Библейская история о поединке Давида и Голиафа: древний эпос

В библейской истории о поединке Давида и Голиафа заложены глубокие уроки о силе веры, мужестве и неожиданных путях, которыми Бог помогает своим избранным. Эта история не только увлекательна и захватывающа, но и вдохновляет на преодоление трудностей и победу над невозможным благодаря вере и доверию в Божью помощь.

Кратко о борьбе евреев против других народов

Еврейским племенам, осевшим после странствий в Ханаане («земле обетованной»), пришлось отстаивать свое право на эти территории с оружием в руках, сражаясь с различными народами, как с пришлыми, подобно самим евреям, так и проживавшими здесь издавна.

В Библейской истории этот период носит название «эпоха Судей». Судьями называли вождей евреев, излагавших волю Божию о народе. Они прославились своей борьбой с чуждыми племенами. Евреям приходилось сражаться с хананеями, моавитянами, мадианитянами, аммонитянами, амаликитянами и другими этносами. Всего от времен Иисуса Навина (преемника Моисея) до Самуила (последнего судьи) прошло примерно 350 лет.

Полезные материалы

В XIII веке до нашей эры еврейским племенам пришлось отражать нападения завоевателей, получивших наименование «народов моря», поскольку они вторглись на побережье Египта и государств Ближнего Востока со стороны Средиземного моря. «Народы моря» именовались в ассирийских источниках «пилишти», а в Септуагинте приводится другой вариант этого названия, дошедший и до наших дней – «филистим», филистимляне. Этот народ дал название Палестине.

Большинство исследователей склоняются к мысли, что родиной филистимлян был остров Крит. Филистимляне владели искусством обработки железа, строили боевые корабли, у них были колесницы, отличные по тем временам доспехи и вооружение. Их отряды наводили страх даже на такие могущественные государства, как Египет и Хеттская империя. Евреям, уже осевшим на плодородных долинах Ханаана, пришлось вести долгую и кровопролитную борьбу с захватчиками.

Филистимляне овладели пятью городами Ханаана, создав союз, который постоянно грозил народам этого региона, среди которых были и евреи. Поклонялись филистимляне Дагону, Астарте и Бааль-Зебубу. Монотеистов евреев ужасали кровавые культы язычников. Неслучайно они наделили филистимских «богов» демоническими чертами, а имя Бааль-Зебуба со временем стало одним из бесовских имен (Веельзевул).

Опасный внешний враг подтолкнул разрозненные еврейские племена, управляемые судьями, к объединению и созданию собственного государства, во главе которого стоит единоличный правитель – царь.

В Библии подробно описывается, как последний из судей, первосвященник Самуил, избрал на царство Саула, сына простого земледельца Киса из колена Вениаминова.

Саулу удалось объединить народ и отразить несколько нападений филистимлян, а также успешно сразиться с амаликитянами. Но с первых же шагов своего правления Саул показал, что не может и не желает быть послушным орудием в руках Всевышнего. Между тем, именно эта покорность воле Божией была первым и обязательным условием успешного правления царя над народом. Пророк Самуил, избравший Саула и помазавший его на царство, не раз укорял своевольного правителя за гордыню, однако Саул всякий раз вновь нарушал данное им обещание и поступал вопреки советам и прямым внушениям Самуила.

Убедившись окончательно, что Саул не отвечает идеалу царя, Самуил обратил свой взор на Давида, сына Иессея из колена Иудина. Эта семья жила в Вифлееме. Голос Божий указал Самуилу на Давида, как на будущего царя и преемника Саула. Первосвященник тайно помазал юношу на царство, однако, до поры до времени Давид продолжал мирно жить в Вифлееме и пасти стада своего отца, играя на арфе.

Памятник Царю Давиду в Иерусалиме

Памятник Царю Давиду в Иерусалиме

Тем временем, Саула настигла душевная болезнь, которую нельзя считать ничем иным, как следствием его своеволия и непослушания воле Бога. Он впал в черную меланхолию, приступы которой временно облегчали звуки арфы. Царские прислужники привели во дворец Давида, который был известен как искусный музыкант. Только его игра и могла успокоить несчастного Саула.

