Диакон в православной Церкви – это одно из духовных званий, играющее важную роль в богослужебной жизни прихода. Он помогает священнику в совершении богослужений, заботится о бедных и больных, а также выполняет другие благотворительные и административные функции. Важно понимать, кто такой диакон, каков порядок его хиротонии, сколько сейчас диаконов в Русской Православной Церкви, как правильно пишется это слово, как к нему следует обращаться и как выглядит его облачение. Эта статья поможет разобраться во всех аспектах служения диакона и понять его роль в церковной жизни.
История появления в христианстве
Диакон (это более правильное церковное произношение вместо мирского «дьякон») является служителем, в отличие от священника, который есть совершитель церковных Таинств и богослужений. Поэтому священник может совершать божественные службы и без диакона, а диакон без священника – не может.
«Диакон». Рябушкин Андрей Петрович
История появления этой низшей степени священства в Православной
Церкви
восходит ко временам апостольским. В первохристианской Иерусалимской Церкви имело место благочестивое, добровольное общение имуществ. Когда богатые ее члены продавали свои имения и жертвовали деньги бедным
христианам.
Так, в частности, эти пожертвования шли на содержание вдовиц (вдов), которые в древности обычно были самыми нуждающимися.
Однако через какое-то время евреи рассеяния, называемые еллинистами, стали роптать на иерусалимских евреев, считая, что их вдов ущемляют при раздаче этих вспомоществований. Святые
апостолы
, не желая оставлять проповедь слова Божия и молитву ради забот о столах:
«Избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян.6: 5-6).
Все эти диакона, кроме последнего, не только причтены к лику святых, но и являются апостолами от семидесяти. Особенно прославлен святой архидиакон Стефан, который стал первомучеником. Т.е. первым из христиан принял мученическую смерть за Христа во время гонения от иудеев (Деян.7: 54-60).
И во время своего мученического подвига св.Стефан:
«Будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7: 55-56).
Святые отцы говорят об этом так. Господь явил первомученику небо отверстым для того, чтобы все последующие за ним мученики Христовы знали, что для них открыты врата Царства Небесного и не возбранён свободный вход в рай. Это значит, что они по своей мученической смерти свободно входят на небо, не проходя мытарства. Такой необыкновенный дар Божий имеет этот род святых!
Как мы знаем, даже величайшие преподобные отцы, восходя на небо, не миновали мытарств. Что уж говорить об обыкновенных грешниках, души которых по смерти испытывают на двадцати страшных бесовских «заставах». Где несчастную душу встречают лютые демоны, предъявляющие ей списки (хартии) ее грехов и неистово желающие ввергнуть ее в самые пучины ада! И всего этого, по милости Божией, избегают святые мученики Христовы, восхода в рай не возбранено. Вот насколько велик подвиг мученичества, что и открыл нам впервые первомученик архидиакон Стефан.
И еще одну очень важную христианскую заповедь явил он в своем подвиге. Когда иудеи побивали его камнями, он не просил по-иудейски у Бога воздать им «око за око или зуб за зуб», не просил поразить их всех огнем с неба, но молился за них так: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7: 60), — научая нас прощать своих врагов, даже самых заклятых.
Ведь святой своей молитвой действительно мог низвести огонь с неба и поразить насмерть побивающих его. Но тогда бы не было будущего
апостола Павла
, который в виде фарисействующего юноши Савла был среди этих иудеев, охраняя их одежды (Деян.7: 58). А это и значит, что:
«кровь мучеников – это семя христианства».
Но вернемся к семи диаконам. О последнем из них Николае есть два противоположных мнения. Некоторые говорят, что он отличался строгим
аскетизмом
. Но большинство святых отцов утверждают, что он превратно понял учение Спасителя о христианской свободе, поэтому проповедовал разврат и невоздержание, положив начало секте николаитов.
О коей упоминается даже в Апокалипсисе, где Господь говорит Ангелу Пергамской Церкви следующее:
«Имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» (Откр.2: 14-16).
Думаю, это второе мнение о совращении в данное лжеучение Николая Антиохийского, учитывая, что он, в отличие от первых шести диаконов, не был канонизирован Церковью, — и является истинным.
