В поселке Владычино продолжается уникальный процесс возрождения старинного Рождественского храма, который уже 23 года находится под реставрацией. Эта статья расскажет о значимости и важности сохранения исторического наследия, о трудностях и достижениях восстановительных работ, а также о значении храма для местного сообщества.
История строительства
Именование села, которое впервые упоминают документы еще 1578 г., объясняется очень просто – издавна это была «вотчина Коломенского владыки», то есть епископа. Первые упоминания о Христорождественском относятся также к этому времени: правда, наряду с ним говорится о еще одной церкви,
Покрова Богородицы
, «теплой», то есть имевшей отопление, где служили зимой. Оба храма были деревянными. А вот по документам XVII в. во Владычино уже только одна Христорождественская. О том, почему была упразднена Покровская, сведений нет. Но позже при церкви
Рождества Христова
, как память о ней, появится придел Покрова.
Первый Христорождественский стоял на селе до самой секуляризации церковных земель, проведенной с 1764 г., и некоторое время после, когда Владычино, хотя сохранив прежнее название, стало селом «казенных» (государственных) крестьян. А
25 июня 1787 г.
Христорождественская «после литургии через полчаса вместе с нарубленною на ней колокольнею сгорела без остатку». Вероятно, благодаря тому, что после службы еще не успели уйти все прихожане, служители, удалось спасти святыни, богослужебные книги (известно, что среди них было древнее напрестольное Евангелие 1677 г. – оно хранилось до самого начала XX в.), большую часть утвари.
Новое рождение церкви произошло уже через несколько месяцев: осенью того же года прихожане купили «стоящую праздно» церковь ближнего села Шеино, перевезли по Владычино. В 1789 г.ее переосвятили по имя Рождества Христова, кроме того, имел еще три престола: мц. Агнии, Покровский, свв. Флора и Лавра. Он стоял более 100 лет, но в 1895 г. его тоже уничтожил пожар. Здание удалось восстановить примерно за год, но приход принял еще другое решение: строить новое каменное.
Интересный факт
Известно, что возведение Христорождественской благословил епископ Мелетий (Якимов) (1835-1900 гг.). К тому времени он совсем недавно был назначен на Рязанскую и Зарайскую кафедру, к которой относилось Владычино, а большую часть жизни провел в Сибири, сначала как простой монах-миссионер, затем – епископ Селенгинский, позже – Якутский. С 1984 г. владыка причислен к лику святых, память его чтится местно в Рязанской, Иркутской, Красноярской епархиях.
Возвести церковь удалось быстро: с 1898 г. уже начинаются богослужения – пока во вновь построенных приделах, Покрова Богородицы, свв. Флора и Лавра. Кроме них, этот (правый) придел теперь был также посвящен прп. Сергию Радонежскому. Главный же престол, Рождества Христова, начал действовать только с 1905 г.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что возрождение Рождественского храма во Владычино послужит значимым событием для религиозной и культурной жизни региона. Строительство этого исторического объекта, затерявшегося во времени, не только вернет культурное наследие в жизнь, но и станет символом восстановления духовных ценностей. Эксперты подчеркивают, что подобные инициативы способствуют сохранению исторической памяти и укреплению духовных связей в обществе. Восстановление Рождественского храма во Владычино призвано стать ярким примером того, как забота о культурном наследии способствует укреплению духовных и моральных ценностей в современном обществе.
Архитектура
Имя архитектора, который строил здание, не сохранилось. Стиль Христорождественской определяют как сочетание «русского», который преобладает, а также элементов других архитектурных направлений. Действительно, в традициях русского зодчества решена колокольня, напоминает об архитектуре Древней Руси основная часть храма, стрельчатые окна трапезной. Но сама церковь – краснокирпичная, то есть не «белокаменная», как строили русские зодчие, а декор некоторых частей фасада, например, углов, несколько напоминает о популярном у архитекторов тех лет стиле «модерн».
Примечательной деталью была колокольня, окончательно достроенная только к 1916 г. Здесь находились:
- пять больших колоколов, причем один из них весил 4 тонны;
- часы-куранты, большая редкость для села.
Интересные факты
- Царицынский дворец как атрибут власти.
В 18 в. Царицынцы отведены в полную собственность Куракину, чем пополняется список владельцев села, наряду с известными боярами Морозовыми, князем Голицыным и домом Романовых. Постепенно владения Куракиных расширялись, прилегающие земли выкупались и принимался грандиозный титул – «графское имение».
На протяжении более десяти лет продолжались строительные работы. Параллельно с парком и прудами возводился дворец – уникальное творение русских и иностранных мастеров. «Царицыно» постепенно превращалось в великолепную загородную резиденцию.
