Симеон Верхотурский Чудотворец – покровитель Уральской земли и веры

Святой праведный Симеон Верхотурский – один из наиболее почитаемых святых в России, особенно на Урале. Его житие, икона, мощи и чудеса имеют особое значение для верующих и исследователей истории православия.

Житие

Дворянин по происхождению, он отрекся от мирской суетной жизни и пришел в глухую местность в районе села Меркушино. Окрестная природа, дикие места привлекали отшельника своей первозданной красотой. Он часто уединялся где-нибудь на берегу реки Туры, проводя время в молитвах и ловле рыбы.

икона Симеон Верхотурский

Симеон Верхотурский

Школа или худ. центр: Невьянск

Вторая четверть XIX в.

Дерево, шпонки торцовые (нижние и боковые поля спилены). Паволока, левкас, темпера, золочение.

27.3 × 21.5 × 2.8 см

Музей «Невьянская икона», Екатеринбург, Россия

Реставрация: 1997 — Пузанков Ю. А.

И сейчас известен камень, на котором сидел праведный Симеон, неподалеку стоит Крест с памятной надписью. Кроме рыбалки святой зарабатывал себе пропитание шитьем зимой шуб для селян. В те времена, было принято так, что портные жили в домах, которые они обшивали. Хозяева кормили труженика, пока он работал. Но обычный портной мог заработать за сезон достаточно денег, чтобы позаботиться о себе.

Полезные материалы

Смиренный же праведник зная, что ему предстоит получение оплаты за труд, тайно уходил из дома, бросая работу чуть не доделанной. За это его обычно ругали, а где-то и били. Но вскоре селяне поняли, что он это делает, чтобы не брать денег за работу.

Подвижник с радостью переносил неудобства и лишения страннической жизни. Его доброе слово, растворенное любовью к Богу, укрепляло людей в вере Христовой. Но еще более святой проповедовал своим примером целомудрия, воздержания, чистоты душевной и телесной. Он часто посещал храм во имя Архистратига Михаила в селе Меркушино. И был погребен неподалеку от этого храма около 1642 года. Из-за крайнего воздержания и скудной жизни подвижник умер, не дожив до старости.

икона Симеон Верхотурский в молении

Симеон Верхотурский в молении

Школа или худ. центр: Екатеринбург

1830-е годы

Дерево (доска паркетирована). Левкас, темпера.

35.8 × 19.3 × 2.3 см

Свердловский областной краеведческий музей,

Екатеринбург, Россия

Инв. И-414

Мнение эксперта:

Симеон Верхотурский Чудотворец, согласно мнению экспертов, занимает особое место в истории и культуре Уральской земли. Его почитание как покровителя региона укоренено в древних традициях и легендах. Считается, что благодаря молитвам и чудесам святого Симеона происходили чудеса и исцеления. Местные жители с особым почтением относятся к иконам и храмам, посвященным этому святым. Его память почитается в различных обрядах и праздниках, что свидетельствует о глубокой религиозной привязанности уральского народа к своему покровителю.

Память покровителя уральской землиПамять покровителя уральской земли

Явление мощей

Его смиренная, одинокая жизнь была неприметной и потому известно мало подробностей о его подвижнической жизни. И память о нем исчезла бы совсем, если бы не сам Господь чудом не напомнил людям о праведнике, достойном глубокого уважения.

Интересный факт

Через 50 лет после его смерти стали замечать, что гроб с телом Симеона начал подниматься и выходить из земли. Жители села ещё больше удивились, когда через щели усохшего гроба увидели сохранившиеся останки.

Но к тому времени уже все забыли имя похороненного в этом гробу праведника. Набожные люди возносили благодарение Богу за явленное чудо нетления
мощей
и начали распространять молву о гробе, вышедшем из могилы.

икона Симеон Верхотурский

Симеон Верхотурский

В окладе

1839 г. (оклад — 1847 г., Пермь, мастер «И. Р.»

Дерево. Левкас, масло. Серебро, чеканка, золочение.

