Валаамский монастырь, расположенный на острове Валаам в Ладожском озере, является одним из древнейших православных монастырей России. Его история насыщена святынями, духовными традициями и непростыми событиями, которые оставили след в истории «монашеского острова». В данной статье мы рассмотрим устройство монастыря, его святыни и важные моменты из истории, позволяя читателям погрузиться в удивительный мир Валаама и понять его значение для православной культуры.
Мнение эксперта:Валаамский монастырь, расположенный на одноименном острове в Ладожском озере, привлекает внимание исследователей и паломников своей богатой историей и духовной значимостью. Эксперты отмечают, что Валаам является одним из старейших монастырей Русской православной церкви, существующим уже более тысячи лет. Святыни монастыря, такие как Храм Покрова Пресвятой Богородицы и Храм Преображения Господня, являются объектами паломничества и изучения историками и верующими. Непростая история «монашеского острова», связанная с различными историческими событиями и испытаниями, делает Валаамский монастырь уникальным и значимым местом не только для православных, но и для всех интересующихся историей и духовностью.https://www.youtube.com/embed/KjEXweW11f4История Валаамского монастыря
Вот как описывает Валаам русский ученый, исследователь Ладожского озера, А.П.Андреев (1820-1883 гг.): «… Множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на глубину – островки, мыски, бухточки… Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид».
Основание
Сейчас здесь хранят предание, что остров (первые упоминания которого относятся еще к 800 г. до Рождества Христова) в I в. посетил
Апостол Андрей Первозванный
. Тогда здесь было место языческих жертвоприношений (возможно, даже главное святилище бога Велеса), а первыми слушателями проповеди ученика Христова стали языческие жрецы. Приняв Крещение, они собственноручно разрушили капище. Но прошло еще около 1000 лет, прежде, чем на остров, освященный благословением Апостола, пришли монахи.
Существует несколько версий времени появления здесь иноков:
- первая из них основана на житии прп. Авраамия Ростовского, который принял постриг именно на Валааме; его жизнеописание и содержит одно из первых упоминаний об обители, которая, согласно этому источнику, возникла уже к концу X – нач. XI в., то есть почти сразу по Крещении Руси; основателями ее были прп. Сергий и Герман – греческие монахи; под 1163 г. в летописях упоминается перенесение их мощей в Новгород;
- согласно второй, обитель появилась позже, с XII или даже XIV вв.; это мнение некоторых историков основано, однако, на позднейшем источнике, рукописи «Сказание о Валаамском монастыре», которая датируется XVI в.; согласно ей, основатель его – прп. Ефрем Перекомский; однако эти данные не подтверждаются другими источниками.
Крестный путь
Так, без преувеличения, можно назвать всю историю обители:
- первый раз ее разорили шведы, во 2 пол. XI в., причем, судя по всему, до основания – деревянные постройки были сожжены; именно это стало причиной перенесения главной святыни, мощей прп. Сергия и Германа, в Новгород; однако, уже около 1180 г. они вернулись на место; иноческая жизнь возобновилась; считается, что именно тогда обитель вместо Троицкой, какой она именовалась при основании, стала Спасо-Преображенской;
- относительно спокойным временем можно назвать следующие столетия – но лишь в том смысле, что монастырь удалось отстроить в камне, и даже сохранить от разорения – но не от постоянных нападений тех же шведов;
От XIV в. сохранилось предание о короле Магнусе, который в 1371 г. решил предпринять очередной поход на русские земли. Но страшная буря разметала его флот, а корабль самого короля несколько суток носило по волнам – пока не прибило к Валааму. Увидев в этом чудо, гордый швед, совершенно потрясенный, тут же принял православие, а затем монашество, притом – схиму. На третий день по пострижении схимонах Григорий преставился ко Господу, в столь короткое время угодив Богу. Его могила сохранилась на братском кладбище даже до наших дней.
- многие бедствия постигли обитель в XVI в.: в 1578 г. шведы снова напали на обитель; были убиты 19 монахов, 14 послушников; через три года монастырь почти опустошило новое бедствие – чума; а после еще раз последовало шведское нападение; возобновить монашескую жизнь удалось только к 1597 г. – но и то ненадолго;
- в 1611 г., когда Россию поразила великая Смута, шведы снова вошли на Валаам; на сей раз были убиты все насельники монастыря; на его территории появились постройки новых жителей острова – шведы намеревались стереть саму память об обители; то, что это может получиться, стало ясно к 1618 г.: по мирному договору России с Швеции остров отошел иноверцам; но вот в 1685 г. финн-лютеранин решил разрушить часовню над могилами прпп. Сергия и Германа – почти единственное, что осталось от обители – и тяжко заболел; исцелился он, лишь восстановив святыню; часовня хранила память о монастыре до 1717 г.;
- только при Петре I России удалось отвоевать Прибалтику; но возрождать обитель начали снова, как во времена основания, с деревянных церквей; а всего через несколько десятилетий по возобновлении иноческой жизни, на Пасху 1754 г. деревянный монастырь сгорел; отстроить его в камне удалось только к самому концу XVIII в.