Дворец построен в популярном тогда стиле раннего классицизма. Перед ним на берегу Верхнего Царицынского пруда разбит партер-французский сад с цветниками и клумбами, подстриженными растениями, прудами и фонтанами.
Здания усадьбы создавались как атрибут власти и богатства, а потому в их архитектуре отражалось все величие XVIII в.
- Храм – древнейшее сооружение в районе
В 1676 году по указу царя Алексея Михайловича было начато строительство храма Живоначальной Троицы в большом селе Владычине. В годы правления императрицы Елизаветы Петровны советники царского двора братья Алексей и Лев Нарышкины, будучи владельцами Владычина, построили в селе каменный двухэтажный дворец. По некоторым данным, автором проекта стал известный архитектор Дмитрий Ухтомский, разработавший вместе с тем проект нового храма.
В 1884 году настоятелем храма стал священник Иоанн Воскресенский, оставивший о себе добрую память у сельчан. Именно он выступил с инициативой строительства в селе церковно-приходской школы, которая появилась в 1894 году. Но она приглянулась большевикам, которые после революции забрали ее под школу.
Решением Моссовета в 1932 году было конфисковано и здание храма. Церковную утварь вывезли в Главарино, а помещения заняли пионеры.
- Главный храм района
С 1812 года Троицкая церковь стала главным храмом района, а при ней появилась церковно-приходская школа. После смерти отца настоятелем храма стал его сын Василий, а в 1910 году он как «благонадёжный» стал священником лагерной церкви близ станции Щербинка. Его отец Иван вошёл в число учредителей Московского волостного земского собрания, собирали подписи для его избрания. Его преемником стал сын Василий, к тому времени уже священник.
В 1922 году из храма изъяли все ценности. Начались гонения на священнослужителей и верующих. В 1932 году Троицкая церковь была закрыта, настоятеля протоиерея Николая Троицкого арестовали и в том же году расстреляли. Через год арестовали и его сына Петра. Он благополучно вернулся из ссылки и более 35 лет прослужил в храме Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве.
Служители, приход
По «штатам» здесь положено было быть только священнику и псаломщику. Сохранились некоторые имена иереев, многие из которых практически прослужили во Владычино всю жизнь:
- в 1627 г. упоминается настоятель, о. Иродион Иоаннов;
- при другом священнике, Иоанне Андрееве, возглавлявшем приход с 1787 по 1803 гг., произошел памятный пожар, возведение нового здания;
- 27 лет служил во Владычино о. Прокопий Васильев (с 1803 по 1830 гг.);
- затем до 1867 г. его сменил о. Алексий Фирсов, после – о. Андрей Кашин.
Приход включал, кроме Владычино, еще 4 деревни. Известно, что в одной из них, Парыкино, была приходская школа. Но больше никаких подробностей о приходской жизни не сохранилось – лишь по стабильности состава местного духовенства, да по тому, как заботился народ о своем храме, понятно, что он был дружным, сплоченным. Об этом, наверное, свидетельствует еще то, что после революции 1917 г. богослужения здесь продолжались почти до начала Великой Отечественной войны.
Когда был разрушен
Датой закрытия церкви сейчас считают 1940 г. Сначала там намеревались открыть советскую школу – но это намерение не состоялось. После этого здание стал использовать местный совхоз «Борьба». Фото советского времени свидетельствуют: здание постарались сделать неузнаваемым, стерев память о том, что здесь было до революции. Без купола главной части церкви она действительно стала бы внешне похожа на «просто» склад – но до уничтожения колокольни, высившейся, хотя без купола, все эти годы, руки у безбожников не дошли. А внутри остались дореволюционные росписи.
Но с 1990-х совхоз развалился, здание забросили. Началось его прогрессирующее разрушение, особенно пострадала кровля. Другой бедой стала сырость: цоколь постепенно «ушел в землю», слои почвы отдавали влагу зданию, на стенах внутри появился характерный черный и зеленый налет. Именно сырость, да атмосферные осадки из-за провалившейся кровли, стали причиной гибели большей части росписей.
Планы на восстановление и их реализация
Таково было состояние здания, которое вернули православным в 1999 г., когда на селе образовался приход.
Лишь к 2003 г. удалось начать ремонт:
- установить купола на колокольне, в основной части храма;
- вставить окна;
- починить кровлю части здания, где находится престол Рождества Христова;
- возвести временный иконостас.
Так возникла возможность начать богослужения. Но по-прежнему разрушалась трапезная, средств на ремонт ее крыши не было: дыры, как говорит староста прихода Николай Кузнецов,закрывали даже кусками рекламных баннеров.
Непросто было служить также на главном престоле – изначально он предусматривался строителями как «холодный», то есть предназначенный для богослужений только с весны до осени. Попытались установить обогреватели, газовые тепловые «пушки», но все равно зимой иней покрывал стены.
