Жизнь и поучения старца Силуана Афонского: мудрость и духовное наставничество

Святитель Силуан Афонский – одна из выдающихся личностей православной церкви, чей духовный опыт и учения продолжают вдохновлять и наполнять сердца верующих по всему миру. В данной статье мы погрузимся в жизнь и поучения этого святого старца, изучим его икону и мощи, а также рассмотрим его высказывания о Христе, о любви и смирении, чтобы обогатить свою духовную практику и обрести новые истины о вере.

Житие

Семен Иванович Антонов родился в Лебедянском уезде Тамбовской губернии в 1866 году, еще до русской революции, а окончил свои годы в 1938 году афонским старцем. Двадцатый век – вот он, рукой подать. Так близок к нам святой Силуан по годам своей жизни, чтобы можно было понять, как простой крестьянский сын, живой деревенский парень стал святым. Но как это понять?
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33).

фото Силуан Афонский

Родители Семена были совсем простыми людьми, малограмотными тружениками, имели многодетную семью – пятеро сыновей и две дочери. Повседневные труды не давали им много времени заниматься детьми, но отец был благочестив, любил Бога и подавал к тому пример детям. Из биографиисвятого Силуна, составленного архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником и агиографом, знаем, что маленький Семен с трех-четырехлетнего возраста имел мысли о Боге и уже жил внутренней духовной жизнью.

Полезные материалы

Он был однажды очень огорчен, услышав взрослый разговор, в котором прохожий человек заявил, что, мол, Бога нет. Душа ребенка потеряла покой, где-то глубоко внутри шла какая-то борьба, сердце чувствовало Божие присутствие в мире и не соглашалось с кощунственной мыслью прохожего «грамотея», обидевшего душу.

Уже, став взрослым, в 19 лет, тоже как-то за артельным столом в разговоре он услышал о святых, святости и чудесах. В сердце все встало на свои места – если есть святость и святые, так значит и Бог есть, значит надо Его искать – хоть всю землю обойду, а найду! Его душа всю жизнь жаждала Бога.

Напряженная жизнь души, тем не менее, ничем не выдавала отрока, а потом и юношу. Сёма вырос, не отличаясь от других детей – веселых и шаловливых, и стал обычным сельским парнем, который днем в поле с отцом, а вечерами – по чужим овинам мять солому, прижимать девок, лузгать семечки, да играть на гармошке.

Образование – два класса, потому что надо было работать, а силушки хватало. Он был развитый физически, крепкий молодой человек, мог зараз съесть чугунок вареных яиц, ударом кулака переламывал толстую доску, играючи таскал тяжести. Все было в его жизни – и тяжелая работа, и водка, и драки. Эта разгульная молодецкая жизнь увлекала парня до тех пор, пока Господь не дал ему знак.

Как-то, после очередного загула, ему во сне привиделось, что в рот вползает змея. Семен вскочил, долго отплевывался и ежился, так было противно. И тут услышал: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь».

Этот тихий голос, с кротостию увещевавший его о худой жизни, потряс всю душу, и с тех пор ум его «прилепился к памяти Божией», Семен стал много молиться, ощутил в себе полное изменение и влечение к монашеству. До конца своей жизни он благодарил Божию Матерь, которая не возгнушалась им, как он говорил, потому что узнал Ее голос, но Сама благоволила посетить его и восставить от падения.

Очень важную роль в его духовном возрастании сыграл отец. Уже, будучи сам старцем, Силуан вспоминал родителя с благоговением, говорил: «Вот такого старца я хотел бы иметь: он никогда не раздражался, всегда был ровный и кроткий».

Однажды в жатву (дело было в пятницу) Семен, оставшись за кашевара, наварил свинины к обеду, а отец вернувшись с поля и сев за стол, смиренно съел предложенную сыном похлебку, ни в чем не упрекнув забывчивого повара. Ради любви к сыну и за его старания поступился своим законным постом.

Военную службу проходил Семён в Петербурге. Там солдатские будни, особенно увольнительные, тоже не походили на святую монашескую жизнь. Но в уме крепко держалась мысль о жизни святых Афонских отшельников.

Как-то в трактире за столом, среди бравурных гусарских речей и тостов, Семён задумался и сказал:
«… мы едим, пьем водку, слушаем музыку и веселимся, а на Афоне теперь творят бдение, и всю ночь будут молиться; так вот – кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они или мы?». Товарищи изумились – мы здесь водку пьем, «а он умом на Афоне и на Страшном Суде!».

Мысль о Боге не покидала Семена. Вся душа его стремилась к святой горе. На
монашество
его благословил сам Иоанн Кронштадтский. С 1892 года начался новый этап его жизни на Святой горе в Пантелеимоновом монастыре.

Семен прибыл на Афон в 1892г., принял постриг с именем Силуан уже в 1896г., а в 1911 году был возведен в схиму. В монастыре ему приходилось выполнять тяжелую и ответственную работу, нести послушание на мельнице, работать в Экономии, в Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), и везде не только физически, но еще и за многое отвечать – управлял продовольственными складами и магазинами. Приходилось руководить людьми — под началом у него было до 200 человек. Жизнь монаха – это непрестанный труд и молитва. И как же это быть монахом руководителю предприятия численностью в две сотни человек?

фото Силуан Афонский

Работящего и послушного молодого насельника в монастыре любили и хвалили за хорошую работу, а помыслы тут как тут: жизнь уже святая, грехи прощены, молодец…Его смущали видения, демонические внушения доводили до отчаяния, дразнили погибелью, то восхваляли его труды и подвиги, то низвергали в пропасть, доводили до полного истощения.

Симеон молился сутками, изнемогая и, однажды подумал: «Бога умолить невозможно». В этот же день на службе он увидел живого Христа, который обратил к нему с иконы кроткий и всепрощающий взор, и с любовью и радостию привлек к себе.

Душа его наполнилась неизреченной сладостью любви Божией и была восхищена в свышемирное созерцание Божества. Святой писал потом, что Господа познал он Духом Святым, что Бога узрел он в Духе Святом, и что когда Сам Господь является душе, то она не может не узнать в Нем своего Творца и Бога.

