Аспид – одно из самых загадочных и удивительных существ, о котором ходят многочисленные легенды и мифы. В различных культурах аспид представляется как опасный василиск, змея семейства аспидов или даже как мифическое существо с уникальными свойствами. В данной статье мы рассмотрим, что на самом деле представляет собой аспид, и какие тайны скрывает это загадочное существо.
Эта статья полезна для тех, кто интересуется мифологией, фольклором и историей, а также для любознательных читателей, желающих расширить свои знания о мире мифических существ. Мы рассмотрим происхождение и разнообразные представления о аспиде, а также попытаемся разгадать его символическое значение в различных культурах.
Определение слова и ударение
Аспидом (ударение на первой букве) издревле назывались весьма опасные ядовитые змеи. Встреча с которыми для человека часто могла закончиться смертельным исходом. Особенно если эта змея гнездилась в каком-то потаенном месте, в которое кто-то сунулся, не зная, какое неприятное приключение его ожидает.
Интересный факт
Отсюда появилась такое выражение: «Змея подколодная». Буквально имеется в виду, что кто-то поднял некую колоду или другой подобный предмет, не зная, что под ним гнездится ядовитая змея, которая, напав на него, укусила его, отравив своим ядом.
В переносном смысле этого слова – это какой-то человек, который нам кажется хорошим и добрым, но на деле оказывается недобрым и злым. А еще зачастую, становится предателем, предав нас в чем-то и нанеся этим большой моральный и материальный ущерб.
Часто так называют неверных жен и женщин, которые втираются в доверие к мужчинам, а затем предают их со своими любовниками. Отсюда еще и выражение:
«Пригрел змею на своей груди».
Но в полной мере его можно отнести и к предателям мужчинам, которые обманывают доверчивых девушек и женщин, обещая им «золотые горы», а затем бросая с «прицепом», а то еще и хуже! Точно также его можно отнести и к тем мужчинам и женщинам, которые обманывают и предают своих благодетелей и покровителей.
Так что, слова «змея» или «аспид» обычно понимаются в крайне негативном контексте.
Росписи Свято-Владимирского собора в Киеве. Виктор Васнецов, Искушение Евы змеем
Что и неудивительно, ибо еще библейскому змию Господьсказал:
«Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту»
Эта вражда между человеком и змием и выражается в весьма негативном отношении людей к животным семейства змеиных.
Змея семейства аспидов
В научном отношении они определяются так:
«А́спиды, или аспидовые змеи (лат. Elapidae), — обширное семейство ядовитых змей, в состав которого включают 384 вида, объединяемых в 61 род и 2—3 подсемейства. Научное название происходит от др.-греч. ἀσπίς, ἀσπίδος — «аспид».
Желтогубый плоскохвост, или ужевидный морской крайт (лат. Laticauda colubrina) – ядовитая змея из семейства Аспиды (Elapidae). Она обладает сильным нейротоксическим ядом.
Попадание в человеческий организм всего лишь 1,5 мг токсинов приводит к летальному исходу.
Описание аспида
«Обладающие стройным телосложением, гладкой спинной чешуёй и крупными симметричными щитками на голове аспиды внешне напоминают ужей; их нередко называют также «ядовитыми ужами». Длина тела колеблется от 40 см у аризонского аспида до 4 м у чёрной мамбы и 5,5 м у королевской кобры. Голова у большинства видов закруглённая спереди и не отграничена от туловища шейным перехватом.
Зрачок круглый; у рода смертельные змеи — вертикальный. Левое лёгкое рудиментарно или вообще отсутствует.
Окраска разнообразная, но наиболее типичны два варианта. Крупные наземные и древесные формы (кобры, мамбы и др.) имеют серую, песочную, бурую или зелёную окраску, однородную или с неясным рисунком. Более мелкие формы (коралловые и украшенные аспиды) имеют на теле яркий, контрастный рисунок, состоящий из чередования красных, жёлтых, чёрных колец».
