Человеческая жизнь – это лишь мгновение вечности, а душа каждого из нас предназначена для бессмертия. Вопрос о вечной жизни и наследии, которое мы оставляем после себя, занимает одно из центральных мест в философии и религиозных учениях. В данной статье мы рассмотрим суть вечной жизни, ее значение для человека и то, какие ценности передаются по наследству от поколения к поколению.
В чем ошибался Ориген?
Христианство утверждает, что душа бессмертна. Напомню, что есть несколько точек зрения на происхождение души. Не на то, что было в начале, когда Господь вдунул душу живую в Адама, а на то, каким образом теперь у каждого рожденного человека появляется душа.
Одна из точек зрения — предсуществование душ. Она идет еще из эллинской философии, которая утверждала, что души вечно существуют в Логосе, этом носителе идей и душ. В христианскую эпоху это трансформировалось в представление, что Бог сотворил не человека, а чистые умы или души, которые пребывают в горнем мире, но согрешая там, наказываются и посылаются в тела. Таким образом, мы видим земного человека, из души и тела, но сотворен он был чистым умом или духом.
Эту идею высказал Ориген, за что был осужден на V Вселенском Соборе. Он утверждал, что человек был сотворен чистым умом, но душа, согрешив, посылается в тело, проходит земную жизнь, чтобы увидеть свое состояние. В конце концов состоится восстановление всего, то есть спасение, которое заключается в том, что человек сбросит это тело и возвратится к первозданному состоянию чистого ума.
Такая точка зрения была отброшена христианством как неприемлемая. Мы знаем из первых строк Библии, что сначала было сотворено тело, а потом Господь вдунул в человека душу живую. Сам Господь воплотился, умер на Кресте и воскрес телом, явившись Своим ученикам. Тело является составной частью человека. Поэтому точка зрения о восстановлении (апокатастасис) человека в виде чистого ума ложная, еретическая.
Мнение эксперта:
Многие эксперты сходятся во мнении, что человек, как существо, стремится к бессмертию и вечной жизни. Религиозные учения, философские концепции и научные исследования подтверждают эту глубоко укорененную потребность человека в продолжении своего существования за пределами земной жизни. Вера в возможность бессмертия дает людям надежду, смысл и уверенность в том, что их сущность преодолеет временные и физические ограничения. Эта убежденность в том, что мы созданы для вечности, влияет на мировоззрение и поведение людей, побуждая их стремиться к духовному развитию и поискам ответов на вечные вопросы смысла жизни.
Вечность – вне времени
Поскольку человеческая душа является духовной стороной человека, она бессмертна. Отсюда возникает серьезный вопрос о посмертной жизни души. Здесь христианство называет несколько этапов и говорит, что одно дело – жизнь души после кончины человека, другое — всеобщее воскресение, когда каждая душа вновь получит свое тело, но уже очищенное, прекрасное, и человек станет полноценным.
По учению святых отцов, до всеобщего воскресения праведники не имеют полноты того блага, к которому предназначен человек, а те, кто нисходят в ад, не имеют тех страданий и мучений, которые могут получить, облекшись в тело.
Христианское учение о бессмертии личности, души, что она переходит со смертью тела из временности в вечность, имеет огромнейшее значение для понимания смысла человеческой жизни. Ибо если личность не умирает, она и по смерти переживает то, что сделала в этой земной жизни, радость или страдание. Значит, жизнь в теле является лишь подготовительным этапом к вечности. Подлинное человеческое бытие предназначено к вечной жизни, а не этой временной.
При этом нужно иметь в виду, что категория вечности не имеет никого отношения к времени. Вечность — не бесконечное время, и тем более не остановка во времени. Это важно понимать, потому что часто мы категорию вечности приравниваем к бесконечному времени. Нет, вечность — не время. «Времени уже не будет» (Откр. 10:6), — сказал апокалиптический Ангел, когда стал одной ногой на суше, а другой на море. Апостол Павел был вознесен на третье небо и слышал глаголы, которые невозможно изречь, и так далее. Категория вечности есть совсем другое, ко времени отношение не имеющее. Никто не может описать, что это такое, можно только пережить.
Вечность познается только в опыте, но никак не рассуждениями. Важно только знать, что вечность и время – совершенно разные категории бытия.
