Православный монах. История и современность в контексте

Православный монах – одна из древнейших и наиболее почитаемых фигур в истории христианства. В этой статье мы рассмотрим их роль и значение как в прошлом, так и в современном мире, а также их влияние на общество и духовную жизнь верующих.

Мнение эксперта:Православный монах – это духовный богослужитель, следующий строгим правилам монашеского образа жизни. История православного монашества насчитывает вековую традицию, укоренённую в духовных учениях и практиках ранних христианских отцов. В современном мире православные монахи продолжают нести свой духовный подвиг, соблюдая монашеские обеты и участвуя в богослужениях и благотворительных мероприятиях. Эксперты отмечают, что монашество остаётся важным элементом православной церковной жизни, сохраняя духовные ценности и традиции, которые имеют глубокие корни в истории христианства.https://www.youtube.com/embed/v9r9kwHnifQПоявление монашества

Один из ведущих современных исследователей христианской духовной традиции, философ, богослов Сергей Сергеевич Хоружий, выделял несколько исторически известных с первых веков Церкви форм Богообщения:

  • непосредственное – Апостолов со Христом; оно было возможно до Вознесения Господня;
  • мученичество – приобщение Господу через страдания за Него; такой опыт – удел христиан первых четырех веков, когда Церковь была гонима; жития святых этого времени содержат массу примеров того, сколь радостно шли на смерть угодники Божии, осененные Благодатью, готовые терпеть любые страдания; недаром греческое «мартириос» означает «свидетель», то есть тот, кто опытно знает Бога;
  • с окончанием гонений христиане, ревностно «алчущие и жаждущие правды» Божией, избирают путь служения Христу через непрестанное с Ним общение в молитве, которое возможно вдали от мира; так рождается монашество.

Прп. Исаак Сирин писал: «Как невозможно ясно видеть человека, которого заслоняет дым, пока он не удалится и не отойдет оттуда, точно так же невозможно приобрести чистоту сердца и безмолвие от помыслов без одиночества, далекого от дыма мира сего…».

Именно таким образом переводится с греческого языка слово «монах»: один, то есть живущий уединенно.

Описание Православный монах. История Православный монах. Современность
История монашества Возникновение монашества в Египте Современное состояние монашества в России и других странах
Монастыри Устройство и быт православных монастырей Современные монастыри-паломнические центры
Духовная жизнь монахов Молитвенная практика и аскеза Духовная жизнь монахов в условиях секуляризации
Монахи и мир Отношение монахов к миру Участие монахов в социальной жизни
Образ православного монаха в культуре Монахи в русской литературе и искусстве Образ монаха в современной культуре

В Византии

Считается, что основателем иночества на Востоке был
прп. Антоний Великий
. Однако по свидетельству его самого, святому довелось встретить инока, долее него подвизавшегося среди пустыни – старца Павла. Впрочем, прп. Павел подвизался один, тогда как св. Антоний, его ученики основали первые иноческие общины. С IV-V вв. на христианском Востоке начинается подлинный расцвет иноческого делания. Пустыни Египта, горы Синай, населяются любителями безмолвия, здесь рождаются подвижники, великие святые. Вот лишь очень немногие из них:

  • прп. Дорофей
    , простыми, ясными поучениями которого ныне зачитываются даже миряне;
  • игумен горы Синайской, авва Иоанн, автор «настольной книги» всех иночествующих, «Лествицы райской»;
  • прпп. Феодор Студит, Савва Освященный – создатели самых известных в Византии монашеских уставов, Студийского и Иерусалимского (первый из них приняли русские иноки с XI в., второй – действует в Русской Церкви, определяя ее богослужение, покаянную дисциплину с XIV в. до сего дня).
Одеяния православного (византийского) духовенства IX-XI вв.

монах византия

С VII в. признанным центром иноческой жизни становится Святая Гора Афон, с X в. здесь появляются первые крупные обители, а также устав, созданный св. Афанасием Афонским.

Читайте также:
Как нужно правильно креститься православным

Католическое и православное монашество. Отличия

Считается, что иночество появилось на христианском Западе с IV в. Первая монашеская община, как считается, была создана
блаж. Августином Иппонским
, а также несколькими его друзьями. Позже, с VI в., общежительные монастыри, во многом на основе опыта Востока, создает св. Бенедикт Нурсийский.

