14 января христиане отмечают праздник Обрезания Господня, который может показаться странным и непонятным для многих. В этой статье мы рассмотрим историю этого праздника, его значение в христианской традиции и обычаи, связанные с его отмечанием.
Почему праздник Обрезания Господня не имеет статус двунадесятого
Дело здесь не только в общем духовном невежестве многих наших современников, поколениями оторванных от традиции за годы атеизма. Ведь еще в начале
XX
в., когда было немало верующих, помнивших дореволюционные времена,
митрополит Вениамин (Федченков)писал
:
«Может быть, даже многие и не знают этого праздника. Во всяком случае, в сознании верующих этот праздник – один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев… Ясно, что Обрезание как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему…»
Иногда говорят, что само празднование так «незаметно» потому, что приходится между двумя великими «двунадесятыми» (то есть из числа установленных Церковью главнейших праздников). Это
Рождество (7 января
)
и Крещение Иисуса Христа (19 января).
Но дело не только в этом. Церковь с
IV
в. установила, что праздник принадлежит к числу «великих», но не входит в число двенадцати главных. Вероятно, потому, что:
- событие относится к исполнению Господом нормы Ветхого Завета; на том, что Закон Моисеев (содержащий более 600 различный предписаний, включая обрезание) во всей его полноте не может, не должен более исполняться христианами, настаивал сначала ап. Павел, проповедник Истинного Бога среди язычников, затем – о том же прямо говорит Первый Апостольский Собор (49 г.);
- кроме того, событие относилось к земной жизни Спасителя, а христиане уже с
I
в. исходили из слов того же Павла: «отныне мы никого не знаем по плоти;если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:16-17).
Вместе с тем, события земной жизни Господа, включая это, были всегда дороги Его ученикам, потому праздник все-таки «великий».
Мнение эксперта:
14 января отмечается Обрезание Господне, день, который вызывает интерес и вопросы у многих христиан. Этот праздник связан с событием из Библии, когда младенцу Иисусу было сделано обрезание по еврейскому обычаю. Эксперты отмечают, что это событие символизирует подчинение Иисусом закону и утверждение его человеческой природы. Обрезание Господне также является частью церковного календаря и напоминает о важности веры и покорности Божьей воле. Для христиан это время призывает к размышлениям о своей вере и духовном росте.
Когда отмечают Обрезание Господне
Это ровно 8 день после Рождества Христова– день, когда по Закону иудейскому всякий младенец мужского пола должен был пройти через обрезание крайней плоти.
Интересные факты
-
Этот праздник появился в библейские времена, после того, как явился Бог Аврааму и заключил с ним завет. По завету Бог повелел Аврааму и его потомкам делать обрезание всем мальчикам в возрасте восьми дней.
-
В христианской традиции обрезание означает очищение и начало нового пути с Богом. В этот день принято поститься и молиться, а также вспоминать о том, что вера должна быть чиста и не запятнана грехами.
-
Хотя праздник называется “Обрезание Господне”, но на самом деле Иисуса Христа в этот день не обрезывали. Он был обрезание на восьмой день после рождения, как и все другие еврейские мальчики. Но его обрезание не празднуется отдельно, а включено в общий праздник “Обрезание Господне”.
Событие праздника, который отмечают 14 января
Из всех Евангелистов его описывает только св. Лука. Оно очень кратко:
«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк.2:21).
При этом для Евангелиста принципиален не сам ритуал, а именно наречение имени: Иисус (по-еврейски – Иехошуа, то есть «Иегова спасает»).
О самом же совершенном обрезании Евангелист практически ничего не говорит. Связано это, конечно, с отношением христиан вообще к Закону, как «детоводителю ко Христу», исполнение которого для христиан не необходимо.
