Вселенские Соборы. Правила и ереси: история и значение

Вселенские Соборы играли ключевую роль в формировании христианской доктрины и определении основных правил веры. Изучение их истории, принятых решений и борьбы с еретическими учениями позволяет понять развитие христианства и его доктрин в течение веков. В данной статье мы рассмотрим основные правила проведения Вселенских Соборов и освятим внимание на наиболее значимые еретические учения, с которыми приходилось бороться церкви.

Мнение эксперта:Вселенские Соборы играли ключевую роль в формировании христианской доктрины и установлении церковных правил. Эксперты отмечают, что на этих соборах принимались важнейшие решения, касающиеся вероучения и практики церкви. Однако, история также заполнена случаями, когда на соборах возникали разногласия и споры, приводящие к возникновению ересей. Это подчеркивает важность бережного и взвешенного подхода к принятию решений на подобных соборах, чтобы избежать расколов и раскола в церкви.https://www.youtube.com/embed/TKQ7yzhAcgoВселенский Собор. Определение.

Слово «Вселенский» буквально значит «всемирный», ибо «Вселенной» с древности именовали не космос, как ныне, а известный человеку того времени мир. Чаще всего его ассоциировали с территорией Римской империи, единственной могущественной мировой державы, по территории которой сIв. распространяется христианская вера.

Таким образом, «Вселенским» считается собрание епископов – предстоятелей местных Церквей, которые представляют полноту Христианской Церкви.

Однако, здесь, с точки зрения человеческой, довольно много неясного. Например:

  • не существует канонических критериев порядка созыва; все семь из ныне известных как Вселенские собирались по инициативе императоров Византии, однако, это совершенно не значит, что Собор имеет право созывать только светская власть, и это не может быть сделано, к примеру, одной из Поместных Церквей;
  • нет также критериев, по которым такое собрание признается Вселенским, а его решения – обязательными; количество участников, представляющих Церкви, таким критерием не является: хорошо известны случаи, когда очень представительные собрания епископов принимали постановления, противоречащие христианскому учению, а после считались даже «разбойничьими».

По сути, единственным «человеческим» критерием «вселенскости» является признание («рецепция») определений всей полнотой Церкви. Это может произойти как немедленно, так через годы, даже десятилетия. А часто – не случиться вовсе. Например, своего рода заявку на статус Вселенского (Восьмого) делал Ферраро-Флорентийский собор, на котором была подписана уния Православной Церкви с Католической (1439 г.) сразу был отвергнут верующими.

Но есть иной критерий, за пределами рассуждений «от ума». Он восходит к Апостольскому веку, когда ученики Христовы собрались впервые для решения общецерковных вопросов. Именно тогда возникла формула определения: «Изволися Духу Святому и нам» (Деян.15:28).Она говорит о том, что верность решений определяется свыше, таким образом, этот высший орган управления Церковью имеет происхождение не человеческое, таковы же его решения.

Именно этим обстоятельством вызвана (с человеческой стороны) правовая неопределенность статуса, порядка созыва, представительства, полномочий, критериев истинности. Существующие у христиан представления обо всех этих моментах основаны, «человечески рещи», на исторических прецедентах, а не на каких-либо юридических документах.

Вселенский собор Правила Ереси
Первый Никейский собор (325 г.) Установил догмат о единосущии Сына Божия с Отцом Арианство
Первый Константинопольский собор (381 г.) Утвердил Никейский Символ веры, осудил арианство, македонианство и аполлинаризм Македонианство, аполлинаризм
Эфесский собор (431 г.) Осудил несторианство, подтвердил догмат о единосущии Сына Божия с Отцом и Девой Марией Несторианство
Халкидонский собор (451 г.) Осудил монофизитство, подтвердил догмат о двух природах во Христе Монофизитство
Второй Константинопольский собор (553 г.) Осудил учение о трех главах, подтвердил догмат о двух природах во Христе Учение о трех главах
Третий Константинопольский собор (680-681 гг.) Осудил монофелитство, подтвердил догмат о двух волях во Христе Монофелитство
Второй Никейский собор (787 г.) Утвердил иконопочитание, осудил иконоборчество Иконоборчество

Кто подписывает решения Вселенского Собора?

