму и скань. В верхних углах иконы в облачных кругах изображены фигуры ангелов, несущих орудия страстей. Надписи киноварные: на фоне — МР θΥ; IC XC; ωДИГИТР?»; в верхних углах иконы, рядом с ангелами: слева – А(Н)ГГ(Е)ЛЬГ(ОСПОДЕ)НЬ…; справа — К…ДЇС[Н?]…КОП?Е Н Г(ОСПОД)У Б(ОГ)У. Доска липовая, из трех частей с двумя встречными врезными шпонками.Поступила в 1959 году из Ярославского областного художественного музея.Реставратор Н.И. Брягин (Ярославский филиал ЦГРМ, 1926 г.). На фоне над нимбом Христа оставлен небольшой фрагмент оклада (серебряной золоченой басмы).Инв. № ЯМЗ 40944, ИК-140. © Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Литература:1. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Каталог. М., 1964. С.18. Кат. 20;2. Ростово-Суздальская школа живописи. М., 1967. С.119. Кат. 125;3. Даен М.Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного [С. 207-225] // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 215, 218. Илл. на с. 217;4. Ярославская иконопись XIII-XVIII веков. Каталог выставки. Ярославль. 1981. Кат. 9;5. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1983. С. 24, табл. 31;6. Болотцева И.П. Статьи и исследования. Ярославль. 1996. С. 7;7. Анкудинова Е.А., Мельник А.Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 87. Илл. 80;8. Иконы Ярославля 13-16 веков. М., 2002. C. 106. Кат. 37;9. Блажевская С.Е. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. М., 2003. С. 76;10. Болотцева И.П. Ярославская иконопись второй половины XVI-XVII веков. Ярославль. 2004. С. 50;11. Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. Ярославль. 2007. С. 98. Илл. 1 на с. 812. Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. М., 2009. Т. 1. Кат. 35.

Образ Марии легко узнаваем по его характерным чертам. Древнее предание о нет доносит до нас, например, византийский историк XIV в. Никифор Каллист:

«Пресвятая Дева была среднего или немного выше среднего роста, волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах…»

Интересные факты

  • Долгое время считалось, что Иисус был европейцем с голубыми глазами и светлыми волосами. Однако исследования показывают, что он, скорее всего, был темноволосым и кареглазым, с темной кожей – это соответствует внешнему виду людей, живших в Галилее в I веке нашей эры.

  • В средние века художники часто изображали Иисуса с длинными волосами, но на самом деле мужчины в то время обычно носили короткие волосы. Иисус, вероятно, выглядел более консервативно, с короткой стрижкой и бородой.

  • Не существует никаких исторических доказательств того, что у Иисуса была длинная борода. Скорее всего, он носил короткую, аккуратно подстриженную бороду, которая была популярна среди еврейских мужчин в то время.

Как на самом деле выглядел Иисус ХристосКак на самом деле выглядел Иисус Христос

Как выглядел крест Христа

Об этом существуют различные мнения, так как римляне практиковали разные виды казни– от повешения на обычном столбе до собственно креста, к которому прибивались руки и ноги. Церковное предание говорит именно о последнем образе Распятия. Полагают, что:

  • орудие казни могло представлять по форме греческую букву «тау», похожую на русское «Т»; однако тогда неясно, куда именно была прибита сделанная по приказу Понтия Пилата надпись с виной казнимого: «Царь Иудейский»;
  • наиболее вероятной считается версия, по которой крест был собственно крестом, кроме того, ноги Христа были прибиты к особой перекладине внизу.

Традиционные православный и католический тип изображения Распятия Христова на Кресте

Фото Азбука.ру

О храме Христа Спасителя

Это самый большой собор Русской Церкви на сегодняшний день. Восстановленный на месте храма, построенного как память об Отечественной войне 1812 г., он несколько больше первоначального, и сейчас вмещает до 10000 молящихся. Престольный праздник храма – Рождество Христово, именно ему посвящен главный престол.

5 декабря-1931 — Советской властью взорван Храм Христа Спасителя в Москве (РСФСР).

5 декабря-1931 — Советской властью взорван Храм Христа Спасителя в Москве (РСФСР)

Пытливый человеческий ум нынешнего насквозь рационалистического века снова и снова доискивается деталей, которые были так неважны первым христианам – точной ли даты Рождества, деталей ли внешности. Но по-прежнему покрыта тайной Плащаница из Турина. А в реальности существования Христа по-прежнему лучше всего убеждает Его живой взгляд на молящегося с иконы.

ИИСУС ХРИСТОС ЗА ЧТО УБИЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ!ИИСУС ХРИСТОС ЗА ЧТО УБИЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ!

Частые вопросы

Как Иисус выглядел на самом деле?

В Откровении Иоанна Богослова облик Иисуса описывается так: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег, и очи Его, как пламень огненный, и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» (Откр.

Какой рост был у Христа?

Учитывая данные, было бы разумно предположить, что Иисус, если ни высокий, ни низкорослый, был ростом где-то между 164 и 168 см., возможно, даже в среднем 166 см.” Итак, мы выяснили, что средний рост мужчин в Израиле / Палестине в первом веке был равен 166 сантиметрам.

Почему Иисус был с длинными волосами?

В христианской иконографии последний изображается с длинными волосами и бородой, чтобы подчеркнуть его посвящение. традиции. Среди прочего он осуждает традицию изображать Христа с длинными волосами и бородой и доказывает, что Христос не был назореем в первоначальном смысле слова.

Сколько лет Иисусу в 2023 году?

Согласно евангелисту Луке, Иисус начал свое служение около 30 лет. Однако по официальному календарю, который используется в наше время, Иисус родился около 2023 лет назад. Из этого можно сделать вывод, что в 2023 году Иисусу Христу будет примерно 2023+30 = 2053 года.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Исследуйте исторические и археологические данные о внешности людей того времени и региона, чтобы понимать, как мог выглядеть Иисус Христос.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на культурные особенности и традиции того времени, которые могли повлиять на внешний облик Иисуса.

СОВЕТ №3

Изучите различные художественные изображения Иисуса Христа через века, чтобы понять, как менялось идеальное представление о его внешности.

Сравнение с изображениями в искусстве

Как выглядел Иисус Христос на самом деле

Изображения Иисуса Христа, которые мы видим в искусстве, часто отличаются от того, как он мог выглядеть на самом деле. Искусство часто искажает реальность, придавая свои особенности и стилизацию. Поэтому важно различать между тем, как Иисус изображен в искусстве, и тем, как он мог выглядеть исторически.

Искусство разных эпох и культур изображало Иисуса по-разному. Например, в западноевропейском искусстве он часто изображался с европейскими чертами лица, в то время как в иконописи Византии он представлен с другими чертами. Это связано с тем, что художники творили в соответствии с культурными стереотипами и представлениями о красоте.

Современные исследования пытаются воссоздать облик исторического Иисуса на основе археологических данных и антропологических исследований. Однако точно определить, как выглядел Иисус, практически невозможно из-за отсутствия прямых изображений или описаний в Библии.

Таким образом, сравнение изображений Иисуса в искусстве с его возможным реальным обликом позволяет нам понять, как культурные представления и художественные традиции формировали наше представление о нем на протяжении веков.

Оцените статью
Добавить комментарий