Порядок православного богослужения устанавливает Типикон: основные моменты

В православной церкви порядок богослужения имеет особое значение, и его установление осуществляется согласно особым правилам, закрепленным в книге Типикон. Этот документ определяет не только порядок проведения богослужений, но и регулирует многие аспекты церковной жизни. В данной статье мы рассмотрим, как Типикон влияет на посты, трапезы, марковы и храмовые главы, а также как его соблюдение способствует сохранению и передаче традиций православной церкви.

Что это такое

Так чаще всего именуют:

  • Устав, включающий правила о богослужении и внешнем устроении жизни христиан, по которому живет Поместная Церковь;
  • книгу, которая содержит эти правила.

Несколько реже Типиконом, или Типиком, могут именовать:

  • устоявшуюся богослужебную практику; чаще всего она может сильно отличаться от указаний, которые содержит книга;
  • так называемый «обряд», то есть общую богослужебную традицию с ее характерными чертами (например, существуют обряды александрийский, византийский, армянский, римский).

Мнение эксперта:

Порядок православного богослужения тесно связан с Типиконом – особым уставом, определяющим ход богослужебного служения. Эксперты отмечают, что Типикон является неразрывной частью православной традиции и предписывает не только порядок проведения богослужений, но и правила поведения священнослужителей и прихожан. Согласно мнению специалистов, соблюдение Типикона является важным аспектом сохранения духовной целостности и единства православной Церкви. Важно отметить, что Типикон регулирует не только ритуальные аспекты богослужения, но и временные рамки его проведения, что придает богослужению особую гармонию и сакральность.

ТипиконТипикон

Этимология слова

Он происходит от греческого «τύπος» («типос»), что значит «норма» или «образец».

Интересные факты

  1. Типикон – это богослужебная книга, в которой содержится подробное описание порядка проведения богослужений в Православной Церкви. Он содержит правила и указания для священнослужителей и мирян, необходимые для совершения богослужений в течение года. Типикон определяет последовательность богослужений, какие молитвы и песнопения должны исполняться, как совершаются таинства и обряды.

  2. Типикон берет свое начало в раннехристианских богослужебных книгах, таких как “Апостольские постановления” и “Канонические книги”. В течение веков он претерпевал изменения и дополнения, отражая развитие богослужебной практики и богословских взглядов Церкви. Современный Типикон был окончательно утвержден в конце XVII века при патриархе Иоакиме Московском.

  3. Типикон является одним из наиболее важных богослужебных книг в Православной Церкви. Он используется как священнослужителями, так и мирянами для участия в богослужениях. Знание Типикона помогает верующим лучше понимать смысл и значение богослужения, а также следовать его порядку.

Вседневная Служба. Святой без знака. Составление Вседневной Службы. Уроки практического Типикона.Вседневная Служба. Святой без знака. Составление Вседневной Службы. Уроки практического Типикона.

Когда появился первый Типикон (коротко история)

Его прообразом считаются содержащая богослужебные указания
книга Ветхого Завета
: это Левит (само слово означает служителей скинии – походного храма евреев, а происходит от имени Левия, праотца, род которого считался священническим, так как правнук Левия, Аарон был первосвященником Израиля). Здесь есть как правила проведения богослужения, включающего, как важнейшую часть, жертвоприношения, так – многочисленные указания дисциплинарного характера, пищевые, а также иные запреты для иудеев.

Каин и Авель

Жертвоприношение Каина и Авеля

Что касается первых христиан времени Апостолов, то литургисты предполагают, что их
богослужение
первоначально складывается на основе храмового иудейского, лишь без принятых у евреев кровавых жертвоприношений животных – ведь Жертвой за людей стал Сам Господь. Тем не менее, пение псалмов, молитв было взято из служб Иерусалимского храма. При этом службы I в. многие считают «харизматическими», то есть большую роль здесь играла своего рода импровизация, молитвы, идущие от сердца, а не от записанного, пусть даже древнего, текста. Это – тот случай, когда «вино новое» (христианское учение) действительно вливалось, по слову Божию, «в новые мехи».

