В статье рассматривается тема «Чаю воскресения мертвых» из Символа веры. Эти слова вызывают много вопросов и размышлений у верующих. Важно понять истинное значение этого выражения и его значение для христианской веры.
Мнение эксперта:В словах Символа веры о «чаю воскресения мертвых» заключена глубокая символика, которая трактуется различными образом экспертами. Некоторые исследователи считают, что это выражение отсылает к духовному возрождению и возвращению к жизни после смерти. Для других же «чай воскресения мертвых» символизирует обновление и возрождение внутреннего мира человека, его духовное преображение. Таким образом, эти слова могут толковаться как призыв к внутреннему преображению и возрождению души, к поиску новых смыслов и целей в жизни.https://www.youtube.com/embed/L4CCAIsnT_wТолкование «Чаю воскресения мертвых»
«Символ» поется или читается на церковно-славянском языке, несколько отличным от современного русского. Славянское «чаять» означает, прежде всего, «надеяться», что всеобщее «из мертвых востание», по Слову Божию, будет.
Русский богослов В.Н.Лосский обращал внимание на то, что греческий оригинал Символа использует более точный глагол «προσδοκοῦμεν» («просдоко»), который означает не столько надежду, сколько – нетерпеливое, горячее ожидание. Это значит:
- что всеобщее воскресение непременно случится, верующий не просто «надеется», но – твердо уверен;
- то же, что выражено заключительными словами «Откровения» св. Иоанна Богослова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»; христианин ожидает свершения того, что предопределено, желая, по слову Апостола, не только сам «разрешиться и быть со Христом» (Флп.1:23), но чтобы весь мир соединился с Богом.
Для такой твердой уверенности христианин имеет два основания:
- Писание Ветхого, Нового Заветов, ясно говорящее, что мертвые умерли не навечно – временно;
- случаи действительного возвращения людей из иного мира, о которых говорит как церковное предание, так – по Божию промыслу, в последние годы нарастания безверия – опыт совсем нецерковных людей, у которых после воскресения совершенно изменялась жизнь.
https://www.youtube.com/embed/vfJh0oLmufgО воскресении мертвых
Христианство – по сути, единственная из мировых религий, говорящая о об этом столь подробно, точно – причем настаивающая на том, что без этого догмата веры «тщетна проповедь», даже сама религия.
Пророчества Иезекииля
Воскресению веровали также иудеи, однако, Ветхий Завет содержит только одно упоминании об этом будущем событии. Его содержит пророческое писание Иезекииля. Святой рассказывает своем видении поля, наполненного сухими костями давно, может быть, столетия назад, умерших людей. Глас Господа повелевает всем этим людям ожить. Пророк пишет:
«И вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху…и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37:9-10).
Сам Иезекииль представляет видение как своего рода метафору –толкуя его как пророчество о восстановлении народа Израиля:
«Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня»…Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Иез. 37:11).
Но слова эти также понимаются, как предвестие грядущего через много веков события – изведения из гробов умерших, жизни нового века. На основании этого писания иудеи веровали, что однажды умершие оживут. Но – верили так не все.
Почему саддукеи не верили в воскресение мертвых?
Это одно из популярных у иудеев богословских направлений начало складываться примерно за 150 лет до Рождества Христова, а закончило существование после разрушения Иерусалимского храма (70 г. н.э.)
Особенностью учения саддукеев была опора только на Библейские книги Моисея (это пять первых книг, составляющих иудейскую Тору). Учение о воскресении (а также об Ангелах, духах, бессмертии души) признавалось ими позднейшим преданием, затемнявшим истинную веру, которую народ имел по исходе из Египта. А так как Писание о всеобщем воскресении упоминает, по сути, единожды, да еще в созданной позже Торы пророческой книге, то саддукеи считали учение ложным, по слову Христа, «не зная ни Писаний, ни силы Божией» (Мф.22:29).
Новый Завет о Воскресении мертвых
Что же имеет ввиду Господь, обличая таким образом саддукеев?
- во-первых, Писание ясно свидетельствует о бессмертии души; Христос прямо говорит, что любимая саддукеями книга Исхода содержит об это ясные упоминания; Бог не раз называет Себя «Богом Авраама, Исаака и Иакова», например, когда обращается к прор. Моисею из корящего куста терна;
- во-вторых, идея смерти как «исчезновения» вообще противоречит тому, что Бог – Источник жизни, а не смерти: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22:32).
