Выражение «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» является частью христианской молитвы, которая звучит в православной Литургии. Эти слова несут в себе глубокий символизм и имеют древние корни. В данной статье мы рассмотрим текст молитвы, проанализируем значение выражения и расскажем об истории его происхождения. Эта статья позволит читателям более глубоко понять духовное содержание данной молитвы и расширить свои знания о православной традиции.
История возникновения хвалебной песни
До реформы Церкви данное молитвенное выражение было несколько иным:
«Честнейшая Херувим и славнейшая во истину Серафим».
Это восхваляющее Приснодеву песнопение составлено из двух частей. Автором второй части, начинаемой словами
«Честнейшую Херувим»,считается К осма Маюмский– византийский церковный поэт, живший в VIII в.
Интересный факт
В основании же появления первой части данного восхваления лежат события, произошедшие в Х-м столетии на Священной Горе Афонской, отраженные в Предании, записанном в 1548 г. афонским насельником Серафимом Фииполом.
В то время в небольшой пещерке близ Кареи подвизался некий старец с послушником. Однажды старец отправился на вечернюю службу в обитель, а послушник, пекущийся о благополучном путешествии своего старшего наставника, обращался в ночное время с молитвою к предивному образу
Богоматери
«Милующей», находившемуся в его крошечной келье. Вдруг уловило ухо инока два негромких удара перстами в дверь. Послушник отворил ее и увидел перед собою незнакомца в монашеском одеянии, который кротко испросил позволения войти.
Вместе они склонили колена пред ликом Богоматери и продолжили моление, став вместе взывать к Ее милосердию. Голоса их звучали при этом так слаженно, словно они ежедневно совместно возносили Искупителю и Его Пресвятой Матери песнопения. Однако, когда дошли они до хвалебного пения Владычице, возникли меж ними разногласия. Едва инок начал произносить:
«Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»,
гость остановил его и промолвил:
«Не так у нас величают Божию Матерь!»
и, не дожидаясь расспросов запел:
«Достойно есть яко во истину блажитиТя Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».
И только потом продолжил:
«Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».
И в то время, как он пел слова эти, образ Божией Материстал источать лучистый свет.
По окончании молитвенного пения инок заснул. Утром он узрел, что камень, служивший ему столом, испещрен каким-то узором. Вглядевшись внимательнее, он понял, что знаки, которые показались ему вначале узором, являются на самом деле письменами, запечатлевшими ту самую хвалу Пречистой Деве, которой обучил его в ночи незнакомец.
Инок тут же припомнил, как, не найдя в убогом жилище послушника ни пергамента, ни чернил, ночной гость начертал эти слова перстом прямо на камне, а когда изумленный юноша с волнением вопросил его имя, тот назвался именем, заставившем инока трепетать. Ночной гость назвался Архангелом Гавриилом, после чего исчез в сияющем блеске.
Архангел Гавриил, храмовая икона
XVI в.; Дерево, левкас, темпера
Высота 131 см, ширина 59 см
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Хвалебное пение Божией Матери «Достойно есть» с той поры стало неотъемлемой частью всякого церковного богослужения и всякого домашнего правила. А лик Небесной Царицы «Милующая» получил с того периода второе именование –
«Достойно есть»
. Церковь чествует его 24 июня, поскольку по Преданию 11(24) июня 982 г.Архангел Гавриил посетил келью послушника.
Интересный факт
Перед дивным этим образом просят Владычицу предстательствовать перед Божественным Ее Сыном о прощении всякого рода согрешений, в том числе самых тяжких, смертных. Ее просят о прекращении эпидемий и бедствий, а также о благословении брака.
Поскольку к данному славословию причастен Архангел Гавриил, песнопение это называют также Архангельской песнью.
