Самоубийство — одна из самых сложных и спорных тем в обществе. В данной статье мы рассмотрим взгляд православия на этот вопрос, разберемся, почему суицид считается греховным поступком, обсудим возможность эвтаназии и дадим рекомендации тем, кто столкнулся с мыслями о самоубийстве.
Почему суицид является грехом
Жизнь дана нам Богом. И только Он может ей распоряжаться, в свое время дав ее нам, и в свое время отнимая. Уже только поэтому с
амоубийство
,
своевольно
похищающее сей дар Божий
, – это тягчайшее беззаконие! И
если свят
ые отцы относят к смертным грехам
уныние и его крайнюю степень – отчаяние, то самый злой плод последнего, когда отчаявшийся человек убивает
сам себя, это тем более такой же смертный
грех. Причем, не только в переносном смысл
е, но и в буквальном. Совершивший сие преступление
убивает себя и духовно, и телесно.
Господь Вседержитель
Мнение эксперта:
Самоубийство — сложная и многогранная проблема, которая вызывает разногласия в обществе. Некоторые эксперты считают, что самоубийство является грехом с точки зрения религии и морали, поскольку человек, принимающий такое решение, посягает на свою жизнь, которую, по их мнению, даровал Бог. Они подчеркивают, что каждая жизнь ценна и имеет свою цель, а самоубийство лишает человека возможности исполнить эту цель.
Другие эксперты смотрят на этот вопрос более широко, учитывая психологические, социальные и медицинские аспекты. Они подчеркивают, что многие случаи самоубийств связаны с тяжелыми душевными расстройствами, депрессией и другими психическими проблемами, требующими профессиональной помощи. Для таких людей самоубийство становится попыткой избавиться от невыносимой боли и страданий.
Таким образом, вопрос о том, является ли самоубийство грехом, остается спорным и требует комплексного подхода. Важно помнить о гуманности, эмпатии и понимании в отношении людей, столкнувшихся с мыслями о самоубийстве, и обеспечивать им доступ к профессиональной поддержке и помощи.
Совершая суицид человек лишает себя покаяния и церковной молитвы
Причем, самое печальное здесь то, что в силу, так сказать, специфики самого своего злодейства он, как пра
вило, не может принести
покаяние
. Ведь в любом грехе, даже самом страшном, человек, пока живе
т, может
покаяться пред Богом. Но если он наложил на себя руки, то это одновременно и
страшное беззаконие
, и действие, которое, прекращая жизнь несчастного, этим самым пресекает и возможность для него покаяния.
Поэтому Православная
Церков
ь не отпевает таковых. Также за них не могу
т возноситься другие
церковные молитвы:
на заупокойных литургиях, панихидах,
парастасах
и
т.д. Однако родственники сих несчастных
могут молиться за них своею личною молитвою. Причем, не только дома, но и в храме, во время богослужения их можно поминать, например, во время заупокойных служб
можно про себя (в уме или шепотом) сказать: «Упокой, Господи, душу заблудшего раба Твоего (имя)». Однако, при этом надобно внимать себе, ибо такая молитва может оказаться
душевредной
для произносящего ее.
В каких случаях разрешается отпевание
Дело тут вот в чем. Из вышесказанного легко понять, что суициды, будучи крайне
злотворным делом для людей
, однако, весьма «лакомый кусок» для
диавола
. Поэтому он, если может, всячески старается ввести нас в эту беду. Помню, читал воспоминания одного христианина, которого бесы не только с помощью помыслов склоняли повеситься, но и постоянно
подбрасывали
ему «удобную» для этого
и вполне вещественную
веревочку
!
Полезные материалы
Вот почему
демоны
и в аду с особой
силой держа
тся за
самоубийц.
Посему,
когда кто-то за них молится,
вражина
может таковому нанести вред не только духовный, но еще и иным образом. Впрочем, если у православного есть истинная любовь к такому своему заблудшему брату, он победит эти козни
бесовские сей молитвой. Спасти оного она не сможет, однако может дать ему некое облегчение в адских муках.
