Молитва – это не просто обращение к высшей силе, это искусство общения с невидимым миром, источник вдохновения и силы для души. В этой статье мы погрузимся в прелести молитвенного делания, исследуем его глубины и откроем новые грани духовного опыта.
Где в человеке пребывает дух?
Большую опасность представляет отрыв богословия от реальной духовной жизни. Тогда оно теряет свою суть, свое значение. Только когда богословие соединяется с насущными проблемами духовной жизни, оно становится актуальным и приобретает ценность.
Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Что значит место сердечное? Это словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца. Подобно тому, как ум присутствует в головном мозге. При молитве нужно, чтобы дух соединился с умом, и вместе с ним произносил молитву. Соединение даруется в свое время божественной благодатью, а для новоначального достаточно, если дух будет сочувствовать и содействовать уму. При сохранении внимания умом, дух непременно ощутит умиление. Дух обыкновенно называется сердцем, как и вместо слова “ум” употребляется слово “голова”. Ниже силы словества, в середине сердца, помещается сила ревности. Ниже ее, в низшей части сердца, помещается сила желания или воли. В животных эти две силы действуют очень грубо, как нисколько не связанные со словесностью. В людях они действуют сообразно тому, насколько и каким образом развит дух их».
Очень интересное соотношение духовных реалий с телом. Любопытные вещи открываются нам из этой не так уж пространной цитаты Игнатия (Брянчанинова), который подобного рода мысли высказывал не просто от себя и часто даже совсем не от себя. Если вы посмотрите не только контекст, но и подстрочник, то увидите, сколько у него ссылок на древних святых отцов. Эти мысли — не плод человеческого воображения, не фантазии. Они являются прямым отражением реального видения вещей. Какова же эта реальность?
Дух человека присутствует в верхней части сердца, напротив сосца, даже может быть выше. Это высшая часть. Надо предполагать, что в данном случае, говоря о духе, он подразумевает «нус» — греческое понятие, которое переводится и как ум, и как дух, и как разум. Именно об этом идет речь, а не о логосе, который обычно переводится как «рассудок». Хотя он говорит «словесная сила».
Итак, в верхней части сердца — дух. Середина – сила ревности. Может быть вы помните, что сила ревности часто отождествляется с гневом. Гнев по природе присущ человеку, это необходимая сила, которая у нас в подавляющем большинстве случаев извращается, И вместо гнева на все злое, что приходит в голову и сердце, мы переносим гнев на человека, на вещи, на обстоятельства, на самого Бога. Гнев же по природе своей — это нормальное свойство человека, которое защищает сердце и ум от всего враждебного.
Так вот, в середине сердца помещается сила ревности. А ниже ее, в низшей части сердца, помещается сила желания или воли. Оказывается, эти вещи присутствуют и в животных, но действуют очень грубо, как не связанные духом, разумной стороной человеческой личности.
Кажется, можно было на этом остановить антропологический анализ. Дух (разум), ревность, желание и воля — три части. На самом деле, у святых отцов этой схоластики нет. Но они сделали открытие, очень важное в плане духовного, молитвенного делания человека, которое вы не найдете в светской психологии. Приведу мысли из двух источников, и вы увидите, какое это имеет значение.
Мнение эксперта:
Молитвенное делание – это не только связь с высшими силами, но и способ обрести внутренний покой и гармонию. Эксперты отмечают, что в молитве заключена особая сила, способная преобразить жизнь человека. Практика молитвы помогает сосредоточиться, найти ответы на внутренние вопросы и обрести душевное равновесие. Важно понимать, что молитва – это не только просьбы о материальных благах, но и возможность выразить благодарность, проявить сострадание и просто быть наедине со своим внутренним миром. В суете современного мира молитва становится оазисом спокойствия, где можно найти утешение и поддержку.
Где держать внимание при молитве?
Один из источников – «Откровенные рассказы странника», книга, которой многие восторгаются, особенно католики. Во многих католических монастырях она есть в переводе, ее изучают, ею руководствуются.
В этой книге странник говорит, что внимание при молитве нужно держать ниже соска, в низшей части сердца. Эта мысль полностью соответствует молитвенной практике, которую он проходил. Он достиг высоких состояний буквально со скоростью света, в течение нескольких недель. Это первая иллюстрация.
Вторая – утверждение Игнатия (Брянчанинова), который говорит, что ни в коем случае нельзя во время молитвы опускать внимание ниже соска, и объясняет причину.
Оказывается, само по себе внимание на определенной части тела действует на тело. Что находится в низшей части? Сила желания или воли. Опытом открыто, что сведение точки внимания ниже приводит к возбуждению тех центров, которые можно назвать эротическими. Возбуждается именно эта сторона человеческого тела, причем возбуждается своеобразно, возникают приятные ощущения и переживания сладости.
Многие, не понимая и не зная этого, полагают, что это тонкое переживание приятных ощущений как раз и есть действие благодати. Другие, посмышленей, вообще бросают молитву Иисусову, говоря, что она приводит к самым дурным последствиям для человека. В обоих случаях совершается грубейшая ошибка.
Нельзя снижать внимание ниже указанного центра. Лучше держать его несколько выше.
Интересные факты
- Молитва – это мощный инструмент, который может помочь нам преодолеть трудности, найти утешение и обрести новый смысл жизни. Исследования показали, что молитва может снизить стресс, улучшить качество сна и укрепить иммунную систему.
- Молитва не обязательно должна быть сложной или длинной. Даже короткая молитва, произнесенная от всего сердца, может оказать большое влияние. Можно молиться в одиночку или в группе, дома или в церкви. Главное, чтобы молитва была искренней и шла от сердца.