После испытанного высочайшего благодатного состояния душа постоянно пыталась вернуть его. Много лет продолжалась борьба смены состояний – от пасхальной радости до богооставленности. Молитва и пост усиливались, Симеон спал урывками по 20 минут, не ложась в постель, и только физическая крепость и здоровая природа помогли перенести все эти испытания.

Когда монах спросил Бога, почему ему так трудно молиться и почему так мешают бесы, которых видел он на молитве. В сердце пришел ответ от Бога:
«Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
Святому не умозрительно, а на опыте молитвенных трудов дано было постичь, что семя смерти есть гордость, и что весь подвиг должен быть направлен на стяжание смирения.

Интересный факт

Молитвенное бдение святого было таково, что спал он мало и урывками. Крепкий физически, подлинный богатырь, он в постель не ложился, но все ночи проводил в молитве или стоя, или сидя на табурете (без спинки); изнемогая, он сидя засыпал на 15–20 минут, и затем снова вставал на молитву. И так несколько раз. В обшей сложности спал он за сутки от полутора до двух часов.

Старца-наставника у Силуана не было, его наставниками стали Пимен Великий, Антоний Великий, Сисой Великий, Арсений Великий, Макарий Египетский, наш Серафим Саровский. После данного ему Богом откровения он твердо стоял на духовном пути, пройдя все ступени монашеской жизни.

Его «любимой песнью», как говорил он сам, становится радостотворный плач:
«Скоро я умру, и окаянная душа моя снидет в тесный черный ад, и там один я буду томиться в мрачном пламени и плакать по Господе: «Где Ты, свет души моей? Зачем Ты оставил меня? Я не могу жить без Тебя». И тут же: «О, любовь Господня; нет сил ее описать, ибо она безмерно велика и чудная».

Архимандрит Софроний, пишет о старце Силуане, как об очень мудром и проницательном человеке, хотя он и был малограмотным, т.к. совсем почти не учился в юности, и записки его было трудно разобрать из-за ошибок. Но от постоянного чтения Священного Писания и творений святых отцов, его ум и без того от природы живой и сообразительный, очень развился.

Старец сам читал мало, он любил слушать, не прекращая Иисусовой молитвы, и одновременно мог «внимать» чтению. Слушал он чтение в церкви, во время ночных служб; немного читал у себя в келии; многое воспринял он чрез живую беседу с другими подвижниками Святой Горы, среди которых было немало богато одаренных.Опыт умной молитвы, духовной борьбы, перенесенных страданий и трудов, а главное -испытанное в жизни Божественное посещение – соделали его мужем гигантской силы духа.

При всей его мягкости и уступчивости, в нем было необыкновенное сопротивление всему ложному, злому, гнусному, мелочному, пошлому. Простота, мужество, свобода, сила воли соединились в нем со смирением, послушанием, кротостию, без какого бы то ни было человекоугодия – во истину образ и подобие Божие.

Интересный факт

Старец никогда не смеялся до звука; никогда не говорил двусмысленно, не насмехался и даже не подшучивал над людьми. На обычно серьезно спокойном лице его иногда намечалась едва уловимая улыбка, не раскрывавшая губ.

Его житие убеждает в святости и благословенности русской земли, дарующей миру таких столпов веры, свидетельствует о живой жизни Церкви Христовой, щедро плодоносящей святыми своими во все века и не остывающей доныне и, главное, — не дает нам отчаиваться своего спасения. Верим, что молится за нас святой Силуан, приказавший нам «держать ум во аде и не отчаиваться».

Силуан Афонский

Мнение эксперта:

Старец Силуан Афонский, православный монах и духовный наставник, оставил после себя богатое наставническое наследие, которое продолжает вдохновлять и просветлять многих людей по всему миру. Эксперты отмечают, что его учения о молитве, любви к ближнему и смирении имеют особую ценность и актуальность в современном мире. Силуан Афонский призывал к внутреннему преображению, к принятию каждого человека с любовью и состраданием, к развитию духовной жизни через постоянную молитву и внимание к своим мыслям и чувствам. Его слова напоминают о важности духовного роста и стремлении к духовной гармонии, что делает его учения важным источником мудрости и вдохновения для многих верующих и искателей истины.

Преподобный Старец Силуан АфонскийПреподобный Старец Силуан Афонский
Событие Дата Источник
Рождение в Тамбовской губернии 24 сентября 1866 П. П. Балашов. Старец Силуан Афонский. — М.: Издательство братства во имя Святого князя Александра Невского, 1998. — 670 с.
Поступление в монастырь 1880 Там же
Принятие монашества 1891 Там же
Рукоположение в сан священника 1908 Там же
Окончание земного пути 11 сентября 1938 Там же

В чём помогает святой

Особенно молятся святому Силуану в дни его памяти. В праздничные дни, посвященные святому, на вечерней службе в храме обязательно прочитают ему канон и споют тропарь и кондак.

Дни памяти святого Силуана Афонского:

10 июня (переходящая) – Собор Афонских преподобных.

10 августа – Собор Тамбовских святых .

23 сентября – Собор Липецких святых.

24 сентября — день смерти святого.

Если святой близок, можно сугубо
молиться
ему на келейной молитве – например, прочитать
акафист Силуану Афонскому
. Канон можно также читать дома, а чтение акафиста любимому святому можно заказать в храме на молебне.

Усиленно помолившись дома или в храме святому Силуану, можно обратиться к нему и со своими просьбами, чтобы он донес наши молитвы Господу. Святые не волшебники, они стяжали у Бога такую благодать, что Он всегда слышит их молитвы. Вот почему мы грешные избираем святых ходатаями ко Господу о нас, и «почтальонами» для наших молитв.

Святой Силуан угодил Господу не только своими подвигами – трудами, бдениями, постоянной молитвой, но главное – глубоким покаянным чувством и детской любовью к своему Творцу.
Помните – «будьте как дети» — Силуан искал Божией Любви, «аки младенец млека матере».

Господь сказал «просите, и дано будет вам» ( Лк.11:9). Верим, что «истинно слово всяко Владыки и Бога моего», и там, в Горних обителях многое дерзновение и любовь имеет святой Силуан молиться за нас.