Это всегда делали участвующие здесь епископы. На решениях, признанных полнотой Церкви, стоят также подписи императоров Византии, однако, это лишь значит, что принятые решения получают силу закона империи, а не то, чтобы они требовали одобрения светской власти.

Кто может принимать участие?

Исторически всегда присутствовало духовенство, церковнослужители, даже миряне. Они также могли выступать во время обсуждения: например, хорошо известна роль выступления
св. Афанасия
на I Вселенском Соборе. Он тогда был диаконом Александрийского епископа Александра. Но под решением епископов стоит именно подпись последнего: голосовать клирики, миряне, могли лишь тогда, когда представляли своего архиерея, который не мог присутствовать лично.

Свт. Афанасий Великий на первом Вселенском Соборе в Никее

Вселенские соборы

Интересные факты

  1. Вселенские соборы – это собрания епископов и других представителей Церкви, созываемые для решения важных богословских, канонических и административных вопросов. Первый Вселенский собор был созван в Никее в 325 году императором Константином Великим для разрешения споров, связанных с учением Ария о природе Христа.

  2. Вселенские соборы принимали важные догматы, которые стали основой вероучения Христианской церкви. Например, на Первом Вселенском соборе был принят Никейский символ веры, который исповедуется всеми христианами до сих пор.

  3. Вселенские соборы также осуждали ереси – учения, противоречащие официальной догматике церкви. Некоторые из самых известных ересей, осужденных на Вселенских соборах, включают арианство, пелагианство, несторианство и монофизитство.

Лекция 6. Первый и Второй Вселенские соборыЛекция 6. Первый и Второй Вселенские соборы

С какой целью собирались Вселенские Соборы?

Исторически обсуждавшимися на них вопросами были:

  • догматы, или основные положения христианства; такие обсуждения, принятые решения всегда были реакцией на появление ересей – ложных толкований вероучения, требовавших поэтому церковного ответа;
  • вопросы дисциплинарные, связанные с внутренней жизнью Церкви; они касаются, например, сроков постов, порядка рукоположения клириков, епископов, нравственных правил;
  • при необходимости это также функции церковного суда высшей инстанции: например, отлучал от Церкви еретиков, отдельных предстоятелей – обычно также за еретические уклонения; исторически известны также случаи осуждения отдельных сочинений, содержащих неправые мнения о догматах – например, Оригена, хотя сам от Церкви не отлучался;
  • наконец, еще одна прерогатива – предоставление автокефалии той или иной Поместной Церкви.
ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР.  Ересь Ария и Пасхалия. "Календарь "От Пасхи до Пасхи". Георгий БежанидзеПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР. Ересь Ария и Пасхалия. “Календарь “От Пасхи до Пасхи”. Георгий Бежанидзе

Список Вселенских Соборов

До середины XI в., когда Церковь раскололась на католиков и православных, их прошло было 7:

  • Никейский 325 г.;
  • Константинопольский 381 г.
  • Эфесский 431 г.;
  • Халкидонский 451 г.
  • Пятый и Шестой Константинопольские – 553, 680 г.; постановнения дополнил Трулльский 692 г., ставший как бы их продолжением;
  • Седьмой 787 г. – как первый, также проходивший в Никее.

Какие Вселенские Соборы признаёт Православная Церковь?

Вселенскими православные считают первые семь. Впоследствии, после 1054 г., имели место другие, претендующие на тот же статус.

Католики считают таковыми еще 14: от Константинопольского 869-70 гг., который провозгласил, что Папа Римский не подлежит соборному суду, до последнего, 1962-1965 г., известного всему миру как «Второй Ватиканский». Среди прочего, он утвердил богослужебную реформу, совершение служб на национальных языках, другие элементы модернизации Католической Церкви.