Значение Евангельского свидетельства об обрезании Богомладенца
Уже с конца
I
в. оно имело значение апологетическое: Церковь смущали еретики, приверженцы учения так называемого докетизма (от греческого «казаться»), считавшие, что Воплощение Христа на земле было «призрачным». Обрезание по Закону, которое Он, Младенец, претерпел, как раз показывало: Иисус – Совершенный Человек. Отголосок этой полемики – не только статус праздника, пусть «ветхозаветного», но все же «великого», но также его греческое наименование:
«Ή κατά σάρκα Περιτομή τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού», буквально переведенное на славянский как «Еже по плоти Обрезание Господа и Бога и Спаси нашего Иисуса Христа». Именно – «по плоти».
История ветхозаветного ритуала
Она восходит к самому началу религии евреев, когда повеление совершать его было дано праотцу Аврааму непосредственно Богом:
«Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:10-14).
Эти слова были сказаны Аврааму, когда старцу было уже 99 лет. Тогда же он, все мужчины его семьи прошли через ритуал.
Исход из Египта. Обрезание Елиезера, сына Моисея. Роспись Сикстинской капеллы, Ватикан. Ок. 1482 г. Худож. П. Перуджино
Прошел год, его супруга Сарра, несмотря на старость, родила праотцу сына – Исаака, что стало видимым знаком особого Божия благоволения к праведнику. С того времени иудеи строго блюди заповедь, данную на столетия раньше Закона Моисеева.
Что такое обрезание
Это, по сути, хирургическая операция удаления крайней плоти у мальчиков или же мужчин. Последнее чаще всего встречается сейчас при прохождении ими так называемого гиюра – перехода в иудаизм тех, кто по рождению не является евреем. Обрезание сейчас может происходить:
- ·
в синагоге, после молитвы утром;
- ·
дома; при этом должны присутствовать 10 мужчин (к таковым принадлежат все иудеи старше 13 лет);
- ·
в больнице, но с присутствием раввина
Совершать ритуал может любой иудей, или даже (если мужчины нет рядом) женщина иудейской веры. На практике же это делает специально обученный человек, именуемый моэлем, или же обычный врач, если все происходит в больнице. Особый участник ритуала – тот, кто держит на руках младенца во время него. Такой человек именуется «сандак». Это слово, про происхождению греческое, значит «защитник» или даже «одновременно родивший», по сути, второй отец.
Когда делают обрезание в иудаизме?
Это происходит на 8 день после рождения ребенка, но лишь тогда, когда он полностью здоров. Если ребенок болен, обрезание откладывается.
Зачем нужна такая процедура?
Смысл ее – прежде всего, духовный. Библия прямо указывает: «… душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев. 17:14). Кровь, истекающая из органа мужского дела, дающего жизнь, есть посвящение всего человека, его помыслов, действий, Создателю. Завет Бога с человеком – договор двоих. Со стороны человека он скрепляется кровью, тем, в чем жизнь, Господом же дарованная.
Обрезание. Художник Тинторетто 1518—1594. Фрагмент картины
Кроме того, со времен Авраама «необрезанный» означало «неверующий», непосвященный, не член Израильского общества; обрезание отделяло израильтян от прочих, языческих народов;
Духовный смысл праздника в христианстве
Кроме того, что оно говорит о Христе как реальном, а не «кажущемся», как учили докеты, Человеке, событие Обрезания:
- ·
свидетельствует о глубоком смирении Господа, принимающего на Себя исполнение Закона, Им же установленного;
Митр. Вениамин (Федченков) пишет: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий».
- ·
оно же – начало страданий Сына Божия, прообразующее Его Крестный путь, жертву ради спасения людей;
- ·
наконец, это – пример христианам; путь к Богу начинается с исполнения церковных установлений: вот ты заставил себя встать пораньше, чтобы прийти на службу, вот ограничил себя в пище во время поста, а вот прошло время – и ты понудил душу подумать о грехах на исповеди;это уже – начало ее преображения.
К сожалению, многие, несколько расслабившиеся после Рождественского Поста, мало задумываются об этом на праздник Обрезания, такой «малозаметный» среди других.
