В чем суть теории креационизма: основные принципы

Креационизм – одна из самых древних и дискуссионных теорий происхождения мира, которая до сих пор вызывает живой интерес ученых, философов и общественности. В данной статье мы рассмотрим суть этой теории, ее сторонников в науке, доказательства в биологии и философии, а также кратко изложим основные принципы учения о Творении мира, выявим плюсы и минусы данной концепции.

Значение и зарождение термина

Слово происходит от латинского «creatio», что значит «создаю». Сам термин родился  у ученых XIX в. Но идея сотворения мира Богом, лежащая в основе  креационистских  теорий – значительно древнее науки. Об этом, пусть по-разному, говорили древние языческие религии, но самую последовательную, подробную концепцию Творения подарило миру христианство.

Творение мира

Сотворение мира

Мнение эксперта:

Креационизм – это учение, согласно которому мир и все живые существа были непосредственно созданы божественным актом. Сторонники креационизма отвергают эволюционную теорию, утверждая, что все виды жизни были созданы Богом в их нынешнем виде. Эта концепция имеет своих сторонников и критиков. Некоторые эксперты считают креационизм научно необоснованным, поскольку не имеет эмпирических доказательств и противоречит установленным научным фактам. Однако, другие эксперты подчеркивают, что креационизм является важной религиозной и философской концепцией, которая отражает веру людей в созидательную роль высшей силы в происхождении мира.

https://www.youtube.com/embed/fcdfIbrxBMw

Основа этого учения находится в Библии

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1)

.

Таковы первые слова Библии, ставшие основанием для разного рода толкований богословов.
Первые такие попытки
можно увидеть
уже
у
святых отцов первых веков.

Святые отцы

Все
богословы-подвижники
как Востока, так и христианского Запада:

  • исх
    одят из того, что Творец вечен,
    неизменен, тогда как Его творение, мир, изменяется;
  • понимают создание неба и земли вполне буквально.


Создатель и Его творение

Уже с
первы
х веков
Церкви распространились
разного рода иносказательные рассуждения о первых стихах
Бытия, о которых свт. Василий Великий пишет:

«
иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют сообразно со своими понятиями, подобно как и снотолкователи виденному в сонных мечтаниях дают толкования, соглас
ные с собственным их намерением».

Не так понимают
Библию
угодники Божии, не склонные «умствовать»
.
Как пишет свт. Василий
, «
я, слыша о траве, траву и разумею; также растение, рыбу, зверя и скот, и все, че
м оно названо, за то и принимаю».

Согласны с
ним также
другие толкователи.

Прп. Ефрем Сирин указывает, что под «небом» и «землей» понимается не иное что, как эти материи.
А великий Иоанн Златоуст в одной из проповедей предостерегает
:

«
Не верить содержащемуся в Божественном Писании, но вводить другое из своего ума, это, думаю, подвергает великой опасности отваживающихся на такое дело
».

Шесть дней творения

Вполне
буквально понимают святые отцы
дни творения, разумея под ними именно сутки, календарные дни.
Здесь
согласны как древние отцы, так и святые, жившие ближе к нам по времени.

Западный богослов, св. Беда Достопочтенный
(
VI

VII
вв.
)
, пишет о сотворении «красоты мира» за 6 дней, тогда как в седьмой Господь «отдыхал от трудов».

Того же мнения держится св. Григорий Двоеслов, папа Римский (
VII
в.
), отмечая при этом, что дни – не последовательность создания вещей этого мира. Это своего рода этапы проявления различных элементов творения, сотворенных изначально
, причем
одновременно
. Например, растения
созданы
в первый день вместе с землей – ведь они впоследствии вышли из нее – но «произрастила» их почва только на третий:

«
Вот почему Моисей отдельно повествует о том, что было создано в каждый день, и, однако, закончил заявлением, что все было сотворено сразу: Вот происхождение неба и земли (Быт.2:4–6)
»
.

А свт. Димитрий Ростовский
(
XVIII
в.)
даже отождествляет дни создания
земли
и дни недели, какими их ныне знают люди:

  • первый день седмицы – воскресение – отделение света от тьмы;
  • понедельник: Создатель
    «произвел всесильным Своим словом небеса из вод бездных»;
  • во вторник
    появилась
    суша;
  • среда, четвертый день –
    создание
    Солнца и Луны
    ;
  • четверг,
    пятый день:
    сотворение
    «
    рыб и гад водных
    »;
  • пятница –
    появление
    животных; тогда же
    получил бытие
    человек.
  • наконец, на
    седьмой день,
    Бог
    «почил от дел Своих».