То, что на этих церковных собраниях не был представлен христианский Восток, а также серьезные догматические нарушения, которые содержат их решения, стали привели к непризнанию их вселенского статуса. Например, Церковь не может согласиться с добавлением к Символу Веры фразы об исхождении Духа «» (Тридентский, 1545-1563 гг.), догматом о непогрешимости Папы в части толкования истин веры (Ватиканский 1869-1870 гг.). Вызывают возражения некоторые дисциплинарные правила, как, к примеру, безбрачие духовенства (Латеранский, 1123 г.).

Второй Вселенский собор. Император Феодосий Великий, Нектарий патр. Константинопосльский, Кирилл патр. Иерусалимский, Дамасий папа Римский, Мелетий патр. Антиохийский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

второй вселенский собор
Интересный факт 19-27 июня 2016 г.

в греческом городке Колимвари была сделана попытка провести Всеправославный Собор, также претендовавший на статус Вселенского. Инициатива исходила от Константинопольского Предстоятеля, Варфоломея. Однако 4 Поместных Церкви (включая Русскую) не прислали своих представителей, документы подписали далеко не все присутствовавшие архиереи. Основанием для несогласия со статусом Вселенского стали также догматические ошибки, которые содержат решения.

Правила и догматические решения каждого из семи Вселенских Соборов

Все они были посвящены, прежде всего, борьбе с различными еретическими учениями, возникавшими из-за попыток рационалистически, «от ума», толковать догматы:

  • Первый обсуждал вопросы так называемого арианства; созванные по настоянию императора Константина Великого, отцы разрешали вопрос о получивших распространение среди верующих взглядах священника Ария из Александрии; согласно им, Христос – не Бог, а творение Отца; отцы отвергли учение как еретическое; однако дискуссии об арианстве фактически продолжались не менее 50 лет;
  • Второй – посвящен ереси Македония, который отрицал Божество Духа; после него в
    Символе Веры
    появился пункт о вере в Духа;
  • Третий – осудил ересь Нестория, который учил, что Христос был простым человеком;
  • Четвертый – противостал ереси монофизитов, считавших, что по Воплощении Божие и Человеческое слились во Христе как одно естество; это ставило под сомнение само спасение, представляло Иисуса не как брата людей по плоти, а как некое особое существо;
  • Пятый, Шестой подтвердили учение Четвертого, кроме того, еще раз вернулись к вопросу о «двух природах» Христа: теперь на смену монофизитам пришло монофелитство, учившее об одной воле в Сыне Божием, так как Божественная воля поглотила человеческую; это убеждение, также делавшее сомнительным человеческое спасение, также было опровергнуто;
  • Седьмой – отверг иконоборчество, восставшее на святые образы, отрицавшее их почитание.

Ереси Вселенских соборов

Таким образом, Церковь отвергла:

  • арианство;
  • македонианство;
  • несторианство;
  • монофизитство, монофелитство;
  • иконоборчество.
Осуждение ереси несторианства на третьем Вселенском Соборе

третий вселенский собор

Оросы Вселенских Соборов.

Это собственно сами догматические определения, которые формулировали собравшиеся епископы, отсюда именование их «ὅρος» (орос), что значит «рубеж», или «предел». Во избежание заблуждений, отцы Духом Святым призывают верующих определять тот или иной догмат так, как это установлено Церковью.

Правила Вселенских Соборов.

Кроме того, принятые решения касаются различных вопросов церковной жизни. Важнейшие установления, касающиеся разрешения канонических вопросов, церковной дисциплины, собраны в книге Номоканон, или, по-русски Кормчей книге, от слова «кормило», руль. В России она с 1839 г. издается под именованием «Книга правил».

Восьмой вселенский собор. Собор антихриста?

