В современном мире многие люди ищут духовное направление и поддержку в своей жизни, особенно в условиях быстрого темпа и стресса. Однако, проблема духовного руководства в церковной жизни становится все более актуальной и важной. В данной статье мы рассмотрим эту проблему более детально и обсудим, как найти подходящего духовника для себя.
Люди не понимают, кто такой духовник
Сложность современной ситуации состоит в том, что каждый человек хотел бы иметь своего духовника. Вторая сложность в том, что люди не понимают, кто такой духовник. Третья сложность в том, что они не знают, какими должны быть отношения с духовником. Каждая из этих трёх проблем является в высшей степени серьёзной. Это реальное отношение к конкретному человеку, и отсюда реальное назидание в жизни – или правильное, или ложное.
Духовниками в древности считались люди с очень высокой степенью духовного совершенства, достигшие бесстрастия. Отношения с ними были отношениями полного послушания, имевшими место только в монашестве.
К великому сожалению, искание духовника (такое же естественное, как искание голодным хлеба) приобрело болезненный характер. Ищут уже не наставника в духовной жизни, но того, кто бы решил за другого все вопросы, подавляющее большинство которых чисто бытового, земного, вещественного характера. Ищут человека, за которого можно уцепиться, кто бы мог за собой повести, а другие, закрыв глаза и ничего не делая, просто плелись бы за ним.
В сердцевине этого искания присутствует не идея спасения, понимаемого как исцеление души от страстей. Не это становится главным мотивом искания духовника и отношения к нему, а обычная леность, внутреннее ощущение своего незнания и попытка все свои ошибки и решения в моральном плане перенести на духовника: «батюшка сказал – и всё в порядке, моя совесть меня уже несколько не беспокоит». Это тяжелейшая беда, которая сейчас постигает множество наших верующих.
Находят духовника, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «по своим страстям», кто удовлетворял бы самолюбию, тщеславию, сластолюбию и т.д. Отсюда между чадами возникают ревность и зависть. Почему? Ищут не человека, который бы помог исцеляться от страстей, а того, за кого можно уцепиться и идти, куда бы он ни повёл.
Мнение эксперта:
В церковной жизни существует актуальная проблема духовного руководства, которую эксперты рассматривают с разных точек зрения. Некоторые считают, что недостаток квалифицированных духовных наставников приводит к утрате духовных ценностей и ослаблению духовной жизни прихожан. Другие эксперты подчеркивают важность личного примера и мудрого руководства со стороны духовенства для формирования духовной зрелости верующих. Однако, согласно мнению большинства экспертов, ключевым аспектом является гармоничное сочетание духовной мудрости, пастырской заботы и понимания современных вызовов, чтобы обеспечить эффективное духовное руководство и поддержку верующих в их духовном росте.
Отношение к духовникам сегодня искажено до предела
Взяли древнее иноческое послушание, которое имело место только между старцем и одним-двумя учениками, не больше, и перенесли это на отношения между избранным духовником и мирским человеком, включившим сигнал абсолютного послушания. Даже появились две книжки одного афонита, насельника Троице-Сергиевой лавры, ушедшего на Афон и прожившего там десять лет, против Игнатия Брянчанинова.
Представляете? Десять лет — и человек уже возомнил себя выше такого наставника духовной жизни! Критикует его за его учение о послушании, потому что Игнатий Брянчанинов прямо говорит, что эпоха полного послушания между старцем и учеником давным-давно закончилась. Тем более она не имеет никакого применения в отношении к мирянам. В этих брошюрах автор доходит до того, что если даже духовник зашторит окна и смотрит по телевизору, как Шварценеггер крушит рёбра своему сопернику, то и тогда к этому духовнику всё равно нужно относиться с абсолютным, непререкаемым послушанием.
Написавший это афонит многих очень смутил. Однажды я включил радио «Радонеж» и там один из очень известных современных протоиереев заявил, что на 99 процентов согласен с этим афонитом. Вот, оказывается, какие вещи. Власть, абсолютная власть. Понимаете какая это страсть – стремление к власти? Это жуткая вещь. Правда, кончил, к сожалению, этот афонит неприятно: он вернулся сюда, женился, у него уже дети. Ну, это в каком-то плане естественно даже, что у него это произошло. Поднял свою пяту на кого?
Я уже говорил, как к Игнатию Брянчанинову относились Макарий Оптинский, Варсонофий Оптинский, Никон Оптинский, игуменья Арсения, Иоанн Валаамский, игумен Никон, Иоанн Крестьянкин. Ни о ком такого количества свидетельств вы не найдёте, причём в некоторых из них даже было сопоставление с Феофаном Затворником. Феофан Затворник более низкого уровня, конечно, это очевидно. У него были искания, ошибки, он рос и видел, что ошибался.
