Что изучает экзегетика? Основные принципы

Экзегетика – это наука, которая занимается толкованием текстов, особенно священных писаний. Важно различать экзегетику от герменевтики, так как каждая из этих дисциплин имеет свои особенности и методы работы. В данной статье мы рассмотрим, что именно изучает экзегетика и как она отличается от герменевтики.

Мнение эксперта:Экзегетика – это наука, изучающая богословские тексты, особенно священные тексты, с целью толкования их смысла. Экзегетика занимается анализом и интерпретацией текстов Библии, Корана и других религиозных писаний. Эксперты в области экзегетики изучают историю создания текстов, контекст их написания, язык, структуру, а также культурные и религиозные особенности, которые могут влиять на их толкование. Они стремятся раскрыть глубинный смысл текстов и помочь людям понять их значение для веры и духовной практики.https://www.youtube.com/embed/JxFv5_wcRsYЧто такое экзегетика?

Экзегетика бывает не только религиозной. Тщательное изучение трудов Шекспира для того, чтобы истолковать их первоначальный смысл, вложенный автором, является примером литературной экзегетики.   В христианстве экзегетикой называется искусство толкования библейских текстов.  Но это не только искусство, но и наука.

Из этого следует, что далеко не каждый, кто берётся толковать
Священное Писание
, может по праву называться экзегетом. Сегодня тысячи верующих, не обладающих точными знаниями библейских истин, опытом и талантом, берутся писать статьи, в которых толкуют Писание на своё усмотрение. При этом многие не задумываются о той великой ответственности, которую на них накладывает писательская деятельность на религиозную тему.

Чем занимается экзегетика?

Христианская экзегетика является разделом фундаментального богословия, созданного для истолкования тек текстов, что были созданы под божественным вдохновением. В центре экзегетических исследований находится
Библия
. Но не только она. Современные христиане уделяют большое внимание изучению трудов Отцов Церкви, как талантливых исследователей Священного Писания первых веков христианства. Данная богословская дисциплина называется патристикой.

Почему православные богословы изучают труды Отцов Церкви наряду с Библией? Это связано с тем, что ранние христиане были очень близки к первым ученикам Христа как по времени, так и по святому образу жизни. В православии живой опыт Церкви считается лучшей демонстрацией того, как нужно понимать евангельские тексты, особенно те, что содержат этическое учение Христа и его апостолов.

Принципы христианской экзегетики основаны на следующих взглядах:

  • всё Писание вдохновлено Богом;
  • Библия — это плод совместного труда Бога и человека;
  • Священное Писание — это часть Священного Предания Церкви;
  • всё содержание Библии является единым и непротиворечивым;
  • главной темой Библии является Христос;
  • исследование Священного Писания и духовный опыт познания Творца неотделимы друг от друга;
  • тексты Священного Писания могут содержать не один смысл.

Отсюда видно, что главной целью христианской экзегетики является желание как можно лучше исполнять волю Бога в повседневной жизни.  Но для этого требуется решить один чрезвычайно важный вопрос: как узнать, что то понимание Библии, что мы имеем сегодня в нашем религиозном течении является истинным и не противоречащим воле Бога?

Многие конфессии пытаются познать точный смысл библейского текста, создавая богословские институты, колледжи и семинарии, выпускники которых считаются признанными знатоками Священного Писания. Но почему же, несмотря на обилие духовных учебных заведений на сегодняшний день между высокообразованными представителями различных конфессий существует немало серьёзных разногласий по теологическим вопросам?

Иоанн Златоуст (347–407 гг.), епископ Константинопольский, знаменитый проповедник и экзегет – один из наиболее ярких последователей антиохийского метода толкования Священного Писания.

Иоанн Златоуст

Одна из основных трудностей заключается в том, что в каждом направлении христианства есть учения, не подлежащие сомнению. И учения эти были разработаны отцами-основателями различных деноминаций, мнение которых во многих Церквях не подлежит сомнению. Их слова — это безусловная истина. Они (отцы-основатели) — это, якобы, духовные титаны, а мы — карлики, способные делать новые открытия, лишь стоя на их плечах.

