Схима, как высшая степень монашества в православии, представляет собой путь к полному отречению от мирских забот и привязанностей. В этой статье мы рассмотрим сущность схимы, её значение в духовной жизни человека и особенности пострига в схиму.
Мнение эксперта:Схима, считается высшей степенью монашества в православии. Эксперты отмечают, что принятие схимы означает полное отречение от мирских забот и привязанностей. Монах, достигший этой стадии, посвящает себя исключительно молитве, покаянию и служению Богу. Схимник стремится к духовному совершенству, отрываясь от материального мира и стремясь к общению с Богом на более глубоком уровне. В принятии схимы заключается особая духовная сила и ответственность перед Богом и обществом, что делает этот шаг одним из самых значимых и почитаемых в религиозной практике.https://www.youtube.com/embed/kQ3fREhNfC4Что такое схима?
Само слово – калька греческого «σχῆμα», что означает «образ». Похожее русское слово «схема» происходит от этого же корня, означая, собственно, то же самое – совокупность определенных внешних черт и внутренней структуры предмета, явления. Первоначально «схимой» называли особое монашеское одеяния, которое иноки получали при вступлении в монастырь. Оно означало:
- внешнее отличие монаха от других христиан, мирян; касалось оно не одного одеяния, но также – всего образа жизни;
- особую внутреннюю жизнь души, которую намеревался вести носитель этого одеяния – и нового имени, которое давалось уже при вступлении на монашеский путь.
Интересные факты
- Схимники (монахи, принявшие схиму) в Русской православной церкви могут носить особую одежду — схиму. Она состоит из ангельского образа, апостольника, мантии, парамана, пояса, четырёхугольного куколя и камилавки. Схима символизирует отречение от мира и принятие на себя ангельского образа.
- Схимничество возникло еще в древности, но в современном виде оно появилось в XIV веке. Первым схимником стал преподобный Сергий Радонежский. Он принял схиму в 1392 году, за два года до своей смерти.
- Схима является высшей степенью монашества, но ее принимают не все монахи. Обычно схиму принимают только те монахи, которые прожили в обители много лет и достигли высокого уровня духовного развития.
Степени монашества
Первая из них – так называемый рясофор, когда инок получает право ношения первого монашеского одеяния – рясы. Он, по выражению прп. Нила Мироточивого, уже «вписывает себя в войско» Христа, хотя не произносит окончательных обетов отречения о всего, что составляет мирскую жизнь. На этом этапе ему может быть оставлено даже имя, данное при Крещении, хотя иногда оно меняется.
Следующая степень – постриг в мантию, или малую схиму, наконец, в великую.
По словам прп. Нила Мироточивого, «Мантия.. есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом. Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».
Малая схима
Это «выступление в поход» воина Христова внешне выражается:
- в произнесении им обетов нестяжательности, целомудрия (безбрачия), послушания;
- крестообразным пострижением волос;
- облечением особыми одеждами, знаменующими отречение от мира, среди которых особое место занимает мантия – длинный, закрывающий все тело плащ; именно поэтому малая схима именуется также «
постригом в мантию
»; на ней ровно 40 складок, по числу дней поста Господа во время Его пустынного искушения, она символизирует совершенный уход от мира.
Великая схима
Это третья, высшая ступень иночества, полное отречение от мира, вплоть до ухода из обители на уединенное жительство или затвора.
Сама эта практика появилась примерно сVв., когда священноначалие вместе с императорской властью Византии потребовали от пустынников (таких подвижников уже было множество) жить при монастырях. Многие так и поступили, но были те, кто не пожелал оставить уединение: они стали именоваться «монахами великой схимы».
Впоследствии некоторое время такие монахи давали особый обет затвора или отшельничества, затем эта практика прекратилась. Тем не менее, во многих обителях они живут отдельно от остальной братии.
Кого постригают в великую схиму?
Принять ее может любой монах, включая тех, кто облечен священным саном и даже является архиереем. Среди тех, кто берет на себя этот подвиг, много пожилых монахов и монахинь – ведь очень часто такое пострижение является своего рода итогом многих десятилетий иноческой жизни. Однако, немало также случаев, когда великий Ангельский образ принимают молодые иноки, инокини. Такое может случиться:
- ввиду болезни «к смерти», когда монах стремится особо тщательно подготовиться к переходу в иной мир;
- когда его духовное состояние позволяет решиться на высшие подвиги отречения от мира.