На бортике оклада клейма: герб Перми,

«84» (проба серебра), «И. Р.» (мастер-изготовитель),

«И. Т./1847» (пробирный мастер Иван Титов?).

22.6 × 18 × 2.6 см

Музей «Невьянская икона», Екатеринбург, Россия

Между тем начали происходить исцеления. Воевода Антоний Савелов проезжал через Верхотурье к новому месту службы. Он взял с собой любимого прислужника Григория, который к тому времени уже целый год был разбит параличом. Там они услышали о чудесных мощах, явившихся недавно в селе Меркушино. Расслабленный попросил, чтобы его отвезли туда,
помолился
, потом взял землю, обтерся ей и сразу почуял, как в его члены возвращается сила. Выздоровевший больной прославил Господа и отправился обратно, прихватив с собой немного земли с чудесной могилы.

Вскоре Григорий встретился со своим другом, служившим другому воеводе, Ильей Головачевым, страдавшим сильной болезнью глаз. Тот находился в тяжелом унынии, боясь совершенно потерять зрение. Тогда Григорий рассказал другу о своем чудесном выздоровлении и предложил помолиться неизвестному подвижнику.

Илья с верой в силу праведника взял у Григория немного земли, положил ее под повязку к глазам и в следующую ночь проснулся от того, что из них текла кровь. Утром он обнаружил, что стал здоровыми и в великой радости поехал в Меркушино, чтобы поклониться чудесным мощам.

Между тем у воеводы Нарышкина тоже болела глазами дочь. Услышав о исцелении своего слуги он отправился с ней к могиле и заказал панихиду. После молитвы дочь приложила к глазам землю с гроба и сразу получила исцеление.

Скоро о явившихся мощах и чудесах узнали в Тобольске. Объезжая Сибирскую епархию по поручению архиерея, приехал в Верхотурье помощник митрополита. Это происходило в 1693 году. Помощнику рассказали о необычных чудесах и свозили на тот погост, где нашли гроб, вышедший из земли. Вернувшись домой, священник обо всем доложил своему владыке.

В следующем году произошли новые чудеса от мощей. Вначале исцелился житель Верхотурья Иоанна Григорьев от расслабления, затем выздоровела его дочь от болезни, покрывшей язвами все лицо. После произошло еще одно чудо. Всадник объезжал коня и упал, раздробив при этом ногу так, что не мог подняться. Больного привезли к могиле праведника. Там он попросил отслужить вначале молебен покровителю Храма рядом с которым находилась могила, а затем панихиду святому, имя которого все еще не было известно. После этого опухоль на ноге спала, боль прошла и человек стал здоров, как будто никогда не болел.

икона Симеон Верхотурский

Симеон Верхотурский в житииШкола или худ. центр:

Верхотурский уезд

Середина — вторая половина XIX в.

Дерево, шпонки торцовые.

Паволока, левкас, темпера, имитационное золочение.

17.5 × 14.7 × 2.3 см

Частное собрание, Екатеринбург, Россия

Реставрация: 1997 — Бызов О. И.

Открытие

18 декабря 1694 года в Верхотурье нужно было освятить храм. Для этой цели туда направился митрополит Тобольский Игнатий. С ним были несколько священников и монахов. Они задержались в другом селе, в семи верстах от Меркушино. Владыка, зная об этой истории, не захотел сам осмотреть мощи, а послал туда Исаака, Далматовского игумена, и других представителей духовенства. Они прибыли на место и сняли крышку гроба, чтобы составить акт об освидетельствовании нетленных мощей. Они увидели сохранившееся тело праведника. Истлела только некоторая его часть.

На другой день прибыл в село митрополит. Он посетил храм Архистратига Михаила и выслушал доклад игумена Исаака о вскрытии мощей. Владыка пришел в недоумение, услышав рассказ священников. В тот же день у него начал болеть левый глаз. Вначале митрополит подумал, что это произошло от простуды, но потом ему пришла мысль, что эта болезнь послана за то, что не он сам проводил освидетельствование.