Первые Уставы

Шло время, истинная вера стала распространяться среди язычников, а не только иудеев. Христиан становилось все больше – а после прекращения гонений с IV в. к Церкви обращаются уже десятки тысяч. Требуется определить порядок богослужений, ответить на множество вопросов новокрещенных о правилах христианской жизни. Среди древнейших Уставов есть как предназначенные для приходских храмов, так и иноческие. Это:

  • Великой Церкви Св. Софии Константинопольской; он сложился с VI в., когда строится этот самый знаменитый христианский храм всех времен, посвященный Софии Премудрости Божией, как именовали Второе Лицо Св. Троицы, Христа; другое название этого Типикона – «песенное последование», так как богослужебный тексты по большей части именно пелись, а не читались; особенностью было то, что здесь отсутствовали правила о постах, вообще церковной дисциплине;

Считается, что именно на богослужении «песенного последования» побывали послы равноап. Владимира, крестившего Русь.

  • прп. Саввы Освященного, именуемый также Иерусалимским, так как лавра святого была в Палестине; Типикон известен с VI в., он предназначен для «особножительной» обители, где иноки всю седмицу подвизаются уединенно, а собираются на службы под воскресный день или праздники;
  • прп. Феодора Студита, возглавившего монастырь близ Константинополя (построенный некогда сенатором Студием, отсюда именование); обитель считалась «царской», так как ее часто навещал сам император, более того, сюда на обучение грамоте, наукам отдавали царских детей; особенно вырос авторитет прп. Феодора во время иконоборчества (VIII-IX вв.), когда иноки обители отстояли православие; именно поэтому к IX в. Студийский Устав стал наиболее распространенным в Византии.

Были также некоторые другие Типиконы отдельных обителей – например, Афонский. Все они не сменяли друг друга, но действовали параллельно: выбор богослужебного Устава тем или иным приходом, сообществом монахов, определялся духовными потребностями, историческими обстоятельствами.

На Руси

Здесь до середины XVII в. полностью следовали византийским обычаям, принимая те Типиконы, которые соответствовали потребностям верующих:

  • литургисты предполагают, что первым по времени стал Типикон храма Св. Софии; вероятно, именно по нему служили в Десятинной церкви Киева, других храмах;
  • с XI в. Киево-Печерский монастырь принимает Студийский Устав, заимствуя его, вероятно с Афона, где он тогда был распространен, при прп. Феодосии Печерском; для иноков было важно, что он содержал правила о постах, молитвах для монахов – чего не было в Уставе Св. Софии; постепенно Студийский Типикон распространяется также по приходам: ввиду высочайшего авторитета обители прп. Феодосия: многие миряне ревнуют о подвигах, подобных монашеским, любят монастырское богослужение;
  • наконец, с XIV в. на Руси распространяется Типикон прп. Саввы, или Иерусалимский; многих привлекает продолжительность служб (например, всенощное бдение, которого не предусматривал Студийский Устав), более строгие правила о посте: ведь XIV в. – время духовного возрождения страны, деятельности прп. Сергия Радонежского, формирования представления о монашестве, как жизненном идеале.

Интересный факт

Самой популярной редакцией Иерусалимского Устава стал перевод прп. Афанасия Высоцкого (ученика прп. Сергия), именуемый «Око Церковное». Это – не просто перевод, но, как установили церковные историки, творческая переработка с адаптацией к русским условиям: здесь есть элементы разных традиций с извлечением из них полезного для русского богослужения. Кроме этого «Око» содержало дни памяти русских святых. Этот Типикон действовал до середины XVII в. Наряду с ним отдельные епархии, монастыри применяли также другие Уставы (Студийский, Великой церкви).

Современность

Сейчас действует редакция Иерусалимского Устава, подготовка которой начинается еще при
Патриархе Никоне
, а при Патр. Адриане (1695 г.) издается окончательный вариант, действующий (с крайне незначительными изменениями конца XIX в.) до настоящего времени.