Из вышесказанного следует вот еще что. Господь сказал о
диаволе
:
«Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8: 44).
Быва
ет так, что этот человекоубийца, лжец и отец лжи выдает за грех самоубийства самое настоящее убийство, совершенное его кле
вретами-бесами над умалишенными или
людьми, находящимися под
сильным действием наркотиков,
алкоголя (белая горячка).
В таких случаях Православная Церковь, после соответствующего рассмотрения
обстоятельств смерти, может разрешить
отпевание этих лиц, правда, иногда с определенными оговорками. Кроме того, такая практика несколько разнится в разных епархиях Русской Православной Церкви.
Понятно также, что православная вера – это главнейшая преграда на пути суицид
ов
, соответственно атеизм весьма способствует им. Ведь верующий имеет, по крайней мере, д
в
е основные причины
избегать оных: первая – это надежда на Бога; вторая – страх вечных мучений.
Как бороться с мыслями о том, чтобы покончить с жизнью
Когда мы находимся в унынии и даже начинаем отчаиваться, тогда припадая к стопам Спасителя в личной молитве, в Таинствах, особенно Покаяния на и
споведи и Евхаристии (причащения
), мы избавляемся от этих страстей, чем истребляется
в нашей душе и само желание самоубийства
. Поэтому, если мы хотим помочь избежать сего и другим, то первым делом надобно приводить их в Церковь. Что, прочем, не отменяет и другие, включая светские,
мероприятия по борьбе с суицидами. Но последние имеют второстепенное значение.
Это интересно:
Почему уныние считается в православии смертным грехом
Еще одним основанием избегать сего зла для православного христианина
является
, как уже было сказано,
страх загробных мучений. И действительно, какой же
смысл для человека
путем суицида избеж
ать
временных земных страданий,
чтобы
таким образом
обречь себя
на неизмеримо более страшные
,
вечные
мучения?!
К примеру, ко мне на исповедь не раз приходили
люди, помышляющие именно так
окончить свою жизнь.
Обычно я им советую испытать себя: скажем, зажечь газовую плиту
и
хотя бы несколько минут подержать над огнем
руку:
выдержишь ли?! А ведь адский,
геенский
огонь — это не минуты, это вечно; и жжет он неизмеримо страшнее любой земной горелки, и не одну руку, а все тело и душу!
О неприемлемости эвтаназии
Особый вопрос в данной теме это, так называемая, э
втаназия. Которая (цитирую из нехристианского источника) есть
«
прерывание жизни неизлечимо больного человека. Её называют «достойной» или «хорошей смертью», так как ее цель – прекратить мучения больного по его согласию или с разрешения близких.
Практика добровольного ухода из жизни приветствовалась ещё в Древней Греции, когда самоубийство стариков и инвалидов поощрялось.
Интересный фактСегодня процедура эвтаназии вызывает ярые споры: в 5 странах она легализована, ещё 5 государств размышляют над законностью «добровольного убийства».
Здесь обычно жмут на жалость: «де, тяжело, смертельно больной очень страдает, ему надо помочь уйти из жизни и т.д. и т.п.». Есть даже такой, кажется, французский фильм, где
«
двое
,
трогательно любящих друг друга супруга
,
пронесли эту любовь до старости. Но, к сожалению, старушка тяжело заболела, она очень мучилась, и старичок из любви к ней нежно, с
большой
любовью задушил ее подушечкой…
».
Православная Церковь такое крайне сомнительное «милосердие» не приемлет, совершенно правиль
но считая эвтаназию убийством и,
если она
совершается с разрешения жертвы, — самоубийством.
Ущербная логика этого отвратительного действа изложена выше: избавляют от
в
ременных страданий, чтобы подвергнуть гораздо более тяжким, загробным.
