Современная психология является одной из наиболее актуальных областей научного знания, затрагивающей множество аспектов человеческой жизни. В данной статье мы рассмотрим православный взгляд на современную психологию, попытаемся проанализировать соответствие психологических концепций и учений Православия, а также выявим возможные точки соприкосновения и различия между этими двумя подходами.
Психология не имеет единого мировоззрения
Посмотрите, сейчас всюду — психологи! Причем, какие? Как и в нашей церковной среде есть разные духовники, так и психологи разные. Выступления некоторых из них, даже весьма известных, вызывают подчас очень серьезное недоумение. Иногда эти выступления создают впечатление, что мы опять вернулись в эпоху, когда наука была против религии, когда религия была антинаучным явлением, когда психология была исключительно материалистической.
Вот и сейчас, слушаешь и удивляешься. Уж говорить о том Фрейде и Юнге даже не приходится. Потому что по впечатлению от той литературы и выступлений, которые сейчас имеют место в нашем психологическом мире, Фрейд занимает весьма сильные позиции. И не только там, на Западе, но и у многих наших психологов.
Выводы из этого подчас бывают весьма серьезные и значительные, которые требуют внимания со стороны православного богословия, и не только для существенной корректировки, но и просто даже для решительного отпора.
Но есть и «за». К сожалению, оно ограничивается лишь одной горизонтальной сферой. Мы говорим о трехмерном пространстве. К сожалению, светская психология, которая в основных своих положениях пришла с Запада, имеет два измерения, третье отсутствует.
Психология как наука до настоящего времени вообще-то не имеет однозначного определения. В чем причина такой неопределенности? Думаю, прежде всего, в мировоззренческом ключе.
Греческое слово «психе» перешло из греческой философии, где оно обозначало низшую часть души, общую с животным миром. Когда же вопрос касался высшей, человеческой части души, которая отличается от животного мира, греки употребляли понятие «нус» или «ноус», то есть ум. Употребляли и понятие «логос», которое имеет около сотни значений, а у нас употребляется как Слово, Сам Бог.
В силу такой неопределенности самого слова психология и не имеет однозначного определения. Мне кажется, что светская психология могла бы дать это определение, но тогда бы нужно дать и определение христианское. Они будут очень неоднозначны.
Мнение эксперта:
Православный взгляд на современную психологию подчеркивает важность духовной составляющей в понимании человеческой природы. Эксперты отмечают, что хотя психология может предложить ценные инструменты для понимания человеческого поведения и мышления, она часто ограничивается лишь научным подходом. Православие же призывает к ganzheitlich, или целостному взгляду на человека, включая его духовную, эмоциональную и физическую природу. Таким образом, с точки зрения православных экспертов, современная психология может быть дополнительным инструментом, но не исчерпывающим объяснением для понимания человеческой природы.
Психология остается материалистической наукой
Прежде всего, мне хочется обратить внимание на то, что светская психология носит материалистический характер, далеко не соответствующий тому высокому пониманию, которое христианство придает понятию «душа». Интересно отметить, что еще в XIX веке психология изучалась в наших университетах. И то, какова была ее проблематика, оценки, понимание человека, все это вызывало подчас самые серьезные недоумения у наших наиболее интересующихся этой проблемой богословов и иерархов.
Так святитель Игнатий (Брянчанинов) еще в 1859 году в своем представлении Святейшему Синоду в частности писал: «Необходимо устранить ныне преподаваемую психологию, заимствованную не из церковных источников, а из источников, противных Церкви. Опыт показывает, что лица, заимствовавшие свои познания из преподаваемых ныне учебников психологии, никак не могут примириться с теми понятиями о душе человеческой, каковые доставляются святыми отцами Православной Церкви».
Замечание очень серьезное, принципиального характера. Можно подумать: сколько времени прошло! Теперь психология как наука уже не просто изменилась, но и взошла на более высокие ступени в своем развитии! Однако, приходится констатировать, что это совсем не так. Она остается материалистической наукой, которая занимается исключительно внешней по отношению к личности человека проблематикой и вопросами в основном практического характера. разрешение которых давало бы нам возможность наилучшего устройства этой жизни, и больше ничего.
Что это за вопросы? Прежде всего, это бытовые вопросы: обиды, ссоры, неприятности, семейные конфликты, недоразумения в обществе. Но если бы только этим исчерпывалось! Приходится заниматься вопросами куда более серьезными, от которых никуда не денешься. Например, панические атаки. Это действительно страшная вещь. А эмоциональное выгорание? Что только здесь происходит! А депрессии, кризисы душевные или так называемые фрустрации? В любой науке любят терминологию, которая была бы поменьше понятна людям. Фрустрации — это перепады настроения, неожиданная раздражительность. Ну и конечно то, что появилось сейчас и беспокоит очень многих, прежде всего родителей, это зависимости. Всем нам известно, что происходит от одного этого интернета.