Подобное понимание встречается также в богослужебных текстах. Например, Триодь Постная в Синаксаре (поучительном чтении) на Великий Пяток соотносит Пятницу как день Распятия Господа и шестой день, когда создан человек, признавая такое совпадение неслучайным. С
7
днем творения
сравнивается Велика
я Суббота: «и  в  шесты́й  назда́в
па́ки  истлевшаго  человека,  и  обнов
и
в
живоно́сным
крестом
,
и҆
сме́ртию, в
настоящи
й  па́ки  седмы́й  де́нь  у
поко́и,  соверше́нным
дел
у
покое́нием,  животоесте́ственным
и
сп
аси́тельным  у
҆
с
н
ув
сно́
м
»
.


По образу и подобию

Богословие святых отцов уделяет особое внимание созданию
людей
.

Предсуществование душ?

Уже в первые века христианства мыслители задавались вопросом, существовали ли души людей до их сотворения.

Отвечая подобным «исследователям» прп. Максим Исповедник пишет, что Божий замысел о человеке предполагает его как сочетание тела («из праха земного») и «души живой»:

«Душе и телу, как частям человека, существовать во времени одному прежде или после другого невозможно».

Интересные факты

  1. Теория креационизма— это религиозное учение, которое утверждает, что Вселенная и все живое в ней были созданы богом или богами за относительно короткий период времени. Теория креационизма возникла в древности и является одной из самых ранних попыток объяснить происхождение Вселенной и жизни.

  2. Теория креационизмане имеет научной основы и не признается научным сообществом. Научные исследования показывают, что Вселенная и жизнь возникли в результате длительного процесса эволюции, который длился миллиарды лет.

  3. Теория креационизмачасто используется в качестве аргумента против эволюции. Однако нет никаких научных доказательств, которые бы подтверждали креационизм и опровергали эволюцию. Эволюция является хорошо обоснованной научной теорией, которая подтверждается многочисленными доказательствами.

https://www.youtube.com/embed/8FGTW7n3i40

Отличие от теории эманации в философии

Неотмирная природа души часто приводила св. отцов к полемике с языческими философами, среди которых были сторонники теории эманации (от латинского «нисхождение», «распространение»).
По мнению последователей древнего философа Платона, мир и человек возникли как результат излияние Первоначала
по
избытку его благости.

Но Библия говорит не о «переизбытке» творческой мощи, создавшей человека, а о целенаправленном

,

сознательном акте сотворения «венца природы» из тела и души.

В чем смысл создания человека Богом

Но для святых отцов куда важнее тайн создания человека – смысл его существовани
я, потерянный по грехопадении, но
найденный Христом. Прп.
авва Дорофей
пишет:

«
В начале, когда Бог сотворил человека (Быт. 2: 20), Он поместил его в раю, как говорит божественное и святое Писание, и украсил его всякою добродетелью, дав ему заповедь не вкушать от древа, бывшего посреди рая. И так, он пребывал там в наслаждении райском: в молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые, и находясь в том естественном состоянии, в каком был создан.

Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, т.е. бессмертным, самовластным и украшенным всякою добродетелью.
Но когда он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда он был изгнан из рая (Быт. 3), отпал от естественного состояния и впал в противоестественное, и пребывал
уже в грехе, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их через преступление…
».

Именно это преступление и преодоление его последствий – основной предмет внимания богословов. По слову того же прп. Дорофея, Христос

«
принял самое естество наше, начаток нашего состава, и сделался новым Адамом, по образу Бога, создавшего первого Адама, обновил естественное состояние и чувства сделал опять здоровыми, какими они были и в начале…
».