Тогда преосвященный после
Литургии
вместе с духовенством отправился к могиле и, открыв гроб, увидел все сам и сказал такие слова:
«Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека; во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен
Алексию, митрополиту Московскому
, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры православной!»

Даже сам гроб был целым, хотя прошло со дня захоронения больше пятидесяти лет. После панихиды он снова был частично присыпан землей. А над тем местом к тому времени уже стоял небольшой сруб — часовня. Так произошло первое освидетельствование святых мощей праведника. Но все еще не было известно его имя.

Преосвященный обратился к народу и спросил, не знает ли кто-нибудь похороненного здесь человека. Из толпы вышел старец по имени Афанасий и рассказал о жизни праведника, о его происхождении, но имени назвать он не смог. Тогда архиерей наказал всем, чтобы молились Богу, и сказал, что он сам тоже будет молиться, и Господь поможет узнать имя своего раба.

Отъехав немного, митрополит Игнатий размышлял о том, что если Господь явил мощи праведника, то откроет и его имя. Задремав с этими мыслями, владыка дважды услышал голос: «Симеон имя его!» А потом и в третий раз то же. Исполнившись радости, митрополит проснулся и понял, что это было откровение свыше. Такое же откровение было явлено иеродиакону Василиду. Во сне он так же услышал голос, что имя усопшего — Симеон.

Закончив дела в Верхотурье 27 декабря 1694 года, митрополит снова заехал в Меркушино. Священник Михайло-Архангельской церкви рассказал, что за день до прибытия владыки, ему приснился сон. Будто ему приказали служить литию у гроба, а он стоит и не знает, каким именем называть умершего. И, вдруг, ему слышится голос: «Поминай его Симеоном».

На другой день митрополит Игнатий еще раз осмотрел останки, поклонился им и торжественно объявил всем, что это праведный Симеон.. Вскоре записали историю явления святыни, сочинили акафист и стали собирать рассказы о чудесах от святых мощей, который с того времени стало еще больше.

Мощи переносят в Верхотурье.

В 1704 году народ решил, что святой Симеон достоин более высокой чести, чем находиться на Меркушинском кладбище. Для осуществления задуманного, вначале нужно было испросить благословение архиерея. К тому времени Тобольскую кафедру был назначен митрополит Филофей. Он дал согласие на перенос мощей в Верхотурье. Тогда священные останки благоговейно переложили в новую раку, и 12 сентября задуманное благочестивое дело благополучно завершилось. С тех пор праведного Симеона стали называть Верхотурским.

В 1798 году для мощей была изготовлена медная рака, в 1848 – серебряная, с позолотой стоимостью 14573 рубля.

В 1914 году по случаю открытия Крестовоздвиженского собора и перенесения туда главной святыни края, стараниями Государя Николая была изготовлена и привезена новая сень для мощей, которую поставили над серебряной ракой. На ней было выгравировано много украшений, икон и вся она была покрыта золотом. Два века великий праведник спокойно почивал в Верхотурье в своих мощах, пока не приблизились тяжелые испытания.

икона Симеон Верхотурский и Николай Чудотворец

Николай Чудотворец и Симеон Верхотурский

Последняя четверть XIX в.

Дерево, пазы от врезных сквозных утраченных шпонок. Грунтовка, масло.

35.8 × 30.3 × 2.1 см

Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург, Россия

Инв. И-423

Реставрация: 1997 — Гордиенко Т. А

Изъятие

С приходом к власти большевиков нарушилась спокойная жизнь святой обители. В 1920 году безбожники решили испортить верующим великий праздник. Была образована комиссия из представителей власти, которая должна была 25 сентября вынуть мощи из ковчега с целью надругаться над святыней. Это знали священнослужители и старались как можно дольше затянуть богослужение.

Храм и соборная площадь были переполнены богомольцами. После литургии начали медленно читать акафист. Люди начали рыдать, чувствуя недоброе. Уже два часа комиссия ждала окончания службы и, наконец, не выдержала.

