Анафема – термин, который часто встречается в религиозных текстах и вызывает много вопросов у людей. Чтобы разобраться в его значении и последствиях, давайте вместе разберемся, что означает это понятие и как оно связано с церковной практикой.
За что отлучают от Церкви
Слово «анафема» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «отлучение». В церковной практике означает запрет христианину участвовать в жизни церковной общины и причащаться святых даров. Накладывается за самые тяжкие прегрешения:
- уклонение в ересь,
- раскол.
Провозглашается соборно в первую неделю Великого Поста во время особого чина, именуемого Торжеством Православия.
Торжество Православия
История происхождения термина и его употребление в Библии
Этимологически восходит к греческому слову «анатифими», то есть «возлагать», «накладывать», предавать кому-либо что-либо». В начальной своей сути — это жертва божеству, приносимая во исполнение обета. Упоминания анафемы впервые встречаем у древнегреческих авторов (Софокла, Гомера, Геродота) в трактовке «некоего предмета, используемого в качестве храмового подношения в дар богам».
Термин | Определение | Примеры |
---|---|---|
Анафема | Торжественное отлучение от церкви | В 1054 году Папа Лев IX и Патриарх Константинопольский Михаил I Керуларий предали друг друга анафеме, положив начало Великому расколу |
Отлучение от церкви | Изгнание из церкви человека, который нарушил церковные каноны | В 1521 году Мартин Лютер был отлучен от церкви за свои взгляды на реформацию |
Экскоммуникация | Латинский термин для анафемы | В 1988 году архиепископ Сан-Сальвадора Оскар Ромеро был отлучен от церкви за свою поддержку теологии освобождения |
Полезные материалы
В Библии, при переводе книги с греческого, слово «анафема» претерпевает искажение смысла и употребляется в значении «проклятие», «изгнание», «то, что подлежит уничтожению».
Если обратиться к каноническим текстам, в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). То есть проклят до тех пор, пока «маран-афа» — Господь не придет и не решит участь грешника.
Интересный факт
В церковной практике в качестве термина слово «анафема» вошло в употребление в IV веке.
Мнение эксперта:
Анафема – это категорическое отрицание, осуждение или проклятие какого-либо учения, доктрины или личности. Это мера церковной кары, применяемая в случае еретических убеждений или действий, противоречащих установленным канонам. Эксперты отмечают, что анафема имеет глубокие исторические корни и использовалась в различных религиозных традициях. Она символизирует изоляцию и отвержение со стороны общества или церкви. В современном мире понятие анафемы может встречаться в контексте морального или социального осуждения, подчеркивая крайнюю негативность и неприемлемость определенных поступков или убеждений.
https://www.youtube.com/embed/JN6XhkaGRHA
Что значит «предать анафеме»?
В светском понимании анафема выглядит как проклятие Церкви конкретному лицу. Это неверно, ибо церковь не проклинает, а отлучает от себя, причем тех, кто образом жизни, мышлением, действиями сам отрекся от христианских догматов и церковных правил. Церковь, объявляя анафему, открыто свидетельствует, что данный человек пребывает вне ее тела, лишен ее молитвенной заботы и попечительства. Суть наказания заключается не столько в формальном запрете участвовать в богослужениях и Таинствах, сколько в реальной потере благодати, праве на спасение и жизнь вечную.
Интересные факты
- Происхождение термина «анафема»
Слово «анафема» происходит от греческого слова «ανάθεμα», что означает «нечто посвященное или отданное Богу». В христианском контексте анафема используется для обозначения отлучения от Церкви.
- Анафема в разных религиях
Анафема существует не только в христианстве. В иудаизме анафема известна как «херем», а в исламе — как «такфир». В буддизме анафема называется «нинда» и применяется к тем, кто нарушает правила поведения, предписанные Буддой.
- Анафема в христианстве
В христианстве анафема является крайней мерой наказания за серьезные грехи, такие как ересь, раскол или отступничество. Анафема может быть наложена на отдельного человека, группу людей или даже целые церкви. Человек, подвергнутый анафеме, лишается права участвовать в церковных таинствах, ему запрещается посещать церковные службы и общаться с другими верующими.
Возможно ли ее снять?