А вот как видит будущее человека прп.
Симеон Новый Богослов
:

«
После преступления Адама не проклял Бог рая… а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою… Тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной и питаться пищею тленною… В

идишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков. Познай также и то, что это за прославление и светло-сиянность твари будет в будущем веке? Ибо когда она обновится, то не будет опять такою же, какою была создана в начале. Но будет такою, каким, по слову божественного Павла, будет наше тело…

Вся тварь по повелению Божию имеет быть, по всеобщем воскресении, не такою, какою была создана – вещественною и чувственною, но имеет быть пересоздана и соделаться неким невещественным и духовным обиталищем, превысшим всякого чувства
».

https://www.youtube.com/embed/upCnOrw-bms

Как соотносятся
теория эволюции и слова Библии

К концу
XIX
в., несмотря на предостережения, которые не раз высказывали святые отцы по поводу рассуждений о Писании «
из
своего ума», появляются рационалистические  толкования, имеющие
целью согласовать распространивш
уюся тогда теорию эволюции и слова Библии.

Как
многие столетия назад, начинаются
попытки увидеть Книгу
Бытия
как набор аллегорий
.
При этом
христианские эволюционисты, по сути, не
пытаются понять
Слово Божие, а приспосабливают его под
общепринятые
теории. Например:

  • с точки зрения
    знаний, которые имеют астрономия, физика, биология,
    трактуется с
    отворение неба, земли, растений,
    животных;
  • дни творения аллегорически толкуются как длительные периоды времени, что позволяет согласовать представления
    ученых о возникновении мира
    около 1.5 млрд. лет назад,
    человека – около 40000 с вр
    еменем, которое определено Писанием и Преданием;
  • создание человека рассматривается в рамках так называемого антропного принципа; согласно наиболее распространенной его версии, все творение гармонично «спроектировано» Создателем ради создания его венца – человека.


Гипотеза или истина?

Среди богословов-эволюционистов большинство представл
яют католицизм и протестантизм. Вот лишь некоторые, наиболее известные из них:

  • П. Тейяр де Шарден, кат
    олический
    исследователь
    ,
    монах;
  • Б.Уарфайлд, принадлежащий к пресвитерианству;
  • Б. Грэм, известный баптистский проповедник.

В 1950 г. Папа Пий
XII
разрешил
исследователям, принадлежащим к католичеству,
изучать эволюционную теорию
.
Е
го энциклик
а именует ее
«гипотезой».

22

Октября

1996 года

В выступлении папы Иоанна Павла II  (недавно  канонизирован  католической  церковью)  в  Папской  академии  наук   было  сказано  о  необходимости  пересмотра  понимания библейских текстов согласно эволюционизму.

В православии
пока
нет официальной позиции по
этому
поводу. Однако к сторонникам подхода,
близкого к концепциям католических и протестантских богословов в разной степени принадлежат
десятки богословов, среди которых
:

  • прот. В.В.Зеньковский, автор множества трудов по истории Церкви и христианской философии (1991-1962 гг.);
  • прот. Глеб Каледа (1921-1994 гг.);
  • прот. Александр Мень (1935-1990 гг.), изложивший «эволюционную» концепцию творения в 1 томе своей «Истории религии
    »;
  • прот. Серафим Слободской (1912-1971 гг.)
    ;
    в
    учебном пособии
    «Закон Божий»
    , одном из наиболее распространенных
    сейчас
    , он
    пишет, что «дни» творения не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия написана пророком Моисеем на древне-еврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «иом».

На расхождение толкований Библии богословами-эволюционистами
, практически не опирающимися на Священное Предание,
с позицией святых отцов многие обра
щали внимание еще
при зарождении христианского эволюционизма
.
Об этом пишет, например, Валаамский подвижник середины
XX
в. схиигумен Иоанн:

«Мне говорил академик-миссионер: в творении Божием под днями надо разуметь миллионы. Бедный ты миссионер, очень слабым представляешь всемогущего Творца, приписываешь Ему миллионы времени. Твой рассудок говорит так, а я верю, как сказал Господь: бысть вечер, бысть утро день первый, – надо и понимать сутками, а не миллионами. Ибо Господь сказал, и бысть тако».

Деизм

В рационалистической философии
он
представлен, прежде всего
,
в виде учения деизма
(от латинского слова «
Deus
», Бог)
. Оно возникло
с
XVII
в., а
обрело особую популярность в
XVIII
. Деисты:

  • полагают, что
    Создатель, раз сотворив мир,
    не вмешивается далее в его жизнь, или делает это
    минимально
    ;
  • считают познание природы
    средством познания Бога.