Иконография: Достойно есть, икона Божией Матери. Датировки: XIX в. 1875 год. Материал: дерево, масло. Материал оклада: давление, металл. Размеры иконы: высота 40 см, ширина 37 см. В центре композиции изображение Богоматери с Младенцем Христом на левой руке, в трехчетвертном повороте фигуры налево. Предстоящие в рост слева: Александр Невский (?); справа: Мария с крестом в правой руке и яйцеобразным сосудом с крестом на крышке в левой. Цвета одежд пурпурные, золотистые, розовые, зеленоватые. Фон золотой. Над головой Богоматери Облачный Саваоф, шесть херувимов. Корону Богоматери поддерживают Ангелы Господни.Икона заключена в металлическую раму.На оборотной стороне черными чернилами надпись: «Сия святая икона именуемая (нрб) писана и освящена в Русско- св. Андреевском общежительном скиту на Афонской горе и верноподданнически поднесена его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу Великому князю Александру Александровичу и супруге его, Императорскому Высочеству, Государыне наследнице, Цесаревне Великой княгине Марии Федоровне. 4 марта 1875г. Иеромонах Паисий».На оборотной стороне в верхней части: оттиск круглой печати на красном сургуче с текстом по кругу (не читается). Инв. № КХМ КП 05897. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Каждый год в понедельник после Светлого Воскресения Господня афонские насельники совершают с этим ликом Крестный ход вокруг обители Кутлумуш. Однажды прп. Паисий Святогорец наблюдал проистекающее от образа благоухание, о чем вспоминал так:
«В понедельник Светлой Седмицы я сидел в архондарике своей кельи и творил молитву Иисусову. Вдруг я почувствовал необыкновенно сильное благоухание, вышел в коридор, чтобы посмотреть, откуда оно исходит, потом пошел в церковь – но благоухание шло не оттуда. Я вышел из каливы во двор. Здесь благоухание чувствовалось сильнее. Потом я услышал, как бьют в деревянное било. Поглядев в сторону Кутлумушского монастыря, я увидел, как вниз идет Крестный ход, и понял, что это благоухание исходит от иконы Пресвятой Богородицы».
В России есть несколько чудесных списков афонской святыни
Чудесный список, созданный в афонском скиту ап. Андрея Первозванного, есть в церкви Казанского образа Божией Матери в Рыбинске. Он принесен с Афона игуменом Ильей Мраморным, изобретшим для этого лика специальные носилы с колесами и 3 года перевозившим его на себе со Священной Горы. Сейчас лик этот украшают многочисленные приношения прихожан, получивших через него дивную помощь Владычицы.
В 1853 г. список образа Богоматери «Милующей» подарили арзамасской Алексеевской обители. После упразднения прихода в богоборческие годы, лик этот подвергся поруганию. Однако в 1997 г. в одной из старых городских хозпостроек обнаружили уцелевшую центральную доску образа. Лик Богоматери был сильно изувечен топором. Его передали в Никольскую обитель, где после совершенного с образом Крестного хода произошло удивительное: на следующие же сутки образ замироточил, а на месте вырубленных глаз Богоматери через некоторое время стало появляться их новое изображение,словно незримый иконописец заново рисовал их!
Этот образ известен в Арзамасе под именем «Богоматери рубленной». Через него богомольцам подаются множественные излечения, особенно при болезнях головы и глаз.
Иконография: Достойно есть, икона Божией Матери. Датировки: XIX в. Конец XIX — начало ХХ века. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 36 см, ширина 27 см. Икона выполнена в манере, приближающейся к академическому письму. Крупным планом по центру победренно изображена Богоматерь в трехчетвертном повороте налево с Младенцем на руках. Фон золотистый. Инв. № КХМ КП 05519. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
В Задонской Свято-Тихоновской Преображенской обители Липецкой обл. также есть чтимая копия образа афонского письма. 26 ноября 2000 г. произошло ее обновление.
Мнение эксперта:
Выражение “Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим” является частью молитвы “Символ веры”. Эти слова относятся к ангельским хорам и используются для описания святости и величия Божественных сущностей. Эксперты в области религиозной философии считают, что данное выражение подчеркивает высокий уровень почитания и превознесения перед Богом. Оно символизирует идеалы чистоты, благородства и беспримерного величия, что делает его важным элементом духовной практики и понимания веры.
