Августин Блаженный, выдающийся римский философ и богослов, оказал огромное влияние на развитие западной мысли и христианской теологии. Его учение о грехопадении, свободе воли, божественной милости и понимании времени остаются актуальными и вдохновляющими до сегодняшнего дня. В данной статье мы рассмотрим жизненный путь Августина, основные идеи его философии, значимые труды и запоминающиеся цитаты, чтобы лучше понять его вклад в мировую мысль и значение его наследия для современности.
Биография
Блаженный Августин Аврелийродился в 354 году в Тагасте, в Нумидии (современный Тунис). Этот североафриканский город был когда то завоеван Карфагеном и являлся своего рода римской колонией. Августин говорил и писал на латинском языке.
Его семья была обычным по тем временам союзом римского патриция-язычника и простой благочестивой женщины. Мать Августина Моника была христианкой, впоследствии канонизирована.
Полезные материалы
Из автобиографической «Исповеди» блаженного, известно, что своей кроткой жизнью ей удалось привести в христианство и своего мужа, он крестился незадолго до смерти. Считается, что по молитве матери и Блаженный Августин пришел к вере во Христа. Вслед за сыном св. Моника стала ученицей Амвросия Медиоланского. Она пыталась приобщить ребёнка к Церкви, но на тот момент влияние отца было сильнее, в детстве св. Августин крещен не был. Он принял крещение уже во взрослом возрасте, полностью пройдя процедуру катехизации.
В юности св. Августин Аврелий вел достаточно разгульный образ жизни, однако, с принятием и узнаванием христианства, он его полностью переменил. В каком-то смысле св. Августин выбрал для себя путь кающегося грешника, спустя столетия его повторит ещё один знаменитый католический святой — Франциск Ассизский.
Первое знакомство Блаженного Августина со Священным Писанием не произвело на него особого впечатления. В четвертом веке древний еврейский текст, переведенный на «койне», простонародный греческий диалект, возникший ещё в армиях Александра Македонского, показался вульгарным молодому римскому интеллектуалу.
Св. Августинсчитал, что Господь Ветхого Завета, жестоко карающий богоизбранный народ и милующий Христос Евангелия — разные Боги. Многочисленные библейские «гебраизмы» произвели гнетущее впечатление на утонченного, ищущего рационального объяснения Библии, Августина. Это убеждение, наряду с жаждой истины и привело его к манихейству, где он «потерял в шелухе» почти девять лет.
Последователи перса Мани интерпретировали Священное Писание в духе зороастризма, по сути они были сложносочиненной еретической сектой, впитавшей в себя восточные языческие культы, гностицизм и, возможно, арианство. Манихеи проповедовали дуалистическое учение, согласно которому, все божественное и светлое в мире, суть эманации от Бога-Отца, а сотворенный им Христос-Сияние сошел на землю и воплотился в Еву, чтобы преподать человечеству пути спасения. Св. Августин быстро перерос манихейство, а его следующим увлечение стала греческая философия.
В Карфагене он преподавал риторику, достигнув в этом определенных высот, там же продолжил изучать философию. Прочитав философские трактаты Плотина, Августин стал причислять себя к неоплатоникам, которых часто называют «христианами до христианства». Именно тогда он получил в свое распоряжение стройную логическую систему греческих мудрецов, – Платона и Сократа.
Неоплатонизм – синтез научных, религиозных, философских, а значит и рационалистических систем, учит о непознаваемости трансцендентного Бога (Единого) и возможности изучения его снисходящих в мир эманаций. Эта система имеет иерархию, понятную и христианству. Постепенно познавая божественные проявления в материальном мире, разум человека возносит его к запредельному Единому. Всего один шаг отделял Августина от понимания, а значит и принятия Евангельской вести.
В 393 году Августин жил в римском городе Медиолане (современный Милан), где выступал со своими знаменитыми лекциями один из четырех великих учителей Церкви, св. Амвросий Медиоланский. Слушая его, Августин все больше проникался красотой христианского вероучения, он нашел свою истину во Христе. Спустя некоторое время, Августин Блаженный принял Таинство Крещения.
После того, как отошла ко Господу его мать, св. Моника, Августин вернулся на родину в Тагаст. Полученное наследство он отдал на нужны Церкви и уехал в город Гиппон, где принял священнический сан, а в 395 был рукоположен во епископы.
Уже тогда св. Августин Аврелий был известным апологетом, а прошлое ритора и хорошее знание философии, привели его к занятиям теологией. Он оставил после себя колоссальное литературное наследие, которое включает в себя труды по апологетике, догматико-полемические трактаты, работы по нравственному богословию, гимнографию и проповеди.