Где применяют

Книга и ее указания необходимы:

  • для определения порядка богослужения;
  • для монахов, отчасти мирян, так как здесь – указания о соблюдении постов, молитвенных правилах; при этом миряне не обязываются соблюдать дисциплинарные правила для иночествующих, а делают это по мере желания, возможности.
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»

Книга Типикон и ее разделы

Он состоит из 2 частей:первой, посвященной порядку богослужения, а также образу жизни христианина, и так называемых «храмовых глав», относящихся к престольным праздникам.

Первая часть

Это 60 глав, которые делят на части:

  • так называемую «общую», где идет речь об особенностях совершения богослужения, священнодействий, а также о правилах поведения во время служб, вообще образе жизни иноков, устройстве монастыря.
  • «частную» с конкретными богослужебными указаниями каждого дня календаря Церкви;
  • «дополнительную» с указаниями изменения совершения тех или иных молитв в разные дни года.

Марковы главы

Это часть самой большой, 48 главы, которая относится к «частному» разделу. Они приписываются Афонскому монаху Великой лавры св. Афанасия, Марку. Суть их – подробные указания к порядку служб дней, когда «неподвижные», то есть имеющие фиксированную дату великие праздники, дни памяти святых, совпадают с «подвижными» (зависящими от даты Пасхи) днями празднований (например, если Благовещение, «неподвижный» праздник, приходится на дни Страстной Седмицы, или иные дни Четыредесятницы, совпадает с Пасхой; подобных случаев существуют десятки).

Храмовые главы

Они посвящены порядку богослужения в тех случаях, когда престольных праздник храма совпадает с иными праздниками. Это указания:

  • о службах престольных праздников с начала церковного новолетия (1 сентября) до Недели Мытаря и Фарисея, когда начинается подготовка к Великому Посту;
  • о храмовых празднованиях, которые падают на время подготовки к Святой Четыредесятнице, а также самого
    Великого Поста
    ;
  • о случаях, когда «престол» приходится на дни от Пасхи до Троицы.

Последняя, 60 глава раздела, содержит Пасхалию.

Колокольный звон по указаниям Типикона

Существуют следующие его виды:

  • благовест (когда звучат удары только в самых большой колокол, притом — одиночные);
  • перезвон – последовательные удары в разные колокола;
  • трезвон – торжественный звон с одновременным использованием всех (или нескольких) колоколов; он звучит по большим праздникам.

колокольный звон

Художник: Косничев Александр Евгеньевич

«Ростовские звоны»

Уставы о постах в православной церкви

Самым древним из Типиконов, содержащим указания о посте, считается Студийский времен прп. Феодосия Печерского. Прп. Феодор Студит держался мнения о приоритете духовного делания перед «удручением плоти», поэтому его правила поста были нестроги: например, почти во все постные дни (включая многодневные посты, даже Великий Пост) разрешалась рыба.

Устав прп. Саввы (Иерусалимский) значительно более строг. Когда с XIV в. Русская Церковь начала постепенно переходить на него, часть монастырей, а также прихожан, сохранили Типикон прп. Феодора. Это было связано не с леностью к пощению, но – с природным фактором. Много десятилетий по Уставу прп. Феодора жил, например, Соловецкий монастырь, расположенный на Севере, где крайне сложно соблюсти полное воздержание от рыбы зимой, когда растительная пища практически отсутствует.

Подобным же образом сейчас поступают христиане, живущие в горах (например, Алтая), где лишь с трудом возможно земледелие, но реки изобилуют рыбой.

Трапезы в Великий пост

Согласно принятому сейчас Русской Церковью Иерусалимскому Уставу:

  • по понедельникам, средам, пятницам Великого Поста необходимо «сухоядение», то есть употребление невареной пищи;
  • горячая вареная пища разрешается только по вторникам, четвергам, субботним, воскресным дням; при этом по субботам, воскресеньям к ней можно добавлять растительное масло;
  • рыбу благословляется вкушать лишь на Благовещение и Вербное Воскресенье.