Председатель комиссии приказал прервать службу, но получил отказ. Тогда красноармейцы с силой протиснулись через богомольцев, растолкали монахов, окружавших раку с мощами. Затем военные с большим трудом вынесли мощи на паперть.

Архимандрит Ксенофонт, сняв пелену с мощей, отказался дальше производить вскрытие. Тогда безбожники сами начали осквернять святыню, доставая руками части тела праведника и складывая их на стол. Толпа народа стояла в оцепенении от невиданного кощунства. Когда гробницу опустошили, ее перевернули, вытряхнув оттуда пух, на котором почивали мощи праведника.

Плачущие богомольцы старались схватить пушинки, чтобы спрятать их за пазухой. Комиссия, закончив кощунство, разрешила монахам сложить останки обратно в гробницу. На другой день был арестован архимандрит Ксенофонт и многие другие монахи.

В 1926 году Крестовоздвиженский собор был закрыт, мощи забрали в краеведческий музей г. Нижний Тагил. Когда набожные люди начал идти в музей как в паломничество, власти перевезли мощи в Свердловск в 1935 г., где они были помещены в качестве экспоната в музей атеизма в доме Ипатьева, а в 1946 году останки забрали из музея и они считались утерянными.

Возвращение святыни

В год празднования Тысячелетия Крещения Руси некоторые святыни были возвращены православным. Мощи Верхотурского молитвенника были обнаружены в кладовых полуразрушенного собора Александра Невского. Даже после смерти смиренному рабу Христову опять пришлось терпеть лишения и скорби, как когда-то в земной жизни. В течение 63 лет останки праведника находились в поругании от безбожников.

25

мая

1989 года

Архиепископ Мелхиседек не перевез мощи святого в действующую церковь на Елизавете.

икона Симеон Верхотурский в окладе

Симеон Верхотурский

В окладе

Школа или худ. центр: Невьянск

Последняя четверть XIX в.

Дерево, шпонки врезные сквозные фигурные.

Паволока, левкас, темпера, золочение.

Латунь, штамповка, серебрение.

88.5 × 72.5 × 3.1 см .

Интересные факты

  1. Симеон Верхотурский Чудотворец — это святой, который жил в XVII веке на Урале. О его жизни известно очень мало, но сохранились многочисленные свидетельства о его чудесах. Говорят, что он мог предсказывать будущее, исцелять больных и даже воскрешать мертвых.

  2. Мощи Симеона Верхотурского были обретены в XVIII веке и с тех пор хранятся в Верхотурском монастыре. Ежегодно тысячи паломников приезжают сюда, чтобы поклониться святому и попросить его о помощи.

  3. Симеон Верхотурский Чудотворец считается покровителем Уральской земли. Ему молятся о помощи в трудных жизненных ситуациях, о здоровье и благополучии. Святого также считают защитником от злых сил и нечистой силы.

Из истории Церкви на Урале. Выпуск от 29 мая. Праведный Симеон ВерхотурскийИз истории Церкви на Урале. Выпуск от 29 мая. Праведный Симеон Верхотурский

В чём помогает святой

К Верхотурскому праведнику ежедневно приходят тысячи богомольцев. К нему обращаются за помощью при различных заболеваниях.  Перед иконой просят праведника об укреплении веры, о просвещении неверующих светом христовой истины, о трезвости, в житейских трудностях, при несчастьях и любых других нуждах.

Имя и внешность Симеона Верхотурского стали известны благодаря видению святого во сне иеродиакону Никифору Амвросиеву.

На иконах праведника часто изображают стоящим возле дерева в простой одежде на берегу реки со свитком, где написан призыв к страху Божию и чистоте. На заднем плане может изображаться монастырь, а в верхнем левом углу на облаке — Иисус Христос, благословляющий праведника.

В наши дни существует множество свидетельств о чудесах святого. Особенно часты рассказы об исцелении болезней глаз и  ног, выздоровлении от рака и опухолей, избавлении от гангрены.