Мнение эксперта:
Августин Блаженный, известный также как Святой Августин, является одним из величайших мыслителей и теологов западного христианства. Его философские и богословские труды оказали огромное влияние на развитие западной культуры и христианской мысли. Эксперты отмечают, что философия Августина сосредоточена на проблемах веры, разума и свободы воли. Его учение о грехопадении, благодати и предопределении остается предметом обсуждения и исследований до сегодняшнего дня. Августин Блаженный считается одним из основоположников западной христианской теологии и его вклад в развитие философии нео-платонизма также признается экспертами.
Труды
Творчество св. Августина послужило своеобразной «закваской» для богословской школы всего западного христианства. И поныне его творениявдохновляют многих авторов.
Существует три фундаментальных труда св. Блаженного Августина Аврелия Иппонийского, они содержат в себе всю полноту его богословия. Это автобиографичная «Исповедь», догматическая работа – «Трактат о Троице»и историософское учение « О Граде Божьем».
Христос на троне, архангелы Михаил
и Гавриил и св. Григорий, Мартин, Амвросий и Августин
Первая половина XII в.
Собор Санта-Мария-Ассунта, Торчелло, Италия
Мозаики в апсиде диаконника.
Богословские изыскания св. Августина сложно назвать полностью оригинальным, например, его трактат о Троице – размышление на тему всех известных на тот момент интерпретаций тринитарной догматики. Св. Августин Аврелий – один из святых отцов, допускающих и практикующих рассудочное познание Бога «инрацио», в противопоставление восточной богословской школе, основой которой был исихазм – практическое, опытное богопознание.
Онтология Августина отчасти обоснована его философским мировоззрением. Христианские неоплатоники, к числу которых принадлежал Августин, отождествляли Единое платонизма с Единым Богом, а абсолютный разум или Логос с Сыном Божьим, Иисусом Христом. Бытие, созданное благим Господом, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует и происходит от Бога, есть благо.
В теодицеесв. Августина, зло не имеет своей сущности, поскольку не сотворено, оно есть противоположность добра, его недостаток, повреждение или порок, своеобразная порча. Источник благого бытия – Господь, наивысшая степень блага, красоты, самая прекрасная форма всего. По Августину Блаженному, мирсуществует в постоянном акте его сотворения Богом, он даже только поэтому и существует, что не иссякает творческая сила Господа. Творец один и мир один, какие то иные миры – игра воображения.
Боги душа – главные объекты человеческого познания: бытие человека в его духовной составляющей, подобно бытию Бога, значит, оно познаваемо с помощью разума, а бытие вещей узнается из чувственного опыта.
Св. Августин в своих книгахпишет об акте интроспекции, как о возможности познания человеком Бога, через образ Божий, заключенный в самом человеке. Он анализирует идею Бога в соотношении с человеком, а человека в отношении к Творцу. Философская антропология Августина наполнена любовью к Богу и к сотворенному Им миру.
Душа, учит св. Августин Блаженный, нематериальна и не конечна. Идея о происхождении и бессмертии душине была им определена окончательно. Он колебался между идеей перехода души от родителей к младенцу и идей творения ее Господом.
Учениесв. Августина Аврелия о Святом духе логически вытекает из его представлений о Святой Троице, оно несколько отличается от традиционного. По учению каппадокийцев, Три Лица Пресвятой Троицы отличаются лишь отношениями лиц друг ко другу – Отец вечно рождает Сына (Логоса), Сын вечно рождается от Бога Отца, а Святой Дух вечно исходит от Бога-Отца. Выражение «Бог есть Любовь», относится ко всей Троице. Скупое, на первой взгляд описание, происходит из апофатической богословской традиции, в которой одно из божественных качеств – непознаваемость.
Опираясь на опыт самопознания Августин постулирует : «Святой Дух не может быть безымянной ипостасью, а значит, исхождение Святого Духа и есть та самая любовь Отца к Сыну и Сына к Отцу».
Интересно, что св. Августин строит выводы интроспективно, анализируя человеческие отношения. Отец же любит свое дитя, а дитя же любит отца, от них исходит сама любовь, рассуждает св. Августин. Если в восточном христианстве не могли отличить, чем любовь отличается от исхождения, в западном богословии надолго закрепился взгляд Августина Блаженного – Святой дух есть любовь.
Знаменитое «филиокве», послужившее яблоком раздора между Римом и Византией, отчасти, обязано своим появлением неверно понятым августианским представлениям о Святом Духе.