Недолгий расцвет Валаама приходится только на XIX в. Именно тогда монастырь становится так называемым «первоклассным», то есть получает полное государственное обеспечение, тогда же открывает первое подворье – в Петербурге. Но уже грядут новые события – революционные.
Отношение царей к монастырю
Пожалуй, не было правителя, который не благоговел перед святостью этого места – что, в свою очередь, выражалось в разного рода льготах или иной поддержке обители:
- при Василии III (1507 г.) Валаам получил особую грамоту: она освобождала обитель от разного рода государственных повинностей; на острове запрещалась охота, вырубка леса;
- грамоту отца подтвердил позже сын, Иван IV; впоследствии он послал на остров для покаяния клеветников, по навету которых был низложен
свт. Филипп Московский
; прислал царь и синодик с именами замученных им самим во время опричнины людей; неизвестно, было ли раскаяние царя искренним, но истово молились братия за убиенных; - много благотворили монастырю также последующие цари, Феодор Иоаннович, повелевший восстановить монастырь, разоренный шведами, а также Борис Годунов (он прислал колокол);
- при первых царях династии Романовых Россия Валаам потеряла – но уже с 1715 г. Петр I, вообще не благоволивший монахам, на этот раз лично инициировал возрождение монастыря;
- после пожара 1754 г. решающую роль в восстановлении сыграла дочь Петра I, благочестивая Елисавета Петровна;
- а император Александр I в 1819 г. даже побывал здесь лично во время поездки по Финляндии.
Интересный факт По кончине АлександраIследующий император, НиколайI, передал монастырю реликвии – некоторые предметы с погребальной процессии почившего царя, как бы его последний «загробный дар» на молитвенную память.
Совершенно иными стали отношения обители со светскими властями после революционных событий начала XX в.
Финляндия, СССР, Россия…
После 1917 г. и распада Российской империи территория острова отошла к независимой теперь Финляндии. Здесь не притесняли веру, однако, местной Православной Церковью Валааму был навязан «новый стиль», григорианский календарь. Недовольные этим братия – всего 42 человека – вынуждены были покинуть обитель. Скоро и служить здесь стали на финском языке.
Новым этапом жизни иноков стала советско-финская война. По мирному договору 1939 г. Валаам передали СССР. Так как судьба обители была предрешена, братия эвакуировались в Финляндию, образовав там монастырь Новый Валаам, увезя святыни, которым грозило поругание.
На «старом» же Валааме с 1949 г. образовался совхоз, после – дом-интернат для инвалидов. Для его отопления жгли многочисленные деревянные часовни, что еще стояли на острове, как память об обители. В 1965 г. власти попытались устроить здесь историко-архитектурный заповедник. Предполагались аттракционы для туристов, превращение собора в органный зал… Быть всему этому Господь не попустил.
Интересные факты
-
Валаамский монастырь является одним из самых древних монастырей в России. Он был основан в X-XI веках преподобными Сергием и Германом Валаамскими.
-
Валаамский монастырь расположен на архипелаге Валаам в Ладожском озере. Архипелаг состоит из более чем 50 островов, которые отличаются уникальной природой и живописными ландшафтами.
-
Одним из самых известных святых, связанных с Валаамским монастырем, является преподобный Александр Свирский. Он подвизался на Валааме в течение 10 лет, после чего основал Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области.
Валаамский монастырь сегодня
В 1989 г. власти Карелии приняли решение передать часть территории монастыря «в пользование» Ленинградской епархии. Здесь поселились первые монахи, началась реставрация собора. А в следующем году монастырь не только был официально возобновлен, но стал ставропигиальным, то есть подчиненным непосредственно Патриарху.
Святые подвижники
Сегодня в обители особо почитают несколько десятков связанных с ней святых. Это:
- основатели, прпп. Сергий и Герман;
- мученики, убитые за веру во время неоднократных нападений на монастырь;
- насельники обители, прославившие себя подвигами: это прпп. Авраамий Ростовский, Герман Аляскинский, Илия Верхотурский, Антипа Валаамский;
- новомученики, пострадавшие за веру во время гонений XX в.
