Чем схимник отличается от монаха и инока в православии

Схимник, монах и инок – три основных образа православного монашества, каждый из которых имеет свои особенности и предназначение. В данной статье мы рассмотрим, чем схимник отличается от монаха и инока, каков образ жизни этого духовного статуса и какие принципы лежат в его основе. Эта статья позволит читателям более глубоко понять различия между этими тремя категориями монашества и почувствовать богатство духовного наследия православной церкви.

Кто такой схимник в православной церкви

Это монах, который принял высшую степень подвижничества. Слово это греческое, означающее «облик» или «внешний вид».

Мнение эксперта:

Схимник, монах и инок – три различных статуса в православной монашеской обители. Схимник – это монах, который принял схиму, символизирующую погребение для мира и возрождение для Бога. Он стремится к полному отречению от мирских забот и посвящает себя молитве и покаянию. Монах же, хоть и живет в обители, сохраняет связь с миром, выполняя служение и помощь нуждающимся. Инок – это человек, который принял постриг, но не обязан соблюдать строгие монашеские правила. Он может вести более свободный образ жизни, но также стремится к духовному совершенствованию. Каждый из них выбирает свой путь к Богу, отличаясь в степени отречения и преданности монашескому образу жизни.

Инок и монах - в чём разница?Инок и монах – в чём разница?

Чем схимник отличается от монаха и инока

Действительно, по первому взгляду он выделяется из среды других монашествующих: особой одеждой с белыми крестами, изображениями орудий Распятия Господа. Но различие не только внешнее. Он также может брать на себя особый подвиг – например, сугубая молитва, затвор или уединенное подвижничество.

Рясофор, великая и малая схимы

Сейчас существует три степени
монашества
:

  • рясофор, когда человек постригает власы, одевается в рясу, иногда – меняет имя, но обетов не произносит; сейчас такого брата или сестру именуют «инок», «инокиня»;
  • постриг в мантию, или малую
    схиму
    – при этом постриге имя меняется всегда, кроме того, произносятся три обета – нестяжания, то есть отказа от имущества, целомудрия (безбрачной жизни), послушания; такой пострижение получает право носить особый плащ, или мантию с 40 складками, а также клобук – особый головной убор; его определяют, как «монаха» или «монахиню»;
  • наконец, подвижник может возжелать сугубого подвига отречения от мира – молитвы, затвора; знаком этого становится пострижение в великую схиму – уже сказанные обеты как бы обновляются, произнесенные еще раз, повторно меняется имя; на постриженика возлагается особое облачение.

монашество

Монах за молитвой

Подобное деление монашествующих на три рода – дело времени сравнительно недавнего. Еще в XIX в. считалось, что слова «
монах»
и «инок»– синонимы. Ведь они означают суть делания ушедшего от мира
христианина
: просто «монах»– греческоеслово, происходящее от «монос», один. Оно подчеркивает уединение человека, его отделенность от людей. «Инок» же – славянское, означающее «иной», «другой», нежели те, кто остался жить среди житейской суеты, то есть тоже обозначает особенности того же духовного делания.

Читайте также:

  • Мирянин — это тоже профессия

История появления

Считается, что этот род духовного подвига мог появиться уже в первые века существования монашества – в Египте, Палестине, когда стало расти число подвижников.

Кто такие пустынники

Первые подвижники те лет, «ревнуя о дарах духовных» иногда жили вместе, но бывало, что удалялись из обители на уединение, в пустыни. Таких мест было немало на территории Египта, была также пустыня в Палестине – за рекой Иордан. Она была особо любима подвижниками, так как именно там жил св. Иоанн Крестительтуда ушел по Крещении Господь. Удаление от мира сначала, как говорит предание, прп. Павла Фивейского, затем – прп. Антония Великогоположило начало самому иноческому деланию.

Савва Освященный

Лавра Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине

Однако с умножением таких ревнителей о подвигах часто оказывалось, что уходили они на это делание часто без благословения, самочинно. К V в. на духовные нестроения среди тогдашних монахов обратило внимание священноначалие.

Великий образ

Интересный факт

Согласно 4 Правилу IV Вселенского собора (451 г.)монашествующим запретили уходить из обители без благословения епископа. Желающие же нести сугубые подвиги должны были делать это в монастыре -–например, уйдя в затвор. Таких подвижников стали называть «великосхимниками», что отличало их от других.

Традиция выделения трех степеней монашества окончательно утверждается к IX в. Тогда же появляются отдельные чины пострижения для каждой из них, причем самый продолжительный, умилительный, торжественный – именно для высшей.

Одежда монаха — что, как и зачем носятОдежда монаха — что, как и зачем носят

Принятие схимы

Это постриг, по словам многих святых отцов, уподобляется сразу двум Таинствам, Крещения (начала обновленной жизни по Богу), а также Покаяния (оставления прежних грехов), отсюда – множество умилительных песнопений, сопровождавших чин.