Преподобному молятся о даровании смирения и любви ко всем людям, об исправлении и улаживании ссор и раздоров, при одержимости страстью блуда и пьянства, от гневливости. Святой — помощник в иноческом делании. Стихи 7-го икоса акафиста, посвященного святому, указывают кому и в чем помогает Силуан Афонский:

Радуйся, пустоннолюбцев в искании Бога усердный сподвижниче (помощник монахов в искании пути к Богу); радуйся, братолюбия прилежный строителю и теплый о всех молитвенниче (благоустроитель мира между людьми, например, между поссорившимися друзьями или братьями – как актуально это сейчас между русским и украинским народами, или лучше сказать — братьями); Радуйся, на пути житейском, в бедах и напастех сопутниче верный (помощник и поддержка во всех житейских напастях); радуйся, в болезнех, и печалех, и скорбех душевных служителю нелицемерный (скорая помощь в болезнях телесных и душевных). Радуйся, вестниче любве Божия, к примирению с Богом и ближним своим всех призывающий (помощник в испрашивании у Бога прощения, наставник в покаянии, исправлении и примирении с ближними); радуйся, свидетельством, яко благ Господь, души от греха изнемогающия в надежде прощения подкрепляющий (товарищ и сопутник молящимся и подвизающимся)

Иконы

Вспоминая о старце Силуане, иеромонах Софроний так писал о его внешности:
«Ростом он был выше среднего; крупный, но не великан. По телу он не был сухим, но не был также и грузным. Сильный торс, крепкая шея, крепкие, пропорциональные торсу ноги с большими ступнями. Рабочие руки, сильные, с большими ладонями и крупными пальцами. Лицо и голова очень гармонических пропорций. Красивый, округлый умеренный лоб, чуть больший длины носа. Нижняя челюсть крепкая, волевая, но без чувственности и жестокости. Глаза темные, небольшие; взгляд спокойный, мягкий, по временам проницательно-пристальный; часто усталый от многого бдения и слез. Борода большая, густая, несколько с проседью. Брови густые, несросшиеся, низкие, прямые, как у мыслящих людей».

икона Силуан Афонский

Как свидетельствовал Софроний, святого не раз фотографировали, но фото были не совсем удачными, мужественные черты выходили жесткими и суровыми, представлялись грубыми, хотя на самом деле лицо его было всегда благодушным и немного усталым от малого сна и многих трудов.

Иконы святого Силуана – это иконы современного письма, чаще всего изображают его молящимся с поднятыми руками. Поднятые руки – символ молитвы за весь мир. Мы знаем из Священного Писания множество примеров чудесной молитвы с воздетыми руками – Моисей и Иисус Навин в Ветхом Завете, тоже нам говорит апостол в Новом Завете — «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2:8), так молился и батюшка Серафим на камне 1000 дней и ночей.

Воздевает руки на иконах и святой Силуан – это символ силы его молитв. Ладони его на
иконе
обращены вверх, что означает полное смирение и преданность Богу. Поднятые к Богу руки это также изображение его неутомимого искания Любви Божией – как младенец всегда тянет руки к матери, так и он вскидывает руки к Богу: «Скучает душа моя по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя… О, Милостивый Господи, просвети народы Твои знать Тебя; знать, как любишь Ты нас».

Святая благодать иконы не зависит от размера или материала, из которого она сделана, будет ли это икона в дорогом окладе или маленький, напечатанный на бумаге образок – неважно. Все зависит от нашей веры и искренней молитвы. Чтобы молиться святому с любовью – самое лучшее почитать его житие, знать его ближе, тогда он станет нам родней и скорей услышит наши молитвы.

Главный урок старца Силуана Афонского — отец Андрей ТкачёвГлавный урок старца Силуана Афонского — отец Андрей Ткачёв

Храмы

В Москве на территории Афонского подворья (г.Москва, ул. Гончарная, 6) при храме великомученика Никиты за Яузой есть часовня в честь преподобного Силуана Афонского (ул. Гончарная, д. 4, стр. 2). Здесь же есть храм в честь всех афонских святых в братском корпусе на территории подворья.

Новый храм в честь преподобного Силуана Афонского по случаю празднования 1000-летия русского святогорского монашества освящен 24 сентября 2016 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. Храм преподобного Силуана устроен в крипте Афонского собора обители. (г.Санкт-Петербург, Московский проспект, 100. Метро: станция «Московские ворота»).

На родине святого в селе Шовском в 18-ти км от г. Лебедянь Липецкой области есть церковь Рождества Христова, где был крещен младенец Симеон, она восстановлена и действует.

Настоятель храма в с.Шовском о. Николай приглашает паломнические группы и отдельных паломников помолиться на родине святого, побывать в домике преподобного Силуана и на святом источнике.

Храм в честь преподобного Силуана Афонского в посёлке Новая Ляда Тамбовской области освящен в 2014году.

В Свято-Воскресенском мужском монастыре в Самарской епархии, в г. Тольятти есть трапезный храм в честь святого Силуана Афонского.

Есть храмы в честь русского святого и за рубежом: православный монастырь святого Силуана во Франции, в Сен-Мар-де-Локене (департамент Сарт), примерно в 200 км на юго-запад от Парижа. Сам монастырь находится сейчас в юрисдикции Константинопольского Патриархата (Экзархата Русской традиции).

Храмы преподобному Силуану есть в США (город Валла Валла, округ штата Вашингтон).

В Калифорнии открыт монастырь в честь святого Силуана Афонского, обширный участок (47,5 акров земли в живописной местности), был подарен епархии специально для устройства здесь монастыря РПЦЗ, как щедрое пожертвование.

В Великобритании православный храм преподобному Силуану есть в городе Саутгемптон на южном побережье в графстве Хэмпшир.

Силуан Афонский

Мощи

После преставления
мощи
святого пребывают на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Первый раз мощи прибыли с Афона в Россию 19-24 сентября 2016г. в рамках празднования тысячелетия присутствия русского монашества на Святой горе. Тогда мощи святого угодника побывали в Москве на Афонском подворье – в церкви великомученика Никиты на Швивой горке, за Яузой, а затем – в храме Христа Спасителя и в Свято-Даниловом монастыре.

Тогда же приложиться к «честной главе» святого Силуана Афонского смогли жители Минска, Брянска, Орла, Ельца, села Шовское Липецкой области (родины Силуана), Тамбова, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. В настоящее время почитаемая икона с частицей мощей святого преподобного Силуана Афонского находится в г.Москве в храме св. вмч. Никиты за Яузой на Афонском подворье. Здесь также находится икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Святой Горе Афон (г.Москва, ул. Гончарная, 6).