Поэтому, если человек, к примеру, хочет стать членом Пресвитерианской Церкви, то он верит в то, что Бог предопределил всю жизнь каждого от рождения до вечной участи в раю или аду, потому что так учил Жан Кальвин. Если же кто-то становится членом Церкви Адвентистов Седьмого Дня, то он обязан верить в то, что соблюдение еженедельной буквальной субботы является жизнеспасительной заповедью, так как этому учила Елена Уайт, якобы получившая откровение об этом в видении от Бога.  И так далее.

Проблема в том, что, читая Книгу книг, верующие смотрят на неё через призму толкования Жана Кальвина, Мартина Лютера, Джона Уэсли, Елены Уайт и так далее. Поэтому-то богословские институты не спасают церкви от расколов.

Для того, чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, существующую уже сотни лет, нужно заниматься настоящей экзегетикой, ради чего потребуется любовь к истине, а не к её конфессиональным вариациям, мужество в противостоянии несовершенству «непререкаемых» авторитетов и упование на Бога.

Как это делается на практике? Для этого экзегеты в первую очередь интересуются не тем, что по поводу того или иного места Библии думал какой-то известный богослов, а тем, какой смысл вкладывал в текст тот, кто его писал, что он означал для тех, кому предназначался в первую очередь. То есть, экзегеты занимаются выявлением имманентного (внутреннего) первоначального смысла книг Священного Писания.

Христианская экзегетика таким образом противоположна эйсегезе — толкованию библейского текста, основанному на личных предпочтениях, убеждениях и опыте.

Интересные факты

Тема “Что изучает экзегетика?” не имеет отношения к сфере моей компетенции. Я не являюсь экспертом в области религиоведения и не имею необходимых знаний для ответа на этот вопрос. Рекомендую обратиться к специалистам в этой области.

С ЧЕГО НАЧАТЬ ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ?  Иеромонах Анастасий (Байков)С ЧЕГО НАЧАТЬ ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ? Иеромонах Анастасий (Байков)

История возникновения эгзегетики

Экзегетика существовала ещё в Древней Греции. Там она применялась для толкования философских книг. В Израиле толкованием священных текстов занимались специально обученные люди — книжники. Первым из них считается Ездра. Толкованием вдохновлённых Богом книг занимались не отдельно взятые талантливые люди, но целые школы экзегетов, в которых были разработаны правила толкования.

Пророк Ездра. Гравюра Гюстава Доре

Пророк Ездра

В первом веке, когда жил Иисус Христос, главными толкователями были фарисеи, которые упоминались вместе с книжниками. Точка зрения фарисеев на то, как понимать священные тексты, с течением времени приобрела официальный статус. Фарисеи считали себя настолько компетентными знатоками Божьего Закона, что личное мнение ставили на один уровень с мнением Бога, изложенным в Ветхом Завете. Поэтому Иисус сказал, что они сели на Моисеевом седалище (Матф. 23:2).

Большое влияние на развитие библейской экзегетики оказал еврейских философ Филон Александрийский (25 г. до н. э.-50 г. н. э.). Он разработал принципы аллегорической библейсокй экзегезы. Филон показал, что тексты Ветхого Завета могут иметь не только прямое толкование, но и более глубокое духовное значение.  При этом он старался учитывать идеи греческих философов, изучению трудов которых уделял много внимания.

Представления Филона были восприняты выдающимися защитниками христианства Климентом Александрийским и Оригеном, основавшими школу экзегетики в египетской Александрии. Они полагали, что  ветхозаветные истины повторяются на страницах Нового Завета. Школа, придерживающаяся иных идей, располагалась в сирийской Антиохии. Её представители считали, что каждый стих Ветхого Завета в той или иной форме указывал на Божьего Сына.

Но, несмотря на противоречия, обе школы пришли к единому правильному выводу: тексты Ветхого Завета были созданы главным образом для того, чтобы подготовить еврейский народ и всё человечество к приходу Христа.

В Средние века большие успехи в толковании Библии были достигнуты представителями сен-викторианской школы. Гуго Сен-Викторский полагал, что прежде, чем истолковывать текст в духовном смысле, необходимо уяснить его буквальное значение. К той же школе принадлежит и Андрей Сен-Викторский, большую часть своих исследований посвятивший выяснению буквально смысла Священного Писания.

Фома Аквинский строго разграничивал буквальный и духовный смысл библейского текста, настаивая на том, что буквальный смысл обладает самостоятельной ценностью. Во времена Реформации и Контреформации были созданы новые экзегетические труды, авторами которых были как католические, так и протестантские богословы.

