Николай Можайский – один из самых почитаемых святых в православной церкви, чье имя стало символом защиты русских земель от врагов. Его деревянный и иконописный образ привлекает внимание верующих и историков, отражая важность его роли в истории России. Эта статья погружает читателя в историю и значение святого Николая Можайского, раскрывая его помощь и защитническую силу для русского народа.
Описание и значение деревянного образа святителя
Никола Можайский. Резной трёхмерный образ XIV в. (?), Можайск. Собр. ГТГ
Житие
святителя Николая Чудотворца
вы можете прочитать на нашем сайте.
Вот основные характеристики скульптуры свт. Николая Можайского:
- Деревянная
Можайская
скульптура святителя Николая Чудотворца вырезана
из дуба
в рост
и имеет в
высоту более метра.
- Святитель изображен
в епископском облачении
– в
хитоне
и
фелони
, поверх всего спускается омофор (ранее был белым с черными крестами). - Святитель
стоит фронтально
с
разведенными в стороны руками, в деснице держит поднятый
почти
вертикально
меч, а в шуйце гор
од-
крепость, как надписано – «град
Можай
»
, в
ероятно две последние буквы «с» и «к» стерлись. - Исследователи говорят, что внутри града ранее находилась ныне утраченная одноглавая церковка (осталось отверстие от крепления).
- Вырезанный из дерева облик святого несколько отличается
от
канонического – лицо и борода не
округлые, а немного вытянуты.
Н
ос прямой, тоже удлиненный,
лицо
восточного типа с миндалевидными глазами. При перемене света выражение лица святого
меняется
– от снисходительной улыбки до грозного взгляда. - Меч в руке святителя означает защ
иту веры
и призыв верующи
х
к защите
своего Отечества, своих святынь, чистоты
правосл
авной веры, а
удерживаемый в руке гра
д
или храм
–
тоже
символ защиты
, строительства
и укрепления православной
Церкви.
- Технически фигура исполнена из составных частей, которые соединены — голова, туловище, рука с мечом, град, ноги. Например, омофор
снимается и
под ним видны складки одежды святителя, т.е. его облачали, как живого. - Фигура крепилась к плоской поверхности, для этого задняя часть стесана. Образ, как предполагают археологи,
размещался над
въездными
воротами в город
в особом киоте
и
встречал входящих
, позднее над вратами была надстроена церковь
, куда
и
был помещен резной образ святителя
. - В древности деревянная фигура была покрыта росписью, т.е. была многоцветной, в писцовых книгах описано, что фигура Николая Чудотворца была щедро украшена покрытием из драгоценных металлов и кам
енья
ми. - Столетия и климатическое
воздействи
е
негативно повлияли на сохранность скульптуры
, некоторые части
и драгоценное украшение
утрачены.
Мнение эксперта:
Николай Можайский, легендарный русский полководец, оставил неизгладимый след в истории. Эксперты сходятся во мнении, что его тактический гений и бесстрашие на поле боя сделали его одним из величайших военачальников своего времени. Можайский был не только мастером владения мечом, но и стратегом, способным принимать смелые и решительные решения в сложнейших ситуациях. Его военные подвиги в битвах с ливонскими рыцарями и крымскими ханами впечатляют и вдохновляют и по сей день. Николай Можайский стал символом отваги и патриотизма для многих поколений, оставив незабываемый след в истории России.
https://www.youtube.com/embed/HSwI0RcmnY4
Сейчас древний образ находится в Государственной Третьяковской галерее
Долгое время жители подмосковного Можайска считали Николу своим покровителем и заступником.
В Можайск столетьям стекались паломники со всей Руси поклониться почитаемому и чудотворному образу святого.
В начале
XX
века образ святителя располагался уже не на городской стене, а в Никольском соборе справа
от Царских врат, оттуда в годы гонений на Церковь он был изъят и вывезен в Москву.
Полезные материалы
В настоящее время древний
резной
образ святителя Николая находится в Государственной Третьяковской галерее.
А на городской площади Можайска установлена другая скульптура, изображающая Николая Чудотворца, как на оригинале, выполненная российским скульптором В. М. Клыковым. Над фигурой святителя возведена часовня-сень.
Этот у
дивительный древний объемный образ Николы Можайского разошелся по
всей
Руси в резных копиях, а также стал основой отдельного иконного извода изображений святителя — с мечом и градом или с храмом.