Согласно учению Августина Блаженного о первородном грехе, Бог сотворил первых людей, в особом состоянии свободы воли и дал им заповеди, для того, чтобы люди исполняли их. Из состояния свободной воли или «возможности согрешить», люди, постепенно, пребывая в любви и послушании Господу, должны были перейти в состояние «невозможности грешить».
Условием этого перехода была «благодать первозданной праведности». Нарушив заповеди, люди лишились этой благодати и стали неспособны сопротивляться злу. Их новое состояние – «невозможность не грешить». Некоторые западные современные авторы считают, что св. Августин создал эту концепцию в полемике с монахом Пелагием, учившем, что первородный грех никак не повлиял на природу человека.
По св. Августину, болезни, скорби и смерть, ставшие следствием грехопадения необходимы, чтобы ограничить нашу способность творить зло.
Грех прародителей снимается в Таинстве Крещения. Человеку вновь преподается « благодатьпервозданной праведности» и он возвращается в первозданное благодатное состояние «возможности не грешить». Августин Блаженный учит, что если человек не крещен, он не имеет «благодати первозданной праведности», судьба некрещеных ужасна, даже младенцы не попадут в Царствие Небесное, так как на них остался первородных грех. В православной догматике это учение считается теологуменом, частным богословским мнением.
Авторитет блаженного Августина способствовал появлению традиции массового крещения детей. В западной христианской традиции крещение новорожденного стало своеобразной гарантией спасения его души. В восточной традиции ряд святых отцов говорят о тайне божественной сотериологии, например, св. Григорий Нисский учит, что Бог спасет всех.
Ещё один важный аспект августианской концепции о грехопадении — моноэнергизм. По св. Августину, в результате грехопадения Адама и Евы произошло тотальное повреждение человеческой природы. Из трех составляющих человека – чувств, разума и воли, сильнее всех пострадала именно воля и меньше всего – разум.
Человек стал полностью безвольным существом. Он не только не может спастись, а даже не может захотеть спасения. Бог Сам избирает человека и, как бы подталкивает его, даруя необходимую для этого благодать. И человек не в силах отказаться. Вначале благодать вызывает в нем желание Царства Божия, в ответ на желание, которое по сути и производит Бог, благодать дарует человеку веру и приводит к праведной жизни. Никакой заслуги человека здесь нет и быть не может. Со св. Августином не согласны восточные учителя Церкви, создавшие учение о синергии, «соработничестве» человека и Бога в деле спасения.
Для того, чтобы логически объяснить, как Бог выбирает, кого спасти, а кого нет, св. Августин ссылается на божественное качество всеведения. Всеведущий Господь предвидит, кто из людей спасется, поэтому именно им дарует благодать и ведет их в Царствие Небесное. Что будет со остальными, Блаженный Августин не уточняет.
Учение о заслугах человека перед Богом стало основной чертой протестантизма. Не менее важным для развития философской и исторической европейской мысли явилось сочинениесв. блаженнного Августина Аврелия «О Граде Божьем». На страницах этой грандиозной двадцати двух томной книги, он хотел осмыслить судьбы человечества от Адама и Евы до наших дней. Это взгляд на историюне как на цепь хаотических, не связанных между собой событий, а первая попытка историософии – поиск мудрости Божьей в истории человеческого бытия.
Два града существуют на земле Град Божий, созданный любовью Бога к человеку и Град Земной, следствие человеческого эгоизма, его любви к самому себе – град греховный и злой. По св. Августину, два града переживают шесть главных эпох: от сотворения Адама до рождения Христа. Шестая эпоха началась с Христа и закончится Страшным Судом, тогда граждане «града Божия» получат райское блаженство, а граждане «земного града» подвергнутся вечным мукам.
Воплощением Града Земного для св. Августина Аврелия был Рим – центр гонений на христианскую Церковь. Сочинение о «Граде Божьем» святой написал, под впечатлением от разорения «вечного города», которое он считал наказанием за грехи. В 410 году Рим был разрушен ордами вестготов. Несмотря на некоторую легендарность августиновой концепции, это была первая попытка создать христианскую философию истории.
В 430 году уже престарелый богослов и философ, добрый пастырь св. Августин Аврелий Иппонийский Блаженный разделил трагическую судьбу своего города, завоеванному дикими племенами вандалов. Он до конца оставался со своей паствой. Неизвестно, был ли он убит или умер во время нападения на Гиппон.
Учение этого почитаемого в трех конфессиях отца Церкви, заложило основу для дальнейших богословских и философских изысканий. Его нелегкая «многогрешная» жизнь, отчасти, стала опровержением моноэнергизма, а долгий путь к Господу, полный исканий, послужил примером того, что спасение возможно для каждого человек, путей много, все они открыты.