Суть молитвы
Данное песнопение восхваляет Предивную Владычицу, как Матерь Господа Иисуса, всегда пребывающую в блаженстве и непорочности. Славословие утверждает, что Она Своими честью и славою превосходит самые высочайшие Небесные Силы — Херувимов и Серафимов, то есть Царица Небесная превосходит Своим совершенством не только всех живущих и живших когда-либо людей, но и всех бесплотных созданий Божиих.
Она без болезни, сохранив целомудрие, предивным образом родила Господа, воплотившегося чрез Нее в образе человеческом, а потому является Пречистая Приснодева Истинною Богородицей.
Как читается молитва в храме и дома
Поскольку порядок богослужений складывался на протяжении длительного временного периода, естественным является факт того, что каждое столетие накладывало свои особенности на произношение молитвенных текстов.
Иерусалимский устав определял данное восхваление как припев к песнопению «Величит душа моя Господа», исполняемому перед 9-й песнью канона Утрени в большинстве богослужений церковного года. Кроме того, это восхваление звучит и как самостоятельное молитвословие. Его произносят и по завершении какого-либо дела, как благодарение, а также в окончании молитвенных чтений.
В Православной энциклопедии поясняется следующее:
«В современной многоголосной практике РПЦ молитва «Достойно есть» на Утрене поется обычно на глас катавасии обиходным напевом или на подобен напева «Величит душа Моя Господа».На Божественной литургии используются обиходные напевы (киевский 8-го гласа, подобны различных гласов и др.) или авторские гармонизации… В современной греческой традиции на Литургии молитва «Достойно есть» часто поется на 2-й глас (надписывается как «обиходное» (συνηθισμένον)».
Произнося текст молитвословия, прежде всего, следует помнить, что важно именно молиться, а не просто произносить выразительно слова. Молитва – это не вычитка текста. Умение богоугодно молиться есть духовный дар.
Всякие молитвенные обращения произносятся несуетно, неспешно, с четким проговариванием каждого слова, это весьма важно, потому что в разговоре с Господом, Его Пресвятой Матерью и угодниками не допустимо путать, коверкать или «проглатывать» слова, и наслаивать одну фразу на другую, — смысл молитвы от этого совершенно меняется.
Недопустимо произносить молитвенный текст автоматически, всегда нужно понимать его смысл, понимать произносимые выражения.
Если какие-то отдельные слова или выражения на церковно-славянском языке остаются непонятными, необходимо найти их в словаре на языке современном, и только тогда произносить молитвенный текст.
Также клирики обращают внимание на недопустимость при пении молитвословий демонстрировать красоту голоса, уделяя внимание не столько содержанию текста, сколько чистому выведению нотных звуков, подобно тому, как делается это в пении оперном.
Николай Акимович Стрелецкий,бывший диктор Центрального Телевидения, многие годы преподающий богослужебную риторику в Николо-Угрешской семинарии и в Духовной Академии, разъясняет:
«Богослужебная риторика – это не чтение, поскольку в храме мы не читаем, а молимся. И каждый произносящий священные тексты должен именно МОЛИТЬСЯ, а НЕ ЧИТАТЬ. Научиться этому не трудно, но нужно приложить усилия… К сожалению, на сегодняшний день стало нормой произношение псалмов, молитв и прочего, не ориентированное на отчетливую артикуляцию и особенно на выражение в них смысла. Логические акценты в текстах отсутствуют, их заменяют случайные голосовые ударения, которые ставятся произвольно. Но главное — искажение или полное нивелирование мысли, заложенной в богослужебные тексты их авторами – святителями и преподобными, воспринимаемое как нечто законное.
В прежние времена эта проблема поднималась пастырями и видными церковными деятелями…Нам нужно научиться молиться правильно, разумно и сердечно, а, соответственно и жизнь н
ашу строить по нашей молитве. Молитву нужно разобрать на мысли. По словам всех святых отцов нужно прочувствовать сердцем каждое слово молитвы: зачем оно здесь и почему именно это слово? И нужно не просто произносить молитвы, чтобы Господь слышал нас, но еще и исправляться. Каяться и плоды приносить, достойные покаяния, чтобы за этими словами стояла наша жизнь».