Но это ясно для верующих. Н
еверующих
же
нужно спросить:
а
что считать тяжкими, невыносимыми страданиями? Субъективное мнение болящего вряд ли может быть здесь критерием. Сейчас ему
так
невыносимо больно,
что он желает умерет
ь;
но вот отпустило,
и уже снова хочется жить.
Интересный факт
Кстати говоря, в практике известного «доктора смерть», умерщвляющего таких тяжело больных по их желанию, неоднократно бывали случаи, когда они во время самой эвтаназии передумали и умоляли оставить их жить!
Короче говоря, если принять мнение, что больных и страждущих надо умерщвлять, то не за горами то тоталитарное общество, когда таким способом будут избавляться от «лишних» людей.
«Ах, вы поранили пальчик, у вас заноза, вы очень страдаете,
в
ас, батенька, срочно необходимо умертвить!» …
Западная цивилизация, изобретшая и неуклонно (под
,
якобы
,
благовидным предлогом облегчения страданий тяжело больных) навязывающая эвтаназию все более и более опускается до уровня дикости каких-нибудь первобытных племен, отправляющих своих старико
в умира
ть в тундру, «чтоб не страдали» (с
м. соответствующий рассказ Джека Лондона
)
.
Но что же противопоставляет этой западной дикости Православная Церковь и православная культура?
Как-то очень давно мне пришлось видеть полемику сторонников эвтаназии с двумя, вроде бы православными дамами среднего возраста. Которые кричали: «Нет, нет, нельзя убивать; своим больным в нашем приюте мы говорим: надо жить, надо жить!». Спрашивается, а зачем? Действительно, зачем жить и мучатся тяжело больному?! Эти дамы явно плохо знакомы с православием!
https://www.youtube.com/embed/e5XnompwxZw
Не зазорно православному человеку желать смерти…
Ведь смерть
такое же неотъемлемое свойство человеческого бытия, как и жизнь. Конечно, ветхому человеку дан страх смерти – инстинкт самосохранения. Но элементарная истина состои
т в том, что как ее не бойся
, как от нее не убегай, рано или по
здно она тебя все равно найдет — «н
есть человек, иже жив будет и не умрет». Парадокс, который разрешает только христианство.
Именно оно, даровав человеку воскресение,
посрамило смерть, сделав ее ничтожной в глазах
христиан
.
«Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» — писал апостол Павел.
Что особенно сильно проявилось в подвиге христианских мучеников, кои смеялись
над нею и над угрожавшими им ею мучителями
. Они не только
не боялись смерти, но пламенно ж
елали ее, желали положить свои души за Христа,
чтобы сим путем
пребыть с Ним в вечности. Ведь мученикам отверсто небо (как видел сие
первомученик
архидиакон Стефан (
Деян.7: 55-56
), да так, что они даже не проходят на пути к нему обычные для всех христиан мытарства!
Не зазорно православному человеку желать смерти, просить ее у Бога и в тяжкой, мучительн
ой болезни ради того, чтобы также
достигнуть вечной жизни. Этому поучает нас житие преподобного
Досифея
:
«
Преподобный всегда имел в уме и на устах память о Боге. Духовный отец его советовал ему постоянно произносить: «Господи, Иисусе Христе, Боже мой, помилуй меня», и «Сын Божий, помоги мне». Эти молитвы святой
Досифей
всегда имел на устах своих. Когда болезнь его усилилась, отец
Дорофей
сказал ему:–
Досифей
, не забывай своих молитв, и удвой свои моления!– Моли, отче, Бога за меня, – ответствовал страдалец. Когда болезнь усилилась еще более,
Дорофей
спросил:– Что,
Досифей
, творишь ли ты свои молитвы так же, как и прежде?– Да, отче, по молитвам твоим, я не оставляю сего дела. Когда болезнь его еще более усилилась, так что
Досифей
сам уже не мог вставать и приходилось носить его на полотне, – преподобный
Дорофей
спросил его:– Продолжаешь ли ты,
Досифей
, молиться?– Прости меня, отче, – отвечал больной, – более я не могу молиться.