Мнение эксперта:
Аспид – это мифическое существо, которое встречается в различных мифологиях и легендах. Эксперты сходятся во мнении, что аспид обычно изображается как змей или дракон с ядовитым дыханием. В древнегреческой мифологии аспид часто ассоциируется с богиней Геей и символизирует силу и могущество. В разных культурах аспид может иметь разные атрибуты и значения, но общим является его связь с загадочностью и опасностью. В современном мире аспид часто упоминается как персонаж в литературе и фильмах, сохраняя свою загадочную привлекательность и символическое значение.
Аспид — это нечисть?
Учитывая роль змия в соблазнение прародителей Адама и Евы, змея не только воспринимается человеком крайне отрицательно, оно еще и очень часто отождествляется с нечистой силой, которая, собственно, руководила библейским змием в его искусительных действиях.
В этом отношении интересно, что в древности язычники, служа бесам, зачастую, почитали их под образами змей. К примеру, по мнению святых отцов и ряда ученых так возникло учение гностиков. Поскольку первые секты этой ереси назывались офитами или наасенами. И то, и другое слово означает змея (первое по-гречески; второе – по-еврейски). Причем, под образом обычных змей, они поклонялись именно тому библейскому змию, который соблазнил прародителей. Наивно и глупо считая его «вполне приличным существом, которое дало людям знание».
Мы также видим поклонению змею или дракону, как «богу», в Вавилоне(Дан.14: 23-27). Позднее такие драконы, как олицетворение и носители нечистой силы, т.е. бесов, упоминаются в житиях некоторых святых.
Святые и змеи: противостояние
Наиболее известное такое противостояние святого и дракона – это победа над ним святого великомученика Георгий Победоносца.
Чудо о змее. Начало XV в.
55.5 × 44 см
Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва, Россия
Находилась в собрании Н.Репникова. Приобретена у Н.Н.Ефремова.
Заметим, что до этой победы, жившие в данной местности язычники поклонялись этому дракону, как «богу», и даже постоянно приносили ему в жертву своих детей!
Сражения со змеями в легендах с картинками
Менее известна такая же победа над драконом или гигантским, чудовищным змеем другого святого – праведного Михаила Воина(память 22 ноября/5 декабря). Жители того места также отдавали этому чудовищу на съедение своих детей.
И вот как описывается само сражение св. Михаила со змеем: святой «пал на землю и стал молиться Господу Богу. Когда святой окончил молитву и встал, среди озера появился змий и, поднявши высоко голову и ударяя хвостом по воде, стал приближаться к берегу, раскрывши три свои пасти. Святый взял щит и меч и отсек лукавому три головы, с которыми он показался. Змий же, свернувши хвост, ударил святого в правую щеку и левую руку и причинил ему рану. Михаил упал без сознания, но скоро очнулся и встал».
По описанию сего чудища можно предположить, что это был пресноводный плотоядный динозавр – плезиозавр. Отличающейся относительно небольшой головой на длинной змееобразной шее, и использующий свой хвост в качестве водного движителя.
Его три головы – это, скорее всего, результат мутаций, вызванных скрещиванием близкородных тварей этого вида. Поскольку ко времени праведного Михаила Воина (девятый век по Р.Х.) их, по-видимому, осталось весьма мало.
В легендах
А если вспомнить еще многочисленные европейские легенды о таких же сражениях благородных рыцарей с подобными драконами, то, вопреки научным мнениям, можно предположить, что динозавры когда-то были современниками людей. Которые их и истребили. Ибо эти твари, несмотря на все эти «Парки юрского периода», были весьма уязвимыми, обладая ничтожным мозгом и, из-за своих громадных размеров, слишком медленной передачей нервных импульсов.
Из английского бестиария. Около 1300 года
И, вероятно, помочь выжить некоторым их змееподобным особям помогли бесы. Которые вселялись в этих зверюг, своими хитростями и поспешением компенсируя их безмозглость. По этой причине и язычники воздавали этим чудищам поклонение, как «богам», даже кормя их своими детьми, ибо в них обитали бесы, которых язычники, собственно, и почитали, как «богов».