Мнение эксперта:
В православной церкви диакон – это священнослужитель, занимающий промежуточное положение между священником и мирянином. Он помогает священнику во время богослужения, исполняя различные обязанности, такие как чтение Евангелия, подношение молитв и помощь при совершении таинств. Диакон также занимается благотворительной деятельностью, посещает больных и нуждающихся, а также участвует в общественных мероприятиях церкви. Его служение основано на принципах любви, милосердия и служения ближнему, что делает его важным звеном в духовной жизни православного сообщества.
Современная положение на приходах
В основном, диаконы сослужат епископам и священникам при совершении тех или иных богослужений. Это и делает их одним из самых уязвимых лиц в РПЦ. Ведь, как выше уже было сказано,
иерей
может служить и без диакона, что делает последнего в определённом смысле лишним, но, однако, нуждающемся в содержании от прихода. Поэтому довольно часто, особенно в бедных храмах, диаконов дискриминируют, обижают, всячески лишая тех или иных имущественных «булочек».
Кроме того, диакон, в отличие от священника, не может самостоятельно совершать требы, которые зачастую и являются основной статьей дохода священнослужителя. Поэтому в диаконских семьях возникают серьезные проблемы, в первую очередь, материального плана.
Этому также способствуют басни, имеющие широкое хождение в миру, о «необычайно высоких доходах священнослужителей». А фактически многие диаконы, чтобы как-то выжить, вынуждены по совместительству работать на каких-то мирских предприятиях.
И вот юная девочка выходит замуж за семинариста, ожидая, что когда он примет сан, то будет зарабатывать кучу денег. Но… столкновение с реальностью очень быстро ее отрезвляет, а иногда (особенно у неустойчивых дамочек) даже более или менее форсировано стимулирует ее на развод!
К этому же иногда приводит и другая проблема нашего общества. Имеется в виду его развращенность, пропаганда разнообразных извращений и т.п. А ведь от членов семей священнослужителей требуется не только избегать всех этих гадостей, но еще также иметь дополнительное воздержание даже в естественных и законных супружеских отношениях. Так, по крайней мере, три ночи следует воздерживаться от них перед совершениям
литургии
.
И если сам диакон, как человек в какой-то степени подготовленный к сему, скрепя сердце, может выдержать такое воздержание, то его молоденькая жена – не всегда. Во всяком случае, такой пример. На том приходе, где я служу последние десять лет, сменилось семь диаконов. И трое из них ушли по причине развода со своими матушками, которые эти матушки от них потребовали. И насколько я могу судить, потребовали по вышеперечисленным причинам материального и сексуального плана.
Поэтому и выходит та нынешняя статистика, утверждающая, что двадцать процентов браков священнослужителей оканчиваются разводами. Понятно, что подавляющая часть этих 20 процентов падает именно на диаконские семьи. Так что, хотя их по-церковному глав сих семей именуют «отец диакон», но эти отцы в Церкви достаточно сильно умалены. И это очень серьезная проблема РПЦ! Особенно учитывая, что требования к сей низшей степени священства предъявляются достаточно высокие.
Читайте также:
Кто такой иподиакон и каковы его обязанности в Церкви
Интересные факты
-
Диакон – это первый уровень иерархии в православной церкви. После него следуют священник и епископ.
-
Диакон может осуществлять некоторые церковные таинства, но не все. Он не может совершать таинство евхаристии (причастия), венчания и рукоположения.
-
Диакон может быть женат, но его жена не может быть священником или монахиней. Если диакон становится священником, он должен развестись со своей женой.
Кто может им стать
Как пишет апостол Павел:
«Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим.3: 8-13).
Отсюда вполне ясно видно: требования, предъявляемые как к диакону, так и к его супруге-матушке, — достаточно высокие. Что явно диссонирует с довольно униженным положением их в РПЦ. Особенно тяжелым в силу вышесказанного является требование быть мужем одной жены. Согласно которому, диакон может вступить в брак (до своей
хиротонии
) лишь один раз.