Сейчас достаточно распространено мнение, что эта эпоха завершена, поэтому Восьмой может быть только «антихристовым», о чем имеются множество пророчеств различных «старцев», ни один из которых, правда, к лику святых не причислен.

Однако, если обратиться к истории, в трудах святых отцов можно обнаружить, например, что Восьмой Собор… возможно, уже давно состоялся. Это Константинопольский 879 г., проходивший при свт. Фотии: на нем осужден еретический западно-христианский догмат об исхождении Духа «и от Сына». Вселенским его считали:

  • свтт. Симеон Солунский, Досифей Иерусалимский;
  • св. Николай Кавасила.

Однако, такое мнение впоследствии оказалось нераспространенным.

Современные богословы признают, что новый Собор может быть созван, если возникнет такая необходимость. То, что от единства веры отпала Католическая Церковь, препятствием к созыву не является, ибо Церковь – едина и единственна.

Однако,не забудем: речь идет об особом,по сути, харизматическом органе церковной власти, поэтому решение принимать, безусловно, не людям.С начала XX в. многие верующие, правда, делают попытки подготовить его с целью православного ответа на вызовы современного мира, прогрессирующее обмирщение. Однако до сих пор реализовать идею не удалось, возможно, потому, что ответы давно даны. Евангелием, постановлениями Семи Соборов.

Вот как говорит об этом митрополит Тихон (Шевкунов):

«Вселенские Соборы закончились еще в
Iтысячелетии. И сейчас никакой нужды в Соборах нет. Нет тех вопросов, которые ставились на Вселенских Соборах. Вопросов, проблем, угрожающих истинному исповеданию Бога Троицы… »

А вот ответ на этот вопрос прот. Димитрия Смирнова:

«Соборов может быть и восемь, и шестнадцать, и сорок пять, и сколько угодно. Просто некоторые люди подпадают под магию цифр: семь даров Святого Духа, семь Соборов. И думают: о, а восьмому не бывать. А почему не бывать? Соборов сколько надо, столько и будет. Если потребуется что-то, возникнет какое-то разномыслие внутри православия… Никакой мистики в количестве соборов не существует…»

Иконы отцов Вселенских соборов

Самые ранние такие образы известны на стенах нартексов (притворов) храмов Византии, а также Палестины.

Считается, что самый ранний образ относится к VII в. Место его расположения – базилика Рождества Христова (Вифлеем). Особенность этой мозаики – то, что Соборы изображены символически, включая:

  • престолы с Евангелиями на них;
  • тексты постановлений.
Икона памяти святых отцов VII Вселенского Cобора

седьмой вселенский собор

На других иконах центром композиции является Евангелие на престоле, вокруг которого – образы участников, включая императора. При этом участвующие, еще не канонизированные, на древних образах могут представляться без нимбов святых.

Нередко подобные фрески украшали также дворцы императоров, правда, иногда они становились частью богословской полемики. Например, царь-монофелит Филиппик Вардан велел стереть изображение VI Собора, заменив его на портреты еретичестствующего Патриарха Сергия, а также на собственный.

После Крещения, эта иконография распространилась по Руси, но к этому времени она несколько изменилась:

  • образы писались уже не в притворе, а на стенах основной части храма;
  • по центру, на троне, изображался царь, ниже епископы, затем – другие присутствовавшие.

Храмы Семи Вселенских Соборов

Народный каталог православной архитектуры «Соборы.ру» дает только один храм на всю страну с таким посвящением. Реально таких церквей несколько больше, однако они действительно встречаются редко.

Храм Святых отцов Семи Вселенских Соборов Санкт-Петербурге

Он именовался также Синодальным, будучи домовым Св. Синода. Освящение совершил митр. Филарет Московский 27 мая 1835 г. Известно, что его иконостас включал образы святых отцов, а также небесных покровителей трех царей – Петра I, Александра I, Николая I. Церковь упразднена после 1917 г., ее помещения занял архив. Восстановить храм удалось только к концу 2000-х. 27 мая 2009 г.его повторное освящение совершено Патриархом Кириллом.