Старец Силуан сподобился нечастых в истории Церкви благодатных Посещений – в Духе Святом он удостоился узреть Христа. Опытно он познал тайны духовного пути. Из своего долгого борения он вышел победителем и обладателем всех методов и средств подвижничества, это сделало его свободным от блуждания по чужим дорогам, и наименовало собственным именем в сонме святых.

Силуан Афонский был канонизирован Константинопольским патриархатом в 1987-1988 годах, а в 1992 году имя святого было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Преподобный Силуан АфонскийПреподобный Силуан Афонский

Поучения и высказывания

О любви

«Кто больше любит, тот больше страдает».

«Но легки они (Заповеди Божьи) только от любви, а если нет любви, то всё — Трудно. Поэтому храни любовь, не теряй её, потому что хотя и возможно её вернуть, но это даётся многими слезами и молитвами, а без любви трудно — жить на свете. А кто пребывает в Злобе, то это СМЕРТЬ — души, от чего да сохранит нас Господь.»

«За то страдаем мы, что – НЕ ЛЮБИМ ближнего. Господь говорит: «Любите друг друга и будете — Мои ученики». За любовь к брату — ПРИХОДИТ любовь Божия. Сладка любовь Божия; она есть — дар Духа Святого и в полноте познается только Духом Святым. Но есть средняя любовь, которую имеет человек, когда старается — соблюдать заповеди Христовы и БОИТСЯ, как бы чем – НЕ ОСКОРБИТЬ Бога; и это хорошо. Надо каждый день — понуждать себя на Добро и всеми силами учиться — смирению Христову.»

«Когда душа научится любви от Господа, то ей жалко — всю вселенную, всякую тварь Божию, и она молится, чтобы все люди — покаялись и ПРИНЯЛИ — Благодать Святого Духа.»

«Душа, которая любит — Осуждать людей, или Непослушлива, или Невоздержна, или оставила
Покаяние
– НЕ МОЖЕТ избавиться от бесовских козней и освободиться от Плохих помыслов; но если плачет — о грехах и любит брата, то Господь дает ей слезы за весь мир.»

О смирении

«Всеми силами просите у Господа — смирения и братской любви, ибо за любовь к брату туне дает Господь Благодать Свою. Испытай над собою: Один день проси у Бога любви к брату, а другой — живи без любви, и тогда увидишь разницу. Духовные плоды любви ясны: Мир и радость в душе, и все будут тебе родные и милые, и будешь проливать обильные слезы за ближнего и за всякое дыхание и тварь.»

«За что же человек — страдает на земле, несёт скорби и терпит беды? За то страдаем мы, что НЕ ИМЕЕМ — Смирения. В смиренной душе — живет Дух Святой, и Он дает душе — свободу, мир, любовь, блаженство.»

«За смирение душа ПОЛУЧАЕТ — Покой в Боге, но чтобы — УДЕРЖАТЬ этот Покой, душа долго учится. Теряем мы сей покой, потому что – НЕ УТВЕРДИЛИСЬ в Смирении. И меня много — Обманывали враги. Я думал: душа моя знает Господа, знает, как Он благ и как много нас любит, как же мне приходят — плохие помыслы? И долго я не мог разобраться, покамест не вразумил меня Господь, и тогда я познал, что — от Гордости являются ПЛОХИЕ мысли.»

«Так милостиво Бог — СМИРЯЕТ святых, чтобы они пребывали — смиренными. А нам, тем более надо смиряться. И я день и ночь прошу у Бога — Христова смирения. Дух мой жаждет — стяжать его. Это высший дар Духа Святого. В смирении Христовом и любовь есть, и мир, и кротость, и воздержание, и послушание, и долготерпение, все добродетели — есть в нём.»

О Христе

«Пишу эти строки, и радуется дух мой, что пастыри наши похожи на Господа Иисуса Христа. Но и мы, овцы, хотя и малую благодать имеем, но все же похожи на Господа. Люди не знают этой тайны, но Иоанн Богослов ясно сказал: «Будем подобны Ему», — и это не только после смерти, но еще и теперь, ибо Милостивый Господь дал на землю Духа Святого, и Дух Святой живет в Церкви нашей; Он живет в непорочных пастырях; Он живет в сердцах верующих; Он учит душу подвигу; Он дает силы исполнять заповеди Господни; Он наставляет нас на всякую истину; Он так украсил человека, что человек стал похож на Господа.»

«Что же такое познать Бога? Все, что пребывает в истине, есть Бог. Однако невозможно смотреть на Христа, как невозможно смотреть на солнце. Бог видит всякого, но никто не смотрит на него. Христос же без всякой зависти берет и дает. Он – свет Отца, дающий свет без зависти. Таким образом, он освещает каждое место. И все есть Христос – тот, который унаследовал все от Существующего. Ибо Христос есть – все, иначе – нетленность. Ибо если ты подумаешь о грехе, он не реальность. Ведь Христос – это постижение нетленности и свет, который светит, не будучи запятнанным. Ибо солнце светит во всяком нечистом месте и не оскверняется. Так и Христос, даже если он пребывает в недостатке, однако он без недостатка, даже если он был рожден, он не рожденный. Так и Христос, даже если он постижим, то по своей сущности он непостижим. Христос есть все. Тот, у кого нет всего, не может познать Христа.»

«Будь послушлив, воздержан, не осуждай и храни ум и сердце свое от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые, и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: «Милостив Господь».»