Читайте также:В чем помогает Николай Чудотворец
История и происхождение Николы Ратного
Появление Николы Ратного с мечом и крепостью в Можайске связывают с преданием, по которому Николай Чудотворец явился на воздухе над городом во время неприятельского приступа
,
простирая руку к крепости и
укрепляя дух защитников, и грозно устрашая врагов
сверкающим
мечом. Неприятель
в
страхе
бежал
от стен города
, а благодарные жители в воспоминание могущественного
предстательства
за них святителя Николая
заказали мастерам вы
рез
ать
виденно
е всеми
на
воздусечудесное явление святого
.
Происхождение статуи относят к
началу
XIV век
а. Известно, что
XIII
и
XIV
века это время борьбы молодого русского государства с засильем Орды и давлением с Запада. Русь обороня
лась
от татарских набегов
с востока
и
от
наступления немецких рыцарей
с запада.
Укрепление своего дома православная
страна
связывала с укреплением веры и обращалась за помощью к единственному источнику помощи — к Богу, призывая в заступничество Его угодников
. Издревле русские люди обращались с
молитвой к Николаю Чудотворцу
.
Для защиты
православия
ну
жна крепость – стены духовные – Церковная ограда, а
сила
народа, его
меч духовный
–
это
вера
, словно говорит
неизвестный
автор
скульптуры
святителя
Николая.
И
сслед
ователи затрудняются определить
источник
идеи такого изображения святого
и
откуда берутся истоки несвойственной русскому православию
формы исполнения
Можайско
го
образ
а
.
Известно, что
на Западе,
в отличие от православного взгляда на церковное искусство,
скульптура развивалась,
продолжая античную традицию и свидетельствуя через телесность догмат
Боговоплощения
.
Н
о н
а Востоке
скульптура ассоц
иировалась с идолопоклонством, и
потому была под подозрением
,
так и
не получи
в
широкого распространения
. Тем более уникально появление этого столь любимого образа святого Николая на Руси.
В
Византийской традиции был
определенный канон изображения иерархов Церкви – пастырь с поднятой для благословения рукой и с Евангелием. В
оинстве
нными
епископов
на Востоке не изображали
, в отличие
от Запада, где
меч и храм – символы церковной
власти и силы,
свойственны изображениям предстоятелей Церкви, которые не только проповедовали, но часто
сами
брали в руки
м
еч, благословляя Крестовые походы.
Осмысляя п
оявление
на Руси
неординарного иконного изображения
– объемного, да еще и с мечом
,
н
екоторые исследователи
связывают
его
происхождение
с влиянием
культур
ы
Великого Литовского княжества
.
Другие относят резную иконографию к романскому происхождению, заимствованному из Западной Европы, где образ воинственного епископа с мечом культивировался и был широко распространен
именно
как скульптура
.
Третьи связывают появление Можайской резной скульптуры с сербскими мастерами, принесшими эту традицию на Русь после захвата Балкан турками
в 1389 году
. С
пасаясь тогда от турецкого ига, многие сербы, в
т.ч
. и мастера, нашли пристанище в русских землях.
Кто, как не
о
ни, потерявшие Родину, могли
символично сказать:
«не забудьте про меч, иначе можете потерять и свой град, и само государство, как мы потеряли свое».
Четверты
е говорят о
наш
их русских мастерах, умевших прекрасно обращаться с деревом
и знавших
Византийск
ую
культурную
традици
ю
,
где
особое место занимало почитание святых мощей и их сохранение
, и б
ыло правило изготовления
ковчегов-хранилищ для честных останков
,
на которых изображался прижизненный облик святого
часто в виде барельефа.
В истории сохранилось имя русского мастера таких резных образов —
В.Д.
Ермолин
, его
резные иконы-барельефы
украшали Моск
овский
Кремл
ь
.
Святитель Николай Зарайский с житием
Впервые определение «Никола Можайский» употреблено в конце XVI в. в Писцовых книгах
города
Можайска 1595-1598 гг., вероятно для отличия от прочих изображений святителя Николая
, которых известно было немало
. Во многом резное фронтальное изображение из Можайска напоминает по композиции
икону
Никол
ы
Зарайск
о
го
, принесенную в
1225 году
на Рязанскую землю
из
греческо
й
Корсуни
.
На Зарайской иконе святитель также стоит в рост с раскинутыми руками, только десница
кротко
благословляет, а в шуйце Евангелие.
А
вот п
осле
опустошительных
нашествий
Батыя
в 1237-38г.г.
,
пленения
Киева в 1240 г., и
продолжавшегося вплоть
до 1380 года
разорения
страны
Орд
ой
, да при
необходимости еще и
на севере
обороняться
от
швед
ов
и
нем
ц
ев
в 1240-
42
г.