Среди известных деистов:

  • Ж.Ж.Руссо;
  • Вольтер;
  • М.Робеспьер;
  • А.Н.Радищев;
  • И.Ньютон

Многие из сторонников философской теории остались верующими (например, физик И. Ньютон), другие же дошли до полного отрицания религии, как Вольтер.

Еще одна оригинальная идея принадлежит французскому философу Р. Декарту, который  считает Бога Творцом «врожденных идей». Они позволяют человеку изучать мир, дают ему способы этого познания.
Впоследствии
философия постепенно отказывается от «идеи Бога» сосредоточиваясь на анализе общих закономерностей развития мира и человека в его земном существовании.

Отношение к творческому началу мира в науке

Зарождение
идей понимания мира как творения
среди ученых относится к
XVIII
в.

Креационизм в биологии

Исследователи, изучавшие живые существа, установили, что с течением времени происходит их изменение
. Однако, как утверждал К. Линней (1707-1778 гг.), видов существует ро
вно столько, сколько сотворено при начале мира, а
новые не возникают.

Хотя данные археологии и палеонтологии говорили о вымирании отдельных видов животных
,
растений, ученый-креационист Ж. Кювье (1769-1832 гг.) создал «теорию катастроф», которых было несколько десятков за историю Земли. Именно он
и повлияли на растения,
животных.

Теория происхождения человека в креационизме

Креационистские рассуждения биологов
поставлены под сомнение исследованиями Ч. Дарвина. Ныне
ученые-
креационисты:

  • не отрицают эволюции человека;
  • считают, что
    его душа и разум имеют Божественное происхождение.

Таким образом, человек рассматривается как двусоставный «биологический объект» вопреки утверждению прп. Максима Исповедника об абсолютном, п
о замыслу Божию, единстве души с телом
.

Наука
или псевдонаука?

В
XX
в.
формируется целое направление объединяющие ст
оронников креационистских идей,
именуемое
«научный креационизм». Опираясь на данные исследований природы, он утверждает буквальное понимание Библии, внешне похожее на видение Творения святыми отцами:

  • утверждает, что мир возник не более 10000 лет назад;
  • отрицает эволюцию растений, животных;
  • отвергает эволюцию человека.

Вместе с тем, обращает на себя внимание то, что креационисты пытаются представить Библию тем, чем она никогда не являлась
. С их точки зрения, это не Книга о Богооткровенных истинах, а
своего
рода учебник естествознания, буквально описывающий мир с «научной» точки зрения. Неудивительно, что оппоненты теори
и
требуют от ученых экспериментального подтверждения каждого из их утверждений, что далеко
не всегда возможно. Именно поэтому такой креационизм оценивается
многими членами
научного сообщества как псевдотеория.

Ученые, которые являются сторонниками идеи Творения

Тем не менее, ученые – сторонники идеи Творения,
сейчас
объединяются в сообщества, издают журналы, имеют свои интернет-страницы.
Есть подобные организации также
в России.

Младоземельное и староземельное направления

Среди направлений современного креационизма можно выделить:

  • «младоземельный» – приверженцы буквального понимания 6 дней создания мира;
  • «староземельный» – сторонники аллегорического понимания библейских слов о времени создания мира; сторонники этой теории считают эволюцию инструментом творения.

Российские креационисты нередко идут на контакт с Церковью, участвуют в дискуссиях.

20

Декабря

2019 года

В московском храме Святой Троицы на Воробьевых горах состоялась презентация сборника «Гипотеза эволюции: мифы и факты», в которой приняли участие около десятка ученых Московского государственного университета.

Плюсы и минусы системы

С
XIX
в. наука прочно заняла место ведущей мировоззренческой системы сначала в европейском, затем (после 1917 г.) в российском обществе. Ныне «научная картина мира» определяет содержание образования от школы до вуза, формирует личность человека.

Но современным людям все более очевидна недостаточность объяснения мира «из своего ума». Отсюда обращение к религии, которую человек хотел бы видеть, однако
,
максимально понятной для себя. Поэтому креационистские идеи столь популярны
у наших современников
. Среди их положительных черт можно отметить:

  • несомненное миссионерское значение: не знающий Бога человек первое понятие о Творце получает как «научно обоснованное» знание;
  • само по себе обращение к Писанию, которое может повлечь за
    собой углубление в Книгу Книг,
    действительно понимание истин веры.