Как назвать проблемы, которыми в основном занимается светская психология? Это все то, что обусловлено нашей генетикой, физиологией, материальным состоянием, социальной средой, — весь внешний комплекс по отношению к человеку как к личности. Этих проблем, конечно, очень много. Это и функции ума, когда пропадает память, внимание, восприятие, мышление. Когда не могу удержать свое внимание на одной точке. Кстати, очень здорово было бы этим заняться, чтобы научиться удержать свое внимание в молитве, но психология этим не занимается. Или все, что касается функций сферы чувств у человека: то настроение восторга, то отчаяние, уныние, раздражение, напряжение — чего только нет! Это вопросы, с которыми обращаются постоянно.
Иногда даже обращаются к такой проблеме проблем, как смысл жизни. Но даже цель и смысл жизни оцениваются через призму исключительно материальных, эстетических, культурных сторон жизни. Третье измерение куда-то исчезло. Такое впечатление, что мы превращаемся в каких-то плоскатиков, в двухмерные существа, в тень, которая имеет только два измерения. Так и здесь, все обусловлено, резко ограничено: ты — тень, и никаких третьих измерений!
Этот мировоззренческий ключ подобен музыкальным нотам. Кажется, написаны одни и те же значки. Но попробуйте поставить вместо скрипичного ключа басовый. Какой будет музыка? На вас взглянут с недоумением! Так и здесь. Кажется, много общих вопросов с теми, что занимается священнослужитель, на которые направлено внимание Церкви, с которыми обращаются к духовникам. А вот ключ, в котором рассматриваются эти вопросы, оказывается совсем другой. Причем, к каким выводам приходит светская психология! Даже не знаю, что сказать.
Интересные факты
- Православная церковь считает, что современная психология часто пытается заменить собой духовность и религию, что может привести к психологическому и духовному кризису. Именно поэтому православные христиане должны быть осторожны при выборе психолога и использовать психологические знания только в качестве вспомогательного инструмента для духовного роста.
- Православная церковь учит, что человек является целостным существом, состоящим из тела, души и духа. Современная психология же часто рассматривает человека только как биологическое или психологическое существо, игнорируя его духовную природу. Православный взгляд на человека более целостный и полный, поскольку он учитывает все аспекты человеческого бытия.
- Православная церковь призывает людей искать помощи у Бога и святых в решении своих душевных проблем. В Православии есть множество святых, которые известны своей помощью людям в преодолении различных душевных недугов. Православные христиане верят, что эти святые могут ходатайствовать за них перед Богом и помогать им в преодолении трудностей.
Что предлагает современная психология?
Послушал я лекцию одной нашей знаменитости, которая называется «Мы готовим детей к позавчерашнему миру!» и где перечисляются так называемые страхи поколения. Что это значит?
Например, раньше утверждалось, что хорошо иметь надежную профессию. Ну что вы, какая профессия?! Это отошло в прошлое! Все сложится само собой, не нужно об это беспокоиться! Это устарело!
Нужно копить деньги? Это вообще чепуха, это вообще больше не работает! Сегодня не релевантно (я повторяю ее слова) просто приучать детей к бережливости, это чепуха. Цитирую: «Если у вашего ребенка в школе есть форма, купите в три раза больше одежды, чем ему нужно объективно». И это будет очень хорошо! Ребенку не нужно будет страдать и заниматься!
Или такой страх: нужно копить знания и во всем разбираться. Это совсем не годится! Почему же? Утверждается следующее: человек сам научится в интернете, а не в школе и не у родителей! Вы знаете, сейчас что-то намечается в нашем цифровом образовании. Зачем эти школы. Зачем учителя?
Обратите внимание, когда-то образование было прежде всего воспитанием. Потом воспитание начали отсекать. Теперь уже оно почти исчезло, осталось только образование. Человек превращается в машину, в компьютер. В него, как в рождественского гуся, напихивают знания, и все. А каков ты – будь таким, каким хочешь быть.
Когда-то говорили, что нужно делать все хорошо, качественно, порядочно. Теперь задача в современном мире совсем противоположная: нужно уметь ловко и быстро определить, что и как нужно сделать. Что-то делаем хорошо, что-то приемлемо, а что-то тяп-ляп — и все в порядке. Замечательно! Утверждается, что если мы будем учить ребенка делать что-то качественно, то у него не будет шанса стать в чем-то лучше в будущем.
В школу пригласили родителей, потому что ребенок не хочется учиться. Что оказалось? А подросток просто пишет музыку по заказу и получает 3000 евро в месяц. Зачем же ему учиться еще, скажите? Родители по старинке еще думают о чем-то. Это просто факты, современная психология.