г
.
, пришлось
и
святителю Николаю вместо Евангелия взять в руки меч.
Так, по необходимости защиты русской земли и веры от всяческих врагов и супостатов, святой Николай обрел воинский атрибут – меч, а Московское княжество, утверждаясь в православии, стало расти, строиться, смело отражать нападки врагов, смотреть в будущее, верить Богу и молиться любимому святому.
Чудотворная святыня
Иконография: Николай Чудотворец (Можайский) Датировки: XIX в. 1810 год.Происхождение: Из церкви деревни Тихманьга. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 102 см, ширина 87 см На иконе в полный рост представлен святитель Николай. Руки в локтях согнуты и разведены в стороны. В правой руке находится длинный меч, в левой – модель храма. Поверх зеленой одежды наброшен красный плащ и омофорная лента. В верхних углах иконы в облачном сегменте изображены полуфигуры Христа и Богоматери. Христос правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. В руках Марии омофор. На боковых полях иконы в центре в вытянутых пятиугольниках изображены Иоанн Предтеча и мученица Ирина. Инв. № КГИАХИМ КП 2137. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей
В тяжелые для Руси времена
(а когда
времена на Руси были легкие?)
люди искали защиты и утешения у великого угодника
Божиего
.
Святитель Николай
помогал,
облегчал телесные и душевные скорби, чудесно помогал
в борьбе с врагами
,
с его молитвенной
помощ
ью
исчез
ал
на Руси
страх
перед татар
скими песьими шапками и рыцарскими латами.
Крестьяне л
юбили святого попросту, особенно не разбираясь в догматах и кланяясь наравне
и Христу Спасителю, и Богородице,
а с Ними
и святителю Николаю, который занимал в русской религиозности исключительное место. Нередко единственная икона Николая Чудотворца и составляла весь домашний иконостас:
«Нет икон, как Никол», «
на
тибе
полатенца
—
утрися
, на
тибе
Николу –
помолися
».
Количество и характер
деяний
в
жити
е
святителя
,
умноженные
на
народны
й
фольклорный подход,
прилагали
к нему понятие
«спасителя»— на водах,
от голода, от болезней и смерти.
Суровая мужицкая душа, смягчаясь молитвой,
наделял
а
Николу беспредельной силой
, верила
в
его
незамедлительн
ую
отзывчивость
на помощь в
житейских делах, в работе
, в
поле, в походе и в бою,
и р
ожда
ла
клич
: «
Никола с нами!
»,
также как
«С нами Бог!»
.
И это, не вполне догматическое крестьянское богословие
,
подтв
ерждалось каждый день чудесами посреди обыденной жизни, по молитвам к святому – исцелением дитяти, куском хлеба в голод, смягчением вдруг господского гнева за недоимку и избавлением от батогов. Силясь понять эту взаимную связь простого
русского
человека с Николаем
Угодником
, несведущие иностранцы называли его «р
усским
бог
ом
».
Есть предание, по которому войско Е
рмола
я
Тимофеев
а
сын
а
по прозвищу Токмак
, проще
Ермака — покорителя Сибири, сопровождала икона Николы Можайского. Перед битвой с
Кучумом
в
1581 го
ду, святитель пришел к Ермаку в
о
сне и пообещал поддержку. В этой битве казаки с помощью Божией победили. Николай и еще раз пришел, обращаясь к атаману и призывая жить в чистоте,
сдерживать свой буйный нрав, молиться Богу. Об этом и
меется упоминание в книге «Сибирская святыня
»:
«Нощию же явися Ермаку молящуся и 5 человеком в нощи святый Николае Можайский, повелевая в чистоте жити и прилежный пост имети, и всякие с братолюбием добродетели проходити; и прорече: будет на Красной горе дом в жилище Богу и мне впредь. Вы же, аще не послушаете мене, престану помогати вам, и скоро скончаетеся за грехи свои, не внемлюще в добродетели, в злобы впадаете. И сие видение Ермак всем возвестив».
Явление Чудотворца стало пророческим для Ермака, вскоре, попав в засаду, он
утонул в Иртыше в тяжёлых боевых доспехах.
Интересный факт
День основания Сибирского
казачьего
войска празднуется именно в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир
Ликийских
, Чудотворца 19 декабря.
Молиться
в Можайск к чудотворному образу Святителя Николая ездили великие князья и цари
.
Здесь бывали
Иван Грозный
и
Борис Годунов
.