Автор: Ирина Нечаева

Тропарь, кондак, величание

Тропарь,

глас 4:

Хpиста́ Учи́теля/ в пути́ смиpе́нне помоли́вся пpия́л еси́/ свиде́тельствующу Ду́ху в се́pдце твое́м спасе́ние./ Сего́ pа́ди веселя́тся ны́не лю́дие вси/ о па́мяти твое́й на упова́ние зва́нии,/ пpеподо́бне о́тче Силуа́не,// моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь,

глас 2:

Серафи́мския любве́ ко Го́споду пла́менный ревни́телю, / и Иереми́и, о наро́де пла́чущему, / усе́рдный подража́телю, / всеблаже́нне о́тче Силуа́не, / ты зо́ву Ма́тере Го́спода сил вне́мляй, / зми́я грехо́внаго мужему́дренно изрыгну́л еси́, / и в го́ру Афо́нскую от суеты́ ми́ра удали́лся еси́, / иде́же в труде́х и моли́твах со слеза́ми / благода́ть Свята́го Ду́ха оби́льно стяжа́в, / е́юже сердца́ на́ша воспламени́ / и с тобо́ю уми́льно взыва́ти укрепи́: / Го́споди мой, Жи́зне моя́ и Ра́досте Свята́я, // спаси́ мир и нас от вся́ких лю́тых.

Ин тропарь,

глас 3:

В вертогра́де духо́внем Святы́я горы́ Афо́нския в уде́ле Пречи́стыя Де́вы Богоро́дицы, в труде́х, бде́ниих и моли́твах стяжа́л еси́ благода́ть Го́спода Бо́га, Его́же моли́, Силуа́не преподо́бне, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак,

глас 2:

Смиренному́дрия испове́дниче преди́вный, / и человеколю́бия Ду́хом Святы́м согрева́емая добро́то, / Бо́гу возлю́бленне Силуа́не, / о по́двизе твое́м Це́рковь Росси́йская ра́дуется, / и́ноцы же Горы́ Афо́нския и вси христиа́нстии лю́дие, / веселя́щеся, сыно́внею любо́вию к Бо́гу устремля́ются. / Его́же моли́ о нас, равноа́нгельне богове́дче, // во е́же спасти́ся нам, в горе́нии любве́ тебе́ подража́ющим.

Ин кондак,

глас 3:

Страстьми́ обурева́емую ду́шу мою́ всеблаже́нне Силуа́не, приле́жно очи́сти моли́твами твои́ми, да зову́ ти с весе́лием, я́ко сла́ву стяжа́вшему у Бо́га, сла́ва просла́вльшему тя Христу́, сла́ва удиви́вшему тя, сла́ва ти кро́тко я́вльшемуся, и ра́дости безконе́чныя испо́лнившему.

Канон

Канон Силуану Афонскому,

глас 5:

Песнь 1

Ирмос:
Спасителю Богу, в мори люди немокрыми ногами наставльшему и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися.

Припев:
Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.

Ума чистотою зову Матере Господа Сил внемляй, змия, грех пораждающаго, изрыгнул еси, и взыграся дух твой о Бозе Спасе твоем, боголюбиве отче Силуане, Егоже моли о чтущих память твою.

К тебе, крест твой вземшему и на гору безстрастия возшедшему, припадающе, молимся, всеблаженне: воспламени сердца наша ко всех любящему Богу, пламенем любве твоея, в горении неугасающем.

Егоже возлюби душа твоя, Сему уверился еси, и к Нему Единому прилепился еси, боголюбче, и сице искусителя злолукаваго души твоея покорил еси, трудом, бдением, смирением и слезною молитвою сего посрамляя.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Господи Сил, освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, даждь слово хваления устом моим, да превознесу Трисвятое имя Твое, дивно во святых Твоих почивающее, с нимиже и Силуан, возлюбленный Твой, молит Тя о душах наших.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Скорбных наведения обуревают убогую мою душу, и напастей облацы мое покрывают сердце, Богоневесто, но, Свет рождшая Божественный и превечный, возсияй мне свет радости, молитвами Силуана, угодника Твоего.

Песнь 3

Ирмос:
Силою Креста Твоего, Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое Воскресение.

Припев:
Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.

Кто исповесть страдания души твоея, преподобне Силуане, егда дух злобы поднебесныя претяше ти, от Господа удалити душу твою зложелая? Сетей сего лукаваго избави и нас, молитвенниче о всей вселенней.

Силою терпения и красотою смирения душа твоя, всеблаженне, храмина Духу Святому устроися, сего ради взывал еси: о людие, творение Божие, познайте Творца и любовию к Нему прилепитеся.

Источник радостей твоих и средоточие мыслей твоих Имя Бога Вышняго бысть, отче Силуане, к Нему прилепитися и в Нем утвердитися молитвами твоими помози нам, к тебе прибегающим.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Господи, Господи, даруй силу Твоея благодати, да познают Тебе вси людие Духом Святым, взываем к Тебе умильно, якоже возлюбленный Твой, любовию к Тебе распаляемый, Силуан предивный.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Не умолчу вопити яснейше величия Твоя: аще бо не Ты, Отроковице, всегда предстояла, молящи о мне Сына Твоего, кто бы толикия бури и лютых бед избавил мя?

Господи, помилуй, трижды.

Седален,

глас 4:

Жаждею по Бозе возревновав, отче наш Силуане, землю отеческую оставил еси, и со пустыннолюбцы Горы Афонския длани твоя поработати Господеви всеусерднейше распростерл еси, идеже равноангельскими труды твоими вертоград Владычицы мира преукрасил еси и, яко благовоние, Церкви Вселенстей возблагоухал еси, лозо винограда новаго, Духом Святым облагодатствованная.

Песнь 4

Ирмос:
Услышах слух силы Креста, яко рай отверзеся им, и возопих: слава силе Твоей, Господи.

Припев:
Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.

Яко пчела трудолюбная, постом и молитвою к Богу прилежал еси и Богородицу Пречистую мир не оставляти слезно умолял еси, отче преподобне, не престай и ныне о нас молитися, яко имаши дерзновение велие.

Кладязь новый благодати неисчерпаемыя в Горе Афонстей явился еси, всеблаженне, из негоже, паче меда и сота, сладость любве Христовы Духом Святым источается, еюже в горести греховней услади сердца наша.

Господу, рекшу: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше,- благоволи убо, о всеблаженне, с тобою Тому взывати: Господи, Духом Твоим Святым даждь сердцу моему жажду, да никогдаже Тобою насыщуся.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Яко жертву благовонную и непорочную, принеси молитвы твоя за ны ко Пресвятей Троице, преподобне отче наш, и милости испроси ненавидящим и враждующим на нас, и их и нас избави от всякия скорби и печали.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен:
Тя, Чистую, Тя, Деву Нескверную, едину имам стену необоримую, прибежище, покров крепок, оружие спасения, не презри мене, блуднаго, надеждо ненадеемых, немощствующих помоще, радосте оскорбляемых и заступление.