Итак, несомненно: по смерти тела душа остается жива. Следовательно, остается ждать исполнения Божия замысла о человеке, как единстве тела и души, то есть преодоления смерти.
Свидетельства о Божьих чудесах: воскресение из мертвых
Первые из них – не словами учения, делом – содержат Евангелия. Здесь рассказывается:
- о том, что Христос воскресил дочь Иаира, начальника синагоги (Мк.5: 21-24), а также юношу из города Наин (Лк.7:11-18), сына вдовицы; последнее чудо случилось на глазах у сотен людей, несших умершего уже к погребальной пещере;
- о более поразительном чуде – воззвании «от врат смертных» друга Христа, жителя города Вифании,
Лазаря
; он был уже похоронен, причем находился во гробе четвертый день, так что тело уже, по законам природы, начало разлагаться; но вот звучит: «Лазаре! Гряди вон!», и умерший повинуется; - св. Матфей также упоминает о воскресении «многих святых», праведников, в момент смерти Господа на Кресте, когда «сверху до низу» разодралась храмовая завеса, открылось Святое Святых, рухнула преграда между человеком и Богом (Мф.27); но тогда время всеобщего воскресения еще не настало, так что впоследствии все праведники вновь упокоились во гробах.
Однако все эти чудеса меркнут перед главным – Воскресением Самого Христа на третий день после смерти на Кресте. Совершенный Бог и Человек, он победил смерть. А это значит, что все, доверившие Ему жизнь земную и будущую, тоже будут жить – с Ним.
Есть упоминания о подобных чудесах, творимых Апостолами, в их «Деяниях»: например, св. Петр воззвал к жизни девушку Тавифу, св. Павел – юношу Евтиха, выпавшего из окна. События подобного рода происходили также все последующие столетия. Остановимся на некоторых из них, случившихся сравнительно недавно в XIX-XX в.:
- о двух случаях воскресения молитвами свт. Иоасафа Белгородского рассказывала священник Иоанн Феофилов: 22 января 1881 г.после его обращения к святителю вернулся к жизни сын иерея, Александр, пяти месяцев, умерший от коклюша; кроме того, священник рассказывает о своем брате, который родился мертвым, но отец буквально вымолил ему жизнь, также прося о помощи свт. Иоасафа;
- на рубеже XIX-XX вв. по молитвам
прав. Иоанна Кронштадтского
вернулся к жизни умерший во чреве ребенок его духовной дочери, Елисаветы; незадолго до родов женщина почувствовала себя плохо, врачи констатировали смерть ребенка, начавшийся сепсис; но вот к умиравшей женщине прибыл о. Иоанн; после молитвы от сказал: «Господу Богу было угодно сотворить чудо! Было угодно сотворить чудо и воскресить умерший плод! Лиза родит мальчика…»; так все и случилось; - уже в наши дни подобное чудо случилось по молитва
блаж. Ксении Петербургской
в Германии: у одного из местных жителей умирала дочь, и, наконец, скончалась, причем оставалась мертвой около часа; отец горячо молился св. Ксении – и вдруг девочка оказалась живой; впоследствии ее отец окончил православную семинарию, принял священный сан.
Опыт каждого верующего, столкнувшегося с подобным чудом – уникален, но все же случаи воскресения последних 2000 лет представляют собой возвращение к прежней жизни с тем же, не изменившимся телом. Совсем иное ждет всех нас после события, которого «чают» христиане.
https://www.youtube.com/embed/rImZZVEZrLMЧто ждёт людей в Воскресение мертвых?
Бог не творил человека бесплотным духом, подобно Ангелам. Он состоит из бессмертной души и тела, ныне поврежденного грехом, а потому – умирающего. Но противоестественное разделение, причиняющее людям столько непереносимых страданий, однажды прекратится, цельность человека восстановится, он станет таким, каким сотворен Богом.
По слову св. Павла, произойдет это по всему лицу земли, «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1 Кор.15:51).
Каким будет человек?
Св. Павел, как известно, имевший особые откровения, даже – видевший
Рай
«до третьего неба», оказывается не в состоянии объяснить человеческим языком то, что ждет людей, так что использует аналогии, сравнения: например, он уподобляет тело умершего зерну, брошенному в землю – а новое тело колосу. А затем добавляет:
«Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении, сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1 Кор.15:42-43).
Кроме того, Апостол утверждает, что человек «изменится» по природе своей, ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор.).