Моление всегда должно быть искренним. От чистого сердца должны исходить не только воззвания к Вседержителю и Его Матери о помощи, но и слова Их прославления. Иначе моления эти будут походить, как выражаются некоторые клирики,
«на театральное представление»,
а молитвенного состояния при этом не будет. Произносимые слова должны быть «живыми», то есть рожденными в сердце, и тогда это уже не будет являться обычным чтением. Молитвенное прошение преобразится в живую мысль, в живое обращение — тогда легко будет молящемуся перейти в состояние внутреннего умиления и благодати, о котором говорят учителя Церкви.
Опытные служители советуют учиться молению у старцев. Послушать в записи на информационном ресурсе, как произносят текст они, и попробовать повторить за ними, — ведь никто не научит молитве лучше, нежели эти благочестивые молитвенники за род человеческий.
Если же не получается добиться сразу правильного молитвенного состояния, не следует унывать. Идеальные требования предъявлять не нужно,ведь произнесение молитвы в любом случае всегда лучше, чем отказ от нее.
Интересные факты
-
Выражение «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» относится к Богородице, которая является матерью Иисуса Христа. Оно было впервые употреблено в византийском гимне IX века «Богородице Дево, радуйся» и позже вошло в православную литургию.
-
Херувимы и Серафимы — два высших ангельских чина в христианской и иудейской традициях. Херувимы известны своим знанием и мудростью, а Серафимы — своей любовью и рвением. Таким образом, выражение «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» означает, что Богородица превосходит даже самых высоких ангелов в своих добродетелях и святости.
-
Выражение «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» часто используется в православных молитвах и песнопениях, посвященных Богородице. Оно также используется в иконографии, где Богородица часто изображается с крыльями, как ангел.
Текст молитвы «Достойно есть»
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Перевод:
Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна почитания больше Херувимов и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без болезней родила Бога Слова (Сына Божия), и как истинную Богородицу мы Тебя прославляем.
Частые вопросы
Что такое херувимы и серафимы?
Серафимы переводятся как «пламенные, огненные» и отличаются особой близостью к Творцу и горячей любовью к Нему. Херувимы в еврейском переводе означают «умы», распространители Божественного знания. Их задача — духовное просвещение людей. На престолах восседает Бог и вершит правосудие.
Кто такие херувимы и серафимы Ангелы и их роль?
כרוב, херу́в) — упоминаемые в Библии крылатые небесные существа. В библейском представлении ο небесных существах херувимы вместе с серафимами являются самыми близкими к Богу. В христианстве это второй, следующий после серафимов, ангельский чин.
Как выглядят херувимы и серафимы?
Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех, а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» (Иез 1:4-10).
Кто написал Честнейшую херувим?
В IX веке Богородицу величали песнопением, составленным в VIII веке Космой Маюмским (в церковнославянском переводе): Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Исследуйте историю и контекст использования выражения «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» в православной церкви. Это поможет вам лучше понять его значение и значение каждого слова в нем.
СОВЕТ №2
Обратитесь к богословским источникам, чтобы узнать толкование данного выражения с точки зрения церковной традиции. Это поможет вам глубже вникнуть в его духовное значение.
Сравнение с другими хвалебными песнями
В православной церковной традиции существует множество хвалебных песнопений, в которых прославляются ангельские силы. Одним из наиболее известных выражений является «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Это выражение восходит к богослужебному тексту Литургии Преждеосвященных Даров, который поется во время Передосвященной Литургии великого четверга.
По сравнению с другими хвалебными песнями, в которых упоминаются ангельские силы, данное выражение выделяется своей особой глубиной и поэтичностью. В нем содержится не только прославление ангелов, но и откровенное признание величия и святости Божественного. Херувимы и Серафимы, как высшие чины ангелов, символизируют близость к Богу и непосредственное служение Ему.
В христианской традиции ангелы играют важную роль как посредники между человеком и Богом. Поэтому в хвалебных песнях, в том числе и в выражении «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», подчеркивается их особое место в духовной иерархии. Эти слова напоминают верующим о величии и святости небесных существ, которые поют хвалу Творцу непрестанно.