При этом уже при своем начале монашество Запада существенно отличалось от восточного. Сами истины христианства на Востоке были восприняты скорее созерцательно, к чему всегда были склонны греки. Римляне же, жители Запада, еще до появления христианства уделяли большее внимание внешнему устройству жизни. Пример тому – знаменитое, уже давно ставшее классическим римское право, регулятор законности по всей Римской империи.

Со стороны внешней воспринято было также христианство – для жителей Запада оно было как бы имеющей Божие благословение «программой» переустройства земной жизни. Поэтому, заимствуя с Востока сам принцип монашеского общежития, западные христиане изначально видели монашество, как, прежде всего, деятельно служащее миру. Ради совершения этого служения западное монашество объединяется в так называемые Ордена, имеющие свои Уставы. Подчиняются они непосредственно Папе. Наиболее древние ордена, правда, близки к восточной традиции, например, орден св. Бенедикта (бенедиктинцы, с 530 г.) считается созерцательным, а не «работающим миру».

Католические монахи францисканцы

монах католический

Сферами деятельности Орденов, возникших за последующие столетия становятся:

  • проповедь, благотворительность – так называемые нищенствующие ордена св. Франциска Ассизского, Доминика де Гусмана (известны с XIII в.)
  • защита святынь с оружием – духовно-рыцарские ордена тамплиеров, иоаннитов, Тевтонский орден; они сыграли ведущую роль во время крестовых походов XI-XIII вв.
  • миссионерство («Общество Иисуса», или иезуиты) (с 1534 г., сейчас считаются самым влиятельным из орденов).

И даже ордена, склонные к созерцательной жизни, также были ориентированы на «пользу» миру, например, через научную деятельность, богословствование.

Монашество на Руси

Христианство пришло на Русь с 988 г., когда до раскола единой Христианской Церкви оставалось еще около 60 лет. Еще со времен княгини Ольги русичи поддерживали активные контакты как с Западом, так с Востоком, поэтому после принятия христианства, появления первых монастырей, на Руси, как показывают исследования современных историков, действовали как восточная (Византийская), так западная монашеские традиции. Известно, что, например, среди иноческих обителей Киева был монастырь доминиканцев. Однако преобладала на Руси все же греческая, восточная традиция – прежде всего, ввиду того, что самый известный, имеющий наивысший авторитет Киево-Печерский монастырь основан пострижеником горы Афон, прп. Антонием.

После нашествия монголов (сер. XIII в.) католические миссионеры, а также монастыри совершенно прекратили деятельность на Руси, так что восточная традиция монашества утвердилась здесь окончательно.

Расцвет и упадок

Наивысший духовный взлет иночество на Руси переживает с XIV в. благодаря прп. Сергию Радонежскому, а также его ученикам – ими основано до 70 монастырей всего за несколько десятилетий. За следующие столетия русское иночество дает Церкви десятки святых, подвижников.

Это интересно: Сергий Радонежский — биография

«Преподобный Сергий. Строительство обители»
Художник С.Н.Ефошкин

монах на руси

Непростое время начинается для монашества с началом правления Петра I, не понимавшего иночества, его целей. С 1721 г. царь отменяет Патриаршество. После этого государство начинает прямо вмешиваться во все сферы жизни иноческих общин (например, ограничивать имущественные права обителей, ограничивать количество постригов). Наконец, см 1764 г. Екатерина II начинает секуляризацию, отбирая церковные (прежде всего, монастырские) земли. Результатом становится закрытие за следующие несколько десятилетий около 800 монастырей.

Достойно удивления, что при таком давлении государства иноческие обители не только сохраняются, но важнейшие из них – становятся духовными лидерами страны. Достаточно вспомнить, например, возрождение старчества трудами
прп. Паисия Величковского
, переводы святоотеческих творений, сделанные им, его учениками (конец XVIII в.). А XIX в. – время трудов
прп. Серафима Саровского
, позже – наивысшего расцвета Введенской Оптиной пустыни, у духовников которой окормлялись известнейшие люди страны, а также множество «простых людей».

И все же общее духовное оскудение страны постепенно привело к тому, в обществе начала XX в. победило воинствующее безбожие. Под знаком его свершились три русские революции, последняя из которых (октября 1917 г.) привела к власти атеистов, активных противников веры.

«Арест патриарха Тихона»
Художник: Ф.Москвитин

монах на руси. гонения

Гонения

Массовое закрытие храмов, а также иноческих обителей, началось сразу после большевистского переворота. На 1917 г. по России действовало более 1000 обителей. А 70 лет спустя, к 1987 г., статистика дает только… 15.

