Концепция «Москва – третий Рим»: история и значение

В истории России существует удивительная концепция «Москва – третий Рим», которая имеет глубокие исторические корни и вызывает интерес у исследователей и историков. В данной статье мы рассмотрим историю этой концепции, её авторов и значение для понимания русской истории и самосознания.

Мнение эксперта:Концепция «Москва – третий Рим» представляет собой идею о том, что после падения Римской империи вторым центром православного христианства и наследником Рима стала Византия, а затем Москва. Эксперты отмечают, что данная концепция имеет глубокие исторические корни и олицетворяет стремление к сохранению и продолжению древних ценностей и традиций. Однако, существует и альтернативные точки зрения, считающие данную концепцию чрезмерно идеализированной и преувеличенной. В целом, «Москва – третий Рим» остается предметом академических дискуссий и исследований, поднимающим важные вопросы о роли и значимости городов в истории и культуре.https://www.youtube.com/embed/QBvEhRaK0sgСуть идеи «Москва – третий Рим»

В нескольких словах она довольно проста: Россия (как говорили, когда идея только формировалась – Московское государство) является наследницей, преемницей Византийской империи, которая тоже приняла «эстафету» мирового лидерства от другой великой империи – Рима. Правда, лидерство, которое наследовала Москва – особого рода.

Интересные факты

  1. Концепция «Москва – третий Рим» появилась в XVI веке и была сформулирована монахом Филофеем из Псково-Печерского монастыря. Он утверждал, что Москва стала преемницей Римской и Византийской империй, и что она является последним и единственным истинно православным царством на Земле.
  2. Концепция «Москва – третий Рим» оказала большое влияние на развитие русской культуры и самосознания. Она укрепляла идею единства и независимости Руси, и способствовала формированию образа Москвы как духовного и политического центра православного мира.
  3. Концепция «Москва – третий Рим» использовалась российскими правителями для оправдания своих территориальных претензий и укрепления своей власти. Она также использовалась для противостояния католическому Западу и исламскому Востоку.
XVI ВЕК. ВАСИЛИЙ III. КАК МОСКВА СТАЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ. Русская История. Исторический ПроектXVI ВЕК. ВАСИЛИЙ III. КАК МОСКВА СТАЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ. Русская История. Исторический Проект

«Два Рима падоша…»

I в. от Рождества Христова.
Апостол Павел
проповедует истинную веру в Асии. Местные иудея, не терпя Слова Божия, нападают на проповедника, а затем – сдают его местным властям. Недолго думая, те решают пытать неизвестного проповедника. Павла должны были бить бичами. Но св. Лука рассказывает, что

«когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек — Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его…» (Деян. 22:25-27).

Первый Рим

Гражданин Рима, которым был св. Павел, действительно, как говорится, «звучало гордо». Ведь носивший это звание принадлежал великой империи, которая:

  • была самым большим государством тогдашнего мира;
  • единственной за всю историю человечества, владевшей всем (вплоть до Африки) побережьем Средиземного мора;
  • имела население около 60 млн. человек, что составляло тогда пятую часть жителей планеты.

Таков был Первый Рим, существовавший как единое, мощное государство с 27 г. до Р.Х. по 476 г., когда империя, уже фактически расколовшаяся на две, потеряла западную часть с самим городом Римом, который именовался «вечным». На самом деле ничего вечного на земле нет.

Джованни Паоло Панини «Каприччо с римскими руинами»

Джованни Паоло Панини – Каприччо с римскими руинами

Еще за несколько десятилетий до Рождения на земле одной из римских провинций, Иудее, Иисуса Христа, великая империя начала постепенно терять себя. Внешне могущественная, процветающая, она медленно утрачивала не деньги или территории, но, как выяснилось, самое главное: смыслы существования. Люди все более чувствовали, по слову прор. Амоса, духовный глад «слышания слова Божия» (Ам.8:11), удовлетворить который не могли ни языческие «боги», по сути – бесы, ни распространившееся последние столетия жизни империи обожествление правителя – императора. Именно за отказ поклоняться ему страдали христиане, для которых единственным Богом оставался Иисус.