Храмы

Праведный Симеон особо чтится на Урале и Сибири, как покровитель этих мест. Храмы в честь святого:

  • В селе Меркушино. Был построен в 1886 году над местом, где обрелись его мощи. В настоящее время этот храм восстановлен после разрушения в советское время;
  • Кафедральный Собор в Челябинске, возрожденный храм в Златоусте, в Снежинске;
  • Симеоно-Верхотурский храм г. Уфы;
  • В Перми и Соликамске;
  • Свято-Симеоновская школа в Екатеринбурге, в селе Колюткино, пос. Обухово;
  • Нвый храм в Приобье;
  • Строящийся храм в Москве (Патриаршее подворье в Марьино).

В других местах есть приделы и часовни, освященные в честь святого праведника.

Уже больше трех столетий Верхотурье славится своим праведником. Три раза в год Симеон праведный собирает к себе паломников:

31/18 декабря – обретение мощей (1694г.)

25/12 мая – второе обретение мощей (1989г.)

25/12 сентября – перенесение мощей (1704г.)

Праведный Симеон для Урала и Сибири такой же значимый святой, как Сергий Радонежский в Москве или Серафим Саровский в Дивеево. Хотя подвиги преподобных стоят несравненно выше скромной жизни простого праведника, но для русской души каждый святой по-своему значителен и любим не меньше других.

Молитва праведного Симеона ВерхотурскогоМолитва праведного Симеона Верхотурского

Тропарь, кондак, величание

Тропарь на пренесение мощей,

глас 4:

Днесь ра́дуется сла́вная страна́ Сиби́рь,/ обре́т святы́я мо́щи твоя́ внутрь себе́./ Архиере́е, свяще́нницы и весь сонм людски́й/ духо́вне веселя́щеся, вопие́м ти: / о Богому́дре Симео́не!/ Изба́ви нас, и́же к тебе́ прибега́ющих, от всех бед,/ прося́ пода́тися всем по коего́ждо проше́нию,/ и изба́витися стране́ сей и гра́ду / от о́гненнаго запале́ния и пога́нскаго наше́ствия / и междоусо́бныя бра́ни и от вся́каго зла./ Те́мже и мы вси чтем ны́не честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х пренесе́ние, / но́вый целе́бниче, и вопие́м :// сла́ва Даю́щему тобо́ю всем исцеле́ние!

Ин тропарь на прославление,

глас 4:

Мирска́го мяте́жа бе́гая, все жела́ние обрати́л еси́ к Бо́гу,/ да в виде́ния восхо́д обря́щеши горе́,/ отню́дуже не уклони́вся в лука́вствия се́рдца,/ но очи́стив ду́шу и те́ло, / прия́л еси́ благода́ть точи́ти цельбы́ ве́рным и неве́рным, / притека́ющим к тебе́, пра́ведный Симео́не./ Те́мже, по да́нному ти да́ру, / испроси́ у Христа́ Бо́га исцеле́ние нам, боля́щим душе́вными страстьми́, // и моли́ спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак на пренесение мощей,

глас 4:

Наста́ днесь всечестна́я па́мять но́ваго целе́бника / пра́веднаго Симео́на,/ созыва́ет же лю́ди в пречестны́й храм свята́го Бо́жия архиере́я Никола́я,/ иде́же ра́достно соше́дшеся благочести́вых мно́жества,/ ве́село пра́зднуют пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х пра́здник./ Ты бо яви́лся еси́ гра́ду на́шему, и всей Сиби́ри врачевство́ безме́здное,/ подава́я исцеле́ние с ве́рою приходя́щим к тебе́, Симео́не всеблаже́нне./ Но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Влады́це Христу́,/ Того́ моли́ спасти́ град и лю́ди, моля́щияся тебе́,/ па́че же хода́тай бу́ди ко Го́споду/ во дни наше́ствия печа́ли рабо́м твои́м, да зове́м ти: // ра́дуйся, Сиби́рстей стране́ похвало́ и утвержде́ние гра́ду на́шему.