Мнение эксперта:

Библейская история о поединке Давида и Голиафа является одной из самых известных и вдохновляющих историй о победе силы духа над физической мощью. Эксперты отмечают, что данное событие символизирует принципы храбрости, веры и неожиданных побед. Давид, молодой пастух, смог одолеть гиганта Голиафа лишь с помощью пращи и камня, демонстрируя, что искренняя вера и уверенность в своих силах могут преодолеть любые препятствия. Эта история напоминает нам о важности самоуверенности, настойчивости и веры в свои способности, даже когда все кажется невозможным.

Давид и Голиаф: поединок (видео фильм)Давид и Голиаф: поединок (видео фильм)
Факт Деталь Значение
Давид Пастух, помазанный Богом Символ смирения, веры и доверия
Голиаф Великан-филистимлянин, чемпион Символ гордости, высокомерия и военной мощи
Поединок Давид побеждает Голиафа пращей и камнем Символ победы добра над злом, веры над гордостью
Оружие Давида Праща и камень Символ простоты, веры и доверия
Оружие Голиафа Меч, копье и щит Символ военной мощи, гордости и высокомерия
Результат Давид побеждает Голиафа Символ победы добра над злом, веры над гордостью
Урок Бог может использовать любого, невзирая на его размер или силу, для достижения Своих целей Символ важности смирения, веры и доверия

Содержание подвига

Через некоторое время началась новая война с филистимлянами. Со стороны противника на евреев выступило огромное войско, среди которого выделялся своей мощью филистимский воин Голиаф. Он ежедневно выступал из рядов своих закованных в броню соплеменников и вызывал на единоборство евреев. Исход поединка мог решить исход всей войны. Нужно отметить, что подобные поединки знакомы и позднему средневековью, их воздействие на моральное состояние войска и исход всей битвы зачастую было колоссальным. Более того, масштабных боевых действий вовсе можно было избежать, удовлетворившись результатами такого поединка как волей Божией (язычников не чужда была хотя и мрачно искаженная, но всё же вера в своих ложных богов).

Поскольку в армии Саула никто не решался ответить на вызов филистимского богатыря, Голиаф насмехался над евреями и всячески поносил их за трусость.

Саул пообещал свою дочь в жены тому, кто решится выйти на единоборство, но желающих по-прежнему не было.

Как-то в войско евреев прибыл юноша Давид, чтобы проведать своих братьев, служивших под началом сауловых воевод. Он увидел Голиафа, услышал его насмешки и издевательства над евреями, возгорелся духом и решил принять вызов. Саул предложил юному смельчаку доспехи и меч, однако Давид отказался от оружия.

Бой: как и чем безоружный пророк поразил великана

Выйдя против великана Голиафа, закованного в медную броню, вооруженного тяжелейшим копьем и мечом, юноша Давид не взял никакого оружия, кроме пращи, при помощи которой он поражал волков, охотившихся на овец. Увидев это, Голиаф закричал:

«
Что ты идешь на меня с палкою [и с камнями]? разве я собака?» (1 Цар. 17:43)

Давид отвечал ему:

«Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам труп твой и трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши». (1-я Цар., гл. 17, 45-47).

Давид вложил камень в пращу, раскрутил ее над головой и так метко метнул свой снаряд, что он поразил Голиафа прямо в лоб.

Гигант рухнул бездыханный. Давид тут же подбежал к поверженному врагу и отсек ему голову его же мечом.

Гибель Голиафа решила исход противостояния: филистимляне ударились в бегство.

Успех Давида был не просто победой в стычке двух противников в военном конфликте. Подвиг помазанного на царство пастыря предрешил развитие истории еврейского, и не только еврейского народов, на столетия и тысячелетия вперед, ибо имел не только военный, но и глубокий духовный смысл.