Но если по вышеприведенным материальным и сексуальным причинам жена оставляет его, несмотря на категорическое нежелание мужа давать развод, то бедный отец диакон становится без вины виноватым. Вступить второй раз в брак ему нельзя, а жить без женщины-супруги он не может. Что же ему остается?!
Если честно, то либо снять с себя сан и жениться. Либо принять
монашество
и стать иеродиаконом. Кстати говоря, я не один раз беседовал с такими брошенными их женами диаконами, предлагая им вариант монашества. Но ответ был один: нет, не могу! Что, собственно, и логично. Ведь христианский
брак
в наше время – это самое сильное и, зачастую, для очень многих единственное средство избежать блуда.
И если этот брак по вине супруги разрушен, то бедный диакон будет непрерывно подвергаться усиленным ударам демона блуда, тем или иным образом периодически впадая в этот грех. Что для него, как для служителя при Таинствах, особенно, Евхаристии, постоянно причащающегося и потребляющего св.Дары, — духовно крайне тяжко, а иногда попросту невыносимо!
Какой же выход? Думаю, он в вовлечении Церкви в общественное и социальное служение, в котором как раз и могут сыграть очень большую роль диакона. Ведь они, как уже было сказано выше, не могут самостоятельно совершать требы (которыми, как правило, в свободное от службы время заняты священники) — поэтому потенциально имеют достаточно времени и сил, как более молодые, для прохождения вышеуказанного служения. Кое должно быть хорошо оплачиваемо.
Этим достигается сразу несколько целей. Во-первых, диакон будет получать дополнительный и, желательно, достаточный доход от Церкви, а не от мирских трудов; во-вторых, возрастет его общественное значение, что в целом благоприятно скажется на его семейной жизни. Наконец, в-третьих, если все же жена оставит такого диакона, то церковная жизнь для него не будет закончена. Он может снова вступить в брак, и, хотя по строгим канонам будет запрещен в диаконском служении, но зато может продолжать заниматься вышеуказанной общественно-социальной деятельностью.
Как правильно обратиться
К диакону принято обращаться «отец (имя)», или «отец диакон».
Сколько сейчас насчитывается в РПЦ
По данным, приведенным в конце ноября 2017 года Святейшим Патриархом Кириллом, в РПЦ насчитывается 4640 штатных диаконов. Легко понять, что это достаточно большая сила для вышеозначенной благотворной деятельности. Вопрос только в том, как эту силу целесообразно и разумно применить?!
Второй рычаг в решении указанной проблемы диаконов состоит в подготовке их будущих матушек. Для этого в дореволюционной Церкви существовали специальные институты. В частности, девочек и девушек, обычно дочерей священнослужителей готовили к этому, прямо скажем, жертвенному подвигу (быть супругой диакона или священник) на особых курсах.
Затем устраивались балы, в коих участвовали как эти девицы, а также семинаристы, подыскивающие себе будущую матушку. Знакомились, зарождалась любовь – духовная и плотская, но, конечно же, ничего предосудительного до законного брака себе не позволяли. Затем венчались в церкви, и рука об руку проходили всю жизнь.
Кстати говоря, матушки на тех курсах получали еще и профессию медсестры или акушерки, очень даже полезную на глухом сельском приходе, куда обычно первоначально и направляли новоиспеченных священнослужителей. Вот и думаю, что очень даже полезно было бы восстановить такой институт воспитания будущих матушек и в нынешней Церкви!
Кстати говоря, есть такой забавный, полу анекдотический случай, связанный с этими дореволюционными курсами девиц и балами. На одном из последних некий семинарист, условно назовем его Иван, познакомился с одной симпатичной девушкой, которая ему очень понравилась. Казалось, между ними зарождается любовь, и Иван уже был готов предложить любимой руку и сердце. Но… через некоторое время она ему заявила: «Прости меня, Ваня, я полюбила Колю и завтра выхожу за него замуж». Расстроенный в самых своих интимных чувствах Иван… в результате принял монашество.
Прошло много времени, и он стал епископом. А Коля – священником, отцом Николаем. И надо же было такому случиться, что этого епископа направили возглавить ту епархию, в котором служил о.Николай.