Но креационизм далеко не всегда прямым путем ведет к вере. Множество его приверженцев, подходя к Библии со своей человеческой меркой, впоследствии вовсе отказываются от религии, которая не укладывается в рамки их рационалистического «мирка», оказавшись значительно сложнее.

И, конечно, ученому чужды даже попытки знакомства с опытом святых отцов и их библей
ской экзегезы, ведь куда проще, привычнее,
интереснее – пытаться найти «подтверждения» библейских истин
на основе науки
.

По слову
свт. Григория Богослова
, который и сам может считаться ученым:

«знание различных языков, сила риторики, исторические знания, открывание тайн природы, различные методы логики… все это одновременно и благо и зло, не только потому, что оно проявляется соответственно идее тех, которые им пользуются, и легко принимает форму, которую придает ему мнение тех, кто им владеет, но также и потому, что изучение его хорошо лишь до той степени, которая придает зраку души проницательность. Но оно худо для того, кто отдается этим исследованиям так, чтобы оставаться в них до старости».

Более 300 лет назад
первый русски академик
,
глубоко верующий человек М.
В.
Ломоносов говорил, что Господь дал человеку д
ве книги,
мир природы
и Свое Слово, причем
«
в
одной показал Свое величество, в другой Свою волю
».
Восхищаться гармонией и величием
нужно, но нельзя останавливаться на этом. Ведь
знать волю Создателя, работать над своей душой
– важнее и спасительнее.

Наталья Сазонова

Частые вопросы

В чем суть концепции креационизма с точки зрения биологии?

Креационизм (от лат. Creation – создание, сотворение) – концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат непосредственного его творения богом.

Что такое креационизм?

п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Как теория креационизма объясняет происхождение человека?

Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами – в результате сверхъестественного творческого акта. Религиозное мировоззрение является древнейшим из засвидетельствованных в письменной традиции.

Кто опроверг теорию креационизма?

Генри Моррис считается фактическим основателем современного «научного креационизма» как организованного движения благодаря этой публикации, а также потому, что в 1972 году он создал Институт креационных исследований, ставший основным центром «научного креационизма».

Полезные советы

СОВЕТ №1

При изучении теории креационизма, не забывайте рассматривать ее с точки зрения научного метода и критического мышления. Подходите к материалу объективно и анализируйте информацию из разных источников.

СОВЕТ №2

Изучая теорию креационизма, обратите внимание на основные аргументы и доводы сторонников этой концепции. Попробуйте понять их логику и приводите контраргументы для более глубокого понимания темы.

СОВЕТ №3

Не стесняйтесь обсуждать теорию креационизма с другими людьми, даже если их мнение отличается от вашего. Диалог и обмен мнениями могут помочь увидеть тему с разных сторон и расширить ваше понимание.

Критика и опровержение аргументов креационистов

Креационизм, как теория, сталкивается с критикой и опровержением аргументов со стороны научного сообщества. Одним из основных аргументов против креационизма является отсутствие научной обоснованности его основных принципов. Подход креационистов основан на вере в буквальное толкование Библии и отрицании эволюции как научной теории.

Научное сообщество указывает на отсутствие эмпирических доказательств в пользу креационистских идей. Отсутствие наблюдаемых фактов, подтверждающих теорию о творении мира за шесть дней, вызывает сомнения в ее научной обоснованности. Кроме того, многие аргументы креационистов основаны на ложных представлениях о научных данных и их интерпретации.

Другим аспектом критики креационизма является его противоречие с установленными научными фактами и теориями. Эволюционная теория, подтвержденная множеством научных исследований и наблюдений, представляет собой основу современной биологии. Креационизм, отрицающий эволюцию, не может объяснить множество явлений, которые успешно объясняются эволюционной теорией.

Таким образом, критика и опровержение аргументов креационистов основаны на научных данных, логике и эмпирических наблюдениях. Научное сообщество признает важность критического мышления и научного метода в изучении мира, и поэтому отвергает креационистские концепции как несовместимые с установленными научными знаниями.

Оцените статью
Добавить комментарий