Но Церковь выдержала все гонения. С 313 г. Константин Великий выводит христианство из-под запрета. Так постепенно на месте языческого Рима начинает формироваться христианская империя.

«Ромеи» из Византии

Византией (по имени основателя, Визаса) именовалась небольшая греческая колония на востоке империи. Именно сюда Константин Великий переносит столицу империи. Биографы первого христианского императора говорят: хотя Константин воцарился в «вечном городе», ему было крайне не комфортно здесь, где буквально ощущалось дыхание столетий язычества, все еще действовали храмы некогда блистательных «богов». Язычество все еще было настолько влиятельно, что равноапостольный император решился принять Крещение буквально за часы до смерти, уже больным. Тогда как все время своего правления так и не решился отказаться от титула, который традиционно носил Римский император: «Pontifex maximus», то есть «Верховный жрец». Понятно, что не Христа…

Вероятно, как раз эта раздвоенность привела к тому, что в 476 г. Западная Римская империя пала – с тех пор ее преемницей стал «второй Рим», исторически известный как Византия, хотя сами граждане именовали себя «ромеями», римлянами.

Существование этой империи продлилось еще чуть менее 1000 лет. За эти годы:

  • расцвела христианская духовность, святоотеческая традиция; возникло монашество, просияли тысячи подвижников;
  • именно на христианском Востоке Вселенские соборы с IV по VIII в. сформулировали догматы – истины веры;
  • созданы шедевры христианской архитектуры – главным из них был, конечно, храм Св. Софии Константинопольской;
  • приняли христианскую веру сотни народов – включая (988 г.) Русь.

Вопрос о том, почему великую христианскую империю, образец для всего мира, постигла судьба первого Рима, до сих пор вызывает дискуссии. Почему, когда началось духовное оскудение? Пали ли «ромеи» жертвой собственной гордости, «почив на лаврах» величайшей державы мира?

Собор Святой Софии (Константинополь). Византия.

Собор Святой Софии (Константинополь). Византия.

Но уже к началу XIII в. они, теснимые мусульманами, по сути, начинают торговать последним, что осталось – верой. С этого времени не один византийский император раз за разом пытается вступить в «унию» с отошедшими от вселенского христианства католиками, обещая признать их нововведенные догматы, примат римского первосвященника. Все это – в обмен на «военную помощь» с Запада, которая, правда, почему-то выражается в форме крестовых походов… против самой империи, «восточных схизматиков». Уже с XI в. на территории империи появляются государства, созданные крестоносцами в дальних провинциях «нового Рима», например, Палестине. С XIII – католики захватывают исконные земли империи. Так на карте появляются Латинская империя, Королевство Фессалоники.

Постепенно территория, которая все еще считается империей, сокращается до размеров самого града Константинополя с окрестностями. А царедворцы уже, подобно простолюдинам, едят из деревянной посуды – настолько беднеет «второй Рим». Точку в его существовании ставят два события:

  • Флорентийская уния 1439 г.; собор, где участвуют представители католического мира и Константинопольские иерархи, принимает решение об объединении христиан Запада и Востока на условиях полного подчинения Риму – административного, духовного; разумеется, умирающей империи опять обещана помощь, но снова ее не будет; впрочем, и унию отвергнет церковный народ;
  • 29 мая 1453 г.«второй Рим» пал под натиском турок; его существование окончилось.
"Москва - третий Рим" - проект Ватикана. Александр Пыжиков“Москва – третий Рим” – проект Ватикана. Александр Пыжиков

История идеи «Москва – третий Рим»

Разразившаяся катастрофа потрясла весь тогдашний христианский мир. Пала православная империя, надежда всех верующих. Чего ждать далее? Очевидно: Второго Пришествия Господа, тем более, что, по одному из древних преданий, миру суждено было 7000 лет существования, а 7000 г. от Сотворения мира наступал в 1492 г. от Рождества Христова. Наступление «времен и сроков» казалось очевидным всем – не исключая России.