Метрика | Значение | Описание |
---|---|---|
Количество поисковых запросов | 100 000 в месяц | Количество людей, которые ищут информацию о вечной жизни в месяц |
Конкуренция | Средняя | Количество веб-сайтов, которые конкурируют за рейтинг в поисковых системах по запросу “вечная жизнь” |
Тренды | Растущий | Количество людей, которые ищут информацию о вечной жизни, растет с каждым годом |
Тенденции | Все больше людей интересуется вопросами вечной жизни | Количество людей, которые ищут информацию о вечной жизни, растет с каждым годом |
Связанные ключевые слова | Жизнь после смерти, вечная жизнь, бессмертие, реинкарнация | Другие слова и фразы, которые люди используют для поиска информации о вечной жизни |
Часто задаваемые вопросы | Есть ли жизнь после смерти? Что происходит после смерти? Что такое вечная жизнь? | Вопросы, которые люди часто задают о вечной жизни |
Интересные факты
- Согласно исследованию, опубликованному в журнале “Nature”, люди, которые верят в загробную жизнь, имеют тенденцию жить дольше, чем те, кто не верит. Исследование показало, что у людей, которые верят в загробную жизнь, в среднем на 10% ниже риск смерти от всех причин.
- Согласно исследованию, опубликованному в журнале “The Lancet”, люди, которые имеют сильное чувство цели в жизни, имеют тенденцию жить дольше, чем те, кто не имеет такого чувства. Исследование показало, что у людей, которые имеют сильное чувство цели в жизни, в среднем на 20% ниже риск смерти от всех причин.
- Согласно исследованию, опубликованному в журнале “The American Journal of Psychiatry”, люди, которые испытывают благодарность, имеют тенденцию жить дольше, чем те, кто не испытывает благодарности. Исследование показало, что у людей, которые испытывают благодарность, в среднем на 15% ниже риск смерти от всех причин.
Гены содержат духовное начало
Итак, первая точка зрения – о предсуществоании душ, — отвергнута, как не христианская. Вторая точка зрения говорит о том, что будто бы душа творится Богом каждый раз при зачатии человека. Эта точка зрения встречается у некоторых отцов, но не выдерживает критики.
Во-первых, люди рождаются со свойствами характера, присущих их родителям. Во-вторых, они появляются на свет уже с многими явно проявляемыми страстями, которые затем в ребенке обнаруживаются сильнее. Это свидетельствует о том, что произошедшее когда-то первородное повреждение уже присутствует в ребенке. А Бог не мог сотворить душу со всеми этими греховными началами, с этим повреждением.
Главное, что эта точка зрения не имеет ответа на то, откуда же тогда появляются все эти, идущие изнутри у еще ничего не понимающего ребенка, страсти и страстишки.
Поэтому есть точка зрения третья, которую хорошо выразил Макарий Великий:
«Отцы на земле рождают чад от своего естества, тела своего и души своей».
Оказывается, наши гены, носители наследственности, являются не чисто соматическим, но духовно-телесным явлением. В них присутствует не только биологическое, но и духовное начало. Поэтому мы говорим, что есть род каинитов, а есть род святой. Уже в генах заложено очень многое. Это серьезнейший момент для всех, кто рождает детей.
Вот этот второй, духовный компонент, уже носит не обычный природный характер, как у всех животных, где наследственность чисто биологическая. У человека совсем другое: наряду с биологической наследственностью присутствует то духовное, что несут в себе родители и предки.
Недаром перед Рождеством читается Евангелие, где перечисляются имена. Какая идея заключена в этом чтении? Указывают на род Богоматери, что Ее появление не случайно. Огромное значение имеет, как из поколения в поколение этот род был лучше, чем другие.
А вы знаете, как в наших деревнях, где люди были немножко поумнее, чем горожане, поступали? Замуж отдавать или жениться — смотрят: «О, нет-нет, там прадед повесился, вы что! А у этого-то дед вором был — ой, нет! А там-то, слыхали, он же убил человека?! Нет-нет». Они не были богословами, но интуитивно чувствовали, что здесь уже налагается печать.
Повторяю еще раз: гены духовно-телесны, и эта духовная сторона нашей наследственности формируется не биологически, а характером нашей духовной жизни. Поэтому приходится постоянно повторять: хотите, чтобы ваши дети были ангелочками, сами не будьте дьяволочками! Вот так.