А, например, такие шедевры по повышению настроения (одной из серьезных проблем психологии), которые я нашел в одной солидной книге. Что для этого нужно? Зачитываю: «Самоэффективный ключ — фитнесс, танцы, дыхательная гимнастика, йога, шоппинг». Представьте это повышение настроения! Шоппинг! А денег? Пришел в магазин — глаза разбежались, а денег нет. Это повышение настроения? А еще дальше: «Для женщины язык любви – поцелуи, для мужчины – секс». Это что уже такое?! Психология.
Я специально привожу эти примеры, чтобы показать, на каких позициях находится светская психология, которая сейчас уже фактически заменяет то, что мы именуем духовничеством, к чему призвана Церковь, каждый священник. То, что для Церкви является грехом, странностью, ненормальностью, здесь оказывается одним из инструментов для изменения настроения. На какое время? Насколько хватит.
Церковь лечит человека
Христианская Церковь утверждает, что мы — образ Божий, что душа — это не совокупность каких-то мыслей, восприятий, ощущений и переживаний. Душа — не мозг, каким бы сложным и удивительным он ни был. Человек — образ Божий, но находится этот человек в состоянии падения.
Наша природа исказилась. И все те негативные вещи, с которыми мы сейчас встречаемся, есть не что иное, как искажение Богом данных, великих, добрых, прекрасных сторон человеческой души, с которыми он был создан. Борьба с этими негативными вещами описана у «академиков веры» — у святых отцов, которые прошли путь от обычной, всем нам свойственной греховности, страстности, до величайшего обожения, и указали, как нужно бороться со страстями.
Ибо в чем основная причина всех психологических состояний, недомоганий и страданий? В страстях, которые несут страдания. Раненому человека нужна не таблетка обезболивающего, его нужно вылечить! Церковь подает средства для лечения человека.
Что делать, чтобы не завидовать? Василий Великий говорил:
«И не зарождала душа в человеке более пагубной страсти, чем зависть».
Что делать с самолюбием, с завистью, со всеми этими страстями?!
Одним словом, наша христианская вера говорит о том, что мы – образ Божий, и есть средства духовного порядка, которые дают возможность нам действительно бороться и побеждать весь тот спектр тяжелых заболеваний, которые мы именуем заболеваниями душевными.
Частые вопросы
Как Православная Церковь относится к психологии?
Русская православная церковь рассматривает психические заболевания «как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы». Но РПЦ признает, что сводить все психические заболевания лишь к проявлениям одержимости неверно, и в их лечении допустимо использование клинических методов.
Чем отличается православный психолог?
Православный психолог — это специалист православного мировоззрения, который понимает конфессиональные особенности и этические установки христиан, подбирает соответствующие методы работы и видит взаимосвязь психологических и духовных проблем.
Что представляет собой современная психология?
Психоло́гия (от др. -греч. ψυχή «душа», λόγος «учение») — гуманитарная научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Тем не менее, психология объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.
Как связаны психология и религия?
Религия учит человека гармонии с Богом. Психология ведёт людей к гармонии, в первую очередь, с самим собой и окружающими. Религия возлагает ответственность на Бога, психология – на человека.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучайте основы православной веры, чтобы понимать, как они соотносятся с принципами современной психологии.
СОВЕТ №2
Будьте критически настроены к информации из области психологии, проверяйте ее на соответствие духовным ценностям.
СОВЕТ №3
Обсуждайте свои взгляды на психологию с духовным наставником или православными психологами, чтобы получить более глубокое понимание.
Сходства и различия между православной и психологической концепциями личности
Православный взгляд на личность и психологический подход имеют как сходства, так и различия. Основное сходство заключается в том, что и та, и другая концепции признают сложность и многогранность человеческой натуры. Обе стороны считают, что личность формируется под воздействием различных факторов, как внутренних, так и внешних.
Однако, существуют и существенные различия между православной и психологической концепциями личности. В православии личность рассматривается с точки зрения духовной составляющей, связанной с верой, моралью и духовной практикой. Психология же склонна анализировать личность с психологических и поведенческих аспектов, уделяя внимание эмоциям, мыслям и поведению человека.
Еще одним важным различием является подход к пониманию цели и смысла жизни. В православии целью жизни человека является духовное совершенствование, стремление к Богу и исполнение божественных заповедей. В психологии же цель жизни может интерпретироваться как достижение личного счастья, самореализация или реализация своих потенциалов.
Таким образом, хотя православный взгляд на личность и психологический подход имеют общие черты, они отличаются в основных принципах и целях. Понимание этих различий позволяет более глубоко и комплексно рассмотреть человеческую натуру и ее разнообразие.