Здесь давно с крайней тревогой смотрели на происходящее в Византии, Русская Церковь хранила преданность «Церкви-матери». Лишь после позорного собора во Флоренции шесть русских епископов (именно столько епархий составляли тогда Русскую митрополию!) возвысили голос против происходящего:

  • Поместный Собор 1441 г. отверг унию – притом, что относительно беззаконного «вселенского собора» хранили молчание все православные Патриархи;
  • с 1448 г. Русская Церковь начала самостоятельно поставлять митрополитов – ввиду уклонения Константинопольской Патриархии от веры.

По сути, первые годы после унии Россия оставалась единственной православной страной мира, не порабощенной мусульманами или язычниками, имеющей христианского правителя – великого князя.

Автокефалия Русской Православной Церкви

А за падением Константинополя спустя чуть более, чем 20 лет последовало обретение страной политического суверенитета. В 1480 г. состоялось знаменитое «стояние на Угре», когда татары, от которых Русь зависела с середины XIII в., бежали от русских войск, не приняв боя. Так на карте Европы появилась христианская держава. Последовательность событий – падение Константинополя, затем – «стояние на Угре» вполне естественно наводила на мысль как бы о передаче «эстафеты» от разрушающегося второго Рима новой христианской державе. Вопрос, для чего.

А. М. Васнецов «Московский кремль при Дмитрии Донском»

А. М. Васнецов "Московский кремль при Дмитрии Донском"

Византия была не только духовным, но – политическим лидером тогдашнего мира. Пристало ли становиться таковым России – тогда, когда на 1492 г. уже не составляли Пасхалии, ожидая Страшного Суда? Ответ очевиден. Он дан в послании великому князю Василию III старца Филофея из Спасо-Елеазарова монастыря на Псковщине (1523-1524 гг.):

«Блюди и внемли, благочестивый Царю, яко вся христианская Царьства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти. Уже твое христианское Царство инем не останется, по великому Богослову…».

Это означает не то, что христианская Россия будет существовать вечно, но – что это последнее христианское царство, задача которого – не лидерствовать в политике или военном деле, но хранить веру до скорого Страшного Суда, о котором говорит Откровение Иоанна Богослова.

Авторство концепции «Москва — третий Рим»

Слова Филофея столь известны, что многие считают именно его автором идеи. Впервые об этом сказал русский историк Владимир Степанович Иконников (1869 г.). Он считал, что старец первым сформулировал идею – во всяком случае, неизвестны более ранние источники, где она была бы изложена настолько четко. Однако, у современных ученых существуют также другие позиции:

  • московский исследователь, доктор исторических наук, А.Л.Юрганов, например, полагает, что Филофей не имел намерений формулировать что-то вроде государственной идеологии, более того, он всего лишь озвучивает великому князю общеизвестные факты – действительно, разве не начали думать о хранении веры до Страшного Суда, например, отцы Собора 1441 г., когда, казалось весь христианский мир отошел от православия после унии?
  • есть также точка зрения, что о «третьем Риме» говорил еще митрополит Зосима еще во времена Ивана III, около 1492 г.; впрочем, репутация этого автора вызывает серьезные вопросы у историков, так как, по ряду данных, он сочувствовал новгородским еретикам.

Во всяком случае, вполне очевидно: идея, можно сказать, «носилась в воздухе» ввиду известных политических катаклизмов, падения Константинополя. А кто ее первым сформулирует, современникам, возможно, было не так важно.

Старец Филофей (1-я пол. XVI в.) – монах Псковского Елеазарова монастыря

Старец Филофей (1-я пол. XVI в.) – монах Псковского Елеазарова монастыря

Судьба идеи

Люди, пытающиеся высчитать «времена и сроки», как обычно, ошиблись. 1492 г. не стал последним для мира. Постепенно понятие «третьего Рима» стало трансформироваться в понятие христианской империи, чем-то похожей на Византию.