Песнь 5

Ирмос:
Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве бо Тебе, иного не знаем.

Припев:
Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.

Ты, Господи, создал мя еси и святым Крещением просветил мя еси, Ты прощаеши грехи моя и даруеши причащатися Тела Твоего и Крове, даруй ми силу всегда пребывати в Тебе, Силуаново рыдание приношу Ти, Боже наш.

Ума моего омрачение и страстей телесных обуревание твоими молитвами, всеблаженне, просвети и утиши, якоже дерзнул еси укротити волны морския, не терпя видети рыбари гибельными ветры обуреваемы.

Недостойными усты приносимое тебе убогое хваление наше, преподобне, не презри, но приими и воспевающих память твою молитвою посети, бед и напастей и вечнаго мучения избави, да не постыдимся, на тя уповающе.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Якоже горлица пустыннолюбная, от стражи утренняя до нощи воспевати Троицу Единосущную и Нераздельную со пустыннолюбцы Горы Святыя прилежал еси, отче Силуане, умилостивления мертвым, живым и грядущим ходатайствуя.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Кий дар благодарения принесу Ти, Богородице, яко насладихся Твоих дарований и Твоея безмерныя благости? Темже убо песнословлю и величаю Твою неизреченную ко мне милость.

Песнь 6

Ирмос:
Обыде мя бездна, гроб мне кит бысть, аз же возопих к Тебе, Человеколюбцу, и спасе мя десница Твоя, Господи.

Припев:
Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.

Святителие и священницы, иноцы и вси людие, радующеся, вкупе прославите Бога и Пречистую Матерь Его, кадило новое, молитву чистую Силуана, пламенем Духа Святаго горяща, у Престола Небеснаго за нас приявших.

Возвеселися, Горо Афонская, со пустыннолюбцы твоими и во псалмех и пениих и песнех духовных воскликни Богу: да угоден будет пред Лицем Твоим верный слуга Твой, егоже молитвами благодать новая Церкви Святей даровася.

Приидите, вси вернии, со пустыннолюбцы Горы Святыя, память праведнаго с похвалами почтим, взывающе: возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его дивно во святых Своих Почивающему.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Боже, кто уподобится Тебе? Ты Един Вышний по всей земли. Мы же, равноангельному смирению раба Твоего внемлюще, образу и подобию Твоему Духом Святым чаем обновитися.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Не скрыю глубины Твоих щедрот, и тока безмерных чудес, и источника приснотекущаго воистину еже ко мне милости Твоея, Богородице, но всем исповедую, и вопию, и вещаю.

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Кондак,

глас 2
:

Смиренномудрия исповедниче предивный и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто, Богу возлюбленне Силуане, о подвизе твоем Церковь Российская радуется, иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие, веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются. Егоже моли о нас, равноангельне боговедче, во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Икос

Имея богатство благодати, во еже духом на Небеса возведену быти, воистину радости неизреченныя сподобился еси, отче преблаженне Силуане. Егда бо, вне образов мира, в созерцании безмерно любящаго Христа Бога Лице видети сподобился еси, тогда, Духом Святым укрепляемь, в вертограде Преблагословенныя Богоматере Тому всеусерднейше послужил еси. Егоже моли, равноангельне боговедче, во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Песнь 7

Ирмос:
В пещи огненней песнословцы спасый отроки, благословен Бог отец наших.

Припев:
Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.

Иго благое, бремя легкое Христа Спаса взем, и ветрилом Духа Святаго, в страсе божественнем, к пристанищу благоотишному корабль душевный твой управил еси, отче Силуане, монахом, в подвизе изнемогающим, образе предивный.

Како не дивимся смирению и человеколюбию твоему, Силуане предобре, видяще тя слезы источающа и о сущих во аде и нераскаянных грешницех рыданьми сраспинающася, врагом же своим прощения просяща, всепрощению Христову подражающа?

Псаломски восклицая: видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего и Царя, Иже во святем, Сего воистину в лице отца духовнаго Авраамия зрети сподобился еси, чтити наставники наша благодатне нас наставляя, Силуане боговедче.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Образ начертаний добродетельных деяний сый, смирен же, и кроток, и наставник добрый монашествующим в Горе Афонстей показался еси, Силуане, сего ради монаси и мирстии предстательству твоему пред Богом вверяются.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Покров буди, и предстательство, и заступление, и похвала, Дево, обнажену мне ныне всякия помощи, безпомощных сило и надеждо ненадеемых, Силуана молитвами, солнца теплейшими.

Песнь 8

Ирмос:
Из Отца прежде век рожденнаго Сына и Бога и в последняя лета воплощеннаго от Девы Матере, священницы, пойте, людие, превозносите во вся веки.

Припев:
Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.

Воздеяние рук наших приими, преподобне, Владычней благости подобяся, прегрешения наша презирая, ты бо душу твою уязвил еси Христовою любовию и Пречистыя Его Матере, Еюже умоли спасти души наша.

Яко крин предивный и сапфир пречудный, в вертограде Пречистыя процвел еси, преподобне Силуане, Владыце твоему Христу смиренно ревнуя, выше бо человека восприем житие, имже многих души Господу приводиши.

Воистину носитель даров Святаго Духа был еси и, различными добродетельми украшен, Силуане, смирением горнюю высоту наследив, нищетою Небесное богатство изрядно приял еси. Наследники сего покажи ны, молитвами твоими.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Сияния Божественнаго и Духа Святаго сладости причастника показа тя Господь, отче Силуане, егда в неизреченнем Фаворстем сиянии тя посетил есть. Зрети славу Сего в свете блистания Божества Его сподоби и нас, молимтися.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Пречистая Владычице, Небесных Сил превышшая, рождшая Спаса, всех Содетеля, Единосущна Отцу и Духу, даждь нам слово, Препетая, яко да возможем пети Тя, сущую Заступницу рода нашего.

Песнь 9

Ирмос: Тя, паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем.

Припев:
Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.

В житии подвижника предивна, по смерти же молитвенника и сострадателя за ны пред Богом изрядна познахом тя, преподобне, егда иеродиакона Давида, смертельне отравлена, посещением твоим внезапу исцелил еси, покаяния время сему исходатайствовав усердно.