Известно, что в
С
мутное время
, после разграбления Можайска
поляк
ами,
чтимы
й образ был захвачен
неприятелем в плен и увезен в Литву при
отступлении.
Чудесным образом враги Руси и православной веры не повредили святыню
,
и она
была возвращена по специальному постановлению
Деулинско
го
перемири
я
в 1618 году.
Пребывание в литовском плену святого изображения
Николая Чудотворца оказало на тамошнее
население огромное духовное воздействие: к образу за исцелением стекались толпы народа — хромых, глухих, немых, даже прокаженных и одержимых всякими тяжелыми недугами, и святитель Николай, как свидетельствует
патриарх Филарет
,
всех исцелял, чтобы «познали безумные литовские люди, сколько чудес творит Бог в России и отпали от своих неправедных учителей и от Римского папы». (Рукопись Филарета, патриарха Московского и всея Руси. М., 1837г., с.66-67).
Никола Ратный
особо
почитается
людьми
военными
и служивыми. Эту солдатскую веру
в помощь и защиту от Николы-Угодника в бою подтверждают найденные в местах сражений
образки и
нагрудные медальоны с изображением святого.
Во время Отечественной войны 1812 года захватившие Москву французы хотели уничтожить Кремль и
,
подложив большое количество взрывчатки
,
взорвали Никольскую башню.
Взрыв был
такой силы, что стены
пошатнулись
в Китай-городе,
словно от
землетрясени
я. К
амни
от постройки
,
бревна
, железо
, все
разлетел
о
сь
по
сторон
ам
.
О
чевидцы
были
пора
жены Николиным знамением, предвозвестившим победу Москвы.
Как говорил а
рхиепископ Московский Августин
:
«Пали твердые ограды и высокие бойницы, но стекло, покрывающее лик Угодника Божия, среди ужасного их разрушения, осталось невредимым. Никольская башня сверху до половины разрушена; стена с северной стороны оторвана, но образ над воротами святителя Чудотворца Николая и стекло, покрывавшее лик Угодника сего, нимало не потерпели повреждения. Самый фонарь перед образом, на слабой верви повешенный, взрывом подкопа, разрушившим половину арсенала и башни Никольской, не был оторван».
Иконописный образ
Святитель Николай Можайский
По описанию, сохранившемуся в
писцовы
х
книга
х
1595–1598 годов
,
скульптур
ное изображение Николы Можайского
находилась
«в киоте, с деяньем»
, т.е. с житийными резными картинами. Эта форма сохранена и в древних живописных изображениях.
Так оформлена, например, древняя икона святителя
Никола
я
Чудотворц
а в Толмачах, датируемая
первой четвертью XVII века.
Эта храмовая
икона
святителя Николая Чудотворца находится
в Москве
в Никольском приделе
церкви Сошествия Святого Духа
,
явля
ющейся
храмом-музеем при Государственной Третьяковской галерее.
Есть основания предполагать, что икона
святителя Николая с житием, цитирующая Можайский образ
,
находилась
здесь
еще
до XVII в
.
в
существовавшей ранее
деревянной
Никольской
церкви в Толмачах
.
Центральное изображение святого «
с мечом и градом» окружают
житийные клейма
, икона помещается в арку, имитирующую киот.
По описанию святыни, сделанному
дьяконом этой церкви Федором Алексеевичем Соловьевым
во второй половине XIX века:
«Храмовая икона Святителя и Чудотворца Николая во весь рост с мечем в деснице и с храмом в шуйце, с изображением вокруг Святителя событий из его жизни в 16 отделениях, письма древняго иконнаго, на доске, мерою в вышину 1 аршин 7 ¼ вершков, в ширину 1 аршин 2 ½ вершка» (103 на 82 см).
С
права и слева
н
ад фигурой святого
на иконе
в круглых медальонах
изображены
Спаситель
с Евангелием
и Богородица
с омофором
.
Подобного рода живописные изображения были популярны и расходились по приходам, копируемые неизвестными художниками.
Икона Никольской башни Московского Кремля
В 2010 году были завершены работы по реставрации и вновь возвращены
надвратные иконы
на
Спасской и Никольской башнях Московского Кремля
, которые долгое время
считались
бесследно
утраченными
, однако, были
обнаружены
на исторических местах под толстым слоем штукатурки. Кто-то из реставраторов
заботливо
укрыл святыни, вероятно
предназначенные к уничтожению, как идеологически чуждые с
оветской власти
.
