Церковный раскол XVII века в России является одним из ключевых событий в истории страны, оставившим глубокий след в развитии религиозной и политической жизни. Понимание причин и последствий этого раскола позволяет более глубоко проникнуть в суть исторических процессов того времени, а также понять влияние событий XVII века на дальнейшее развитие России.
Мнение эксперта:В XVII веке Церковный раскол в России стал одним из ключевых событий, оказавших значительное влияние на историю страны. Эксперты отмечают, что причины раскола были многообразными: конфликт интересов церковных и светских властей, разногласия в догматических вопросах, стремление к автономии со стороны церковных структур. Последствия раскола ощущались долгие годы, приводя к социальным потрясениям, утрате единства православной общины, ослаблению влияния церкви на общество. Эксперты подчеркивают, что Церковный раскол XVII века оставил глубокий след в истории России, формируя ее духовную и политическую картину на долгие годы вперед.https://www.youtube.com/embed/p8LHsTdfdYUЦерковный раскол. Определение святых отцов
Под «σχίσματα» (схисмата) понимается разделение внутри Церкви, возникшее не из-за разногласий по части вероучения, догматов, но по причинам обрядового или дисциплинарного характера. Свт. Василий Великий именовал расколом такое расхождение внутри общины, которое основано на различных мнениях о частных церковных вопросах, а потому может (и должно) быть преодолено. Подобным образом мыслили также другие угодники Божии.
При этом они предупреждали: то, что у раскола нет вероучительной причины, вовсе не маловажно. Такой раздор учеников Христовых – по слову свт. Киприана Карфагенского, по сути, второе Распятие Господа. Это «такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его».
https://www.youtube.com/embed/7Yogh9LD7M4Раскол в России: особенности
В его истории немало странного:
- противников
Патриарха Никона
с 1666 г. именовали «раскольниками», однако, вопреки святоотеческому определению, они не отходили от Церкви сами, но были отлучены как еретики, то есть создатели ложного учения; - при этом «учение» состояло, как явствует из материалов Собора 1666-1667 гг…. в богослужебной традиции и практике, существовавшей на Руси с X-XI вв., которую реформировал Патриарх Никон;
- и, наконец, самое странное: церковная и светская наука до наших дней не имеют полной, законченной картины реформы, повлекшей такие серьезные последствия: не изучена большая часть источников, соответственно, не выявлены подлинные причины случившегося.
https://www.youtube.com/embed/6eGHrWu5vxIПредпосылки церковного раскола 17 века
Исторически его годом признается традиционно 1666. Однако, события, приведшие к духовной трагедии, начали происходить на несколько десятилетий раньше.
Церковь и мир
Смута начала XVII в., когда под угрозой оказалось само существование государства, потрясла самые основы «Третьего Рима», «Святой Руси», хранителя истинной веры. Вдруг оказалось, что православные бояре готовы пригласить на русский престол католического короля – поляка Владислава. Другие представители элиты, забыв о стране: заискивали перед самозванцами, получали от них пожалования, ввязывались в авантюры. Духовное падение распространилось также на народ.
С начала XVII в. резко растет влияние светской культуры, западного образования. Меняется иконопись, сближаясь со светской живописью. По храмам идут длинные, истовые службы, но их все чаще… сокращают путем так называемого «многогласия», одновременного чтения, пения нескольких молитвословий, по Уставу следующих друг за другом. Таким образом, служба становится «вычитыванием» текста. А борьба священноначалия с бесчинием не приносит результатов. Становится все более очевидным: на прогрессирующее «обмирщение» культуры необходим ответ.
Начало церковных реформ 1640-х гг.