Августин Блаженный причислен к лику святых не только Восточной, но и Западной Церкви. В настоящее время есть церкви святого в Париже, Вене, и других городах. В Vв. христиане, спасаясь от ариан, увезли останки святого Августина в Кальяри (Сардиния), а в VIIIв. мощи были выкуплены Лиутпрандом — лангобардским королем (северо-западная Италия), а затем перенесены в столицу — Павию.
Цитаты
«Возлюби Господа и поступай как хочешь» приписывается Августину.
«Вера состоит в том, что мы верим тому, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим..» так же.
«Верховный Художник сочетал и расположил свои творения в одно прекрасное целое. Его благость, начиная с высшего и оканчивая низшим, не завидует никакой красоте, которая и может быть только от одного Него». Теологический трактат «Об истинной религии».
«И гордость ведь прикидывается высотой души.» Исповедь.
«Так что же такое время? Если никто меня о нем не спрашивает, то я знаю — что, но как объяснить вопрошающему — не знаю. Твердо же знаю я только одно: если бы ничего не проходило, не было бы прошедшего; если бы ничего не приходило, не было бы будущего; если бы ничего не было, не было бы настоящего. Но как может быть прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? А если бы настоящее не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность. Настоящее именно потому и время, что оно уходит в прошлое. Как же можно тогда говорить о том, что оно есть, если оно потому и есть, что его не будет. Итак, время существует лишь потому, что стремится исчезнуть». Исповедь.
^sss^Святой Августин Блаженный^sss^
Частые вопросы
Что лежит в основе философии Августин?
Основу августиновской философии составляет идея существования “двух градов” – божественного и земного. Религиозно-философская система Августина представляет собой соединение библейского мировоззрения с теми положениями неоплатонизма, которые приемлемы для христианского вероучения.
В чем состоит учение Аврелия Августина о граде земном и граде небесном?
Августин описывает историю человечества как сосуществование двух сил — Града Божьего и Града Земного. Град Божий — это мир высшего бытия, в котором люди будут «вечно царствовать с Богом». Августин рассматривал Тысячелетнее царство Христа, которое должно однажды воцариться, как воплощение Града Божьего.
Что утверждал Августин Блаженный?
Душа человека создается Богом и после этого существует вечно. В работе “О величине души” он Пишет, что душа “не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни огонь, ни соединение всех этих элементов или также некоторых из них” [1, 2]. Августин понимает человеческую душу как нематериальную сущность, как бестелесное образование.
Что по мнению Августина Аврелия образует основу души?
Говоря о человеке, философ Августин имеет в виду душу, как разумное и живое существо. Таким образом, можно представить онтологическую основу человека как образа Бога, и Августин прибегает к платоновской метафизике участия и образцовости.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед изучением философии и учения Августина Блаженного, рекомендуется ознакомиться с его биографией и контекстом времени, в котором он жил. Это поможет лучше понять исторические обстоятельства, влиявшие на формирование его мыслей.
СОВЕТ №2
Изучая философию Августина, обратите внимание на его понятия Бога, греха, свободы воли и спасения. Попробуйте сопоставить их с современными философскими и религиозными концепциями для более глубокого понимания.
СОВЕТ №3
Не ограничивайтесь только чтением текстов самого Августина. Изучайте комментарии и аналитические работы других философов и исследователей, чтобы получить разностороннее представление о его учении.
Влияние на современную философию
Августин Блаженный, также известный как Святой Августин, оказал значительное влияние на современную философию своими учениями и философскими трудами. Его мысли и идеи проникают многие аспекты современной мысли и философии, оставляя след в различных областях знания.
Одним из ключевых аспектов влияния Августина на современную философию является его концепция внутреннего мира человека. Он развивал идею внутреннего преобразования через веру и разум, что нашло отклик в работах многих современных философов и психологов. Его учение о внутреннем преобразовании и поиске истины продолжает вдохновлять исследователей и мыслителей в наше время.
Кроме того, Августин внёс значительный вклад в развитие этики и морали. Его работы по вопросам добра и зла, свободы воли и ответственности за свои поступки остаются актуальными и важными для современного общества. Многие современные философы обращаются к его трудам в поисках ответов на эти вечные вопросы.
Таким образом, влияние Августина Блаженного на современную философию проявляется в его учениях о внутреннем преобразовании, этике и морали, а также в его взглядах на человеческую природу и духовное развитие. Его мысли продолжают вдохновлять и провоцировать дискуссии среди учёных и философов по всему миру.