Соборный храм Семи Вселенских соборов с церковью Даниила Столпника

Он является самой старой каменной постройкой Данилова монастыря столицы (1581 г.). Он имеет также древнейший местный иконостас, где, однако, есть иконы современного письма, включая храмовую – изображающую отцов вокруг стоящего Христа.

Соборный храм Семи Вселенских соборов с церковью Даниила Столпника

Соборный храм Семи Вселенских соборов с церковью Даниила Столпника

Он является самой старой каменной постройкой Данилова монастыря столицы (1581 г.). Он имеет также древнейший местный иконостас, где, однако, есть иконы современного письма, включая храмовую – изображающую отцов вокруг стоящего Христа.

Церковь прп. Даниила Столпника, небесного покровителя основателя обители, блгв. кн. Даниила Московского, перенесена на верхний этаж храма только с XVIII в.

Их эпоха давно завершена, но каждый православный знает Символ Веры, утвержденный святыми отцами, а Церковь до наших дней следует выработанным правилам, разрешая спорные вопросы внутренней жизни. Выходит, сделанное не подвержено времени. Это понятно. Ведь сами отцы говорили о своих решениях, что они – не совсем их собственные: «Изволися Духу Святому и нам». А Он ныне тот же, что тысячелетия назад.

Частые вопросы

Что было принято на 7 Вселенском Соборе?

Седьмой Вселенский собор 787 г. — II Никейский (осуждение иконоборчества). Собор отмечает, что поскольку Христос был человеком, имеют право на существование иконы с его изображением.

Какой собор не приняли армяне?

Армянская апостольская церковь и другие Древневосточные церкви не приняли Халкидонский собор и остались верными александрийской школе богословия.

Для чего собирались Вселенские соборы?

Православная Энциклопедия дает такое определение: «Вселенский Собор – орган высшей власти в православной Церкви, догматические решения которого обладают статусом непогрешимости». По каким поводам собирались Вселенские Соборы? Они созывались для решения вопросов вероучительного характера.

Какие решения принимали Вселенские церковные соборы?

На соборах принимали догматы, каноны, дисциплинарные меры, регулировали церковную и нравственную жизнь верующих. Собор принимает решения не своевольно, а через действие в нем Святого Духа. Поэтому догматы Вселенских соборов непогрешимы и обязательны для всей Православной Церкви.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При изучении Вселенских Соборов обращайте внимание на их исторический контекст и причины их созыва. Это поможет лучше понять цели и задачи, стоявшие перед участниками.

СОВЕТ №2

Не забывайте изучать основные решения и каноны, принятые на Вселенских Соборах. Они являются основой православной веры и практики и имеют важное значение для христианской теологии.

Какие последствия могут быть после проведения Вселенского Собора?

Проведение Вселенского Собора имеет значительные последствия для всей Церкви и христианского мира в целом. Одним из основных результатов соборов является утверждение или изменение учений Церкви, что влияет на вероучение и практику верующих. После проведения Вселенского Собора могут быть приняты новые каноны, определены догматы веры, установлены правила поведения для священнослужителей и верующих.

Кроме того, Вселенские Соборы способствуют укреплению единства Церкви, разрешению разногласий и конфликтов внутри христианского сообщества. Они также могут повлиять на отношения между различными церковными общинами и установить правила взаимодействия между ними.

Проведение Вселенского Собора может также повлиять на политическую обстановку в стране, где он проводится, особенно если Церковь имеет значительное влияние на общество. Решения, принятые на соборе, могут повлиять на законы и нормы, регулирующие деятельность церкви и ее отношения с государством.

Таким образом, проведение Вселенского Собора имеет далеко идущие последствия как для самой Церкви, так и для общества в целом, определяя духовные и моральные основы христианства и его взаимодействие с внешним миром.

Оцените статью
Добавить комментарий