Им стали попытки исправления церковной жизни, предпринимавшиеся с 1640-х гг. Инициатива изменений шла как от царя Алексея Михайловича, священноначалия, так от некоторых ревностных пастырей, а также приближенных к государю бояр. Считается, что общее направление реформирования задавал так называемый «кружок боголюбцев» в Москве. Среди его деятелей – боярин Феодор Ртищев, протопопы Аввакум, Иоанн Неронов, священники Логгин из Мурома, Никита Добрынин, диакон Феодор Иванов служивший при Благовещенском соборе Кремля – домовой церкви русских государей. И, конечно, новгородский митрополит Никон, которого прот. Аввакум называл даже другом… Пройдет время, одни примут участие в богослужебной реформе, других назовут «раскольниками». А пока по инициативе «боголюбцев»:
- правятся, печатаются богослужебные книги;
- Московский Печатный двор издает также святоотеческие творения, душеполезное чтение для верующих;
- впервые за историю Русской Церкви появляется живое слово священника с амвона – проповедь.
Последнее новшество оказалось настолько «громким», что голландский посол (видимо, не слишком хорошо владевший языком, не очень разбиравшийся в ситуации), Адам Олеарий, даже написал в своих воспоминаниях, что якобы из-за проповедей, действительно собиравших в Казанской церкви на Красной площади (здесь служили священники Аввакум и Иоанн Неронов) массу жаждавших духовного поучения, случился даже сам раскол, сопровождавшийся высылкой «боголюбцев» из Москвы. Разумеется, дело было совершенно не в этом.
Патриарх Никон
После кончины Предстоятеля Русской Церкви, Иоакима, многие надеялись, что изменения по части духовной жизни, просвещения пойдут быстрее, успешнее при новом, энергичном патриархе, Никоне.
Биография Новгородского владыки, которого глубоко уважал сам царь, действительно впечатляет: с юности Никита Минов стремился к иночеству, ушел в монастырь, но был возвращен родителями. Не оставил он своей мечты даже женившись, став мирским иереем. Когда от болезни умирают дети о. Никиты, но уговаривает супругу принять монашество, и сам покидает мир, уйдя на Соловки. Духовный отец инока Никона – таково теперь его имя – сам прп. Елеазар Анзерский. Правда, позднейшие биографы Предстоятеля признают: подлинным учеником святого Никон так и не стал, более того, покинул Анзерский скит, вообще Соловки из-за размолвки с духовным отцом. Впрочем, ревность, кипучая энергия иеромонаха скоро нашли применение: уже через 4 года его избирают настоятелем Кожеозерской обители, а через краткое время, после знакомства с царем, Никон оказывается сначала настоятелем Новоспасского монастыря столицы, затем – митрополитом Новгородским.
«Церковная реформа»
Так часто именуют то, что произошло дальше, хотя более верно именовать реформу богослужебной, или литургической. 4 августа 1652 г. митрополит Никон возведен на Патриаршество. А накануне Великого Поста следующего, 1653 г., Предстоятель своей властью, без решения Собора, вводит первые богослужебные изменения:
- «двоеперстное» крестное знамение заменяется на привычное сейчас православным «троеперстие», когда христианин осеняет себя крестом тремя сложенными перстами правой руки;
- отменяется 12 земных поклонов на молитве св. Ефрема Сирина; их заменяют поклоны поясные.
Духовные друзья Патриарха, «боголюбцы», недоумевали. Протопоп Аввакум писал: «Видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали». Изменение направления реформ с христиански-просветительского на чисто богослужебное было непонятно, неожиданно. А уже через несколько месяцев Поместный Собор принимает решение: «исправить» все богослужебные книги Русской Церкви, как официально было заявлено, по греческим книгам X в., времени Крещения Руси.
Ученые до сих пор не имеют единого мнения о том, что именно было сделано с богослужением, чего хотел добиться Патриарх. Но еще исследованиями русского литургиста А.А.Дмитриевского рубежа XIX-XX вв. установлено:
- древние рукописи с богослужебными текстами действительно доставили к Москве;
- однако, никоновские «справщики» ими не пользовались, корректируя богослужение… под современную реформе богослужебную практику Константинопольской Патриархии; кстати, той же практике соответствовало «троеперстное» крестное знамение.
Интересный фактС 1653 по 1658 гг. были скорректированы почти все богослужебные тексты, употребляемые Церковью. Темп реформы был беспрецедентным: обычно на справу одной богослужебной книги уходило до нескольких лет, теперь – за 15 лет были «исправлены» около десятка.