Как
отмечал главный реставратор
— директор МНРХУ Сергей Филатов:
«
Живопись аккуратно и профессионально закрыта — это говорит о том, что закрывали ее профессиональные реставраторы»
.
Сохранение надвратных икон на башнях Кремля в годы безбожной власти – чудо.
- Через мощные ворота с подъемным мостом Никольской башни въезжали и входили к боярским подворьям и монастырям Кремля. От башни шла в город Никольская улица. Через ворота именно этой башни
под иконой Николы Можайского
в 1612 году с боем ворвались в Кремль войны народного ополчения во главе с князем Пожарским и Кузьмой Мининым, освобождая его от захватчиков.
В 1917 году
во время боев весь образ святителя на Никольской башне был изрешечён осколками и пулями, но лик святого чудесным образом сохранился без повреждений.
В
апреле
1918 г.
,
перед празднованием нового официального
советского торжества – Первомая, фасад
башни с расстрелянной иконой Николая Чудотворца закрыли
красным кумачом
. Но во время праздника этот громадный кумач с треском разорвался надвое
под порывом ветра
,
открыв икону святителя Николая. Народ ахнул от такого знамения.
22
Май
1918 года
Через три недели
при большом стечении народа несгибаемый
Патриарх Тихон
совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади
, а после службы все во главе с ним двинулись крестным ходом к Никольским воротам, где перед иконой совершен был
торжественный молебен Святителю Николаю
.
В заключение
Пусть не смущает никого меч в руке святителя Николая на Можайском образе. Сам Спаситель сказал нам слово о мече:
«
Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Лк.22:36).Н
о н
е оружием булатным
учит своих учеников Христос побеждать, а силой веры и крепостью духовной, уповая на Бога и Его угодников, один из первых среди них – святой Николай Чудотворец.
Автор: Ирина Нечаева
Частые вопросы
Почему Николай Чудотворец изображается с мечом?
Знаете ли вы, братие, почему святитель Николай изображается с церковью и мечом в руках? Он потому так изображается, что всю свою жизнь всегда защищал Святую Церковь Христову от ее врагов, еретиков и хулителей.
В чем разница между Николаем угодником и Николаем чудотворцем?
Николай Угодник и Николай Чудотворец — в чем различие икон? В святцах, молитвах и церковной литературе Николай именуется епископом Мир Ликийских и Чудотворцем. А в народе его ласково величают Угодником. Так что речь идет об одном и том же святом – никакого различия между иконами нет.
Кого оберегает Николай Чудотворец?
Когда говорят о чудесах, совершаемых святителем Николаем, вспоминают спасение моряков от бури и воскрешение погибшего. Великий святой действительно обладал даром чудотворения, но помогать ближним он начал еще будучи мирянином.
Какой веры был Николай Чудотворец?
Ему молятся верующие не только православной, но и других церквей. Святой Николай, или, как его еще называют, Николай Чудотворец, был вовсе не русским, как считают многие. Николай был греком.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении биографии Николая Можайского обратите внимание на исторический контекст его деятельности. Это поможет лучше понять его роль и значение в истории России.
СОВЕТ №2
Исследуйте основные битвы и сражения, в которых принимал участие Николай Можайский. Это поможет понять его тактику и стратегию военного руководства.
СОВЕТ №3
Изучите литературные произведения и художественные образы, посвященные Николаю Можайскому. Это поможет получить разностороннее представление о его личности и вкладе в историю.
Символика и значения атрибутов Николая Можайского
Николай Можайский – один из самых известных русских святых, покровитель воинов и защитник Русской земли. Его образ и символика тесно связаны с историей России и православной верой. Рассмотрим основные атрибуты Николая Можайского и их значения:
Меч: Меч – это основное оружие Николая Можайского, символизирующее его борьбу с врагами веры и защиту православия. Меч Николая Можайского также ассоциируется с победой над злом и защитой слабых.
Щит: Щит Николая Можайского символизирует защиту и поддержку верующих, а также непоколебимость в вере. Он является символом надежности и защиты от внешних угроз.
Конь: Неразрывно связанный с Николаем Можайским, конь символизирует его воинственность, силу и быстроту действий. В иконографии Николая Можайского он часто изображается на коне, готовом сразиться с врагами.
Плащ: Плащ Николая Можайского символизирует его благотворительность и защиту нуждающихся. Он является символом милосердия и сострадания к ближнему.
Все эти атрибуты Николая Можайского объединены в его образе как защитника веры и Русской земли. Они отражают его героические качества, милосердие и готовность помочь тем, кто нуждается в защите и поддержке.