С другой стороны, и бесам было приятнее получать поклонение в этом их исконном образе змия или дракона (ср.Откр.12: 9), чем в каменных или деревянных идолах. Вот такой-то нечистый симбиоз, отсюда и вполне обоснованное понятие о ядовитой змее, особенно большой — об аспиде, как о некой нечисти!
Аспид в славянской мифологии
Славяне придавали многим животным особые, мистические качества, наделяли их сверхъестественными свойствами. Таков аспид — одно из почитаемых существ наших предков. Воображение славян наделило их множеством фантастических черт. Аспиды в мифологии — гигантские змеи с птичьим клювом и двумя лапами, рогами, пятнистый. Он пожирает людей и скотину, а умирает он только от огня. Говорили, что он сам огонь извергает.
Аспид. Миниатюра из «Собрания о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита. XVIII в. (РГБ. Унд. № 688. Л. 69 об.)
В русских преданиях аспид связывается с таким персонажем, как Змей Горыныч. В других легендах Аспид — посланец Хаоса-Утгарда, творящий зло по всей Земле. О том, что Аспид — крайне отрицательный персонаж мифологии, свидетельствует и тот факт, что само его имя в русском языке стало нарицательным для злодея.
В ряде легенд образ Аспида сливается с диковинным образом летавцев — огненных змеев, которые соблазняют вдов и девиц, прикидываясь умершими или отсутствующими возлюбленными, мужьями:
«К им, говорят, что ночью змей ходит, летучий, конечно. Он прилетит, а она его ждет, думает, что это муж померший».
Отголоски этого мифологического предания мы находим в первоисточнике жития свв. Петра и Февронии.Где говорится, как у брата святого Петра возникла подобная проблема. Ибо к его жене, под видом ее мужа, повадился прилетать такой «аспид», которого потом и поразил святой Петр.
Битва святого Петра с драконом. Автор: Олег Скворцов, 6 лет
Более точно, такое весьма нечистое действие этого змея-аспида, т.е. этого беса блуда, называется крайним бесовским разженим плоти, симулирующим половой акт женщины с ее законным супругом. Сам этот бес в западной, более общепринятой терминологии, называется инкубом.
И, кстати говоря, они и в наше время встречаются и действуют. Опытные священники иногда сталкиваются с такими случаями, когда на исповедьприходит этакая 80-летняя бабушка-одуванчик и рассказывает, что намедни к ней пришел ее умерший лет 20 назад муж, и она провела с ним бурную ночь любви. Так что эти «аспиды» и в наше время действуют!
Интересные факты
-
Аспид — это общее название для нескольких видов ядовитых змей, принадлежащих к семейству Viperidae. Обитают аспиды в Африке, Европе и Азии. Они отличаются длинным, тонким телом, покрытым чешуей, и треугольной головой.
-
Аспиды обладают мощным ядом, который они используют для охоты и защиты. Яд аспидов содержит нейротоксины, которые воздействуют на нервную систему жертвы, вызывая паралич и смерть.
-
Аспиды являются достаточно агрессивными змеями, и не стоит приближаться к ним без крайней необходимости. Однако, если укус аспида все же произошел, необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью. При своевременном лечении укус аспида не смертелен.
Упоминание в Библии
В Библииони, как правило, упоминаются в очень негативном контексте – как ядовитое, злое и чрезвычайно опасные существа. Например:
-
- «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч.23: 32);
- «Яд у них… как глухого аспида» (Пс.57: 5);
- «Яд аспида под устами их» (Пс.139: 4).
И лишь пришествие Спасителя, как пророчествует о сем пророк Исайя, сделает этих аспидов и змей безопасными, ибо тогда:
«И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи»
Но самое интересное упоминание о сей, дарованной человеку Спасителем победой над аспидом, против нечистой силы в 90-м псалме:
«На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона»
Что означает фраза: «на аспида и василиска наступишь»?
В самом прямом смысле здесь речь идет о Спасителе, Который, будучи Богом, обладает этой властью попирать всю вражью силу, всех этих духовных змей — василисков и аспидов.
Из рукописи Бодлеянской библиотеки. 1511 г
Но эту же власть Господь передал сначала своим апостолам, сказав:
«Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк.10: 19).