Ин кондак на прославление,

глас 2:

Ми́ра су́етнаго отве́рглся еси́, / да бла́га ве́чныя жи́зни насле́диши,/ возлюби́в незло́бие и чистоту́ души́ и те́ла./ Сниска́л еси́, е́же возлюби́л, / свиде́тельствуют бо о сем гроб и нетле́ние моще́й твои́х, / и благода́ть чудотворе́ния наипа́че./ То́чиши бо цельбы́ всем притекаю́щим к тебе́ и непросвеще́нным, / Симео́не блаже́нне, // чудотво́рче преди́вный.

Молитва

Молитва

О святы́й и пра́ведный Симео́не, чи́стою душе́ю твое́ю в Небе́сных оби́телех в ли́це святы́х водворя́яйся, на земли́ же с на́ми неотсту́пно пребыва́яй! По да́нней ти благода́ти от Го́спода моли́тися о нас, ми́лостивно при́зри на нас многогре́шных, а́ще и недосто́йне, оба́че с ве́рою и упова́нием к тебе́ притека́ющих, и испроси́ нам от Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших, в ня́же впада́ем мно́жицею во вся дни жития́ на́шего. И я́коже пре́жде о́вым у́бо, от о́чныя зе́льныя боле́зни ни ма́ло зре́ти могу́щим исцеле́ние оче́с, о́вым же близ сме́рти бы́вшим от лю́тых неду́гов врачева́ние, и ины́м ина́я мно́гая пресла́вная благодея́ния дарова́л еси́: си́це изба́ви и нас от неду́гов душе́вных и теле́сных и от вся́кия ско́рби и печа́ли, и вся блага́я к настоя́щему житию́ на́шему и к ве́чному спасе́нию благопотре́бная нам от Го́спода испроси́, да та́ко твои́м предста́тельством и моли́твами стяжа́вше вся нам поле́зная, а́ще и недосто́йнии, благода́рне восхваля́юще тя, просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

^sss^Праведный Симеон Верхотурский^sss^

Частые вопросы

В чем помогает Симеон Верхотурский?

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти.

Когда день Симеона Верхотурского?

Память совершается: 18 (31) декабря — день прославления 12 (25) сентября — первое перенесение мощей 12 (25) мая — второе перенесение мощей

Какой подвиг во имя веры совершил Симеон Верхотурский?

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу.

Где хранились мощи святого Симеона Верхотурского в 1700 году?

В селе Меркушино были обретены нетленные мощи святого Симеона Верхотурского, которые находятся в Крестовоздвиженском храме в Верхотурье.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите биографию и чудеса, совершенные святым Симеоном Верхотурским, чтобы лучше понять его значимость как покровителя Уральской земли.

СОВЕТ №2

Посетите храмы и места паломничества, связанные с Симеоном Верхотурским, чтобы почувствовать его духовное присутствие и получить благословение.

СОВЕТ №3

Помолитесь святому Симеону Верхотурскому о помощи и защите для себя и своих близких, обратившись к нему с искренней молитвой.

Чудеса, совершаемые святым

Симеон Верхотурский, известный также как Симеон Столпник, считается одним из самых почитаемых святых на Урале. Его житие наполнено многочисленными чудесами, которые произошли как за его жизни, так и после его кончины.

Одним из наиболее известных чудес, совершенных святым Симеоном, является исцеление от различных болезней и недугов. Многие верующие приходят к мощам святого с мольбой о выздоровлении, и чудеса исцеления происходят неоднократно. Люди, страдающие тяжелыми болезнями, обращаются к святому с верой и надеждой на чудо, и часто получают исцеление благодаря его молитвам.

Симеон Верхотурский также известен своей помощью в решении семейных проблем. Многие прихожане обращаются к нему с мольбой о помощи в укреплении семейных уз, в возвращении крепкой и гармоничной семейной жизни. Святой помогает людям находить мир и согласие в семье, решать конфликты и проблемы, возникающие между супругами или членами семьи.

Симеон Верхотурский, известный также как Симеон Столпник, считается одним из самых почитаемых святых на Урале. Его житие наполнено многочисленными чудесами, которые произошли как за его жизни, так и после его кончины.

Оцените статью
Добавить комментарий