По обычаям того времени, все священнослужители епархии вместе со своими матушками должны были быть представлены новому владыке. И вот бедная вышеупомянутая матушка, ожидая своей очереди представления, терзалась в сердце, не зная, что сказать бывшему Ване, ставшему епископом, коего она в свое время отвергла.
Думала, думала, и, наконец, надумала. Подойдя под благословение к архиерею, она сказала: «Вот видите, владыка, а если бы я тогда вам не отказала, вы бы не стали епископом».
На что владыка густым архиерейским басом ответил ей: «Дура! Если Богу было угодно, чтобы я стал епископом, то я тогда бы на тебе женился, а ты бы потом умерла!».
Шутки шутками, но такой институт воспитания будущих матушек в РПЦ учредить было бы очень даже полезно! Ибо пренебрегать этой низшей ступенью священнического сана ни в коем случае нельзя. Хотя бы потому, что церковная история свидетельствует, о святости многих из них.
Святые, служившие в этом сане
Кроме вышеперечисленных шести первых из них (Деян.6: 5), назовем еще несколько имен сих святых: преподобный Макарий, диакон Печерский (19 января/1 февраля); мученик Лука (29 января/11 февраля); новомученики Трифон (14/27 февраля) и Симеон (15/28 февраля); мученик Валент (16 февраля/1 марта) и многие, многие другие. Наконец, укажем:
Порядок совершения диаконской хиротонии
Хиротония в дьяконы совершается после освящения Даров, после слов архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Если же Рукоположение происходит на Литургии Преждеосвященных Даров, то оно начинается после Великого входа перед ектеньей «Исполним молитву нашу Господеви».
На стоящую слева от Престола кафедру садится архиерей, а два иподьякона ведут к нему рукополагаемого из центра храма следующим образом: кандидат находится между ними; каждый из них держит одной рукой его руку, а свободной рукой приклоняют ему шею.
Затем дьякон в алтаре возглашает: «Повели, повелите, повели, Преосвященнейший Владыко». Его возглас означает следующее.
1. Произнося «Повели», он спрашивает согласия на хиротонию народа Божьего.
2. Произнося «Повелите», он спрашивает согласия клира на принятие в его ряды нового священнослужителя.
3. Произнося «Повели, Преосвященнейший Владыко», он спрашивает согласия архиерея на Рукоположение.
Доведя посвящаемого до Царских врат, иподьяконы «передают» его протодьякону и дьякону, которые также берут его один – за правую, другой – за левую руку. Ставленник кланяется архиерею, который осеняет его крестным знамением.
Затем протодьякон трижды обводит рукополагаемого вокруг Престола; ставленник же каждый раз целует все четыре угла Престола. Участвующие в Таинстве совершают следующие действия.
1. После первого круга: поставляемый целует руки и колено архиерея в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божья. Хор в это время поет тропарь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся…».
2. После второго круга: поставляемый целует палицу и руку архиерея, опять же в знак своего почтения. Хор поет: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников веселие…».
3. После третьего круга: поставляемый творит три поклона перед Престолом (два поясных и один земной). Хор поет: «Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила…».
После этого кафедру убирают, и хиротонисуемый становится у правой стороны Престола и трижды поклоняется архиерею, произнося: «Боже, умилостивися мне, грешному». Ставленник преклоняет одно колено, символизируя этим «неполноту» дьяконского служения, то есть то, что он только служит при Святых Тайнах, но не совершает Таинство Евхаристии.
Затем посвящаемый кладет крестовидно руки на Престол, а между ними – главу, символизируя этим «всецелое посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобообразна Всесвятейшему Жертвеннику, освящающему богообразные умы, – Самому Спасителю и Господу» (Максим Исповедник).
Далее архиерей полагает край омофора на главу посвящаемого, трижды благословляет его и возлагает руку на его главу. Дьякон возглашает: «Вонмем», и архиерей произносит вслух тайносовершительную молитву: «Божественная благодать, всегда немощная[63] врачующи и оскудевающая[64] восполняющи, проручествует[65] (имярек), благоговейнейшаго иподиакона, во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».