Святыни монастыря
К числу главных из них сейчас принадлежат:
- честные мощи прпп. Сергия и Германа, поклониться которым можно в нижнем храме Преображенского собора обители, а также прп. Антипы, подвижника XIX в.: его честные останки обретены в 1991 г., прославлены чудесами; обитель имеет также часть мощей еще одного своего подвижника, прп. Германа Аляскинского;
- части мощей свт. Николая Мирликийского и прав. Анны, матери Пречистой Богородицы;
- две чтимые иконы Матери Божией в списках – Валаамская (оригинал образа в 1940-е отправлен в Финляндию, сейчас его хранит монастырь Новый Валаам) и Всецарица (дар обители от монахов Афона).
Архитектура и храмы Валаамского монастыря
Архитектурно постройки обители представляют собой два так называемых «каре», внешнее (собственно стены монастыря) и внутреннее – корпуса обители, близ которых находятся храмы. Большая часть их – постройки XIX в., отличаются строгостью архитектуры, скромностью убранства, которая гармонично сочетается с неброской, но прекрасной природой этих мест. По идущей от Древней Руси традиции стены церквей – белые. Это – цвет одежд Христа во время
Преображения
на горе Фавор, ведь именно этому празднику посвящена обитель.
Сейчас в монастыре действуют 5 храмов и 4 часовни. Главным, как столетия назад, считается Преображенский собор. Его удалось первым восстановить после гонений. С северной и южной его сторон находятся две меньших церкви, посвященные Богородице: Успенский и Валаамской иконы Матери Божией. Кроме того с севера и юга внешнего «каре» действуют еще две небольших церкви – апп. Петра и Павла и иконы Богородицы
Живоносный Источник
(исторически это был домовой храм при монастырской больнице).
Часовни Благовещения Богородицы, Покрова, икон Всех Скорбящих радость и Знамение расположены за пределами монастыря. Исторически часовен было больше, они отмечали памятные места, связанные с историей обители. Например, Покровская в XIX в. возведена там, где к берегу причалило судно в конце XIX в. доставившее из Новгорода мощи основателей монастыря.
Подворья Валаамского монастыря
Они есть в разных местах страны. Это как бы частицы Валаама, сохраняющие дух северной обители. К настоящему времени действуют подворья в Москве, Петербурге и Приозерске Ленинградской области, Краснодарском крае, в Сортавале (Карелия). Все эти подворья очень разные: одни, как в Петербурге или Сортавале, работают как приходские храмы, другие – как паломнические центры (например, Приозерск Ленинградской области). А вот на Кавказском подворье живут лишь иноки, сюда ограничен допуск паломников, а женщинам и вовсе посетить его нельзя: это скит.
Скиты Валаамского монастыря
Вот лишь некоторые.
Кавказский скит
Он находится в Краснодарском крае, недалеко от границы с Абхазией, считается самым закрытым из скитов. Трудников, паломников сюда допускают только по благословению настоятеля, женщинам входить в скит нельзя.
Казанский скит
Он расположен на восточном берегу острова. Это новый скит, строительство которого началось с 2015 г.
Воскресенский скит
Его история начинается в XIX в., когда игумен обители Маврикий пожелал устроить «Северный Иерусалим». Именно тогда на Валааме появились названия, подобные палестинским. Гора, на которой находится скит, стала называться Сионом. Считается, что это место, где Апостол Андрей воздвиг крест. Восстановление скита началось с 2003 г. Сейчас здесь 2 храма – Воскресения Христова и св. Андрея Первозванного.
На освящении первого из них в 2011 г. Патриарх Кирилл сказал:
«Сегодня паломнический маршрут начинается именно с этого места, и каждый турист, каждый паломник, прибывающий на Валаам, соприкасается с храмом Воскресения, с замечательной красотой этого храма как неким символом того, что воскресение и есть наивысшая ценность человеческого бытия, и всякое паломничество – будь то по Валааму, по храмам, монастырям, или паломничество длиною в человеческую жизнь – должно устремляться к этой цели воскресения. Дай Бог, чтобы это святое место обращало сердца людей к Воскресшему Спасителю»
.
Смоленский скит
Уникальность его состоит в том, что он возведен как память о погибших во время 1 мировой войны, а единственным, кто жил здесь постоянно, в начале XX в. был иеросхимонах Ефрем (Хробостов), духовник великого князя Николая Николаевича. Проект храма-памятника был сделан другим членом царской семьи, великим князем Петром Николаевичем. Молитва о павших воинах совершалась здесь до эвакуации обители в 1940-е гг. Скит восстановлен с 2005 г.