Несмотря на то, что анафема в отличие епитимьи имеет не временный характер, а постоянный, ее можно отменить. Для этого человек, преданный анафеме, должен принести публичное покаяние, искренне раскаяться в своих грехах. Согласно христианскому вероучению никто не может быть лишен права на спасение, ведь это противоречит основному закону христианства – любви к ближнему своему.
Вершить окончательный суд над людьми может только Высший Судья. Впрочем, взгляды на этот вопрос у католической и православной церквей расходятся. Если на Востоке анафема подлежит отмене, то на Западе этот акт окончательный и бесповоротный.
В каких случаях происходи анафематствование
Анафеме может быть подвергнут любой, кто намеренно искажает официальную религиозную доктрину или отвергает Церковь как институт власти, не признавая ее влияния над собой, но, тем не менее, сохраняя верность ее догматам. Это относится к еретикам, лжеучителям и раскольникам.
Анафема является высшей карой, а потому провозглашается только в крайних случаях. Ей всегда должна предшествовать попытка духовника убедить грешника в его неправоте путем наставления и приведения к покаянию.
Отлучение от церкви во времена Вселенских Соборов
Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.
Как юридический вердикт анафема впервые выносится на Первом Вселенском соборе в IV веке пресвитеру Александрийской церкви Арию за распространение ереси о природе Святой Троицы. Позже другие Вселенские соборы упрочивают ее положение как церковного дисциплинарного взыскания, и уже в раннем средневековье окончательно закрепляется традиционная форма анафематствования: «Имярек да будет анафема». Пожалуй, самым известным примером провозглашения анафемы может служить VII Вселенский Собор, на котором отлучению от Церкви подверглись иконоборцы.
Взаимные отлучения 1054 года и раскол церквей на православную и католическую
Июль 1054 год. В храм Святой Софии в Константинополе входят папские посланники – легаты, возглавляемы кардиналом Гумбертом. Их цель – не молитва. В руках кардинала крепко зажата булла – документ, скрепленный свинцовыми печатями и содержащий обвинения в адрес тогдашнего патриарха Михаила Керуллария. Заканчивалось папское послание следующими словами:
«…Властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся, [властью] всех святых православных отцов Семи [Вселенских] Соборов и всей Кафолической Церкви, мы подписываем против Михаила и его приверженцев — анафему, которую наш преподобнейший Папа произнес против них, если он не опомнятся».
Папские легаты провозглашают анафему Патриарху Константинополя
Итак, папа Лев IX, три месяца как почивший в могиле, низложил константинопольского патриарха, а вместе с ним предал анафеме и всю Восточную церковь.
Ситуация сложилась двусмысленная, но Михаил Керулларий не захотел улаживать конфликт с новым папским преемником. Буквально через неделю он созвал в столице Византийской империи собор, на котором были анафематствованы легаты, среди которых будущий понтифик Стефан IX
.Анафема не распространялась на всю Западную Церковь, однако в народном сознании
закрепилось мнение, что отлучению преданы все латиняне. То же касалось Запада – в их понимании каре подвергся весь Восток.
Этот конфликт привел к расколу единой Церкви на римско-католическую и греко-православную, положив начало взаимному отчуждению и вражде, которые лишь укреплялись с годами. Историки единогласно называют этот раскол Великим, хотя в жизнь тогдашних христиан он не внес каких-то существенных изменений: в вопросах догматического, литургического и канонического характера латиняне и православные расходились уже давно.
К примеру, по западному обычаю хлеб для Таинства Евхаристии изготовлялся на опресноках, то есть на пресном тесте, а по восточному – на дрожжевом. Спор о том, как надлежит делать, вылился в беспрецедентную акцию: Михаил Керулларий повелел закрыть все латинские храмы в Константинополе, а пресный хлеб, символизирующий Тело Христово, выбросить из дарохранительниц. Считается, что это одна из формальных причин, послужившая снаряжению папского посольства в столицу Византийской империи и анафеме.
Интересный факт
Разумеется, причин тому было множество, главная из которых заключалась в притязаниях Рима на абсолютную власть над Церковью. Об этом папа Лев IX открыто заявил в булле.
Как бы то ни было, отношения между Церквами были официально разорваны. И, несмотря на то, что в 1964 году анафемы были взаимно сняты тогдашними главами двух Церквей, факт сей не положил конец историческим распрям и не оказал никакого значимого влияния на дальнейшие взаимоотношения Востока и Запада.