Речь и про «Откровенные рассказы странника», и про отношение к католическим святым, и про вопрос «душа и Ангел». Помните его работу «Не тело, а дух»? Он не говорит, что Игнатий Брянчанинов прав, а пишет: «Да, они имеют телесную тонкую оболочку». Всё, спору конец, как и учили древние отцы. У него шёл рост, к концу жизни он уже очень многое приобрёл и пересмотрел.
Интересные факты
-
Проблема духовного руководства существовала в церковной жизни с самого ее основания. Уже в Новом Завете есть упоминания о том, что апостолы и другие ранние христиане искали наставления и совета у более опытных верующих.
-
В России проблема духовного руководства обострилась в период советских репрессий, когда многие священники и епископы были убиты или сосланы в лагеря. В результате этого многие верующие оказались без духовных наставников.
-
В последние годы проблема духовного руководства снова стала актуальной в связи с ростом числа новых христиан, которые не имеют достаточного опыта церковной жизни и нуждаются в помощи и поддержке более опытных верующих.
«Жительство по совету»
Так вот, Игнатий Брянчанинов прямо говорит, ссылаясь на всех отцов, а не только на свой опыт, что в наше время великое благо, если кто найдёт себе не того духовника, к которому должно относиться с абсолютным послушанием», а человека, с которым может посоветоваться, «жительство по совету». Но основное: источником руководства для человека, искренне ищущего духовной жизни (а таковых очень мало), истинным наставником являются творения святых отцов. И сам Брянчанинов в этом отношении представляет явление исключительное, авторитетнейшее, засвидетельствованное многими людьми. Он переложил наставления духовной жизни и святых отцов на нашу эпоху, подавая нам истинное руководство в этом вопросе.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Про большинство тех, которые изображают из себя старцев и которых люди такими чтут, он говорит так:
«Душепагубное актёрство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя вид древних святых старцев, не имея их духовных дарований».
Он пишет не просто так, от ума, а исходя из того опыта общения, какой имел в различных монастырях и на приходах Русской православной церкви.
Частые вопросы
Что значит слово соборная церковь?
Согласно катихизису, Церковь называется соборной или кафолической потому, что «она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов».
Почему Церковь святая?
Церковь Христова есть Церковь святая, т. е. нравственно чистая и непорочная, а в хранении вверенного ей учения непогрешимая. Святость Церкви не означает конечно, что нравственно чисты и безупречны все без исключения верующие ее члены.
В чем разница между собором и храмом?
По размерам собор может не отличаться от обычного приходского храма, но рассчитан на то, что богослужения (главным образом, праздничные) совершаются собором духовенства, то есть в штате храма несколько священников (в идеале — настоятель и 12 сослужащих ему священников, по образу Христа и двенадцати апостолов).
В чем различие между церковью и собором?
В самом узком смысле слова церковь — это синоним слова «храм». Собор — главный (и большой) храм города или монастыря. Если в соборе постоянно служит местный епископ, то он называется кафедральным — то есть там находится епископская кафедра.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Ищите духовного наставника, который имеет опыт и знания в области духовности. Обратитесь к священнику или духовному старцу, чтобы получить рекомендации.
СОВЕТ №2
Будьте открыты к духовным наставлениям и советам, даже если они кажутся вам необычными или трудными. Иногда именно в таких моментах кроется истина и духовное развитие.
СОВЕТ №3
Регулярно общайтесь со своим духовником, делясь своими мыслями, проблемами и радостями. Это поможет вам не только получить нужные советы, но и построить доверительные отношения.
Роль духовного руководства в формировании личности верующего
Духовное руководство играет ключевую роль в формировании личности верующего человека. Оно направлено на помощь в духовном росте, развитии веры и моральных ценностей. Духовный наставник является своеобразным проводником в мире духовности, помогая верующему развивать свою духовную жизнь, стремиться к совершенству и следовать богословским принципам.
Через духовное руководство верующий получает не только знания о вере и Библии, но и поддержку, вдохновение и моральную опору. Духовный наставник помогает верующему развивать духовные дары, раскрывать свой потенциал и находить своё место в церковном сообществе.
Важным аспектом роли духовного руководства является также помощь верующему в преодолении духовных сомнений, внутренних конфликтов и трудностей на пути к вере. Духовный наставник способен дать совет, поддержку и направление в сложных жизненных ситуациях, помогая верующему сохранить веру и духовную целостность.
Таким образом, духовное руководство играет важную роль в формировании личности верующего, помогая ему развивать духовные качества, укреплять веру и находить своё место в церковном сообществе.