Земли Российския сосуде избранный и Горы Афонския подвижниче новый, угодниче Божий Силуане, простри длани твоя за ны ко Господу и, яко миро благовонное, молитвы вознеси, да спасет от смерти души наша.

Ангелом единонравна и святым сопричастна к горнему Сиону призва тя Господь, преподобне, идеже вознеси молитвы твоя за ны ко всех Владыце, ходатайствуя о Святей Церкви и о нас, чтущих память твою сладкопесненно.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Огнем купину не опалившаго и пламенными языки Церковь Христову освятившаго, смирения твоего ради, Духом Святым возжжен был еси, отче предивне, да житием нескверным научиши ны покланятися Троице, всех Богу, пламенем любве твоея к Нему приближающихся.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Яко всех Царицу и Владычицу нашу, Тя любовию славим, Пречистая Дево, просвещшиися Страстьми Сына Твоего и познавшии Сего всем Благодетеля. Слава благодати Его во вся веки.

Светилен

Света немеркнущаго блистанием украсился еси, преподобне отче наш Силуане, и предстоиши вечно престолу славы Триединаго Божества, о Дусе Святем ликовствуяй. Благодати сея испроси и нам, да молитвами твоими причастницы жизни вечныя будем.

Молитва

Молитва первая

О преди́вный уго́дниче Бо́жий о́тче Силуа́не! По благода́ти, тебе́ от Бо́га да́нной, сле́зно моли́тися о всей вселе́нней, ме́ртвых, живы́х и гряду́щих, не премолчи́ за нас ко Го́споду, к тебе́ усе́рдно припа́дающих и твоего́ предста́тельства уми́льно прося́щих. Подви́гни, о всеблаже́нне, на моли́тву Усе́рдную Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, Преблагослове́нную Богоро́дицу и Присноде́ву Мари́ю, чу́дно призва́вшую тя бы́ти ве́рным де́лателем в Ея́ земно́м вертогра́де, иде́же избра́нницы Бо́жии о гресе́х на́ших ми́лостива и долготерпели́ва бы́ти Бо́га умоля́ют, во е́же не помяну́ти непра́вд и беззако́ний на́ших, но по неизрече́нной бла́гости Го́спода на́шего Иису́са Христа́ уще́дрити и спасти́ нас по вели́цей Его́ ми́лости. Ей, уго́дниче Бо́жий, с Преблагослове́нною Влады́чицею ми́ра — Святе́йшею Игу́мениею Афо́на и святы́ми подви́жниками Ея́ земна́го жре́бия испроси́ у святы́х Святе́йшаго Сло́ва Святе́й Горе́ Афо́нстей и боголюби́вым пустынножи́телем ея́ от всех бед и наве́тов вра́жиих в ми́ре сохрани́тися. Да А́нгелы святы́ми от зол избавля́еми и Ду́хом Святы́м в ве́ре и братолю́бии укрепля́емы, до сконча́ния ве́ка о Еди́ней, Святе́й, Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви моли́твы творя́т и всем спаси́тельный путь указу́ют, да Це́рковь земна́я и Небе́сная непреста́нно славосло́вит Творца́ и Отца́ Све́тов, просвеща́ющи и освяща́ющи мир в ве́чней пра́вде и бла́гости Бо́жией. Наро́дам земли́ всей испроси́ благоде́нственное и ми́рное житие́, дух смиренному́дрия и братолю́бия, добронра́вия и спасе́ния, дух стра́ха Бо́жия. Да не зло́ба и беззако́ние ожесточа́ют сердца́ людски́я, могу́щия истреби́ть любо́вь Бо́жию в челове́цех и низве́ргнуть их в богопроти́вныя вражду́ и братоуби́йства, но в си́ле Боже́ственныя любве́ и пра́вды, я́коже на Небеси́ и на земли́ да святи́тся и́мя Бо́жие, да бу́дет во́ля Его́ свята́я в челове́цех, и да воцаря́тся мир и Ца́рствие Бо́жие на земли́. Та́кожде и земно́му Оте́честву твоему́ — земли́ Росси́йстей испроси́, уго́дниче Бо́жий, вожделе́нный мир и небе́сное благослове́ние, во е́же, всемо́щным омофо́ром Ма́тере Бо́жия покрыва́емому, изба́витися ему́ от гла́да, губи́тельства, тру́са, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни и от всех враг ви́димых и неви́димых, и та́ко святе́йшим до́мом Преблагослове́нныя Богоро́дицы до сконча́ния ве́ка ему́ пребы́ти Креста́ Животворя́щаго си́лою и в любви́ Бо́жией; неоскудева́ему утверди́тися. Нам же всем, во тьму грехо́в погружа́емым и покая́ния тепла́, ниже́ стра́ха Бо́жия не иму́щим и си́це безме́рно лю́бящаго нас Го́спода непреста́нно оскорбля́ющим, испроси́, о всеблаже́нне, у Всеще́драго Бо́га на́шего, да Свое́ю всеси́льною благода́тию боже́ственне посети́т и оживотвори́т ду́ши на́ша, и вся́ку зло́бу и го́рдость жите́йскую, уны́ние и нераде́ние в сердца́х на́ших да упраздни́т. Еще́ мо́лимся, о е́же и на́м, благода́тию Всесвята́го Ду́ха укрепля́емым и любо́вию Бо́жиею согрева́емым, в человеколю́бии и братолю́бии, смиренному́дрии и моли́твенном сраспина́нии друг за дру́га и за всех, в пра́вде Бо́жией утверди́тися и в благода́тней любви́ Бо́жией благонра́вно укрепи́тися, и сынолю́бие Тому́ прибли́житися. Да та́ко, творя́ще Его́ всесвяту́ю во́лю, во вся́ком благоче́стии н чистоте́ вре́меннаго жития́ путь непосты́дно пре́йдем и со все́ми святы́ми Небе́снаго Ца́рствия и Его́ А́гнчаго бра́ка сподо́бимся. Ему́ же от всех земны́х и Небе́сных да бу́дет сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, Пресвяты́м и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О преди́вный уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче Силуа́не, святы́я горы́ Афо́нския но́вый свети́льниче, Пресвято́ю Богоро́дицею возлю́бленный и бы́ти ве́рным де́лателем в Ея́ земне́м вертогра́де призва́нный, со умиле́нием ны́не преклоня́ем коле́на серде́ц на́ших и взыва́ем ти: принеси́ моли́тву на́шу к Всеми́лостивому Бо́гу и испроси́ вся, я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниих и боле́знех терпе́ние, во благоче́стии преспе́яние, в моли́твах усе́рдие; приими́ смире́нное моле́ние на́ше, согре́й нас дыха́нием любве́ твоея́, озари́ нас све́том дарова́нныя тебе́ благода́ти и бу́ди о нас хода́тай ко Го́споду, проле́й к Нему́ моли́тву твою́, да ути́шит бу́рю страсте́й на́ших и хла́дная сердца́ на́ша огне́м Боже́ственныя любве́ своея́ да согре́ет и та́ко сподо́бит нас те́плое покая́ние со слеза́ми Ему́ приноси́ти, труды́ же и ско́рби жития́ сего́ терпели́во, безро́потно и со благодаре́нием понести́, и в час исхо́да на́шего от земна́го жития́, бе́здну грехо́в на́ших в мо́ри милосе́рдия Своего́ да погрузи́т и нас поми́лует ра́ди Своея́ неизрече́нныя любве́ к ро́ду челове́ческому и да сподо́бит в Ца́рствии Небе́снем наслажда́тися Его́ Боже́ственною любо́вию ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва, чтомая в Свято-Пантелеимонове монастыре Святыя Горы Афонския