Наконец, немало трудностей было с самим приходом.
Священник Димитрий Кузнецов
, сменивший на настоятельстве о. Александра Шелехова (принявшего приход с 1999 г.), рассказывал, что зимой на службы приходили не более 5 человек: ныне Владычино – деревня дачников, которых около 100, но постоянно проживают здесь человек 30.
У некоторых возникали даже мысли просто «законсервировать» церковь «до лучших времен». Вот что ответил на этот вопрос о. Димитрий в 2014 г., когда положение было особенно сложным:
«Делать этого нельзя ни в коем случае. Позолота, богатое убранство, дорогие иконы – это всё вторично. Главное, чтобы в храме шла молитва, и люди видели, что двери его открыты для всех. Будет совершаться в храме молитва – будет и приход, и всё остальное».
Именно так все случилось.
Современное состояние
С мая 2018 г. по настоящее время настоятель Христорождественской – священник Сергий Посохин.
15 июня того же года здесь отмечали 120-летие храма. На торжество привезли частицу мощей свт. Мелетия Рязанского, который когда-то стоял у истоков строительства. Теперь владыка, уже из Царства Небесного, благословил прихожан еще раз.
На фото Христорождественской – иконостас, уже явно не временный, а постоянный, облицованный мрамором пол, побеленные стены, на которых, однако, видны участки, где сохранились росписи: их реставрация не тронула. А еще вход в трапезную часть затянут полиэтиленовой пленкой: там явно идут еще работы.
Фото 2022 года
Но самое главное – судя по фото богослужений, приход явно существенно больше 3-5 человек 2014 г. Ведь даже многие пресловутые «дачники», большая часть населения Владычина, окрестных деревень – на самом деле наследники домов, земли своих бабушек, дедушек, выходит, не чужие здесь люди.
Вот как говорят о Христорождественской теперь:
«Порушенная святыня. Радуется сердце, когда видим возрождение».
«Доброе отношение духовенства» (Павел).
А вот что думает о восстановлении святыни настоятель прихода 2014-2018 гг. о. Димитрий Кузнецов:
«… Может быть, в том, что трудно и медленно идёт ремонт храма, и есть промысел Божий? Семьдесят лет рушили церкви, отвыкали от Бога. Путь обратно тоже не должен быть быстрым. Нет ничего страшного, что восстановительные работы идут постепенно, но кропотливо. В этом я вижу залог того, что люди, приложившие руки и силы к возрождению храма, будут ценить наследие прошлого».
Частые вопросы
Почему возрождение Рождественского храма во Владычино длится уже 23 года?
Возрождение Рождественского храма во Владычино заняло много времени из-за ряда факторов. Среди них: необходимость проведения археологических исследований на месте будущего храма, сложный процесс согласования проекта строительства, а также финансовые трудности.
Как повлияло возрождение Рождественского храма на местных жителей?
Возрождение храма было очень тепло встречено местными жителями. Многие из них принимали активное участие в строительстве, жертвовали средства на его восстановление, а после его освящения стали прихожанами.
Как выглядит Рождественский храм после реставрации?
После реставрации Рождественский храм был полностью восстановлен в своем первоначальном виде. Все элементы храма, включая внутренние росписи и иконы, были тщательно отреставрированы, а утраченные элементы воссозданы в соответствии с архивными материалами.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поддерживайте инициативы по сохранению и возрождению исторических памятников в вашем регионе. Ваши усилия могут сделать реальное влияние на сохранение культурного наследия.
СОВЕТ №2
Принимайте участие в благотворительных акциях и мероприятиях, направленных на восстановление и поддержку древних храмов и церквей. Ваш вклад может помочь сохранить историческое наследие для будущих поколений.
Уникальные артефакты и исторические находки
В процессе реставрации Рождественского храма во Владычино были обнаружены уникальные артефакты и исторические находки, которые бросают свет на богатую историю этого священного места. Среди наиболее значимых артефактов, обнаруженных во время работ, стоит отметить древние иконы, резные деревянные элементы декора, а также фрагменты древних рукописей и книг.
Особый интерес вызывают исторические находки, которые помогают воссоздать облик храма в разные исторические периоды. Найденные предметы и артефакты позволяют увидеть, как менялся интерьер и экстерьер храма со времен его основания до современности.
Каждый артефакт, найденный во время реставрации, становится своеобразным кусочком пазла, который помогает исследователям и археологам лучше понять историю и культурное значение Рождественского храма во Владычино. Эти уникальные находки не только обогащают коллекцию местного музея, но и позволяют погрузиться в мир древних традиций и обычаев, связанных с этим священным местом.