– Тогда оставь молитву, – отвечал
Дорофей,
– только поминай имя Божие и имей всегда Его пред своими глазами.Страдания святого
Досифея
все усиливались, и однажды он обратился к старцу
Варсонофию
с такою просьбою:– Отпусти меня, отче, более я не могу жить.
Святой
Варсонофий
послал сказать ему:– Терпи, чадо, ибо недалеко уже милость Божия.
Видя, что святой
Досифей
сильно
недугует
, преподобный
Дорофей
был весьма опечален этим. Чрез несколько дней болящий снова послал сказать святому
Варсонофию
:– Владыко мой, не могу более жить.
На это великий
Варсонофий
отвечал:– Иди с миром, предстань пред
Пресвятой Троицей
и моли за нас пред престолом Вседержителя».
Этот святоотеческий пример показывает нам, что христианин не просто так должен
даже при тяжких страданиях
просить у Бога смерти, но он должен быть готовым к ней. Ведь и святой
Досифей
не сразу
, не
после первой своей просьбы отошел ко Господу, но лишь тогда, когда исполнилась чаша его страданий и послушания.
Так и мне в моей священнической практике многократно приходилось наблюдать такую картину. Человек длительное время, иногда даже годы, мучается в тяжкой болезни и не может умереть. Но вот приходит священник, исповедует, причащает его, и больной, подготовленный чрез принятие Таинств к переходу в вечность, отходит туда в течение короткого времени.
Приведу наиболее поразительный пример на сей счет. Я тогда был еще молодым священником и служил
в
одном селе, недалеко от Одессы.
Однажды к
о мне обратилась старушка
, попросившая помочь ее родственнику, мальчику 14 лет.
Четыре года назад, к
упаясь в лимане, он неудачно пры
гнул
в воду
и ударился головой о камень. С этого момента у него начал развиваться рак, и когда я к нему приехал, то болезнь была уже в последней стадии. Череп у ребенка был сильно деформирован, лицо – искажено, и он постоянно испытывал сильнейшие боли, которые уже не могли купировать даже
самые болеутоляющие
лекарства.
Я его исповедал, причастил и соборовал. Затем немного пого
ворил с ним
. Сказал ему, что совершенные над ним Таинства так сильны, что Господь может исцелить его болезнь. Но что будет потом?
«
Сможешь ли ты после такого разительного чуда в те
чение всей жизни сохранить веру
?
»
, — задал ему риторический вопрос.
«Однако, если ты, несмотря на все свои страдания, будешь иметь веру в Бога сейчас,
—
продолжил я, — Спаситель вскорости возьмет тебя к Себе
и даст тебе вечное блаженство».
На этом мы расстались. Ч
ерез две недели меня снова вызвала та же старушка уже на отпевание этого мальчика. И вот что она мне рассказала. После совершенных над ним Таинств Господь явил такое чуд
о. Страшные боли, мучавшие
его до этого, прекратились в течение
всей
последующей недели.
После нее они снова возобновились еще на неделю, но этот юный страдалец с верой
в Бога терпел их. И когда та женщина пыталась его утешить, он с улыбкой говорил ей: «Знаешь бабушка, а я раньше тебя буду в раю»! Как же я тогда, да, собственно, и сейчас завидовал
и завидую
этому ребенку!
Кроме всего
вышесказанного, в Требнике есть «Чин,
бываемый
на разлучение души от тела,
внегда
человек долго страждет».
Н
азвание говорит само за себя. Этот чин или богослужение совершается
именно
над
такими православными людьми, которые жестоко страдают от болезни. Поэтому, заранее подготовившись чрез Таинства к смерти, желают ее посредством
сего чина, чтобы так достичь Царства Небесного.
И обычно они в этом не обманываются. Из своего священнического опыта знаю, что те, кто мучился в течение долгого времени, могут после совершения над ними этого богослужения отойти ко Господу через несколько часов или дней.