Интересные факты

  1. Первый православный монастырь был основан в Киеве в 1015 году.
    Это был Выдубицкий монастырь, который был построен на месте, где в 988 году князь Владимир Святославич крестил киевлян.

  2. Самым известным православным монахом является преподобный Сергий Радонежский.
    Он жил в XIV веке и основал Троице-Сергиеву лавру, которая стала одним из самых важных духовных центров России.

  3. В России слово “монах” раньше использовалось только в отношении мужчин, а женщин называли “монахини”.
    Однако сегодня слово “монах” часто используется в отношении обоих полов.

Уйти в монастырь. Как живут трудники в Раифе?Уйти в монастырь. Как живут трудники в Раифе?

Монахи в России сегодня

Прекращение открытых гонений дало возможность открыть новые или возродить ранее упраздненные обители. К настоящему времени число их почти достигло дореволюционного уровня. К 2019 г. существуют:

  • 474 мужских монастыря;
  • женских обителей – 498.

Некоторые обители насчитывают несколько сотен насельников, в других же монахов может быть даже около десятка человек. Общее же количество монашествующих сейчас достаточно невелико, оно немного менее 16000 человек на всю страну.

Братия Далматовского мужского монастыря

монахиОНИ ВОЙДУТ В СТОЛИЦУ УЖЕ ЛЕТОМ! ОН ПОПЛАТИТСЯ ГОЛОВОЙ, СВЕРХДЕРЖАВА  БУДЕТ ГОРЕТЬ В ОГНЕОНИ ВОЙДУТ В СТОЛИЦУ УЖЕ ЛЕТОМ! ОН ПОПЛАТИТСЯ ГОЛОВОЙ, СВЕРХДЕРЖАВА БУДЕТ ГОРЕТЬ В ОГНЕ

Степени православного монашества

Известный старец, духовник схиигумен Псково-Печерского монастыря, Савва (Остапенко) (1898-1980 гг.) указывает, что можно выделить три степени монашества:

  • приготовление к иночеству – послушничество; такой верующий приходит в обитель испытать себя как возможного будущего монаха; послушник может впоследствии, поняв, что выбрал не тот путь, вернуться к миру, или стать монахом;
  • собственно монашество, «малая схима»;
  • «великая схима»; это вторичное отречение от мира ради сугубых подвигов поста, молитвы; знаком полного отвержения мира и всего, что с нем, становится новое имя схимника, а также особое облачение.
Насельница Иверско-Серафимовского женского монастыря

схимонахиня Татиана (Сошникова)

схимонахиня

Белое и чёрное монашество

Со времен Древней Руси «белыми» и «черными» именовали не монахов, а священнослужителей. По традиционным темным рясам, иноков именовали «чернецами», а священников, диаконов из их числа – «черным духовенством». «Белыми» же считались служители Церкви, живущие в миру, как правило – женатые (целибат, или безбрачие священника или диакона Церковью допускается как исключение из правил).

Духовенство Русской Православной Церкви. Иерархия, различия и особенности

Когда с началом гонений последовали массовые аресты служителей Церкви, священноначалие вынуждено было направлять на приходы монахов. Практика такая продолжилась также с 1990-х гг., также ввиду нехватки служителей, хотя признается не вполне правильной, ведь инок в миру подвергается серьезным искушениям.

Однако у части людей сформировалось ошибочное мнение о том, что монахи на приходах относятся к «белым», а монастырские – к «черным». На самом же деле подобного деления не существует и никогда не существовало: все иноки-священнослужители относятся к «черному» духовенству, независимо от того, где несут послушание – в обители или на приходе.

Монашеский постриг и обеты

Чин пострижения может быть совершен как во время литургии, так после вечернего богослужения. При этом существует три вида пострига:

  • «в рясофор»; это краткий чин «на одеяние рясы и камилавки»; обетов постригающийся при этом не произносит; иногда он сохраняет прежнее имя, но чаще всего все же получает новое, уже монашеское;
  • «в мантию», или «малую схиму»; это продолжительное последование; о время него происходит оглашение, увещевание постригаемого, он произносит обеты, или неотменяемые обещания Богу; это обеты целомудрия, послушания и нестяжания;
  • наконец, новое отречение от мира, еще одна смена имени может произойти во время пострижения «великой схимы»; это также продолжительный, торжественный чин.
Монах Киприан (Бурков). Герой Советского Союза

монах Киприан

Одежда и облачение монашествующих

Его составляют:

  • сорочка, нижнее одеяние;
  • параман – четырехугольный небольшой плат, повязанный по груди; на нем – образ Распятия;
  • подрясник, ряса;
  • мантия с 40 складками;
  • клобук – головной убор монаха цилиндрической формы, символизирующий, по слову Апостола, «шлем спасения»;
  • ту же символику имеет у инокинь особый плат – апостольник;
  • сандалии.