Завесу тайны над этой новой жизнью лишь немного приподнимает событие Воскресения Христова. Евангелисты совсем немного говорят о том, каким стал Господь после этого. С одной стороны – Он был узнаваем, не изменился внешне, однако:
- проходил сквозь запертые двери;
- исчезал, появлялся там, тогда, когда считал нужным;
- изменял вид Лица Своего так, что иногда его не могли признать даже близкие ученики (например, свв. Лука и Клеопа, которым Господь встретился на пути);
- загадочны также слова, сказанные Христом св. Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне»; их приводит только св. Иоанн Богослов (Ин. 20:17), как сказанные при самой первой встрече близ уже пустой гробовой пещеры.
Не идут ли в человеческом теле при Воскресении некие неизвестные нам процессы? Не потому ли Тело Господа отпечаталось на
Плащанице
, в которую Погребенного завернули (природу отпечатка наука не знает даже до наших дней)? Все это вопросы, ответов на которые доискаться трудно, даже – невозможно. Да и не нужно: куда важнее иное: смысл события, которое, конечно, непременно состоится.
Куда зовет «последняя труба»?
Она не только пробудит из гробов умерших, но – призовет всех, каждого на последний Суд, который также называют Страшным. Чем же он страшен? Не гневом Божиим, который обрушится на грешников – Тот, кто всю жизнь ждал покаяния каждого, до последнего будет стараться помиловать. Ужасным окажется другое: жившие без Бога, отвергавшие Его, теперь оживут, чтобы без Него жить – целую Вечность. Не Бог отвергнет безбожников, но они, по множеству грехов, просто окажутся не в состоянии быть с Ним.
До этого действительно страшного момента мы все еще можем, молитвенно взывая к Божию милосердию, изменить участь тех наших близких, кто уже пребывает покинул земную жизнь, и, конечно, подумать о себе – какой она будет, наша «жизнь будущаго века», о которой поет Церковь каждую литургию. Пока Господь ждет покаяния каждого, еще есть время сделать выбор.
Частые вопросы
Что означают слова Чаю воскресения мертвых?
“Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь” — эти заключительные слова Символа Веры окружали изображение мертвой головы Адама со скрещенными под ней костями на черном знамени казачьего генерала Бакланова. Яков Петрович Бакланов (15 марта 1809 — 18 октября 1873) — герой Кавказских войн 1839 – 1859 гг.
Что значит Шеврон Чаю воскресения мертвых?
Нашивка с черепом – это символика легендарного генерала Бакланова. На шевроне вокруг черепа вышита надпись – “Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.”, это заключительные строки из православной молитвы Символ Веры, означающие бесстрашие православных перед смертью, ибо знают, что умерев – воскреснут.
Что такое быша в молитве?
«Имже вся быша» означает, что все существующее сотворено Им – Творцом неба и земли. Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Это означает, что мир сотворен Единым Богом – Святой Троицей.
Что значит чаю?
чаю (существительное) форма дательного или разделительного падежа множественного числа существительного чай ◆ Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю и значение каждого слова и выражения в Символе веры. Понимание их контекста поможет вам глубже вникнуть в суть высказывания.
СОВЕТ №2
Используйте дополнительные источники, такие как комментарии богословов или учебники по религиозной философии, чтобы получить более полное представление о значении каждой фразы в Символе веры.
СОВЕТ №3
Обсудите эти слова с духовным наставником или преподавателем религиозных наук. Их мудрость и знания могут помочь вам разгадать глубинные значения высказываний.
Исторический контекст и значение выражения «Чаю воскресения мертвых»
В выражении «Чаю воскресения мертвых» заключено глубокое символическое значение, которое имеет исторические корни и отражает основные принципы христианской веры. Это выражение входит в Символ веры, также известный как Никейско-Константинопольское исповедание, которое является одним из основных символов православной и католической церквей.
Исторический контекст этого выражения связан с догматическими учениями о воскрешении мертвых, которые занимают важное место в христианской теологии. В христианстве воскрешение мертвых рассматривается как одно из ключевых событий, связанных с концом времен и судом Божьим. Это также символизирует надежду на вечную жизнь после смерти.
Выражение «Чаю воскресения мертвых» указывает на веру в будущее воскрешение всех усопших перед судом Божьим и наступлении вечной жизни в Царстве Небесном. Для христиан это является одним из фундаментальных учений, которые формируют их веру и надежду на спасение.
Таким образом, выражение «Чаю воскресения мертвых» несет в себе глубокий духовный смысл, напоминая верующих о важности веры в воскрешение и надежде на вечную жизнь в Царстве Божьем.