Отделение старообрядцев от Церкви
На Предстоятеля посыпались недоуменные вопросы – собратьев-архиереев (епископов Павла Коломенского, Александра Вятского), друзей из числа «боголюбцев». Вместо ответов последовали
- высылки из Москвы в провинцию, даже – в Сибирь (протопоп Аввакум);
- давление на архиереев; Никону удалось пресечь их сопротивление: Коломенский владыка Павел скончался под арестом, епископ Александр Вятский, скрепя сердце, поддержал богослужебные изменения.
Но брожение не прекратилось. Ведь православные не мыслили жизни без «божественной службы», а значит – остро переживали любые, тем более – столь глобальные, изменения. Наконец, отказался повиноваться Предстоятелю «родной» Соловецкий монастырь. Вскоре здесь началось сопротивление царским войскам, пришедших устанавливать новые богослужебные порядки… с оружием.
На этом фоне в 1666 г. начался Поместный Собор с участием Вселенских Патриархов. Именно на нем приняты «клятвы», прещения на двоеперстное крестное знамение, которое было объявлено ересью. Совершающие его, а также служащие по «старым книгам» отлучались от Церкви. Таким образом, старообрядцы, по сути, не «отделились», а «были отделены», после чего вынуждены были строить собственную церковную организацию.
Отношения патриарха Никона и царя Алексея Михайловича
Существует обоснованное мнение исследователей, что адаптация русского богослужения к греческой практике призвана была установить лидерство России среди христианских стран. Именно на этом основана идея Предстоятеля о первенстве духовной власти перед светской: «Священство выше царства». Именно она привела к тому, что добрые, дружеские отношения царя и Патриарха разладились. А тот же Собор 1666 г., который утвердил богослужебную реформу, также лишил сана самого Предстоятеля – до самой кончины Никон считался «монахом».
Сопротивление церковному расколу
Лидеры сопротивления никоновской реформе до настоящего времени почитаются старообрядцами.
Протопоп Аввакум
Считается признанным лидером движения благодаря своим полемическим сочинениям, а также – несгибаемой позиции. Из всех лидеров старообрядчества он – единственный, не принесший покаяния на Соборе 1666 г.Он был лишен сана, сослан в Пустозерск. Здесь он провел 14 лет под арестом. Ныне здесь показывают тюремную камеру, где созданы многие его сочинения, по большей части – полемические. К настоящему времени их известно более 40. 14 апреля 1682 г. он и его сподвижники казнены через сожжение. Сейчас прот. Аввакум чтится старообрядцами как священномученик.
Боярыня Морозова
Это духовная дочь Аввакума, родовитая боярыня, супруга Глеба Ивановича Морозова, родственника царской семьи. Овдовевшая молодой, Феодосия (в монашестве – Феодора) всецело посвятила себя духовной жизни, а с началом литургической реформы решительно стала на сторону ее противников. Боярыню не раз увещевали, пытались уговорить не противиться Патриарху, однако, все было тщетно. Наконец, в 1675 г. она, уже лишенная сана, имений, была уморена голодом в тюрьме Боровска.
Другие противники церковной реформы
Среди лидеров «старообрядческого раскола» также:
- архимандрит Григорий (в мире свящ. Иоанн Неронов), духовный отец Аввакума; в конечном итоге он подчинился Церкви, принял постриг; решение стало итогом мучительных раздумий, колебаний; жизнь он окончил мирно, 79 лет (1670 г.), последние годы был настоятелем Данилова монастыря столицы, архимандритом; но мира душевного так и не наступило, архимандрит Григорий не раз высказывался о богослужебных нововведениях – но, конечно, не находил поддержки;
- священник Никита Добрынин (уничижительно прозванный противниками «Пустосвятом»); он – автор самого большого полемического с реформой сочинения, челобитной царю, с разбором старых и новых богослужебных текстов; опубликованная историков Н.Н.Субботиным (1878 г.), его челобитная занимает 178 страниц печатного текста;
- диакон Феодор Иванов, сподвижник, соузник Аввакума; среди старообрядцев он считался самым образованным; как Аввакум, с которым они вместе находились под арестом, вместе же приняли смерть 14 апреля 1682 г.