Так, уникален случай схимонахини Софии (Болотовой), первой настоятельницы Шамординской обители, духовной дочери
прп. Амвросия Оптинского
. Матушка родилась в благочестивой дворянской семье, большую часть жизни прожила среди мира, будучи дважды замужем: первый брак окончился кончиной супруга через год, на второй она решилась по послушанию духовному отцу, прп. Амвросию. По кончине мужа (1884 г.) София подала прошение о поступлении во вновь образованную женскую общину села Шамордино, затем по благословению о. Амвросия стала ее руководительницей. Малую схиму она приняла 13 августа 1884 г.– а спустя всего 3 года 42-летняя София отошла ко Господу уже в великом образе. Она немало послужила Ему на земле, устроив будущий монастырь – при этом за столь краткое время подвигами духовными заслужила перейти к Царству Небесному во ангельском чине. С 1987 г. она прославлена как преподобная, хотя о том, что «мать София свята» с уверенностью говорили уже ее современники.
Обеты схимонаха
Они не отличаются от тех, что даются при малой схиме. Но их повторение говорит о том, что инок получает Божие благословение на их особо тщательное исполнение, совершенно удаляется от мира.
Именно поэтому:
- священнослужитель, принявший великий Ангельский образ, освобождается от всех обязанностей по монастырю, хотя сохраняет право совершать богослужения;
- а вот игумен, архимандрит, епископ обязаны оставить все начальственные должности; поэтому, например, именование «схиепископ» означает владыку, который более не управляет епархией, хотя сохраняет архиерейский сан.
Постриг в схиму
Он похож на пострижение в мантию. Во время Малого Входа на литургии (когда из алтаря исходят служащие с Евангелием), будущий постриженик, сопровождаемый несколькими монахами, вступает во храм. Он, сопровождаемый несколькими монахами, идет до самого амвона, где совершает поклоны. После этого следуют обычные вопросы к постригаемому о добровольности, осознанности его решения, краткое наставление. Затем следует собственно постриг, облачение. Ему еще раз меняется имя.
Чин, однако, имеет некоторые отличия от мантийного пострижения. Среди них:
- особый канон, а также песнопения, которые поются только во время этого чина; характер их – особо покаянный, умилительный:
«Хотех слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и вземлет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!»
- одежды; это кукуль с белыми крестами, носимый им на главе вместо клобука мантийных монахов – по сути, капюшон, почти скрывающий лик постриженика от окружающих – и его от мира; кроме этого, отличается от обычного иноческого параман – носимый под рясой плат с изображением Креста, орудий Распятия; у великосхимников древности он был сплетен из ремней или шнуров (на Руси его даже называли «плети»); по сути, современные аналавы мало изменились.
Подвиг их чаще всего незрим для большинства людей, даже – собратий по обители. Но именно молитвами тех, кто решается дать «генеральное сражение» силам тьмы, постараться уже на земле уподобиться Ангелам, еще не погиб мир.
Частые вопросы
Чем отличается Схимонах от монаха?
Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или в просторечии схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую.
Что значит принять великую схиму?
Принятие малой схимы — это принятие строго аскетического образа жизни. Великая схима — высшая ступень православного монашества. Принятие великой схимы означает полное отчуждение от мира и посвящение жизни Богу.
Кто выше монаха?
Игумен (греч. – ведущий) – монах в сане священника, званием выше иеромонаха, но ниже архимандрита. Игуменья – настоятельница женского православного монастыря. Иерарх (греч.
Что написано на одежде схимника?
Затем надевается подрясник (черное платье), своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты, а также слова святого апостола Павла: “Вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу” (Филип. 3, 8).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю и основные принципы схимы, чтобы понимать ее значение и значение в монашеской практике.
СОВЕТ №2
Обратитесь к опытным схимникам или духовным наставникам для получения советов и рекомендаций по практике схимы.
СОВЕТ №3
Подготовьтесь к духовным и физическим испытаниям, которые сопровождают схиму, и будьте готовы к самоотречению и уединению.
История схимы
Схима – это высшая степень монашества в православной церкви, символизирующая полное отречение от мирских забот и полное предание Богу. История схимы уходит корнями в раннее христианство, когда первые отшельники и подвижники стремились к полному самоотречению и покаянию.
Впервые понятие схимы как особого состояния души и духовной жизни упоминается в писаниях отцов церкви IV века. Одним из первых известных схимников был святой Антоний Великий, который жил в пустыне и посвятил свою жизнь молитве и покаянию.
В дальнейшем идея схимы стала распространяться и развиваться в православных монастырях. Схима стала символом высшего духовного совершенства и отречения от мирских искушений. Те, кто принимает схиму, обязуются следовать строгим правилам монашеской жизни, воздерживаться от многих удовольствий и посвятить свою жизнь молитве и служению Богу.
Схима несет в себе глубокий символизм и является высшим подвигом духовной жизни. Она требует от монаха полного отречения от мира и полного предания Богу, что делает схиму одним из самых почитаемых и почитаемых состояний в православной церкви.