Об убитом гиганте

Интересный факт

Голиаф был филистимлянином, уроженцем города Геф. В Библии сказано, что росту он был шести локтей с пядью, то есть немногим менее 3 метров. Его доспех весил порядка 5000 сиклей, то есть 57 килограммов (1 сикль соответствует 11,4 грамма). Библейская традиция считает Голиафа рефаимом, то есть потомком великанов.

Последствия победы в битве

Искусный в воинском деле, Голиаф был воплощением мощи и гордости народа филистимлян, жестоких завоевателей и язычников.

Против этого гиганта и силача выходит неприметный юноша, вооруженный лишь верой в Господа и пастушеской пращей. Его победа над Голиафом положила конец нападениям филистимлян и стала началом самого блестящего периода древнего еврейского государства. Сам же Давид не только положил начало династии царей Израиля, из его потомков выйдет Мессия Иисус Христос.

Пророк Давид_3684

Иконография: Давид, пророк, царь. Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-е. Происхождение: из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря. Материал: дерево, темпера. Материал оклада: серебро. Размеры иконы: высота 78,2 см, ширина 61,3 см. Поясное изображение пророка Давида со свитком в руке. НГОМЗ 2759. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Саул действительно выдал замуж за Давида свою младшую дочь, Мелхолу, влюбленную в народного героя. Впрочем, намерением Саула было погубить Давида через неё. Впоследствии она поможет Саулу бежать от подосланных Саулом убийц, будет вторично выдана замуж отцом, а по возвращении законному мужу Давиду останется бездетной.

В то же время, Божие благословение и заслуженная любовь народа и породили в отверженном Сауле ревность и страх потерять власть. Началась долгая череда скорбей для гонимого пророка Давида, молитвенные воздыхания которого человечество услышит из богодухновенной Псалтыри.

Интересные факты

  1. Согласно некоторым источникам, имя Голиафа происходит от древнееврейского слова “golah”, что означает “изгнание”. Возможно, это имя указывает на то, что Голиаф был изгнан из своей страны или из своей семьи.
  2. Физические размеры Голиафа поражают воображение. Согласно Библии, он был ростом 2,89 метра и весил около 270 килограммов. Это означает, что он был почти вдвое выше среднего роста человека того времени.
  3. В некоторых версиях Библии говорится, что Голиаф был не просто воином, но и великаном. Он был настолько большим, что его голова возвышалась над верхушками деревьев.
👉✝️ Давид и Голиаф - Библия для детей. 6-я серия👉✝️ Давид и Голиаф – Библия для детей. 6-я серия

Духовное значение подвига

Поединок пастуха и воина является прекрасным подтверждением того, что лучшим оружием в бою является совершенное смиренное упование на помощь Божию в правом деле, а гордая уверенность в себе — посрамляет.

Ветхозаветный царь Давид_4566

Иконография: Давид, пророк, царь. Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Псков (?) Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 72,3 см, ширина 53,3 см. Икона Пророческого ряда. Изображение царя Давида в трехчетвертном повороте с развернутым свитком в руке. Инв. № 1585. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. Т. 2. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: Северный Паломник. 2012. № 179

В чем духовный смысл этой победы? Жизнь любой живой твари принадлежит Богу и находится в его в руках. Лишь силою и помощью Божией способен человек спастись или хотя бы сделать что-то доброе. Совершенное упование на помощь Божию с верой привлекает эту помощь.

Толкуя Псалтирь, профессор Лопухин пишет:

Пс.143:1
.
Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,

Давид свою победу над Голиафом приписывает Божественной помощи, о которой он и молил пред вступлением в битву.

Пс.143:3
.
Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?

Избрание Давида и помазание его пророком Самуилом в цари над Израилем наполнило Давида чувством благоговения пред Богом, Который его, ничтожного из людей, удостоил, однако, великого избрания и назначения. В последнем – проявлении великой милости Бога к Давиду. Победа Давида над Голиафом сделала имя его самым популярным среди еврейского народа. В честь его составляли песни и ставили его выше Саула. Сердца евреев заметно склонялись к Давиду, что замечал и Давид и в чем он видел начало исполнения над ним Божественного назначения быть царем над Израилем, почему и говорит, что Господь
«подчиняет
ему
народ»
(
Пс.143:2
).