После этого дьякон произносит ектенью об архиерее и о «ныне проручествуемом диаконе», клирики в алтаре поют: «Господи, помилуй» (трижды), хор медленно трижды поет по-гречески – «Кирие, элеисон» (то есть «Господи, помилуй»), а архиерей читает положенные молитвы.
Затем рукополагаемый встает на ноги, с него снимают орарь, а архиерей возлагает орарь на его левое плечо и громко возглашает: «Аксиос», и хор повторяет за ним то же. Орарь возлагается на левое плечо дьякона в знак того, что он, в отличие от иподьякона, получает способность служить у Престола Божья и принадлежит теперь к низшему чину священнослужителей.
Новопоставленному надевают поручи, и архиерей снова возглашает: «Аксиос»; клир же и оба клироса по очереди вторят ему. Это является свидетельством Церкви, что Рукоположение совершилось и новопоставленный дьякон получил благодать Святого Духа совершать священнослужение. Поручи являются видимым знаком особенной силы и помощи Божьей рукополагаемому в священнослужителя. Они символизируют и «всезиждительную силу Божью, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови». Еще одно символическое значение поручей – «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату» (Симеон Солунский).
Далее новопоставленному вручается рипида, символизирующая крылья Ангелов, Херувимов и Серафимов, которые на ней изображены; он целует плечо архиерея и становится слева у Престола «охранять Святые Дары», совершая поступательные движения рипидой до возгласа: «Святая святым».
Затем рукоположенный первым из служивших при совершении Таинства дьяконов приобщается Святых Христовых Таин.
По окончании причащения народа и перенесения Чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный дьякон произносит ектенью: «Прости! приимше.», призывая в своем новом качестве собравшихся к молитве.
Протоиерей Георгий Городенцев
Частые вопросы
Чем диакон отличается от священника?
В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие. Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает.
Что делает диакон?
Дьяконы помогают епископу заботиться о мирских нуждах членов Церкви, собирая пожертвования от поста, принимая участие в программах обеспечения благосостояния и помогая нуждающимся. Ниже приводится рассказ о том, как один молодой дьякон, собиравший пожертвования от поста, осознал важность этой обязанности.
Что такое диакон в религии?
Впервые слово «диакон», как обозначение определённого служения в Церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а также в более позднем Первом Послании к Тимофею (3:8). Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви.
Можно ли жениться диакону?
Под запрет на женитьбу попали и все прочие священнослужители Католической Церкви — священники и диаконы. Данному запрету Папой Григорием было дано богословское объяснение. Священнослужитель символизирует собой Христа. Как Спаситель в течение жизни был одинок, то и священники должны вести одинокую, безбрачную жизнь.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю диаконата в православии, чтобы понимать его значение и роль в Церкви.
СОВЕТ №2
Обратитесь к богослужебным текстам и канонам Церкви, чтобы углубить свои знания о служении диакона.
СОВЕТ №3
Поговорите с духовным наставником или священнослужителем, чтобы получить дополнительные пояснения о роли диакона в православной Церкви.
Обязанности диакона в православии
Диакон в православии – это одно из духовных званий, которое стоит на втором месте после священника. Обязанности диакона в православии тесно связаны с его служением в церкви и помощью священнику в проведении богослужений. Главной задачей диакона является помощь священнику в исполнении богослужебных обязанностей, а также в выполнении различных благотворительных и социальных миссий церкви.
Одной из основных функций диакона является помощь священнику в проведении Литургии. Диакон участвует в чтении молитв, исполнении пения, приготовлении священных даров и подготовке алтаря к богослужению. Он также отвечает за порядок во время богослужения, помогает верующим во время приёма Святых Таин и ведёт службу в церковной утвари.
Кроме того, диакон занимается благотворительной деятельностью церкви. Он помогает нуждающимся, посещает больных, участвует в организации различных благотворительных акций и мероприятий. Диакон также может заниматься катехизацией и воспитанием верующих, особенно детей и молодёжи.
Важной частью обязанностей диакона является поддержание порядка и чистоты в церкви. Он следит за состоянием церковного имущества, убирает и поддерживает чистоту в храме, заботится о священных предметах и оборудовании. Диакон также может участвовать в организации церковных праздников и мероприятий.