Кроме того, на первой седмицей поста желательно вообще полное воздержание от пищи в понедельник.

Страстная Седмица

Это также время особо усиленного воздержания: первые три дня рекомендовано сухоядение.

Что можно есть в Великий пост

Великий Пост — это путь, который ведет нас празднику Пасхи, Светлому Христову Воскресению.

Великий Четверг, Пятница, Суббота

В древней Церкви Великим Четвергом существовал обычай обильной трапезы, ввиду того, что это – память установления Тайной Вечери, когда большинство христиан к тому же причащались. Впоследствии традиция была осуждена, однако, современный Типикон все же разрешает пищу с растительным маслом.

Великая Пятница – время полного воздержания от пищи, даже питья– до службы Выноса Плащаницы. Позволяются небольшие послабления лишь больным (и то – кусок хлеба, несколько глотков воды).

А вот в Субботу можно вкушать вареную пищу, хотя без масла.

Все эти, как другие требования относятся к монашеству – ведь Иерусалимский Устав для него и создан. Многие требования его сейчас не выполняются мирянами. Кроме того, положенные продолжительные службы также имеют на практике совсем не тот вид, какой предписывается.

Ввиду всего этого, не раз обсуждалась возможность его редактирования с адаптацией к современной жизни. Однако, 1 декабря 2015 г.Синодальная богослужебная комиссия отказалась от этой идеи, вполне разделяя позицию русского литургиста рубежа  XIX-XX вв. М.В.Скабаллановича,который писал о Типиконе:

«Книга… хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере может быть и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир».

Требования высоки – но «могущий вместить да вместит» (Мф.19:12), прочие же да смирятся…

Частые вопросы

В чем заключается основное содержание Типикона?

Типикон содержит подробные инструкции о том, как совершать богослужения в течение года, включая указания о том, какие молитвы читать, какие песнопения петь и какие обряды совершать.

Что такое рядовой богослужебный круг?

Рядовой богослужебный круг – это богослужение, совершаемое в течение недели, от воскресенья до субботы, с определенной последовательностью служб и песнопений.

Какие бывают богослужения по уставу Типикона?

По уставу Типикона различают дневные, вечерние и ночные богослужения. Дневные богослужения включают утреню, часы и литургию, вечерние богослужения включают вечерню и повечерие, а ночные богослужения включают полунощницу, утреню и часы.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите Типикон, чтобы понимать порядок богослужения и участвовать в нем более осознанно.

СОВЕТ №2

Приходите на богослужения заранее, чтобы успеть прочитать молитвы и подготовиться к участию в общей молитве.

СОВЕТ №3

Следите за изменениями в богослужебном порядке в зависимости от церковного календаря и праздников.

Роль Типикона в богослужебной практике

Типикон – это особый устав, определяющий порядок богослужения в православной церкви. Он включает в себя правила и предписания, регулирующие все аспекты богослужебной практики, начиная от распорядка богослужений и заканчивая правилами приготовления священных даров.

Он является основой для совершения богослужений и обеспечивает их единообразие и правильность. Благодаря Типикону, церковные службы совершаются по установленным канонам и традициям, что поддерживает единство веры и практики среди православных христиан.

Каждый день в церкви определяется соответствующим уставом Типикона, который указывает на порядок чтения молитв, пения церковных песнопений, проведения таинств и других богослужебных действий. Типикон также устанавливает правила для священнослужителей, прихожан и диаконов, обеспечивая правильное и почтенное совершение богослужений.

Следование Типикону является неотъемлемой частью православной традиции и позволяет сохранить духовное наследие церкви. Важно помнить, что Типикон несет в себе богослужебный канон и духовное наставление, которые помогают верующим приблизиться к Богу и укрепить свою веру.

Оцените статью
Добавить комментарий