Пс.143:4
.
Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень.

Может быть, что слова этого стиха относятся к Голиафу, который, при уверенности в своей силе и победе над Давидом, не предполагал, как близка к нему гибель.

7

Октября

2008 года

В Иерусалиме открыт монумент царя и пророка Давида вблизи от места его погребения на средства российского фонда. Открытие памятника вызвало негативную реакцию со стороны ультраортодоксальных иудеев. Памятник был осквернен и в последующем демонтирован без широкой огласки.

Вероятно, именно поэтому поединок Давида и Голиафа уже не одно столетие является одним из самых известных эпизодов Библейской истории, источником вдохновения для многих произведений искусства от полотен Возрождения до современного кинематографа. Люди черпают в этом сюжете убежденность в том, что Господь дарует победу не сильным, а правым.

Автор: Ольга Ельникова.

Видео

Мульфильм для детей: «Истории Ветхого Завета. Давид и Голиаф»

Видеорассказ о победе Давида над Голиафом в цикле «Закон Божий»

Библейский фильм "Давид и Голиаф"Библейский фильм “Давид и Голиаф”

Частые вопросы

Что случилось между Давидом и Голиафом?

Давид побежал навстречу Голиафу. Он быстро бросил камень с помощью пращи. Камень ударил Голиафа в лоб, и великан упал на землю. Господь помог Давиду победить Голиафа без меча и брони.

Кто убил Давида?

И возвратился к царю Саулу. И тогда покинул дух нечистый Саула, и замыслил он погубить Давида, и призвал одного богатыря из земли халдейской по имени Вастрала, чтобы тот убил Давида, а за это дадут за него жену Давида.

Где проходил поединок Давида и Голиафа?

Команда исследователей из Еврейского университета Иерусалима обнаружила в долине Эла город, подходящий под описание упоминающегося в 17-й главе Книги Самуила города Шаараим. Согласно библейскому тексту, у этого форпоста древнего Израиля состоялась схватка юного Давида с предводителем племени филистимлян Голиафом.

Каким оружием Давид убил Голиафа?

Речь идет о библейском эпизоде (Ветхий Завет), где иудей Давид победил воина-великана Голиафа (он был филистимлянин). Для победы он использовал пращу. Это старинное оружие, которое использовали в античности и средневековье, причем не только в Европе и Азии, но и у инков в Южной Америке.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите контекст истории о поединке Давида и Голиафа, чтобы понять глубинный смысл этого события в Библии.

СОВЕТ №2

Примените уроки из этой истории к своей жизни: не бойтесь стоять против трудностей, даже если кажется, что они непобедимы.

СОВЕТ №3

Используйте свои уникальные способности и дары, как это сделал Давид, чтобы преодолеть любые препятствия на своем пути.

Исторические факты о поединке

Поединок между Давидом и Голиафом является одним из самых известных событий из Библейской истории. В соответствии с Первой книгой Царств, Голиаф был филистимлянином, который вызывал на бой израильтян двадцать дней подряд. Он был высоким и сильным воином, одетым в доспехи и вооруженным мечом, копьем и щитом. Его рост, по некоторым источникам, достигал девяти футов (около 2,7 метра), что делало его устрашающим противником.

Давид, с другой стороны, был молодым пастухом, посланным своим отцом принести провиант своим старшим братьям, находившимся в войске. Увидев Голиафа и услышав его насмешки над израильтянами и их Богом, Давид решился сразиться с великаном. Он отказался надевать доспехи и вооружение, предложенные ему царем Саулом, и взял лишь пращу и несколько камней из потока.

В ходе поединка Давид попал камнем в лоб Голиафу, тот упал лицом вниз, и Давид, несмотря на разницу в силе и вооружении, обезглавил великана своим же мечом. Этот эпизод стал символом победы праведности и веры над силой и гордыней.

Оцените статью
Добавить комментарий