А уже затем апостолы передали ее своим ученикам и последователям.
Поэтому обычно святые обладали властью над духовными аспидами и василисками, т.е. над бесовской силой, подобно Христу, изгоняя бесов из одержимых ими людей. Впрочем, по этой же заповеди Господней святым не вредили и обычные ядовитые аспиды и змеи, как это видно уже из Деяний Апостольских, где говорится о случившемся с апостолом Павлом на острове Мальте:
«Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог»
Ещё и василиск…
Насчет этого животного существует множество мнений. Некоторые считают его детенышем аспида. Другие – змеей с крыльями дракона и хвостом ящерицы. А другие, ученые, думают, что это обыкновенная кобра.
Аспид рукопись Британской библиотеки
Согласно мифологическим представлениям, в частности, древних славян считалось, что своим взглядом василиск был способен убивать человека или даже превращать его в камень.
В любом случае, в библейском представлении это животное, называемое василиском, кем бы оно ни было, является образом и олицетворением нечистой силы – диавола и его демонов.
Псалом 90:»Живый в помощи»
В заключение этой публикации приведем текст 90-го псалма с русским переводом:
Молитва
«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словеси мятежна.
Плещма Своима осенит тя и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни.
От вещи, во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе; к тебе же не приближится.
Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
Яко Ты, Господи, упование мое. Вышняго положил еси прибежище Твое.
Не приидет к тебе зло. И рана не приблизится телеси твоему.
Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.
На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
Яко на Мя упова и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его.
Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».
В русском переводе:
Хвалебная песнь Давида
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Частые вопросы
Кто такой аспид в мифологии?
Аспид – в мифологии древних славян крылатый змей, сын (либо воплощение) Чернобога, командующий ударными легионами темного воинства.
Кто относится к Аспидам?
Аспиды — обширное семейство ядовитых змей, населяющих тропические и субтропические области всех континентов (кроме Европы). Настоящий аспид — египетская кобра.
Чем опасен аспид?
Эта змея представляет известную опасность, так как при своих значительных размерах она может без труда укусить человека. При укусе аспид крепко вцепляется зубами и сильно сжимает челюсти. Процент смертельных исходов от укусов арлекинового аспида довольно велик.
Что означает на аспида и василиска наступишь?
Глухая аспида и василиска Аспида – крылатый змей с птичьими лапами, а василиска изображена получеловеком- полузмеей. В рукописном тексте о василиске говорится, что она “имеет лице улыскательно, егда человека увидит”, и различными кознями губит человека, живет же в непроходимых местах.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Исследуйте информацию о мифологии и легендах, связанных с аспидом, чтобы лучше понять его символическое значение и значение в различных культурах.
СОВЕТ №2
Изучите особенности внешности и поведения аспида, чтобы расширить свои знания о данном виде змей и его роли в экосистеме.
СОВЕТ №3
Познакомьтесь с мифами и литературными произведениями, в которых упоминается аспид, чтобы увидеть разнообразие интерпретаций этого существа в разных культурных контекстах.
Аспид в современной культуре
Аспид занимает особое место в современной культуре, оставаясь одним из наиболее загадочных и мистических существ. В литературе, кино и искусстве аспид часто ассоциируется с символикой изменчивости, хитрости и опасности.
В литературе аспид часто выступает как персонаж, обладающий зловещей загадочностью. Его образ используется для создания атмосферы таинственности и угрозы. Аспид может быть символом предательства, коварства или скрытых угроз, что делает его персонажем, вызывающим страх и тревогу.
В кино аспид также часто воплощается в виде змей или других опасных существ, которые символизируют зло и предвестие беды. Использование образа аспида в кино помогает создать напряженную атмосферу и подчеркнуть темные стороны человеческой природы.
В искусстве аспид может быть изображен как мифическое существо с человеческой головой и туловищем змеи, что подчеркивает его двойственную природу и противоречивость. Художники часто используют образ аспида для передачи сложных эмоций и идей, таких как смерть, изменчивость времени и вечный конфликт добра и зла.