Почему отлучали политических преступников?
В истории царской России нередки случаи, когда отлучению от церкви подвергались государственные преступники.
Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин…Именно так звучали их имена во время чтения чина анафематствования. Эти люди не отрицали догматов православного вероучения и не создавали сект. Почему же их предали анафеме? Своими действиями они представляли собой серьезную политическую угрозу и подрывали основы государственного единства.
В то время институт государства и церкви представлял собой единый механизм, блюдущий интересы друг друга. Преступления против Государя, помазанника Божия, приравнивались к преступлению против Державы, которая веками выступала оплотом Православия. Вот почему виновных в государственной измене, судила и Церковь.
А что с Толстым?
«Милостивая государыня графиня София Андреевна! Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви Вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Искупителя и Спасителя нашего».
Это отрывок из письма, посланного митрополитом Антонием жене Льва Толстого в ответ на ее обращение в Священный Синод.
25
Февраль
2019 года
Во всех главных столичных газетах Российской Империи было опубликовано Послание Священного Синода, в котором официально извещалось, что граф Лев Толстой более не является членом Православной церкви.
Это постановление шокировало общественную мысль, со всех сторон писателю полетели ободряющие, преисполненные сочувствия письма. Быстро откликнулись собраться по перу: в художественной периодике появляется рассказ Куприна «Анафема». С точки зрения литературной формы – произведение замечательное, но по своей сути являющееся чистым авторским вымыслом.
Главный герой произведения – протодиакон отец Олимпий, «большой формалист, педант и капризник», никогда не позволявший себе пропускать ни строчки из богослужебных книг. Ему предстоит трудная задача – анафематствовать любимого писателя. Однако во время этой процедуры случается непредвиденное: вместо того, чтобы отлучить литератора от Церкви, священник провозглашает ему с амвона «многая лета». Отца Олимпия можно понять, ведь в требнике, который «написал» для него Куприн, содержатся жуткие проклятия в адрес Толстого.
Эти слова больше похожи на заклятия какого-нибудь шамана, чем на выдержки из официального документа. Никогда ни в одном чине, составленном Православной Церковью, не было ничего сходного с куприновскими выражениями. Кроме того, официально анафема Толстому не провозглашалась, и имя графа не было включено в списки анафематствования. А что же было?
В Послании в очень деликатной формулировке констатировался факт отпадения от Церкви Льва Николаевича, который писатель сам подтверждал неоднократно. Само слово «анафема» в документе не употреблялось ни разу, скорее всего именно из-за оттенка одиозности, присущего этому термину в широких массах.
Толстому надлежало быть отлученным от церковной общины «…доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».
Но Толстой не собирался идти на мировую. Более того, в письме, адресованном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию, граф подтвердил свое презрительное отношение к учению церкви, назвав его «собранием самых глупых суеверий и колдовства», отверг Троицу, Христа и Таинства. В дальнейшем своем творчестве и мировоззрении литератор стойко придерживался Евангелия от Толстого – смысловой переработке канонических текстов, из которых Лев Николаевич выбросил все, что казалось ему «ненужным».
Религиозная идеология русского писателя породила целое движение – толстовство, охватившее широкие слои населения. Общины, исповедовавшие непротивление злу насилием, создавались повсеместно в России, и не только в ней. Последователи Толстого появились даже в Англии, Западной Европе, Южной Африке, Японии и Индии!
Русская Православная Церковь определенно должна была отреагировать на распространение ереси и в акте отречения формально изолировала Толстого от общения с «верными». Толстой уподобился «руке соблазняющей», а посему Церковь, следуя завету Христа, отсекла его от себя.
«И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:27-30).
Страдал ли от этого отречения Толстой? Наверное, лучше всего ответил на этот вопрос сам писатель: он повелел похоронить себя без «всяких заклинаний и молитв» …
И еще несколько имен
Мировая история знает еще несколько случаев отлучения от
церкви, в которых фигурировали известные имена:
- в 1970 году анафему провозгласили вождю мирового пролетариата – Ленину, посмертно;
- в 1918 году патриарх Тихон дважды анафематствовал большевиков и их лидеров «творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной»;
- митрополит Филарет (Михаил Денисенко) в 1992 году был лишен сана, а в 1997 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был отлучен от Церкви через анафематствование;
- бывший священник Глеб Якунин исключен из лона РПЦ за «самочинное ношение иерейского креста и священнических одежд» в 1997 году. Создатель и лидер Апостольской православной церкви.