О преди́вный уго́дниче Бо́жий, о́тче Силуа́не, преподо́бных оте́ц Афо́нских похвало́ и украше́ние! Услы́ши нас, гре́шных, моля́щихся тебе́, покры́й и заступи́ всех подвиза́ющихся во оби́тели свята́го великому́ченика Пантелеи́мона от вся́ких бед и печа́лей, помози́ уста́вы преподо́бных оте́ц Афо́нских непоколеби́мы сохрани́ти, изба́ви нас от паде́ний грехо́вных, да́руй нам дух сокруше́ния и смире́ния, наста́ви на исполне́ние обе́тов и́ноческих и всех за́поведей Бо́жиих; научи́ нас ше́ствовати ко спасе́нию путе́м смире́ннаго пла́ча, покая́ния и послуша́ния, пребу́ди неотсту́пно с на́ми, наставля́я нас на и́стину Христо́ву; стено́ю моли́тв твои́х огради́ оби́тель сию́, вся живу́щыя и подвиза́ющыяся в ней и вся на поклоне́ние в ню приходя́щыя: во бра́тии мир и любо́вь соблюди́, осени́ покро́вом твои́м строи́телей, благотвори́телей и благоукраси́телей ея́; умоли́ Небе́сную Игу́мению Афо́на Преблагослове́нную Влады́чицу Богоро́дицу, да сподо́бимся сконча́ти житие́ на́ше в стена́х оби́тели, в ней же ты подвиза́лся еси́, и в Небе́сныя оби́тели пресели́мся, иде́же восхва́лим с тобо́ю и все́ми преподо́бными, на Святе́й Горе́ в по́двизех просия́вшими, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

^sss^Преподобный Силуан Афонский^sss^

Частые вопросы

Как Силуан стал монахом?

Он родился в 1866 году в селе Шовское Тамбовской губернии в крестьянской семье, в юности не помышлял о монашестве, но постоянно чувствовал влечение к Богу. Его страстью была рыбная ловля, и он зарабатывал на ней деньги. Однажды во время ловли он услышал голос, который сказал ему: “Ты много ловил рыбу, теперь лови души человеческие”. После этого Силуан принял решение оставить все и уйти в монастырь. В 1892 году он поступил в Афонский монастырь Святого Пантелеимона, где и прожил всю оставшуюся жизнь.

Какие духовные практики использовал Силуан?

Старец Силуан был известен своей практикой “умной молитвы”, которая заключается в непрестанном повторении краткой молитвы. Он также практиковал молчание и уединение, считая их необходимыми для духовного роста. В своих поучениях Силуан часто говорил о необходимости смирения, любви и прощения. Он призывал своих учеников всегда помнить о том, что они грешники, и что любовь к Богу и ближним должна быть выше всего остального.

Почему учение Силуана получило широкую известность и популярность?

Учение Силуана получило широкую известность и популярность благодаря своей простоте и доступности. Он говорил простым языком о сложных духовных вещах, и его слова находили отклик в сердцах многих людей. Учение Силуана было также глубоко аскетичным, что привлекало к нему людей, ищущих духовного совершенствования. Кроме того, Силуан был очень добрым и любящим человеком, и его ученики чувствовали его любовь и заботу. Все это способствовало тому, что учение Силуана получило широкую известность и популярность.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Погружайтесь в чтение с открытым сердцем и умом, готовыми к принятию новых идей и уроков.

СОВЕТ №2

Применяйте поучения старца Силуана в повседневной жизни, стремясь к духовному совершенствованию и миру внутри себя.

СОВЕТ №3

Обсуждайте и делись своими впечатлениями о прочитанном с близкими или друзьями, чтобы углубить понимание и взгляд на жизнь.

Чудеса и чудотворения

Святитель Силуан Афонский, благодаря своей глубокой вере и молитвенной жизни, был свидетелем и исполнителем многих чудес и чудотворений. Его жизнь наполнена многочисленными свидетельствами о божественном вмешательстве и благодатных явлениях.

Одним из наиболее известных чудес, произошедших через молитвенное усердие святителя, было исцеление от тяжелой болезни молодого человека, который обратился к нему с верой и умолял о помощи. Святитель Силуан помолился за него и через некоторое время молодой человек был полностью исцелен, что стало свидетельством силы молитвы и веры.

Еще одним примером чудесного вмешательства святителя было спасение моряков от урагана во время плавания. Святитель молился за них и внезапно ураган утих, а корабль благополучно достиг порта, что было признано как явное чудо и защита свыше.

Такие и многие другие случаи чудес и чудотворений, связанные со святителем Силуаном, подтверждают его особую благодатную связь с Богом и способность помогать людям в трудные моменты и исполнении их молитвенных прошений.

Оцените статью
Добавить комментарий