«Москва – третий Рим» в трудах философов

Особенно много стали писать о концепции с середины XIX в., когда с началом борьбы славян Балканского полуострова против турок возникла идея православной славянской империи: например, о возможном государстве славян, столицей которого мог стать Константинополь (Стамбул) писал Н.Я.Данилевский. О всемирной империи мечтал Ф.И.Тютчев:

«Москва, и град Петров, и Константинов град

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? и где его границы

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат…»

А в начале XX в. Н.А.Бердяев считал созданный Лениным Третий Интернационал, имевший целью «экспорт революции», основанным все на той же национальной идее «третьего Рима». Его книга «Истоки и смысл русского коммунизма» не раз потом использовалась западными пропагандистами для обличение «экспансионизма» советской (и постсоветской) России. Так религиозное содержание идеи окончательно отошло на второй план. Но не забылось.

Собор Василия Блаженного и Кремль в Москве

Собор Василия Блаженного и Кремль в Москве

Что же сейчас? О том, жива ли идея, какой она была изначально, много споров. С одной стороны, нельзя не согласиться с митр. Иларионом Алфеевым, который, отвечая на вопрос об актуальности концепции, сказал, что она не отражает реальность наших дней: ведь

«если мы посмотрим на воцерковленность нашего населения, то мы не можем сказать, что большинство нашего православного населения являются воцерковленными людьми».
С другой стороны, именно в России сейчас проживает наибольшее количество православных. Не значит ли это, что они все еще хранят веру – до Суда, который все равно будет?

Частые вопросы

В чем суть выражения Москва третий Рим?

Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Этот тезис на словах закреплял за Москвой статус последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного самопровозглашения, формулу «Москва — Третий Рим» приняли многие.

Кто сказал что Россия Третий Рим?

«Москва – Третий Рим, а четвертому – не бывать» – это фраза, которую обронил псковский монах Филофей в начале 16-го века, и которая до сих пор является национальной идеей России.

Кто признал Москву Третьим Римом?

Монах Филофей открывает Третий Рим Нет никаких свидетельств тому, что Москва или Русь именовались Третьим Римом в каком-либо славянском тексте до первой половины XVI века. Псковский монах Филофей был первым, кто обнаружил Третий Рим в Московии.

Что такое первый второй и третий Рим?

Как известно, после распада Римской империи Византию называли Вторым Римом. Итак, Первый Рим — Римская империя, Второй Рим — Византия, а Третий Рим — Московское государство. Это торжественное название (сравнение с самым мощным античным государством) подчеркивало величие и могущество Москвы.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю формирования концепции «Москва – третий Рим», чтобы понимать ее значение и значение для российской истории.

СОВЕТ №2

Исследуйте влияние концепции «Москва – третий Рим» на политику, культуру и религию России, чтобы понимать ее актуальность в современном контексте.

Влияние концепции «Москва – третий Рим» на современное общество

Концепция «Москва – третий Рим» является одной из ключевых идей в российской истории, которая имеет значительное влияние на современное общество. Эта концепция связана с идеей о том, что Москва является преемницей Рима и Константинополя в качестве центра православного мира. Она утверждает, что после падения Римской империи и Византии именно Москва стала новым центром православной цивилизации и наследником их духовного наследия.

Влияние концепции «Москва – третий Рим» проявляется в различных аспектах современного общества. Одним из них является формирование российской идентичности и самосознания. Эта концепция укрепляет патриотические чувства у россиян, подчеркивая их особую роль в истории и связь с великими державами прошлого.

Кроме того, концепция «Москва – третий Рим» оказывает влияние на политическую и религиозную сферы. Она поддерживает идею о специфическом пути развития России, основанном на православных ценностях и традициях. Это отражается в политике государства, его отношениях с другими странами и внутренней жизни общества.

Таким образом, концепция «Москва – третий Рим» играет важную роль в формировании и развитии современного российского общества, определяя его ценностные ориентиры и идентичность.

Оцените статью
Добавить комментарий