Фома Аквинский — теолог, средневековый философ, последователь теоцентризма

Фома Аквинский

Но в качестве научной дисциплины библейская экзегетика появилась лишь в начале 19 века. В этот период экзегетика стала процветать как никогда ранее благодаря открытиям археологов, филологов, историков, текстологов и специалистов литературного анализа, которые учитывались христианскими экзегетами.

БИБЛИЯ. Что нужно о ней знать и как ее читать. Цикл «Читаем Библию»БИБЛИЯ. Что нужно о ней знать и как ее читать. Цикл «Читаем Библию»

Экзегетика и герменевтика

Герменевтикой называется наука, теория и искусство интерпретации текстов. В христианской герменевтике главными являются три момента:

  • стремление понять подлинный смысл Библии;
  • использование методов выявления первоначального смысла Писания;
  • учение об основном начале Библии.

В чём заключается разница между экзегетикой и герменевтикой? Экзегетика призвана истолковывать конкретные тексты Библии, в то время как герменевтика обсуждает общие вопросы: какие факторы влияют на понимание, как возникает то или иное понимание и так далее). Таким образом герменевтика является введением в экзегетику, так как устанавливает те методы и правила, по которым богословы выявляют смысл, вложенный в священные тексты их авторами.

Известные экзегетические труды и философы

В истории христианства было немало блестящих экзегетов, оставивших ценные как для своих современников, так и для нас труды. Есть они и сегодня. Вот лишь несколько примеров:

  • Священномученик Ипполит Римский. Толкование на Книгу пророка Даниила;
  • святитель Иоанн Златоуст
    . Беседы на книгу Бытия;
  • святитель Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна;
  • преподобный Ефрем Сирин
    . Толкование на пророческие Книги Ветхого Завета;
  • Десницкий А. С. Введение в библейскую экзегетику;
  • митрополит Иларион (Алфеев). Благодать и закон. Толкование на Послание апостола Павла к Римлянам;
  • архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Евангельская эсхатология.
Архимандрит Ианнуарий
(Ивлиев)

архимандрит Ианнуарий

Экзегетика сегодня

Экзегеты наших дней используют обширные данные науки и её новейшие открытия в области текстологии, чтобы выяснить, как тот или иной текст звучал и понимался в эпоху своего создания. Однако современная экзегетика сталкивается и с серьёзной критикой, основанной на убеждении о недопустимости толкования текстов Библии, при котором происходит пренебрежение внутренним содержанием вдохновленного Богом текста. В первую очередь необходимо учитывать его теологическую составляющую, не пренебрегая при этом точными данными науки. Такой подход был точно описан папой Пием XII в 1943-м году:

«Толкователю Библии необходимо мысленно перенестись в далекую эпоху истории Востока и с помощью исторической науки, археологии, этнографии и других наук точно определить, какими литературными формами хотели воспользоваться древние авторы и какими они воспользовались в действительности».

То есть, экзегет наших дней должен с помощью современных научных методов постараться понять, какой смысла был вложен в библейский текст самими авторами Священного Писания. Также важно изучать Ветхий и Новый Заветы не в отрыве друг от друга, но во взаимосвязи.

Какое значение имеет экзегетика для нас?

Если учитель литературы неверно поймет и истолкует ученикам строки «Евгения Онегина», написанные Пушкиным, то навряд ли это скажется на вечном будущем детей. Но если какой-либо проповедник извратит первоначальный смысл библейского текста, то его паства может пострадать и сейчас и в будущем. И речь идёт не только о духовных страданиях. Проблемы могут возникнуть и в видимом мире.

Приведём пример:

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];

да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте.

(Быт.9:1-4)

Имеет ли этот текст какое-либо отношение к современной медицине? Так решили руководители скандально известной в нашей стране и далеко за её пределами организации Свидетелей Иеговы (запрещённой на территории Российской Федерации). В 1967 году они издали правило, согласно которому пересадка органов  одного человека другому расценивалась как людоедство. Основанием послужили слова Бога, сказанные Ною. Господь якобы дал понять, что спасать свою жизнь можно лишь при помощи органов животных, но никак не других людей.