Монашество в искусстве (литература, фильмы, живопись)

Духовный подвиг монахов не раз отражали писатели, художники, а последние десятилетия – даже кинорежиссеры. Как правило, образы иноков имели реальный прототип, иногда были собирательными.

  • К числу лучших произведений литературы, где показана монашеская жизнь, можно отнести роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Считается, что образ старца Зосимы вдохновлен личностью прп. Амвросия Оптинского, которого лично знал писатель.
  • Образы иноков, а также монашеская жизнь, запечатлены многими русскими художниками: это В.И.Суриков, Б.М.Кустодиев, В.М.Васнецов, многие другие.
  • Наконец, возможно, лучшим фильмом о монашестве последних лет может считаться «Остров» режиссера П.Лунгина (впервые вышел в прокат 23 ноября 2006 г.), где главную роль, старца Анатолия, сыграл Петр Мамонов.
Актёр Пётр Мамонов в роли старца Анатолия в фильме Павла Лунгина

монашество

«Свет мирянам – монахи, свет монахам – Ангелы». Так говорят святые отцы древности. Духовный подвиг, на который ныне решаются немногие наши современники, не всем понятен, кого-то пугает. Но пока есть люди, готовые всецело, всей жизнью ответить на Божию любовь – Господь будет миловать мир ради их молитв.

Частые вопросы

Чем занимаются православные монахи?

Простыми словами: монахи — это такая особая категория православных людей, которые дают строгие обеты перед Богом и выбирают особый образ жизни, главная цель которой — всецелое и пожизненное служение Богу, пребывание в постоянной молитве с ним.

Кто такой монах история?

μοναχός — «одинокий», от μονος — «один», ж. р. мона́хиня) — обычно член религиозной общины, в соответствии с обетом ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии), либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пу́стынях, лаврах.

Сколько живут православные монахи?

Монашеский образ жизни может стать примером для всех, кто хочет быть здоров. Монахи Святой Горы Афон относятся к числу долгожителей и живут в среднем на 10 лет дольше, чем обычные греки. Изучив несколько монастырских кладбищ, учёные отметили, что средний возраст погребённых монахов составляет 87-89 лет.

Можно ли выйти замуж за монаха?

Женатому можно стать монахом только при отсутствии недееспособных детей и по согласию с женой. Такие случаи известны, в том числе среди святых. Жениться монах не может.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю православного монашества, чтобы понять его корни, развитие и значение в современном мире.

СОВЕТ №2

Посетите монастыри и беседуйте с монахами, чтобы лучше понять их образ жизни, духовные практики и уставы.

СОВЕТ №3

Изучите современные труды о православном монашестве, чтобы узнать о его роли в современном обществе и ценностях, которые он несет.

Роль православного монашества в современном обществе

Православное монашество играет значительную роль в современном обществе, несмотря на изменения и вызовы, с которыми сталкивается мир. Монастыри и монахи продолжают быть духовным и культурным центром, сохраняя древние традиции и ценности.

В современном мире православные монастыри выполняют важные социальные функции. Они оказывают помощь нуждающимся, предоставляют приют бездомным, организуют благотворительные акции. Монахи проповедуют мир и добро, призывая к смирению и состраданию.

Помимо социальной деятельности, монастыри являются местами поклонения и духовного возрождения. В них проводятся богослужения, молитвы, курсы духовного развития. Многие люди находят в монастырях утешение и поддержку в трудные моменты жизни.

Современные православные монастыри также активно используют современные технологии для распространения духовных знаний. Они ведут блоги, создают интернет-ресурсы, проводят онлайн-трансляции богослужений. Таким образом, монастыри приспосабливаются к современным реалиям, привлекая к себе новое поколение верующих.

В целом, православное монашество продолжает оставаться важным элементом современного общества, сохраняя свою духовную и культурную ценность, адаптируясь к изменяющемуся миру и оставаясь опорой для многих людей в их духовном путешествии.

Оцените статью
Добавить комментарий