Когда ритуал сделали необязательным для христиан
Начальная история Церкви, описанная св. Лукой в «Деяниях Апостолов», свидетельствует, что первые десятилетия существования христианских общин были временем дискуссии – местами довольно бурной – об обрезании вновь присоединяющихся к Церкви бывших язычников, да вообще – о соблюдении ими Закона. Проблема встала сразу после того, как новое учение вышло за пределы Палестины, народа Израиля, став достоянием жителей Римской империи самых разных национальностей.
Проповедь апостола Павла. Мозаика
Многие проповедовавшие Христа смущали язычников, требуя от них исполнения Закона, и, прежде всего, обрезания. Для решения вопроса пришлось собирать Собор Апостолов. К этому времени:
- ·
уже произошла история с Крещением сотника-язычника Корнилия, более того, всего его дома, от руки ап. Петра, имевшего пред тем особое небесное видение, которым, к его смущению, Апостолу предлагалось вкусить ритуально нечистой (по Закону) пищи; затем глас с неба трижды проговорил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым!» (Деян.10:15);
Говоря о Крещении язычников, св. Петр восклицает: «Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам;и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?»
- ·
крестил множество «необрезанных» другой Апостол, Павел.
Именно их мнение стало главным при принятии следующего решения Собора, обращенного к христианам из язычников:
«Апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа…
Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
Это постановление полностью отменяет обрезание для христиан из язычников. Впрочем, известно, что Иерусалимская община, состоявшая из евреев, продолжала соблюдать весь Закон Моисея. После разрушения города (70 г. н.э.) значение этой, самой авторитетной, из Церквей, упало, а традиция обрезания не продолжилась.
Чем заменили процедуру обрезания
Это Таинство Крещения. С древности оно, как обрезание, также совершалось – по возможности – на 8 день по рождении. К иудейской практике восходит также традиция иметь восприемника (того, кто принимает новокрещенного от купели).
Фото Анны Колесниковой
Смысл Таинства тот же – посвящение себя Богу. Но крови человека здесь уже не нужно: ее пролил за людей Сам Христос.
Но доныне широко известно повторяемое многими святыми отцами выражение: «Даждь кровь и прими Дух!». Оно не говорит о собственно кровавой жертве, но означает: отдай Богу свое сердце, вручи Ему жизнь – тогда Господь дарует тебе Благодать.
Богослужебные особенности
Они определяются сочетанием двух праздников сразу – это Обрезание и память свт. Василия Великого. Поэтому:
- ·
служится литургия, создание которой приписывается святому;
- ·
на ней читаются два зачала (фрагмента) из Евангелия; один из них – праздничный, другой же посвящен святителю;
- ·
накануне, ввиду великого праздника, служат всенощное бдение;
- ·
отпуст (заключительные слова службы, которыми иерей «отпускает» собравшихся верующих) начинается со слов
«Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения Христос, истинны Бог наш…»
Коротко о новолетии
Собственно церковный год начинается с 1 сентября. Традиция отмечать «старый Новый год», скорее, народная, возникшая после перехода России с юлианского на григорианский календарь
14 февраля 1918 г. При этом Разница между двумя календарями составляет 13 дней.
Церковь сохранила юлианский календарь. Вместе с тем, последние десятилетия традиционными становятся ночные литургии с 31 декабря на 1 января, а также предновогодние молебны. Они служатся по гражданскому (григорианскому) календарю. На «старый Новый год» особых чинов не совершается.
Тропарь, кондак, величание
Тропарь, глас 1:
На Престо́ле огнезра́чнем / в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом, / благоволи́л еси́ роди́тися на земли́ / от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се, / сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный. / Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту, / сла́ва смотре́нию Твоему́, / сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче
Кондак, глас 3:
Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т / и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует, / дае́т спасе́ние днесь ми́ру. / Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх, / и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.
Величание
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ / зако́нное обре́зание.