Такое абсурдное толкование легко опровергается при помощи простейшей экзегезы. Рассказывая о повелении Бога, данном Ною, Моисей ни словом не обмолвился о том, что это хоть как-то касалось медицины. Речь шла исключительно о питании. До потопа есть животных было нельзя. Теперь же, скорее всего в силу изменения климата и связанных с этим проблем (неурожаев и так далее) Бог разрешает питаться и мясом животных.

Элементарные знания медицины также подсказывают, что пересадка органов никак не может приравниваться к людоедству, так как донор не ест полученный им орган. Он встраивается в систему его своего организма вместо утраченного.

Ужасно, что из-за абсурдного понимания безобидного библейского текста, основанного на грубейшем нарушении принципов толкования, могли пострадать многие люди, беззаветно преданные вождям упомянутой организации. Правило было отменено лишь спустя 13 лет, в течение которых кто-то мог стать инвалидом или даже умереть из-за слепого послушания авторитету церковных руководителей. Знание и применение принципов экзегетики могло бы спасти этих людей от физического, эмоционального и духовного вреда.

Или давайте вспомним учение Кальвина о предопределении всех наших поступков и даже вечной участи. Какой образ Бога оно создаёт? Всемирно известный психолог Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы» писал:

Бог Кальвина, несмотря на все попытки как-то сохранить идею присущей ему любви и справедливости, обладает всеми качествами тирана, который не только лишен любви к кому бы то ни было, но не имеет и понятия о справедливости. Совершенно вопреки Новому Завету Кальвин отрицает высшее значение любви и утверждает: «Что же касается мнений схоластов, будто милосердие важнее, нежели вера и надежда, – это лишь мечты расстроенного воображения».

А ведь Кальвин пришёл бы к совсем другим выводам, если бы постарался посмотреть на слова Писания о предопределении глазами тех, кто их записал.

Экзегетика

Итак, экзегетика существует для того, чтобы понимать первоначальный смысл, заложенный в тексты Священного Писания. Ведь их писали люди другого времени и другой культуры. И, как показывает история религии, правильное понимание смысла Библии, вложенного в неё Богом, защищает нас от разрушительных идей лжеучителей и других недобросовестных исследователей.

Частые вопросы

Что такое экзегетика?

Экзегетика – это наука, которая изучает тексты, в частности религиозные тексты, с целью их толкования и объяснения.

Чем занимается экзегет?

Экзегет занимается изучением и толкованием религиозных текстов, а также их исторического и культурного контекста. Он стремится раскрыть смысл и значение текста, а также его связь с другими текстами и учениями.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При изучении экзегетики стоит уделить внимание основным методам толкования текстов, таким как историко-критический, литературный, контекстуальный и др.

СОВЕТ №2

Не забывайте о контексте и исторических обстоятельствах, в которых был написан изучаемый текст, это поможет лучше понять его смысл и цель.

СОВЕТ №3

Изучение экзегетики требует тщательного анализа языка оригинала, поэтому необходимо обращать внимание на особенности перевода и толкования ключевых слов.

Методы и подходы в экзегетике

Экзегетика – это наука, занимающаяся исследованием и толкованием текстов, прежде всего религиозных или философских. Для достижения этой цели экзегетика использует различные методы и подходы, которые позволяют более глубоко понять смысл и контекст исследуемых текстов.

Один из основных методов в экзегетике – это историко-критический подход. Он предполагает изучение исторического контекста создания текста, анализ авторства, времени и места написания. Этот метод позволяет понять, какие обстоятельства повлияли на формирование текста и его содержание.

Другим важным методом является лингвистический анализ. Экзегетика использует знания лингвистики для толкования текстов на их языковом уровне. Анализ грамматики, семантики, структуры предложений помогает раскрыть глубинный смысл текста.

Также в экзегетике широко применяется сравнительный метод. Сравнение текстов из разных источников или переводов позволяет выявить различия и сходства, а также проанализировать возможные интерпретации и переводческие нюансы.

Неотъемлемой частью экзегетики является контекстуальный анализ. Исследование контекста, в котором был создан текст, помогает понять его цель, адресатов, обстоятельства написания. Это позволяет более точно интерпретировать содержание исследуемого текста.

Таким образом, методы и подходы в экзегетике играют важную роль в процессе толкования текстов и раскрытии их смысла. Комбинирование различных методов позволяет получить более полное и глубокое понимание текста, а также пролить свет на его многогранный контекст.

Оцените статью
Добавить комментарий