Другие
Если на начало XX в. их было 13, то за последние 30 лет количество скитов достигло 19. Среди них есть как восстановленные после десятилетий гонений, так и новые, строящиеся. Среди наиболее значимых:
- Всех Святых; это самых старый скит, относящийся к XVIII в.;
- Ап. Андрея Первозванного – строящийся;
- Гефсиманский (заложен в 1911 г.).
Управление и братия Валаамского монастыря
Обитель подчиняется непосредственно Патриарху. Ее наместником с 1993 г. остается епископ Троицкий Панкратий (Жердев). Помощь отцу настоятелю оказывает Духовный собор из наиболее опытных монахов. На 2018 г. количество насельников Валаама достигало 200.
Информация для паломников
До обители добираются через Сортавалу или Приозерск, куда можно доехать из Петербурга на электричке или скоростном поезде «Ласточка». Как от Приозерска, так и от Сортавалы 2 раза в день – около 9 и 11 ч. – отходят катера до Валаама. Время плавания составляет около 1 часа.
Валаам принимает:
- туристов, желающих познакомиться с природой, достопримечательностями;
- паломников, приехавших поклониться святыням;
- трудников, желающих поработать на нужды обители, попробовать свои силы, живя в монашеском общежительстве, возможно – стать впоследствии послушником;
- волонтеров, также желающих оказать помощь монастырю на добровольных началах, но без интеграции в монашескую общину – поэтому волонтеры живут и трудятся отдельно от братии.
Внутренний устав обители – строгий. Многие иноки склонны к уединенному жительству. Далеко не все скиты можно посещать паломникам (например, скит Всех Святых женщины могут посещать лишь раз в год, на престольный праздник).
Первое богослужение в обители начинается уже с 5 ч. утра, вечерняя служба – с 17 ч. Неопустительно совершается весь положенный суточный круг богослужения.
«Северный Иерусалим» многое видел, не раз казалось, что монастырь исчез с лица земли. Но хранит его милость Божия по молитвам прпп. Сергия и Германа, десятков других святых, чей подвиг освятил эту землю.
Частые вопросы
Какие святыни на Валааме?
На Валааме есть немало святынь, являющихся общими для христиан разных конфессий. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны (матери Пресвятой Богородицы), пророка и крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла, апостола Андрея Первозванного и других древних святых.
Чем знаменит Валаамский монастырь?
Наиболее известный из них — Скит Всех Святых (Белый скит, Большой скит). Он расположен на Скитском острове. Монументальное каменное строение было возведено в 18 веке и стало первым скитом на Валааме. В Белый скит сложно попасть туристам, а женщин в него пускают только в День всех Святых.
Кто построил Валаамский монастырь?
— скит, расположенный на Скитском острове Валаамского архипелага. Основан игуменом Назарием в конце XVIII века. Самый первый и самый большой скит, в 1789—1796 годах были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии. В 1840—1844 годах скит был перестроен по проекту архитектора Алексея Горностаева.
Кто основал остров Валаам?
Исходя из данных исторических исследований, первыми поселенцами острова считались представители финно-угорских племен. Позже островная территория была заселена карелами.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При посещении Валаамского монастыря обязательно уважайте правила и обычаи монастыря, соблюдайте тишину и порядок на территории.
СОВЕТ №2
Исследуйте историю монастыря заранее, чтобы более глубоко понимать его значения и святыни во время посещения.
СОВЕТ №3
Помните, что монастырь – это место духовной практики и молитвы, поэтому относитесь к нему с уважением и благоговением.
Паломничество на Валаам
Валаам – один из древнейших монастырей России, расположенный на одноименном острове в Ладожском озере. Это место привлекает паломников со всего мира своей особой атмосферой и духовной энергией. Паломничество считается особым духовным опытом, способствующим очищению души и обретению внутреннего покоя.
В ходе паломничества паломники посещают множество святынь и мест монастыря, включая древние церкви, монастырские пещеры, иконы и реликвии святых. Особое внимание уделяется участию в богослужениях и молитвенной практике, которые проводятся согласно древним правилам и традициям православной церкви.
Важным аспектом паломничества является возможность общения с монахами и старцами монастыря, получение духовных наставлений и благословений. Многие паломники отмечают, что их поездка стала поворотным моментом в их жизни, помогла им найти ответы на важные вопросы и обрести внутренний мир.