Причины раскола
К их числу традиционно относят резкость, радикализм реформы, непродуманные действия Патриарха, а также говорят об «амбициях» противников нововведений. Однако сами изменения богослужебных текстов, спровоцировавшие разделение, до настоящего времени не изучены полностью, поэтому однозначно говорить о причинах раскола наука не может.
Реакция народа на церковный раскол
Согласно данным исследователей, от Церкви после литургической реформы отошли до трети верующих. Таким образом, раскололась не только Церковь, но все общество – впервые за всю историю христианства на Руси. Не удивительно, что происшедшее повлекло за собой рост апокалиптических настроений, ожидание скорого конца света, ибо последняя православная держава казалась близка к падению.
Последствия и итоги раскола
Главным следствием стало постепенное, но неуклонное падение авторитета Церкви. Царь Алексей Михайлович поспособствовал созыву собора, отстранению Предстоятеля (1666 г.), а его сын, Петр I, отменит Патриаршество вовсе (1721 г.). За XIX в. Церкви предстоит пережить духовное оскудение, нарастание безбожия общества, с начала XX в. три революции – от духовных последствий которых не страна оправилась до наших дней.
С 1971 г. дониконовские и введенные Патриархом обряды, чины, признаны Церковью «равноспасительными». Московская Патриархия имеет старообрядные (так называемые единоверческие) приходы. Однако многие старообрядцы по-прежнему не приемлют общения с Церковью, вплоть до перекрещивания (!) тех, кто желает вступить в их общины. Наконец, есть также течения староверия, не признающие священства, иерархии – так называемые беспоповцы, чье учение уже с трудом можно назвать православным. Таковы доныне не преодоленные последствия раскола.
Частые вопросы
Что было причиной церковного раскола в 17 веке?
Непосредственным поводом к расколу было исправление русских богослужебных книг по греческому образцу. Царь и патриарх считали, что за долгие века использования в русской церкви в книгах (которые переписывались от руки) накопилось множество искажений и неточностей.
Что такое церковный раскол каковы его причины?
Раско́л Ру́сской це́ркви — церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве. Связан с реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими.
Каковы были последствия церковного раскола?
Одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы и раскола стало старообрядчество. Противники реформ патриарха Никона, старообрядцы, отказались признавать изменения. Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый публицист и проповедник.
Что послужило причиной церковного раскола в 1653 году?
Поводом для возникновения Р. послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении церковного раскола XVII века обратите внимание на основные причины, такие как разногласия в церковной иерархии, влияние политических факторов и религиозные разногласия.
СОВЕТ №2
Исследуйте последствия церковного раскола, такие как утрата автономии церкви, изменения в религиозной практике и социокультурные изменения в обществе.
Влияние церковного раскола на культурную жизнь России
Церковный раскол XVII века имел значительное влияние на культурную жизнь России. Одним из основных последствий раскола стало появление двух различных церковных течений – старообрядчества и реформистской церкви. Эти два направления различались как в религиозных убеждениях, так и в культурных традициях.
Старообрядцы отвергали реформы, проводимые в православной церкви, и придерживались старых обрядов и обрядовой практики. Их культурная жизнь была пронизана традиционными церковными обрядами, песнопениями и иконописью. Старообрядцы создали свою собственную культурную среду, отличающуюся от официальной церковной культуры.
С другой стороны, реформистская церковь стремилась к современным изменениям и адаптации к новым условиям. Она активно развивала культурные и образовательные инициативы, внедряла новые формы богослужения и обновленные культурные практики. Реформистская церковь оказала значительное влияние на развитие литературы, музыки и искусства в России.
Таким образом, церковный раскол XVII века привел к формированию двух различных культурных сред, каждая из которых внесла свой вклад в развитие культуры и искусства России. Этот период оказал огромное влияние на формирование культурного ландшафта страны и сформировал уникальные культурные традиции, которые продолжают существовать и влиять на современную культуру России.