Икона праздника
Многие образы похожи на иконографию Сретения: Богородица, держащая на руках Младенца, прав. Иосиф, мнимый Отец Господа, встречающий их священник. Однако по центру иконы находится стол со специальным ножом.
Обрезание Господне, Преображенский монастырь, Болгария
Существует также вариант иконы, где Младенец написан уже лежащим на нем, ожидающим обряда. На Нем – белое одеяние, рука жестом покорности протянута к старцу, совершающему ритуал.
Что нельзя делать в этот день
Существуют различные суеверия, правда, связанные с новолетием по «старому стилю». Они запрещают уборку, даже – вынос мусора из дома. Все они, конечно, неразумны, к христианству не имеют отношения. Особых церковных запретов этого дня не существует – за исключением всегдашнего негативного отношения к «народной» практике разного рода гаданий от Рождества до Крещения – этот запрет относится к Обрезанию тоже.
Что делать можно? Если христианинне занят на работе – посвятить день богослужению, возможно, причаститься. И уж точно – подумать о значении события, о том, что ныне – по сути, именины Господа, а еще начало пути его земного служения.
Частые вопросы
Что празднуют христиане 14 января?
14 января православные христиане отмечают великий праздник – Обрезание Господне. В этот день все верующие вспоминают событие из земной жизни Спасителя, когда младенец Иисус Христос принял обрезание.
Почему обрезание считается праздником?
После обрезания ребёнку дают имя — Христос не стал исключением. Именно в этот день ему нарекли имя Иисус, что значит Спаситель, и день Обрезания Господня также считается и днём Его имянаречения. Традиция проводить обрезание была отменена в 49 году н.
В чем смысл обрезания?
Обрезание или циркумцизио — это операция по удалению крайней плоти головки полового члена. Операцию обрезания делают как по медицинским показаниям (фимоз, профилактика заболеваний, необходимость увеличить продолжительность полового акта), так и по эстетическим, гигиеническим и религиозным соображениям.
Нужно ли делать обрезание христианам?
Так на Соборе Апостолов Петр высказал свое мнение о том, что обрезание, которое, согласно Ветхому Завету предписывается всем новорожденным мальчикам и взрослым, принявшим христианство, совершенно необязательно.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю Обрезания Господня, чтобы понять его значение в христианской традиции. Это поможет вам лучше осознать и уважать этот праздник.
СОВЕТ №2
Поговорите с духовным наставником или священнослужителем о значении Обрезания Господня и его месте в христианской практике. Получите дополнительные пояснения и ответы на ваши вопросы.
СОВЕТ №3
Примите участие в церковных обрядах или богослужениях, посвященных Обрезанию Господню. Это поможет вам лучше понять и ощутить атмосферу этого праздника.
Обряды и традиции, связанные с праздником Обрезания Господня
14 января православные христиане отмечают праздник Обрезания Господня, который имеет глубокие религиозные корни и символизирует обряд обрезания Христа. Этот день является одним из Великих праздников православной церкви и имеет свои особенные обряды и традиции.
Основным обрядом, связанным с праздником Обрезания Господня, является богослужение в храме, где верующие собираются для молитвы, пений и чтения священных текстов. В этот день особенно торжественно звучат церковные песнопения, отражающие радость и благодатность события обрезания Христа.
Традиционно в этот день приходят в храм верующие, чтобы принять Святую Евхаристию и просить о прощении грехов. Также во время праздничного богослужения осуществляется освящение воды, которая символизирует очищение и обновление души человека.
В день Обрезания Господня христиане также следуют традиции проведения семейных обедов, где собираются близкие и родственники для общения, поздравлений и участия в общем праздничном застолье. Важным аспектом этого праздника является также благотворительность и помощь нуждающимся, что символизирует духовное богатство и сострадание христианской общины.
Таким образом, праздник Обрезания Господня является важным событием в жизни православных христиан, который отмечается с особым величием, праздничными обрядами и традициями, напоминая верующим о важности духовного очищения и обновления.