Чин Торжества Православия
Торжество Православия
843 год… Православный мир окончательно превозмог ересь иконоборчества. В память об этом знаменательном событии был установлен праздник, получивший название – Торжество Православия. Его отмечают в первую седмицу Великого поста. Чуть позже, к XI веку сложился особый чин, включивший в себя догматы Православной Церкви и утверждавший постановления семи Вселенских соборов, а наряду с этим – анафему всем безбожникам, еретикам, а также лицам, которые считались изменниками Отечества.
Чин постоянно претерпевал изменения: расширялись списки лиц, подвергнутых анафеме, в связи с постоянным возникновением новых ересей и врагов Церкви. К концу XVIII века наметилась противоположная тенденция: списки стали сокращать, поскольку имен в них насчитывалось до 4 тысяч!
Интересный фактК 1869 г из чина исчезли упоминания о гражданских преступниках, расколоучителях, старообрядцах.
В наши дни Чин Торжества Православия не является общецерковным, а часть, связанная с анафематствованием и вовсе часто опускается. По мнению некоторых священников, это происходит из-за неактуальности самих анафематизмов. Многие ереси стали анахронизмом, то есть пережитком древности. В условиях же нынешней ситуации, когда возникает огромное количество новых лжеучений, упоминать о том, что было полторы тысячи лет назад и молчать о современных псевдохристианских учениях немного не рационально.
Какова настоящая цель отлучения
На сегодняшний день в светском сознании прочно закрепилась мысль, что анафема – это эквивалент проклятия. И тот, кто подвергся ей, обречен на муки вечные и ад. Но по своей непосредственной сути анафема – это акт проявления любви к заблудшему. Это пастырская попытка вразумления с целью спасения христианской души и та мера законности, которая может страхом удержать неразборчивого в религиозном плане человека от рокового шага в духовную погибель.
Автор: Галина Бочарова
Частые вопросы
Как это предать анафеме?
выразить сильное недовольство, возмущение кем-либо или чем-либо, проклясть кого-либо или что-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Что значит наложить анафему?
Анафема — высшее церковное наказание в Православной церкви. Она означает разрыв всяких отношений между церковью и человеком. По сути, анафема констатирует уже совершившийся факт: своими действиями человек оказался вне церкви и больше не ведет христианский образ жизни.
Что такое анафема в литературе?
«Анафема» — отважное, гневное и насмешливое выступление против преследований Толстого светской и церковной властью.
Кто был предан анафеме?
Ана́фема ге́тману Мазе́пе — анафема (отлучение от Церкви), наложенная 12 ноября 1708 года Православной российской церковью на гетмана Ивана Мазепу после его государственной измены — перехода на сторону шведского короля Карла XII во время Северной войны.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю понятия “анафема” – узнайте, как оно возникло, как развивалось и как используется в разных религиозных и культурных контекстах.
СОВЕТ №2
Понимайте разницу между анафемой как церковным проклятием и анафемой как отрицанием и исключением из общества.
Как анафема отличается от других церковных мер воздействия
Анафема – это одна из церковных мер воздействия, применяемая в православной церкви в отношении еретиков и отступников. Отличительной чертой анафемы является ее крайняя степень отречения от человека, признание его внецерковным и отторжение как личности, нарушившей установленные церковные нормы и учения.
В отличие от других церковных мер воздействия, таких как отлучение от таинств или лишение духовных званий, анафема имеет особую силу и тяжесть. Она призвана не только наказать и исправить человека, но и защитить церковное общество от еретических учений и действий, которые могут нанести ущерб вере и общественной морали.
Кроме того, анафема отличается своей незыблемостью и неизменностью. Однажды объявленная анафема остается в силе навсегда, пока человек не покается и не исправится перед церковным судом. Это делает анафему одной из самых строгих и серьезных церковных мер, требующих особой внимательности и ответственности со стороны духовенства и верующих.