постриг в великую схиму

Постриг в великую схиму

Обет безмолвия и другие посулы схимника

После пострижения от монаха, согласно «букве» решений IV Вселенского Собора, требовали ухода в затвор, либо удаления из обители на уединенное подвижничество. Впоследствии требования эти из практики ушли, однако, принявшие Великий Ангельский образ все равно проживали при обители отдельно от остальное братии.

Совершение пострига в Русской Церкви

На Руси также существовало деление на три степени монашества – оно известно, например, в Киево-Печерской обители прпп. Антония и Феодосия Печерских.До XVII в. чин пострига был таким же продолжительным, торжественным, как у греков. Есть данные, что этот постриг совершался
в алтаре
, куда игумен вводит постригаемого.

Пострижение в схиму князя Александра Невского. Худ.: В.Верещагин

Затем чин подвергся довольно существенным сокращениям, изменениям так как сформировалось представление о том, что постриг, как Крещение, неповторяем, следовательно, все обеты, уже произнесенные, нужно лишь «обновить». Так пострижение приняло современный вид:

  • хотя постриг ныне не совершается во алтаре, однако, туда с вечера вносятся одеяния постригаемого, дабы освятить их положением у престола;
  • на сам день пострига во время Утрени читается канон о приемлющем Ангельский образ;
  • сам постриженник входит во храм во время литургии, когда происходит Малый Вход (с Евангелием); его глава непокрыта, предписывается также снять сандалии; по совершении трех земных поклонов, постригаемый становится пред игуменом или совершающим чин архиереем, дабы ответить на уставные вопросы, принести обеты;
  • согласно чину, никаких новых обещаний, помимо данных при пострижении в мантию, не дается, лишь повторяются уже данные обеты нестяжательности, послушания, целомудрия;
  • затем следует пострижение власов – при этом дается новое имя, облачение одеяниями Великого образа; подвижнику дается свеча, с которой он стоит до конца литургии.

Одежда схимника

Она имеет некоторые особенности: именно по ним можно отличить принявшего Великий Ангельский образ от других монахов обители.

Аналав и другое облачение

  • вместо клобука главу прикрывает куколь; это остроконечный капюшон, на котором – образы Креста, херувимов, а также слова Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безмертный, помилуй нас»); он частично скрывает лицо, как бы отделяя постриженника от мира, спускается на плечи;
  • еще одна принадлежность облачения – аналав, который заменяет параман – небольшой плат, носимый мантийным монахом под одеждой; в отличие от него, аналав – это широкие полосы черной материи с белыми (либо красными) вышитыми крестами (всего их 40), изображениями херувимов, слов Трисвятого, спускающиеся на грудь, спину.

При возложении аналава во время чина пострига произносятся слова, показывающие его значение: «Брат наш (имярек) приемлет аналав, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, восприемляй крест свой на рамех и последуяй Владыце Христу».

Первоначальное назначение аналава было несколько иным – его плели из кожаных ремней, чтобы стягивать широкие одежды, например, во время работы, когда они могли бы быть не очень удобны. Впоследствии аналав обрел символическое, богословское значение, означая духовный труд монаха.

Схимнический аналав

Другие детали одежды – ряса, мантия, сандалии, четки – не отличаются от принятых у мантийных монахов.

Образ жизни

Ныне от человека не требуется обязательного выхода из монастыря, либо затвора (хотя по согласованию с духовником подобное делание возможно). Но после пострижения жизнь его все равно существенно меняется. По прошествии недели, во время которой он «неисходно» находится во храме:

  • тот, который нес послушания на каких-либо должностях, будь то благочинный, келарь или иные при монастыре – больше не может их занимать;
  • епископ (отныне именуемый схиепископом) сохраняет свой сан, но более не может управлять епархией;
  • а вот священник (теперь – схииеромонах) может совершать богослужения, таинства – однако, также освобождается от любых иных послушаний.

Иеросхимонах Мардарий. Художник М. Важаев

Иеросхимонах Мардарий. Художник М. Важаев

Отныне главное дело подвижника – молитва, духовный труд. Это может быть личное подвижничество, или особое служение по благословению священноначалия. Известно, например, что до 1917 г. на Валааме:

  • монастырские схимники имели собственный храм;
  • при нем совершалось непрерывное чтение Псалтири о здравии, упокоении.
ПБК: Монах-схимник АгафангелПБК: Монах-схимник Агафангел

Схимники и схимницы

Современные подвижники, принявшие великий Ангельский образ – часто неприметны, малоизвестны, однако делание их не остается бесплодным пред Богом. Вот лишь некоторые из них:

  • пожалуй, самый известный – духовник Патриарха схиархимандрит Илий (Ноздрин); батюшка – постриженник Троице-Сергиевой лавры, позже жил в Псково-Печерской обители, затем – подвизался на Афоне, где нес послушание духовника русского Пантелеймонова монастыря; с 1989 г. он стал духовником возрожденной Оптиной Пустыни, здесь же принял великий Ангельский образ;
  • схимонах Оптиной Пустыни Евфимий (Богомолов); он пришел в обитель уже зрелым человеком, был специалистом по агротехнике, возглавлял институт, писал докторскую диссертацию – но все оставил для Христа; несколько десятилетий отец Елисей (его имя в мантии) возглавлял подсобное хозяйство Оптиной (которое даже шутливо именовали «Елисейскими полями»); после принятия схимы о. Евфимий подвизался в скиту, оставив прежнее послушание (впрочем, при ските ему удалось развести огород, здесь появились свои овощи); осенью 2021 г. престарелый подвижник заболел коронавирусной инфекцией – а через неделю Господь призвал Своего раба к Себе;
  • еще одна известная современная подвижница – матушка Сепфора, мирское имя – Дария Шнякина (1896 – 1997 гг.); матушка большую часть жизни провела мирянкой, была замужем, имела детей; в 1950 г. скончался супруг, Дария начала жизнь вдовицы; лишь в 71 год ( 20 октября 1967 г.) она приняла пострижение с именем Досифеи; с тех пор она жила в Сергиевом Посаде, затем, после принятия схимы – в с. Клыково Козельского района Калужской области; говорят, что из кельи она выходила только на богослужения; но ее посещали многие монахи, миряне, искавшие духовного совета; 13 мая 1997 г. матушка отошла ко Господу – ей был 101 год.

схимонахиня

Насельница Иверско-Серафимовского женского монастыря схимонахиня Татиана (Сошникова)

Философский экшн Анхеля де Куатье

Это небольшая книга, название которой («Схимник») – скорее претензия на то, чтобы привлечь читателя как бы обращением к традиции. Читатели оценивают произведение иные – как фантастику, другие относят к эзотерике, ведь здесь проповедуются характерные для нее постулаты о борьбе «света» с «тьмой», о том, что якобы Будда и Христос проповедовали одну «истину». К реальной же практике монашеской жизни произведение отношения не имеет.

Но определенная популярность произведений с подобными названиями показывает: даже очень далекие от Церкви люди чувствуют веяние Духа, благоухание святости, может быть, исходящее даже от самого слова – «схимник». Недаром говорят: именно их молитвами все еще стоит этот мир.

Частые вопросы

Чем отличается Схимонах от монаха?

Великая схима декларируется как совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую.

В чем разница между Инокиней и монахиней?

Монахиней же называют ту, кто пострижена в мантию и дала монашеские обеты (малая схима). Инокиня обещает до конца своих дней жить и трудиться в монастыре, служить Богу и людям. Прожив таким образом три года, она может стать рясофорной[11] инокиней и получает право носить скуфью и апостольник, часть монашеской одежды.

Чем отличается иноческий постриг от монашеского?

Слово «инок» в России стало означать первую, подготовительную ступень монашества для тех, кто уже приготовился отречься от мира (и иногда получает новое имя), но еще не дал главные монашеские обеты. А словом «монах» именуется следующая ступень, постриг в малую схиму с принятием монашеских обетов.

Кто выше монаха?

Игумен (греч. – ведущий) – монах в сане священника, званием выше иеромонаха, но ниже архимандрита. Игуменья – настоятельница женского православного монастыря. Иерарх (греч.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите основные принципы и обязанности схимника, монаха и инока, чтобы понимать их различия.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на различия в образе жизни, повседневных обязанностях и уровне посвящения каждой категории.

СОВЕТ №3

Изучите исторические и культурные аспекты схимничества, монашества и иноковства для более глубокого понимания их роли в православной церкви.

Различия в обряде пострига схимника и монаха

Постриг в монашество – это серьезное и ответственное решение, которое принимается после длительного размышления и подготовки. Однако, существует разница между обрядом пострига схимника и монаха.

Схима – это особое монашеское одеяние, символизирующее ангельскую одежду. Схимник принимает на себя обеты бедности, целомудрия и послушания. Обряд пострига схимника проходит в несколько этапов. Сначала кандидат на схиму проходит испытание в виде пострига в постриговую рясу, затем, после определенного периода времени, ему предлагается принять схиму. Обряд схимы сопровождается молитвами, чтением особых молитвенных канонов и обрядов. Схимник получает новое имя, которое символизирует его новое духовное рождение.

В отличие от схимника, монах принимает обеты монашества, но не принимает на себя схиму. Обряд пострига монаха также включает в себя молитвы, исповедь, причащение и другие церемонии, но не связан с принятием схимы. Монах также получает новое имя, которое символизирует его новое духовное начало, но оно отличается от имени схимника.

Таким образом, различия в обряде пострига схимника и монаха заключаются в принятии схимы как символа особого духовного пути и в отсутствии этого символа при постриге монаха. Каждый из этих обрядов имеет свою уникальную церемонию и символику, отражающую особенности духовного пути каждого человека.

Оцените статью
Добавить комментарий