- Молитва может помочь нам обрести более глубокие отношения с Богом и стать ближе к духовному миру. Независимо от того, какая ваша религия или духовные убеждения, молитва может стать мощным инструментом для вашего внутреннего роста и развития.
О силе мысли
В качестве доказательства того, какое огромное воздействие может произвести мысль на наше тело, приведу вам случай, о котором мне рассказывал священник.
В начале XX века вспыхнуло какое-то искание Бога, чего-то высшего, большой интерес проявлялся к мистике и йоге. И вот наш герой, будучи еще светским человеком, вместе с несколькими своими товарищами в поисках истины и смысла жизни заглянули в йогу и на какое-то время углубились в нее. Один из них достиг очень больших результатов. Когда они собрались в комнате, которая была хорошо защищена от звуков, он продемонстрировал силу своей мысли. Все сели все вокруг стола, на который он положил свою руку. На глазах у друзей тыльная сторона его ладони стала краснеть, цвет становился все более густым и насыщенным. Затем начала подниматься кожа, возник волдырь как от тяжелого ожога, который скоро лопнул.
Такова сила мысли. Мы, конечно, с улыбкой воспринимаем утверждение йогов, что они могут мыслью убить слона. Это было бы противоестественно для йоги, но они утверждают, что это возможно. Мысль может воздействовать даже не на свое тело, а на объект, находящийся вне его.
Об опасности прелести
Знание о духе, ревности, желании имеет огромное значение. Опасно снижать внимание ниже, это приводит подвижников к самой настоящей прелести, состоящей в том, что естественные эротические переживания человек начинает принимать за благодать.
Помните пример из книги «Наставник молитвы Иисусовой» об афонском старце Харлампии? У него юноша, прочитавший 14500 молитв Иисусовых со скоростью звука, начал испытывать сладостные переживания, сердце его преисполнилось благодарностью, умилением, любовью. За 4,5 часа он достиг высочайших духовных даров и переживаний. Вот вам откровенная прелесть в чистом виде. И вместо того, чтобы это прекратить, старец ответил: «Я тебе покажу еще большее, сын мой. Сам я могу за один вдох-выдох 100-200 молитв Иисусовых произнести». Какой ужас!
Такова опасность в нашем православии совершенно уйти из него, впасть в жуткое состояние, которое святые отцы называют прелестью, заблуждением, самомнением. Очень многие из впадавших в прелесть кончали сумасшествием, даже самоубийством. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об одном таком монахе, который тоже был с Афона.
Правда, это интересно? Назови нам какое-нибудь святое место, и мы в обморок падаем. Забыли, что Бог географией не занимается, Он присутствует в человеке, а не в месте. Но многие этому поддаются и, попав даже туда, начинают сразу о себе мнить.
Например, иеромонах Дормидонт которому еще не было и сорока лет, пробыв несколько лет на Афоне, написал целых две брошюры о послушании, в которых, обрушился с критикой на Игнатия (Брянчанинова), этого поистине великого наставника духовной жизни и молитвы: «Игнатий не понимает учения святых отцов о послушании!». Вот до какого состояния легко можно дойти.
Так вот Игнатий (Брянчанинов) тоже описывает случай с монахом, который в таком состоянии тоже находился на Афоне. Он пишет, что эти состояния прелести часто характеризуются тем, что человек перестает чувствовать холод, голод, мало спит, находится в приподнятом восторженном состоянии.
Частые вопросы
1.
В чем состоит прелесть в молитвенном делании?
Прелесть в молитвенном делании проявляется в виде ложного ощущения благодати и духовного совершенства. Оно побуждает молящегося гордиться своей духовной жизнью, презирать других и искать признания своих заслуг.
2.
Как распознать прелесть в молитвенном делании?
Прелесть в молитвенном делании можно распознать по следующим признакам: молящийся испытывает чувство самодовольства, гордости и самомнения, он становится нетерпимым к другим людям, начинает искать признания своих заслуг и стремится к внешнему благочестию.
3.
Как бороться с прелестью в молитвенном делании?
Для борьбы с прелестью в молитвенном делании необходимо: признать свое недостоинство перед Богом, смириться и не гордиться своими духовными успехами, избегать стремления к внешнему благочестию, не искать признания своих заслуг, а также быть терпимым и снисходительным к другим людям.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Начните свой день с молитвы, чтобы укрепить связь с Богом и настроиться на позитивный лад.
СОВЕТ №2
Используйте молитву как способ выражения благодарности за все хорошее в вашей жизни, это поможет вам увидеть светлые стороны даже в трудных ситуациях.
СОВЕТ №3
Практикуйте молитву не только в трудные моменты, но и в повседневной жизни, чтобы поддерживать душевное равновесие и спокойствие.
Роль веры в молитвенном делании
Молитва играет важную роль в жизни верующего человека. Она является неотъемлемой частью духовной практики и позволяет человеку общаться с Богом. Вера является основой молитвы, ибо “вера есть уверенность в том, чего надеемся, убеждение в том, чего не видим” (Евреям 11:1).
Вера влияет на сам акт молитвы. Когда человек молится с верой, он обращается к Богу с убеждением, что Его могущество и милость способны изменить обстоятельства. Вера придает молитве силу и энергию, делая ее не просто формальным обращением к высшей силе, а истинным разговором с Отцом Небесным.
Вера также формирует отношение человека к молитве. Верующий человек понимает, что молитва не только механическое повторение слов, но и духовное общение с Богом. Вера помогает человеку открыть свое сердце перед Богом, выразить свои мысли, чувства, и потребности, зная, что он услышан и понят.
Таким образом, роль веры в молитвенном делании несомненно велика. Вера делает молитву живой, эффективной и истинной. Она придает смысл и наполнение каждому слову, произнесенному в молитве, и укрепляет духовную связь между человеком и Богом.