«В чем же здесь отличие от эвтаназии», — спросит дотошный читатель?
А отличие самое принципиальное. В ней самовольно восхищается у Бога власть над жизнью человека, совершается его убийство и самоубийство, посему душа сего несчастного идет в ад.
В православных же Таинствах и упомянутом чине мы лишь просим
у Владыки жизни и смерти, даровать последнюю христианину, если он достоин после ее принятия рая. И не мы, а всеведущий и всемогущи
й Господь решает,
кому
что
дать – жизнь и
здоровье или спасительную кончину
!
Так что разница между христианским отношением к смерти
и тем «узаконенным» убийством
такая же, как между раем и адом.
А сама эвтаназия,
мнящаяся
некоторым «великим достижением западной цивилизации» — это первобытная дикость! В отличие от настоящей и не
преходящей ценности
христианской культуры, коей
является правильное, православное отношение к смерти и следующая из него
память смертная:
«Помни последняя твоя, и во век не согрешишь». Аминь!
Прот. Георгий Городенцев
Частые вопросы
Самоубийство – это грех?
>В большинстве религий самоубийство считается грехом. Это связано с тем, что в большинстве религий считается, что жизнь является даром от Бога и что человек должен дорожить своей жизнью и не имеет права ее прерывать.
Что говорит о самоубийстве Библия?
>В Библии нет прямого указания на то, что самоубийство является грехом. Однако есть несколько стихов, которые можно трактовать как осуждение самоубийства. Например, в книге Бытия говорится: “Не убий”. Некоторые люди интерпретируют эту заповедь как запрет на самоубийство.
Как церковь относится к самоубийству?
>Церковь имеет различное отношение к самоубийству. Некоторые церкви считают самоубийство грехом, в то время как другие считают, что это не грех. В некоторых странах самоубийство является уголовным преступлением, в то время как в других странах это не является преступлением.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратитесь за помощью к профессионалам, если у вас или у ваших близких есть мысли о самоубийстве. Психологи, психиатры и консультанты могут помочь вам разобраться в сложных эмоциональных состояниях.
СОВЕТ №2
Изучите религиозные и духовные точки зрения на вопрос самоубийства. Религиозные убеждения могут помочь вам найти ответы на ваши вопросы и найти внутренний покой.
СОВЕТ №3
Поддерживайте открытый диалог с близкими и друзьями. Обсуждение своих чувств и эмоций с доверенными людьми может помочь вам найти понимание и поддержку в трудные моменты.
Психологические причины, побуждающие к суициду
Психологические причины, побуждающие к суициду, могут быть разнообразны и индивидуальны для каждого человека. Одним из основных факторов, способствующих возникновению мыслей о самоубийстве, является депрессия. Депрессия — это серьезное психическое расстройство, которое сопровождается постоянным чувством отчаяния, бессмысленности жизни, апатией и утратой интереса к окружающему миру.
Ощущение одиночества и отчуждения также могут быть сильными мотиваторами для совершения самоубийства. Человек, который чувствует, что его никто не понимает или не поддерживает, может испытывать острое чувство беспомощности и отчаяния, что приводит к мыслям о самоповреждении.
Травматические события, такие как потеря близкого человека, развод, финансовые проблемы или серьезные заболевания, могут стать катализаторами для возникновения мыслей о самоубийстве. Чувство безысходности и невозможности изменить сложившуюся ситуацию может привести к решению покончить с собой.
Некоторые люди могут испытывать хронический стресс, который накапливается со временем и приводит к эмоциональному и психологическому истощению. В таких случаях мысли о самоубийстве могут стать способом избавления от постоянного давления и страданий.
Важно помнить, что психологические причины, побуждающие к суициду, часто являются комплексными и могут включать в себя не только внутренние факторы, но и внешние обстоятельства. Поддержка близких, профессиональная помощь психолога или психиатра, а также своевременное обращение за помощью могут помочь предотвратить трагические последствия.