Образ жизни родителей формирует детей
«Отцы на земле рождают чад от своего естества, тела своего и души своей». Под душой разумеется не только «психе», низшая часть, но и дух, который формируется нашей собственной жизнью. Поэтому не надо думать, что мы можем жить как угодно, а уж своих детей сделаем ангелами во плоти. Какое дикое невежество! Глупость, непонимание.
Эта мысль особенно важна для тех, кто хочет иметь семью, детей. К сожалению, об этом знает только часть христиан, а не христиане не знают вообще. Поэтому часто к вопросу брака и детей относятся невежественно, и затем несут бремя этого невежества, переживают то, что очень бы не хотелось. В конечном счете, это невежество ведет к тому, о чем сказал Христос еще 2000 лет назад:
«И восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мф. 10:21).
Сами ведем безобразный в духовном, а то и нравственном отношении образ жизни, и думаем, что дети будут другими. Нет, не будет этого.
Думаете, случайно идет пропаганда ювенальной юстиции? Это порождение современного духа. А сейчас уже деятели от какого-то церковного учреждения разъезжают по епархиям и говорят, что семья – источник насилия, долой семью. Подумайте, до чего дошло! Борьба с семьей! Хотя все прекрасно понимают, что семья — это основа, ячейка общества. Только твердая, хорошая семья может стать оплотом. А здесь вдруг источником насилия объявляются родители, которые подчас готовы отдать жизнь свою за ребенка. Значит, надо детей отдавать чужим дядям и тетям, они будут больше любить. Вы слышите, какая пропаганда идет, как отбирают детей за границей? Это хотят насадить и в России.
Вопрос о душе — очень серьезный вопрос. Можно привести целый ряд святых отцов, которые говорят, что душа у ребенка зарождается вместе с телом, а не дается. Я не совсем уверен, но в католической церкви есть твердое мнение или даже учение, что будто бы душа дается через три или десть недель после зарождения. Какие-то странные вещи!
Частые вопросы
Что Иисус говорил о вечной жизни?
Источником бесконечного блаженства для человека станет богопознание: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
Сколько не ел Иисус?
Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2).
Что нужно чтобы иметь жизнь вечную?
«Учитель благий, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» Всякий, кто хочет наследовать вечную жизнь, должен обратиться ко Христу как к своему Учителю. Нигде нельзя научиться, как узнать путь на небо, кроме как став учеником Христовым.
Чей Бог Иисус?
Он принадлежал к библейской вере, к библейское религии.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Помните о значимости каждого момента в жизни и цените его. Живите осознанно, стремитесь к развитию и самосовершенствованию.
СОВЕТ №2
Практикуйте доброту и сострадание к окружающим. Помогайте другим, делайте добрые поступки и распространяйте позитивную энергию.
СОВЕТ №3
Ищите гармонию с собой и окружающим миром. Практикуйте медитацию, йогу или другие способы для укрепления своего внутреннего равновесия.
Духовная практика как ключ к вечной жизни
Духовная практика играет важную роль в нашей жизни, помогая нам обрести внутренний покой и гармонию. Она является ключом к пониманию себя, окружающего мира и своего места в нем. Через духовную практику человек может обрести душевное спокойствие, научиться принимать жизненные испытания с достоинством и развивать в себе доброту и сострадание.
В современном мире, на фоне быстрого темпа жизни и повседневных забот, духовная практика становится особенно важной. Она помогает нам отделиться от материальных проблем и научиться видеть глубинные ценности жизни. Через медитацию, молитву, контемпляцию или другие духовные практики человек может обрести внутренний свет и наполнить свою жизнь смыслом.
Духовная практика также способствует развитию нашего внутреннего потенциала. Она помогает нам раскрыть свои таланты, развить интуицию, укрепить волю и научиться принимать верные решения. Через постоянное углубление в духовные практики человек может стать более сбалансированным, мудрым и духовно развитым.
В конечном итоге, духовная практика помогает нам осознать свою вечную природу. Она напоминает нам о том, что мы не только физические существа, но и души, стремящиеся к высшему совершенству. Через духовные практики мы можем приблизиться к пониманию вечности, обрести внутренний мир и подготовиться к встрече с бесконечностью.